Процедура подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению

Производство по делам об административных правонарушениях

Возбуждение дела об административном правонарушении — начальная стадия производства по таким делам.

На этой стадии решаются вопросы, связанные с наличием события административного правонарушения, фиксируются обстоятельства, относящиеся к данному правонарушению, дается первоначальная оценка противоправного действия, определяется подведомственность (подсудность) рассмотрения дела и т.д.

Поводами для возбуждения дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения; материалы, поступающие из правоохранительных органов, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, свидетельствующие о совершении административного правонарушения, сообщения физических и юридических лиц; подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица; фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта РФ, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в СМИ, указывающие на наличие события административного правонарушения; принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является сам факт совершения противоправных действий, указывающих на признаки административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Перечень таких должностных лиц довольно широк (см. ст. 28.3 КоАП РФ).

К ним относятся, например, должностные лица органов внутренних дел (полиции), должностные лица контрольно-надзорных органов исполнительной власти и др. Любое дело об административном правонарушении может быть возбуждено также прокурором (ст. 28.4 КоАП РФ).

Только к их исключительной компетенции относятся полномочия по возбуждению дел, связанных с нарушением установленных законами правил и порядка избирательного процесса (ст. 5.1, 5.7, 5.21, 5.23—5.25 КоАП РФ и др.

), с нарушением порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта (ст. 7.24 КоАП РФ), с разглашением информации с ограниченным доступом (ст. 13.24 КоАП РФ) и т.д.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о его совершении или вынесении прокурором постановления о возбуждении административного производства.

В протоколе об административном правонарушении должны содержаться следующие реквизиты: дата и место его составления, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело, фамилия, имя, отчество, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, место, время совершения и событие правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное деяние, объяснения нарушителя или законного представителя юридического лица и иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица и иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. К протоколу прилагаются их объяснения и замечания, если они имеются. В случае отказа этих лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается под расписку лицам, в отношении которых возбуждено дело.

Протокол составляется сразу же после выявления факта совершения административного правонарушения. Если же возникает необходимость в дополнительном выяснении обстоятельств дела, то протокол составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения.

В течение суток с момента составления протокола он направляется судье, органу (должностному лицу), уполномоченным рассматривать дело. Протокол передается немедленно судье, если правонарушение влечет административный арест.

В ряде случаев протокол об административном правонарушении может и не составляться. Например, если совершено правонарушение, которое влечет административную ответственность в виде предупреждения или административного штрафа, не превышающего одного минимального размера оплаты труда.

В таких случаях уполномоченным должностным лицом оформляется предупреждение либо налагается и взимается штраф на месте совершения правонарушения. Протокол не составляется и тогда, когда административное производство возбуждено постановлением прокурора.

Если протокол невозможно составить на месте совершения административного правонарушения, то нарушитель может быть доставлен в ближайший территориальный орган внутренних дел (отделение или пункт полиции).

На стадии возбуждения дела при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, начатое производство по делу подлежит прекращению.

В частности, к таким обстоятельствам относятся отсутствие события или состава административного правонарушения, действие лица в состоянии крайней необходимости и т.д. (ст. 24.5 КоАП РФ).

При наличии таких обстоятельств орган (должностное лицо), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, выносит постановление о прекращении производства по делу.

Если после выявления административного правонарушения возникает необходимость в проведении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, то может быть проведено административное расследование.

Решение о проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Его срок не может превышать 1 месяца с момента возбуждения дела. В исключительных случаях вышестоящими должностными лицами этот срок может быть продлен на срок не более 1 месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — до 6 месяцев.

По окончании расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела.

Следует знать, что проведение административного расследования возможно не по всем видам административных правонарушений, а лишь в случае нарушений в сфере антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства о защите прав потребителей, налогов и сборов, таможенного дела и др.

Административное расследование

Административное расследование представляет собой урегулированную законом государственную деятельность субъектов административного процесса, выражающуюся в производстве процессуальных действий, направленную на привлечение виновных к административной ответственности.

Порядок производства административного расследования урегулирован в ст. 28.7 КоАП РФ.

Если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о естественных монополиях, о рекламе, об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах, о выборах и референдумах, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства о противодействии коррупции, о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, законодательства о физической культуре и спорте в части, касающейся предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним, миграционного законодательства, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства о защите прав потребителей, об охране здоровья граждан, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, законодательства в области налогов и сборов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, таможенного дела, экспортного контроля, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), законодательства об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, в области охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, промышленной безопасности, дорожного движения и на транспорте, несостоятельности (банкротства), размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, то проводится административное расследование.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении в виде определения, а прокурором — в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в определении.

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении в течение суток вручается под расписку либо высьшается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению начальника органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Срок проведения административного расследования не может превышать 1 месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более 1 месяца, а по делам о нарушении таможенных правил, а равно правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — начальником вышестоящего органа на срок до 6 месяцев.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Читайте также:  Госзакупки у единого поставщика строго регламентируют

Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении

Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы (следует обратить внимание на постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

имеются ли ходатайства и отводы.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=5047

Ш подготовка дела об административном правонарушение к рассмотрению;

Виды судопроизводства в арбитражном процессе

Следующая стадия разбирательства в Арбитражном процессе — это стадия подготовки дела к судебному разбирательству, происходит данное действие непосредственно после принятия искового заявления. Обязательная…

Возбуждение и подготовка дела к судебному разбирательству

2. Подготовка дела к судебному разбирательству

Деятельность Кировского районного суда города Уфы

4. Подготовка дел, назначенных к судебному рассмотрению и их дальнейшее оформление

1. День и час рассмотрения дела в судебном заседании определяются в соответствии со сроками, установленными законом, с учетом составленного на текущий месяц расписания судебных заседаний. 2. По делам…

Законодательный процесс в Российской Федерации

6.1 Подготовка законопроекта к рассмотрению

Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в Аппарате палаты…

1. Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации

Статья 36 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» отделяет повод от основания рассмотрения дела Конституционным Судом. Повод и основание к рассмотрению дела указываются в каждом постановлении Конституционного Суда…

Неправомерные действия при банкротстве

3.2. Возбуждение дела об административном правонарушении

КоАП РФ установлена законодательная регламентация поводов к применению мер административного производства, категория должностных лиц, уполномоченных на их применение, перечня документов…

Особенности функционирования мировых судей в гражданском процессе

3.1 Подготовка дела к судебному разбирательству

После принятия мировым судьей искового заявления к своему производству процесс переходит в новую стадию — стадию подготовки дела к судебному разбирательству. Защита нарушенных прав и законных интересов лиц…

Особый порядок судебного разбирательства

2.2 Порядок подготовки к рассмотрению и назначение уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства

Решая вопрос о возможности применения особого порядка судебного разбирательства по уголовному делу, следует иметь в виду, что в нормах гл…

Особый порядок судебного разбирательства

1.2 Понятие, основания и условия назначения уголовного дела к рассмотрению в особом порядке

В действующем уголовно-процессуальном законе реализована концепция дифференциации форм судебного разбирательства. Так, в УПК РСФСР 1960 г…

Оформление гражданских дел на стадии принятия и назначения к судебному рассмотрению

2. Подготовка дела к судебному разбирательству

Подготовка к судебному разбирательству — обязательная стадия гражданского процесса по всем категориям дел искового производства, а также по делам особого производства, по делам, возникающим из публичных правоотношений, и др…

Производство по делам об административных правонарушениях

2.1 Возбуждение дела об административном правонарушении

Возбуждение дела об административном правонарушении является первой стадией административного производства и представляет собой совокупность действий…

Рассмотрение дел об административных правонарушениях

1.2 Разрешение вопросов при непосредственной подготовке дела к рассмотрению

Судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, при подготовке к рассмотрению дела (ст.11 КоАП): устанавливают…

Систематизация, накопление и закрепление знаний о системе наказывания в арбитражном процессе

1.3. Подготовка к рассмотрению дела в кассационной инстанции

Этап подготовки к рассмотрению кассационной жалобы не регламентирован так детально, как этап подготовки к разбирательству в суде первой инстанции. Это обусловлено специфическими задачами и предназначением кассационной инстанции…

Стадии административного процесса

Ш рассмотрение дела об административном правонарушении;

Характеристика производства по делам об административных правонарушениях

2.1 Возбуждение дела об административном правонарушении

Возбуждение дела об административном правонарушении является первой стадией административного производства и представляет собой совокупность действий…

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/111365

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях

При рассматривании дела по административному нарушению законами устанавливаются определенные временные рамки и порядок, согласно которым и должны проводиться все процедуры. 

Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях

Основные сроки, согласно КоАП:

  • На разбирательство по подобным делам отводится 15 суток с того дня, как материалы были переданы судье или иным должностным лицам, которые обладают полномочиями на проведение процедур по разбирательству.
  • По обоснованному решению суда или прочих уполномоченных граждан, которые занимались ознакомлением,возможно продление судебного разбирательства, но не больше 30 суток.

Такая необходимость может возникнуть, если требуются дополнительные меры по выявлению всех обстоятельств.

  • Если обстоятельства дела могут повлечь необходимость ареста в административном порядке, то материалы требуется рассмотреть в день получения документации, а по задержанному — за 2 суток.

Нарушение срока рассмотрения дела об административном правонарушении

Для возбуждения дела по нарушениям, в административном порядке установлен срок длительностью в 15 суток после того, как материалы были переданы суду.

Если дело связано арестом нарушителя, то его материальная база должна быть рассмотрена в тот же день, а постановление по нарушителю в течение 48 часов.

[box type=»download»] Срок рассмотрения может быть увеличен до 30 суток тогда, когда нужно дополнительное прояснение обстоятельств или же заявлено ходатайство о продлении.[/box]

Если период, отведенный на разбирательство по делу, был нарушен из-за неявки кого-либо из участвующих и на то отсутствуют уважительные причины, то может быть принято решение об их приводе.

Это происходит в тех случаях, когда отсутствие в процессе указанных граждан является препятствием для адекватного рассмотрения всех обстоятельств по делу и его законному разрешению.

Подготовка к рассмотрению дела

Основание для возбуждения дела по совершению административного правонарушения — составить протокол об административном правонарушении, так называемую жалобу.

Содержание протокола основывается на правилах, которые обозначены  в КоАП от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Ниже скачайте образец и пример заполнения протокола:

[box type=»info»]Пример заполнения протокола 

Шаблон протокола об административном правонарушении[/box]

На подготовительной стадии подлежат разъяснению такие вопросы, как:

  • отношение к компетенции лица или органа прав на рассмотрение конкретных материалов;
  • наличие причин, которые могут помешать изучению дела судом или прочими уполномоченными гражданами;
  • правильность заполнения переданной документации;
  • наличие причин, из-за которых исключается разбирательство по определенному делу;
  • являются ли собранные документы достаточными для того, чтобы его рассмотреть дело;
  • имеются ли заявления о ходатайствах и отводах.

Дело не может изучаться судьями, членами комиссии или прочими гражданами при таких обстоятельствах, предусмотренных законом:

  • когда уполномоченные на изучение сотрудники имеют родственные связи с нарушителем, потерпевшими, доверенными лицами или защитниками;
  • когда судья или иное лицо, задействованное в производстве по делу, имеют личную заинтересованность в его результате;

[box type=»download»] Если присутствуют перечисленные причины, то уполномоченное лицо, призванное к разбирательству обязуется заявить о самоотводе путем письменного заявления, поданного на имя председательствующего в соответствующем суде, главы коллегии или вышестоящих должностных лиц. [/box]

Если должностное лицо не заявляет о них, сделать это может как сам нарушитель, так и его защитники, представители, потерпевшие по делу или прокурор.

Заявление по отводу будет рассмотрено в судебном порядке и вынесено решение об его принятии или отказе.

Кроме этого, на этапе по подготовке подлежат рассмотрению такие моменты:

  • запрос дополнительных материалов;
  • вызов участников процесса;
  • назначение экспертизы;
  • дата и место разбирательства по делу;
  • перенесение дня разбирательства на другое время;
  • проверка правильности составления протоколов и прочих материалов;
  • передача протокола и прочей документации по делу в подведомственные инстанции.

В эти правила могут быть внесены допустимые по закону изменения и коррективы в зависимости от ситуации конкретного дела.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

На следующей за этапом подготовки стадии происходит разбирательство по обстоятельствам дела в суде.

К этому моменту все документы должны быть подшиты и пронумерованы, обязательно прилагаются описи, заполняются все графы и строки.

Когда на подготовительном этапе были вынесены ходатайства, их должны рассмотреть незамедлительно, после чего заявители обязательно оповещаются о результате и решении.

При выявлении причин, которые исключают возможность рассмотрения дела, разбирательство будет отменено, о чем вносится соответствующее постановление.

[box type=»download»] Это решение принимается как по инициативе судьи, так и согласно заявленному ходатайству.[/box]

Дела об административных правонарушениях подлежат рассмотрению в мировом суде там, где было совершено нарушение, но если заявлено ходатайство от нарушителя, документы могут быть переданы в мировой районный суд по месту его фактического проживания.

Если нарушение совершил несовершеннолетний, то дело будет передано на место его проживания. В случая нарушения ПДД или других административных нарушениях, влекущих за собой лишение права на управление транспортом, дело рассматривается по месту регистрации ТС.

Структура процесса рассмотрения дела составляет:

  1. Оглашение сведений о подлежащем рассмотрению деле, кем оно будет рассмотрено, кто и на основании каких статей будет привлекаться к ответственности.
  2. Установление присутствия нарушителя или его представителей и участников процесса.
  3. Проверка на наличие полномочий представителей и защитников.
  4. Установление факта оповещения участников и причин неявки, если таковая имеется. Вынесение решения о рассмотрении дела при отсутствии неявившихся граждан.
  5. Разъяснение прав и обязанностей участникам процесса.
  6. Рассмотрение по отводам и ходатайствам.

Причины переноса дела

Рассмотрение по делам может быть перенесено по следующим причинам:

  • при поступлении заявки на самоотвод или отвод судьи;
  • отвод специалистов, экспертов или переводчиков;
  • необходимость присутствия участников, сбора дополнительных материалов, назначение экспертизы.
Читайте также:  Депутаты хотят брать налоги за майнинг криптовалют

Эти обстоятельства могут стать причиной переноса дела, если они препятствуют его рассмотрению.

В соответствии с законодательной базой, в случае неявки в суд человека, присутствие которого является обязательным, будет вынесено решение о его приводе.

Если не выявлено ситуаций, препятствующих рассмотрению дела, то процессуальный порядок продолжается так:

  1. Подлежат оглашению протоколы по нарушению и прочие необходимые документы.
  2. Заслушивают объяснения нарушителя или его доверенных лиц, а также даются необходимые показания другими гражданами.
  3. Исследуют доказательства, заключения специалистов и экспертизы.
  4. В случае участия в разбирательстве прокурора заслушивается его заключение.
  5. Совершаются иные действия, в которых есть потребность.
  6. При участии в заседании обеих сторон далее следуют прения.
  7. После окончания прений участники имеют право реплики.
  8. Завершающим является вынесение решения и объявление о судебном акте судом.

По окончании процесса копии постановлений вручаются нарушителю или его доверенным лицам, а также потерпевшей стороне, а также может быть выслано в трехдневный срок по месту жительства указанных лиц.

Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела

Исключает возможности для рассмотрения дел уполномоченными лицами наличие следующих причин:

  • родственные отношения с участниками процесса;
  • личный интерес в деле.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение.

После того, как будет изучено дело о факте административного правонарушения, принимаются следующие определения:

  • дело передается судье или иному лицу, которое имеет полномочия для назначения административных взысканий иных видов или размеров или же применения других мер по воздействию на основании законов;
  • дело может быть передано в подведомственные инстанции тогда, когда процедура по его изучению не имеет отношения к компетенции рассматривавших его должностных лиц.

Как следует из сказанного, вынесение постановления по делу возможно тогда, когда завершается процесс разбирательства.

Постановление должно отражать все обстоятельства, установленные на стадии рассмотрения, а именно:

  • наличие или отсутствие состава правонарушения в деяниях человека, по отношению к которому проводилось судебное разбирательство;
  • квалификация дела в согласовании с федеральными законами и соответствующими статьями кодексов;
  • указание избранной меры наказания или обстоятельств, послуживших основанием для прекращения разбирательств.

Если было принято определение, то дело может быть рассмотрено в других инстанциях или требуется провести дополнительные действия по исследованию всех обстоятельств.

Доведение принятого решения до сведения

Оглашенное судом решение доводится до участников таким образом:

  • копию судебного документа вручают субъекту, по отношению к которому вынес суд этот документ, или его доверенным лицам и потерпевшим под роспись;
  • копию извещения по делу в трехдневный срок направляют должностному лицу, которым был составлен документ о факте нарушения.

В соответствии с просьбами граждан, являющихся потерпевшими по административному делу, документ, содержащий уведомление о принятом судебном решении может быть направлен по месту их регистрации в течение 3 суток.

Источник: http://ip911.ru/ostalnoe/poryadok-rassmotreniya-del-ob-administrativnyx-pravonarusheniyax.html

Рассмотрение дела об административном правонарушении

Рассмотрение дела — наиболее важная стадия производства по делу об административном правонарушении, так как ее задачей является проверка, юридическая оценка всех обстоятельств дела и принятие по нему решения. На подготовительном этапе, прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению дела, судья, орган, должностное лицо выясняют следующие вопросы:

— относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

— имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

— правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и иные материалы дела;

— имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

— достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

— имеются ли ходатайства и отводы.

Законодатель придает большое значение объективности и беспристрастности рассмотрения дела, поэтому при наличии оснований, указывающих на заинтересованность судьи, члена коллегиального органа, должностного лица в исходе дела, указанные лица не допускаются к процессу. В качестве обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом, выступают следующие основания:

— родственные связи указанных субъектов с лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического или юридического лица, защитником или представителем.

К родственникам относятся лица, состоящие в кровной связи между собой (прямое или боковое родство). В соответствии с п.4 и п 37 ст.

5 УПК Российской Федерации близкие родственники – это супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, родственники – все иные лица, состоящие в родстве;

— личная заинтересованность в разрешении дела.

При наличии этих обстоятельств судья, должностное лицо обязаны заявить самоотвод либо лицо, привлекаемое к ответственности, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить им отвод. Заявления о самоотводе либо отводе подаются председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу, которые и выносят определение о его удовлетворении либо об отказе.

По общему правилу при подготовке к рассмотрению дела разрешаются некоторые вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

— о назначении времени и места рассмотрения дела;

— о вызове необходимых лиц, об истребовании дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;

— об отложении рассмотрения дела;

— о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела на исправление;

— о передаче материалов дела на рассмотрение по подведомственности;

— о приводе лиц, указанных в статье 27.15 КоАП Российской Федерации.

При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП Российской Федерации, на этом же этапе может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется по месту его совершения, а в случае ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу, может быть рассмотрено по месту его жительства.

Дело, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего это расследование. Дела об административных правонарушениях совершенных несовершеннолетними, а также предусмотренных статьями 5.

33 (невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, субъектами которых являются несовершеннолетние), 5.34 (увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки), 6.

10 (вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ), 20.

22 (появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств и психотропных веществ в общественных местах), рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу. Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

Статья 29.6 КоАП Российской Федерации устанавливает сроки рассмотрения дела об административном правонарушении.

Срок рассмотрения дела составляет пятнадцать дней со дня получения органом, должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и иных материалов.

Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административных правонарушении и других материалов дела.

Часть вторая указанной статьи предусматривает в случае необходимости продление данного срока на один месяц. Это может произойти по ходатайству участников производства либо при необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. О продлении срока лицом, рассматривающим дело, выносится мотивированное определение.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию – не позднее 48 часов с момента его задержания.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52 (нарушение законодательства о проведении выборов), рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности предприятия (учреждения). Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.15.1 настоящего Кодекса, рассматриваются в десятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Непосредственное разбирательство дела об административном правонарушении несет особую правовую нагрузку, поскольку именно на этом этапе разрешается дело по существу. Порядок рассмотрения дела представляет собой совершение определенных процессуальных действий, осуществляемых в логической последовательности.

Прежде всего, объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности.

Далее устанавливается факт явки всех лиц, участвующих в рассмотрении дела, проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя.

Выясняется, извещены ли участники производства по делу, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. Участникам рассмотрения дела разъясняются их права и обязанности, рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.

Рассмотрение дела может быть отложено, о чем должны быть вынесено определение, в случае:

— поступления заявления о самоотводе или отводе лиц, рассматривающих дело;

— отвода специалиста, эксперта или переводчика;

— необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела;

— истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы.

Кроме того, определение может быть вынесено при необходимости осуществления привода лица, участие которого признается обязательным, или при передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 КоАП Российской Федерации.

При продолжении рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении и иные материалы дела.

Читайте также:  Полковник скр максименко получил 13 лет колонии

Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, показания других лиц, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, заслушивается заключение прокурора.

Данные процессуальные действия направлены на обеспечение принципов равенства всех перед законом, открытости, состязательности и гласности производства по делу.

При рассмотрении дела коллегиальным органом составляется протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении.

В нем отражаются все процессуальные действия, которые совершались в ходе непосредственного разбирательства.

Протокол является важным источником информации для судей и должностных лиц вышестоящих органов, поэтому его форма и содержание должны соответствовать требованиям закона. В нем указываются:

— дата и место рассмотрения дела;

— наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело;

— событие рассматриваемого административного правонарушения;

— сведения о явке лиц;

— отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;

— объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;

— документы, исследованные при рассмотрении дела.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: 1) о назначении административного наказания; 2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление о назначении административного наказания выносится в том случае, если виновность лица доказана, если нет обстоятельств, исключающих административную ответственность, и отсутствуют основания для его освобождения. Данный документ влечет за собой правовые обязанности как для правонарушителя, так и для государственных органов к его исполнению.

Постановление о прекращении производства по делу выносится при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статье 24.

5 КоАП Российской Федерации; объявлении устного замечания в соответствии со статьей 2.

9 КоАП Российской Федерации; прекращении производства по делу и передачи его прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях содержатся признаки преступления.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

— должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление;

— дата и место рассмотрения дела;

— сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

— обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

— статья КоАП Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность, либо основания прекращения производства по делу;

— мотивированное решение по делу;

— срок и порядок обжалования постановления;

— размер имущественного ущерба, сроки и порядок его возмещения.

В постановлении должны быть также решены вопросы об изъятых вещах и документа, а также о вещах, на которые наложен арест. При этом:

1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при не установлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению;

3) документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам;

4) изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются в Администрацию Президента Российской Федерации.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено определение:

— о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия;

— о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Определение представляет собой разновидность решения, которым не разрешается дело по существу.

Так же как и постановление, оно имеет своей целью содействовать осуществлению задач производства по конкретному делу, но не является итоговым документом.

Как мы видим, каждое из определений выносится на основе применения норм материального и процессуального права на любой стадии производства и по разнообразным вопросам.

В определении по делу об административном правонарушении указываются:

— должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших определение;

— дата и место рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела;

— сведения о лице, которое подало заявление, ходатайство либо в отношении которого рассмотрены материалы дела;

— содержание заявления, ходатайства;

— обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления, ходатайства, материалов дела;

— решение, принятое по результатам рассмотрения данных документов.

При установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, лица рассматривающие дело, обязаны внести в соответствующие организации представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Представление имеют силу частного определения, которое выносится судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Выводы, содержащиеся в данном документе, должны основываться на материалах дела и подтверждаться доказательствами.

Эти организации должны в течение месяца принять адекватные меры по устранению недостатков и сообщить об этом инициатору данного документа.

Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 2634;

Источник: https://poznayka.org/s13524t1.html

Начало административного процесса. Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению

Поиск Лекций

Возбуждение и расследование (подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению) является начальной стадией производства по делу об административных правонарушениях, и представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств нарушения, их фиксирование и квалификацию.

Возбуждение дела по юридическому значению является и процессуальным действием и юридическим фактом возникновения административно-процессу­альных отношений.

Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению должна быть осуществлена не позднее десяти суток со дня начала административного процесса, а по делам об административных таможенных правонарушениях, об административных правонарушениях против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования и налогообложения – не позднее двух месяцев со дня начала административного процесса.

Возбуждение дела об административном правонарушении имеет специфическое процессуальное оформление протоколом об административном правонарушении или протоколом процессуального действия. Протокол составляется уполномоченными на то должностными лицами.

Также административный процесс считается начатым с момента вынесения постановления о мерах обеспечения административного процесса и вынесения постановления о наложении административного взыскания.

Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению может быть приостановлена мотивированным постановлением, лица ведущего административный процесс:

1) при назначении экспертизы — на срок проведения экспертизы;

2) при направлении запроса в компетентные органы иностранных государств — до получения ответа на запрос;

3) в случае совершения дорожно-транспортного происшествия при проведении действий по установлению лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, — до установления указанного лица.

Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению возобновляется, если отпали основания для ее приостановления.

На стадии возбуждения дела в необходимых случаях осуществляются административное расследование.

В процессе административного расследования реализуются такие процессуальные действия, как сбор и фиксация доказательств, оформление протокола о возбуждении административного дела, решение вопроса о приостановлении или прекращении производства.

Для начала административного процесса необходимо наличие основания и повода (процессуального основания).

Основанием для возбуждения дела об административном производстве является наличие нормы, предусматривающей ответственность и совершение административного проступка.

Основаниями для начала административного процесса являются достаточные данные, указывающие на признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей Особенной части КоАП, если при этом отсутствуют обстоятельства, исключающие административный процесс (ст.9.6 ПИКоАП).

Поводами к началу административного процесса являются:

1) заявление физического лица;

2) сообщение должностного лица государственного органа, общественного объединения, иной организации;

3) непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения судом, органом, ведущим административный процесс.

Одним из поводов является непосредственное усмотрение должностного лица. Оно нигде не фиксируется, а поэтому не всегда поддается контролю, так как предположение о проступке возникает лишь в его сознании.

Для возбуждения определённых категорий дел ПИКоАП предусматривает наличие определённых поводов. Так, административный процесс в случаях, предусмотренных ст.ст. 9.1–9.3, ст. 9.6, ст.ст. 10.6–10.9, ч. 1 — 3 ст. 18.

17, ч. 4 ст. 18.23., ст. 22.13 КоАП, начинается только по требованию потерпевшего либо его законного представителя, и подлежит прекращению в случае примирения с лицом, в отношении которого ведется администр. процесс.

Правовое значение повода к возбуждению и расследованию состоит в том, что он вызывает публичную деятельность полномочных органов, лиц; обязывает их реагировать на сигнал об административном правонарушении.

Подготовка дела об административном правонарушении органом, ведущим административный процесс, для рассмотрения заканчивается:

1) составлением протокола об административном правонарушении;

Протокол — основание для дальнейшего производства по делу об административном правонарушении. В соответсивии со ст. 10.

2 ПИКоАП в протоколе указывается: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя (фамилия, имя, отчество, возраст, род занятий, размер заработка, если нарушитель работает, место жительства, семейное положение, документ, удостоверяющий личность нарушителя); место, время совершения и существо административного правонарушения: нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; объяснения нарушителя; иные сведения, необходимые для разрешения дела.

2) прекращением дела об административном правонарушении при наличии обстоятельств, исключающих административный процесс или истечения сроков подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению.

Завершающим этапом является направление материалов расследования на рассмотрение. Этот этап имеет место лишь тогда, когда лицо, закончившее расследование и составившее протокол, само не вправе решать дело по существу или считает необходимым передать его в другие органы.

В некоторых случаях эта стадия «сливается» с последующей — со стадией рассмотрения дела по существу (ускоренное производство, когда, например, штраф налагается на месте совершения правонарушения).

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s49404t6.html

Ссылка на основную публикацию