Transparency: каждый пятый депутат госдумы лоббирует интересы силовиков

Каждый пятый депутат Госдумы оказался лоббистом силовиков

Директор ФСБ Александр Бортников, председатель Госдумы Вячеслав Володин и председатель СКР Александр Бастрыкин (слева направо)

PhotoXPress

Каждый пятый депутат Госдумы лоббирует интересы силовых структур, утверждает «Трансперенси интернешнл — Россия» по итогам проведенного ею расследования. По мнению организации, в текущем созыве к силовому лобби принадлежат 86 депутатов (19,1% от общего их числа).

Некоторых из них, следует из подсчетов «Трансперенси», можно отнести к лобби конкретных ведомств: 26 — Минобороны, 20 — ФСБ, 8 — прокуратуры и Следственного комитета, 7 — МВД.

У Росгвардии, ФСО, СВР, ФСИН и МЧС нет своих собственных лоббистов, однако их интересы, как и интересы других силовиков, продвигает силовое лобби в целом, сообщает организация.

К лоббистам Минобороны причислены, например, депутаты Дмитрий Саблин и Константин Затулин, к лоббистам ФСБ – Андрей Луговой.

22 рекомендации

по совершенствованию антикоррупционной работы получила Россия от экспертов Группы стран по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) в 2017 г. в докладе на тему «Предупреждение коррупции среди парламентариев, судей и прокуроров».

Восемь из этих рекомендаций касаются работы членов Федерального собрания.

В частности, эксперты ГРЕКО заявили о необходимости урегулировать взаимодействие парламентариев с лоббистами, ввести обязательное общественное обсуждение вносимых в Госдуму законопроектов и принять кодекс этики члена парламента.

«Трансперенси» отмечает, что, судя по количеству участников, наиболее влиятельными подгруппами силового лобби могут быть представители Минобороны и ФСБ.

В то же время организация обращает внимание на то, что подгруппа прокуратуры и СКР, хоть и численно меньше, но имеет формально большое влияние в профильном комитете Госдумы по безопасности и в силовом лобби в целом.

Глава комитета – бывший первый замглавы СКР Василий Пискарев, а его заместители – это бывший заместитель генпрокурора Эрнест Валеев и служивший до 2003 г. в Главной военной прокуратуре Анатолий Выборный.

«Трансперенси» отмечает, что силовое лобби в шестом и седьмом созывах последовательно усиливается. Из 86 парламентариев 24 избирались в Госдуму более двух раз, 29 — дважды (в 2011 и 2016 гг.), 33 избраны впервые. Это отражается на распределении денег в бюджете, указывает организация: расходы на силовые статьи стали резко расти с 2012 г., эта тенденция сохраняется до сих пор.

В России, в отличие от некоторых западных стран, нет закона о лоббизме, хотя чиновники несколько раз обсуждали возможность его разработки и принятия. В 2012 г.

на тот момент президент Дмитрий Медведев говорил, что принятие закона пока не целесообразно, однако не исключил этого в будущем. В 2014 г.

Медведев на посту премьера поручал Минэкономразвития подготовить концепцию регулирования лоббизма.

В Госдуме ознакомились с докладом и оценками, которые дают авторы исследования, сказал источник в аппарате Госдумы, не став давать оценку исследованию. Связаться с руководителем комитета по безопасности Василием Пискаревым пока не удалось.

Пресс-секретарь «Трансперенси» Артем Ефимов сообщил «Коммерсанту», что в первую очередь лобби сосредоточено в профильных комитетах — комитете по обороне и комитете по безопасности и противодействию коррупции.

Эрнест Валеев назвал зачисление его в силовое лобби «глупостями». Член комитета по обороне Павел Дорохин, который упоминается в расследовании в качестве лоббиста Минобороны, также отрицает свою принадлежность к лобби.

Он назвал выводы «Трансперенси» «гипотетическими бездоказательными размышлениями».

Источник: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2018/08/28/779195-transperensi

Transparency назвала каждого пятого депутата лоббистом силовых структур :: Политика :: РБК

Из 450 думских парламентариев 86 продвигают интересы силовых ведомств, полагают в организации. Более половины из них особое внимание, по данным Transparency, уделяют Минобороны и ФСБ

Фото: Марат Абулхатин / ТАСС

В нынешнем составе Госдумы каждый пятый депутат лоббирует интересы российских силовых структур. К такому выводу, проанализировав биографии, а также законотворческую и медийную активность парламентариев, пришли эксперты российского отделения организации Transparency International. Соответствующее исследование опубликовано на ее сайте.

Согласно его результатам, 86 депутатов (19,1% от общего числа всех парламентариев седьмого созыва Госдумы; всего в палате 450 кресел) занимаются продвижением интересов силовых структур. Из них 24 избирались в Думу более двух раз, 29 — дважды (в 2011-м и в 2016 году), а 33 оказались в нижней палате парламента впервые.

Кроме того, некоторые из них, по оценке аналитиков, лоббируют не все ведомства, а конкретные. Например, 26 парламентариев, как выяснили в Transparency, продвигают инициативы, связанные только с интересами Минобороны, еще 20 сосредоточены на ФСБ, восемь депутатов особое внимание уделяют прокуратуре и Следственному комитету, семь — МВД.

https://www.youtube.com/watch?v=4Fm5j2cMblk

Остальные ведомства и структуры (например, Росгвардия, Федеральная служба охраны, Служба внешней разведки, ФСИН и МЧС), как отмечается в исследовании, собственных лоббистов в Госдуме не имеют.

Однако их интересы, в том числе в парламенте, продвигают депутаты из «силового лобби», поясняют в Transparency, отмечая, что требования этих структур часто удовлетворяются посредством инициатив, касающихся других ведомств.

При этом практики лоббирования, по информации Transparency, разнообразны и заключаются не только во внесении в Госдуму соответствующих инициатив. Согласно исследованию, они варьируются от официальных письменных обращений и участия депутатов-лоббистов в консультациях до организации ими публичных кампаний и неформальных встреч с представителями власти и различных форм финансирования.

Профильный комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции возглавляет Василий Пискарев, напомнили в Transparency, заметив, что до избрания в Думу он занимал должность первого замглавы Следственного комитета.​ А его первым заместителем является Эрнест Валеев (он прежде работал заместителем генерального прокурора России).

В качестве примера пролоббированных законопроектов эксперты Transparency привели инициативу «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».

В нижнюю палату парламента она была внесена депутатом от фракции «Единая Россия» Ларисой Тутовой.

Документ предполагает передачу на региональный уровень полномочий по увековечению памяти погибших при защите Отечества, в том числе в вопросах финансирования и организации работы.

В настоящий момент такие работы, как подчеркивается в исследовании, проводит только Минобороны за счет своего бюджета. Если законопроект Тутовой будет одобрен, военное ведомство освободится от дополнительных расходов, заметили специалисты.

От законопроекта о полномочиях сотрудников Росгвардии и МВД, в котором парламентарии Эрнест Валеев и Василий Пискарев (оба — «Единая Россия») предложили наделить работников первой структуры правом доставлять людей в ОВД для составления протоколов, а второй — принимать решение о допуске к управлению автомобилем, по мнению экспертов Transparency, выиграют и Росгвардия, и МВД. Эта инициатива, как подчеркивается в исследовании, расширяет их полномочия и ведет к усилению этих ведомств.

Помимо этого результат лоббирования, как выяснили в Transparency, может проявляться в совершенствовании технического оснащения министерства, перераспределении бюджетных ассигнований в пользу конкретных ведомств, а также увеличении льгот и субсидий для их сотрудников и членов семей.

Законодательно лоббирование в настоящее время в России не регулируется. Соответствующие понятия («лоббизм», «лоббист» и «лоббистская деятельность») в официальных законопроектах также не закреплены.

Источник: https://www.rbc.ru/politics/28/08/2018/5b854a249a79473d96577458

Transparency International: каждый пятый депутат Госдумы лоббирует интересы силовиков

Международное движение Transparency International опубликовало исследование, из которого следует, что каждый пятый депутат Государственной думы лоббирует интересы силовых структур.

Исходя из анализа законопроектов, внесенных или поддержанных каждым депутатом, и наличия связей, в том числе профессиональных, с силовыми структурами, агентство сделало вывод, что в нынешнем созыве Госдумы 86 депутатов (19% от общего числа) продвигают и защищают интересы силовых структур.

К данным структурам исследователи относят Федеральную службу безопасности (ФСБ), Федеральную службу охраны (ФСО), Федеральную службу войск национальной гвардии (Росгвардию), Службу внешней разведки (СВР), Министерство внутренних дел (МВД), Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), Следственный комитет (СК), органы прокуратуры, Федеральную службу исполнения наказаний (ФСИН).

Наибольшее число лоббистов в Госдуме имеют Минобороны (26 депутатов) и ФСБ (20 депутатов). Еще восемь депутатов лоббируют интересы прокуратуры и СК, а интересы МВД — семеро парламентариев. По сведениям Transparency, Росгвардия, ФСО, СВР, ФСИН и МЧС не имеют собственных «представителей» в думе, но силовое лобби продвигает их интересы вместе с интересами других силовиков.

«По количеству депутатов наиболее влиятельными подгруппами силового лобби могут быть представители Министерства обороны России и Федеральной службы безопасности. Подгруппа лоббистов прокуратуры и СК численно меньше, но имеет формально большое влияние в профильном комитете Госдумы и в группе силового лобби в целом», — говорится в докладе.

Исследователи отмечают последовательный рост влияния силового лобби: 24 депутата из их числа избирались в Госдуму свыше двух раз, а большая часть (33 депутата) получила мандаты в 2016 году.

В результате деятельности этих депутатов расходы на оборону и безопасность за последние два года превысили расходы на здравоохранение в 11 раз. При этом публичной является лишь треть всех расходов на оборону, а содержательно анализировать можно в лучшем случае пятую их часть, говорят в Transparency.

Читайте также На врачей тратят больше, чем на полицейских Это не единственный миф, который тиражируют медиа

Исследователи призвали Федеральное собрание РФ проработать вопрос регулирования лоббистских практик в российском законодательстве, чтобы снизить «коррупционный потенциал».

«Уже имея ряд привилегий (ранний выхода на пенсию, субсидии на покупку жилья, бесплатное санаторно-курортного лечение и медицинские услуги для себя и членов своих семей и проч.), силовики оказывают влияние на законодательный процесс, чтобы увеличить социальную поддержку от государства», — резюмируют в Transparency International.

В ноябре 2017 года «Левада-центр» выяснил, что 51% россиян считает социальной опорой президента России Владимира Путина силовиков, работников спецслужб и олигархов.

В марте 2018 года несколько российских журналисток заявили о домогательствах со стороны председателя комитета Госдумы по международным делам Леонида Слуцкого. 21 марта комиссия по этике Госдумы не нашла нарушений в поведении депутата.

Читайте также:  Россия откажется от торговых представительств

Источник: https://takiedela.ru/news/2018/08/28/silovoe-lobbi/

«Трансперенси Интернешнл»: каждый пятый депутат Госдумы лоббирует интересы силовиков

Организация провела расследования, из которых посчитала, что больше всего лоббистов у Минобороны и ФСБ. По каким критериям «Трансперенси» определяла лоббистов и может ли это быть правдой?

Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Каждый пятый депутат Госдумы лоббирует интересы силовых структур. К такому выводу пришли специалисты группы «Трансперенси Интернешнл — Россия» в Барнауле по итогам проведенного ею расследования. Организация утверждает, что расходы на силовые статьи бюджета страны резко растут с 2012 года.

Как следует из расследования, в текущем созыве к силовому лобби принадлежат 86 депутатов. Больше всего их у Минобороны — 26. 20 депутатов лоббируют интересы ФСБ, 8 — прокуратуры и Следственного комитета, 7 — МВД. У других силовых структур нет своих собственных лоббистов, однако их интересы продвигает силовое лобби в целом, отмечается в докладе «Трансперенси Интернешнл».

Чтобы отнести того или иного депутата к определенной группе, специалисты анализировали биографии, законотворческую активность, сведения о тех, кто поддерживал их на выборах, а также их связи с органами власти. В чем конкретно заключается лоббизм депутатов, Business FM рассказал руководитель отдела по связям с общественностью «Трансперенси Интернешнл — Россия» Глеб Гавриш.

Глеб Гавриш руководитель отдела по связям с общественностью «Трансперенси Интернешнл — Россия»

Финансирование силовиков действительно постоянно растет. Так в 2016 году расходы на оборону выросли в 3,7 раза по сравнению с запланированными, а на безопасность — на 44%. В 2017 году — в 2,8 раза на оборону и на 50% — на безопасность, приводит статистику «Трансперенси».

Но рост расходов на обороноспособность и безопасность страны нельзя считать лоббизмом, говорит первый заместитель председателя думского комитета по делам СНГ Константин Затулин. Он, кстати, тоже оказался в списке лоббистов Минобороны.

Константин Затулин первый заместитель председателя думского комитета по делам СНГ

Директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов вообще считает, что причислять депутатов к лоббистам нелепо, так как все решения принимаются в другом месте.

Григорий Добромелов директор Института прикладных политических исследований

В России, в отличие от некоторых западных стран, нет закона о лоббизме, хотя чиновники несколько раз обсуждали возможность его разработки и принятия. Пункт о нормативно-правовом регулировании лоббизма присутствовал в Национальных планах противодействия коррупции с 2008 по 2015 годы. Затем, в 2016 году этот пункт из плана исчез и до сих пор не вернулся.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Источник: https://www.bfm.ru/news/393344

«Трансперенси»: Каждый пятый депутат Госдумы принадлежит к «силовому лобби»

https://www.znak.com/2018-08-28/transperensi_kazhdyy_pyatyy_deputat_gosdumy_prinadlezhit_k_silovomu_lobbiЕкатерина Евсюкова

Каждый пятый действующий депутат Госдумы принадлежит к «силовому лобби», а расходы на силовые статьи бюджета страны резко растут с 2012 года.

К такому выводу пришла проектная группа «Трансперенси Интернешнл — Россия» под руководством Светланы Тельновой, проанализировав биографии, законотворческую и медийную активность парламентариев, сведения о тех, кто поддерживал их на выборах, их связи с коммерческими и некоммерческими организациями, а также с органами власти. Информация выложена на сайте организации. 

«Для того чтобы определить силовых лоббистов в нижней палате парламента, мы проанализировали весь депутатский корпус Государственной Думы седьмого созыва на предмет вероятной принадлежности депутатов к той или иной группе лоббистов. Для этого мы изучили более 48 тыс.

страниц открытых источников (сайты СМИ и органов государственной и муниципальной власти, официальные сайты Государственной Думы, личные сайты депутатов и их публичные страницы в социальных сетях, данные об их законотворческой деятельности, данные ЕГРЮЛ, связи с коммерческими и некоммерческими структурами, отраслевыми объединениями, с региональными и федеральными органами государственной власти, а также базу доноров депутатов на выборах в Государственную Думу 2016 года, собранную в рамках нашего предыдущего исследования) и определили два критерия, позволяющие нам отнести того или иного депутата к какому-либо виду лобби: их законотворческую деятельность и профессиональные (трудовые) отношения с силовыми структурами до избрания», — говорится в сообщении. 

Силовые лоббисты делятся на две группы: это депутаты, которые имеют «силовой» бэкграунд (то есть до избрания в Госдуму проходили службу в силовых органах или же находились на военной службе), и те, кто безусловно поддерживают «силовые» законопроекты, объясняют авторы.

«При этом депутаты из этой группы могут быть фронтменами какой-то узконаправленной темы — например, специализироваться на молодежной политике или совершенствовании федеральной контрактной системы, — но при этом их авторство будет указано в большинстве законопроектов, выгодоприобретателями которых являются силовые структуры», — говорится в материале. 

В нынешнем созыве Госдумы 86 депутатов (19,1% от общего числа парламентариев) принадлежит к силовому лобби, делают вывод эксперты. 

Некоторых из них можно отнести к лобби конкретных ведомств, а не силовых структур в целом: Росгвардия, ФСО, СВР, ФСИН и МЧС собственных лоббистов не имеют, но их интересы, вместе с интересами других силовиков, также продвигает силовое лобби. Получились такие цифры: 26 депутатов лоббируют интересы Минобороны, 20 депутатов — ФСБ, 7 — МВД, 8 депутатов — прокуратуру и СКР. 

«Однако стоит обратить внимание на то, что профильный Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции возглавляет Василий Пискарев, который до избрания в Госдуму с 2012 по 2016 год занимал должность первого заместителя председателя Следственного комитета.

Василий Пискарев также является сопредседателем Комиссии Госдумы по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности.

Первым заместителем председателя Комитета по безопасности является Эрнест Валеев, бывший заместитель генерального прокурора. Другой заместитель председателя комитета — Анатолий Выборный, служивший до 2003 года в Главной военной прокуратуре.

Подгруппа лоббистов прокуратуры и СК численно меньше, но имеет формально большое влияние в профильном комитете Госдумы и в группе силового лобби в целом», — отмечается в докладе. 

Источник: https://www.znak.com/2018-08-28/transperensi_kazhdyy_pyatyy_deputat_gosdumy_prinadlezhit_k_silovomu_lobbi

В россии каждый пятый депутат лоббирует интересы силовиков | 29.08.18

Каждый пятый действующий депутат Госдумы РФ седьмого созыва принадлежит к «силовому лобби», выяснили в «Трансперенси Интернешнл — Россия», части международного движения Transparency International.

Силовые лоббисты делятся на две группы: это депутаты, которые имеют «силовой» бэкграунд (то есть до избрания в Госдуму проходили службу в силовых органах или же находились на военной службе), и те, кто безусловно поддерживают «силовые» законопроекты.

При этом представители последней могут быть фронтменами какой-то узконаправленной темы — например, специализироваться на молодёжной политике или совершенствовании федеральной контрактной системы, однако их авторство будет указано в большинстве законопроектов, выгодоприобретателями которых являются силовые структуры. Группа силового лобби в свою очередь объединяет ряд ведомств и министерств.

Силовое лобби в Госдуме усиливается, отмечают в «Трансперенси Интернешнл — Россия». Среди 86 депутатов силового лобби 24 избирались в Госдуму более двух раз, еще 29 — дважды (в 2011 и в 2016 году), а 33 избраны впервые. Усиление силовиков находит свое отражение и в распределении средств в статьях бюджета, и расходы на силовые статьи резко растут с 2012 года, указывают аналитики организации.

Как правило, по факту исполнения бюджета цифры оказываются выше запланированных, сообщается в исследовании. Например, в 2016 году расходы на оборону выросли в 3,7 раза по сравнению с запланированными, а на безопасность — на 44,47 %; в 2017-м — в 2,8 раза на оборону и на 50,9 % — на безопасность.

По таким статьям как, например, «образование» или «здравоохранение» также наблюдается рост расходов, однако не столь значительный. за рассматриваемый период он составляет обычно 3-6%. Самый высокий показатель был зафиксирован в 2017 году, когда расходы по статье «здравоохранение» выросли на 16,1%.

В 2015 году британское отделение Transparency International отмечало закрытость и непрозрачность российского оборонного бюджета, а в 2017 году в исследовании коррупционных рисков в Минобороны «Трансперенси Интернешнл — Россия» указывала на то, что публичной является всего треть всех расходов на оборону, а содержательно анализировать можно в лучшем случае пятую их часть.

В ходе исследования проектная группа «Трансперенси Интернешнл — Россия» проанализировала биографии, законотворческую и медийную активность парламентариев, сведения о тех, кто поддерживал их на выборах, их связи с коммерческими и некоммерческими организациями, а также с органами власти.

Под лоббированием Transparency International подразумевают прямое или косвенное воздействие на государственных должностных лиц, политических руководителей или их представителей с целью оказания влияния на принятие управленческих решений в пользу конкретной группы.

В России лоббирование не регулируется законодательно, а понятия «лоббизм», «лоббист» и «лоббистская деятельность» законодательно не закреплены.

Силовыми называются федеральные органы власти, которые финансируются по статьям бюджета «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», вооружены и имеют военизированную структуру.

К ним можно отнести Федеральную службу безопасности (ФСБ), Федеральную службу охраны (ФСО), Федеральную службу войск национальной гвардии (Росгвардию), Службу внешней разведки (СВР), Министерство внутренних дел (МВД), Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), Следственный комитет (СК), органы прокуратуры, Федеральную служба исполнения наказаний (ФСИН). Многие силовые структуры наделены правом оперативно-розыскной деятельности.

Источник: https://www.finanz.ru/novosti/lichnyye-finansy/v-rossii-kazhdy-pyaty-deputat-lobbiruet-interesy-silovikov-1027491839

Компромат.Ru ®

Оригинал этого материала
© «Трансперенси Интернешнл Россия», 28.08.2018, Фото: ТАСС, РИА «Новости», Иллюстрации: «Трансперенси Интернешнл Россия»

Елена Басманова, Ольга Березовская, Светлана Тельнова

Читайте также:  Кс разъяснил, когда суд может не пустить в дело защитника-неадвоката

Каждый пятый действующий депутат Госдумы принадлежит к «силовому лобби», а расходы на силовые статьи бюджета страны резко растут с 2012 года.

К такому выводу пришла проектная группа «Трансперенси Интернешнл – Россия» под руководством Светланы Тельновой, проанализировав биографии, законотворческую и медийную активность парламентариев, сведения о тех, кто поддерживал их на выборах, их связи с коммерческими и некоммерческими организациями, а также с органами власти.

Что такое лоббирование

По определению Transparency International, лоббированием называется прямое или косвенное воздействие на государственных должностных лиц, политических руководителей или их представителей с целью оказания влияния на принятие управленческих решений в пользу конкретной группы.

Практики лоббирования разнообразны – от официальных письменных обращений, участия в консультациях и рабочих совещаниях, организации публичных кампаний до неформальных встреч лоббистов с представителями власти и различных форм финансирования.

Результат лоббирования может проявляется в законодательном расширении полномочий, совершенствовании технического оснащения, перераспределении бюджетных ассигнований в пользу конкретных ведомств, увеличении льгот и субсидий для их сотрудников, членов их семей и т.д.

В России лоббирование не регулируется законодательно, а понятия «лоббизм», «лоббист» и «лоббистская деятельность» законодательно не закреплены, хотя пункт о нормативно-правовом регулировании лоббизма присутствовал в Национальных планах противодействия коррупции с 2008 по 2015 годы (в 2016-2017 годах этот пункт из плана исчез и в 2018 году не вернулся). В 2018 году о правовом регулировании лоббизма в России заговорил, среди прочих, заместитель председателя думского Комитета по безопасности Анатолий Выборный.

Анатолий Выборный

Регулирование лоббирования считается в мире важным элементом системы противодействия коррупции.

В 2017 году Россия прошла четвертый раунд оценки экспертов Группы стран по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) по теме «Предупреждение коррупции среди парламентариев, судей и прокуроров» и получила 22 рекомендации по дальнейшему совершенствованию антикоррупционной работы.

Восемь рекомендаций ГРЕКО касаются членов российского парламента: организация подчеркивает необходимость урегулировать взаимодействия парламентариев с лоббистами, в том числе, со стороны исполнительной власти и путем обсуждений законопроектов с группой экспертов.

Что такое силовое лобби
Силовыми называются федеральные органы власти, которые финансируются по статьям бюджета «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», вооружены и имеют военизированную структуру.

К ним можно отнести Федеральную службу безопасности (ФСБ), Федеральную службу охраны (ФСО), Федеральную службу войск национальной гвардии (Росгвардию), Службу внешней разведки (СВР), Министерство внутренних дел (МВД), Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), Следственный комитет (СК), органы прокуратуры, Федеральную служба исполнения наказаний (ФСИН). Многие силовые структуры наделены правом оперативно-розыскной деятельности. У силовиков разных ведомств много общего: например, общая структура воинских званий и сравнительно раннее окончание службы – сотрудники Минобороны, МВД или МЧС могут выйти на пенсию с 45 лет. Соответственно, силовое лобби – это продвижение интересов силовых структур, в том числе, в парламенте.

Как мы искали лоббистов в Госдуме

Для того, чтобы определить силовых лоббистов в нижней палате парламента, мы проанализировали весь депутатский корпус Государственной Думы седьмого созыва на предмет вероятной принадлежности депутатов к той или иной группе лоббистов.

Для этого мы изучили более 48 000 страниц открытых источников (сайты СМИ и органов государственной и муниципальной власти, официальные сайты Государственной Думы, личные сайты депутатов и их публичные страницы в социальных сетях, данные об их законотворческой деятельности, данные ЕГРЮЛ, связи с коммерческими и некоммерческими структурами, отраслевыми объединениями, с региональными и федеральными органами государственной власти, а также базу доноров депутатов на выборах в Государственную Думу 2016 года, собранную в рамках нашего предыдущего исследования) и определили два критерия, позволяющие нам отнести того или иного депутата к какому-либо виду лобби: их законотворческую деятельность и профессиональные (трудовые) отношения с силовыми структурами до избрания.

Одним из критериев, позволяющих отнести депутата к той или иной группе лоббистов, является его законотворческая деятельность.

Для этого необходимо определить, автором каких законопроектов является депутат, какими темами занимается, какие законопроекты поддерживает в качестве инициатора, в чем суть этих законопроектов, и кто может быть выгодоприобретателем в результате успешного прохождения. Мы анализировали законотворческую деятельность за седьмой и предыдущие созывы Госдумы.

Помимо законодательной, депутаты также занимаются представительской деятельностью. Она включает общение с гражданами, депутатские командировки, написание депутатских запросов, организация и участие в публичных мероприятиях и др.

Поэтому мы также оценивали трудовые отношения депутатов до избрания в Государственную Думу, анализировали, с какими объединениями, коммерческими или некоммерческими организациями, органами государственной и муниципальной власти они связаны, в какие экспертные советы или секции при комитетах Государственной Думы входят, какую позицию занимают, в каких публичных мероприятиях участвуют. Оценив эти факторы, мы можем судить о вероятной принадлежности депутата к тому или иному виду лобби.

Силовые лоббисты делятся на две группы: это депутаты, которые имеют «силовой» бэкграунд (то есть до избрания в Госдуму проходили службу в силовых органах или же находились на военной службе), и те, кто безусловно поддерживают «силовые» законопроекты.

При этом депутаты из этой группы могут быть фронтменами какой-то узконаправленной темы – например, специализироваться на молодёжной политике или совершенствовании федеральной контрактной системы, – но при этом их авторство будет указано в большинстве законопроектов, выгодоприобретателями которых являются силовые структуры.

Подгруппы силового лобби

Группа силового лобби объединяет ряд ведомств и министерств. Поэтому можно оценить, какое из ведомств и министерств имеет наибольшее влияние в силовом корпусе Госдумы. Представители Прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ объединены в одну подгруппу, поскольку вносимые депутатами законопроекты касаются как прокуратуры, так и следственного комитета.

Сложно выделить лоббистов Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, потому что депутаты вносят законопроекты как в интересах этой службы, так и в интересах других силовых структур. Поэтому депутаты, замеченные в продвижении интересов Росгвардии, входят в общую группу силового лобби.

Сюда же включены депутаты, которые относятся к двум и более подгруппам силового лобби.

В нынешнем созыве Госдумы 86 депутатов (19,1% от общего числа парламентариев) принадлежит к силовому лобби.

Некоторых из них можно отнести к лобби конкретных ведомств, а не силовых структур в целом:

Минобороны ФСБ МВД Прокуратура и СК
26 депутатов 20 депутатов 7 депутатов 8 депутатов
Минобороны

  • Николай Тимофеевич Антошкин
  • Ильдар Зинурович Бикбаев
  • Владимир Иванович Богодухов
  • Антон Александрович Гетта
  • Павел Сергеевич Дорохин
  • Сергей Александрович Жигарев
  • Алексей Александрович Журавлев
  • Виктор Михайлович Заварзин
  • Константин Федорович Затулин
  • Александр Николаевич Ищенко
  • Артем Александрович Кавинов
  • Юрий Викторович Кобзев
  • Андрей Леонидович Красов
  • Наталья Сергеевна Кувшинова
  • Алексей Вадимович Лященко
  • Роман Юрьевич Романенко
  • Дмитрий Вадимович Саблин
  • Владимир Ильич Синяговский
  • Игорь Валентинович Станкевич
  • Лариса Николаевна Тутова
  • Умахан Магомедгаджиевич Умаханов
  • Александр Иванович Фокин
  • Ринат Шамильевич Хайров
  • Алексей Алексеевич Хохлов
  • Михаил Сергеевич Шеремет
  • Лариса Кужугетовна Шойгу
ФСБ

  • Николай Николаевич Езерский
  • Михаил Васильевич Емельянов
  • Николай Дмитриевич Ковалев
  • Сергей Николаевич Коткин
  • Максим Георгиевич Кудрявцев
  • Олег Леонидович Лавров
  • Леонид Леонидович Левин
  • Андрей Константинович Луговой
  • Александр Александрович Максимов
  • Сергей Владимирович Маринин
  • Марина Алексеевна Мукабенова
  • Александр Петрович Петров
  • Зугара Ягануровна Рахматуллина
  • Шамсаил Юнусович Саралиев
  • Магомед Саламович Селимханов
  • Александр Сергеевич Старовойтов
  • Евгений Алексеевич Федоров
  • Николай Михайлович Харитонов
  • Рифат Габдулхакович Шайхутдинов
  • Александр Андреевич Ющенко
МВД

  • Рахим Азизбоевич Азимов
  • Николай Гаврилович Брыкин
  • Александр Сергеевич Грибов
  • Сергей Михайлович Миронов
  • Дмитрий Сергеевич Перминов
  • Николай Юрьевич Петрунин
  • Дмитрий Иванович Савельев
Прокуратура и СК

  • Эрнест Абдулович Валеев
  • Анатолий Борисович Выборный
  • Фарит Глюсович Ганиев
  • Ризван Даниялович Курбанов
  • Вячеслав Алексеевич Никонов
  • Виктор Витальевич Пинский
  • Василий Иванович Пискарев
  • Юрий Петрович Синельщиков

Росгвардия, ФСО, СВР, ФСИН и МЧС собственных лоббистов не имеют, но их интересы, вместе с интересами других силовиков, также продвигает силовое лобби.

По количеству депутатов наиболее влиятельными подгруппами силового лобби могут быть представители Министерства обороны России и Федеральной службы безопасности.

Однако стоит обратить внимание на то, что профильный Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции возглавляет Василий Пискарев, который до избрания в Госдуму с 2012 по 2016 годы занимал должность первого заместителя председателя Следственного комитета.

Василий Пискарев также является сопредседателем Комиссии Госдумы по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности.

Василий Пискарев

Первым заместителем председателя Комитета по безопасности является Эрнест Валеев, бывший заместитель генерального прокурора.

Другой заместитель председателя комитета — Анатолий Выборный, служивший до 2003 года в Главной военной прокуратуре.

Подгруппа лоббистов прокуратуры и СК численно меньше, но имеет формально большое влияние в профильном комитете Госдумы и в группе силового лобби в целом.

Эрнест Валеев

Примеры законопроектов

***

Законопроект:

О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (о полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации в вопросах увековечения памяти погибших при защите Отечества) (№86624-7).

Суть:

Законопроектом предложено передать на региональный уровень полномочия по увековечению памяти погибших при защите Отечества, в том числе и в вопросах финансирования и организации работы.

Источник: http://www.compromat.ru/page_39455.htm

Каждый пятый депутат в Думе лоббирует интересы российских силовиков

Аналитики организации Transparency International-Россия определили наличие связей российских парламентариев с силовыми ведомствами. Влияние силовиков четко можно увидеть в инициативах законодателей, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Радио Свобода.

Читайте также:  Как погасить задолженность по алиментам через судебных приставов

Исследователи организации Transparency International-Россия изучили специфику законодательной деятельности и связей российских народных избранников. Они определили, что каждый пятый российский депутат лоббирует интересы силовых ведомств.

По подсчетам правозащитников, с Минобороны, ФСБ, МВД, Следственным комитетом, прокуратурой и другими ведомствами так или иначе связаны 87 российских парламентариев. На законодательной деятельности влияние данных структур непосредственно отражается.

При этом расходы на силовые статьи бюджета резко увеличиваются с 2012 года.

По утверждению аналитиков, 19,1 процента от общего количества депутатов Госдумы являются частью «силового лобби». Некоторые из них относятся к группе выразителей интересов конкретных ведомств.

К примеру, с Минобороны связаны 26 парламентариев, еще 20 имеют связь с ФСБ, 8 народных избранников отстаивают в парламенте интересы прокуратуры и Следственного комитета, 7 депутатов всячески поддерживают МВД.

Росгвардия, ФСО, СВР, ФСИН и МЧС не имеют собственных лоббистов в Думе, но их интересы также продвигает заметно разросшееся в последние годы силовое лобби. Один из авторов исследования, руководитель Сибирского регионального центра Transparency International-Россия Светлана Тельнова в беседе с журналистами прокомментировала представленные данные.

Больше всего на процесс законотворчества влияют Минобороны и ФСБ.

Правозащитник отметила, что исследование было направлено на обнаружение возможных лоббистских групп среди депутатов Госдумы. В ходе анализа исследователи рассмотрели 48 тысяч страниц открытых источников – официальные сайты Думы и отдельных парламентариев, страницы депутатов в соцсетях, федеральные и региональные СМИ, а также другие данные.

При этом парламентарии оценивались по нескольким критериям, в том числе законотворческая деятельность, представительская деятельность, связи с некоммерческими структурами, контакты с бизнесом и органами государственной власти. В итоге исследователи пришли к выводу, что пятая часть депутатов так или иначе относится к группе силового лобби.

Детальное рассмотрение законодательных инициатив позволило экспертам определить, что силовые структуры влияют на содержание новых законов.

По утверждению правозащитника, исходя из законодательной деятельности нынешнего созыва парламента можно установить, что самое большое влияние имеют группы депутатов, представляющие интересы Минобороны и ФСБ.

По численности несколько меньшей оказалась подгруппа, связанная с Следкомом и прокуратурой.

Думский комитет по безопасности и противодействию коррупции возглавляет Василий Пискарев, который до получения депутатского мандата занимал должность первого заместителя председателя Следкома.

Он же выступает сопредседателем комиссии по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Заместителем в комитете по безопасности является Эрнест Валеев, бывший заместитель генерального прокурора.

Наверняка, они имеют большое влияние в парламенте, хотя по численности лобби прокуратуры и следственного комитета относительно небольшое.

Тельнова отмечает, что интересы силовиков довольно часто отображаются депутатами в положениях законопроектов. Отдельные законодательные инициативы расширяют полномочия ФСБ и Минобороны.

К примеру, одним из документов расширены полномочия в сфере оперативно-розыскной деятельности, в том числе для сотрудников ФСБ. Интересы Минобороны четко прослеживаются в законопроекте «О патриотическом воспитании».

Также депутаты рассматривали инициативу о передаче на региональный уровень полномочий по организации и проведению мероприятий по облагораживанию памятников защитникам отечества.

Сейчас полномочия находится в ведомстве Минобороны и мероприятия финансируются за счет оборонного ведомства. Законопроект предполагает передачу на региональный уровень полномочий и финансирование местными властями расходов.

Дополнительно в ходе исследования аналитики рассмотрели динамику численности силового лобби. Эксперты настолько подробно предыдущий парламентской созыв не анализировали. Вместо этого они установили, сколько созывов депутаты из силового лобби пробыли в Госдуме.

В результате удалось выяснить, что две трети тесно связанных с силовиками парламентариев являются депутатами, избранными в первый раз или на второй срок.

Можно сделать вывод, что численность силового лобби увеличилась Госдуме 6 созыва, еще больше лоббисты укрепились в нынешнем составе законодательного органа.

Обращает внимание правозащитник на то, что лоббизм представляет собой набор действий, направленных на продвижение интересов той или иной группы.

Одной из целей лоббирования является преимущество социальной или экономической группы по сравнению с другими участниками общественно-политической жизни.

Оценивая нынешнюю ситуацию в Госдуме, Тельнова констатирует, что силовое лобби такой численности вызывает определенную социальную напряженность.

Представители силовых структур в принципе имеют перед другими гражданами определенные преимущества.

К примеру, силовикам позволяется раньше уйти на пенсию, у них есть социальные гарантии, им предоставляются сертификаты на жилье и другие привилегии. У сотрудников силовых структур есть льготы, недоступные остальным гражданам.

Не очень справедливым выглядит принятия законов, которые еще больше улучшают условия жизни обладающих множеством привилегий людей.

Источник: http://www.profi-forex.org/novosti-rossii/entry1008313889.html

Каждый пятый депутат Госдумы лоббирует интересы силовиков

Военно-промышленное и силовое лобби имеется не только в таких нарицательных для российской власти и СМИ Соединенных Штатах Америки.

Не менее успешно оно процветает и в России, где уже на протяжении многих лет наблюдается активная экспансия силовиков в различные госструктуры и госкорпорации, как и в структуры частного бизнеса.

Не исключением здесь является и Госдума, где депутаты-выходцы из различных силовых структур законодательно обеспечивают аппетиты последних.

Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси интернешнл» (ТИ) проанализировал деятельность и биографии всех действующих депутатов Госдумы и пришел к выводу, что каждый пятый парламентарий принадлежит к силовому лобби.

На деле это означает продвижение интересов ФСБ, МВД, прокуратуры, Следственного комитета, Росгвардии, Минобороны и других. При этом расходы на силовые статьи бюджета страны с 2012 года начали резко расти.

Депутаты свою причастность к лобби отрицают.

Для вычисления лоббистов в ТИ определили два критерия: их законотворческую деятельность и профессиональные отношения с силовыми структурами до избрания.

По данным организации, в нынешнем созыве Госдумы 86 депутатов (19% от общего числа) принадлежат к силовому лобби.

26 депутатов, по мнению ТИ, относятся к лобби Минобороны, 20 — к ФСБ, 7 — к МВД, 8 — к прокуратуре и СК. Такие ведомства, как Росгвардия, ФСО, СВР, ФСИН и МЧС, собственных лоббистов не имеют, но их интересы вместе с интересами других силовиков также продвигает силовое лобби.

«Практики лоббирования разнообразны: от официальных письменных обращений, участия в консультациях и рабочих совещаниях, организации публичных кампаний до неформальных встреч лоббистов с представителями власти и различных форм финансирования»,— говорится в расследовании ТИ.

Профильный комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции возглавляет Василий Пискарев, который до избрания в Госдуму с 2012 по 2016 год занимал должность первого заместителя председателя Следственного комитета.

Господин Пискарев занимает также должность сопредседателя комиссии по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности.

Первым зампредом комитета по безопасности является Эрнест Валеев, бывший заместитель генерального прокурора. Еще один зампред комитета — Анатолий Выборный, служивший до 2003 года в Главной военной прокуратуре.

Подгруппа лоббистов прокуратуры и СК численно меньше Минобороны, но имеет формально большое влияние в профильном комитете Госдумы и в группе силового лобби в целом, считают в ТИ.

Пресс-секретарь ТИ Артем Ефимов напомнил, что отстаивание интересов того или иного ведомства официально противоправным не является. Дело в том, что в России лоббирование никак не регулируется законодательно, хотя во всем мире это считается важным элементом системы противодействия коррупции.

«В первую очередь лобби сосредоточено в профильных комитетах — по обороне, по безопасности и противодействию коррупции. Это распространенная практика, когда выходцы из ведомств целенаправленно идут в законодатели, чтобы продолжать работать для них уже оттуда»,— сказал “Ъ” господин Ефимов.

Эрнест Валеев назвал зачисление его в силовое лобби «глупостями». Еще один член комитета по обороне, Павел Дорохин (КПРФ), также отрицает свою принадлежность к нему. «Это гипотетические бездоказательные размышления. Последние годы депутатов часто в этом обвиняют. Поддержишь направление — сразу лоббист.

Те инициативы, которые я поддержал и которые перечислены в докладе,— они шли снизу, от народа, обсуждались с экспертами. Каждый руководствуется своей совестью при внесении инициатив»,— сказал он “Ъ”.

В качестве примера лоббистского законопроекта, который поддержал господин Дорохин, ТИ приводит инициативу о льготах для Героев СССР, России и кавалеров ордена Славы.

Из 86 отнесенных к лобби депутатов 24 избирались в Госдуму более двух раз, еще 29 — дважды (в 2011 и 2016 годах).

«Исходя из этого, мы можем отметить последовательное усиление силового лобби в шестом и седьмом созывах,— говорится в докладе ТИ.— Усиление силовиков находит свое отражение в распределении средств в статьях бюджета РФ».

Расходы на силовые статьи бюджета стали резко расти с 2012 года. Так, в пиковый 2016 год по статье «Национальная оборона» только официально было потрачено 3 трлн 775 млрд руб. В том же году образование получило лишь 597 млрд руб., а здравоохранение — 439 млрд руб.

Отмечается, что установить точную сумму расходов по этой сфере сложно: часть из них засекречена, а часть наряду со статьями «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» попадает в бюджет в статьях «Социальная политика» и «Национальная экономика».

«Уже имея ряд привилегий (ранний выхода на пенсию, субсидии на покупку жилья, бесплатное санаторно-курортное лечение и медицинские услуги для себя и членов своих семей и проч.

), силовики оказывают влияние на законодательный процесс, чтобы увеличить социальную поддержку от государства»,— резюмируют в докладе.

Источник: Коммерсант

Источник: http://news-time24.ru/politika/kazhdyj-pyatyj-deputat-gosdumy-lobbiruet-interesy-silovikov.html

Ссылка на основную публикацию