Сложность заимствования римского права для англии

«Дух римского права» не долетел до common law // Римский профессор отстаивал фундаментальные принципы цивилистической традиции

Контрактной ответственности в цивилистической традиции посвятил свое выступление профессор Римского университета Рикардо Кардильи. Этот семинар состоялся сегодня в ВАС в рамках недели сравнительного права (http://zakon.ru/Blogs/OneBlog/2840).

Если вчера профессор Туринского университета Микеле Грациадей (Michele Graziadei) детально рассматривал способы обеспечения исполнения обязательств, уделив особое внимание проблемам их регистрации в разных странах и вопросам МЧП, то сегодня разговор пошел на концептуальные и даже, наверное, политические темы.

Рикардо Кардильи как истинный римлянин отстаивал фундаментальные традиции римского права, доказывая, что именно эти принципы могут и должны лежать в основе регулирования глобальной экономики.

Профессор Российской школы частного права (РШЧП) Артем Карапетов, напротив, старался обосновать, что сейчас различия между континентальным и общим правом становятся все менее значительными, а современное общее право, по мнению ряда исследователей, становится больше похоже на римское, чем современное континентальное право. Итальянский профессор с этим тезисом не согласился, эмоционально апеллируя в том числе к «духу римского права».

Основное различие между общим правом и «римской цивилистической традицией» Рикардо Кардильи видит в том, что в общем праве существует модель нарушения договора, а в континентальном – модель неисполнения обязательства, возникающего из договора.

Договор и обязательство имеют разное содержание, обязательство «живет своей жизнью», что позволяет разрешать споры и подходить к вопросам ответственности менее формально, основываясь на принципах справедливости и добросовестности.

Общее право, напротив, исходит из того, что буквально записано в договоре, и, по сути, приравнивает договор к закону. «Общее право исходит из того, что договор заключается между равными субъектами, но это нереально.

В 90% случаев между участниками договора существует неравенство»,- подчеркнул профессор. Он отметил, что в цивилистической традиции договор означает только начало отношений.

Несмотря на то, что гражданские кодексы европейских стран различны, а ГК Франции и Германии, по сути, представляют собой две разные модели, римская цивилистическая традиция универсальна: лицо, вступившее в обязательство, должно делать все возможное для исполнения обязанностей. К вопросам ответственности ГК Франции подходит через конструкции вины и непреодолимой силы, ГК Германии – через невозможность исполнения обязательства, однако результат достигается похожий.

Разница между цивилистической традицией и общим правом значительно более существенная, начиная от роли суда в правотворчестве и кончая самими правовыми конструкциями.

Полемизируя с Артемом Карапетовым, Рикардо Кардильи привел пример США, где при разрешении вопросов об ответственности компаний суды делают акцент, скорее, на экономические последствия решения, нежели на правовые принципы. К этому подталкивает то, что до 90% споров компаний разрешается в США посредством медиации.

«Разница между решениями, основанными на модели нарушения договоров либо на модели неисполнения обязательств, велика не с экономической, а с юридической точки зрения»,- говорил итальянский профессор.

Различия между системами осложняет процесс гармонизации права. Примером стал проект Common Frame of Reference (CFR) – общих основ частного права, уходящий корнями в Венскую конвенцию международной купли-продажи товаров и принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА.

CFR отчасти воспринял понятия общего права, такие как позиция «разумного лица». Толкование, однако, в разных системах может быть прямо противоположным.

Рикардо Кардильи привел пример со слабовидящей старушкой, идущей на проезжую часть: житель континентальной Европы разумно должен попытаться ее остановить, тогда как разумный англичанин не должен вмешиваться, не смея нарушить свободу личности.

Оптимистичным моментом, позволяющим идти к гармонизации частного права, Рикардо Кардильи назвал то, что разные правопорядки в той или иной форме все-таки имеют римскую основу. Иллюстрацией применения общих принципов права стало решение Люксембургского суда по спору между Комиссией Евросоюза и Грецией (2008 год).

Суд, подчеркнул профессор, часто вообще не имеет прямой нормы, которую можно было бы применить в конкретном деле, поэтому суд прибегает к изучению общих принципов стран – членов Евросоюза. Данное дело было решено на основе приниципа справедливости.

Речь шла о том, что Греция поначалу согласилась участвовать в общем проекте строительства здания дипломатического представительства в Нигерии (проект вела Комиссия), а затем отказалась, и возник спор о возмещении расходов.

Греция ссылалась на то, что соглашение об определенном этапе участия в строительстве не было заключено в письменной форме, и отказывалась платить за данный этап. Суд тем не менее признал, что такое поведение противоречит принципу добросовестности, и взыскал компенсацию в полном объеме.    

Источник: https://zakon.ru/Blogs/duh_rimskogo_prava_ne_doletel_do_common_law__rimskij_professor_otstaival_fundamentalnye_principy_civ/2857

Рецепция римского права

заимствование римского права рядом западноевропейских стран, начиная с XII и особенно в XV-XVI вв.

Рецепция римского права привела к тому, что в одних странах римское право стало действующим, в других оказало значительное влияние на содержание национального гражданского права.

Такая исключительная судьба римского частного права объясняется тем, что оно было наиболее совершенной формой права, основанной на частной собственности. См.: Римское право.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях учебное пособие

заимствование римского права рядом западноевропейских стран, начиная с XII и особенно в XV-XVI вв. Р.р.п.

привела к тому, что в одних из этих стран римское частное право стало действующим, а в других — значительно повлияло на содержание национального гражданского права.

Такая исключительная роль римского частного права объясняется тем, что римское право было наиболее совершенной формой права, основанного на частной собственности.

Распад феодальных производственных отношений и растущая мощь городской буржуазии придали особое значение регулированию обязательственных, договорных отношений. Римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных связей развивающегося товарного хозяйства.

Крайне важно было также то, что оно выступало в качестве общего права для континентальной Западной Европы в противовес партикуляризму обычного права, имевшего значительные различия в отдельных феодальных землях и городах. Поэтому Р.р.п.

создавала единую правовую основу для развития европейской торговли.

Вторая причина Р.р.п. заключалась в том, что короли, находя в этом праве государственно-правовые положения, обосновывавшие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в своей борьбе с церковью и с феодальными сеньорами.

Изучение римского права начинается уже с XI в. Большую роль в этом деле сыграл Болонский университет, при котором была создана школа глоссаторов-комментаторов римского права. Во Франции уже в XII-XIII вв.

римское право преподавалось в университетах. Расцвет в его изучении приходится на XVI в.

, когда появилась так называемая «историческая школа», пытавшаяся давать объяснение отдельных институтов римского права на основе тех общих данных истории, которыми она могла располагать.

В Германии с усилением княжеской власти путем Р.р.п. осуществлялся процесс создания общего права. В XV- XVI вв. издаются учебники, справочники, юридические словари, способствовавшие распространению римского права.

Германские императоры покровительствовали римскому праву, так как они настаивали на своей преемственности с римскими императорами и охотно применяли к себе все положения о власти последних. Таким образом, в XVI в.

римское право сделалось основным источником норм права, особенно гражданского, во всех германских судах. Положения римского права играли роль общего для всех земель.

Р.р.п. в какой-то мере коснулась и Англии. В качестве составного элемента она в английское общее право не вошла, но оказала большое влияние на развитие юридических доктрин личного и вещного права, на правовой режим движимых вещей и т.п.

Многие нормы римского частного права были воспроизведены в ныне действующих гражданских кодексах, например во французском (1804) и германском (1896). Под влиянием западноевропейских стран идеи и принципы римского частного права в XIX в. были восприняты сначала правовой наукой, а затем и законодательством России.

В результате многовекового процесса Р.р.п. на всем Европейском континенте сформировалось относительно однородное правовое пространство, получившее название континентальной правовой системы.

Источник: Энциклопедия юриста

заимствование римского права (см.) рядом западноевропейских стран, начиная с 12 и особенно в 15–16 вв. Р. р. п. привела к тому, что в одних из этих стран римское частное право стало действующим, а в других оказало значительное воздействие на содержание национального гражданского права.

Читайте также:  Важнейшие правовые темы в прессе - обзор сми (7.08)

Такая исключительная судьба римского частного права, сохранившая за ним значение в течение ряда веков, после того как рабовладельческий строй уступил место феодальному, а феодальный – капиталистическому, объясняется тем, что римское право было наиболее совершенной формой права, покоящегося на частной собственности (см. Маркс К.

и Энгельс Ф., Соч., т. 14, стр. 104).

В институтах собственности, договора и других римское право четко формулировало отношения эксплуатации человека человеком.

А так как при переходе от рабовладельческого общества к феодальному и от феодального к буржуазному сменялась одна форма эксплуатации трудящихся другой формой эксплуатации, но сама эксплуатация оставалась, то римское право оказалось пригодным и в этих последующих формах общества, основанного на эксплуатации.

Приблизительно в 11 в. складывавшиеся новые экономические отношения, развивавшаяся торговля стали нуждаться в такой правовой надстройке, которая облегчала бы торговый оборот и укрепляла правовое положение собственников, в том числе и купцов.

Между тем право того времени не могло удовлетворить этой потребности: оно в основном сводилось к обычному праву, имевшему значительные различия в отдельных феодальных землях и городах, крайне дробному, неразвитому и недостаточно ясному.

Содержание этих норм окутывало личность всевозможными ограничениями, ставило ее в зависимость и от местной феодальной власти, и от общины, и от рода и семьи.

Между тем новые производственные отношения требовали более ясных твердых норм, действие которых не ограничивалось бы лишь одной феодальной территорией и которые не создавали бы препятствий для оборота, а, напротив, содействовали бы его развитию.

Этой потребности и удовлетворяло римское право с его детальной разработкой всех существенных отношений простых товаровладельцев: купли и продажи, ссуды, займа, договорных и прочих обязательств. Получили удовлетворение от заимствования норм римского права и феодалы, стремившиеся закрепить принцип неограниченной частной собственности на землю.

https://www.youtube.com/watch?v=d3PB6euE454

Феодалы были заинтересованы в Р. р. п. и по той причине, что с помощью ученых юристов (легистов) находили в нормах римского права обоснование для закрепощения крестьян и увеличения феодальных повинностей. Римское право широко использовалось главами феодальных монархий для обоснования их притязаний на абсолютную власть.

Значительную роль в распространении и практическом применении норм римского права сыграли ле-гисты, стремившиеся в интересах укрепления единства государства и усиления королевской власти объединить право различных земель на единой основе римского права.

Особенно широкие размеры Р. р. п. приобрела с 15 в. в Германии. Р. р. п. не во всех государствах протекала одинаково, но всюду она оказала большое влияние на дальнейшее развитие права. В частности, многие нормы римского частного права были воспроизведены в буржуазных гражданских кодексах, напр., во французском (1804 г.) и германском (1896 г.).

Источник: Советский юридический словарь

от гесертло — обратное восприятие) — вторичное усвоение римского права в качестве действующего в Западной Европе в средние века и в Новое время. Римское право не прекратило своего существования после политического крушения Римской империи.

В средние века варварские короли — в соответствии с принципом персональности права — издавали для римского населения специальные законодательные сборники, основанные на текстах римского права: эдикт Теодориха. C середины 5 в., кодекс Гундобада, ок. 500, кодекс Алариха, 506.

Эти кодексы оставались в силе в Остготском, Бургундском и Вестготском королевствах до принятия новых кодексов. Так, в Испании кодекс Алариха был замещен новым вестготским кодексом в 7 в., тогда как в южной Франции, в Бургундии, где он вытеснил кодекс Гундобада, и даже в Германии после ее завоевания Карлом Великим, он оставался в силе до 12 в.

В Италии действующим оставался Свод Юстиниана, привнесенный туда византийским завоеванием 555, хотя Дигесты Юстиниана были не под силу тогдашним юристам и на практике не применялись. В северной и центральной Италии с 567 действовало особое лангобардское право, тогда как римское право стало субсидиарным источником.

Сохранению и распространению юридических знаний способствовали школы свободных искусств, в которых в курсе риторики изучалось и судебное красноречие. Знатоки права привлекали к себе слушателей со всей страны и из-за границы. Особенно знаменитыми были школы в Равенне, Павии и Орлеане.

Знатоки проповедовали учение о правовой справедливости, выражением которой были и тексты римского права. Третьим фактором восприятия римского права была католическая церковь, которая во всех внутренних спорах применяла римское право, которое — в переработанном виде — и легло в основу права канонического.

Новый этап усвоения римского правового наследия связан с именем Ирнерия и основанной им в 1088 в Болонье школой глоссаторов (от лат.— пояснение).

Они сосредоточили внимание на изучении текстов Свода Юстиниана, особенно Дигест, пытаясь внести ясность в правовые вопросы современности, поставив на место произвольного толкования справедливости определенность писаного права; новый позитивистский принцип глоссаторов одержал победу.

Стало ясно, что тексты юстиниановской кодификации позволяют дать ответы на самые сложные вопросы, представляя собой результат творческого поиска на неизмеримо более высоком уровне юридической подготовки. За глоссаторами утвердился такой авторитет, что в Болонью стали стекаться многочисленные студенты со всей Европы.

Поддержка императорской власти, особенно судебный иммунитет, дарованный его профессуре в 1158, привели к оформлению школы в особое самоуправляющееся учреждение — университет. Знание римского права и университетское образование распространилось по Европе. Школа глоссаторов, выполнив задачу нового открытия текстов римского права, пришла в упадок.

Последним крупным профессором в начале 13 в. был Адзо (Аго), или Аццо- не (А22опе), которого, по преданию, иногда слушали до 10 тыс. человек. Составление глосс завершилось в середине 13 в. с составлением ученым Аккурсием обобщающей Великой Глоссы. Образованные юристы — легисты — группировались вокруг королей, оказываясь на важнейших административных и судебных постах.

Их познания влияли не только на судебные решения, но и проникали в королевские ордонансы, в городское и торговое право. Особенно сильным влияние римского права было в Священной Римской империи.

Идея общеимперского права, продолжающего традиции Древнего Рима, была привлекательна не только с коммерческой и с культурной, но и с государственной точки зрения, позволяя императорской власти лишить феодалов важнейших привилегий.

В 1495 учреждается общеимперский суд, в котором половина из 16 членов должна была состоять из ученых юристов, а римское право получало преимущество перед немецким. Другие суды организуются по этому образцу. Утверждается практика в спорных случаях направлять дело на заключение в университет. Римское право оказывается воспринятым в качестве действующего закона.

Однако ни в Германии, ни тем более в других европейских странах оно не было рецепировано непосредственно, а получило значение источника права в том понимании, какое принято в юридической науке. Со второй половины 13 в. начинается философское познание римского права, логическое истолкование глоссы на основе схоластического метода.

Это направление, представители которого называются обычно комментаторами, или постглоссаторами, началось в деятельности двух богословов: француза Якоба де Ра- ваниса и испанца Раймонда Луллия. Комментаторы стремились вывести из казуистики римского права общие положения, которые мыслились как универсальные, как позабытое в эпоху глоссаторов естественное право.

При анализе конкретных норм или институтов решение выводилось из реконструированного естественного права, и с результатами дедукции согласовывались положения позитивного права (т.е. глоссы).

Римское право в работах комментаторов было лучше ориентировано на практические потребности развивающегося оборота, и таким образом подготовлено к новой роли всеобщего частного права христианского мира. Новая система толкований была разработана итальянским профессором Бартоло (1314—57), сочинения которого получили силу закона, в т.ч. — в переводе— в Испании и в Португалии.

Другим крупнейшим комментатором был ученик Бартоло Бальд (1327— 1400). На смену комментаторам пришли гуманисты, применившие к текстам римского права метод филологического и исторического толкования.

Новые принципы изучения права были заложены тремя великими учеными: итальянцем Альциатом (1492—1550), французом Будеусом, или Гийомом Буде, (1467—1540) и немцем Ульрихом Цэзи (1461—1535). Их идеи были воплощены в деятельности известных французских романистов Куяция (Сшасшз, тасяиез Оцаз) и Юга Доно (1527—91). В комментариях Куяция многие тексты получили великолепное толкование.

Читайте также:  Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы дтп, виды экспертиз, порядок назначения и проведения + вопросы эксперту

Донелл заложил начало систематическим сочинениям по праву. Усилия по реконструкции «чистого римского права» были продолжены знаменитой голландской школой «элегантной юриспруденции» 16—18 вв. Однако потребности эпохи заключались в развитии позитивистского метода. Во Франции 17—18 вв. возникло новое направление — пандектистика.

Продолжая идеи Донелла, Жан Дома (1625—96) разработал на основе римского права систему французского права. Крупнейшим представителем догматического подхода к праву был Робер Жозеф Потье (1699—1772), чьи труды легли в основу Кодекса Наполеона (Гражданского кодекса) 1804. В Германии также постепенно утверждается ориентированная на практические потребности оборота трактовка юстиниановской кодификации (так называемая современная пантектистика). Крупнейшими представителями этого направления были Иоганнес Бруннеманн (1608—72), Иоганнес Шильтер (1632— 1705) и др. Несмотря на значительное влияние гуманистической школы, школы естественного права, а затем — исторической школы права, основное развитие гражданского права, которое впоследствии воплотилось в Германском Гражданском Уложении 1900, определила школа пандектов: Христиана Фридриха фон Глюка (1755—1831), Карла Людвига Арндса (1803-78), Эдуарда Бекинга (1802-70), Бернхардта Виндшайда (1817—92), Генриха Дернбурга (1829— 1907) и др. Влияние пандектистики в разработке Германского гражданского уложения выразилось уже в том, что первый проект 1888, который критиковался за излишнюю романистичность, был назван в литературе еег кЫпе «Утс18сЬе1е как популярный учебник пандектного права. Хотя окончательный вариант был выдержан в более германистическом духе, Германское гражданское уложение остается в рамках учения пан- дектистов. Сходным образом, заметно модернизированное римское право легло в основу Итальянского гражданского кодекса 1874, в новом же Кодексе 1942 многие институты получили трактовку, более приближенную к римскому классическому праву. Гражданские и торговые кодексы континентальной системы, положив конец рецепции римского права в собственном смысле слова, стали выражением окончательного усвоения начал римского права современностью.

Источник: Юридическая энциклопедия

Источник: http://determiner.ru/termin/recepcija-rimskogo-prava.html

История английского языка: завоевания и заимствования

Такие «отклонения» становятся понятными, если знать этимологию — или происхождение — слов, неразрывно связанную с историей английского языка. Эта статья – краткий рассказ об основных этапах становления и иностранного влияния на культуру и речь страны.

Традиционно в жизни английского языка выделяют три больших периода:

  • древнеанглийский,
  • среднеанглийский,
  • новый английский.

Древнеанглийский период

Он начинается примерно в 450 году, когда англы, юты и саксы заселяют Британские острова. Их речь имеет германское происхождение, как и у племен, оставшихся на континенте.

Однако из-за удаленности материковых племен и ограниченных контактов с «большой землей», английский язык на острове начинает развиваться по своему собственному пути. Кроме того, переселенцы начинают отвоевывать земли у кельтов, населявших острова.

Кельтские слова можно встретить во многих памятниках древнеанглийского языка.

В этот далекий в лексике английского языка появились и закрепились некоторые кельтские слова, например:

bard – странствующий певец, бард, поэт,

bin—ларь, корзина,

brock— барсук,

down— безлесая возвышенность, холм.

Некоторые лексические единицы пришли в английский из латыни через кельтов:

bannock— пресная лепешка,

pillion— седельная подушка, дамское седло,

cross— крест,

candle— свеча,

plaid— плед.

Римляне вели завоевания Британских островов с середины I столетия нашей эры, к концу IV с ослаблением римской империи завоеватели не могли больше удержаться на островах и покинули их.

Однако заимствования из латыни вошли в язык англов и саксов еще во время их жизни на материке через торговые и бытовые контакты с римлянами (street – улица, wall – стена, pear – груша, cheese — сыр и т.д.).

Некоторые слова пришли уже после периода завоевания кельтов.

Варварские набеги и завоевания викингов с конца VIII и до начала XI веков привнесли в язык новые общеупотребительные и грамматические лексические единицы:

shirt – рубашка,

skirt – юбка,

sky – небо,

call – называть,

husband – муж,

take – брать,

whole – целый,

cut – резать,

they – они,

same – тот же и т.д.

С 1066 года норманны-феодалы вторгаются на территорию островов. Смешение быта и культур приводит к появлению старофранцузских лексем в английском. Это влияние происходит в основном в высших слоях общества, а потому и лексика, заимствованная в это время, относится к сферам управления, церкви, титулам знати:

government — правительство,

state — государство,

duke — герцог,

peer — пэр,

army — армия,

enemy — неприятель,

peace — мир,

captain — капитан,

battle — битва,

general — генерал,

soldier — солдат,

judge — судья,

crime — преступление,

court — суд.

service — служба (церковная),

parish — приход.

Старофранцузский был по-настоящему языком знати. Все, что относилось к земледелию и крестьянской жизни имело германские обозначения, например, названия животных, тогда как мясо этих животных и блюда из него назывались по-французски:

ox – бык, cow – корова/ beef – говядина,

calf – теленок/ veal – телятина,

pig  — свинья/ pork – свинина.

Свойственное французскому языку сложное написание также пришло в английский язык в некоторых словах:

prologue – пролог, начало,

 dialogue – диалог и других.

Сегодня такая орфография продолжает употребляться британцами, в то время как, например, американцы отказались от нее в пользу более простых вариантов. Подробнее о различиях британского и американского языка мы писали ранее.

Особый расцвет французских заимствований пришелся на период с середины XII до начала XV веков. В конце XIV века норманно-французский вытесняется из ряда сфер общественной и политической жизни, однако его следы в лексическом составе, грамматике и фонетике сохраняются до сих пор.

Новоанглийский период

С конца XV века с распространением печатных книг закрепляется единый нормативный язык, в то время как произношение и разговорная речь продолжают развиваться и изменяться. В результате образуется множество диалектов. С ними в большой степени связана дальнейшая история английского языка.

Этимология слов зачастую объясняет нам их написание или произношение. Даже минимальные знания об истории и развитии языковой культуры страны способствуют более полному осознанию современных грамматических, фонетических, синтаксических правил и облегчают процесс обучения.

Читать также

Источник: https://onlineteachersuk.com/ru/istoriya-anglijskogo-yazika/

Рецепция римского права в Европе и в России :

Рецепция римского права — это понятие, которое является одним из основных в истории западноевропейского общества в период Средневековья. В переводе с латинского слово «рецепция» — это «принятие», «прием». Таким образом, рецепция римского права означает процесс восприятия элементов его системы в некотором другом государстве. Именно об этом мы и поговорим сегодня.

Этапы рецепции римского частного права

Первый этап относится к 12 веку. Второй — 13-17 столетия — ренессанс (возрождение) римского права. В это время оно распространялось по Европе.

Рецепция римского права означает в это время и приспособление его к новым условиям, и получение независимости от королевской власти. Третий этап -18-20 вв. — его кодификация, принятие конституций (во Франции, в Польше, в США и т.

д.), возникновение отраслевых кодексов, создание национальных систем права.

Описывая подробнее этапы рецепции римского частного права, отметим, что начало ее было положено в Западной Европе в 11 — первой половине 12 столетия и связывается главным образом с Болонской юридической школой, которая осуществляла свою деятельность в это время.

Изучение римского права в 12-13 веках распространилось на целые страны Западной Европы. Период с 11 по 13 столетие даже получил название периода глоссаторов, которые активно толковали и изучали нормы римского права.

А время с 14 по 15 век стало называться периодом комментаторов.

Почему римское право стало таким популярным?

После падения Римской империи, произошедшего в 476 году, территорию этого государства начали заселять различные племена варваров. Возникли первые германские королевства, в которых применялось обычное право.

Появились трудности с совмещением различных норм германского и римского права.

Читайте также:  Адвокаты обнаружили фальсификацию в деле вора в законе шакро молодого

Через некоторое время последнее стало восприниматься молодыми странами, со временем закрепляясь в системах права этих государств все крепче.

Что же стало причиной массовой рецепции, произошедшей в 12 веке в Европе? Дело в том, что в это время активно развивались торговля и промышленность, которые потребовали развитой правовой системы, способной стимулировать производственные отношения и силы.

Необходимо было, чтобы эта система выходила за границы феодальных государств. Использование дробных и косных феодальных кутюмов (так назывались обычно-правовые нормы) сильно тормозило развитие производства.

И выход был найден — за римским частным правом была закреплена сила закона.

«Абстрактность» римского права

Оно удовлетворяло по своему содержанию потребностям средневековья касательно договорных отношений и частной собственности. При этом большую роль сыграла «абстрактность» этого права.

В первые века нашей эры оно утратило местные, национальные особенности, поэтому было приспособлено к регулированию отношений различных народов в сфере хозяйственного оборота. Таким образом, для ряда государств стало общим римское частное право.

Оно легло в основу дальнейшего развития как буржуазной, так и феодальной системы законодательства. Через несколько веков после падения Рима это право стало действующим в ряде стран Южной и Центральной Европы.

Рецепция в Германии

В Германии в 16-19 веках существовало пандектное право, то есть частное, которое было образовано в результате переработки римского права глоссаторами. Под пандектами (от латинского «всеобъемлющий»), вообще, понимаются сочинения юристов Древнего Рима по различным вопросам частного права.

К ним относились выдержки из законов, а также других нормативных актов. Для пандектного права характерна институционная система, на основе которой построено и римское право. Она проявляется, к примеру, в Институциях Гая, разделенных на четыре книги: о вещах, о лицах, об исках, об обязательствах.

Институционная система впоследствии оказала влияние на дальнейшее развитие законодательства. Для пандектного права, кроме того, характерно его деление на отрасли, выделение в структуре кодифицированных правовых источников общей и особенной части.

Система его прослеживается, в частности, во французском Кодексе Наполеона 1804 года, Гражданском уложении Германии, созданном в 1896 году, а также в других документах.

Но следует особо отметить, что именно римское частное право явилось преимущественным предметом рецепции. По общему правилу, публичное право умерло после падения Рима, хотя в истории можно найти множество заимствований некоторых его титулов. Например, во многих странах были учреждены сенаты, а титул императора получил значительное распространение.

Римское право во Франции

И во Франции большое значение имела рецепция римского права. Ему всецело была подчинена южная часть этой страны. Наглядным памятником его действия является компиляция на провансальском языке римских источников, недавно обнаруженная (т. н. lo codi). Она относится к середине 12 века.

Это практическое руководство для судей из Прованса, составленное под влиянием учений глоссаторов, однако в то же время вопросы права трактуются с известной самостоятельностью и свободой. Но и северную Францию затронула рецепция римского права.

Здесь очень рано возникло его преподавание, причем центром стал университет в Орлеане, к которому впоследствии присоединился Парижский. Большое влияние оказало римское право на местные обычаи, и чем дальше, тем оно сильнее.

Понемногу разница между северной и южной Францией стерлась, и в одну систему было переработано римское и национальное право. Эта система нашла выражение в созданном в 1804 году Кодексе Наполеона (на фото выше).

Влияние римского права в Англии

И Англии была не чужда рецепция римского права. В 12 веке здесь начали его преподавать. Обучение организовал глоссатор Виккарий. Сильную оппозицию в 13 веке вызвало его быстро растущее влияние, особенно это касалось местной знати. Однако преподавание римского права не прекращалось никогда.

Оно оказало мощное воздействие на развитие различных юридических доктрин в 12 и 13 вв., когда закладывались основы общего права. Рецепция римского частного права нашла отражение в известных юридических трактатах, созданных Гленвиллем (около 1190 года) и Брактоном (около 1256 года).

Они имели очень большое значение в судах. Однако в Англии феодальный строй был сильнее, нежели в других странах. Поэтому он медленнее сходил со сцены, что наложило отпечаток на историю этой страны.

Поэтому рецепция римского частного права в этой стране была не так масштабна и значительна, как в государствах, расположенных на континенте.

Переработки и приспособления римского права

В рабовладельческом обществе римское частное право не могло стать законом в неприкосновенном виде. В это время в государствах уже начали возникать и развиваться буржуазные отношения. Из-за этого рецепция римского права в Европе осуществлялась в несколько видоизмененном виде.

Оно было подвергнуто приспособлениям, переработке и далеко идущим толкованиям. Вместе с тем тексты римских источников обрабатывались и формально-логически: общие принципы извлекались из них и размещались в стройном порядке.

Переработка эта была исторически неизбежным процессом, поскольку римское право следовало приспособить к новым производственным отношениям. Однако со временем новые законы все больше отходили от него.

Тексты римского права — основа, на которой в 18-19 вв. развивалась теория права буржуазного. На них базируются многие теории волеизъявления и сделки, вины, договора, защиты и понятия владения и прочее. Однако в римском праве самих этих теорий не было.

Рецепция римского права в России

Перейдем теперь к рассмотрению ситуации, сложившейся в русском государстве. Рецепция римского частного права в России началась в западноевропейском варианте только в 18 веке, во время преобразований Петра I. Но реальное значение для законотворчества и правоведения она приобрела несколько позже, в 19 веке.

И в нашей стране выделяются этапы рецепции римского права, которые, однако, не совпадают по времени с европейскими. Опишем их вкратце. Еще в 10 веке на Руси началась первичная рецепция римского права, которая осуществлялась через посредничество Византийского государства и, в частности, его православной церкви.

Однако в древней Руси традиционно именно публичному праву уделялось большое внимание. Частное же, которое понимается как ограничение законом вмешательства государства в частную жизнь, прежде всего в экономическую, возникло во 2 половине 18 века.

Начало ему положило правление Екатерины II, которая сильно увлекалась идеями французских просветителей.

Ее указами в это время устанавливается само понятие частной собственности, однако оно являлось привилегией только дворянского сословия.

Александр II провел ряд реформ в 60-е годы 19 века. Было отменено крепостное право, а частное право и частная собственность окончательно были признаны теперь уже для всего населения. Однако в 1922 году, при разработке Гражданского кодекса, первого в истории нашей страны, В. И. Ленин отметил, что принцип частной собственности отменяется.

Особенности существования римского права в России

Таким образом, всего около 50 лет продолжался период существования в русском государстве частного права, распространяющегося на всех, а не на отдельные сословия.

Поэтому публичная власть в нашей стране почти никогда не имела ограничений для произвольного вмешательства в жизнь своих граждан или подданных.

Возрождение идеи частного права в России, закрепленное законодательно в 1994 году, после принятия нового Гражданского кодекса, привело к необходимости обращения к его истокам, то есть вновь началась рецепция римского права. Это событие имело большое значение для России.

Без опоры на достижения римлян нам трудно построить собственную систему. Для нашей страны особенно важна идея частного права, так как в России практически не было возможности для создания важнейшей правовой основы общества, которая была бы независима от государства.

В заключение

Подводя итоги, отметим, что римское частное право все еще остается частью культурного наследия мира. Его подходы являются и в наши дни образцом для создания законов.

Прямо или косвенно во многих гражданско-правовых институтах можно найти следы влияния подходов и конструкций римского права. Это основа, на которой базируется законодательство многих стран мира.

Значение и рецепция римского права — актуальные темы, поскольку его заимствование происходит и в наши дни.

Источник: https://www.syl.ru/article/213671/new_retseptsiya-rimskogo-prava-v-evrope-i-v-rossii

Ссылка на основную публикацию