Современная наука о праве и ее особенности

Правоведение в системе современной науки. Его особенности и состав

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАЧЕТНЫХ ВОПРОСОВ

по дисциплине « Актуальные проблемы теории государства и права»

  1. Правоведение в системе современной науки. Его особенности и состав.

  2. Предмет теории государства и права. Соотношение с предметами других юридических наук.

  3. Структура теории государства и права как науки.

  4. Метод и методология правоведения. Соотношение предмета и метода правоведения.

  5. Система методов теории государства и права.

  6. Власть как способ управления совместной деятельностью людей: понятие, особенности, формы (разновидности).

  7. Государственная власть как разновидность социальной власти: понятие, отличие от иных форм власти.

  8. Государство: понятие, признаки.

  9. Сущность и социальное назначение государства.

  10. Политическая система: понятие, элементы

  11. Место и роль государства в политической системе.

  12. Место и роль негосударственных объединений в политической системе.

  13. Место и роль государства и негосударственных политических объединений в политической жизни России.

  14. Виды политических систем.

  15. Понятие, значение и объективный характер функций государства. Задачи и цели государства.

  16. Виды функций современного государства.

  17. Формы осуществления функций государства.

  18. Методы осуществления функций государства.

  19. Государственный аппарат – понятие, особенности. Механизм государства.

  20. Орган государства – понятие и признаки.

  21. Принципы организации аппарата современного государства.

  22. Структура аппарата современного государства.

  23. Понятие и элементы формы государства.

  24. Форма правления: понятие, виды.

  25. Форма государственного устройства: понятие, виды.

  26. Политический (государственный) режим: понятие, виды.

  27. Форма современного российского государства. Основные тенденции её развития.

  28. Теории происхождения государства.

  29. Современная наука о происхождении государства.

  30. Формационный подход о типологии государства

  31. Цивилизационный подход о типологии государства.

  32. Проблема периодизации развития Российского государства.

  33. Право: понятие, признаки.

  34. Основные концепции права.

  35. Концепции права в современной России.

  36. Сущность и социальное назначение права.

  37. Принципы права, их виды.

  38. Функции права, их виды.

  39. Правовое регулирование в системе нормативного социального регулирования, его предмет и пределы.

  40. Право и иные социальные нормы.

  41. Механизм правового регулирования: понятие, стадии, элементы.

  42. Норма права: понятие, признаки.

  43. Структура юридической нормы.

  44. Виды юридических норм.

  45. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта.

  46. Теоретические подходы к понятиям «форма права» и «источник права».

  47. Виды форм (источников) права.

  48. Нормативно-правовой акт как источник права, его особенности.

  49. Закон как нормативно-правовой акт: признаки, место и роль в системе нормативно-правовых актов.

  50. Система нормативно-правовых актов в России.

  51. Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

  52. Процесс правообразования и правотворчество.

  53. Правотворческий процесс и его основные стадии.

  54. Принципы правотворчества.

  55. Виды правотворчества.

  56. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, необходимость.

  57. Инкорпорация и консолидация как разновидности систематизации.

  58. Кодификация – особая форма систематизации нормативно-правовых актов.

  59. Юридическая техника.

  60. Система права: понятие, элементы.

  61. Основания деления системы права на отрасли.

  62. Общая характеристика отраслей российского права.

  63. Соотношение системы права и системы законодательства.

  64. Понятие и признаки правоотношения. Состав правоотношения.

  65. Понятие и виды субъектов правоотношений.

  66. Правоспособность и дееспособность субъектов правоотношений..

  67. Содержание правоотношений.

  68. Объекты правоотношений.

  69. Виды правоотношений.

  70. Предпосылки возникновения правоотношений. Юридические факты, их классификация.

  71. Реализация права: понятие, формы.

  72. Применение права как особая форма его реализации.

  73. Стадии применения права.

  74. Акты применения права: понятие, структура, виды.

  75. Пробелы в праве и пути их преодоления.

  76. Юридические коллизии в праве и способы их преодоления.

  77. Толкование права: понятие и необходимость. Способы толкования права.

  78. Виды толкования права по субъектам и по объёму.

  79. Правомерное поведение: понятие, признаки.

  80. Виды правомерного поведения.

  81. Основные пути и методы формирования правомерного поведения.

  82. Правонарушение: понятие и признаки.

  83. Объект и объективная сторона состава правонарушения.

  84. Субъект и субъективная сторона состава правонарушения.

  85. Виды правонарушений.

  86. Причины и условия совершения правонарушений.

  87. Юридическая ответственность: понятие и признаки.

  88. Функции, цели и принципы юридической ответственности.

  89. Виды юридической ответственности.

  90. Юридическая ответственность и иные меры государственного принуждения.

  91. Освобождение от юридической ответственности и исключение юридической ответственности по российскому законодательству.

  92. Законность: понятие, содержание и принципы.

  93. Понятие правопорядка. Соотношение правопорядка и общественного порядка.

  94. Правовая система общества: понятие, основные структурные элементы.

  95. Общая характеристика романо-германской правовой семьи.

  96. Общая характеристика англосаксонской правовой семьи.

  97. Общая характеристика религиозно-правовых систем. Мусульманская правовая система.

  98. Система обычного права.

  99. Особенности российской правовой системы.

  100. Правовое сознание: понятие, структура и виды.

  101. Взаимосвязь права и правосознания.

  102. Правовое воспитание: понятие, содержание, цели.

  103. Правовая культура общества: понятие, структура.

  104. Правовой нигилизм, его социальная и юридическая природа.

  105. Особенности правовой культуры российского общества на современном этапе.

  106. Правовое государство: история понятие, признаки.

  107. Гражданское общество: понятие, признаки, структура..

  108. Условия, этапы и особенности формирования правового государства в России.

  109. Правовой статус личности.

  110. Права человека и гражданина.

Источник: https://refdb.ru/look/1286418.html

Особенности современной науки

«В настоящее время мы все осознаем, — писал немецкий философ К.Ясперс, — что находимся на переломном рубеже истории. Это — век техники со всеми ее последствиями, которые, по-видимому, не оставят ничего из всего того, что на протяжении тысячелетий человек обрел в области труда, жизни, мышления, в области символики».

Наука и техника в XX столетии стали подлинными локомотивами истории. Они придали ей беспрецедентный динамизм, предоставили во власть человека огромную силу, которая позволила резко увеличить масштабы преобразовательной деятельности людей.

Радикально изменив естественную среду своего обитания, освоив всю поверхность Земли, всю биосферу, человек создал «вторую природу» — искусственную, которая для его жизни не менее значима, чем первая.

Сегодня благодаря огромным масштабам хозяйственной и культурной деятельности людей интенсивно осуществляются интеграционные процессы.

Взаимодействие различных стран и народов стало настолько значительным, что человечество в наше время представляет собой целостную систему, развитие которой реализует единый исторический процесс.

Что же представляет собой наука, которая привела к столь значительным изменениям во всей нашей жизни, во всем облике современной цивилизации? Она сама оказывается сегодня удивительным феноменом, радикально отличающимся от того ее образа, который вырисовывался еще в прошлом веке. Современную науку называют «большой наукой».

Каковы же основные характеристики «большой науки»? Резко возросшее количество ученых

Численность ученых в мире, человек

На рубеже XVIII—XIX вв. около 1 тыс.
В середине прошлого века 10 тыс.
В 1900 г. 100 тыс.
Конец XX столетия свыше 5 млн.

Наиболее быстрыми темпами количество людей, занимающихся наукой, увеличивалось после второй мировой войны.

Удвоение числа ученых (50—70 гг.)

Европа за 15 лет
США за 10 лет
СССР за 7 лет

Такие высокие темпы привели к тому, что около 90% всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками.

Рост научной информации

В XX столетии мировая научная информация удваивалась за 10—15 лет. Так, если в 1900 г. было около 10 тысяч научных журналов, то в настоящее время их уже несколько сотен тысяч. Свыше 90% всех важнейших научно-технических достижений приходится на XX в.

Такой колоссальный рост научной информации создает особые трудности для выхода на передний край развития науки.

Ученый сегодня должен прилагать огромные усилия для того, чтобы быть в курсе тех достижений, которые осуществляются даже в узкой области его специализации.

А ведь он должен еще получать знания из смежных областей науки, информацию о развитии науки в целом, культуры, политики, столь необходимые ему для полноценной жизни и работы и как ученому, и как просто человеку.

Изменение мира науки

Наука сегодня охватывает огромную область знаний. Она включает около 15 тысяч дисциплин, которые все теснее взаимодействуют друг с другом. Современная наука дает нам целостную картину возникновения и развития Метагалактики, появления жизни на Земле и основных стадий ее развития, возникновения и развития человека.

Она постигает законы функционирования его психики, проникает в тайны бессознательного, которое играет большую роль в поведении людей.

Наука сегодня изучает все, даже саму себя — то как она возникла, развивалась, как взаимодействовала с другими формами культуры, какое влияние оказывала на материальную и духовную жизнь общества.

Вместе с тем, ученые сегодня вовсе не считают, что они постигли все тайны мироздания.

В этом отношении представляется интересным следующее высказывание видного современного французского историка М.

Блока о состоянии исторической науки: «Эта наука, переживающая детство, как все науки, чьим предметом является человеческий дух, это запоздалый гость в области рационального познания.

Или, лучше сказать: состарившееся, прозябавшее в эмбриональной форме повествование, долго перегруженное вымыслами, еще дольше прикованное к событиям, наиболее непосредственно доступным, как серьезное аналитическое явление, история еще совсем молода».

В сознании современных ученых имеется ясное представление об огромных возможностях дальнейшего развития науки, радикального изменения на основе ее достижений наших представлений о мире и его преобразовании.

Особые надежды здесь возлагаются на науки о живом, человеке, обществе.

По мнению многих ученых, достижения именно в этих науках и широкое использование их в реальной практической жизни будут во многом определять особенности XXI века.

Превращение научной деятельности в особую профессию

Наука еще совсем недавно была свободной деятельностью отдельных ученых, которая мало интересовала бизнесменов и совсем не привлекала внимания политиков. Она не была профессией и никак специально не финансировалась. Вплоть до конца XIX в.

у подавляющего большинства ученых научная деятельность не была главным источником их материального обеспечения.

Как правило, научные исследования проводились в то время в университетах, и ученые обеспечивали свою жизнь за счет оплаты их преподавательской работы.

Одна из первых научных лабораторий была создана немецким химиком Ю. Либихом в 1825 г. Она приносила ему значительные доходы. Однако это не было характерным для XIX в.

Читайте также:  Верховный суд решил, как делить квартиру супругов-банкротов

Так, еще в конце прошлого столетия, известный французский микробиолог и химик Л.

Пастер на вопрос Наполеона III, почему он не извлекает прибыли из своих открытий, ответил, что ученые Франции полагают унизительным зарабатывать деньги таким образом.

Сегодня ученый — это особая профессия. Миллионы ученых работают в наше время в специальных исследовательских институтах, лабораториях, различного рода комиссиях, советах. В XX в. появилось понятие «научный работник». Нормой стало выполнение функций консультанта или советника, их участие в выработке и принятии решений по самым разнообразным вопросам жизни общества.



Источник: http://biofile.ru/his/2038.html

Материалы

Глава 3. Теория государства и права как наука

3.1.Развитие науки о государстве и праве

Наука под названием «Теория государства и права» в своей истории не всегда называлась так, как она называется в сегодняшних образовательных стандартах. Нельзя здесь не сказать и о том, что эта наука появилась в нашей стране как марксистско-ленинское учение о государстве и праве. В советское время во всех учебниках по теории государства и права однозначно утверждалось, что К.Маркс, Ф.

Энгельс, В.И. Ленин являются основоположниками научной теории о государстве и праве.[1] Название «Марксистско-ленинская теория государства и права» эта наука подтвердила по результатам известного «Совещания по вопросам науки советского государства и права», состоявшего 16-19 июля 1938 года.[2] Соответственно духу этого Совещания стали выходить первые учебники по теории государства и права.

[3]

Несмотря на то, что наука под названием «Теория государства и права» сформировалась только в советское время, само по себе правоведение и его отрасли, в том числе и под названием «философия права», «общая теория права», «социология права», «энциклопедия права» и т. д. в России известны давно. Да и не только в России.

Однако, вряд ли мы разберемся в истоках науки о государстве и праве, если не проведем принципиальную границу между наукой о государстве и праве, сложившейся в нашей стране и в зарубежном мире.

Эта граница проходит между марксистско-ленинском представлением о государстве и праве, которое сложилось у нас, и цивилизационным подходом к природе государства и права.

Понятие «Теория государства и права» в нашей стране берет свое начало с того периода, когда право рассматривалось как «государственное выражение воли господствующего класса».[4]С тех пор у нас принято подчеркивать и органическое единство государства и права.

Но сводить право только к государственному выражению вряд ли будет правильным. Сегодня государствоведение и правоведение все больше и больше рассматриваются как самостоятельные ценности.

Более того, отдельные авторы уже небезуспешно доказывают наличие самостоятельной науки под названием «Государствоведение».[5]

В условиях, когда представление о праве как веление государства, как его приказ очень существенно переосмысливается нам и в России необходимо вписаться в общечеловеческое представление о науке, изучающей государственно-правовые явления. Однако и на вопрос о том, когда же именно появилась наука, изучающая государственно-правовые явления, ответить также не так просто.

По одним источникам наука, изучающая государство и право, появилась еще в античное время. Так, проф. В.М. Сырых считает, что «первые системные знания о государстве и праве были изложены в работах величайших мыслителей Древней Греции-Платона(427-347г.г. до н.э.) и Аристотеля(384-322г. г. до н.э.).

Наиболее интенсивно юридическая наука начинает развиваться в XVII веке, в эпоху разложения феодализма и начала буржуазных политических революций, в связи с потребностью буржуазии разработать принципы нового буржуазного государства и права и обосновать правомерность борьбы с феодальными порядками и феодальным государством и правом»[6].

Такое удревнение истории науки о государстве и праве допускают и другие авторы.[7]

Вникая в суть таких утверждений, хотелось бы сказать следующее.

Во-первых, относя труды античных авторов к числу научных, авторы затем не очень-то утруждают себя вопросом о том, как же все-таки развивалась эта наука после античного периода до начала Нового времени? Ведь получается очень большая, размером около тысячи лет, пустота отсутствия каких либо сведений о состоянии науки о государстве и праве. Такой большой разрыв невольно заставляет поставить вопрос: а была ли вообще наука о государстве и праве до новой эры?

Во-вторых, наука однозначно относится к светской сфере деятельности людей. Между тем государство и право в период до Нового времени, в основном, рассматривались как божественные творения.

Тот же Платон, прежде всего, был представителем божественного происхождения власти и правил, обеспечивающих ее функционирование.

Что касается средневековья, то там буквально царствовали представления о божественном происхождении и теократическом объяснении всего, что тогда было на свете.

В-третьих, и это самое главное. Любая наука, научная дисциплина имеет объект и предмет своего интереса, своего исследования. Что касается объекта науки о государстве и праве, то вполне можно согласиться с его наличием всегда и везде, где есть государство и право. Однако как же быть с предметом науки о государстве и праве в античное время и в средневековье?

« Предметом юридической науки,- пишет академик В.С.Нерсесянц,- являются понятие права, понятие государства, поскольку сущностные свойства объекта в соответствии с требованиями научного (теоретического) познания можно адекватно выразить лишь в такой высшей познавательной форме, как понятие.

Это означает, что надлежащее (логически последовательное, согласованное и непротиворечивое, системно полное) раскрытие теоретического содержания понятия права и понятия государства, а вместе с тем и адекватное научное их обоснование представлены в юридической науке в целом и составляют ее предмет».

[8]

Или тот же проф. В.М. Сырых, который определяет начало появления науки о государстве и праве во времена Платона, дает следующее определение понятия правовой науки: «Правовая наука- это система полных всесторонних знаний о государстве и праве, в основе, которой лежит совокупность понятий, категорий и законов, отражающих закономерности возникновения и развития данных явлений»[9]

Глубоко осмысливая эти понятия предмета науки о государстве и праве приходиться засомневаться относительно того, что истоки правовой науки уходят в античные времена. Ведь античное время — это время зарождения государственно-правовых явлений, их становления. Обобщать, сравнивать почти, что ничего не было.

Даже такие выдающиеся мыслители- одиночки как Платон и Аристотель, с учетом общего мировоззрения тогдашних людей, вряд ли смогли вникнуть в сущностные свойства государства и права светского толка.

Их добрые знания о наблюдаемых объектах (государстве и законов), мудрые даже рассуждения о внешних проявлениях законов еще явно не могут быть признаны научными.

Достаточно прочитать труды Е.Н. Трубецкого, под названием «История философии права (древняя)»[10], чтобы убедиться о явной еще не научности государственно-правовых трудов Сократа, Платона, Аристотеля. Рассуждения этих философов о государстве, о законах слишком субъективны, утопичны и теократичны. Там нет ничего похожего на науку, как по предметным, так и по методологическим параметрам.

Нельзя не сказать и том, что Платон и Аристотель были античными философами, и они, возможно, рассматривали окружающий мир с точки зрения предмета философии, а точнее религиозной философии.

Даже такой известный и более современный, по сравнению с Платоном и Аристотелем, философ как Гегель, по справедливому мнению проф. С.С.

Алексеева, в своей знаменитой работе «Философия права» изучал предмет философии, а не права[11].

По мнению Г. Еллинека, античные философы «не различали строго учений о государстве и о праве» потому, что в то время «все вообще человеческое общежитие имело государственный характер»[12]

Поэтому мы полностью соглашаемся с теми представителями науки «Теория государства и права», которые, не опуская так низко планки научности вопросов государства и права, считают, что наука теории государства и теории права, как специфическая сфера человеческой деятельности, могла получить развитие с периода Нового времени. Об этом же пишет и известный специалист по теории государства и права проф. М.Н.Марченко[13].

Действительно, до появления науки теории государства и теории права происходило накопление государствоведческих и юридических знаний, обобщения их в рамках отдельных отраслей права. По мнению С.С.

Алексеева, «с развитием правовых знаний со временем потребовалось возведение обобщений (понятий) о праве на более высокую ступень- формирование общей теории права, которая свела бы воедино общезначимые, повторяющиеся в отраслевых науках положения о законе, праве, правоотношениях, юридических фактах и т. д.

Появление такого направления в юридической науке связано с именами Бентама и, в особенности, Д. Остина, с его книгой «Чтения по юриспруденции»(1832)[14].

Сюда еще нужно добавить и то, что даже в Новое время речь, в основном, шла о появлении науки о государстве и отдельно науки о праве. Лишь в тридцатые годы ХХ века, да и то только в нашей стране, теория о государстве и праве стала рассматриваться как одна единая правовая наука.

Интересным в этом отношении являются исследования латвийского ученого А.А.Плотниекс, который пришел к выводу о том, что: «Вплоть до начала 30-х гг. марксистско-ленинская общая теория права и общая теория государства развивались как две самостоятельные области науки[15].

Переход к единой теории государства и права, в нашей стране, произошел в соответствии с подготовкой и проведением, упомянутого уже, первого общесоюзного Совещания по проблемам юридической науки в 1938 году[16]. После этого Совещания стали выходить и учебники под названием «Теория государства и права».

В частности, первый такой учебник вышел в 1940 году[17]

Читайте также:  Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе: меры для предотвращения и возможности его урегулирования

С учетом сказанного, нам сегодня необходимо вплотную заняться существенной модернизацией нашей теоретической правовой науки, соответственно цивилизационному подходу, и вписаться в параметры науки о государстве и праве, сложившейся в большинстве продвинутых странах.

[1] См., например: Теория государства и права. Учебник// Ответ. ред. А.И.Королев, Л.С. Явич. Ленинград. 1987. С.12.

[2] Подроб., см.: Нерсесянц В.С..Философия права, Учебник для вузов. М.,2004. С.283-311.

[3] См., например: Голунский С.А., Строгович М.С. Теория государства и права. М., 1940; Денисов А.И. Теория государства и права. М., 1948 и др.

[4] См.: Керимов Д.А. Философские проблемы права. М., 1972. С.135 и далее.

[5] См.,например: Чиркин В.Е. Государствоведение. Учебник.-2-е издание. М.,2000.

[6] Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник. М., 2004, С. 640-641.

[7] См., например: Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. Учебник. СПб, 2003, С. 12-17.

[8] Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов. Под общ. ред. В.С.Нерсесянца. М., 1999. с.4.

[9] Сырых В.М. Теория государства и права. М., 2004, С.640.

[10] Трубецкой Е.Н. Труды по философии права. Санкт- Петербург, 2001,С.40-157.

[11] См.: Алексеев С.С. Право: азбука — теория-философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999, С. 395- 396.

[12] Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908, С.5.

[13] См.: Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. Под ред. М.Н.Марченко. М.,1999. С.11.

[14] Там же, С. 156.

[15] Плотниекс А.А. Становление и развитие марксистско-ленинской общей теории права в СССР. 1917-1936гг. Рига. «ЗИНАТНЕ», 1978, С,16.

[16] Подр. см.: Нерсесянц В.С. Философия права, С.283 и далее.

[17] См.: Голунский С.А., Строгович М.С. Теория государства и права. М.,1940.

Источник: http://www.pravgos.ru/knigi/teoriya-gosudarstva-i-prava-uchebnik-dlya-vuzov/glava-3.-teoriya-gosudarstva-i-prava-kak-nauka.-3.1.razvitie-nauki-o-gosudarstve-i-prave

Современная западноевропейская юридическая наука

Современная западноевропейская правовая наука по-прежнему находится в состоянии прогрессивного развития, совершенст­вования, чему во многом способствуют постоянно возрастающие потребности общества и государства в обеспечении устойчивого правопорядка и создании надежных гарантий реализации и защи­ты права и свобод личности.

Эти потребности обусловливаются, во-первых, стремлением граждан реализовать в полной мере свои правомочия, предусмотренные Всеобщей декларацией прав и сво­бод человека, принятыми в ее развитие Пактами о правах челове­ка, другими международно-правовыми актами, конституцией страны, во-вторых, международным сотрудничеством государств, физических и юридических лиц в условиях глобализации, в-треть­их, повышением роли международного права в регулировании внутринациональных отношений. Кроме того, в современных ус­ловиях государства вынуждены вести наступательную борьбу с преступностью, коррупционностью государственного аппарата и терроризмом экстремистских организаций.

https://www.youtube.com/watch?v=09loQOU6VOU

Поиски путей и способов решения названных фундаменталь­ных вопросов политико-правовой практики составляют осново­

полагающее направление научных исследований западноевропей­ской правовой науки.

В числе ведущих направлений развития со­временной правовой науки можно выделить: 1) исследования, ориентированные на углубление теоретических знаний о природе и сущности права, его роли в современном мире; 2) использование новых современных методов научного познания в изучении пред­мета правовой науки, восполнении ее пробелов; 3) разработку и внедрение действенных гарантий прав и свобод личности как выс­шей социальной ценности; 4) поиски и формирование методоло­гии комплексного изучения механизма правового регулирования;

Западноевропейскими правоведами предприняты оригиналь­ные попытки раскрыть новые стороны, грани права с позиций та­ких современных философских подходов, как феноменология, герменевтика, философская антропология и синергетика, и лик­видировать ту неприятную ситуацию, на которую обратил внима­ние 200 лет назад И.

Кант, упрекнувший юристов в незнании сущ­ности права. Парадокс не разрешен по настоящее время: имеется развитая правовая наука, тогда как содержание ее основной фун­даментальной категории «право» остается во многом дискуссион­ной и неясной.

Поэтому стремление западноевропейских право­ведов преодолеть односторонность и механицизм прежних право­вых доктрин, основанных на представлениях о рациональности права и правовой теории, заслуживает самого пристального вни­мания.

Однако, как показывают результаты их исследований, обе­щания дать оригинальный вариант видения социального бытия права все еще остаются по преимуществу на уровне намерений.

Очевидный и бесспорный прогресс в совершенствовании мето­дологии правовых исследований был достигнут за счет освоения и творческого применения западноевропейскими правоведами соци­альных правовых методов, метода сравнительного правоведения, а также использования современной вычислительной техники.

В современных условиях положено начало революции в право­вой науке и юридической практике, обусловленной применением правоведами новой вычислительной техники и информационных технологий.

В настоящее время трудно предсказать все позитив­ные результаты, к которым приведет это направление развития, совершенствования науки, однако можно с уверенностью гово­рить о новом решительном прорыве в научной и практической деятельности юристов, позволяющем выполнять ряд сложных процедур намного быстрее и плодотворнее, нежели раньше, когда они проводились вручную. Благодаря применению информацион­ных технологий значительно облегчился доступ всего населения страны к текстам законов, иных нормативных правовых актов, су­щественно ускорился их поиск, менее трудозатратной стала про­цедура поддержания нормативных правовых актов в контрольном состоянии. Применение современной вычислительной техники значительно облегчило проведение ряда сложных технических процедур в законотворческом процессе и на стадии правоприме­нения. В частности, документооборот в судах и иных государст­венных органах ведется в режиме электронного делопроизводства, проводятся эксперименты по автоматизации процессов юридиче­ской квалификации, созданию электронного правительства и др. Благодаря современной вычислительной технике социально-пра­вовые исследования становятся менее дорогостоящим мероприя­тием, доступным для небольших творческих коллективов и даже отдельных исследователей.

Совершенствование методологии научного познания спрово­цировало дальнейшее расширение объекта и предмета правовой науки, появление новых научных отраслей. Углубленное изучение политико-правовых процессов в их непосредственном бытии, ре­альной жизни, в том числе с применением методов социальных правовых исследований, привело к выделению из общей теории

права проблематики, связанной с деятельностью государства, и обособлению ее в самостоятельную науку — политологию, ориен­тированную на изучение политических систем, соотношения госу­дарственной власти и общественных властных институтов, поли­тического поведения граждан и иных лиц.

Значительные измене­ния произошли и в составе отраслевых юридических наук в связи с появлением таких новых отраслей науки, как наука информацион­ного права, юридическая техника, криминалистика, экология, наука муниципального права, наука корпоративного права.

В на­стоящее время активно обсуждается вопрос о создании науки об­разовательного права, медицинского права и др.

В современных условиях существенно меняются акценты в правовой политике государства. С юридической арены оконча­тельно уходит либеральное представление о государстве как «ноч­ном стороже».

Как международными, так и национальными акта­ми на государство возлагается обязанность не только защищать права и свободы граждан, но и создавать необходимые материаль­ные и иные условия для их реализации. Соответственно, правовое государство должно быть не только правовым и демократическим, но и социальным.

С учетом решительного поворота государства и права в сторону реального обеспечения прав и свобод личности пересматриваются существующие механизмы правового регули­рования, сокращается сфера правового регулирования, гражданам предоставляется право саморегулирования личных отношений, не имеющих существенного значения для общества и государства. С учетом этой ведущей тенденции развития современного права вносятся необходимые коррективы в методы правового регулиро­вания и предмет отдельных отраслей права.

В связи с повышением роли права в жизни общества, в обеспе­чении прав и свобод личности и укреплении стабильного право­порядка юридическое образование ведется во всех странах Запад­ной Европы. Согласно всемирному докладу по образованию, из­данному ЮНЕСКО, в 1995 г.

в странах Западной Европы число обучающихся юриспруденции и экономике, иным социальным наукам составляло от 20 до 40% всех студентов вузов. Обучение ве­дется на юридических факультетах университетов, а также в спе­циализированных юридических учебных заведениях.

Диплом юриста дает право занимать юридические должности в суде, про­куратуре, адвокатуре, иных органах государства, однако для заня­тия конкретных должностей в ряде стран требуется дополнитель­ная подготовка и сдача квалификационных экзаменов.

Например, во Франции кандидаты на судейскую должность или ведение ад­вокатской деятельности сдают специальные экзамены и получают квалификационный сертификат, тогда как в скандинавских стра­нах диплом о юридическом образовании позволяет их обладате­лям занимать любые юридические должности.

В Нидерландах для занятия должности судьи, государственного обвинителя или веде­ния адвокатской деятельности выпускник юридического вуза обя­зан сдать выпускные экзамены по таким учебным дисциплинам, как нидерландское частное право, нидерландское конституцион­ное право, нидерландское административное право, нидерланд­ское уголовное право, европейское право, сравнительное право, право наций, право интернациональных организаций, междуна­родное частное право.

Понятно, что современный уровень развития правовой науки является не более чем теоретической основой современной поли­тико-правовой практики и плацдармом для ее дальнейшего разви­тия.

Процесс прогрессивного развития общества и государства, ориентированный на совершенствование правовых гарантий реа­лизации и защиты прав и свобод граждан, дальнейшее совершен­ствование демократии за счет передачи ряда функций государства органам общественного самоуправления, повышение эффектив­ного производства материальных благ, охрану окружающей при­родной среды, неизбежно потребует дальнейшего развития право­вой науки.

Чтобы дать научно обоснованные ответы на вызовы современ­ности, ученые-правоведы вынуждены вести интенсивные право­вые исследования, подняться на новый, более высокий уровень теоретического познания предмета правовой науки и выработать конкретные предложения о путях решения актуальных проблем политико-правовой практики. Но углубление теоретических ис­следований государства и права потребует совершенствования ме­тода правовых исследований. Как показывает опыт, этот компо­нент правовой науки в настоящее время сильно отстает от запро­сов и потребностей юридической практики.

По нашему мнению, выходом из сложившегося методологиче­ского кризиса является возврат к диалектике, разработанной Г. Ге­гелем, и развитие материалистического понимания права, основы которого были заложены К. Марксом.

Читайте также:  Как проверить недвижимость перед покупкой

Передовая методология на­учного познания отнюдь не сводится к современным высказывани­ям философов и правоведов о путях познания предмета правовой науки, а характеризуется применением тех методов познания, ко­торые способны привести к достоверным теоретическим знаниям.

Источник: http://zinref.ru/000_uchebniki/05500urisprudencia/000_istoria_i_metodologia_uridicheskoi_nauki_sirih_2012/039.htm

Предмет общей теории государства и права, ее особенности, функции и место в системе юридических наук

Теория государства и права– это система объективных знаний об общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений, выявление их сущности и социального назначения.

Следовательно, предметом общей теории государства и права являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

Она изучает не какие-либо отдельные общественные законы, относящиеся к отдельным сторонам государства и права, а изучает всю систему этих законов, взятых в комплексе и самом общем, абстрактном виде.

Теория государства и права исследует эти явления в целом и тем самым носит фундаментальный (общетеоретический) характер.

Именно высокая степень обобщения позволяет ей глубоко проникнуть в сущность права и государства и дать ответ на многие актуальные вопросы, выявить общие закономерности.

Изучая общие для данной области знания вопросы, она разрабатывает и формулирует основные теоретические понятия и категории юриспруденции, которыми руководствуются и пользуются все без исключения науки о государстве и праве, ими оперирует правотворческая и правоприменительная практика.

Современная наука государства и права в силу постоянного развития своего предмета дифференцировалась на теорию государства и теорию права.

Данное деление позволяет более углубленно исследовать природу государства и права во всем их многообразии. Кроме того, нужно учитывать существование и иного варианта дифференциации науки о государстве и праве.

Можно выделить несколько обособленных направлений исследования:

Во-первых, это — философия права, представляющая собой особую юридическую науку, изучающую смысл права, его сущность и понятие, его основания и место в мире, его ценность и значимость в жизни человека.

Во-вторых, это — социология права, предметом которой являются общественные отношения в сфере создания и функционирования правовой системы, ее институтов и норм. Социология права изучает социальную обусловленность и социальную эффективность права, а также анализирует взаимосвязь между правовыми нормами, правовыми отношениями и фактическими отношениями людей.

В-третьих — это специально-юридическая теория, изучающая наиболее устойчивые понятия и категории юриспруденции (норма права, правоотношение, правоприменение). Необходимо однако учитывать взаимодействие всех трех вышеуказанных направлений современной юридической науки.

Следует различать теорию государства и права как науку и учебную дисциплину. Во-первых, теория государства и права — учебная дисциплина полностью базируется на науке теории государства и права.

Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательнее и полнее соответствующая учебная дисциплина. Во-вторых, различны их цели, задачи и субъекты.

Так, цель учебной дисциплины — доведение до студентов при помощи методических приемов и учебного процесса уже изученных наукой и апробированных практикой знаний, а цель науки — накопление новых знаний с использованием всего методологического потенциала.

В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система теории государства и права как науки обусловлена реальными возможностями изучения государственно-правовых явлений и процессов.

Теория государства и права содержит множество обобщений, абстрактных научных категорий и понятий. Не изучив их, невозможно говорить о формировании высококвалифицированного юриста.

Концепция высшего юридического образования предполагает подготовку широко образованных специалистов, и теория государства и права является базовой дисциплиной.

Изучение отраслевых дисциплин невозможно без привлечения к этому процессу понятий, выработанных теорией государства и права.

Теория государства и права выполняет определенные функции, которые характеризуют ее теоретическое и практическое значение:

q Познавательная выражается в познании и объяснении явлений и процессов государственной и правовой жизни общества.

q Интерпретационная (объяснительная) заключается в объяснении всех элементов предмета теории государства и права.

q Методологическая проявляется в разработке коренных теоретических положений, которые направляют решение социальных вопросов в отраслевых юридических науках.

q Прогностическая. Теория государства и права не только устанавливает реальность новых закономерностей, но и конструирует новые гипотезы дальнейшего развития государства и права.

q Технико-юридические функции. De lege ferenda – разработка законодательных предложений. De lege lata – предложения по претворению норм права в жизнь (комментарии к законодательству).

Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 785;

Источник: https://poznayka.org/s53271t1.html

Правоведение в системе современной науки. Его особенности и состав

Правоведение — это целый комплекс юридических наук.

Юридическая наука (правоведение) является одной из отраслей, входящих в систему гуманитарных (общественных) наук, то есть к наук, изучающих общество, его субъектов, структуру и много­образные связи.

Особенности (отличительные черты, признаки) правоведения:

1. Юридические науки (правоведение) различаются от других общественных наук объектом познания. Объект правоведения — это государство и право во всех их прояв­лениях как разновидность социальной практики.

Государство и право в той или иной мере изучаются и другими об­щественными науками, но в иных науках государство о право изучается лишь в той мере, в которой они связаны с иными явлениями: экономикой, социальными отношениями, политикой и др.

2. К особенностям правоведения можно также отнести и то, что государство и право исследуются в их властно-норматив­ных проявлениях. Юридические науки изучают и другие соци­альные явления, такие как экономика, политика, культура, рели­гия и т.д., но только в той части, в которой они соприкасаются с государством и правом.

Состав правоведения

Правоведение — это целый комплекс юридических наук, которые по особенностям их предмета можно разделить на не­сколько блоков.

1. Теоретические и исторические юридические науки (тео­рия государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений и др.). От других юридичес­ких наук они отличаются тем, что изучают свойства государственно-правовых явлений в целом.

Они дают знания о развитии и чертах государства и права вообще, безотносительно к конкретным государствам или праву, действующему на отдельной территории. Фундаментальные науки содержат обобщенные знания о государстве и праве.

На основе этих знаний разрабатывается понятийный аппарат и система отраслевых и прочих юридических наук. Например, существуют уголовная ответственность, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная и др.

Все эти виды ответственности имеют свои особенности, однако при этом они имеют общие черты — то, что образует общее понятие юридической ответственности.

Вот такие общие понятия и изучаются фундаментальными науками

2. Отраслевые юридические науки (науки государственное (конституционное) право, гражданское право, административ­ное право, уголовное право и т. п.). Они изучают отдельные об­ласти, сферы государственно-правовой жизни.

Они представляют собой основной и самый крупный блок в системе юридических наук. Эти науки изучают отдельные отрасли права.

Они призваны выявить специфику той или иной отрасли, ее особенности, характерные черты, отличия от других отраслей права.

3. Науки, изучающие систему, полномочия, принципы де­ятельности государственных органов (судоустройство, проку­рорский надзор и др.).

4. Науки, изучающие международное право (науки между­народное публичное право, международное частное право и др-).

Если остальные отраслевые науки исследуют отдельные отрасли внутригосударственного (национального) права, то международное право занимает особое место, поскольку, регулируя отношения не внутри государства, а между государствами и другими участниками международного общения, оно имеет свои специфические закономерности регулирования.

5. Прикладные юридические науки (криминалистика, кри­минология, судебная статистика, судебная психиатрия и др.). Это весьма специфические юридические науки. Они наполне­ны, в основном, специальными неюридическими знаниями, ко­торые используются для решения юридических вопросов.

Они не изучают какие-либо отрасли права, не связаны непосредственно с исследованием определенных правовых норм. Однако они изучают явления, связанные с правом, используя при этом знания не только из области правоведения, но и из области других наук (медицины, химии, статистики и др.). Эти науки стоят на стыке юридических и неюридических наук.

6. Некоторые авторы выделяют в этом блоке отдельно межотраслевые науки. Под межотраслевой наукой понимается наука, стоящая как бы на стыке юридических наук.

Этот вопрос недостаточно разработан в юридической науке, требует специального исследования, поэтому представляется излишним включать его в обязательный учебный курс. В общих чертах, межотраслевые науки возникают на основе т. н. комплексных отраслей законодательства.

Например, таможенное право включает в себя нормы из разных отраслей законодательства (таможенного, административного, налогового, законодательства об охране культурных и исторических ценностей и др.

), поэтому наука таможенного права (как система знаний о данных нормах) может рассматриваться как межотраслевая, т. к. аккумулирует знания разных дисциплин.

7.

Ряд теоретиков выделяют в качестве самостоятельной части юридической науки также сравнительное правоведение (компаративистику), назначение которого состоит в сравнении между собой правовых систем разных государств, их институтов и отдельных норм для определения общих закономерностей и особенностей развития права в различных регионах, частях нашей планеты, использования опыта правотворчества и применения юридических норм других государств.

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/27498.html

Ссылка на основную публикацию