Признание банкротом по заявлению уполномоченного органа

Подача заявления на банкротство налоговым органом на основании требований по обязательным платежам

Высший Арбитражный Суд РФ своим постановлением от 22 июня 2006 г. № 25 дал разъяснения относительно вопросов, связанных с возбуждением дела о банкротстве посредством заявления уполномоченного органа, основанному на требованиях по обязательным платежам.

Заявление специального органа для признания должника банкротом подлежит подобным требованиям, что и для заявления кредитора на основании п. 1 ст. 41 Федерального закона «О несостоятельности «банкротстве» №127.

Таким образом, заявление должно содержать доказательства причин возникновения задолженности и приложены документы, подтверждающие обязательства должника с размером задолженности по ним. Указанные требования необходимы быть подтверждены налоговым (таможенным) органом в виде его решения о взыскании данной недоимки по имеющимся обязательствам, которое должно быть приложено к заявлению.

Но в случае заявления обоснованных возражений со стороны должника, уполномоченный орган должен представить доказательства относительно оснований, момента возникновения и размера задолженности, т.к. вынесенное решение о взыскании недоимки за счет должника, а также тот факт, что оно не было оспорено не являются исчерпывающими доказательствами обоснованности данных требований.

Каким образом происходит уведомление должника о начале процедуры принудительного взыскания задолженности за счет его имущества?

Данная обязанность возложена на судебного пристава-исполнителя, который после получения решения о принудительном взыскании задолженности от налогового органа, отправляет уведомление о данном решении должнику.

Также согласно п.3 ст. 40 и п. 1 ст. 41 ФЗ «О банкротстве» заявление уполномоченного органа обязано быть сопровождено доказательством отправки копии решения налогового (таможенного) органа о взыскании задолженности за счет имущества должника самому должнику, что позволяет предварительно проинформировать должника о подаче данного заявления.

Во-первых, согласно п.2 ст. 3 Закона о банкротстве одним из признаков банкротства является неисполнение денежных обязательств более трех месяцев. Данный критерий является также условием и для возбуждения судебного производства по делу о банкротстве.

Во-вторых, сумма недоимки по обязательным платежам, относительно которой принято решение о возмещении за счет имущества должника, должна представлять собой сумму, не меньшую ста тысяч руб. в соответствии с п.2 ст. 6 Закона о несостоятельности (банкротстве).

В условиях, когда после принятия арбитражным судом заявления от уполномоченного лица должник частично исполнил свои обязательства, в следствии чего денежная сумма стала меньше указанной в законе, судом выносится определение об отказе в вводе наблюдения, и тогда заявление остается без рассмотрения, либо же о прекращении производства по делу. То же касается заявления по задолженности по авансовому платежу по налогу, когда на момент рассмотрения дела в суде данная сумма не соответствует п. 2 ст. 6 №127-ФЗ.

Каковы требования относительно сведений о задолженности по обязательным платежам, прилагаемым вместе с заявлением уполномоченного органа?

Сумма требований, указанная в заявлении, не должна превышать ту сумму, на которую имеются сведения в виде решения налогового (таможенного) органа о взыскании задолженности по имеющимся требованиям за счет имеющегося имущества у должника. В противном случае суд возвращает данное заявление в следствии неподтверждения заявленных требований на основании ст.41 и ст. 44 Закона о банкротстве.

Сведения о задолженности, не подкрепленные данным решением о взыскании задолженности за счет имущества должника будут иметь лишь справочный характер.

Согласно п. 2 ст. 7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» право на подачу такого заявления возникает по истечении тридцати дней после принятия решения о взыскании недоимки по обязательным платежам налоговым (таможенным) органом.

Но в силу принятия постановления Правительства РФ от 29.05.

2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах банкротства» судам при определении сроков подачи заявления уполномоченным органом следует руководствоваться пунктами 2 и 7 настоявшего постановления, в соответствии с которыми срок для подачи заявления уполномоченным органом наступает не ранее чем через тридцать дней и не позднее девяноста дней с даты направления постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника судебному приставу-исполнителю.

При каких условиях заявление уполномоченного лица о признании должника банкротом остается без движения?

Если на стадии принятия такого заявления выявляются обстоятельства, предписанные п. 4 Положения о порядке предъявления требований, в соответствии с которыми уполномоченному органу следует отложить подачу заявления, суд вынужден возвратить данное заявление и вынести определение о его оставлении без движения согласно п.1 ст. 44 ФЗ «О несостоятельности».

Если же данные обстоятельства будут выявлены на стадии рассмотрения судом обоснованности требований, изложенных в заявлении уполномоченного органа, судом выносится определение об отказе во введении наблюдения и оставлении заявления без рассмотра (или завершения производства по делу о банкротстве).

В условиях, последующих принятию заявления, когда должником в установленном порядке оспаривается решение налогового (таможенного) органа в сторону уменьшения взыскиваемой суммы до размера менее ста тысяч рублей, суд вправе приостановить производство по данному делу.

Составитель

Низамиева Динара

Специалист по экономике и праву

Количество показов: 3319

Источник: http://arbir.ru/articles/a_5117.htm

Статья 213.5.Заявление конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом

Заявление о признании гражданина банкротом может быть подано конкурсным кредитором или уполномоченным органом при наличии решения суда, вступившего в законную силу и подтверждающего требования кредиторов по денежным обязательствам, за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

Заявление о признании гражданина банкротом может быть подано конкурсным кредитором или уполномоченным органом при отсутствии указанного в пункте 1 настоящей статьи решения суда в отношении следующих требований:

  • требования об уплате обязательных платежей;
  • требования, основанные на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте или недатировании акцепта;
  • требования, подтвержденные исполнительной надписью нотариуса;
  • требования, основанные на документах, представленных кредитором и устанавливающих денежные обязательства, которые гражданином признаются, но не исполняются;
  • требования, основанные на нотариально удостоверенных сделках;
  • требования, основанные на кредитных договорах с кредитными организациями;
  • требования о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанные с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц.

В заявлении конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом указываются наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден финансовый управляющий.

К заявлению конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом прилагается выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей о наличии или об отсутствии у гражданина статуса индивидуального предпринимателя либо иной подтверждающий указанные сведения документ. Такие документы должны быть получены не ранее чем за пять рабочих дней до даты подачи в арбитражный суд заявления конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом. К заявлению конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом также прилагаются документы, предусмотренные процессуальным законодательством.

Денежные средства на выплату вознаграждения финансовому управляющему в размере, равном фиксированной сумме вознаграждения финансового управляющего за одну процедуру, применяемую в деле о банкротстве гражданина, вносятся конкурсным кредитором или уполномоченным органом в депозит арбитражного суда. Данные денежные средства могут быть использованы для выплаты вознаграждения финансовому управляющему только в случае отсутствия денежных средств для этой цели в конкурсной массе.

Конкурсный кредитор или уполномоченный орган вправе дать согласие на привлечение лиц, обеспечивающих исполнение обязанностей, возложенных на финансового управляющего.

В этом случае в заявлении конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом должен быть указан максимальный размер расходов финансового управляющего на оплату за счет конкурсного кредитора или уполномоченного органа оказываемых такими лицами услуг.

Сумма указанных расходов вносится конкурсным кредитором или уполномоченным органом в депозит арбитражного суда. Расходы конкурсного кредитора или уполномоченного органа не могут быть осуществлены гражданином.

Гражданин направляет в арбитражный суд отзыв на заявление о признании гражданина банкротом в порядке, предусмотренном статьей 47 настоящего Федерального закона. Наряду с документами, предусмотренными пунктом 2 статьи 47 настоящего Федерального закона, к отзыву на заявление о признании гражданина банкротом прилагаются:

  • опись имущества гражданина с указанием места нахождения или хранения имущества, в том числе имущества, являющегося предметом залога, с указанием наименования или фамилии, имени и отчества залогодержателя. Форма представления данной описи утверждается регулирующим органом;
  • сведения о полученных физическим лицом доходах за период, предшествующий дате подачи заявления о признании гражданина банкротом;
  • выданная банком справка о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, во вкладах (депозитах), об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств, выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, в банке, полученные не ранее чем за десять дней до направления отзыва на заявление о признании гражданина банкротом.
  • требования, основанные на документах, представленных кредитором и устанавливающих денежные обязательства, которые гражданином признаются, но не исполняются;

Запишитесь на консультацию адвоката сейчас

Адвокат принимает по будним дням по предварительной записи.
Мы готовы помочь.

Источник: https://bankrotom.ru/statya-213-5-zayavlenie-konkursnogo-kreditora

Статья 213.6. Особенности рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом – 2lex

Комментарий к ст. 213.6 № 127-ФЗ

Положениями данной статьи устанавливается, что на первом заседании суд, рассматривая обоснованность заявления о банкротстве, может:

  • признать заявление о банкротстве обоснованным и принять решение о целесообразности реструктуризации долгов (применяется только в ситуациях, если у должника есть официальная высокооплачиваемая работа);
  • оставить заявление без рассмотрения в случае наличия важных на то причин (например, должник забыл приложить к заявлению какие-либо документы или не оплатил госпошлину);
  • принять решение о прекращении дела о банкротстве (такое решение может быть принято, если после рассмотрения всех обстоятельств дела окажется, что должник может рассчитаться по своим долговым обязательствам, либо размер его имущества существенно больше размера его долга).

Также в статье содержится информация касательно содержания судебного решения о реструктуризации долгов гражданина.

Константин Логинов, Адвокат

  1. По результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих определений:
    • о признании обоснованным указанного заявления и введении реструктуризации долгов гражданина;
    • о признании необоснованным указанного заявления и об оставлении его без рассмотрения;
    • о признании необоснованным указанного заявления и прекращении производства по делу о банкротстве гражданина.
  1. Определение о признании обоснованным заявления конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов выносится в случае, если указанное заявление соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 2133 и статьей 2135 настоящего Федерального закона, требования конкурсного кредитора или уполномоченного органа признаны обоснованными, не удовлетворены гражданином на дату заседания арбитражного суда и доказана неплатежеспособность гражданина. Определение о признании обоснованным заявления гражданина о признании его банкротом и введении реструктуризации долгов гражданина выносится в случае, если указанное заявление соответствует требованиям, предусмотренным статьей 2134 настоящего Федерального закона, и доказана неплатежеспособность гражданина. При вынесении арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления должника, конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов арбитражный суд привлекает к участию в рассмотрении дела о банкротстве гражданина орган опеки и попечительства в случае, если в рамках рассматриваемого дела затрагиваются права несовершеннолетнего лица или права лица, признанного судом недееспособным. Определение о признании необоснованным заявления должника, конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом и об оставлении указанного заявления без рассмотрения выносится при наличии иного заявления о признании гражданина банкротом в случае, если на дату заседания арбитражного суда по проверке обоснованности заявления о признании гражданина банкротом требования конкурсного кредитора или уполномоченного органа удовлетворены, либо признаны необоснованными, либо установлено отсутствие всех условий, предусмотренных статьями 2133 — 2135 настоящего Федерального закона, либо не доказана неплатежеспособность гражданина, либо на дату подачи заявления о признании гражданина банкротом требования конкурсного кредитора или уполномоченного органа не подтверждены вступившим в законную силу судебным актом и между конкурсным кредитором или уполномоченным органом и гражданином имеется спор о праве, который подлежит разрешению в порядке искового производства. Определение о признании необоснованным заявления должника, конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом и прекращении производства по делу о банкротстве гражданина выносится арбитражным судом при отсутствии иных заявлений о признании гражданина банкротом в случае, если на дату заседания арбитражного суда по проверке обоснованности заявления о признании гражданина банкротом требования конкурсного кредитора или уполномоченного органа удовлетворены, либо признаны необоснованными, либо установлено отсутствие на дату подачи указанного заявления всех условий, предусмотренных статьями 2133 — 2135 настоящего Федерального закона, либо не доказана неплатежеспособность гражданина, либо на дату подачи заявления о признании гражданина банкротом требования конкурсного кредитора или уполномоченного органа не подтверждены вступившим в законную силу судебным актом и между конкурсным кредитором или уполномоченным органом и гражданином имеется спор о праве, который подлежит разрешению в порядке искового производства.
  2. Для целей настоящего параграфа под неплатежеспособностью гражданина понимается его неспособность удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Если не доказано иное, гражданин предполагается неплатежеспособным при условии, что имеет место хотя бы одно из следующих обстоятельств:
    • гражданин прекратил расчеты с кредиторами, то есть перестал исполнять денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил;
    • более чем десять процентов совокупного размера денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, которые имеются у гражданина и срок исполнения которых наступил, не исполнены им в течение более чем одного месяца со дня, когда такие обязательства и (или) обязанность должны быть исполнены;
    • размер задолженности гражданина превышает стоимость его имущества, в том числе права требования;
    • Если имеются достаточные основания полагать, что с учетом планируемых поступлений денежных средств, в том числе доходов от деятельности гражданина и погашения задолженности перед ним, гражданин в течение непродолжительного времени сможет исполнить в полном объеме денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил, гражданин не может быть признан неплатежеспособным.
  3. В определении арбитражного суда о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов должны содержаться указания на:
    • дату судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве гражданина;
    • утверждение финансового управляющего (фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой утвержден финансовый управляющий).
    • В случае, если в заявлении о признании гражданина банкротом указан максимальный размер расходов финансового управляющего на оплату осуществляемых за счет подавшего заявление лица услуг лиц,46 привлеченных финансовым управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей, определение арбитражного суда о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов должно содержать также указание на данный размер расходов.
  4. Вопрос о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов должен быть рассмотрен на заседании арбитражного суда не ранее чем по истечении пятнадцати дней и не позднее чем в течение трех месяцев с даты принятия арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом.
  1. Судебные акты, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, и другие предусмотренные настоящим параграфом судебные акты подлежат немедленному исполнению, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
  2. Производство по делу о банкротстве гражданина может быть приостановлено по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве гражданина, в случае обжалования определений об оставлении заявления о признании гражданина банкротом без рассмотрения и о прекращении производства по делу о банкротстве гражданина. Обжалование определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов не приостанавливает исполнение этого определения.
  1. По результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом, если гражданин не соответствует требованиям для утверждения плана реструктуризации долгов, установленным пунктом 1 статьи 21313 настоящего Федерального закона, арбитражный суд вправе на основании ходатайства гражданина вынести решение о признании его банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина.
Читайте также:  На какие алименты можно рассчитывать с гражданского мужа?

Источник: https://2lex.ru/zakon-o-bankrotstve-fiz-litz/statya-213-6-osobennosti-rassmotrenia-zayavlenia/

Процедура банкротства по инициативе уполномоченного органа

Процессуальные особенности банкротства по инициативе налоговых органов

В соответствии с Федеральным законом от 26.10. 2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) несостоятельность (банкротство) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов или осуществить платежи, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трёх месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Федеральная налоговая служба России уполномочена представлять интересы государства в делах о банкротстве (п.1 Положения о ФНС, утверждённого постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» (далее – Положение о ФНС)).

Для инициирования банкротства налоговым органом размер задолженности предприятия по налогам должен составлять не менее трёхсот тысяч рублей.

В случае неисполнения должником требований ФНС России принимает решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом:

  • не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счёт имущества должника или соответствующего исполнительного листа;
  • в течение 30 дней с даты получения уведомлений федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам, о наличии задолженности по обязательным платежам или о задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией.

Верховным Судом РФ был рассмотрен вопрос несоблюдения срока 90 дней для принятия уполномоченным органом решения о направлении в суд заявления о признании должника банкротом.

По мнению Верховного Суда, нарушение срока не оказывает влияния на возможность признания заявления обоснованным и введения процедуры банкротства.

Однако заявление о признании должника банкротом не может быть признано обоснованным в случае утраты возможности принудительного исполнения требований, указанных в заявлении, на дату обращения в суд.

Суд указал на то, что в законодательстве отсутствуют последствия пропуска этого срока и нет сведений о том, что он является пресекательным (п.2 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).

Таким образом, ФНС может подать заявление в суд о признании банкротом должника – юридического лица и по истечении 90 дней, при этом требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание, если возможность их принудительного исполнения к моменту обращения уполномоченного органа в суд не утрачена в соответствии с законодательством РФ, регулирующим вопросы взимания соответствующих обязательных платежей (п.3 ст.6, п.6 ст.41 Закона о банкротстве).

В данном случае можно говорить о приоритете защиты интересов государства по отношению к интересам частных субъектов.

Конкурсный кредитор должен сначала получить судебное решение, тогда как налоговой службе достаточно самостоятельно вынести решение о взыскании задолженности.

Таким образом, налоговая служба получает право занять в реестре кредиторов более выгодное положение, чем конкурсные кредиторы.

Заявление налогового органа в арбитражный суд о признании должника банкротом должно отвечать требованиям, предусмотренным для заявления кредитора (п.1 ст. 41 Закона о банкротстве).

Одним из таких требований является ссылка в заявлении на доказательства оснований возникновения задолженности и её размера (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и другие) с приложением этих доказательств к заявлению (п.

2 ст.39 и п.1 ст.40 Закона о банкротстве).

Среди прилагаемых доказательств должно быть решение уполномоченного органа о взыскании задолженности за счёт имущества должника (п.3 ст.6 Закона о банкротстве), а также иные документы (требование об уплате налога), которые подтверждают размер взыскиваемой суммы и соблюдение уполномоченным органом установленной процедуры взыскания.

Однако сами по себе эти документы, а также то, что решение о взыскании не было оспорено на момент подачи заявления о признании должника банкротом не являются безусловными доказательствами, свидетельствующими об обоснованности предъявленных требований. При заявлении должником в отношении этих требований возражений по существу уполномоченный орган должен доказать в арбитражном суде наличие задолженности в заявленном им размере.

При инициировании процедуры банкротства ФНС России наделена, в частности, следующими правами:

  • на обращение в арбитражный суд с  заявлением о признании компании банкротом;
  • на направление своих представителей на собрания кредиторов, осуществление взаимодействия с иными участниками процесса и арбитражными управляющими;
  • на осуществление контроля за должником по выполнению им текущих обязательств, списания задолженности после окончания конкурсного производства.

Законодательство позволяет отсрочить обращение налоговиков в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом на срок до 6 месяцев в двух случаях, а именно если должником представлены (п.4 Положения о ФНС):

  • заверенная арбитражным судом копия вступившего в силу решения суда, установившего предоставление должнику отсрочки или рассрочки исполнения обязательств по денежным требованиям РФ;
  • документы, подтверждающие осуществление взыскания просроченной дебиторской задолженности, сумма которой превышает сумму кредиторской задолженности по требованиям об уплате обязательных платежей, а также график её погашения. В случае нарушения должником графика погашения задолженности уполномоченный орган обязан подать заявление о признании должника банкротом в арбитражный суд в течение 5 рабочих дней.
Читайте также:  Как расторгнуть договор осаго

Избежать банкротства путём исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению ИФНС не удастся

Важно знать, что если владельцы компании, в отношении которой начата процедура банкротства, «бросят» данную компанию в надежде на то, что налоговая инспекция исключит её как недействующую из ЕГРЮЛ, то данная хитрость не поможет избавиться от компании-должника и её долгов перед кредиторами.

Напомним, что Федеральным законом от 08.08.

2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации) предусмотрена возможность закрыть фирму без соблюдения длительной процедуры ликвидации. Речь идёт об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, то есть налоговой инспекции (ст.21.1 Закона о регистрации).

Налоговая инспекция без обращения в суд может (но не обязана) ликвидировать компанию при наличии одновременно следующих условий:

  • юридическое лицо в течение предшествующих двенадцати месяцев не представляло отчётность, предусмотренную законодательством РФ о налогах и сборах;
  • не осуществлялось операций хотя бы по одному банковскому счёту компании.

Налоговый орган принимает решение о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ, публикует его в «Вестнике государственной регистрации», и если в течение трёх месяцев со дня публикации от заинтересованных лиц (кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются исключением фирмы из ЕГРЮЛ) не поступит заявление с возражениями относительно исключения компании из ЕГРЮЛ, юридическое лицо признаётся недействующим.

Однако в 2015 году Конституционный суд РФ признал ст.21.

1 Закона о регистрации частично не соответствующей Конституции РФ, поскольку она позволяла закрыть фирму, в отношении которой рассматривается дело о банкротстве, как недействующую, лишая тем самым кредиторов возможности взыскать долги (постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 № 10-П). После этого в ч.2 ст.21.1 и ч.7 ст.

22 Закона о регистрации было внесено изменение, содержащее запрет на принятие решения регистрирующим органом об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, если имеются сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве и о введении процедуры банкротства.

ГК «ВнешЭкономАудит» предлагает комплекс юридических и консалтинговых услуг по вопросам, связанным с проведением и сопровождением процедур банкротства, адресованные:

  • собственникам предприятий-должников;
  • кредиторам и иным заинтересованным лицам;
  • арбитражным управляющим.

Более подробная информация на нашем сайте или по телефону (351) 729-85-29

Вы можете оставить свой комментарий. Для этого необходимо заполнить приведенную ниже форму. Поля, отмеченные звездочками, обязательны для заполнения.

Источник: http://www.ural-audit.ru/press_center/publikacii-specialistov-v-smi/procedura-bankrotstva-po-iniciative-upolnomochenno/

Рассмотрение обоснованности заявления гражданина о признании его банкротом

Хочется опять сказать, что заседание по проверке обоснованности заявления гражданина о признании его банкротом крайне важное заседание. И ловлю себя на мысли, что пишу о важности в каждой публикации.

Это продиктовано тем обстоятельством, что, когда Вы защищаете свои права и интересы, то при достижении цели неважных моментов в этой сфере нет.

Рассмотрение обоснованности заявления гражданина о признании его банкротом происходит на первом судебном заседании по делу о банкротстве.

А в чем важность этого заседания, спросите Вы? Да, собственно, если суд признает заявление необоснованным – ни о каком списании долгов речи идти не может, по крайней мере пока Вы не отмените данное определение в апелляционной инстанции, например.

А шансы, получить такое определение есть. Более того, не забывайте, что Вы не единственный участник данного судебного процесса, есть же кредиторы, цель которых – именно в том, чтобы с Вас задолженность не была списана.

Их задача – чтобы она росла, и Вы регулярно платили бы им денежные средства.

Судебное заседание по проверке обоснованности заявления гражданина о признании его банкротом

Итак, Федеральный закон № 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает следующие особенности рассмотрения заявления о признании физического лица несостоятельным (банкротом):

  1. По итогам судебного заседания арбитражный суд постановит (вынесет) одно из следующих определений:
  • Признать заявление гражданина о признании его банкротом обоснованным и ввести реструктуризацию его долгов;
  • Признать заявление гражданина о признании его банкротом обоснованным и оставить его без рассмотрения;
  • Признать заявление гражданина о признании его банкротом обоснованным и производство по делу о его банкротстве прекратить.
  1. Если заявление о признании гражданина несостоятельным подано конкурсным кредитором или уполномоченным органом, то оно может быть признано обоснованным при следующих обстоятельствах:
  • Сумма требований к гражданину-должнику, его задолженность, составляет более 500 000 рублей, а неисполнение требований продолжается более трех месяцев с того момента, когда такие требования должны были быть гражданином исполнены;
  • Есть вступившее в законную силу решение суда или другой судебный акт, подтверждающий наличие требований по денежным обязательствам. При этом не требуется решения суда:

— по требованиям об уплате обязательных платежей (налогов, сборов, штрафов, пеней и иных санкций в соответствующий бюджет государственных или муниципальных органов);

— если требования основаны на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте или недатировании акцепта;

— по подтвержденным исполнительной надписью нотариуса требованиям;

— если требования подтверждаются документами, признаются гражданином, но не исполняются;

— если требования возникли из нотариально удостоверенной сделки;

— если требования возникли из кредитных договоров с кредитными организациями;

— если требования о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанные с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;

  1. Заявление о признании гражданина банкротом, подаваемое конкурсным кредитором или уполномоченным органом, подается в соответствии с процессуальными требованиями, а гражданин должен представить в суд отзыв на такое заявление, к которому обязан приложить:
  • опись имущества гражданина с указанием места нахождения или хранения имущества, в том числе имущества, являющегося предметом залога, с указанием наименования или фамилии, имени и отчества залогодержателя. Форма представления данной описи утверждается регулирующим органом;
  • сведения о полученных физическим лицом доходах за период, предшествующий дате подачи заявления о признании гражданина банкротом;
  • выданная банком справка о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, во вкладах (депозитах), об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств, выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, в банке, полученные не ранее чем за десять дней до направления отзыва на заявление о признании гражданина банкротом.
  1. Если в рамках судебного процесса по делу о банкротстве гражданина будут затрагиваться права несовершеннолетнего или недееспособного лица, в таком случае суд привлечет к участию в деле орган опеки и попечительства.
  2. Если на дату судебного заседания по проверке обоснованности существует и рассматривается иное заявление о признании гражданина банкротом, если на дату заседания требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов удовлетворены, а равно если признаны судом необоснованными, а само заявление противоречит требованиям закона «О несостоятельности (банкротстве)» или не доказана неплатежеспособность гражданина либо на дату подачи заявления о признании гражданина банкротом требования конкурсного кредитора или уполномоченного органа не подтверждены вступившим в законную силу судебным актом и между конкурсным кредитором или уполномоченным органом и гражданином имеется спор о праве, который подлежит разрешению в порядке искового производства, то тогда суд вынесет определение, которым признает заявление о признании гражданина необоснованным и оставит его без рассмотрения.
  3. Отсутствие у гражданина имущества, за счет которого возможно пропорционально удовлетворить требования кредиторов, само по себе не является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве этого гражданина (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017);
  4. Для целей настоящего параграфа под неплатежеспособностью гражданина понимается его неспособность удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Если не доказано иное, гражданин предполагается неплатежеспособным при условии, что имеет место хотя бы одно из следующих обстоятельств:
  • гражданин прекратил расчеты с кредиторами, то есть перестал исполнять денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил;
  • более чем десять процентов совокупного размера денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, которые имеются у гражданина и срок исполнения которых наступил, не исполнены им в течение более чем одного месяца со дня, когда такие обязательства и (или) обязанность должны быть исполнены;
  • размер задолженности гражданина превышает стоимость его имущества, в том числе права требования;
  • наличие постановления об окончании исполнительного производства в связи с тем, что у гражданина отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание.
  1. Если имеются достаточные основания полагать, что с учетом планируемых поступлений денежных средств, в том числе доходов от деятельности гражданина и погашения задолженности перед ним, гражданин в течение непродолжительного времени сможет исполнить в полном объеме денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил, гражданин не может быть признан неплатежеспособным;
  2. Вопрос о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов должен быть рассмотрен на заседании арбитражного суда не ранее чем по истечении пятнадцати дней и не позднее чем в течение трех месяцев с даты принятия арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом.
  3. Если гражданин-должник заявит ходатайство и суд, при этом установит, что финансовое и имущественное положение физического лица, о банкротстве которого ведется дело, не позволяет сделать вывод, что план реструктуризации долгов может быть утвержден, то в этом случае арбитражный суд может вынести определение о признании заявления обоснованным, объявлении его банкротом и введении процедуры реализации имущества.

Позиция гражданина на судебном заседании по проверке обоснованности его заявления о признании банкротом

Из выше перечисленных законоположений законодательства видится логичным вывод, что в целях признания гражданина банкротом и, в будущем, списания с него долгов, последнему целесообразно на судебном заседании арбитражного суда по проверке обоснованности заявления о признании его несостоятельным придерживаться следующей позиции:

  1. Задолженность гражданина перед кредиторами и уполномоченными органами такого размера, который, в соответствии с действующим законодательством, позволяет признать гражданина банкротом;
  2. Гражданин-должник признает задолженность, не оспаривает ее ни по размеру, ни по основаниям, но не может ее обслуживать в силу своей неплатежеспособности, то есть: должник уже прекратил исполнять денежные обязательства, срок исполнения которых наступил и просрочка составляет более месяца, и денежные поступления гражданина и имущество не позволяют исправить ситуацию (долговая нагрузка непосильна) или в отношении должника уже есть постановление пристава об окончании исполнительного производства в связи с тем, что отсутствует имущество, за счет которого возможно исполнить судебный акт.
Читайте также:  Кто должен сохранить культурное наследие: арендатор или собственник

Таким образом, в случае, когда суд установит размер задолженности, достаточный для признания гражданина банкротом и его неплатежеспособность в категориях и понятиях законодательства о банкротстве, тогда и можно рассчитывать на признание заявления о признании гражданина банкротом и введение в отношении него процедуры банкротства.

Процедур, которые могут быть введены по результатам судебного заседания – две:

  • Реструктуризация долгов гражданина;
  • Реализация имущества.

Существует еще мировое соглашение, тоже как самостоятельная процедура, однако, даже если она и будет применена, то уж не на данной стадии.

Важным моментом на заседании по проверке обоснованности заявления гражданина о признании его банкротом является то, что суд может не применять введение реструктуризации долгов, а сразу, с признанием заявления обоснованным, объявить должника банкротом и ввести процедуру реализации имущества.

Это существенно сократит продолжительность судебного процесса, а значит и расходы гражданина, но для этого от должника или его представителя должно поступить соответствующее ходатайство. Готовить его на бумаге не обязательно, достаточно заявить устно: в зале судебных заседаний ведется аудиозапись процесса.

Помня о наличии других участников процесса, наилучшей тактикой ведения дела является – поручение представлять свои интересы юристу. Во-первых, собственно судья будет исследовать материалы и обстоятельства дела, задавать вопросы; а во-вторых – кредиторы работают с противоположной Вашей целью. Поэтому, в целях достижения результата, Ваш юрист — в заседании, а Вас нет.

Справедливости ради надо сказать, что интересы кредиторов, в настоящее время, в делах о банкротстве граждан представляются, по мнению автора, не сильно квалифицированно.

Так, сплошь и рядом юристов банков можно встретить только на первом собрании кредиторов, и 90% всех вариантов действий в деле составляет – понуждение финансового управляющего оспаривать сделки должника, причем даже тогда, когда перспективы никакой нет.

Как правило, некие высокие, видимо, «Умы» готовят все документы, а по собраниям и заседаниям бегает стажер, или вообще наемный специальный человек…

Это, конечно, в пользу граждан.

Однако, в обзоре судебной практики ВС РФ указал, что хоть процедуры банкротства и имеют своей целью социально-экономическую реабилитацию граждан, все же это не должно превращаться только в автоматическую процедуру списания долгов, но также учитывать и интересы кредиторов. Конечно, со временем, сотрудники юридических служб кредиторов будут более инициативны и настойчивы в отстаивании интересов своих работодателей.

Еще раньше, Верховный суд в своем Пленуме указал, что если в отношении гражданина будет установлено его недобросовестное поведение, то суд в праве при завершении производства по делу о банкротстве не применить в отношении должника такого последствия как списания непогашенных требований кредиторов и уполномоченных органом.

Таким образом, судебное заседание арбитражного суда по проверке обоснованности заявления гражданина о его банкротстве имеет критическую важность для всего дела и готовиться к нему надо самым тщательным образом.

Источник: http://jurisperitus.ru/rassmotrenie-obosnovannosti-zayavleniya-gragdanina-o-priznanii-ego-bankrotom/

Заявление о признании гражданина банкротом

Заявление о признании гражданина банкротом. Обязанность должника по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании себя банкротом на основании п. 1 ст. 213.4 Закона о банкротстве возникает при одновременном наличии двух условий:

— размер неисполненных должником денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей (как с наступившим сроком исполнения, так и с ненаступившим) в совокупности составляет не менее чем пятьсот тысяч рублей независимо от того, связаны они с осуществлением предпринимательской деятельности или нет;

— удовлетворение требования одного или нескольких кредиторов приведет к невозможности исполнения обязательств и (или) обязанностей по уплате обязательных платежей перед другими кредиторами.

При реализации должником права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом на основании п. 2 ст. 213.

4 Закона о банкротстве учитывается наличие обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что должник не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок, и признаков неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества у должника (п. 3 ст. 213.6 Закона о банкротстве). Размер неисполненных обязательств в этом случае значения не имеет.

К заявлению должника о признании его банкротом должны быть приложены документы, перечисленные в п. 3 ст. 213.4 Закона о банкротстве.

Если при рассмотрении вопроса о принятии заявления должника о признании его банкротом установлено несоблюдение им требований, предусмотренных п. 3 ст. 213.4 Закона о банкротстве, суд, в силу п. 1 ст.

44 Закона, оставляет заявление без движения, а при неустранении допущенных нарушений — возвращает его, за исключением случаев подачи должником заявления на основании п. 1 ст. 213.4 Закона о банкротстве.

В этом случае суд принимает заявление к производству, а недостающие документы истребует при подготовке дела к судебному разбирательству (абзац второй п. 1 ст. 42 Закона о банкротстве).

При возбуждении производства по делу о банкротстве на основании заявления конкурсного кредитора или уполномоченного органа должник обязан представить предусмотренные п. 6 ст. 213.5 Закона о банкротстве документы вместе с отзывом на заявление (ст.  47 Закона).

Для обращения в суд кредитору потребуются следующие документы:

— заявление о признании гражданина банкротом;

— копия вступившего в силу судебного решения, которое подтверждает долг гражданина. Следует иметь в виду, что в некоторых случаях решение суда не нужно;

— выписка из ЕГРИП или другой документ, который подтверждает наличие (отсутствие) у гражданина статуса ИП. Эти документы нужно получить не ранее чем за пять рабочих дней до подачи заявления;

— квитанция об уплате госпошлины. По делам о банкротстве граждан она составляет 6 тыс. руб.

Документы о полученных физическим лицом доходах, а также справка о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, во вкладах (депозитах), об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств, выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, в банке должны содержать сведения за трехлетний период, предшествующий дню подачи заявления о признании должника банкротом, вне зависимости от того, кем подано данное заявление (абзацы девятый и десятый п. 3 ст. 213.4, п. 6 ст. 213.5 Закона о банкротстве).

Неисполнение должником обязанности по представлению отзыва и документов, равно как и сообщение суду недостоверных либо неполных сведений, может являться основанием для неприменения в отношении должника правила об освобождении от исполнения обязательств (абзац третий п. 4 ст. 213.28 Закона о банкротстве).

Заявление о признании должника банкротом может быть подано в арбитражный суд конкурсным кредитором или уполномоченным органом при отсутствии решения суда, вступившего в законную силу, в отношении требований, перечисленных в п. 2 ст. 213.5 Закона о банкротстве. Перечень указанных требований является исчерпывающим.

Если требование заявителя не относится к указанным в п. 2 ст. 213.5 Закона о банкротстве и к заявлению не приложена копия судебного акта, вступившего в законную силу и подтверждающего это требование, то суд на основании п. 1 ст. 44 Закона оставляет такое заявление без движения.

Если на день подачи заявления о признании должника банкротом требования конкурсного кредитора или уполномоченного органа не подтверждены вступившим в законную силу судебным актом и между конкурсным кредитором или уполномоченным органом и должником имеется спор о праве, который подлежит разрешению судом вне дела о банкротстве, то суд по результатам рассмотрения обоснованности такого заявления выносит определение о признании его необоснованным и оставлении его без рассмотрения или о прекращении производства по делу (абзац четвертый и пятый п. 2 ст. 213.6 Закона о банкротстве).

О наличии спора о праве могут свидетельствовать любые возражения должника против требования конкурсного кредитора или уполномоченного органа, заявленные им как в устной, так и письменной форме, касающиеся существования задолженности, ее размера и срока исполнения обязательства.

Исходя из недопустимости злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ, ч. 2 ст. 41 АПК РФ), суд может отклонить возражения должника на требование конкурсного кредитора или уполномоченного органа, если оно очевидно сделано в целях искусственного затягивания введения процедуры банкротства.

На основании абзаца второго п. 1 ст. 29 Закона о банкротстве порядок подачи уполномоченным органом заявлений о признании должника банкротом в целях проведения государственной политики по вопросам финансового оздоровления и банкротства устанавливается Правительством Российской Федерации.

Поскольку право на подачу заявления о признании должника банкротом должно реализовываться уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, судам при проверке соблюдения данного порядка, а также срока, по истечении которого допускается обращение с заявлением о признании должника банкротом, надлежит руководствоваться Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 года N 257.

Пункт 4 ст. 213.4 и п. 3 статьи 213.

5 Закона о банкротстве предусматривают, что в заявлении о признании должника банкротом указывается только саморегулируемая организация, из числа членов которой должен быть утвержден финансовый управляющий.

Конкурсный кредитор, уполномоченный орган, должник при подаче заявления о признании гражданина банкротом не наделены правом выбора конкретной кандидатуры финансового управляющего.

Заявление, в котором указана конкретная кандидатура финансового управляющего и не указаны наименование и адрес саморегулируемой организации, в силу ст. 44 Закона о банкротстве, подлежит оставлению без движения.

Если в заявлении одновременно указаны кандидатура финансового управляющего, а также наименование и адрес саморегулируемой организации, суд принимает заявление к производству и запрашивает у данной саморегулируемой организации кандидатуру финансового управляющего для утверждения в деле о банкротстве должника.

Если будет установлено, что должник представил заведомо недостоверные сведения либо совершает действия, направленные на сокрытие имущества, его незаконную передачу третьим лицам, абзац седьмой п. 3 ст. 213.

6 Закона о банкротстве не подлежит применению даже при наличии у должника доходов, позволяющих погасить задолженность в непродолжительный период времени, поскольку указанные обстоятельства свидетельствуют о совершении должником действий, направленных на уклонение от погашения имеющейся у него задолженности (ст. 10 ГК РФ).

При проверке обоснованности заявления конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании должника банкротом арбитражный суд, в силу п. 2 ст. 213.6 Закона о банкротстве, устанавливает размер требования и определят очередность его удовлетворения.

Иные конкурсные кредиторы (уполномоченный орган) и финансовый управляющий в последующем вправе обжаловать соответствующее определение.

Восстановление этим лицам срока на апелляционное и кассационное обжалование осуществляется судом с учетом того, когда подавшее жалобу лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав и законных интересов.

Источник: https://juristic.pro/bankrotstvo/zayavlenie-o-priznanii-grazhdanina-bankrotom.html

Ссылка на основную публикацию