Минфин планирует упростить систему госзакупок

Минфин пообещал упростить планирование закупок

Без плана не обойтись – это документ бюджетного планирования, отмечает начальник управления муниципального заказа одного из областных центров

Андрей Гордеев / Ведомости

Минфин хочет упростить механизм планирования госзакупок, заявила директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Татьяна Демидова (ее цитирует «Интерфакс»).

Сейчас госзаказчикам приходится составлять план и план-график закупок. Это схожие по смыслу документы, в обоих перечислены закупки, которые заказчик собирается провести, сказала Демидова. План готовится на три года вперед, и в нем лишь общая информация о будущих закупках товаров и услуг, которые понадобятся заказчику.

График же должен стать ориентиром для поставщиков – составляется на один год, информация в нем более подробная, определяются условия закупок. Минфин решит, нужен один документ или оба, а также насколько «глубоким» должно быть планирование, сообщила Демидова.

Как именно может быть изменено планирование, представитель Минфина отказался уточнить.

По итогам первого полугодия в единой информационной ­системе, по данным Минфина, было зарегистрировано почти 300 000 заказчиков, из которых фактически закупают около 250 000. Они разместили более 200 000 планов закупок и примерно столько же графиков на 2017 г. По этим графикам было опубликовано извещений о закупках на 2,74 трлн руб. – около 41% от годового плана.

Планирование помогает определять потребности заказчика, говорит эксперт по закупкам экспертного совета при правительстве Георгий Сухадольский, но две стадии очень трудозатратны, а заблаговременные расчеты не всегда корректны, что влияет и на результаты закупки. Особенно остро стоит проблема с закупками инновационной продукции – как понять, что будет на рынке через три года, указывает Сухадольский.

Заказчики давно предлагают упростить планирование госзакупок и перестать делать двойную работу, говорит гендиректор Единой электронной торговой площадки Антон Емельянов. Двухэтапное планирование слишком сложное, согласны руководитель департамента Москвы по конкурентной политике Геннадий Дегтев и директор департамента Счетной палаты Наталья Бочарова (их цитирует «Интерфакс»).

Планирование не смогло стать реальным институтом информирования поставщиков – половина федеральных заказчиков не разместили информацию на 2018–2019 гг., рассказывает первый проректор Высшей школы экономики Александр Шамрин.

Связь плана с конкретной закупкой отсутствует, а опросы показывают, что бизнес почти не использует плановые документы для выработки стратегии участия в торгах, продолжает он.

Планы-графики меняются практически каждый день и не помогают информировать рынок – двухэтапное планирование существует лишь формально, это дополнительная рутинная процедура, удлиняющая цикл закупки, говорит руководитель Ассоциации директоров по закупкам Андрей Черногоров. За первое полугодие заказчики вносили изменения в графики в среднем 5,8 раза, говорилось в мониторинге Минфина.

Без плана не обойтись – это документ бюджетного планирования, отмечает начальник управления муниципального заказа одного из областных центров, а вот от графика можно отказаться.

Необходим единый документ, в котором детальный план закупок на год будет дополнен менее конкретным планом еще на два года с перечислением продукции и ориентировочными ценами, рекомендует Шамрин.

Бизнесу будет достаточно, если из 44 совокупных позиций в плане и в графике оставить не более 14, считает он. Документы действительно можно объединить, согласен ­Сухадольский.

Возникает много идей: упрощение планирования, отмена планов-графиков, упрощение документации при однотипных закупках и передача полномочий одному госоргану взамен множества контрактных управляющих в каждом детском саду, школе и больнице, перечисляет гендиректор ГУП «Агентство по госзаказу Республики Татарстан» Яков Геллер. «Появилась надежда, что реформаторы поворачиваются лицом к простым заказчикам», – заключает он: менять закон нужно не для того, чтобы появились новые поводы для штрафов, а ради создания комфортных условий.

Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/09/11/733165-minfin-planirovanie-zakupok

Систему государственных и муниципальных закупок нужно упростить, считают в Минфине

Минфин России предлагает упростить систему государственных и муниципальных закупок. Об этом сообщил замглавы ведомства Алексей Лавров, передаёт ТАСС.

Соответствующее заявление он сделал на Московском финансовом форуме.

«Вообще в целом вся система закупок, очевидно, требует определённого упрощения. Есть избыточное регулирование и в отношении требований заказчика к поставщикам», — сказал Алексей Лавров. По его словам, в этом случае «особое движение должно состоять в том, чтобы расширить принцип закупок по принципу электронного магазина».Это позволит заказчикам без длительных и сложных процедур выбирать из представленных поставщиками стандартизированных товаров и услуг, сообщил замглавы Минфина. Он отметил, что сейчас реализуется соответствующий пилотный проект, участие в котором принимает Правительство Москвы.

После того как будут подведены его итоги, необходимо рассмотреть вопрос о дальнейшем развитии и внедрении этой системы, сообщил Алексей Лавров. «В отношении малого объёма закупок это делать надо в обязательном порядке, но можно и увеличивать в то же время „потолок“ закупок, которые могут реализовываться по этому принципу», — подчеркнул он.

Замминистра финансов РФ уточнил, что комплекс мер по совершенствованию механизма закупок будет прописан в концепции повышения эффективности бюджетных расходов до 2024 года. Предполагается, что вскоре этот документ утвердит кабмин.

Таким образом, появится видение контрактной системы в этой области, уточнил Алексей Лавров. Кроме того, Минфин планирует «постановочно, не определяя какие-то окончательные решения, начать двигаться к Кодексу государственных и муниципальных закупок, в который будут интегрированы существующие сегодня законы», сообщил он.

В четверг, 6 сентября, глава Правительства РФ Дмитрий Медведев рассказал о законопроекте для минимизации коррупционных рисков при госзакупках. Для этого кабмин предлагает ввести запрет на их одновременное осуществление и контроль за ними.

Глава Правительства отметил, что соответствующий законопроект предполагает внесение изменений в систему государственных и муниципальных закупок.

Цель инициативы — «повысить эффективность этой работы через выстраивание вертикали контроля единой правоприменительной практики», сказал Медведев.

В минувший вторник стало известно, что в России планируют создать кодекс, регулирующий государственные и муниципальные закупки. Об этом сообщила представитель Департамента бюджетной политики в сфере контактной системы Минфина РФ Анна Червова.

По её словам, в России должен появиться единый документ, который будет содержать в себе основные вопросы регулирования государственных и муниципальных закупок. Его отдельные главы будут регулировать закупки в разных областях, заявила представитель Минфина.

Источник: https://finance.rambler.ru/other/40729720-sistemu-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-zakupok-nuzhno-uprostit-schitayut-v-minfine/

Систему государственных и муниципальных закупок нужно упростить, считают в Минфине

Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

Минфин России предлагает упростить систему государственных и муниципальных закупок. Об этом сообщил замглавы ведомства Алексей Лавров, передаёт ТАСС.

Соответствующее заявление он сделал на Московском финансовом форуме.

«Вообще в целом вся система закупок, очевидно, требует определённого упрощения. Есть избыточное регулирование и в отношении требований заказчика  к поставщикам», — сказал Алексей Лавров.  По его словам, в этом случае «особое движение должно состоять в том, чтобы расширить принцип закупок по принципу электронного магазина».

Читайте по теме

Это позволит заказчикам без длительных и сложных процедур выбирать из представленных поставщиками стандартизированных товаров и услуг, сообщил замглавы Минфина. Он отметил, что сейчас реализуется соответствующий пилотный проект, участие в котором принимает Правительство Москвы.

После того как будут подведены его итоги, необходимо рассмотреть вопрос о  дальнейшем развитии и внедрении этой системы, сообщил Алексей Лавров. «В отношении малого объёма закупок это делать надо в обязательном порядке, но можно и увеличивать в то же время «потолок» закупок, которые могут реализовываться по этому принципу», — подчеркнул он.

Замминистра финансов РФ уточнил, что комплекс мер по совершенствованию механизма закупок будет прописан в концепции повышения эффективности бюджетных расходов до 2024 года. Предполагается, что вскоре этот документ утвердит кабмин.

Таким образом, появится видение контрактной системы в этой области, уточнил Алексей Лавров. Кроме того, Минфин планирует «постановочно, не определяя какие-то окончательные решения, начать двигаться к Кодексу государственных и муниципальных закупок, в который будут интегрированы существующие сегодня законы», сообщил он.

В четверг, 6 сентября, глава Правительства РФ Дмитрий Медведев рассказал о законопроекте для минимизации коррупционных рисков при госзакупках. Для этого кабмин предлагает ввести запрет на их одновременное осуществление и контроль за ними.

Глава Правительства отметил, что соответствующий законопроект предполагает внесение изменений в систему государственных и муниципальных закупок. Цель инициативы — «повысить эффективность этой работы через выстраивание вертикали контроля единой правоприменительной практики», сказал Медведев.

В минувший вторник стало известно, что в России планируют создать кодекс, регулирующий государственные и муниципальные закупки. Об этом сообщила представитель Департамента бюджетной политики в сфере контактной системы Минфина РФ Анна Червова.

По её словам, в России должен появиться единый документ, который будет содержать в себе основные вопросы регулирования государственных и муниципальных закупок. Его отдельные главы будут регулировать закупки в разных областях, заявила представитель Минфина.

Читайте наши новости в Яндекс.Дзен

Источник: https://www.pnp.ru/economics/sistemu-gosudarstvennykh-i-municipalnykh-zakupok-nuzhno-uprostit-schitayut-v-minfine.html

Минфин планирует упростить механизм планирования госзакупок

Минфин РФ планирует упростить механизм планирования госзакупок, заявила руководитель департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы министерства Татьяна Демидова в ходе Московского финансового форума.

«Сейчас необходимо обсудить, должен ли это быть один документ или два, насколько глубоким должно быть планирование, — сказала Т.Демидова. — При этом упрощении главное — сохранить те положительные моменты, которые обеспечивает этот процесс. Это понимание потребностей заказчиков, планирование бюджетных расходов, извещение поставщиков о потребностях заказчиков».

В свою очередь руководитель департамента Москвы по конкурентной политике Геннадий Дегтев добавил, что двухэтапное планирование (такой механизм действует в настоящее время в соответствии с законом «О контрактной системе», 44-ФЗ — ИФ) кажется избыточным. «Его можно было бы сохранить для план-графика — при формировании трехлетнего бюджета, — сказал он. — Стадии планирования было бы правильно упростить».

«Предложение об упрощении процесса планирования поддерживаем, — заявила директор департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области оборота федерального имущества, средств резервных фондов федерального бюджета и комплексного анализа эффективности функционирования федеральной контрактной системы Счетной палаты РФ Наталья Бочарова. — Прежде относились к планированию в рамках контрактной системы как к железобетону — неизменной конструкции. Но федеральный бюджет, особенно с учетов возвращения к трехлетнему циклу планирования, регулярно уточняется. Поэтому в плановые документы госзаказчиков вносятся и будут вноситься изменения». По мнению Н.Бочаровой, это необходимо учесть.

Читайте также:  Минфин озвучил размер налога для самозанятых

По данным НИУ Высшая школа экономики (ВШЭ), в настоящее время плановые документы госзаказчиков должны формироваться с учетом почти четырех десятков параметров, тогда как в контрактных системах других стран число параметров, которые должны учитывать госзаказчики при составлении своих планов закупочной деятельности, составляет около десяти.

«Необходим единый плановый документ с серьезным ограничением положений — 14 позиций, — сказал первый проректор ВШЭ Александр Шамрин. — При этом большая часть данных по этим позициям должна формироваться автоматически, а не вноситься заказчиками вручную».

Как сообщалось, с начала текущего года в Единой информационной системе (ЕИС) в области госзакупок начали действовать шесть новых контрольных процедур, которые носят блокирующий характер. То есть, без проверки и одобрения Федеральным казначейством, например, планов и планов-графиков закупок заказчики не могли проводить закупочные процедуры.

Из-за этих нововведений в декабре прошлого — в январе текущего года госзаказчики столкнулись с проблемами при работе с ЕИС, что привело к значительному сокращению числа объявленных в январе закупок (в 7 раз).

По данным Минэкономразвития, процесс казначейского контроля к началу текущего года полностью автоматизировать не удалось, и на начало марта 61% заказчиков федерального и субъектового уровней не смогли утвердить планы закупок и планы-графики закупок.

В марте правительство РФ приостановило до 1 января 2018 года действие казначейского контроля при проведении госзакупок.

http://prozakupki.interfax.ru/articles/640

Источник: http://etprf.ru/Html/id/1135

Систему государственных и муниципальных закупок нужно упростить, считают в Минфине

СОГЛАШЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Настоящее соглашение регламентирует отношения между АО «Аналитический центр» и физическим лицом (Пользователь) и вступает в силу с момента принятия Пользователем условий настоящего соглашения.

При несогласии Пользователя с хотя бы одним из пунктов соглашения, Пользователь не имеет права дальнейшей регистрации.

Продолжение процедуры регистрации говорит о полном и безоговорочном согласии с настоящим соглашением.

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Регистрация — процедура, в ходе которой Пользователь предоставляет достоверные данные о себе по утвержденной форме регистрации (регистрационная карта). Прохождение процедуры регистрации говорит о том, что Стороны полно и безоговорочно согласились с условиями настоящего соглашения.

Персональные данные Пользователя — данные, используемые для идентификации личности, добровольно указанные Пользователем при прохождении регистрации. Данные хранятся в базе данных на сервере АО «Аналитический центр» и подлежат использованию исключительно в соответствии с настоящим соглашением и законодательством РФ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Мы используем персональные данные Пользователя только для тех целей, которые указываются при их сборе. Мы не используем персональные данные для других целей без согласия Пользователя. Мы можем использовать персональные данные Пользователя для следующих целей:

  • Для организации выдачи Пользователю электронной цифровой подписи в рамках сети Аккредитованных при Некоммерческой организации «Ассоциация Электронных Торговых Площадок» Удостоверяющих центров, а также ее обслуживания и оказания сопутствующих услуг;
  • Для обратной связи с Пользователем в целях предоставления услуги или информации, в том числе посредством рассылки рекламных, информационных и (или) иных материалов АО «Аналитический Центр» на указанную электронную почту. Отказаться от рассылки рекламных, информационных и (или) иных материалов АО «Аналитический Центр» можно нажав на соответствующую кнопку в нижнем колонтитуле любого письма в рамках такой рассылки;
  • Для ответов на запросы Пользователя в службу поддержки;
  • Для выполнения обязательств по договорам.

Для использования персональных данных для любой иной цели мы запрашиваем подтверждение Пользователя. Пользователь соглашается, что АО «Аналитический центр» оставляет за собой право использовать его персональные данные анонимно и в обобщенном виде для статистических целей.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ПО РЕГИСТРАЦИИ

Пользователь соглашается предоставить правдивую, точную и полную информацию о себе по вопросам, предлагаемым в регистрационной карте. Если Пользователь предоставляет неверную информацию, АО «Аналитический центр» имеет право приостановить либо отменить регистрацию.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ

АО «Аналитический центр» не передает персональные данные третьим лицам для маркетинговых целей без разрешения Пользователя.

АО «Аналитический центр» может передавать персональные данные Пользователя компаниям, аффилированным по отношению к АО «Аналитический центр», для обработки и хранения. Пользователь соглашается с тем, что АО «Аналитический центр» передает персональные данные Пользователя уполномоченным организациям для создания и выдачи электронной подписи, выполнения требуемых услуг и операций.

АО «Аналитический центр» предоставляем третьим лицам объем персональных данных, необходимый для оказания требуемой услуги или транзакции. При необходимости АО «Аналитический центр» можем использовать персональные данные Пользователя для ответа на претензии, исковые заявления.

АО «Аналитический центр» можем собирать и, при необходимости, передавать уполномоченным органам имеющуюся в нашем распоряжении информацию для расследования, предотвращения и пресечения любых незаконных действий. АО «Аналитический центр» вправе раскрывать любые персональные данные по запросам правоохранительных органов, решению суда и в прочих случаях, предусмотренных законодательством РФ.

С целью предоставления дополнительной информации, оказания услуг, Пользователь можете быть направлен на другие ресурсы, содержащие информационные или функциональные ресурсы, предоставляемые третьими лицами.

Только в тех случаях, когда информация собирается от лица АО «Аналитический центр», использование данных Пользователя будет определяться политикой АО «Аналитический центр» в отношении конфиденциальности персональных данных. При предоставлении информации на других ресурсах будут использоваться политики в отношении конфиденциальности персональных данных, проводимые их владельцами.

АО «Аналитический центр» требует от своих партнеров использования политики в отношении конфиденциальности персональных данных, согласующихся с политикой АО «Аналитический центр».

БЕЗОПАСНОСТЬ ВАШИХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

АО «Аналитический центр» использует технологии безопасности, процедуры и организационные меры для защиты персональных данных Пользователя от несанкционированного доступа, использования или разглашения.

АО «Аналитический центр» стремится защитить персональные данные Пользователя, но не может гарантировать безопасность передаваемых данных.

АО «Аналитический центр» рекомендует принимать все меры по защите ваших персональных данных при работе в Интернете. Часто меняйте пароли, используйте сочетание букв и цифр при создании паролей и используйте защищенный браузер.

ХРАНЕНИЕ ДАННЫХ

АО «Аналитический центр» не хранит персональные данные Пользователя дольше, чем необходимо для целей их сбора, или чем требуется в соответствии с действующими законами или правилами.

Источник: https://iecp.ru/news/item/418597-sistemu-goszakupok-nuzhno-uprostit

ИНТЕРВЬЮ: «В будущем придется ужесточить систему ответственности для участников госзакупок» — замглавы Минфина

Москва. 6 сентября. ИНТЕРФАКС — Огромная часть российской экономики так или иначе связана с госсектором — либо напрямую, через закупки госзаказчиков, либо опосредованно, через закупки госкомпаний.

По итогам прошлого года общий объем госзакупок и закупок госкомпаний составил 34 трлн рублей. Законодательство, регулирующее эту сферу, претерпевает постоянные изменения.

Последние масштабные поправки, которые в полном объеме вступят в силу с января 2019 года, предусматривают электронизацию всех госзакупок и упорядочивание закупок госкомпаний.

О ситуации в сфере закупок госзаказчиков и госкомпаний, а также о ближайших планах по ее развитию рассказал в интервью «Интерфаксу» заместитель министра финансов Алексей Лавров в ходе Московского финансового форума-2018, на котором состоялась панельная дискуссия «Цифровые государственные закупки».

— С 1 июля вступили в силу масштабные поправки к законодательству о закупках и с 1 января 2019 года они станут обязательными для всех госзаказчиков. Каковы первые результаты электронизации госзакупок?

— К настоящему времени по новым правилам решили проводить закупки 240 госзаказчиков, разместивших около 500 извещений. Это не много, но так и предполагалось. Главное, что такие заказчики появились, интерес к проведению всех закупок в электронной форме есть. Сейчас, по сути, идет тестовая отработка всех нововведений.

Новые правила проведения закупок необязательны для заказчиков — они получили право проводить закупки, процедуры которых строго регламентированы законом, в электронном виде. С января это станет обязательным для всех.

— Можно ли на основании первых результатов делать выводы об эффективности новых правил?

— Пока об этом рано говорить. Сейчас у нас есть только качественное сравнение электронных и бумажных закупочных процедур, сделанное на сравнении электронных аукционов, которые уже давно применяются в контрактной системе, с другими закупочными процедурами.

Закупки в электронном виде проводятся быстрее, с меньшим числом ошибок и т.п.

Первые итоги и сравнение эффективности электронных (проведенных по новым правилам — ИФ) и бумажных закупок планируем подвести по результатам третьего квартала — эти данные будут включены в соответствующий доклад о мониторинге госзакупок.

— Нововведения редко обходятся без ошибок, проблем, сбоев — в истории Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок такие примеры уже были. Как прошел запуск нововведений в этот раз?

— Значимых проблем не было. Собственно для предотвращения возможных сбоев и ошибок и был предусмотрен поэтапный ввод нововведений, чтобы заказчики и участники закупок могли постепенно освоиться с ними. Считаем, что это вполне удалось.

Тем не менее, в свете электронизации закупочных процедур и запуска новой финансовой модели проведения самих закупок было выявлено несколько задач, требующих оперативного решения.

Так, у нас возникли вопросы по поводу режима использования спецсчета (предназначен для размещения средств обеспечения заявок на участие в закупках) — что можно делать со средствами, которые размещены на счете? Мы считаем, что раз они блокируются на спецсчете в рамках госзакупок, то должны обладать определенным иммунитетом от любых действий, не связанных с госзакупками. Сейчас в законодательстве этот момент не зафиксирован, и нам необходимо этот вопрос проработать, и, вероятно, в самом 44-ФЗ прописать закрытый перечень действий, которые можно совершать со средствами, размещенными на спецсчете. Планируем решить этот вопрос в осеннюю сессию.

Также остается открытым вопрос взимания платы оператором электронной торговой площадки (ЭТП) с победителя закупки. Пока мы исходим из концепции, что взимание платы происходит в добровольном порядке с использованием средств обеспечения исполнения контракта.

Однако, что делать в случае отсутствия обеспечения? В перспективе, все шире в качестве средств обеспечения будут применяться банковские гарантии.

Кроме того, для закупок объемом до 1 млн рублей уже сейчас не требуется никакого обеспечения.

Читайте также:  Вс решал, можно ли признать дочерей кредиторами матери

Что делать, если победитель не платит оператору за указанные услуги? Пока исходим из того, что один раз не заплатил и больше не сможешь принимать участие в закупках на этой ЭТП.

В будущем, очевидно, придется создавать более жесткую систему ответственности. Например, за счет обмена соответствующей информацией между площадками. Чтобы долг перед одной площадкой был процедурным основанием для отказа в участии в закупках на всех площадках. Этот вопрос также требует законодательного регулирования.

Также считаем целесообразным полностью унифицировать закупки госкомпаний у субъектов МСП с аналогичными нормами, которые действуют в 44-ФЗ.

Поскольку такие закупки госкомпании должны будут проводить на универсальных ЭТП (отобрано 8 площадок, которые в настоящее время проходят проверку на соответствие требованиям 44-ФЗ — ИФ) в соответствии с правилами и порядком, прописанными в законе «О контрактной системе», то логичным будет определить для таких закупок и соответствующие закупочные процедуры.

Помимо этого важен еще один документ — о едином порядке регистрации участников закупок в ЕИС, принятие которого позволит централизовать и анализировать данные об участниках закупок. В том числе, выявлять лиц, действия которых содержат признаки картельных соглашений.

— Какие еще первоочередные задачи сейчас решаете?

— У нас сейчас два важных законопроекта в высокой степени готовности. Рассчитываем на их принятие в осеннюю сессию.

Один из них предусматривает внесение поправок к 223-ФЗ, которые должны установить исчерпывающий перечень документов, которые заказчики вправе требовать от субъектов малого и среднего предпринимательства.

Аналогичная норма имеется в 44-ФЗ. Это существенным образом упростит участие малого бизнеса в торгах госкомпаний.

Также имеются поправки к 44-ФЗ. Они предусматривают уменьшение размера обеспечения контракта по мере его исполнения — выполнения отдельных этапов работ с целью снижения финансовой нагрузки на поставщика (подрядчика, исполнителя), связанной с необходимостью замораживания средств обеспечения исполнения контракта на весь срок работ, особенно в случае крупных контрактов.

— В настоящее время, помимо добровольного тестирования госзаказчиками механизма проведения закупок в электронной форме идет другой эксперимент — по электронизации закупок малого объема (до 100 тыс. рублей или до 400 тыс. рублей). Каким Минфин видит дальнейшее развитие этого направления?

— Если говорить о закупках малого объема, то действительно, сейчас реализуется совместно с госкорпорацией «Ростех» пилотный проект, в рамках которого создан и запущен Единый агрегатор торговли (ЕАТ) «Березка».

Окончательные выводы и соответственно планы по развитию направления мы пока не готовы сформулировать. Собственно на основании результатов этого проекта будем определять направления правового регулирования закупок малого объема.

Первые результаты применения агрегатора планируем подвести во второй половине сентября.

Мы изначально исходили из того, что если в сфере закупок малого объема и будет агрегатор с функцией проведения торгов, то он не должен быть один — конкуренция должна быть и в этой сфере, как она есть между ЭТП в рамках стандартных закупок.

Также необходимо учитывать, что во многих регионах есть свои аналоги электронных магазинов — различные сервисы по организации закупок малого объема. Насколько у них единые или схожие процедуры, правила работы, мы пока не можем сказать. Сейчас есть единственный вывод — спрос на такие системы есть.

— Есть ли у Минфина видение дальнейшего развития контрактной системы?

— Что касается дальнейших перспектив, то к настоящему времени подготовлена концепция повышения эффективности бюджетных расходов — общего стратегического документа Минфина, который должен быть утвержден правительством. В состав этого документа входит стратегия развития контрактной системы.

Одно из основных направлений этой стратегии предусматривает работы по упрощению механизма планирования закупок (один документ вместо двух), упорядочивание систем нормирования и определения НМЦК (начальной максимальной цены контракта — ИФ) на основе данных Каталога ЕИС и системы рефренных цен.

Кстати, сам Каталог должен быть сформирован в полном объеме в течение ближайших двух лет.

Еще одно направление — упрощение закупочных процедур. Здесь, кстати, рассчитываем использовать результаты пилотного проекта по закупкам малого объема. То есть, речь идет о возможности использования механизма электронного магазина для проведения не только закупок малого объема.

Осторожно и поэтапно — вначале, вероятно, по отдельным категориям закупок. Идея в том, чтобы большую часть заказчиков, особенно мелких, освободить от проведения сложных и для них избыточных процедур за счет перевода на систему подтвержденных предложений (электронный магазин — ИФ).

В самих закупочных процедурах предполагается упростить требования к заявкам участников закупок, реализовать принцип права передачи контракта следующему участнику закупки, в случае невозможности исполнения контракта победителем торгов.

До конца года планируем создать при Минфине совет по контрактной системе, в который намерены пригласить, в том числе специалистов и экспертов рынка закупок.

Сейчас у нас есть механизмы по сбору информации о системе закупок со всех заинтересованных сторон, но нет площадки для обсуждения этой информации, по выработке предложений по развитию сферы закупок.

Рассчитываем, что такую задачу сможет взять на себя совет.

— Если говорить об экспертах и специалистах, то насколько система подготовки кадров в сфере закупок справляется со своей задачей? Нет ли необходимости в ее совершенствовании?

— Есть профстандарты, есть система подготовки и переподготовки кадров. Проблема в другом — она не успевает за изменениями законодательства в сфере закупок и его правоприменением. Решение проблемы видим в переводе мелких заказчиков на работу с электронными магазинами.

Кроме того, заказчики неэффективно используют механизм централизации закупок. Речь идет о процедурной централизации, механизм которой заложен в действующем законодательстве, но недостаточно используется.

Сегодня мы имеем очень большое число заказчиков, контрактных служб, которые сложно администрировать, и над этой проблемой необходимо работать. В том числе, за счет упрощения процедур, перевода части закупок в формат электронного магазина.

Также для улучшения ситуации с уровнем подготовки специалистов и их информирования о нововведениях планируем создать библиотеку лучших практик для различных категорий заказчиков.

Помимо этого планируем широко участвовать в уже существующих мероприятиях в сфере закупок — начиная от Московского финансового форума и заканчивая форумом «Госзакупки».

Также планируем активизировать участие Минфина в региональных мероприятиях.

— Говоря о перспективах развития контрактной системы, вы не коснулись вопросов использования новых технологий в этой сфере, автоматизации закупок, на необходимость которой указывает ФАС. Какую позицию по этим вопросам занимает Минфин?

— Автоматизация закупок необходима, и ее важность, как в рамках контрактной системы, так и в рамках закупок госкомпаний, будет расти.

Но и роль человека в этой сфере останется высокой — во многих случаях избежать участия человека невозможно. Концептуально мы поддерживаем идею автоматизации сферы закупок как вектора развития.

Но полная автоматизация, по нашей оценке, невозможна и неправильна.

Что касается новых технологий, то в той или иной мере они уже успешно применяются в ЕИС. Та же технология блокчейн — по факту, ее отдельные элементы используются в системе закупок. Речь идет, например, о хранении информации в нескольких распределенных базах данных: операторов ЭТП, различных ГИС, заказчиков, участников закупок.

Пока у нас нет ясности, необходимо ли какое либо законодательное регулирование использования этой технологии. В том числе потому, что сейчас понятие «блокчейн» не закреплено на законодательном уровне.

До получения результатов практического применения блокчейна в других сферах нам сложно понять, что может дать нормативное регулирование использования этой технологии, и что это может за собой повлечь.

В то же время будем развивать интеграцию различных баз данных и информационных систем с использованием механизмов, которые используются в блокчейне — единоразовость ввода данных, неизменяемость данных и пр.

Источник: Интерфакс-ProЗакупки

Источник: http://zakupki-portal.ru/novosti/novosti-dlya-zakazchikov/intervyu-v-budushchem-pridetsya-uzhestochit-sistemu-otvetstvennosti-dlya-uchastnikov-goszakupok-zamglavy-minfina/

Минфин пообещал упростить планирование закупок

Посетите магазины партнеров:

  • {{fb}}
  • {{vk}}
  • {{twitter}}
  • {{fb}}
  • {{vk}}
  • {{twitter}}

Без плана не стать – это документ бюджетного планирования, отмечает начальник управления муниципального заказа одного из областных середин

Андрей Гордеев / Ведомости

Минфин хочет упростить механизм планирования госзакупок, заявила директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Татьяна Демидова (ее цитирует «Интерфакс»).

Сейчас госзаказчикам доводится составлять план и план-график закупок. Это схожие по смыслу документы, в обоих перечислены закупки, какие заказчик собирается провести, сказала Демидова. План готовится на три года вперед, и в нем лишь всеобщая информация о будущих закупках товаров и услуг, которые потребуются заказчику.

График же должен стать ориентиром для поставщиков – составляется на одинешенек год, информация в нем более подробная, определяются условия закупок. Минфин разрешит, нужен один документ или оба, а также насколько «глубоким» надлежит быть планирование, сообщила Демидова.

Как именно может быть изменено планирование, представитель Минфина отказался уточнить.

По итогам первого полугодия в целой информационной ­системе, по данным Минфина, было зарегистрировано почти 300 000 заказчиков, из каких фактически закупают около 250 000. Они разместили более 200 000 планов закупок и образцово столько же графиков на 2017 г. По этим графикам было опубликовано уведомлений о закупках на 2,74 трлн руб. – около 41% от годичного плана.

Планирование помогает определять потребности заказчика, сообщает эксперт по закупкам экспертного совета при правительстве Георгий Сухадольский, но две стадии весьма трудозатратны, а заблаговременные расчеты не всегда корректны, что влияет и на итоги закупки. Особенно остро стоит проблема с закупками инновационной продукции – как постигнуть, что будет на рынке через три года, указывает Сухадольский.

Читайте также:  Основы конституций зарубежных стран

Заказчики давным-давно предлагают упростить планирование госзакупок и перестать делать двойную труд, говорит гендиректор Единой электронной торговой площадки Антон Емельянов. Двухэтапное планирование чересчур сложное, согласны руководитель департамента Москвы по конкурентной политике Геннадий Дегтев и директор департамента Счетной палаты Наталья Бочарова (их цитирует «Интерфакс»).

Планирование не смогло сделаться реальным институтом информирования поставщиков – половина федеральных заказчиков не разместили информацию на 2018–2019 гг., повествует первый проректор Высшей школы экономики Александр Шамрин.

Связь плана с конкретной закупкой отсутствует, а опросы демонстрируют, что бизнес почти не использует плановые документы для выработки стратегии участия в торгах, продолжает он.

Планы-графики меняются утилитарны каждый день и не помогают информировать рынок – двухэтапное планирование есть лишь формально, это дополнительная рутинная процедура, удлиняющая цикл закупки, сообщает руководитель Ассоциации директоров по закупкам Андрей Черногоров. За первое полугодие заказчики вносили изменения в графики в посредственном 5,8 раза, говорилось в мониторинге Минфина.

Без плана не стать – это документ бюджетного планирования, отмечает начальник управления муниципального заказа одного из областных середин, а вот от графика можно отказаться.

Необходим единый документ, в каком детальный план закупок на год будет дополнен менее конкретным планом еще на два года с перечислением продукции и ориентировочными стоимостями, рекомендует Шамрин.

Бизнесу будет достаточно, если из 44 совокупных позиций в плане и в графике покинуть не более 14, считает он. Документы действительно можно слить, согласен ­Сухадольский.

Возникает много идей: упрощение планирования, упразднение планов-графиков, упрощение документации при однотипных закупках и передача полномочий одному госоргану взамен массы контрактных управляющих в каждом детском саду, школе и больнице, перечисляет гендиректор ГУП «Агентство по госзаказу Республики Татарстан» Яков Геллер. «Показалась надежда, что реформаторы поворачиваются лицом к простым заказчикам», – заключает он: менять закон необходимо не для того, чтобы появились новые поводы для штрафов, а ради создания комфортных условий.

Посетите магазины партнеров:

Источник: http://z1v.ru/minfin-poobeshhal-uprostit-planirova/

Минфин: 95% госзакупок проводятся с нарушениями

Москва, 19 июля — «Вести.Экономика»

Почти все закупки госкомпаний проводятся с нарушениями и являются неконкурентными. К такому выводу пришли в министерстве финансов по итогам мониторинга.

Система госзакупок неэффективна

Закупки госкомпаний не становятся конкурентными: на торгах проводится лишь 5,6% закупок госкомпаний, остальные идут в обход процедуры конкурсов и аукционов, пишут «Ведомости».Отметим, что это первый мониторинг закупок новым регулятором рынка.

Впрочем, ранее к такому же выводу приходили и другие наблюдатели, в частности Счетная палата, эксперты Института Гайдара, ФАС.Наиболее конкурентные закупки проходят в ценовом диапазоне от 10 млн до 50 млн руб., а в более крупных торгах — на сумму от 500 млн до 1 млрд руб.

подается чуть больше одной заявки, то есть конкуренции почти нет. Эксперты предлагают решать проблему постепенно. Нужно разработать единую позицию по повышению эффективно госзакупок.

Между тем, объемы таких неэффективных торгов просто огромны.

По оценкам экономистов, это почти половина нефтегазовых доходов, то есть около 2 трлн руб. в год.

Самой популярной коррупционной схемой, по данным Минфина, ранее называлось проведение конкурсов с такими условиями, когда заведомо известно, что условия выполнить может только одна компания. При такой схеме контракт достается заранее определенному поставщику, и цена может быть установлена на любом уровне, чаще всего завышенном.

Если бы госзакупки проходили более эффективно, то и бюджетные средства расходовались бы иначе, но что самое главное, госзаказы доходили бы до более широкого круга предпринимателей, и с высокой долей вероятности экономическая активность была бы выше.

Сейчас этого нет, а значит экономика не только работает неэффективно, но и создаются предпосылки к еще большему расслоению общества. Реформа или доработка системы госзакупок, безусловно, могла бы дать положительный экономический эффект, однако очевидно, что в этой системе сосредоточены очень крупные интересы, поэтому ожидать быстрых изменений не стоит.

Федеральная антимонопольная служба возбудила новое дело о картеле при госзакупках компьютеров Lenovo и HP. По сообщению ФАС, картелями охвачено минимум 10% госзакупок.

Объем коррупционных сделок при госзакупках составляет 2 трлн руб. в год, утверждается в исследовании Института экономической политики Гайдара. По данным ФАС, минимум 10% госзакупок в России на 1 трлн руб. охвачено картелями. При этом цены на торгах с участием картелей обычно выше на 20-30%: это означает 200-300 млрд руб.

убытков на одних госторгах, не считая закупок для госкомпаний, говорится в заявлении Федеральной антимонопольной службы.Расходы федерального бюджета на госзакупки составляют 16 трлн руб. в год. Таким образом, каждый год 1/8 этой суммы приходится на коррупционные схемы.

Самая популярная коррупционная схема при организации госзакупок — проведение конкурсов с такими условиями, которые заведомо может выполнить лишь одна компания, подчеркиваются в исследовании, которое цитируют «Известия».Также в исследовании оценивались нецелевые расходы, включая и прямое воровство, и откаты.

Премьер-министр Дмитрий Медведев в начале июля заявил о подготовке законопроекта об ужесточении наказания за хищения в сфере государственных и муниципальных закупок.»Единая Россия» разработала законопроект о повышении ответственности за хищения в сфере государственных и муниципальных закупок.

Сейчас документ дорабатывается», — отметил Медведев.

Он также заявил о необходимости усовершенствования антикоррупционного законодательства и системы госзакупок.

Источник: https://www.vestifinance.ru/articles/88392

Что изменят в системе госзакупок в Казахстане

Депутаты Мажилиса в первом чтении рассмотрели законопроект, который изменит систему госзакупок и закупок квазигоссектора. В проекте закона Министерство финансов решает три главные проблемы: сложную систему, низкую квалификацию участников и большую долю закупок из одного источника, передает корреспондент Tengrinews.kz.

Чтобы упростить систему, Минфин предлагает увеличить пороговую сумму закупок из одного источника со 100 до 500 МРП — до 1,2 миллиона тенге. Изменения коснутся организаций с небольшим бюджетом — школ, больниц, детских садов и домов престарелых. 

Для сельских акиматов этот порог планируют увеличить до 3 000 МРП — 6,8 миллиона тенге — до 2021 года, пока у акиматов не сформируются «навыки по проведению госзакупок».

Чтобы госзакупок способом из одного источника стало меньше, членов конкурсной комиссии будут штрафовать за несвоевременное рассмотрение заявок участников. 

«Всех неугодных поставщиков, подавших на конкурс, просто отсеивают на несоответствие квалификационным требованиям. Объявляют конкурс несостоявшимся, а потом заключают с одним из поставщиков, с кем уже заранее договорились», — ранее возмутился спикер Мажилса Нурлан Нигматулин. 

Нигматулин сравнил госзакупки с договорными матчами в футболе

Чтобы поставщики гарантировали качество товара, в запросах заказчикам разрешат указывать фирменные наименования. По данным Минфина, в закупках способом запроса ценовых предложений имеется большая проблема поставки некачественных товаров, как правило, это контрафактная продукция. Она соответствует теххарактеристикам, но после приемки товаров выходит из строя. 

«Пиратский» Microsoft Office устанавливали в учреждения Алматы по госзакупкам

С 2020 года поставщиков могут обязать открыть отдельный счет в банке — «электронный кошелек«. Если поставщик заявляет свое участие в аукционе, у него на счету будут блокировать определенную сумму, а если он не выиграет, то ее разблокируют. В итоге поставщикам не нужно будет каждый раз обеспечивать свою заявку в конкурсе или аукционе и каждый раз платить комиссию банкам. 

Мелкие закупки Минфин предложил объединить в один крупный лот. Централизованные закупочные органы будут закупать не по отдельности для каждого заказчика, а сразу для нескольких, что, по мнению разработчиков закона, улучшит ценовое предложение поставщиков. 

«Вводится компетенция Министерства финансов по определению способа закупок. Это позволит осуществлять закупки в сфере строительства только конкурсом с предварительным квалификационным отбором, что повысит качество строительства. В закупках будут участвовать только квалифицированные поставщики», — сообщил Смаилов.  

Налоги станут одним из критериев отбора поставщиков. Кандидатов будут проверять на финансовую устойчивость, гарантией которой являются уплаченные налоги, фонд оплаты труда и размер оборотных и основных средств. 

«В больницах, школах, в военных учреждениях никак нельзя поддерживать демпинг. Во всех этих учреждениях сегодня посмотрите что, идем на ценовые предложения, в школах цены демпингуют, о каком качестве, о каком здоровье детей может идти речь? То же самое сейчас и по медицинским учреждениям», — заявил на обсуждении проекта закона спикер Мажилиса Нурлан Нигматулин.

Министр финансов Алихан Смаилов пообещал, что в новом законе будет понятие «демпинговая цена» и с ней будут бороться. 

Новый закон будет бороться с «троллями«. 

«Появилась целая когорта «профессиональных жалобщиков» и «троллей», для которых обжалование стало инструментом незаконной выгоды от срыва госзакупок.

Они не намерены участвовать в конкурсе, но подают заявки, чтобы видеть информацию о других участниках.

Предлагаем запретить потенциальным поставщикам, не внесшим обеспечение конкурсной заявки, просмотр документов других участников», — сообщил министр финансов. 

Также он предложил не срывать конкурс по жалобам третьих лиц. 

Запретят участвовать в госзакупках компаниям, которые зарегистрированы в офшорных зонах

Отдельный блок в законопроекте выделили квазигосударственному сектору. Министр финансов предложил штрафовать работников за нарушения правил закупок и перевести все закупки в электронный формат.

«Министерством финансов будут утверждены единые правила закупок субъектов квазигоссектора, за исключением Фонда «Самрук-Казына«. При этом правила фонда будут утверждаться решением Совета директоров по согласованию с МФ», — отметил министр. 

Депутаты Мажилиса приняли законопроект в первом чтении. 

Источник: https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/chto-izmenyat-v-sisteme-goszakupok-v-kazahstane-354801/

Ссылка на основную публикацию