Социальная защита детей оставшихся без родителей

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей

Дети, оставшиеся без попечения родителей, являются представителями слабо защищенной социальной группы населения, поэтому они нуждаются в особой государственной поддержке.

Права детей сирот регулируются Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12 1996 г.

В соответствии с законодательным актом к категории лиц, имеющих право на получение основных мер соцподдержки, относятся:

  1. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся сиротами в результате смерти одного или обоих родителей;
  2. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей в результате лишения последних родительских прав, ограничении их в родительских правах, признания безвестно пропавшими или недееспособными, нахождения родителей в местах лишения свободы, находящихся под стражей, в специализированных лечебных учреждениях;
  3. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей в результате уклонения родителями от воспитания и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей, отказа родителей забрать своих детей из лечебных, воспитательных, социальных и других подобных учреждений;
  4. дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет.

Виды социальной помощи детям сиротам

Меры государственной поддержки для детей, оставшихся без попечения родителей, делятся на: материальные (обеспечение государством бесплатного проживания в учреждениях интернатного типа, одеждой, питанием, предметами обучения, определенными средствами для устройства жизни и жильем после выпуска из социального госучреждения, обеспечение бесплатным проездом во всех видах транспорта) и нематериальные (право на образование, жилищные права детей сирот, право на медицинское обслуживание, право на трудоустройство). Права детей сирот, которые находятся под опекой (или попечительством), делятся на: Личные права детей сирот:

  • право на уважение собственного достоинства;
  • право на защиту от злоупотреблений опекуном (попечителем);
  • право на воспитание в семье опекуна (попечителя) и совместное с ним проживание (после достижения подопечным 16-тилетнего возраста допускается раздельное проживание с опекуном по разрешению органов опеки и попечительства);
  • право на общение с родителями и родственниками;
  • право на выражение своего мнения при решении вопросов, касающихся его интересов, в том числе, право быть заслушанным в ходе административного или судебного разбирательства;
  • право на обеспечение необходимых условий для проживания, воспитания, образования и разностороннего развития за счет средств, выделяемых государством.

Имущественные права детей сирот:

  • право на социальные выплаты, пенсии, алименты и пособия;
  • право на сохранение права собственности на закрепленное за ним жилье;
  • право на доходы, получаемые подопечным из средств федерального фонда, а также на имущество, полученное в дар или по наследству;
  • право на внеочередное получение жилья по окончании проживания у опекунов (попечителей) в случаях отсутствия раннее закрепленного за ним жилого помещения.

Остановимся более подробно на нематериальных видах социальных гарантий.

Право детей сирот на образование

В соответствии с ФЗ №159-ФЗ дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на обучение за счет средств федерального бюджета в госучреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Законом предусмотрены следующие моменты в вопросах образования:

  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на прохождение курсов по подготовке к поступлению в средние и высшие профессиональные учебные учреждения на бесплатной основе, при этом они должны иметь оконченное основное общее или среднее общее образование;
  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное получение второго начального профобразования;
  • предоставление академического отпуска в случаях медицинских показаний за данной категорией лиц полное гос.обеспечение сохраняется весь период отпуска с выплатой стипендии в полном объеме;
  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатный (льготный) проезд на некоторых видах транспорта;
  • дети, получающие образование в другом городе, имеют право на возмещение оплаты проезда к дому и обратно 1 раз в год;
  • выпускники в лице детей сирот, за исключением тех, кто продолжает обучение по очной форме, обеспечиваются единовременным денежным пособием, одеждой, оборудованием (либо компенсацией) за счет средств образовательного учреждения, в котором они обучались.

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/family/zashhita-prav-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley/

Кто относится к детям, оставшимся без попечения родителей. Государственная защита этих граждан

Ребенок может потерять самых близких людей из-за их преждевременного ухода их из жизни.

Однако с ростом благосостояния общества увеличивается число детей, лишенных семейного тепла при здравствующих родителях.

В чем бы ни заключался корень зла, ребенок не окажется один на один с проблемой. Вопросы его развития берет на себя государство.

Рассмотрим, каких детей причисляют к оставшимся без попечения родителей, отличается ли этот статус от сиротства, и на какую поддержку сможет рассчитывать маленький человек.

Особенности статуса

С точки зрения закона понятия сиротства и отсутствия родительского попечения различаются:

  1. Сироты – несовершеннолетние граждане, оставшиеся без родителей (обоих или единственного) в результате их смерти;
  2. Дети, оставшиеся без попечения – лица до 18-летнего возраста, чьи мать и/или отец не в состоянии выполнять родительские обязанности по следующим причинам:
    • лишения соответствующих прав;
    • ограничения этой функции;
    • признания не дееспособными;
    • заболевания, не позволяющие воспитывать и содержать несовершеннолетних;
    • назначения уголовного наказания в форме лишения/ограничения свободы;
    • уклонения от воспитания;
    • безвестного отсутствия, признанных умершими по суду.

Распространены ситуации социального сиротства, когда родители осознанно снимают с себя всю ответственность за ребенка. Эти люди могут быть социально и экономически не состоятельны или вполне успешны в жизни, но всегда ребенок для них помеха. И тогда родители:

  • отказываются забирать детей из медицинских или образовательных учреждений, оформляя официальный отказ. Это может произойти сразу после рождения малыша или спустя некоторое время;
  • попросту «забывают» о детях, находящихся в таких учреждениях без юридического сложения с себя родительских обязанностей.

Еще одна категория причин, когда дети остаются без родительского внимания, связана с деградацией личности материотца из-за пристрастия к алкоголю и психоактивным веществам, асоциальным образом жизни.

Причем, в этой ситуации родители иногда по-своему привязаны к ребенку, в редкие минуты просветления проявляя посильную заботу о чаде. Но это исключение из хода событий.

Обычно же нахождение в родной семье является эмоциональной травмой и попросту опасно для малыша.

Иногда, чтобы устранить терминологическую путаницу, в категорию детей, оставшихся без попечения, относят и несовершеннолетних сирот. Но мы в дальнейшем будем говорить именно о социальном сиротстве.

Законодательное регулирование вопроса

Нерадивые матери и отцы порицаемы. Но и государство не оказывается в стороне, предоставляя детям в сложной жизненной ситуации поддержку.

Ее принципы регулируют:

  • Семейный Кодекс РФ;
  • ФЗ № 159 от 21.12.96 «О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»;

Источник: http://posobie-help.ru/fss/opekunam/kto-otnositsya-k-detyam-ostavshimsya-bez-popecheniya-roditelej.html

Законодательное обеспечение деятельности по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Правовые и политические аспекты управления

Лутошкина С.Ю.

Законодательное обеспечение деятельности по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Лутошкина Светлана Юрьевна — аспирант, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: sveta lutoshkma@,mail.m

Аннотация

В связи с принятием ряда политических решений на государственном уровне, вопросы детства вызывают большой интерес не только в среде экспертов и специалистов по семейной политике, но и у широкой общественности.

Анализ международного и российского законодательства в отношении обеспечения благополучия детей позволил выделить общие принципы и направления деятельности по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России.

В статье описаны управленческие структуры, осуществляющие функции государства по опеке и попечительству на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Характерный для современной социальной политики процесс регионализации рассматривается на примере Кировской области.

Ключевые слова

Права детей, социальная защита, дети-сироты, опека и попечительство.

В последнее десятилетие обеспечение благополучия и защиты детства стало одним из основных национальных приоритетов России. Особое внимание уделяется социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая вопросы осуществления опеки и попечительства.

С этой целью принимаются различные государственные меры по охране интересов этой группы детей, а также обеспечению прав российских граждан в сфере усыновления (удочерения), опеки и попечительства над детьми, а также поощрения приемных семей.

При этом Россия как принимает участие в международных договорах гуманитарного характера, содержащих предписания, обязательные для исполнения на ее территории, так и развивает собственное законодательство.

Нормативно-правовая база защиты прав детей

С точки зрения норм международного права, особое значение имеют нормативные документы, принятые Организацией Объединенных Наций. Женевская декларация прав ребенка (1924), Всеобщая декларация прав человека (1948), Декларация прав ребенка (1959), Конвенция о правах ребенка(1989) и другие международно-правовые документы формируют комплекс международных стандартов

в отношении защиты и обеспечения благополучия детей, который базируется на принципах демократии, равенства, недискриминации, мира и социальной справедливости, а также универсальности, неделимости, взаимозависимости и взаимосвязанности всех прав человека и основных свобод.

Ребенок является субъектом права, однако зависимое положение детей может создавать для них трудности в использовании средств правовой защиты в случае нарушения их прав. В Конвенции о правах ребенка 1989 года отмечается, что в особом внимании со стороны государства нуждаются дети, живущие в исключительно трудных условиях1.

К этой категории в первую очередь относятся дети, лишенные своего семейного окружения или которые не могут оставаться в этом окружении.

Российское законодательство, регулирующее вопросы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основывается на нормах международного права, ибо в соответствии со статьей 15 Конституции РФ, «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы».

Гражданский кодекс Российской Федерации содержит общие нормы права в отношении опеки и попечительства, которая устанавливается при отсутствии у несовершеннолетних «родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав» (статьи 31-40)2.

С целью всестороннего регулирования отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением, прекращением опеки и попечительства, в 2008 году был принят федеральный закон «Об опеке и попечительстве»3.

Определены полномочия и ответственность органа исполнительной власти в субъекте РФ, реализующего функции по опеке и попечительству. Законом вводится институт предварительной опеки.

В случае необходимости немедленного устройства ребенка и при нецелесообразности его помещения в интернатное учреждение органы опеки и попечительства имеют право временно назначить опекуна (попечителя), даже без предварительной проверки сведений его личности. Положения, относящиеся к правам, обязанностям, ответственности опекунов и

Читайте также:  Право.ru выявило крупнейших заказчиков юридических услуг среди госкомпаний

1 Конвенция о правах ребенка (1989). URL: http://daccess-dds-

nv.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/552/66/IMG/NR055266.pdf?QpenElement (16.04.2014).

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonodatelnoe-obespechenie-deyatelnosti-po-sotsialnoy-zaschite-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley

Ошибка 404: Страница не найдена

Новости

Источник: https://ipipip.ru/%D0%94%D0%B5%D1%82%D0%B8_%D0%B1%D0%B5%D0%B7_%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9/

Социальная защита детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях школы-интерната (детского дома)

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Социально-культурная депривация возникает при отсутствии условий для общекультурного развития в области семейных представлений и отношений.

Воспитанники детских домов и школ-интернатов поздно знакомятся со своими братьями, сёстрами, не имеют возможности полноценно с ними общаться.

Многие дети-сироты не имеют представления о том, что такое гармоничная семья, они обладают негативным опытом пребывания в семье. Воспоминания о родителях или родственников в большинстве своём тягостны и нерадостны[44, с.27].

Негативный опыт жизни в семье, особенно в раннем возрасте, накладывает свой отпечаток на всю жизнь ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Часто ребёнок переносит модель воспитания его родителями на собственных детей. Негативное психологическое прошлое мешает ребёнку-сироте позитивно смотреть в будущее.

Одной из самых сложных проблем жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является трудовая адаптация. Проведя всю жизнь или большую её часть в условиях государственного обеспечения, молодой человек или девушка часто не воспринимает трудовую деятельность как средство существования, а, значит, и не настроен на этот архиважный вид жизнедеятельности [70, с.39]

Профессиональное самоопределение – это осознанный выбор профессиональной деятельности на основе самооценки своих качеств и в соответствии со своими интересами и потребностями, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма.

Выбор профессиональной деятельности во многом зависит от того, как человек оценивает отношения людей определённой профессиональной группы, а выбор своей роли в системе отношений с людьми часто связывается человеком с представлением о своей будущей профессии[36, с.

71].

Для ребёнка, оставшегося без попечения родителей, профессиональное самоопределение можно рассматривать как личностное самоопределение. Через выбор профессии он определяет своё место в жизни и ту систему отношений, в которой будут чувствовать себя значимыми и востребованными.

Отсутствие в детских домах систематической работы по развитию собственной активности ребёнка, спектра его потребностей приводит к апатичному состоянию пассивности и потребительства. На этом фоне не формируется потребность в труде и индивидуальной профессиональной самореализации[14,15].

Как показывает опыт Псковского детского дома для детей школьного возраста, вопрос о трудоустройстве выпускника детского дома – один из сложнейших по причинам разного свойства.

Во-первых, из-за неподготовленности выпускника к более или менее квалифицированному труду, что в сочетании с неумением, а иногда и нежеланием трудиться существенно затрудняет его устройство на работу.

Во-вторых, из-за нежелания администрации учреждения, предприятия взять к себе такого работника.

Если представить, что всё это ложится на непростой социальный фон, когда увеличивается безработица, изменяются условия труда всех без исключения учреждений, предприятий, растёт прямая заинтересованность в доходах, ясно, что налицо весьма существенное противоречие между усилиями государства по охране прав детей-сирот и его экономической политикой[21, с.48].

Для многих выпускников детского дома затруднителен даже момент принятия решения о начале работы. Устроенные на работу зачастую там не задерживаются. Случаются срывы в процессе трудоустройства: договорились, а выпускник не явился, и таким образом трудоустройство не состоялось.

Бывает, что трудоустройство состоялось, человек проработал какое-то время и уходит. Некоторых приходится устраивать на работу три, четыре, пять раз подряд.

До 40% выпускников трудоустраиваются не по собственному выбору, а по определению руководителей учреждения, от 50 до 60% подростков направляются по окончании ПТУ в рабочие коллективы, где заняты неквалифицированным трудом. Неудовлетворённость на рынке труда бывших воспитанников детских домов, особенно коррекционных учреждений, инвалидов, приводит к увеличению неработающей молодёжи со всеми вытекающими последствиями[18, гл.4].

Несмотря на расширение форм профориентационной работы, воспитанники интернатных учреждений в большинстве случаев не ориентированы на достижение высоких профессиональных перспектив: свыше 80% детей-сирот детских домов и 95% детей во вспомогательных школах-интернатах ожидают направления в ПТУ, и лишь 10% мечтают о среднеспециальном и высшем образовании[18, гл.4].

Из работающих выпускников детских домов удовлетворены своим местом работы 30%, остальные считают свою работу лишь средством существования[18, гл.4].

В России сегодня около 1265 детских домов, в которых воспитывается свыше 20 тыс. детей-сирот, 90% которых являются «социальными» сиротами, то есть сиротами при живых родителях.

Пока воспитанники «под крылом государства», всё более или менее нормально. За счёт бюджета их одевают, обувают, обеспечивают проезд, кормят, организуют досуг, им бесплатно предоставляются путёвки в загородные здравницы на зимние и летние каникулы. Но такая жизнь не бесконечна.

Наиболее болезненной и острой проблемой при выходе из детского дома является жилищная. В условиях перехода к рыночной экономике выделение жилья детям-сиротам осуществляется с большим трудом.

На первый взгляд трудностей здесь не должно быть. В стране действует целый ряд федеральных законов, которые гарантируют социальную защиту детей, оставшихся по тем или иным причинам без родительской опеки.

В документах сказано чётко: такому ребёнку после выпуска из сиротского учреждения или достижения им 16 лет жильё должно быть предоставлено в течение трёх месяцев.

Если такового нет, сирота имеет право на целевую безвозмездную ссуду, позволяющую купить квартиру или комнату и наладить быт.

Некоторые воспитанники получают комнаты или квартиры сразу по выходе из детских учреждений. Но большинство вынуждены возвращаться к своим родителям, лишённым родительских прав, или просить убежища у сверстников, а то искать и «покровителей».

На сегодняшний день существует несколько причин, по которым выпускники остаются без крыши над головой:

  • задержка со стороны органов распределения жилой площади (утрата документов, ошибки чиновников, волокита, коррупция);
  • нехватка жилой площади, в районе, где зарегистрирован выпускник;
  • по причине исчезновения или полного бездействия самого выпускника;
  • невыполнение образовательными учреждениями своих обязательств по получению жилья;
  • неполучение или потеря жилья в связи с пребыванием в местах лишения свободы;
  • отказы самих выпускников (обоснованные или завышенные притязания)[70, с.55].

Встречаются случаи невозможности совместного проживания с родственниками, потери жилья по причине добровольной или принудительной его продажи, а так же самозахват посторонними людьми, предоставленной выпускнику жилой площади.

При решении проблемы обеспечения жилой площадью следует различать две категории воспитанников-выпускников. В одну входят, прежде всего, те, кто сохранил на неё право. Здесь проблем нет, если вернуться на эту площадь ничто не мешает.

Когда же возвращение невозможно (проживающие на этой площади родители, родственники страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут паразитический, аморальный образ жизни и т. п.), выпускника должны обеспечить жилой площадью[4, с.13], [64, с.

129].

Во вторую категорию выпускников входят те, кто никакой жилой площади не имеет (потерял из-за устройства в дом ребёнка, детский дом, из-за сноса дома и т. п.). В таких случаях применяется статья 37 п.

2 ЖСК РФ, где сказано: «Вне очереди жилое помещение предоставляется по окончании пребывания в государственном учреждении детском, если не может быть возвращена жилая площадь, откуда несовершеннолетний выбыл в детское учреждение интернатного типа».

К сожалению, чаще всего выпускникам не предоставляется причитающееся ему по закону вовсе или же предоставляется негодное, находящееся в зоне социального неблагополучия жильё (с соседями-алкоголиками, лицами, ведущими асоциальный образ жизни, и т. п.).

Сейчас около 80% выпускников интернатных учреждений не имеют крыши над головой [18, гл. VI].

Во-первых, свободных метров практически нет. Если раньше детдомовцы могли худо-бедно рассчитывать на комнаты в коммунальных квартирах, рабочих общежитиях, то после принятия закона о приватизации такой шанс практически сведён к нулю.

Но, даже имея в руках ордер, они часто попросту не могут войти в квартиру: другие съёмщики, видя в них нежелательных соседей, не брезгают никакими способами, лишь бы не пустить на порог.

А чаще всего отстаивают свои права через суд, который тянется годами.

Во-вторых, как показывает реальность, не ждут их дядя, тёти, сводные братья и сёстры. Для них такой свалившийся после долгого отсутствия родственник – лишь обуза, лишний рот, и со временем его всеми правдами и неправдами просто «выталкивают» на улицу.

Но самая главная опасность подстерегает выпускника, когда он становится обладателем жилой площади. За молодым человеком, ставшим собственником жилья, криминальные структуры,да и просто бессовестные люди устраивают настоящую охоту. Под натиском продают, дарят свои комнаты, лишаются последнего. А сами в итоге остаются ни с чем.

По данным прокуратуры 30% детдомовских мальчишек идут в криминал. А 15% девчонок на панель или сомнительные увеселительные заведения, 10% садятся в тюрьмы. У каждого третьего из попадающих в поле зрения правоохранительных органов нет крыши над головой. А ведь они имеют на неё все права[18, гл.5].

В обществе отмечается резкое снижение порога гражданской ответственности родителей за воспитание детей. Возросло количество семей, где родители — алкоголики, наркоманы, бродяги. По этим основаниям в 2001 году судами было лишено родительских прав более 48 тысяч человек и отобрано по решению суда около 56,3 тысяч детей [18,гл.5].

Во все времена считалось, что благополучие нации зависит от её нравственного здоровья. Это непоколебимая истина. Сегодня получила широкое распространение подростковая проституция, видеопрокат порнографического и насильственного содержания, переключающих внимание подростков на самые примитивные и низменные стороны жизни.

Отмечается существенное увеличение числа несовершеннолетних, вовлечённых в сферу организованной преступности.

Особенностью детской преступности последних лет, является резкий рост преступлений, совершённых детьми из полных семей.

Почти всегда считалось, что дети из неполных семей находятся в более уязвимом положении по сравнению с детьми из полных семей.

Они труднее налаживают контакты со сверстниками, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Более 50% несовершеннолетних нарушителей из неполных семей.

Появилось новое выражение «миграция детей на улицу при живых родителях». Нынешняя беспризорность представляет собой безнадзорность в её крайнем проявлении. В семьях растёт жестокое обращение с детьми, унижение их человеческого достоинства, физическое и психическое насилие.

Увеличивается рост детской смертности от алкогольных отравлений, передозировки наркотиков, убийств, а также самоубийств. Рост отравлений алкоголем по сравнению с 2000 годом составил 17%, число детских самоубийств – от 5 до 9 лет – 21 ребёнок, от 10 до 14 лет – 409 детей[18,гл.5].

Существенной причиной детской безнадзорности является появление большого количества детей, ушедших из школы. Большую их часть составляют дети из неполных семей и неблагополучных семей.

Читайте также:  Эколог, которого судили за статью о свиньях, выиграл дело у минфина

Повышается криминальная активность несовершеннолетних младшего школьного возраста.

Более 100 тыс. подростков совершили тяжкие преступления до достижения возраста, после которого они могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Отмечается усиление жестокости и общественной опасности подростковых преступлений. Растет число тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними. Особую тревогу вызывают многочисленные случаи вовлечения несовершеннолетних в деятельность организованных преступных групп.

Источник: https://works.doklad.ru/view/8KqCtuUokAs/4.html

Введение

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. Социальное сиротство как важнейшая проблема современной жизни

1.1 Причины социального сиротства и формы социального устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1.2 Проблемы социального сиротства в современной России

Глава II. Методы и технологии решения социальных проблем и организации мер по социальной защите воспитанников Псковского детского дома для детей школьного возраста

2.1 Результаты исследования социальных проблем воспитанников Псковского детского дома для детей школьно возраста

2.2 Работа педагогического коллектива Псковского детского дома по решению и профилактике социальных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Заключение

Литература

Введение

В нынешних социально-экономических условиях проблемы детей-сирот в России достигли предельной остроты.

Сиротство как общественное явление на Руси имеет многовековую историю. Судьба детей-сирот издавна решалась на Руси путём призрения. С этим понятием ассоциировалось, прежде всего, устройство подкидышей, незаконнорожденных. Именно они составляли контингент отвергнутых детей, от которых родители пытались избавиться любым путём.

Проблема помощи и поддержки детей, оставшихся по тем или иным причинам без родителей, возникла давно. Прочное основание системы детских воспитательных домов на Руси положила Екатерина II.

В 1764 году открыли Московский, а в 1770 году – Петербургский воспитательные дома.

В 1902 году насчитывалось уже 126 детских приютов, убежищ и яслей, не считая тех, которые имелись при каждом церковном приходе[8,с.15].

После 1917 года система защиты и воспитания детей-сирот в корне изменилась. Детские приюты были преобразованы в детские дома. Они сыграли большую роль в ликвидации детской беспризорности в годы гражданской войны.

Содержание детей-сирот взяло на себя государство.

В период Великой Отечественной войны детские дома сыграли особую роль в воспитании детей, родители которых погибли на полях сражений или, как в Ленинграде, во время блокады[47,c.10].

В 1950-60 годы из воспитанников детских домов вышло много талантливых людей. В те годы выпускники легче адаптировались в окружающей жизни, чего, к сожалению, нельзя сказать о нашем времени. С конца 60-х годов речь идёт о так называемом “социальном сиротстве”, т.е.

большинство детей, живущих в детских домах, это дети, родители которых лишены родительских прав, находятся в местах лишения свободы, ведут аморальный образ жизни, бросают своих детей. “Социальное сиротство” влияет на детскую психику самым пагубным образом.

Из них единицы могут нормально войти в окружающую жизнь, адаптироваться в ней.

Обнаруживается и так называемое “скрытое социальное сиротство”, которое связано с ухудшением жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семьи, вследствие чего растёт беспризорность огромного числа детей и подростков. При этом школы-интернаты и детские дома переполнены, растут приюты временного содержания. Пополнение этих учреждений идёт за счёт детей из неблагополучных семей. Рушится основа государственного строя – семья. Политические, государственные и общественные деятели не осознают последствий такого разрушения, хотя учёные и практики образования бьют тревогу: лишение или ограничение возможностей удовлетворения ребёнком жизненно важных и социально значимых потребностей, получаемых, как правило, в семье, искажает его личностное развитие.

Особую тревогу вызывают выпускники этих учреждений. Трудности перехода воспитанника государственного учреждения из специфического полуизолированного мира в самостоятельную жизнь существовала всегда во всех странах, где преобладала интернатная система содержания детей-сирот.

В 80-е годы в России получило распространение стремление различных общественных организаций активно участвовать в преодолении этих трудностей. Но их деятельность, как правило, сводилась к решению конкретных социальных проблем детей-сирот и защите их прав.

Им во многом не хватало системности, глубины анализа и желания вести в этом направлении профилактическую работу.

В современных условиях воспитанники интернатных учреждений особенно нуждаются в социальной защите, которая должна осуществляться в комплексной работе всех педагогов и специалистов (в первую очередь социальных педагогов) интернатного учреждения, которая обеспечит успешную реализацию мер по социальной защите детей-сирот.

Выпускники этих учреждений, как правило, во взрослой самостоятельной жизни продолжают испытывать недоверие ко всем людям, бывают зависимыми, чрезмерно критичны к другим, неблагодарными, ждущими постоянного подвоха со стороны окружающих.

Они испытывают явные трудности при установлении социальных контактов. При выраженном желании создать собственную семью часть из них терпят неудачу.

Очень низкое осознание собственной жизнедеятельности порождает у них потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм.

Трудности социальной адаптации особенно очевидны при сопоставлении ответов сегодняшних воспитанников и выпускников, поживших самостоятельно. Внутри детского дома воспитанники не ощущают особых проблем, их ожидания радужны и безответственны.

Самостоятельная жизнь выпускников ставит перед ними проблемы (касающиеся не только организации их быта, отношения к работе, но и сохранения своего здоровья, проведения свободного времени, опыта создания семьи и воспитания детей), которые они не всегда могут самостоятельно преодолеть.

Поиски оптимизации социальной защиты воспитанников и выпускников интернатных учреждений определили направление исследования как в системе образования, так и в системе органов социальной защиты населения, так как решение проблем воспитанников возможно усилиями этих ведомств.

Цель нашего исследования – выявить социальные проблемы воспитанников интернатных учреждений, определить оптимальные пути и средства социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по социальному сиротству и проблемам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Выявить наиболее сложные социальные проблемы, возникающие у воспитанников интернатных учреждений.

3. Разработать практические рекомендации по решению социальных проблем детей-сирот.

Объект исследования – воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, система их социальной защиты в условиях интернатного учреждения.

Предмет исследования – содержание, методы, технологии социальной защиты детей-сирот в условиях Псковскогодетского дома для детей школьного возраста.

Методы исследования:

· Анализ литературных источников по проблеме сиротства и нормативно-правовых документов.

· Изучение личных дел воспитанников детского дома.

· Наблюдение, беседы, опрос и анкетирование детей и воспитателей.

Глава I . Социальное сиротство как важнейшая проблема современной жизни

1.1 Причины социального сиротства и формы социального устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берёт на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

Ребёнок, потерявший родителей – это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать – одна из сильнейших потребностей ребёнка.

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).

Дети-сироты — это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота – это ребёнок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребёнка и не заботятся о нём. В этом случае заботу о детях берёт на себя общество и государство[17,с.192]. Это дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях[17,с.299].

Социальное сиротство – негативное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д.

Попечительство – это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей). Понятие, близкое к опеке. Опека – это «форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных)»[50,с.445].

Под опекой также понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства — опекунством. Под попечением, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей.

К ним относятся дети, родители которых:

· умерли;

· лишены родительских прав;

· ограничены в родительских правах;

· признаны безвестно отсутствующими;

· недееспособны (ограничено недееспособны);

· отбывают наказание в исправительных колониях;

· обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;

· уклоняются от воспитания детей;

· отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребёнок помещён временно.

Согласно закону Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей» опека и попечительство – норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов.

Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.

В дальнейшем, употребляя слово «сирота», мы будем иметь в виду ребёнка, оставшегося без попечительства родителей, и социальную сироту.

Источник: http://MirZnanii.com/a/213556/sotsialnaya-zashchita-detey-ostavshikhsya-bez-popecheniya-roditeley-v-usloviyakh-shkoly-internata-detskogo-doma

Социальная защита детей сирот и лиц оставшихся без

Социальная защита детей сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей

Правовая основа Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159 -ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ü Закон Республики Карелия от 28. 11. 2005 г. № 921 «О государственном обеспечении и социальной поддержке детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ü

Основные понятия дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; Ст. 1 ФЗ от 21. 12. 1996 г. № 159 -ФЗ

Читайте также:  В россии появятся новые суды федерального значения

Основные понятия лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке; опека и попечительство — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет; приемная семья — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью); Ст. 1 ФЗ от 21. 12. 1996 г. № 159 -ФЗ

Государственное обеспечение и социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей(далее – детей-сирот) (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), а также обеспечение жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, установленные настоящим Законом, являются расходными обязательствами Республики Карелия. Ст. 1 ЗРК от 28. 11. 2005 № 921

Ст. 4 ЗРК от 28. 11.

2005 № 921 Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее — органы местного самоуправления) наделяются государственными полномочиями Республики Карелия: по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением детей, находящихся и (или) обучающихся в государственных учреждениях Республики Карелия и федеральных государственных образовательных учреждениях, установленными настоящим Законом, за исключением части 6 статьи 3; по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения (далее -государственные полномочия).

Содержание детей-сирот На содержание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой, попечительством, в приемных семьях, в семьях патронатных воспитателей, опекунам (попечителям), приемным родителям, патронатным воспитателям ежемесячно выплачиваются денежные средства. Размер денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание каждого ребенка опекуну (попечителю), приемной семье, патронатному воспитателю, составляет 6319 рублей. 2. Размер денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание каждого ребенка опекуну (попечителю), приемной семье, патронатному воспитателю, увеличивается на величину районного коэффициента, установленную законодательством Российской Федерации для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Ст. 2 ЗРК от 28. 11. 2005 № 921

Содержание детей-сирот За воспитание каждого ребенка приемному родителю выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере 3338 рублей.

За воспитание ребенка-инвалида приемному родителю производится доплата в размере 25 % от ежемесячной выплаты, установленной частью 1 настоящей статьи.

Установленные настоящей статьей ежемесячная выплата и доплата за воспитание ребенка-инвалида производятся с применением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Ст. 2(1) ЗРК от 28. 11. 2005 № 921

Содержание детей-сирот За воспитание каждого ребенка патронатному воспитателю выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере 3338 рубля.

За воспитание ребенка-инвалида патронатному воспитателю производится доплата в размере 25 % от ежемесячного вознаграждения, установленного частью 1 настоящей статьи.

Установленные настоящей статьей ежемесячное вознаграждение и доплата за воспитание ребенкаинвалида производятся с применением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Ст. 2(2) ЗРК от 28. 11. 2005 № 921

Содержание детей-сирот При осуществлении опеки(попечительства) над ребенком из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся ребенком-инвалидом или находящимся в возрасте старше 13 лет, опекуну(попечителю), заключившему в соответствии с федеральным законодательством договор об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях, выплачивается вознаграждение. Право опекуна (попечителя) на получение вознаграждения возникает с момента заключения договора об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях. Установленное настоящей статьей вознаграждение выплачивается опекунам(попечителям) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся приемными родителями, патронатными воспитателями. Вознаграждение опекуну (попечителю) выплачивается ежемесячно за воспитание каждого ребенка, указанного в части 1 настоящей статьи, в размере 3338 рублей. 4. Установленное настоящей статьей вознаграждение опекуну (попечителю)выплачивается с применением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Ст. 2(3) ЗРК от 28. 11. 2005 № 921

Дополнительные гарантии права на образование Выпускники государственных образовательных учреждений Республики Карелия, а также муниципальных образовательных учреждений — детисироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием по нормам и в порядке, утверждаемым Правительством Республики Карелия, а также единовременным денежным пособием в размере установленной величины прожиточного минимума на душу населения по Республике Карелия по социально-демографической группе «дети» на квартал, предшествующий выплате. По желанию выпускников им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или такая компенсация может быть перечислена на банковский счет выпускника. Расходы курсов по подготовке детей-сирот к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования и расходы образовательных учреждений начального профессионального образования по обучению детей-сирот оставшихся без попечения родителей возмещаются в размере и порядке, устанавливаемых Правительством Республики Карелия. Ст. 3 ЗРК от 28. 11. 2005 № 921

Дополнительные гарантии права на образование Расходы курсов по подготовке детей-сирот к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования и расходы образовательных учреждений начального профессионального образования по обучению детей-сирот оставшихся без попечения родителей возмещаются в размере и порядке, устанавливаемых Правительством Республики Карелия. Обучающимся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования Республики Карелия детям-сиротам, , выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении. Размер и порядок увеличения стипендии устанавливаются Правительством Республики Карелия. Ст. 3 ЗРК от 28. 11. 2005 № 921

Дополнительные гарантии права на образование Детям-сиротам обучающимся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования Республики Карелия, выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100 процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики. • Дети-сироты обучающиеся в государственных образовательных учреждениях Республики Карелия, а также в муниципальных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси) и бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы. • Ст. 3 ЗРК от 28. 11. 2005 № 921

Дополнительные гарантии права на образование При предоставлении обучающимся — детямсиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения. П. 9 Ст. 6 ФЗ от 21. 12. 1996 г. № 159 -ФЗ

Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание Детям-сиротам предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров. Детям-сиротам могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивнооздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно. Ст. 7 ФЗ от 21. 12. 1996 г. № 159 -ФЗ

Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение • Дети-сироты, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Ст. 3 ЗРК от 28. 11. 2005 № 921

Дополнительные гарантии права на труд Органы службы занятости при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.

Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике.

Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.

Работникам — детям-сиротам, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях. Ст. 9 ФЗ от 21. 12. 1996 г. № 159 -ФЗ

Судебная защита прав детей-сирот За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Ст. 10 ФЗ от 21. 12. 1996 г. № 159 -ФЗ

Источник: http://present5.com/socialnaya-zashhita-detej-sirot-i-lic-ostavshixsya-bez/

Ссылка на основную публикацию