Правовая характеристика банкротства

Общая характеристика процедуры банкротства

Чтобы определить, выгодно ли обращаться в арбитражный суд, чтобы признать свое банкротство, или же нет, необходимо ознакомиться с мельчайшими деталями процесса.

Однако изначально необходимо понять, в чем его общая суть, какими законами регулируется процедура и т.д.

Характеристика процедур банкротства физических, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей встречается на просторах всемирной паутины, однако с поиском материала следует быть осторожными.

Рекомендуется доверять только официальным источникам (непосредственно статьи законов, положения кодексов и т.д.

) или же авторитетным сайтам, однако разобраться с представленной информацией нередко сложно без специального образования.

Если же доверять материалам, которые представлены в статьях на сайтах общего направления, можно ввести себя в заблуждение, а это чревато достаточно серьезными последствиями, поскольку судебная процедура достаточно затратна.

Что понимать под «банкротством»?

Финансовая несостоятельность или банкротство – это невозможность физического лица, юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять взятые на себя финансовые обязательства. Таковыми в большинстве случаев являются кредиты, однако задолженность может возникать также и по налогам, коммунальным платежам и другим обязательствам.

Неоплаченный в установленное время долг будет увеличиваться за счет начисления дополнительной пени и различных штрафов.

Физические лица могут обращаться в арбитражный суд, если их задолженность составила более 500 тысяч рублей, а для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей данный порог равен 300 тысячам рублей.

При этом последнее действие по своей задолженности должно быть совершено более чем за 90 дней до момента подачи заявления в арбитражную судебную инстанцию.

Общая характеристика процедуры банкротства подразумевает также возможность обращения в суд кредиторов или их представителей, на тех же условиях. Рассматриваться будет то заявление, которое регистрируется первым, при условии, что оно составлено правильно и к нему прилагается необходимый пакет документов.

В интернет-статьях зачастую об этом не говорится, однако помимо самого заявления с прошением признать добровольное банкротство, необходимо собрать еще немало дополнительных документов, которые нередко создают должнику массу проблем, поэтому в данном вопросе рекомендуется обращаться за помощью к профессиональным юристам.

Основы законодательства при оформлении банкротства

Не лишним будет и ознакомиться с тем, какими нормативно-правовыми актами регулируется процесс признания финансовой несостоятельности, и вопрос этот достаточно важный, поскольку знание законов может спасти от принятия неправильного решения.

Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц основным законом является закон «О банкротстве», который вступил в силу в 2002 году, и процесс признания финансовой несостоятельности предпринимателей и компаний осуществляется в соответствии с положениями данного закона.

Банкротство физических лиц признается на основе Федерального закона № 476, вступившего в силу 1 октября 2015 года. Данный нормативно-правовой акт вносит изменения в основной закон «О несостоятельности».

Характеристика законодательства о банкротстве также включает некоторые положения кодексов: Гражданского, Гражданско-процессуального, Административного и Уголовного.

Например, статьей 446 Гражданско-Процессуального кодекса защищены некоторые категории имущества от изъятия их судебными приставами.

В 14 статье Кодекса РФ об административных правонарушениях прописаны штрафы, которые могут накладываться при усмотрении разного рода нарушений в процессе признания должника банкротом.

Уголовный кодекс, а именно статьи 196 и 197, предусматривают наказания за такие экономические преступления как фиктивное и преднамеренное банкротство.

Опять же, разобраться со всеми основами законодательства в отрасли банкротства самостоятельно практически невозможно, поэтому рекомендуется перед обращением в суд проконсультироваться с юристами, чтобы определить все плюсы и минусы процедуры для конкретного случая.

Суть процесса: чего добиваются должники?

Важно сразу сделать акцент на том, что многие из должников, которые прибегают к такому варианту решения проблемы как банкротство, зачастую не понимают истинного предназначения судебного процесса.

Обращаясь в арбитражный суд, не стоит надеяться, что все долги испарятся как по взмаху волшебной палочки и должник сможет продолжить жизнь, как будто и не было никаких проблем.

Общая правовая характеристика банкротства заключается в том, что должнику помогают решить проблему скорее, реструктурировать задолженность, однако интересы кредиторов также учитываются. При этом судебное разбирательство позволяет уменьшить сумму штрафов и пени, если они чрезмерно велики. Основной долг же остается без изменений.

Если должник не в силах его погасить, то в счет долга будет изыматься имущество или же вычитаться определенная сумма из зарплаты (должнику оставляют только прожиточный минимум). Если же имущества, которое могут забрать приставы по закону, у должника нет, и на официальной работе он тоже не состоит, то от долга избавить можно, однако и здесь все далеко не просто.

На протяжении трех лет (пока не истечет срок исковой давности) на имущество наложат арест, должнику запретят выезжать за пределы страны и лишат права вождения транспортным средством. Кроме того, все доходы должника будут тщательно контролироваться, и любые поступления будут изыматься и направляться кредиторам, поэтому положительных сторон от подобной ситуации мало.

Если же к процедуре привлечь профессиональных юристов, то могут быть найдены некоторые «лазейки» в законодательстве, и последствия процесса будут уже куда более положительными.

Затраты и сроки проведения процедуры

Должнику важно понимать и то, что оформление своей финансовой несостоятельности – процедура не дешевая. При обращении в арбитражную судебную инстанцию потребуется сразу оплатить госпошлину (6 тысяч рублей), а также иметь на депозитном счете не менее 10 тысяч рублей для оплаты вознаграждения арбитражного управляющего.

При оформлении процедуры банкротства должник нередко сталкивается с дополнительными тратами – общая характеристика процесса подразумевает сбор справок, за которые нередко необходимо платить. Рекомендуется обращаться за помощью к профессиональным юристам, и это также дополнительные траты.

В качестве вывода можно сказать, что процедура банкротства имеет как плюсы, так и минусы, поэтому не стоит, начитавшись советов из интернета, сразу же бежать в арбитражный суд, чтобы признать себя финансово несостоятельным. Но и медлить не рекомендуется.

Появилась задолженность? Пробуйте решить вопрос мирным путем (кредиторам тоже ни к чему затягивать процесс). Если же такая попытка не дает результат, консультируйтесь с опытными юристами по кредитным вопросам и тогда только принимайте окончательное решение.

Источник: https://bankrothelp.ru/fiz-lica/obshhaya-kharakteristika-procedury-bank-3.html

Правовая характеристика признаков и критериев банкротства индивидуальных предпринимателей в законодательстве Российской Федерации

Курсовая работа

на тему:

«Правовая характеристика признаков и критериев банкротства индивидуальных предпринимателей в законодательстве Российской Федерации»

Иркутск 2011

В своей курсовой работе я решил исследовать тему банкротство индивидуального предпринимателя.

Я считаю, что тема моей работы актуальна: наличие в правовой системе государства института банкротства имеет большое значение как для права, так и для экономики, так как его нормы направлены на исключение из оборота субъектов, не способных осуществлять прибыльную деятельность, а также на восстановление финансового состояния лиц, испытывающих временные финансовые трудности. Все это способствует оздоровлению экономики, недопущению кризиса неплатежей и нормальному функционирования неплатежеспособных лиц.

Так же институт банкротства обеспечивает стабильность экономики, нормальное функционирование хозяйствующих субъектов, их способность быстро реагировать на изменяющуюся инфраструктуру рынка. Любое даже самое стабильное предприятие подвержено риску на банкротства, не говоря уже об индивидуальных предпринимателях, которые осуществляют свою деятельность на свой риск.

Целью своей работы я поставил дать правовую характеристику признаков и критериев банкротства индивидуальных предпринимателей в законодательстве Российской Федерации, а так же рассмотреть процедуры, применяемые в отношении индивидуального предпринимателя – банкрота.

В своей работе я пользовался такими методами как анализ, синтез, так же применял логический и формально – юридический метод.

Читайте также:  После кадровой комиссии при президенте повторно объявили конкурс на руководителей сою

Статья 25 ГК РФ предусматривает последствия осуществления предпринимательской деятельности гражданином в тех случаях, когда эта деятельность привела к неисполнению обязательств перед кредиторами. Эти последствия можно назвать специальными, в тоже время общими последствиями является обращение взысканий на имущество гражданина.

Кредитор по своему усмотрению имеет право выбирать, какую возможность использовать это может быть обращение в суд с иском об исполнении обязательства должником или с требованием о признании должника банкротом. В последнем случае кредитор может обратиться только в арбитражный суд.

Кроме того, производство по делу о несостоятельности (банкротстве) не является исковым, в арбитражный суд подается не иск, а заявление о признании должника банкротом. Это правило установлено Законом о банкротстве. Принятие специального закона соответствует требованиям п.

5 статьи 25, которая предоставляет закону возможность определять основания и порядок признания судом индивидуального предпринимателя банкротом либо объявления им о своем банкротстве.

Таким образом, в соответствии с ГК РФ возможно как судебное, так и добровольное банкротство. Добровольное банкротство проводится во внесудебном порядке самим должником.

Закон о банкротстве не упоминает о добровольном банкротстве, что противоречит нормам Гражданского кодекса РФ, но в настоящее время добровольное банкротство невозможно по причине отсутствия механизма осуществления.

Государственные системы правового регулирования несостоятельности отличаются друг от друга теми целями, которые ставят перед собой законодатели. Эти цели могут быть самыми разнообразными, к примеру:

– увеличение возврата средств, приобретенных в ходе реабилитационных мероприятий или ликвидации должника, в интересах всех сторон;

– спасение бизнеса жизнеспособного предприятия;

– осуществление мер по реструктуризации предприятия в период до банкротства и т.д.

Российское законодательство о несостоятельности представляет собой сложную систему правовых норм, основанием которой являются положения ГК РФ. Данные положения можно разделить на три группы:

– нормы ГК РФ, регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);

– нормы ГК РФ, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности – ст. 64 (об очередности удовлетворения требований кредиторов), 56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника – юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) и др.;

– нормы ГК РФ, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т.д.).

Центральное место в системе правового регулирования банкротства занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г.

№127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», задачами которого являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой – предоставление возможности добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности.

Анализ действующего законодательства о банкротстве позволил сформулировать следующие положения:

1) институт банкротства не может быть отнесен только к одной отрасли права, поскольку находиться на стыке разных отраслей права.

Таким образом, законодательство о несостоятельности, носящее комплексный характер, находится на границе публичного и частного права. Поэтому не случаен тот факт, что Закон о несостоятельности 2002 г., как и Закон о банкротстве 1998 г., наряду с материально-правовыми нормами содержит достаточно большое количество норм процессуального характера;

2) основной тенденцией законодательства о несостоятельности (банкротстве) является развитие его по схеме: общий закон – специальный закон – другие нормативные акты.

3) одним из направлений реформирования современного законодательства о несостоятельности (банкротстве) является внесение в него изменений и дополнений, часто лишь механическое. Такой путь зачастую сопровождается поспешными выводами, облекаемыми в форму различных законопроектов. Между тем в настоящее время важен более глубокий подход.

В связи с этим в литературе обоснованно отмечается, что «наиболее актуальной задачей в деле совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) является выработка единой концепции его реформирования, предполагающей поиск основных направлений изменения указанного законодательства с ясным представлением о целях, которые должны быть достигнуты, а также о системных последствиях внесения соответствующих изменений».

Статья 2 указанного закона вводит понятие банкротства. Так, несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся не способными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законом.

Денежное обязательство – обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному ГК РФ основанию.

Кредиторы – лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.

Таким образом, несостоятельность (банкротство) определяется как признанная арбитражным судом неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Рассматривая понятие несостоятельности (банкротства) в действующем законодательстве России, следует признать, что, оно дано достаточно традиционно, но в тоже время обладает определенной спецификой.

В настоящее время законодательство о несостоятельности является одной из наиболее дискуссионных областей права, поэтому анализ правового регулирования несостоятельности, изучение тенденций в данной области, а также основных категорий несостоятельности являются весьма актуальными.

Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. Отсюда следует, что в основе несостоятельности (банкротства) лежит положение, согласно которому участник имущественного оборота, не оплачивающий товары, услуги, работы, налоги и другие обязательные платежи в течение трех месяцев, считается неспособным исполнить свои обязательства перед кредиторами. Для того чтобы избежать несостоятельности (банкротства), должник должен погасить свои обязательства или представить суду доказательства необоснованности требований кредиторов.

Таким образом, основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Источник: http://MirZnanii.com/a/37625/pravovaya-kharakteristika-priznakov-i-kriteriev-bankrotstva-individualnykh-predprinimateley-v-zakonodatelstve-rossiyskoy-federatsii

Общая характеристика процедур банкротства

иностранной валюте) непосредственных участников перемещения товаров через таможенную границу.

Кроме того, осуществляют контроль соблюдения физическими лицами правил перевоза наличной валюты через таможенную границу России, установленных валютным законодательством нашей страны.

Функцию таможенного валютного контроля осуществляет система таможенных органов, в которую входят Федеральная таможенная служба, Управление валютного контроля Федеральной таможенной службы, подразделения валютного контроля региональных таможенных управлений, отделы и отделения валютного контроля таможен. Задачи, функции, права указанных таможенных органов закреплены в Положениях об этих органах, утвержденных приказами Федеральной таможенной службы и изданных на основе федеральных нормативных правовых актов о валютном регулировании и валютном контроле.

В заключение хотелось бы отметить, что валютный контроль в таможенном деле, являясь видом государственного валютного контроля, характеризуется тем, что это одна из функций таможенных органов; формы и методы, которые используют таможенные органы, определены в законодательстве о валютном регулировании и Таможенном кодексе Российской Федерации; к нарушителям валютного законодательства применяются меры административного принуждения, предусмотренные действующим законодательством.

Читайте также:  Обзор вс: временные трудности еще не значат банкротство

УДК 343.535:343.85

Е.А. Лебедева (Москва, МГЮА)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА

Рассматриваются правовые основы банкротства, дается характеристика его отдельных процедур.

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»1 предусматривает множественность процедур, применяемых к неплатежеспособным должникам, введение которых зависит от особенностей их правового положения, возможности (невозможности) восстановления их платежеспособности и других обстоятельств.

В соответствии с названным Законом, при рассмотрении дела о банкротстве должника-юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

— наблюдение (гл. IV);

— финансовое оздоровление (гл. V);

1 СЗ РФ. — 2002. — № 43. — Ст. 4190.

— внешнее управление (гл. VI);

— конкурсное производство (гл. VII);

— мировое соглашение (гл. VIII).

Термин «процедуры банкротства» употребим достаточно условно, так как процедурой банкротства в буквальном смысле слова является лишь конкурсное производство, применяемое к должнику, признанному арбитражным судом банкротом.

Остальные — можно назвать процедурами банкротства лишь условно, поскольку они применяются к должнику, еще не признанному банкротом (например, наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление), либо реализуются за пределами производства по делу о банкротстве (например, мировое соглашение).

Каждая процедура имеет свою цель, содержание и сроки реализации. Однако все они, за исключением мирового соглашения, предполагают проведение анализа финансового состояния должника, формирование реестра требований кредиторов и подготовку отчета арбитражного управляющего для собрания кредиторов и арбитражного суда.

Процедура наблюдения осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Наблюдение вводится по общему правилу — не с момента возбуждения производства, а по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя.

Процедуру наблюдения осуществляет назначенный арбитражным судом временный управляющий, который в целях обеспечения сохранности имущества должника осуществляет контроль и дает разрешение на совершение определенных сделок.

Введение в отношении должника наблюдения и назначение временного управляющего не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с некоторыми ограничениями.

Наблюдение вводится на срок не более семи месяцев. По окончании наблюдения арбитражный суд выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

Процедура финансового оздоровления, введенная Законом о банкротстве 2002 г., является новой для российского законодательства о несостоятельности1. Под ней понимается такая процедура банкротства, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погаше -ния задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. По

1 Научно-практический (постатейный) комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» // Под ред. В.В. Витрянского. — М.: Статут, 2004. — С. 36.

общему правилу финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года. Смысл процедуры заключается в том, что в этот период должник производит расчеты со всеми кредиторами в соответствии с графиком погаше-ния задолженности.

Графиком погашения задолженности должно предусматриваться погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, при том условии, что погашение требований кредиторов первой и второй очереди должно быть произведено не позднее чем че -рез шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления.

При проведении этой процедуры существует возможность сохранения органов управления должника. Организация и проведение финансового оздоровления возлагаются на административного управляющего.

В случае введения процедуры финансового оздоровления шансы кредиторов получить удовлетворение своих требований многократно повышаются, поскольку на случай срыва графика погашения задолженности в Законе о банкротстве предусмотрен упрощенный порядок погашения требований кредиторов лицами, предоставившими обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, непосредственно в рамках дела о банкротстве должника1.

Кроме того, арбитражный суд может вынести определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника (п. 6 ст. 88 Закона).

Внешнее управление представляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

По общему правилу внешнее управление может применяться только в отношении юридических лиц, однако Закон о банкротстве делает исключение: допускается введение внешнего управления в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства.

При введении указанной процедуры прекращаются полномочия органов управления должника и руководителя должника, а управление делами должника возлагается на внешнего управляющего.

Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев и может быть продлено на срок не более шести месяцев.

В отношении некоторых организаций-должников российское законодательство о банкротстве устанавливает более продолжительные сроки для процедуры внешнего управления: крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные, градообразующие организации, субъекты естественных монополий ТЭК.

По ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен.

Одной из особенностей процедуры внешнего управления является также введение моратория (приостановление исполнения должником денежных

1 С.А. Карелина. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учеб.-практ. пособие. — М., 2006. — С. 156.

обязательств и уплаты обязательных платежей) на удовлетворение требований кредиторов. Данная льгота, предоставляемая должнику, позволяет использовать суммы, предназначенные ддя исполнения денежных обязательств, на проведение соответствующих организационных и экономических меро-приятий, направленных на улучшение финансового состояния должника.

Деятельность внешнего управляющего по восстановлению платежеспособности должника должна соответствовать плану внешнего управления, утверждаемому собранием кредиторов.

По итогам внешнего управления внешний управляющий представляет на утверждение собранию кредиторов отчет, после рассмотрения которого собрание кредиторов вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о продлении внешнего управления либо о прекращении внешнего управления ввиду восстановления платежеспособности должника и перехода к расчетам с кредиторами либо заключения мирового соглашения с кредиторами. При недостижении внешним управляющим поставленной цели — восстановления платежеспособности должника — собрание кредиторов ставит перед судом вопрос о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Конкурсное производство является конечной стадией в процессе банкротства. В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица или прекращается предпринимательская деятельность гражданина. Оно проводится в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов в очередности, предусмотренной Законом, за счет имущества должника (ст. 2 Закона).

Срок конкурсного производства не может превышать один год, арбитражный суд вправе продлить этот срок не более чем на шесть месяцев. С момента введения конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, а функции по управлению и распоряжению имуществом должника переходят к конкурсному управляющему.

В соответствии сп. 3 ст. 65 ГК РФ основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве).

Таким образом, на основании п. 4 ст. 34 Закона о банкротстве 2002 г. требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами. Законодатель четко указывает на строгую очередность удовлетворения требований кредиторов. Требования кредиторов каждой последующей

Читайте также:  Вкладчикам нужно увеличить сумму компенсации при закрытии банка

очереди удовлетворяются после погашения требований кредиторов предыдущей очереди. При недостаточности денежных средств должника для полного удовлетворения всех требований кредиторов соответствующей очереди эти требования удовлетворяются пропорционально сумме признанных требований этой очереди.

Закон о банкротстве впервые дает определение текущим платежам, под которыми понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (п. 1 ст. 5 Закона).

Они необходимы для продолжения должником хозяйственной деятельности, в связи с чем у него появляются и новые расходы, связанные с коммунальными и эксплуатационными платежами, выплатой текущей заработной платы, уплатой текущих налогов и сборов и т. п.

По общему правилу требования кредиторов по текущим платежам не включаются в реестр требований кредиторов, а сами кредиторы не признаются лицами, участвующими в деле. Исключение составляют «относительно текущие платежи».

Это платежи, обязательство по уплате которых возникло до принятия заявления о признании должника банкротом, а срок исполнения наступил, когда в отношении должника введена какая-либо из процедур банкротства.

Такие платежи подлежат внеочередному удовлетворению только в течение процедуры, на которую пришелся срок исполнения обязательства.

Если же обязательство не будет исполнено до наступления последующей процедуры банкротства, то в дальнейшем указанные платежи внеочередному удовлетворению не подлежат, а учитываются в составе третьей очереди. Как правило, предъявление исков о взыскании текущих платежей, судебные процессы, расходы кредиторов в рамках искового производства не приводят к защите их прав.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/obschaya-harakteristika-protsedur-bankrotstva

Правовая характеристика признаков и критериев банкротства физических и юридических лиц в законодательстве РФ

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Введение

Институт несостоятельности (банкротства) существовал в дореволюционном российском гражданском праве. В частности, Г.Ф.

Шершеневич дает следующее определение несостоятельности: как состояния имущества должника, установленное в судебном порядке, которое дает основание полагать недостаточность его для равномерного удовлетворения всех кредиторов, что является основанием конкурсного процесса, то есть порядка равномерного распределения имущества должника между всеми его кредиторами.

На вопрос что следует положить в основу открытия такого процесса Шершеневич отвечал следующим образом: для наличности несостоятельности, открывающей конкурсный процесс, можно признать одно из двух начал: недостаточность имущества, то есть установленное превышение актива над пассивом, или платежную неспособность, то есть, предполагаемое превышение актива над пассивом. В первом случае мы имеем дело с несомненной невозможностью удовлетворить полностью каждого кредитора, во-вторых, с неисправностью в исполнении обязательств, внушающей вероятность невозможности удовлетворить полностью всех кредиторов (исследуя труды Шершеневича, можно сделать вывод о том, что он отдавал предпочтение критерию неспособности должника к платежам). 

После 1917 г. в течение длительного времени нормы о несостоятельности считались чуждым, буржуазным институтом. В принципе, эта мысль была верной, поскольку институт банкротства, в отличие от многих других институтов гражданского права, которые могли к плановой экономике приспособиться и хоть как-то развиваться, с ней несовместим в принципе. Его можно назвать исключительно рыночным.

                Что касается института несостоятельности (банкротства) в современную эпоху, то первой попыткой решить проблему можно считать Закон «О предприятиях в СССР», принятый ВС СССР 04.06.1990 г. Согласно п. 6 ст.

27 этого Закона предприятие несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Если оно систематически не выполняет свои обязательства по расчетам, банк может объявить его неплатежеспособным. П. 2 ст.

37 того же Закона предусматривает, что предприятие ликвидируется также в случае признания его банкротом. Однако процедуры ликвидации Закон о предприятиях не устанавливал, ограничиваясь самыми общими нормами на этот счет.

Поэтому появление в этом Законе статей о банкротстве можно считать лишь признанием необходимости введения этого института в гражданский оборот.

Следом за союзным Законом о предприятиях был разработан Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», который был принят 25.12.1990 г. и по существу продублировал нормы союзного Закона по рассматриваемому вопросу.

Источник: https://ReferatBank.ru/referat/preview/8821/kursovaya-pravovaya-harakteristika-bankrotstva-fizicheskih-yuridicheskih-lic-zakonodatelstve-rf.html

1.1 Правовая характеристика института банкротства

Институт банкротства — комплексный правовой институт: являясь, по определению, институтом гражданского права, он, примерно наполовину, включает в себя нормы процессуального права (в Российской Федерации — арбитражного процессуального права).

Связано это с тем, что нормы законодательства о банкротстве, в отличие от других норм гражданского права, могут быть реализованы только через судебные акты Базанова Л.В.

Контроль цен по сделкам с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг // Законодательство и экономика. 2013. N 6..

Свидетельством этому является и тот факт, что законодатель в Законе о банкротстве 2002 г. исключил возможность так называемого добровольного банкротства, т.е. банкротства, осуществляемого вне судебного процесса.

Указанные обстоятельства позволяют сделать следующий вывод о механизме функционирования правовых норм, составляющих институт банкротства: материальное право устанавливает критерии банкротства, т.е.

условия, при наличии которых участник экономического оборота предполагается банкротом де-факто, процессуальное право «включает» собственно механизм банкротства, переводящий такого участника из разряда обычных, обладающих равной с остальными дееспособностью, в категорию особых, дееспособность которых определяется их правовым положением — объявленным судом статусом банкрота. Ващенко Ю.С. К вопросу о соотношении понятий «несостоятельность» и «банкротство» в истории законодательства и отраслях права // Гражданское право. № 2, 2014.

Таким образом, основным предназначением процессуальной части законодательства о банкротстве является установление в судебном процессе факта банкротства (несостоятельности) участника экономического оборота, влекущего особые условия его дальнейшего функционирования.

В связи с этим правомерным представляется вывод о равной составляющей (не по объему норм, а по их значению) в институте банкротства материального и процессуального начал, их равноправии и взаимопроникновении.

Поэтому неправильно в данном случае представлять процессуальные нормы вспомогательными по отношению к материальным: без них институт банкротства являлся бы только декларацией, пожеланием, не обеспеченным реальным механизмом функционирования.

Ввиду того, что банкротство — институт, реализуемый только через судебный процесс, главенствующую роль в любой национальной системе банкротства играет суд, рассматривающий дела о банкротстве. Дягилев А.

Что нам стоит дом достроить — дорисуем… Но где жить? // ЭЖ-Юрист. 2011. N 22.

В Российской Федерации, с момента восстановления института банкротства, рассмотрение дел о банкротстве отнесено к исключительной (специальной) компетенции арбитражных судов.

Арбитражные суды рассматривают все дела, относящиеся к их компетенции, на основе норм арбитражного процессуального права, кодифицированных в АПК. В то же время, как отмечалось выше, законодательство о банкротстве включает и процессуальные нормы.

Таким образом, судебный процесс по делам о банкротстве осуществляется на основании норм АПК и законодательства о банкротстве. Общий принцип соотношения указанных процессуальных норм установлен ст.

223 АПК: дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, установленным АПК, с особенностями, установленными федеральными законами о банкротстве.

Приведенная норма позволяет сделать следующий вывод: нормы АПК составляют процессуальную основу рассмотрения дел о банкротстве, являясь общими, принципиальными по характеру Егоров А.В. Банкротство организаций-застройщиков // Вестник ВАС РФ. 2009. N 4..

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/83680

Ссылка на основную публикацию