Социальный и правовой институт

Государственная служба как социально-правовой институт и профессиональная деятельность

Государственная служба -специализированная форма деятельности, механизм реализации политической воли господствующего класса.

Г.с. как социально-правовому институту присущи след. особенности:

1.Г.с.- исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей. находящихся на службе у государства. Она строится на правовой основе и действует в соответствии с правовыми нормами и принципами. Она взаимодействует с экономическими институтами (регулирование экономических отношений), с социальными (общественные организации), с социально-культурными и др. институтами.

2.именно г.с. свойственна особая форма профессиональной деятельности(обеспечение полномочий государства).

3.Г.с. выступает связующим звеном между государством и гражданином.

4.Г.с. — своеобразная форма отражения общественных связей и отношений. сложившихся в обществе.

Как социальному институту, г.с. присущи след. функции:

-социальной организации ( образец. пример для др. институтов гос-ва, эта функция рассматривается через понятия профессионализма. компетенции, согласованности всех действий всех служб. использование управленческих технологий).

-социальной коммуникации- налаживание взаимодействий с обществом через каналы коммуникаций (СМИ, интернет-опросы, встречи).

-социальной информации — весь объем информации органы госвласти обязаны предоставлять обществу.

-контроль ( внутренний и внешний)- внутренний — административный контроль, позволяющий оптимизировать управленческую деятельность. Внешний контроль- отношения между законодательными и исполнительными органами власти + социальный, политический контроль.

-функция регулирования -г.с. выступает как связующее звено между государством и обществом.

-воспитательная функция- всей своей деятельностью г.с и чиновники должны утверждать в сознании граждан принципы добра, справедливости. уважения к ценностям российской государственности.

Цели г.с.:

-социальные -обусловлены социальным характером государства и предназначением г.с. как социального института.

-экономические цели г.с. связаны с повышением эффективности госрегулирования экономики, управления госсобственностью, поддержкой предпринимательства.

 -политические цели г. с направлены на укрепление правового социального государства, организационно-технического оснащения органов госвласти. создание условий для связи государственного аппарата с населением.

-организационные  цели- характеризуют ожидаемые результаты  исполнения полномочий соответствующих госорганов. профессионализацию госаппарата ит. д.

-правовые цели г.с.- отражают намечаемые результаты по реализации госслужащими законодательства страны, а также разработку законодательств а о г.с.

Источник: https://students-library.com/library/read/10405-gosudarstvennaa-sluzba-kak-socialno-pravovoj-institut-i-professionalnaa-deatelnost

Право как социальный институт. Социальный механизм правового регулирования

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

дисциплина: социология права

РЕФЕРАТ

по теме : Право как социальный институт. Социальный механизм правового регулирования

Подготовил:

доцент кафедры Г и СЭД

подполковник милиции

И.С. Городовой

Белгород 2008

Литература:

I. Основная

Касьянов В.В. Социология права: учебное пособие / В.В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.

Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов. М., 2000.

Лапаева В.В. Социология права: Краткий учебный курс / В.В. Лапаева; Под ред В.С.Нерсесянца. — М.: Издательство НОРМА, 2000.

Социология права: Учебное пособие / Под ред. В.М. Сырых. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юридический Дом Юстицинформ, 2002.

Юридическая социология. Учебник для вузов. М., 2000.

II. Дополнительная

Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. — М., 1993.

Лапаева В.В. Социологическое обеспечение законотворчества // Советское государство и право. — 1989.

Рулан Н. Юридическая антропология: Учебник для вузов. — М., 1999.

Спиридонов Л.И. Общественное мнение и право. — Л., 1985.

Явич С.Л. Об исследовании механизма действия права // Советское государство и право. — 1973. № 8.

Введение

Право, как и другие социальные нормы, представляет собой совокупность, систему правил поведения.

На протяжении многих столетий оно бессменно удерживает лидирующую роль в регулировании общественных отношений.

Явный приоритет права над другими социальными нормами объясняется прежде всего тем, что оно устанавливается государством, его органами, призванными осуществлять управление делами общества.

1. Понятие и социальные функции права. Понятие и формы правового сознания

Право представляет собой систему правил, установленных государством либо принятых в установленном им порядке населением либо негосударственными органами и организациями. В этом видится принципиальное отличие права от всех остальных социальных норм. Соответственно, государство выступает единственным социальным образованием, правомочным принимать, изменять или отменять правовые нормы.

В отдельных случаях государство делегирует свое право принимать нормативно-правовые акты негосударственным организациям.

В настоящее время в Российской Федерации правом осуществлять нормативно-правовое регулирование общественных отношений наделяются органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государства, а также предприятия, организации, профсоюзы и трудовые коллективы.

Право негосударственных организаций принимать нормы права не отменяет общего правила, согласно которому источником права является только государство.

Во-первых, правотворческая деятельность негосударственных организаций всегда осуществляется с согласия, с санкции государства.

Во-вторых, нормотворческая деятельность негосударственных организаций осуществляется под контролем государства и все нормативно-правовые акты, противоречащие законам, иным правовым актам, государство отменяет, признает их недействующими.

В-третьих, нормативно-правовые акты, принятые негосударственными организациями с санкции государства, охраняются и защищаются органами государства наравне с нормативно-правовыми актами и в том же порядке.

Право представляет собой упорядоченную, логически стройную систему правил, содержащихся в нормативно-правовых актах и иных письменных источниках.

Мораль, обычаи, традиции и иные социальные нормы существуют только в сознании людей, по-разному понимаются и применяются ими. Более того, социальные нормы отдельных социальных групп могут существенно отличаться друг от друга. В отличие от них право характеризуется особыми формами его выражения, существования и особыми способами согласования норм права между собой.

Одним из основных условий эффективного действия норм права является их согласованность друг с другом. Все действующие нормы права призваны обеспечивать полное и последовательное регулирование общественных отношений.

Логическая непротиворечивость и согласованность норм права обеспечиваются неукоснительным исполнением принципа иерархической соподчиненности нормативно-правовых актов. Эта соподчиненность выражается в том, что акты правотворческого органа не могут противоречить актам, принятым вышестоящим органом, а также Конституции страны.

Все нормы права имеют официальный характер. Они содержатся в письменных документах — нормативно-правовых актах и иных источниках права. Устные распоряжения правотворческих органов или должностных лиц не являются правом.

Правовые нормы предполагают не только обязательное закрепление их в письменных источниках, но и опубликование.

Общеобязательность права означает, что все лица, которых касаются нормы права, обязаны их неукоснительно соблюдать или исполнять.

Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Аналогичное требование предъявляется и в от�

Источник: https://www.studsell.com/view/122794

Социальные институты. Институт права. 16

Предметом социологии права является: 1

1. создание и функционирование правовой системы, ее институтов и норм,

2. социальная обусловленность и социальная эффективность действия права,

3. взаимосвязь между правовыми нормами, правовыми отношениями и фактическими общественными отношениями людей,

4. социальные функции права,

5. правовое регулирование деятельности индивидов, их групп и организаций.

Предмет социально-правовых исследований являются общественные отношения, складывающиеся как при формировании правовых актов, т.е. при подготовке перевода социальных отношений на язык юридических норм, так и в конечном пункте – при переводе, реализации правовых предписаний в социальное поведение личности и социальных образований.

Конкретные социологические исследования в праве нацелены на изучение как социальной обусловленности, так и социального действия, эффективности права и его институтов, раскрытие влияния права на общественные отношения, на практику и обратного воздействия социальных факторов на право. Именно такая формула предмета социологии права является оптимальной и отражает то общее, что сближает ученых, как юристов, так и социологов.

При этом речь идет не о противопоставлении социологических приемов «традиционным» методам правоведения, а о расширении сферы науки о государстве и праве и о пополнении арсенала ее исследовательских методов, о появлении новых научных направлений.

Можно сделать вывод, что предметом исследования социологии являются система и механизм взаимодействия социальных факторов, воздействующих на формирование и развитие общественных отношений.

При этом социологический анализ данного предмета осуществляется как на теоретико-методологическом уровне (когда вскрываются и исследуются глубинные, определяющие факторы общественного развития), так и на эмпирическом уровне (при рассмотрении непосредственно наблюдаемых=, эмпирически верифицируемых социальных групп, на фактические общественные отношения).

Таким образом, социология права представляет собой определенным образом структурированную систему социальных знаний о праве как особом социально-юридическом феномене в его генезисе, а также в действии, т.е. как социально детерминированном и социально действующем (социально направленном) явлении, процессе

Важным компонентом социологии права являются социологические исследования. Опираясь на социологическую теорию права, разрабатываемую как в общей теории права, так и в отраслевых юридических науках, они обеспечивают фактологическую базу правоведения, усиливают его связь с практикой.

Задачи юридической социологии:

В задачу социологии права входит исследование прав права как важного элемента социальной системы, его взаимодействия с другими социальными структурами, т.е.

выяснение, в частности, того, как, с одной стороны, в обществе возникает и вызревает социальная потребность в правовом регулировании тех или иных общественных отношений и как в процессе такого регулирования отражаются личные, групповые и общественные интересы; а с другой, как осуществляются социальные функции права, каким образом и насколько эффективно под воздействием права в обществе происходят те или иные социальные изменения

Дефиниция общества. Признаки общества. 3

Общество – самая большая социальная группа, отвечающая 8 признакам (по Эдварду Шилзу)

1. Оно не является частью более крупной системы.

2. Браки заключаются между представителями данной группы.

3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые являются ее представителями.

4. Имеет свою территорию.

5. Собственное название и история.

6. Собственная система управления.

7. Существует дольше средней продолжительности отдельного индивида.

8. Общая система ценностей (культура).

Социальные институты. Институт права. 16

Социальные институты представляют собой совокупность правил и принципов, упорядочивающих различные сферы общественной жизни и организующих ее в определенные модели (образцы) социального поведения, соблюдение которых обеспечивается механизмами социального контроля.

Социальные институты имеют ряд признаков:

1) возникают из необходимости совместного решения каких-либо социальных проблем, таких как обеспечение безопасности граждан, производство товаров и услуг и др. (процесс возникновения стабильных образцов социального воздействия называется институционализацией);

2) включают в себя предписания, обычаи, традиции, ценности, нормы, правила поведения и т. д.;

3) определяют поведение, ожидаемое от людей, принадлежащих к данному социальному институту, или, иначе говоря, социальные роли (например, институт семьи предполагает роли матери, отца и т. д.);

4) функционируют в рамках социальных групп или объединений людей, имеющих общие цели (например, отдельные семьи объединены социальным институтом семьи), либо организаций, созданных для выполнения целей и задач социальных институтов (так, социальный институт образования реализует свои функции через учебные заведения, институт религии – через церковные организации и т. д.);

5) содержат систему санкций, предохранительных мер государства (правовых, моральных и др.), одобряющих необходимое поведение (меры поощрения) и подвергающих наказанию за противоправное поведение (меры наказания), с помощью которых осуществляется контроль выполнения установленных правил.

Типы основных социальных институтов и их функции:

1) семья – вступление в брак, образование совместного быта, планирование, рождение и воспитание детей;

2) религия – богопочитание, исповедание и распространение религиозных убеждений;

3) право – социальный контроль за поведением людей;

4) политика – государственное регулирование внутренних и внешних общественных отношений;

5) экономика – процесс создания, распределения, обмена и потребления различной продукции, работ и услуг;

Читайте также:  Лебедев анонсировал пять постановлений пленума в ближайшее время

6) образование – систематизация определенного объема знаний, а также их передача;

7) здравоохранение – лечение и профилактика заболеваний;

8) армия – защита от врагов.

Основные социальные институты имеют свою внутреннюю структуру, состоящую из частных социальных институтов. Например, правовой институт включает в себя институт адвокатуры, присяжных и др.

Функции социальных институтов подразделяются на явные (заранее запланированные, оформленные в специальных законах, например функции социального института образования закреплены в законе об образовании и др.

) и латентные (непреднамеренные, например образование, помимо своей основной образовательной функции, выполняет функцию политической социализации, т. е.

помогает новому поколению усвоить принятые в обществе политические ценности, нормы, убеждения).

Социальные институты можно разделить на формальные и неформальные.

Неформальные социальные институты представляют собой общепринятые правила поведения и этические нормы. К таким институтам относятся обычаи или привычки, выработавшиеся у людей вследствии долгого общения. Благодаря данным институтам между людьми появляется взаимопонимание, формируется культура общества и индивида.

Формальные социальные институты представляют собой системы, которые создаются и поддерживаются специальными, уполномоченными на это субъектами (должностными лицами органов государственной власти).

Неотъемлемой частью социальных институтов являютсяправила поведения. Они могут быть наследуемыми, естественно полученными и приобретенными.

Социальные институты выполняют в обществе определенные функции. Наиболее важными из них являются: явные и латентные.

Явные функции – функции, последствия которых имеют намеренный характер, они четко осознаются людьми.Латентныефункциипредставляют собой полную противоположность явным, участники социальных отношений не осознают их.

Среди наиболее значимых функций социальных институтов можно выделить:

1) обеспечение удовлетворения социальных потребностей;

2) регулирование взаимоотношений между членами общества посредством создания и внедрения в социальную реальность шаблонов поведения;

3) обеспечение устойчивости социальной жизни и т. д.

Право является элементом социальной структуры общества, организующим и упорядочивающим жизнь людей, одним из основных социальных институтов.

Как социальный институт право представляет собой совокупность установленных государством и закрепленных в нормативных актах юридических норм, выполнение которых обеспечивается силой государства.

Право обладает всеми признаками социального института:

1) возникает из необходимости совместного разрешения социальной проблемы (обеспечение социального контроля за поведением людей в целях поддержания общественного порядка и разрешения конфликтов);

2) включает в себя совокупность норм, обычаев, предписаний, ценностей и т. д. (равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации), разумное и добросовестное осуществление своих прав (ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации) и многие другие);

3) предполагает определенные социальные роли (судья, юрист и др.);

4) функционирует через организации, реализующие его функции (суды, милицию и др.);

5) содержит систему санкций (а именно правовых санкций (наказание (штраф, арест и др.) и поощрение (награждение денежной премией, почетной грамотой за добросовестный труд и др.)).

Право как социальный институт наряду с общими признаками, характерными для всех социальных институтов, имеет особенные признаки, отличающие право от других социальных институтов.

Особенности права как социального института:

1) является государственным регулятором общественных отношений (устанавливается государством и является властным инструментом осуществления социального контроля за поведением людей);

2) регулирует важнейшие стороны жизни общества, обеспечивает поддержание социального порядка, в чем заключается основная интегративная функция права.

К признакам права, отличающим его от других социальных институтов, относятся:

1) нормативность – структурной единицей права является правовая норма, т. е. установленное государством правило поведения, регулирующее общественные отношения, закрепленное в нормативных актах, обязательность выполнения которого обеспечивается силой государства;

2) общеобязательный характер (обязательность выполнения правовых норм, как указано выше, обеспечивается возможностью государственного принуждения);

3) формальная определенность (право выражается в письменной форме и содержится в нормативных актах государства).

Основной функцией права как социального института является интегративная функция, о которой говорилось выше.

Также право выполняет следующие функции, выражающие его действие в обществе:

1) экономическую и политическую – регламентирует соответственно хозяйственные и политические общественные отношения;

2) воспитательную – определяя критерии правомерного поведения, способствует предупреждению правонарушений;

3) коммуникативную – контакты по передаче информации для взаимосвязи между государством и обществом;

4) регулятивную – регулирует социальные отношения;

5) охранительную – устанавливая запреты и санкции, защищает права и интересы граждан.

Источник: https://studopedya.ru/1-37248.html

Семья как социальный и правовой институт

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»

Институт истории, гуманитарного и социального образования

Кафедра юридических и социально-политических наук

Семья как социальный и правовой институт

Выполнила: студентка 5 курса ИИГСО

Петухова Наталья Сергеевна

личная подпись __________________

Специальность 050402 Юриспруденция

Форма обучения: заочная

ДОПУСК К ЗАЩИТЕ:

Зав. каф. юридических и соц.-полит. наук Научный руководитель

____________________ Курчеев В. С., __________ Мозговая Т.П.,

доктор юридических наук, профессор старший преподаватель

«______» _________________________2009г

Научный консультант

__________ СедарчукО.Н.,

к.и.н., доцент «_____»________________2009г.

ЗАЩИТА ____________

ОЦЕНКА ______________

Председатель ГАК: Невинский В.В.,

доктор юридических наук, профессор ___________________

Новосибирск 2009

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

  1. Общая характеристика семьи как социально – правового института…………………………………………………………………6

    1. История становления и развития семьи как социального и правового института………………………………………………………………….6

    2. Особенности правового регулирования семейных отношений по законодательству Российской Федерации……………………………..24

  2. Перспективы развития семьи как социального и правового института в Российской Федерации…………………………………41

    1. Современные тенденции развития семьи в современном обществе…41

    2. Проблемы и перспективы правового регулирования семейных отношений………………………………………………………………..44

  3. Изучение темы «Семья как социальный и правовой институт» на уроках права и обществознания………………………………………65

    1. Основные методические приемы преподавания темы «Семейное право» в школе……………………………………………………………………65

    2. Разработка урока по теме «Семья как социальный и правовой институт» на уроках права и обществознания…………………………70

Заключение…………………………………………………………………78

Список использованных источников и литературы………………….82

Приложения…………………………………………………………………88

Введение

В последние время значительно возросло внимание к проблемам брака и семьи. Мы хотим знать, что происходит в семье и почему так часты разводы, отчего семья всё чаще ограничивается одним ребенком, в силу каких причин множество мужчин и женщин, испытывающих потребность в любви и заботе, стремящихся отдать своё тепло близкому человеку, остаются одинокими.

Вступление в брак, рождение и воспитание детей, создание крепкой семьи ― дело отнюдь не такое простое. Успешно решать эту задачу большой общественной значимости может лишь тот, кто вступает в брак с сознаем своей огромной ответственности.

Актуальность данной темы бесспорна, так как она ориентирована на изучение семьи как социального и правового института в рамках современного общества.

Семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой — самой сплоченной и стабильной ячейкой общества.

На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп — в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, в клуб по интересам или спортивную команду, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Семья ― самый распространенный вид социальной организации.

В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие.

В основе дипломного исследования лежит проблема соотношения семьи как социального и правового института, отношения к браку со стороны молодежи.

Научная разработанность темы отражена в работах: Антокольской М.В., Бондова С.Н., Гришина И.И., Грудцыной Л.Ю., Голубева М.В., Пчелинцевой Л.М. и др.

Объектом исследования выступают семейные общественные отношения.

Предметом исследования является семья как социальный и правовой институт.

Цель исследования ― комплексное исследование семьи как правового и социального института.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить историю семьи как социального и правового института;

  2. Рассмотреть особенности правового регулирования семейных отношений по законодательству России;

  3. Рассмотреть современные тенденции развития семьи как социального и правового института;

  4. Охарактеризовать проблемы и перспективы правового регулирования семейных отношений в России;

  5. Рассмотреть основные методологические приемы преподавания «Семейного права» в школе и разработать вариант урока по теме «Семья как социальный и правой институт» для учащихся общеобразовательной школы.

Методология исследования. При написании дипломной работы использовались методы: общетеоретический – позволил дать основные понятия, проанализировать, исторический – становление и развитие семьи в истории развития общества, формально-юридический – проанализировать законы в исторических аспектах, социологический.

Использование указанных методов, решения задач дают основания проанализировать становление института семьи в Российской Федерации.

Источник: https://works.doklad.ru/view/vdt06YRp0Ok/all.html

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

гуманитарных и социально-экономических дисциплин

дисциплина: социология права

 

 

 

РЕФЕРАТ

по теме : «Право как социальный институт. Социальный механизм правового регулирования»

Подготовил:

доцент кафедры Г и СЭД

подполковник милиции

И.С. Городовой

Белгород – 2008

Литература:

I. Основная

Касьянов В.В. Социология права: учебное пособие / В.В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.

Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов. – М., 2000.

Лапаева В.В. Социология права: Краткий учебный курс / В.В. Лапаева; Под ред В.С.Нерсесянца. — М.: Издательство НОРМА, 2000.

Социология права: Учебное пособие / Под ред. В.М. Сырых. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2002.

Юридическая социология. Учебник для вузов. – М., 2000.

II. Дополнительная

Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. — М., 1993.

Лапаева В.В. Социологическое обеспечение законотворчества // Советское государство и право. — 1989.

Рулан Н. Юридическая антропология: Учебник для вузов. — М., 1999.

Спиридонов Л.И. Общественное мнение и право. — Л., 1985.

Явич С.Л. Об исследовании механизма действия права // Советское государство и право. — 1973. № 8.

Право, как и другие социальные нормы, представляет собой совокупность, систему правил поведения.

На протяжении многих столетий оно бессменно удерживает лидирующую роль в регулировании общественных отношений.

Явный приоритет права над другими социальными нормами объясняется прежде всего тем, что оно устанавливается государством, его органами, призванными осуществлять управление делами общества.

права. Понятие и формы правового сознания

Право представляет собой систему правил, установленных государством либо принятых в установленном им порядке населением либо негосударственными органами и организациями. В этом видится принципиальное отличие права от всех остальных социальных норм. Соответственно, государство выступает единственным социальным образованием, правомочным принимать, изменять или отменять правовые нормы.

В отдельных случаях государство делегирует свое право принимать нормативно-правовые акты негосударственным организациям.

В настоящее время в Российской Федерации правом осуществлять нормативно-правовое регулирование общественных отношений наделяются органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государства, а также предприятия, организации, профсоюзы и трудовые коллективы.

Право негосударственных организаций принимать нормы права не отменяет общего правила, согласно которому источником права является только государство.

Во-первых, правотворческая деятельность негосударственных организаций всегда осуществляется с согласия, с санкции государства.

Во-вторых, нормотворческая деятельность негосударственных организаций осуществляется под контролем государства и все нормативно-правовые акты, противоречащие законам, иным правовым актам, государство отменяет, признает их недействующими.

В-третьих, нормативно-правовые акты, принятые негосударственными организациями с санкции государства, охраняются и защищаются органами государства наравне с нормативно-правовыми актами и в том же порядке.

Читайте также:  Как оформить права собственности на квартиру в суде: общие положения и рекомендации собственнику жилого помещения

Право представляет собой упорядоченную, логически стройную систему правил, содержащихся в нормативно-правовых актах и иных письменных источниках.

Мораль, обычаи, традиции и иные социальные нормы существуют только в сознании людей, по-разному понимаются и применяются ими. Более того, социальные нормы отдельных социальных групп могут существенно отличаться друг от друга. В отличие от них право характеризуется особыми формами его выражения, существования и особыми способами согласования норм права между собой.

Одним из основных условий эффективного действия норм права является их согласованность друг с другом. Все действующие нормы права призваны обеспечивать полное и последовательное регулирование общественных отношений.

Логическая непротиворечивость и согласованность норм права обеспечиваются неукоснительным исполнением принципа иерархической соподчиненности нормативно-правовых актов. Эта соподчиненность выражается в том, что акты правотворческого органа не могут противоречить актам, принятым вышестоящим органом, а также Конституции страны.

Все нормы права имеют официальный характер. Они содержатся в письменных документах — нормативно-правовых актах и иных источниках права. Устные распоряжения правотворческих органов или должностных лиц не являются правом.

Правовые нормы предполагают не только обязательное закрепление их в письменных источниках, но и опубликование.

Общеобязательность права означает, что все лица, которых касаются нормы права, обязаны их неукоснительно соблюдать или исполнять.

Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Аналогичное требование предъявляется и в отношении указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных подзаконных актов.

При этом никто не может оправдывать неисполнение норм права тем, что не знал их или не считал нужным применять в данной ситуации. Государство публикует свои нормативно-правовые акты в печати, осуществляет их пропаганду с помощью средств массовой информации, и каждый гражданин имеет реальную возможность ознакомиться с действующими в обществе правовыми нормами, знать свои права и обязанности.

Общеобязательность права распространяется и на государство. Один из основных принципов правового государства требует осуществления его деятельности в строгом соответствии с Конституцией страны и другими законами.

Государство должно:

1) осуществлять правотворческую деятельность в порядке, установленном Конституцией и иными актами;

2) не нарушать прав и свобод граждан, не возводить в закон произвол и насилие;

3) обеспечивать законность в деятельности органов государства.

Общеобязательность норм права является их неотъемлемым реальным признаком, проявляющимся в конкретных отношениях, действиях и поступках.

Принимая нормы права, государство проводит серию многообразных действенных мер по их реализации, в том числе:

1) осуществляет правовое воспитание населения, разъясняет существо и направленность действующих в обществе норм права, порядок их реализации и защиты;

2) обязывает компетентные государственные органы и должностных лиц осуществлять правоприменительную деятельность с целью наделения участников конкретных правоотношений правами и обязанностями, разрешения конфликтов и решения иных юридически значимых действий;

3) содействует повышению правовой культуры государственных служащих, обеспечивает их нормативно-правовыми актами, создает материальные и иные условия для их успешной работы;

4) применяет меры государственного принуждения к лицам, нарушающим нормы права.

Неукоснительное исполнение и соблюдение норм права обеспечивается принудительной силой государства в лице его органов внутренних дел (милиции, полиции), прокуратуры и суда.

Лица, виновные в несоблюдении или неисполнении конкретной нормы права, несут юридическую ответственность, предусмотренную санкцией нарушенной нормы права. Это может быть предупреждение, штраф, административный арест или лишение свободы.

Обеспечение реального действия права государством, его органами также отличает право от иных социальных норм. В отличие от права нарушение норм морали, обычаев, корпоративных и иных социальных неюридических норм не влечет каких-либо правовых последствий.

Таким образом, право представляет собой систему обязательных правил поведения, которые устанавливаются государством и охраняются им от нарушений.

Как действенный регулятор общественных отношений право выполняет три социальные функции:

1) регулятивную,

2) охранительную,

3) воспитательную.

Регулятивная функция права состоит в том, что каждая норма права отражает наиболее существенные признаки отношений, регулируемых этой нормой права, в том числе:

1) определяет условия, при которых норма действует;

2) круг субъектов, подпадающих под ее действие;

3) конкретные права и обязанности, которые могут возникать у субъектов правоотношения.

При этом каждая норма основывается на государственном принуждении и гарантирует каждому управомоченному субъекту реальное получение им материальных и духовных благ при условии неукоснительного соблюдения предписаний соответствующей нормы права.

Каждый гражданин, иное лицо могут избирать тот или иной вариант своего правового поведения и даже прогнозировать результаты своих правомерных действий как на ближайший период, так и на длительную перспективу.

Охранительная функция права выражается в установлении запретов, совершение которых влечет за собой применение одной из мер, предусмотренных санкцией нарушенной нормы.

Осуществляя нормативно-правовое регулирование общественных отношений, государство неизбежно определяет совокупность отношений, которую признает опасной для общества, себя и личности.

Устанавливая ответственность за совершение запрещенных действий, отношений, государство воздействует на сознание граждан и иных лиц. Каждый осознает меры, которые будут к нему применены в случае несоблюдения соответствующего запрета или возложения обязанности.

Угроза наступления ответственности может усиливаться эффективной деятельностью государства по выявлению и наказанию виновных лиц. Значительная часть субъектов правоотношений действует правомерно, потому что боится угрозы юридической ответственности.

Данная функция осуществляется с помощью таких правовых средств, как наличие определенных стимулов правомерного поведения (например, установление государственных наград и премий, разного рода льгот), выработки у граждан уважительного отношения к действующему праву.

Правосознание — это одна из форм сознания, понимаемого как способность человека изучать, познавать окружающий его мир.

В отличие от предметов и явлений материального мира результаты познания являются их мыслительной копией.  Знания существуют в особых присущих им формах: ощущениях, представлениях, понятиях, категориях, суждениях об объективных закономерностях и теориях.

Ощущения представляют собой результаты отражения органами чувств (обонянием, осязанием, слухом и зрением) отдельных свойств предметов и явлений.

Из совокупности ощущений в сознании складывается представление о предмете. Представление — это обобщенный чувственно-наглядный образ предметов и явлений.

Понятия и категории отражают наиболее важные свойства, признаки предметов и явлений, которые можно выявить в процессе научного, теоретического познания.

Закономерности отражают глубинную и необходимую связь между предметами и явлениями.

Понятия, категории и суждения об объективных закономерностях в своей совокупности образуют научную теорию как систему теоретических знаний об исследуемом предмете, явлении. Именно в этом качестве выступает и теория права — как наука о наиболее общих закономерностях, свойствах и признаках права.

Сообразно наличным знаниям человек определяет свое отношение к окружающему его миру, дает ему определенную оценку. Что-то он оценивает положительно, к другим явлениям относится нейтрально, а третьим он дает негативную оценку, что пытается изменить.

Таким образом, сознание представляет собой форму отражения (познания) человеком окружающего его мира, а также его отношения к этому миру в форме разного рода оценок и предложений по усовершенствованию, изменению конкретных социальных и природных явлений, процессов, созданию новых материальных или духовных благ.

Правовое сознание является одним из видов социального сознания и в полной мере обладает всеми его свойствами.

Правосознание отражает структуру права, его многообразные связи и соотношения с другими социальными явлениями, в том числе с:

1) законодательством и содержащимися в нем нормами права;

2) юридической практикой.

Кроме того, сознание отражает историю становления и развития права как социального явления, его этапов, пройденных в процессе развития.

Помимо знаний в правосознание входят оценки, которые дают граждане, их объединения, иные лица действующему праву и практике его реализации.

Оценки, даваемые действующему праву на уровне обыденного сознания, носят субъективный характер и не всегда бывают справедливыми.

Специалисты-юристы дают более точные и объективные оценки действующему праву. Специалисты-юристы не только дают негативную оценку несовершенным нормам, но и выявляют причины, в силу которых те или иные нормы действуют недостаточно эффективно.

Таким образом, правосознание представляет собой систему знаний об истории становления и развития права как социального явления, его современном состоянии, а также совокупность правовых оценок и конкретных предложений о путях, способах совершенствования, развития действующего права.

Правосознание существует в индивидуальной или общественной форме.

Индивидуальное правосознание

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=12029

Социальный институт права

Поиск Лекций

Формой организации отношений общества и одним из основных элементов социальной структуры являются социальные институты. Данный термин «широко используется для описания регулярных и долговременных социальных практик, санкционируемых и поддерживаемых с помощью социальных норм и имеющих важное значение в структуре общества»1.

Социальным институтам присущи следующие общие черты:

1. Совокупность целесообразно ориентированных стандартов (шаблонов) поведения в типичных ситуациях. Эти стандарты поведения должны выполняться независимо от личностного отношения к ним включенных в действие данного института индивидов: «Закон плох, но это закон и его надо исполнять».

Основой возникновения социальных институтов принято считать социальные потребности, те из них, которые нередко называют фундаментальными социальными потребностями. Без их удовлетворения невозможно нормальное устойчивое функционирование общества.

В связи с особой значимостью фундаментальных социальных потребностей для общества складываются социальные механизмы, цель которых — создание условий, способов, форм, «безусловно» обеспечивающих их реализацию.

Именно таким социальным механизмом выступают социальные институты: а) экономические, служащие для становления материальной основы жизни людей и стабильности общества; б) политические, регулирующие осуществление власти и доступ к ней, внутреннюю и внешнюю безопасность; в) институт брака и семьи, обеспечивающий воспроизводство человека и его социализацию, прежде всего молодого поколения; г) культуры, связанные с образованием, религиозней, художественной, научной деятельностью. Выделяются и другие социальные институты, например, в современном обществе все более высокое значение приобретает институт здравоохранения. Наряду с указанными право тоже является социальным институтом.

2. Наличие функций, которые направлены на достижение их целей — удовлетворение социальных потребностей. Для реализации функций всякий социальный институт обладает ресурсами — людскими, финансовыми, материальными и др.

3. Формирование системы социальных статусов и ролей, при помощи которых организуются социальные позиции, создается их иерархия с предписанными полномочиями и ресурсами, а также комплексом ожидания определенных типов ролевого поведения.

4. Наличие «культурно-идеологической» стороны.

Для супругов — это обручальные кольца, брачный ритуал; для государства — герб, флаг, гимн, идеология политической конституционной стабильности; для юстиции — образ богини справедливости Фемиды, верховенство закона, правопорядок, законность; для бизнесмена — фирменный и товарный знаки, идеология свободы бизнеса, обязательность договоров; для религии — конфессиональные религиозные ценности, церковные ритуалы, обряды.

5. Существование нормативной стороны. Для государства — конституция, законы, кодексы, иные нормативные акты; для бизнесменов — предпринимательское законодательство, хозяйственная этика, контракты; для наемного работника — должностные инструкции. Нормативный аспект и система санкций обеспечивают поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения их внешней формы проявления и внутренней (содержательной).

Социальный институт внешне выглядит как совокупность учреждений, организаций, обладающих определенными средствами и осуществляющих конкретную деятельность по реализации их целей.

С внутренней (содержательной) стороны — это определенный набор целесообразно ориентированных стандартов деятельности, поведения. Так, если смотреть на юстицию как социальный институт, то внешне это совокупность лиц (прокуроры, судьи, адвокаты и др.

), учреждений (суд, прокуратура, учреждения пенитенциарной системы и пр.) с их материальными, финансовыми средствами, кадрами, а внутренне (содержательно) — совокупность стандартизованных образцов поведения правомочных лиц, осуществляющих определенные социальные функции. Стандарты поведения воплощаются в социальных ролях (судьи, прокуроры, адвокаты).

Читайте также:  Вс решал, что считать «злоупотреблением правом» в аренде

Праву, рассматриваемому как социальный институт, свойственны все общие черты социальных институтов. Социальный институт права — это вид социального института.

Рассмотрим особенности социального института права.

1. Право есть важнейший фактор социального порядка.

Оно предназначено обеспечить общую социальную стабильность, безопасность посредством регулирующей силы законов и их исполнения; обезопасить граждан, общество от различных проявлений агрессии, насилия, последствий деструктивных конфликтов; гарантировать упорядоченность, предсказуемость в социальных отношениях, сделать их как бы «общефоновыми» общественными условиями!

2. Право относится к интегративным институтам. Нормы права, законодательство воздействуют на все важнейшие стороны жизни людей, деятельность организаций, учреждений, органов государства. Поэтому право в институциональном плане выступает одним из скрепляющих каркасов, интегрирующих общество.

3. Право является нормативным образованием, т. е. определяет пределы допустимого в поведении людей, правовые рамки деятельности организаций, облекает в правовые формы государство; и таким способом участвует в формировании структуры общества и регулировании социальных отношений.

4. Право, рассматриваемое в институциональном разрезе, объектировано в законодательстве. Эффективность его в этом отношении связана с государством и опирается на силу.

При институциональном подходе к пониманию права важно не только представление о том, в силу каких обстоятельств (альтруизма, лицемерия, боязни наказания) исполняют люди правовые нормы, но и то, что они следуют праву, так как общество потребовало этого от них.

Поэтому если человек отказывается исполнять правовые предписания, то общество принуждает его к этому, а при необходимости применяет насилие, придерживаясь принципа: «Сила должна оставаться за законом».

5. Право — часть действующего в обществе социального контроля, который можно определить как «способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающей упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в том числе правового) регулирования»1.

Круги социального контроля начинаются с первичных малых групп — семьи, друзей; в более широких группах действует контроль профессиональной группы, членов клуба, общественных организаций; наконец, существует социальный контроль внешнего круга; мораль, обычаи, нравы, религия, и юридико-политический контроль2.

6. Право взаимосвязано с политическими институтами общества, а потому является инструментом политики. Содержание права и его применение связано в большей или меньшей мере с общественным и политическим консенсусом в обществе, властвующей элите.

7. Право — часть социокультурной ценностной системы общества, оно отражает и воплощает доминирующие в нем ценности.

С практической точки зрения наибольший интерес вызывают вопросы функционирования социального института права, т. е. реализация в реальной жизни общества его функций.

Функционирование социальных институтов происходит в совокупности сложных социальных зависимостей. Польский социолог Я. Щепаньский выделил такие факторы эффективного их функционирования, как:

четкое определение цели, задач и объема функций социального института;

рациональное разделение труда и его рациональная организация внутри системы институтов и каждого института в отдельности;

степень деперсонализации действий и объективации функций и ролей, выполняемых лицами от имени социального целого, близость поведения членов института к социальной максиме;

признание и престиж, какими обладает данный социальный институт в глазах групп, общностей, общества;

бесконфликтность включения социального института в глобальную систему социальных институтов, т. е. в общество1.

Если исходить из этих показателей, то обратные, низкие их значения будут говорить о дисфункции социальных институтов. Внешне дисфункции социальных институтов проявляются в недостатке квалифицированного персонала, материальных, финансовых средств, в организационной неурядице.

С содержательной точки зрения дисфункции выражаются в неясности целей, неопределенности функций, падении престижа, авторитета института. Важный показатель дисфункции института — персонализация его функционирования.

Это означает, что институт перестает действовать в соответствии с общественными потребностями и целями, а его функции меняются в зависимости от отдельных лиц, их личностных качеств и интересов.

Состояние социальных институтов является индикатором социальной стабильности и уровня «развитости» всей общественной системы. Многие проблемы современного российского общества заключаются в том, что преобразования, проводимые в стране, никак не могут выйти на уровень эффективно действующих институтов. Это положение можно отнести и к правовому социальному институту.

За последние годы произошли глубокие перемены в правовой системе, законодательстве России. Стоит вспомнить Конституцию Российской Федерации и гражданское законодательство.

С точки зрения их общественного значения они стали «прорывными», поскольку, по сути, институционализировали, сформировали новую социальную ситуацию в российском обществе.

Тем не менее и они не снимают многих современных проблем реального функционирования права; проблемы эти сложны, чтобы их можно было решить в одночасье, но и слишком важны для общества, чтобы можно было их решение отложить в долгий ящик до лучших времен.

Сделан значительный шаг вперед в сфере прав и свобод. Но многие права человека (например, такие, как своевременная выплата зарплат, пенсий) в стране попираются и не обеспечиваются.

Нередко граждане не могут защитить свои права из-за перегруженности судов, их удаленности, невозможности оплатить услуги адвоката или государственную пошлину. Попирается достоинство людей, находящихся под следствием. Быть может, самое опасное заключается в том, чтобы конституционные права и свободы человека не превратились в декларацию.

К сожалению, исторический опыт «конституций-деклараций» в нашей стране имеется. Современное гражданское законодательство юридически «поставило на ноги» рыночные отношения и закрепило отношения собственности в нашей стране.

Но вот какие строки можно прочесть в серьезном издании масс-медиа: «В России слова «рядовой акционер» или вообще «акционер» звучат как «придурок». «Права» акционеров напоминают область прав человека в СИЗО… Новые «хозяева» о воспроизводстве способны думать меньше всего… «Стать фермером» — все равно, что стать «акционером-придурком».

Или вкладчиком капитала в российскую промышленность… Это все равно»1. Сказано хлестко, с вызовом. Но попробуйте не согласиться!

Ключевым агентом в рыночной экономике является инвестор, а потому, следуя здравому смыслу, его правовой статус должен быть хорошо проработан в законодательстве. Однако правовые полномочия инвесторов прописаны в законах недостаточно четко2.

Общей в рассуждениях политиков, исследователей, журналистов стала проблема контроля криминальным миром значительного сектора экономики страны, огромного теневого, криминального бизнеса.

Но возможно ли существование теневой экономики в таких масштабах в стране с рыночной экономикой и соответствующим ей хозяйственным законодательством? Так, чтобы бизнес в своей значительной массе был нелегальным, «плыл против течения» законодательно установленных норм, если это против выгоды, быть не может.

Слабость правоохранительных органов, нерасторопность судопроизводства, сила криминала, разверстка налоговой системы — вот только некоторые факторы, толкающие бизнес в тень.

Вопиющей по своему асоциальному характеру, но обыденной по своей распространенности является коррупция. В исследованиях последних лет коррупция применительно к советскому обществу рассматривалась институциональным явлением3.

В настоящее время коррупция охватила все уровни государства, местные органы власти, правоохранительную и правоприменительную системы.

Например, по данным одного из общероссийских опросов, 58% опрошенных предпринимателей считают, что в наибольшей степени коррумпирован государственный аппарат; с ними согласны банкиры, половина (!) которых лично столкнулись с вымогательством чиновников.

По мнению банковских работников, основные причины такой ситуации — несовершенство финансового и гражданского права (99% опрошенных), отсутствие законов об организованной преступности и коррупции (44%)1.

Политологи и социологи из вашингтонского агентства «Transpancy international» разработали «индекс коррумпированности» для 85 стран мира. Он вычисляется на базе опросов политиков, бизнесменов, полицейских, населения. В 1998 г.

высшую положительную оценку (10 баллов) получила Дания, где взаимоотношения партеров в бизнесе и политике считаются наиболее «чистыми». За ней с небольшим отрывом идут страны почти всей Европы. Замыкает первую десятку Швейцария (8,9 балла). Россия помещена аналитиками на 76-е место с оценкой 2,4 балла.

По их же шкале гражданской и финансовой нравственности наша страна опережает лишь несколько стран Латинской Америки.

В институциональном плане явление коррупции в общественной жизни служит индикатором того, что социальный институт перестает быть деперсонифицированным и начинает работать в дисфункциональном режиме. Без глубоких подвижек в борьбе с коррупцией серьезно говорить о правовой реформе и об улучшении применения законов нельзя.

Несовершенство отечественного судопроизводства, не позволяющее гражданам найти в судах решения своих проблем, иногда подталкивают некоторых из них в сферу теневой юстиции, теневого права. Такая ситуация является показателем дисфункции института судопроизводства.

К сфере действия социального института права относится противоборство с преступностью. Это огромный пласт общественных проблем. В интересующем нас институциональном плане остановимся только на трех моментах, указанных российским исследователем преступности В. В.

Лунеевым: 1) «в обстановке системного экономического и периодического политического кризиса, высокой криминальности правящей, политической и экономической элит, бесконтрольности и продажности государственных служащих, слабого финансового, экономического, налогового, таможенного, пограничного, валютного и иного контроля… роста демонстративных заказных убийств и терроризма, разделения всей страны на зоны владений криминальных авторитетов… учтенная преступность сокращается, а ее раскрываемость растет. Таких успехов не имеет ни одна экономически развитая и политически устойчивая страна в мире… Успехи наших органов внутренних дел стали в 2-4 раза выше, чем в США, Великобритании, Франции, Германии и Японии»1; 2) ежегодно 6-8 миллионов реально пострадавших от преступлений граждан не получают должной защиты и поддержки от закона и государства и примерно столько же преступников остаются безнаказанными; 3) «в иррациональном разрушении и слабости социально-правового контроля над преступностью больше виноват не капитализм, не рыночная экономика и не демократия, а импульсивная волюнтаристская и малограмотная политика, ставящая интересы правящей элиты и правоохранительных ведомств выше интересов народа».

Отвечая на вопрос о причинах дисфункциональных проявлений социального института права, можно сказать, что:

правовой институт — это часть социального целого.

Поэтому переходное состояние российского общества, экономические, политические проблемы не могут не влиять на правовую ситуацию в стране, снижают потенциал и результативность института права.

Ряд сложных социальных проблем (например, борьба с коррупцией) невозможно решить без политической воли властвующей элиты и без сильного, в юридическом смысле, законодательства;

в современном обществе широко распространено то, что Э. Дюркгейм называл анемией, т. е. ценностно-нормативным вакуумом; а также «правовой нигилизм», исторически уходящий в досоветское и советское время;

не соответствующая нередко требованиям и нормам правового государства деятельность российской властвующей элиты.

Существует, по-видимому, и такая проблема, как бездействие ряда правовых актов, являющееся результатом того, что в их основу были заложены правовые конструкции, которые эффективны в условиях стабильного общества и высокой правовой культуры. Использование таких конструкций в иных социально-экономических, политических, культурных условиях предполагает разумное и прагматическое к ним отношение.

Выводы:

Итак, действие социального института права в нашей стране во многих отношениях не отвечает критериям нормально функционирующего института. Однако социолог обязан избегать иллюзий и стремиться к взвешенному взгляду на вещи, выясняя масштабы латентных и дисфункциональных проявлений в функционировании социальных институтов, возможности и средства, которыми обладает общество для их преодоления.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s44096t6.html

Ссылка на основную публикацию