Приход постклассики

Конспект 1. Классика и постклассика: две эпохи в развитии европейской философии

Учебная литература:

Анохина В.В. Пропедевтика. Исторические типы классической философии: Учеб.-метод. комплекс для студентов фак. философии и социальных наук спец. 1-21 02 01 «Философия» / В.В. Анохина. Мн.: БГУ, 2006. – 231 с. Философия в современном мире: Учеб.-метод. комплекс: учеб.

пособие для студентов гуманитарных и естественнонауч. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / А.И. Зеленков, И.А. Медведева, Е.И. Янчук; Под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: Изд. центр БГУ, 2005. – 215 с. Философия. Учебник / Под ред. В.Д.

Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2004. – 828 с. Философия: Учеб.-метод. комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ/ А.И. Зеленков, В.В. Анохина, А.П. Ждановский [и др.]; под ред. А.И.Зеленкова. – Мн.: БГУ, 2003. – 335 с.

Дополнительная литература:

Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. // Собр. соч. В 4 т. Т. 1. М.,. 1992. Дильтей В. Введение в науки о духе // Собр. соч.: В 6. т. Т. 1. М., 2000. Жильсон Э. Введение в философию Фомы Аквинского // Избранное Т. 1. Спб., 2000. Конт О. Дух позитивной философии. Спб., 2001. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. Маркс К.

, Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Соч. В 2 т. Т. 2. М., 1990. Пирс Ч. Закрепление верованием. Как сделать наши идеи ясными // Вопросы философии. 1996. № 12. Пуанкаре А. О науке. М., 1983. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Мн., 1998. Фейербах Л.

Сущность христианства // Избранные философские произведения. М., 1955. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Шопенгауэр А. Собр. соч.: В 5 т. Т. 1. М., 1992. Юнг К.-Г.

Коллективное бессознательное. М., 1995.

Опорный конспект:

Классика и современность в развитии европейской философии. Основные принципы классической философии и постклассические ориентации философствования

Современная западная философия являет собой весьма сложный и многомерный социокультурный феномен, интегрирующий в себе множество различных школ, направлений, концепций, репрезенти­рующих противоречивую динамику философского сознания на протя­жении последней трети XIX-XX вв. Конституирование современного этапа в эволюции европейской философии как относительно автоном­ной интеллектуальной традиции связано с осмыслением ее принципи­альной постклассичности, критикой и отрицанием важнейших парадигмальных оснований классической философии.

В контексте развития европейской философии могут быть выделены две эпохи: классика (развитие философии с античных времен до середины XIX в.) и постклассика (развитие европейской философии с середи­ны XIX в. до настоящего момента).

Под классической философией имеет­ся в виду европейская философская традиция от греков до Гегеля включительно. Термин «постклассика» характеризует состояние фило­софии «после классики» и распространяется как на неоклассические, так и на неклассические философские направления.

Неоклассическая фило­софия в новых условиях продолжает развивать известные классические учения (например, неотомизм, неопротестантизм).

Неклассическая философия обнаруживает разрыв с предшествующей философской тради­цией, демонстрируя не только проблемно-тематические сдвиги, но и новое понимание сущности и задач философии.

Под классической философией обычно понимают некую общую ориентацию и стилистику философского мышления, базирующуюся на принципах рациональной, гармоничной и реалистически ориентиро­ванной интерпретации мира и форм его взаимосвязи с человеком как субъектом познавательной активности.

Гармония и упорядоченность мироустройства, а также принципиальная возможность их рациональ­ной реконструкции в картине мира рассматривались и оценивались в классической философии как ее неотъемлемые и атрибутивные харак­теристики.

Именно такое понимание базовых ориентации философии, характерное еще для Платона и Аристотеля и широко представленное в европейской философской мысли вплоть до середины XIX в., отли­чает системы философской классики.

Две эпохи в развитии европейской философии существенным обра­зом различаются по многим параметрам: это и отношение к предшест­вующей философской традиции, и характер философского знания, и взаимоотношение философии с другими типами знания, и характер проблемного поля.

Несмотря на широкое разнообразие идей и методологических ори­ентаций, концептуальных моделей и мировоззренческих установок, в рамках классической философии как архетипической целостности можно с известной долей условности выделить ее базовые принципы или ориентации мышления. Среди них важнейшими являются следующие:

1) строгая приверженность метафизической проблематике, предполагающая в качестве приоритетной цели познания поиск истин­ных субстанциальных оснований сущего как адекватного референта исследуемой реальности; 2) редукция всего многообразия духовного мира человека и форм его культурного творчества к рационально-теоретической способности мышления конструировать эксплицитные картины мира; 3) провозглашение категориально-понятийных струк­тур философии наиболее продуктивным и адекватным ее природе средством философского познания; 4) трактовка субъект-объектного отношения как фундаментальной оппозиции и исходной гносеологи­ческой структуры процесса познания; 5) конституирование принципа тождества бытия и мышления, означающее принятие умозрительной конструкции рефлексивного сознания как главного средства постиже­ния объективной реальности; 6) провозглашение истины универсаль­ным гносеологическим регулятивом, задающим содержательные и ин­струментальные приоритеты в познании не только природной, но и социокультурной реальности и т. д.

https://www.youtube.com/watch?v=4azR7DPeCjo

Классическая философия отличалась приверженно­стью метафизической проблематике, объективизмом, субстанциализмом, беспредпосылочностью философствования, признанием потенци­ального тождества бытия и мышления, мысли и языка. Становление и развитие постклассической западной философии бы­ло связано с акцентированным неприятием этих фундаментальных принципов классического философствования и попытками радикально­го их переосмысления.

Постклассическая философия предъявляет серьезные претензии ра­зуму, интенсифицирует интерес к человеку-в-мире, обнаруживает стремление к анализу различных типов языковой реальности, характе­ризуется значительной фрагментацией проблемного поля.

Она стремится к радикальным трансформациям, касающимся развития категориального аппарата философии, осмысления регулятивов деятельности философа. Критическому переосмыслению подвергается также язык философской классики, её аналитический инструментарий.

Постклассика проявляет интенцию к новым духовным ориентациям и технологиям мышления, отражающим изменившиеся представления о социальных функциях философии, историческом призвании философствования.

Классическая философия стремилась к выработке знания, вскрывающего самые глубокие, фундаментальные основания бытия.

Она претендовала на систематическую целостность, завершенность, отражающие естественную упорядоченность самого мироустройства.

В классике утверждалась идея гармонии между организацией бытия и субъективной организацией человека, когда мыслительные акты однозначно соответствуют связям и дифференциациям объектов.

Отрицая метафизику классической философии, постклассика указывает на историческую изменчивость самого бытия и отказывается строить свое содержание как систему законченного знания.

Онтологической базой философствования становится не универсальное всеобщее, а исторически развивающееся конкретное бытие. В качестве онтологического основания мира выступает уже не абсолютный дух, а «воля» (А. Шопенгауэр), «труд» (К. Маркс), «чувственность» (Л.

Фейербах), экзистенция как поток неповторимых моментов человеческой жизни (С. Кьеркегор).

Классика исходит из презумпции автономного субъекта, выделенного из окружающего мира и наделенного способностью мысленного проникновения в структуры бытия и постижения их глубинной сущности.

Выделенному из системы повседневных социально-экономических связей и зависимостей философскому субъекту приписывается способностью познания мира в ее предельно мыслимой форме.

Субъект способен к рациональному самонаблюдению, соотнесению тех или иных мыслительных содержаний с элементами чувственного опыта и структурами объективной действительности. Субъекту противостоит мир объектов, раскрывающихся перед познающим разумом и его эвристическими способностями.

Постклассическая философия стремится преодолеть субъект-объектную оппозицию. Она исходит из признания факта онтологической вовлеченности субъекта, укорененности его познавательной и практической деятельности в структурах исторической и культурной традиций вплоть до полного «растворения» субъекта в историческом бытии (идея философствования без субъекта, концепция «смерти субъекта»).

Для классики характерно стремление к объективной «вечной истине», преодолевающее на этом пути множество препятствий и, прежде всего, предрассудков, обусловленных самой природой человека, его психофизической организацией, несовершенством языка и форм общения, исторической ограниченностью любых видов практики.

Постклассика трактует знание через выявление его эффективности, практичности, утилитарности. Истина должна, прежде всего, согласовать экзистенцию с формами социальной организации, «приспособить» человека к миру.

В качестве главного инструмента познания в философской классике выступает разум. Целью познания является воспроизведение фундаментальных оснований бытия в самоорганизованных системах непротиворечивого знания.

Пафос классического философствования – это пафос системосозидания.

Связи философских понятий, конструируемых разумом, отражают системность самого бытия, а категории (случайность, необходимость, причинность, форма) наполняются объективно-онтологическим содержанием.

Постклассика расширяет поле философской рефлексии, выходя за пределы рациональных оснований бытия мира и человека. Мир не только познается. Он прежде всего переживается субъектом, изначально этому миру сопричастным.

Этим обстоятельством обусловлено появление в постклассическом философствовании новых категорий (экзистенциалов), совершенно немыслимых в контексте классического мышления: «страх», «забота», «сподручность», «заброшенность», «экзистенция».

Неудивительно, что стремящаяся к выражению такого рода опыта постклассическая мысль использует такие средства как интуиция, «вчувствование». Размывая границы между философией и наукой, мыслители обращаются к использованию различных литературных форм (эссе, афоризм, символическая поэма, пьеса).

Исторические этапы развития постклассической философии

Процесс концептуально-содержательного и те­матического оформления постклассической философии, а также карди­нальные изменения в сфере языка и стилистических особенностей фило­софствования исторически осуществлялись в несколько этапов.

Первый из них был связан с распадом гегелевской школы философ­ской классики и критическим переосмыслением задач и предмета фило­софской рефлексии. Обнаружила себя тенденция к освобождению философии от метафизики и крайнего рационализма. В этой связи следует упомянуть имена Л. Фейербаха, С. Кьеркегора, К.

Маркса, усилиями которых европейская философия осуществила коренной поворот к анализу исторически конкретного бытия, отвернувшись от абстрактно-спекулятивных форм мышления. Подобного рода импульсы были усилены в творчестве Ф. Ницше, основателя «философии жизни», заменившего гегелевский абсолютный разум категорией «жизни» как бесконечного процесса мирового становления.

Тем самым он продолжил развитие философской программы А. Шопенгауэра, видевшего в основании мироздания волю.

Второй этап в становлении постклассической философии был свя­зан с весьма противоречивыми тенденциями в развитии философского сознания. С одной стороны, в рамках позитивистского направления (О. Конт, Г. Спенсер, Дж.

Милль) радикально отвергались принципы метафизического и спекулятивного философствования, столь харак­терные для классических систем и концепций, с другой — обнаружи­лись ориентации на сохранение и конструктивное переосмысление классического наследия. В 60-х гг. XIX в. под лозунгом «Назад к Кан­ту» оформляется неокантианство.

Оно представлено двумя основны­ми философскими школами – марбургской (Г. Коген. П. Наторп, Э. Кассирер) и фрейбургской (баденской) (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Несколько ранее под лозунгом «Назад к Гегелю» начало форми­роваться уже неогегельянство. К наиболее видным его представителям относятся Дж. Д. Стерлинг, Э.

Кэрд – в Англии; Р. Кронер – в Герма­нии; Б. Кроче, Дж. Джентиле – в Италии; А. Кожев, Ж. Валь, Ж. Иппо­лит – во Франции и др.

Стремлением сохранить верность традициям и фундаментальным принципам философской классики отмечен и ряд направлений и школ религиозной философии конца XIX – начала XX вв. В частности, это относится к неотомизму (от лат.

написания имени Фомы Аквинского – Thomas). Наиболее известные его представители Ж. Маритен, Ж. Жильсон и др.

в качестве важнейшей задачи философии обосновывали необ­ходимость адаптации постулатов средневековой схоластики к социокультурным условиям XX в.

Второй этап в становлении постклассической философии сущностно характеризуется интенсивными поисками новых форм и парадигмальных образцов философствования, которые нередко представляли собой результаты сложных инверсий классических образцов философ­ского мышления. Это утверждение достаточно адекватно отражает специфику таких философских школ и направлений как философия жизни (В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер), прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи) психоанализ (3. Фрейд, К.-Г. Юнг) и др.

К середине XX столетия завершается оформление третьего этапа в развитии постклассической западной философии.

Она достигает свое­образной фазы конституирования и обоснования некой концептуально-тематической целостности, в рамках которой представлены несколько, относительно автономных стратегий неклассического философствова­ния.

Важнейшими из них являются: 1) социально-критическая; 2) экзистенциально-феноменологическая; 3) аналитическая.

Разнообразие философских школ, принадлежащих к названным стратегиям, во многом знаменует собой плюрализм современной фи­лософской мысли.

В то же время различные течения постклассической философии, как и философской классики, объединяет рефлексивность, проявляющаяся в том, что философия постоянно выявляет (эксплици­рует) и переосмысливает наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Философское позна­ние и в новую историческую эпоху выступает особым самосознанием культуры, активно влияющим на ее развитие.

Источник: https://fsm5.livejournal.com/820.html

Православный приход: как создается приход, структура прихода, управление приходом, отличие прихода от храма, современный приход

В каждой церкви есть свой приход, а что это и как он определяется — поговорим в статье.

Слово «приход», имеющее греческое происхождение, корнями уходит в понятия близости к дому. Отсюда и повелось называть приходом территорию, сосредоточенную вокруг того или иного храма, как и население, проживающее на ней и приходящее в храм на молитву, службу, проповедь, — прихожанами.

Православный приход

До октябрьской революции именно в приходских храмах были сосредоточены все официальные сведения о прихожанах: кто когда родился, крестился, женился, что купил и куда переехал, фиксировались, естественно, и даты смерти.

Образовывались приходы, как правило, там, где была не только церковь, но и средства для того, чтобы содержать церковный притч, т.е. штат священнослужителей.

Примечательно, что прихожане поначалу активно участвовали в избрании членов притча, но со временем это право отменили, оставив лишь возможность ставить в известность о своих предпочтениях при назначении притча.

Как создается приход?

Приход объединяет в себе духовенство и мирских людей, которые посещают один храм. Наблюдает за приходом архиерей епархии, который назначает настоятеля храма и благословляет весь приход на деятельность.

Церковные каноны строги, и если часть (или даже все члены приходского собрания) решат выйти из прихода – они бесправны в отношении финансовых и материальных благ прихода.

Читайте также:  Персональные данные для приставов, спор пациента и врача и другие споры вс

А уж если идет речь об отделении из выстроенной иерархии – теряется не только имущество и право пользования ним, но даже причастность к Русской Православной Церкви.

Приход

Епархиальная власть благословляет создание храмов, часовен, домов молитвы, а также управляет приходом. Ревизионной комиссии принадлежит право контроля за тем, как действует приход.

Структура прихода

Также с благословения архиерея происходит создание братств и сестричеств, которые привлекают к заботам о храме других прихожан, занимаются благотворительностью, просветительской деятельностью, религиозным воспитанием.

Они производят отчисления на нужды церкви и строго подчиняются решениям епархии и приходских настоятелей. В случае отделения они также лишаются имущества, прекращая всякую деятельность в рамках не только прихода, но и церкви.

Возглавляет приход настоятель, которого назначает архиерей епархии.

Он руководит духовенством прихода, следит, чтобы в храме были все атрибуты, необходимые для богослужений, организовывает деятельность братств и сестричеств, проводит приходские собрания, следя, чтобы его решения неукоснительно соблюдались, представляет интересы вверенного ему прихода в государственных органах, ведет богослужебный журнал, выдает свидетельства о таинствах крещения и брака.

Прихожане

В храме, как правило, находятся 3 человека: священник, дьякон и псаломщик. Если приход небольшой, дьякона в составе может не быть. Если же наоборот – по решению епархиальной власти состав может быть увеличен. Его обязанность – духовная и нравственная составляющие состояния прихода. Перейти в состав другой епархии священнослужитель может исключительно с разрешения архиерея.

И, наконец, прихожане, т.е. православные, постоянно посещающие храм, участвующие в богослужениях, исполняющие правила церкви, причащающиеся и исповедующиеся. Кроме того, именно прихожане должны заботиться о том, чтобы содержать храм в должном состоянии.

Управление приходом

Приход управляется приходским собранием.

  • Возглавляет его настоятель, а членами являются притч и наиболее достойные прихожане. Собирается этот орган не реже, чем раз в год.

Источник: https://heaclub.ru/pravoslavnyj-prihod-kak-sozdaetsya-prihod-struktura-prihoda-upravlenie-prihodom-otlichie-prihoda-ot-hrama-sovremennyj-prihod

Приход и уход сотрудников: как приучить персонал к дисциплине

Фото: Павел Лисицын/РИА Новости

Михаил Акишин, системный администратор ООО «Михайловский торговый дом»

В этой статье Вы узнаете 

  • Когда стоит задуматься об автоматизированном учете ухода и прихода сотрудников
  • На какую программу сделать ставку 
  • Почему конроль прихода и ухода сотрудников не всегда стоит доверять машине
  • Какие сотрудники не читаются сканером
  • Как вручную обеспечить учет рабочего времени персонала 

В нашей компании — три розничных магазина и собственное производство. Оплата труда почасовая. Раньше, когда в штате было 150 человек, приход и уход сотрудников на работу фиксировал в специальном журнале охранник на проходной. Затем бухгалтер переносил информацию в электронную таблицу.

Ему приходилось выделять полтора-два часа времени на то, чтобы заполнить таблицу, а затем перенести данные (обычно за предыдущий день) в программу. С ростом компании количество работников увеличилось в три раза, поэтому справляться с учетом времени прихода и ухода пятисот сотрудников стало очень сложно.

Учет прихода и ухода сотрудников: как контролировать эффективно

Пять лет назад мы решили автоматизировать контроль прихода и ухода сотрудников. Сначала думали об электронных карточках — самых популярных на сегодняшний день.

Но эту систему очень просто обойти: сотрудники могут просто передавать свои пропуска с теми, кто приходит вовремя. Поэтому отказались от этой идеи, хоть с карточными системами и проще работать — они практически не допускают ошибок при регистрации.

Наиболее интересной оказалась биометрическая система учета рабочего времени BioTime.

  • Организация и проведение совещаний. 9 результативных правил

Это сканер отпечатков пальцев, установленный на проходной и подсоединенный к компьютеру, на котором установлена специальная программа. Поскольку вход и для сотрудников магазинов, и для тех, кто работает на производстве, общий, понадобилось всего четыре сканера: три в магазинах на постах охраны и один в бухгалтерии.

Все они абсолютно идентичны, но на оборудовании в бухгалтерии установлена программа, управляющая учетными записями сотрудников и готовящая аналитические данные. Здесь же в базу данных вносятся сведения о новых работниках. Кстати, эта база может храниться на любых серверах: мы, например, пользуемся Microsoft SQL Server.

Также в ней предусмотрено автоматическое создание резервной копии на случай аварии. Поэтому, если что-то случится с сервером, данные мы не потеряем.

Установка системы обошлась примерно в 80 000 руб., из которых около 20 000 руб. ушло на закупку четырех сканеров и 15 000 руб. — на оплату услуг консультантов за первый год технической поддержки.

Для работы с системой достаточно штатного системного администратора, нанимать дополнительного работника необходимости нет. Дополнительного обслуживания самого оборудования не требуется.

Как и у любой техники, у него есть определенный срок службы, но за пять лет мы заменили только один сканер из четырех.

&gt ;

Учет и контроль прихода и ухода работников

Сейчас все сотрудники, приходя на работу, обязаны пройти сканирование. Когда человек прикладывает палец к сканеру, на экране он видит фамилию, имя и отчество. В его интересах следить, чтобы оборудование работало верно и опознавало именно его.

Затем все сотрудники в любом случае подходят к охране, чтобы записаться в журнал, — это обязательная процедура. Абсолютно уйти от бумажных носителей у нас не получилось.

Но теперь журнал используется только в спорных ситуациях, при начислении заработной платы бухгалтерия к нему больше не обращается — работает с электронными данными: запрашивает отчет об отработанных часах, в котором даны фамилия и общее время работы за рассматриваемый период. Также программа может подготовить разнообразные отчеты:

  • сумма отработанных часов за любой промежуток времени;
  • время прихода;
  • время ухода;
  • время на рабочем месте.

Раньше при возникновении спорных ситуаций приходилось обращаться к другим сотрудникам, начальникам отделов или администрации магазина и на основании совокупных данных принимать решение.

Теперь же достаточно электронной версии приходов и уходов. Все работники это понимают, поэтому опозданий стало меньше, ведь за нарушения их могут лишить части премии.

Система упростила работу не только бухгалтерии, но и службе по работе с персоналом, которая регулярно пользуется данными сканера.

Однако даже такая умная машина не всегда может верно идентифицировать личность человека. Несмотря на то что возможность дублирования отпечатка одна к миллиону, ошибки иногда встречаются. Бывает, что с первого раза техника не считывает отпечаток. А бывали даже случаи, когда система опознавала не того сотрудника.

Думаю, это особенность биометрии, ведь аппарат сканирует не весь палец, а определенное количество точек. У некоторых сотрудников, занятых на производстве в горячем цехе или непосредственно контактирующих с оборудованием, бывают повреждения подушечек пальцев, как тепловые, так и механические. В результате человек неверно идентифицируется.

Решить эту проблему можно двумя путями.

Увеличить чувствительность сканера. Программа это позволяет, но нам не менее важна оперативность считывания данных. Особенно утром, когда одновременно приходят около ста сотрудников, задерживаться у сканера более двух секунд невозможно.

Завести в системе отпечаток не одного пальца, а двух. Так, у нас для каждого сотрудника сохранены отпечатки указательного пальца и мизинца, который меньше всего подвержен травмам.

Приход и уход сотрудников: опыт решения проблемы с опозданиями

Рита Ним, начальник отдела кадров ИП Казаков А.В., Луховицы, Московская область

У нас шесть магазинов в городе. Штатная численность продавцов — восемь человек, из которых двое подменные — на случай болезни, отпуска или каких-либо непредвиденных обстоятельств.

Это, с одной стороны, облегчает работу, потому что контролировать маленький штат проще. Но с другой стороны, в большом коллективе обычно есть специальные сотрудники, следящие за дисциплиной.

В нашем же случае это просто невозможно, а устанавливать какие бы то ни было системы учета абсолютно нерентабельно.

Мы разработали другие способы контролировать приход и уход сотрудников. В каждый магазин я подбираю сотрудников, которые живут в том же районе и могут быстро добираться до работы. Для большинства у нас введена почасовая оплата труда (в соответствии с МРОТ по Московской области).

Можно, конечно, установить график работы 2/2 или 7/7, но таким способом мы бы увеличили штатную численность, на что компании потребуются определенные затраты. Из-за этого мы установили плату за каждый час.

Поэтому важно, чтобы сотрудник исправно отрабатывал положенное оплачиваемое время.

Продавец приходит на работу к восьми часам и сам открывает магазин. Я обзваниваю всех и проверяю, вышли ли они на работу.

А в конце рабочего дня, около пяти часов вечера, я вновь всех обзваниваю и спрашиваю сумму выручки.

В конце каждого месяца в компании составляется табель учета рабочего времени, в котором указывается, сколько дней и часов отработал каждый, а также размер выручки — продавцы получают от нее один процент.

Есть еще один простой и действенный способ контроля — «тайный покупатель», человек из числа знакомых, который за определенную плату должен:

  • объехать все магазины;
  • посмотреть, на месте ли продавцы;
  • проверить, к которому часу они приходят;
  • оценить, как продавцы себя ведут, как говорят с покупателями.

Иногда наш директор сам делает такие объезды, а также еженедельно руководитель отдела продаж и реализации в каждом магазине проводит ревизию. Это стимулирует продавцов работать качественно.

За разовые небольшие нарушения обычно не штрафуем, но если сотрудник совершает их регулярно — увольняем. Недисциплинированных продавцов не держим — сейчас много желающих найти работу. И можно подобрать того, кто будет приносить пользу магазину, а не портить впечатление покупателей о компании.

  •  Система мотивации персонала: примеры и разработка
Антон Михайлов, директор по маркетингу BioLink Solutions, МоскваЕсли театр начинается с вешалки, то компания — с персонала. Точный учет прихода и ухода сотрудников способствует повышению эффективности и прибыльности. Ведь здесь человеческий фактор играет особую роль. К тому же расходы на персонал составляют значительную часть издержек. Следовательно, нужен жесткий учет и контроль этих расходов — как в денежном выражении, так и в «натуральном» (реально отработанном сотрудниками времени).Очень распространены пропускные системы, использующие карты, талоны, жетоны и тому подобное. Однако они не могут гарантировать точности, поскольку сотрудники быстро находят выход из ситуации — передают пропускные документы своим коллегам, чтобы те пробили их в нужное время.Это становится невозможным, если использовать идентификаторы, которые уникальны для каждого конкретного человека и не могут быть одолжены или забыты. Такими идентификаторами служат биометрические параметры, и сейчас наиболее распространены, технологичны и эффективны системы идентификации по отпечаткам пальцев.Принцип работы биометрических систем учета времени схож с «карточными» решениями, только считывателю (в данном случае сканеру) нужно предъявлять отпечаток пальца. В продвинутых системах допускается использование и карт, и биометрических идентификаторов. Например, карты выдаются посетителям на время визита, а персонал идентифицируется по отпечаткам пальцев.Автоматизация учета рабочего времени с помощью биометрических технологий позволяет:

  • руководителям без особых усилий отслеживать рабочий процесс, контролировать дисциплину каждого сотрудника;
  • минимизировать неизбежные погрешности при ручном учете;
  • выплачивать заработную плату за реально отработанное время;
  • экономить время на обработку данных по приходу-уходу, опозданию сотрудников на работу.

Выбирая биометрическую систему, обязательно убедитесь в том, что она совместима с другими программами (чаще всего это «1С:Зарплата и управление персоналом»), установленными на компьютере в вашем магазине. В этом случае вам не придется заново заводить в ней данные о сотрудниках (фамилию, имя, должность и т. д.). Надо будет всего лишь импортировать в программу сведения, содержащиеся в 1С. В автоматическом режиме должен осуществляться и экспорт сведений из биометрической системы в 1С для начисления зарплаты. Конечно, надежность интеграции с 1С должна подтверждаться официальным сертификатом. Важны и другие сертификаты. Скажем, сертификат на совместимость с Microsoft Windows 7 не только гарантирует, что учет рабочего времени будет действовать и в этой операционной системе, он подтверждает технологичность самого сертифицированного решения: установка биометрической системы будет осуществляться корректно и не приведет к выходу из строя всего программного обеспечения магазина.

Справка

ООО «Михайловский торговый дом»

Год основания: 1997 Количество магазинов: 3 Штат: 500

Площадь: общая 2000 м2

Оборот и прибыль: не раскрываются

ИП Казаков А.В.

Год создания: 2002 Количество магазинов: 6 Штат: 20 человек

Площадь: до 20 м2 каждый

Оборот и прибыль: не раскрываются

Biolink Solutions

Год основания: 1997 Штат: 50 человек Услуги: разработка, внедрение и сопровождение комплексных биометрических систем учета рабочего времени и контроля доступа, аутентификации пользователей и массовой идентификации в рамках государственных проектов.

Клиенты: OLDI Computers, «Подружка», TOGAS, супермаркеты «Марка», «Остров» и «АБК», сеть ТРЦ «РИО», банк «Авангард», Запсибкомбанк, ФораБанк, «Мобил Элемент».

Источник: https://www.gd.ru/articles/3687-prihod-i-uhod-sotrudnikov

Сельский приход. Исследование ситуации на примере Пинежского благочиния

В 2011 году святейший патриарх Кирилл определил, что приходское служение является одним из приоритетных служений Церкви.

На архиерейском соборе того же года были приняты соответствующие решения способствующие более последовательно  и систематично осуществлять вне богослужебную жизнь церковных приходов. Задачей стало то, чтобы приходская жизнь вне храма стала нормой, а не исключением.

И сегодня можно увидеть много достойных примеров, когда церковная жизнь выходит за ограду храмовой территории и осуществляет себя в катехизаторском, социальном и молодежном служении.  

Реализация церковно-приходской жизни имеет достаточно много условий способствующих или напротив усложняющих эту задачу. К этим условиям можно отнести и местоположение храма-прихода. Обычно в церкви, как в жизни, существует два типа жителя сельский и городской. Различия сельского и городского прихожанина обусловлены той средой в которой они обитают.

Городской прихожанин посещая храм, посещает духовный, культурный оазис. Оазис который четко контрастирует с окружающей яркой, но раздражающей и внутренне разрушительной действительностью.

Это человек, часто истосковавшийся по тишине,  внутреннему ладу и гармонии.

Церковная жизнь для него это попытка ухода из мира человеческого в мир Божий, где каждый новый человек это единоверец и единомышленник.

На селе человек, даже после всех исторических ломок, сохранил некоторую внутреннюю здравость, такую как приверженность к труду, к земле. Способность существовать за счет даров природы. Рожденный и выращенный на лоне природы, сельский житель, хотя часто и неосознанно, но в тоже время впитал дух красоты творения Божия.

Хотя нужно сказать, что с каждым годом, это благое влияние на сельского жителя ослабляется по причине все большей перемены ценностей, от традиционных к современным.

Да и деревня сегодня это не сплоченное трудовое хозяйство, а брошенная и запущенная земля, закрытые и разоренные предприятия, и люди, потерянные и забытые, государством и властью, но не забытые Богом.

Пинежский район, Пинежское благочиние – это родина многих святых: св. пр. Иоанна Кронштадтского,  св.пр. Артемия Веркольского, место подвигов прп. Макария Красногорского  и место упокоения прп. Никона Оптинского.  По территории занимает порядка 32 тыс. кв. км. , что соответствует территории Бельгии. Протяженностью с севера на юг в 339 км.

Население района на сегодня составляет 25 тысяч человек. Хотя даже в 1885г. население района составляло 28,5 тыс. человек. А за прошедшие 20 лет район потерял с 41,5 тыс. в 1993г. по сегодня 16,5 тыс. чел. Средний возраст жителя Пинежья 48 лет, с каждым годом увеличивается, т.к. преобладающее количество пожилых людей.

При  этом продолжительность жизни среди женщин выше среднего достаточно высокая 73 года, а среди мужчин в среднем 60 лет.

Отсутствие производств, упадок сельского хозяйства, неразвитая инфраструктура, сложная демография делают очень непростой жизнь на Пинежье.

Церковно-приходская жизнь зародилась сразу же с появлением на этой земле первых христиан, еще в конце 14 века и существовала вплоть до советской власти. Приходы, представляли из себя, территориальные единицы объединенные в волости, с возложенными на них государственно-регистрационными функциями.

Помимо этого, некоторые  приходы имели яркую специфику в своей церковной деятельности. Так Чухченемский приход был славен своими переписчиками книг, а Пиринемский почитанием и сохранением мощей в будующем прославленной святой отроковицы Параскевы. Сурский приход приобрел известность благодаря деятельности св. пр.

Иоанна Кронштадтского.

В настоящее время положительным явлением в жизни района, является возрождающаяся церковная жизнь.

Сегодня на территории благочиния действует 19 храмов и часовен, и еще 7 восстанавливаются или строятся заново.

 При строительстве храмов или часовен преобладают постройки, с квадратной в плане клетью (четвериком), двускатной крышей с 1, 2-мя или 3-я куполами,  небольших по объему, деревянных церквей.

Известно, что на территории благочиния расположено два монастыря: Свято – Артемиево Веркольский мужской монастырь и женский  монастырь св. пр. Иоанна Кронштадтского на родине праведника в с. Сура.

Существующие приходы можно условно отнести к следующим типам:

1)     приходы являющиеся подворьями св. Артемиево Веркольского монастыря.

2)     Самостоятельные приходы, имеющие своего настоятеля.

3)     Приходы находящиеся в духовном окормлении настоятелями других храмов или священниками благочиния.

Деление это достаточно условно, т.к.

каждый храм, находящийся  в определенном селе или деревне, территориально концентрирует вокруг себя инициативных прихожан, которые несут практически всю ответственность за деятельность прихода.

Они же, (при отсутствии штатного) приглашают священника для проведения богослужений и иных мероприятий, связанных с жизнью прихода и имеют широкую свободу действий в плане реализации церковно-приходской жизни.

Количество прихожан в Пинежском благочинии составляет 424 человека, что значит 1.7% от общего количества  жителей. Естественно цифра эта не статична, она изменяется, но все же на нее можно с уверенностью опираться, потому что колебания ее незначительны и не повлияют на картину в целом.

Подавляющее большинство прихожан женщины, средний возраст  прихожан 55 лет.

По типу прихожан, приходы можно разделить на два вида, а именно по характеру исторического происхождения населенного пункта в котором тот или иной приход находится.

1)           Село, деревня и поселения с вековой историей. Здесь на протяжении многих поколений проживают коренные жители Пинежья. История населенного пункта, с глубокими традициями отражается на характере, темпераменте и мировосприятии людей.

Возраст прихожан, в этой группе, как правило немного больше, чем в среднем по пинежью. Имеет сильное влияние психологический фактор памяти прежней жизни в советский период.

Для многих жителей этих населенных пунктов, еще живы воспоминания о разрушенных и разоренных храмах, существовавших до Советской власти, поруганной вере, а многие или сами лично или их предки принимали участие в разорении.

Поэтому обращение к вере здесь осуществляется особенно тяжело, воцерковление долговременно. Внешне не эмоциональные и сдержанные в чувствах верующие имеют сугубую склонность к обрядовости и поверхностному восприятию веры.

 Однако, нельзя не отметить большую благорасположенность и уважение ко священникам и всем лицам духовного звания. Слово Божие и проповедь принимают открыто и просто.

2)           Поселения созданные во второй половине прошлого века. Здесь проживают приезжие из бывших республик СССР (Украина, Белоруссия, Казахстан, Молдавия), а также из других регионов России.

Церковным приходам в таких населенных пунктах характерен более молодой возраст прихожан, в следствии чего, более высокая активность церковно-приходской деятельности.

Однако в связи с тем, что приходы в таких поселениях стали появляться относительно недавно, степень воцерковления  не высока и количество причастников в обеих группах примерно одинакова, что составляет по большим праздникам 70-80% от общего количества прихожан.

  В благочинии совершается порядка 100 – 110 богослужений (Божественных Литургий) в год в среднем на каждый приход. Также совершаются необходимые для духовной жизни Таинства, в т.ч. Таинство Святого Крещения. В 2013 г. было крещено 95 человек, причем с каждым годом количество крещаемых падает, по причине увеличения требований подготовки к кандидатам в крещаемые и крестные.

Одной из основных проблем приходов является организация внебогослужебной жизни. Проблема включенности прихожан в небогослужебную жизнь не нова. Сама суть приходской жизни подразумевает наличие коллективно разделяемых интересов, не ограничивающихся участием в богослужениях. Однако, во многих храмах не сложились активные приходские общины,  с внебоголужебной жизнью.

Очевидно, такая ситуация существует, как следствие отрыва верующих от обыденной приобщенности к Церкви, истоки которого относятся к Советскому прошлому. Наша церковная жизнь индивидуализировалась, стала делом сугубо личным. Каждый живет и подвизается сам по себе, а поэтому часто не может даже воспринимать другого духовного опыта.

Однако, следует отметить усилия настоятелей приходов и священников благочиния в деле воцерковления населения. Так, предпринимаются шаги в деле катехизации паствы, проводятся катехизаторские беседы, где рассматриваются вопросы связанные с вероучением (таинствами, догматами), богослужениями, актуальными проблемами прихода; существует практика совместных трапез.

И несомненно то, что каждый приход за время своего существования приобрел определенный опыт. И задача сегодня этим опытом поделится.

Очевидно то, что далеко не на каждом приходе может сложиться та или иная форма внебогослужебной приходской жизни.

Где то, так и не удалось организовать воскресную школу, зато там есть хороший клирос, а на другом приходе научились разговаривать с сектантами, а где то смогли организовать социальную деятельность.

Я думаю, что одной из первых задач в организации приходского служения в благочинии могло бы быть определение специфики каждого прихода. Для этого нужно реально оценить материально-технические, человеческие возможности, вероятно, в чем-то оказать поддержку.

Зачастую храм может реализовывать одну, две серьезные инициативы, и трудно разделить их отдельно на миссионерскую, молодежную или социальную работу. Это нельзя не учитывать. И пусть в каждом случае будет развиваться что-то свое, главное — обеспечить высокий уровень и стабильность.

Несомненным плюсом в деле организации церковно-приходской жизни может стать практика «шефства», городских приходов над сельскими.

Подобная практика может выражаться в совместных богослужениях, проведении церковных праздников, в т.ч. вне храма.

Совместной катехизации  и множестве иных мероприятий способствующих взаимному обогащению, духовному сближению, укреплению и утверждению в вере через единую духовную среду.

На лоне природы Каин убил Авеля. И потом построил город. Сегодня Каин стремится уничтожить саму среду, изгнать человека из его естественной среды. Имен у этого Каина сегодня много. Это даже не имена это идолы, кумиры сегодняшнего дня, такие как: рентабельность, экономические показатели, конкуренция. На них молятся.

Однако забыто о душе, забвению предан человек. И в современной системе бытия, устроенной человеком, только Церковь Божия, существующая не  «потому что», а вопреки всему, имеет потенциал возрождаться из не бытия. И наша вера, наша история не дает нам оснований сомневаться в этом.

И конечно сегодня, с болью вглядываясь во  всю сложность ситуации сложившейся на Пинежье, на Русском Севере, в России, понимаешь, что изменения возможны только благодаря чуду, чуду Божию. И у этого чуда, есть предпосылки, которые дают нам надежду. Это жизнь больших и малых, сельских и городских приходов.

Активная, набирающая ход, движимая сердцами  не равнодушных, но живых Божиим Духом людей приходская жизнь.

священник Алексей Кривицкий

Источник: http://selskay.cerkov.ru/2013/11/09/selskij-prixod-issledovanie-situacii-na-primere-pinezhskogo-blagochiniya/

Что делает приход общиной? Опыт пастырей и прихожан / Православие.Ru

Многие молодые настоятели жалуются, что на их приходах не складывается община. А что такое община? Что делает приход общиной? В этих и других связанных с общиной вопросах пытался разобраться диакон Федор КОТРЕЛЕВ.

Любовь

«Извините, в вашем храме есть община?» Глаза моей собеседницы, старосты одного из храмов в центре Москвы, делаются испуганными, мой вопрос как будто бы привел ее в замешательство.

«Нет, нет, — наконец находится она, — у нас никакой общины нет!»
Подобную реакцию можно наблюдать в разговоре с современными православными довольно часто. Вероятно, это связано с тем, что современный человек с трудом представляет себе сущность этого явления — общины.

В одном из московских храмов на вопрос об общине мне сказали прямо: «У нас здесь не секта, у нас приход: хороший, дружный, сплоченный приход».

Так что же это такое — община? Само слово, как нетрудно догадаться, происходит от слова «общее». То есть община предполагает наличие каких-то связей, объединяющих людей в группу.

«Мне кажется, — говорит протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель московского храма Всемилостивого Спаса на Новослободской, — что православная община — это большая семья, которая собирается в определенном храме, где люди друг друга знают, где люди друг другу дороги, друг о друге молятся, им хорошо друг с другом».

Основателем первой христианской общины стал Сам Христос, заповедовав ученикам пребывать в единстве и любви. На илл.: мозаика церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне (Италия), VI век

Теперь на минуту вернемся к испуганной моим вопросом про общину старосте. Продолжая разговор, я узнал, что хоть общины у них и «никакой нет», но все же многие люди общаются между собой помимо храма, имеют какие-то общие интересы. «Ну а предположим, если кто-то из прихожан заболеет, попадет в больницу, будет ли приход участвовать в его судьбе?» — спросил я. «Ну конечно! — ответила староста.

— У нас есть на приходе небольшое сестричество — несколько женщин, которые всегда в курсе дел всех наших прихожан, особенно пожилых и одиноких. Они не только сами навещают заболевших в больницах, но и просят об этом других прихожан». Во многих православных храмах есть такая инициативная группа прихожан, которые не дают покоя всем остальным, в хорошем смысле этого выражения.

Почти во всех приходах Москвы, где я проводил опрос, мне об этом говорили. Где-то прихожане помогают многодетным — например, в качестве прогулочных нянь; где-то дежурная за ящиком без труда назовет всех старичков прихода — потому что с ними постоянно контактируют прихожане.

Интересно, может быть, община — это когда ее члены имеют право требовать заботу о себе от других членов? «Здесь, как и в семье, забота должна быть не просто долгом, а долгом совести, — считает отец Александр Ильяшенко. — “Требовать” — это слишком резкое слово, мы должны строить свои отношения так, чтобы нам самим хотелось помогать тому, кто нуждается в нашей помощи.

Как сказал апостол Павел, “Любовь… не ищет своего” (1 Кор. 13, 5). Но, конечно, настоятель может обратиться к прихожанам с призывом помочь тому, кому нужна помощь».

С тем, что в общине нельзя ни от кого ничего требовать, согласен и настоятель московского храма свв. апп. Петра и Павла в Ясеневе (подворье Оптиной Пустыни) игумен Мелхиседек (Артюхин): «Нельзя ни в коем случае начинать с предъявления требований! Думать, что у членов общины должны быть какие-то обязанности, — это иллюзия. Обязанности есть только у нас, у священников.

Мы обязаны вытирать сопли, выслушивать, по голове гладить, разбирать семейные разборки. А как только попросишь что-то сделать для прихода — это сразу напрягает! Но вовсе не потому, что люди такие, а потому, что начинать надо не с этого! Сначала надо сеять, а потом когда-нибудь пожнешь.

Сначала надо показать твою любовь к приходу, понянчиться с прихожанами, а потом уже потихоньку: “Ребят, храм надо восстанавливать” или “Помочь надо то-то и то-то”. Но пусть сначала увидят, что ты пастырь. Мы много и часто говорим о любви, но всегда говорим, имея в виду любовь к себе.

А ведь она должна быть взаимной! И тогда можно будет сказать общине: “Надо же для храма-то ручками тоже что-то сделать. Не можешь ручками, оставь копейку, чтобы у батюшки была возможность не с протянутой рукой по организациям бегать, а духовной жизнью заниматься, книжки читать, молиться».

Судя по трогательной заботе прихожан о своих пастырях, на приходе Всех Святых в Красном Селе батюшки с прихожанами уже понянчились и теперь пожинают плоды. На фото: концерт приходской самодеятельности в престольный праздник храма Всех Святых в Красном Селе г. Москвы

Дело

Есть еще один, очень важный фактор, который делает группу людей общиной. Это общее дело. «Мы ходим с нашими батюшками в детский дом и в больницу», — рассказывают прихожане Всехсвятской церкви в Сокольниках. «Мы собираем и отправляем вещи для тюрем», — сообщают в Вознесении на Гороховом поле.

«Мы кормим бездомных на Ярославском вокзале», — говорят прихожане Покровского храма в Красном Селе. «У нас сестричество». «У нас еженедельное посещение больницы». «У нас серьезная воскресная школа с несколькими десятками преподавателей». И так далее, вариантов много.

И нет такого храма, во всяком случае в Москве, где прихожане ничего не делали бы в свободное от богослужений время. «У нас так, например, сложилось, — рассказывает отец Мельхиседек (Артюхин), — часть прихожан участвует в службе в доме престарелых и в детском доме. Такие вещи очень хорошо укрепляют общину, образуется ее костяк.

Но тут важно учесть, что это именно только часть прихожан, ведь все не могут участвовать в таком служении. У нас сложилось сестричество из сорока человек, а приход-то гораздо больше! Но многие не могут ездить на социальное служение в будни, а мы ездим по четвергам. Отсюда вывод: общину укрепляет еще что-то.

И уверен, в первую очередь это храм, богослужение». «Конечно, — согласен протоиерей Александр Ильяшенко, — центром общины должно быть богослужение, причащение Святых Христовых Таин из одной Чаши. И вот тогда это будет община, то есть духовное единство, в центре которого Сам Христос.

Люди собираются ради Христа и служат людям в Церкви ради Христа».

Главный объединяющий фактор общины — богослужение. На фото: служба Успения Божией Матери в храме св. Димитрия Солунского в селе Дмитровское Переславского района Ярославской епархии

Отец Мельхиседек: «У нас очень много сил ушло на то, чтобы привить людям любовь к храму, чтобы привить понимание, что суббота, воскресенье — это наша жизнь.

Как мы говорили, часто на проповеди повторяли одно и то же поучение отца Иоанна Кронштадтского, который говорит, что солнце светит и земля дождит только ради одного — чтоб произрастал хлеб и было вино, потому что Литургия — ось мира, вокруг которой все крутится.

Ведь когда человек входит в жизнь прихода, надо сделать так, чтобы приход стал для него родным домом, чтобы он, как ветка, привился к лозе. Причем именно к храму привился. А то бывает, что люди бегают только за проповедями, бегают только за какими-то наставлениями, за исповедью.

И получается, если батюшка в отпуске, или заболел, или в командировке, то все, жизнь остановилась. А если он привился к храму, то жизнь не останавливается. Но как это сделать?»

Пастырь

Святые отцы называют Христа Пастыреначальником, то есть начальником над пастырями. Какую роль в жизни общины играет священник? «Мы, несколько десятков человек, в свое время пришли в этот храм вслед за нашим батюшкой, — рассказала та самая испуганная староста. — Сегодня костяк нашей общины составляют как раз его духовные чада.

Мы все его очень любим, общаемся с ним и помимо храма, перезваниваемся». В любой общине должен быть объединяющий авторитет, лидер. Для христианской общины естественно, чтобы таким лидером был не мирянин, а священник. Но этот момент таит в себе и большую опасность.

Отец Александр Ильяшенко считает, что «священник ни в коем случае не должен допустить, чтобы его прихожане приходили к нему, к священнику, к человеку. Это тяжелейшее поражение! Люди должны стремиться к Богу! В греческом языке слово “анти” означает не только “против”, но и “вместо”. Антихрист — это тот, кто приходит вместо Христа.

Так вот, пастырь, глава общины рискует стать в положение того, кто вместо Христа. Нельзя ни в коем случае становиться на этот путь самообольщения».

Как разобраться, куда ты ведешь своих чад: ко Христу или к себе самому? Единственное средство обезопасить себя от такого искушения, по мнению отца Александра, — просить у Господа, чтобы Он даровал смирение: «Смирение — это мир с Богом. Вот если на душе присутствует мир, то тогда и жизнь будет тихой и полезной для окружающих».

Если же главой общины будут руководить гордость, тщеславие, желание себя как-то проявить, привлечь к себе внимание, достичь каких-то заметных и всеми признаваемых масштабных результатов, тогда и жизнь общины может зайти в тупик и принести страдания ее членам, поскольку в отсутствие пастыря их «жизнь может остановиться», как заметил отец Мельхиседек (Артюхин).

«Священник должен очень много времени уделять прихожанам, — уверен отец Мельхиседек. — Прежде всего, я считаю, надо проводить регулярные беседы с прихожанами. У нас, например, каждое воскресенье проходят беседы для взрослых. Ведь на десяти-пятнадцатиминутной проповеди ты всего не расскажешь.

А тут люди могут задать вопрос священнику напрямую, и не один на один, а при всех. Ведь бывают наболевшие вопросы, которые кто-то не может сформулировать и задать, а кто-то другой смог. И еще есть потрясающая масса фольклора, потрясающая масса “сарафанных” преданий, которые необходимо развеивать.

Вот так, через беседы, формировался и формируется наш приход».

Однако беседы с прихожанами не единственная форма сплочения общины. По мнению отца Мельхиседека, «прекрасно сплачивают людей на приходе совместные паломнические поездки.

Поначалу легкие, недалеко: в Лавру, в Оптину, в Дивеево, потом может быть и подальше: на Валаам, на Соловки, в Киев, в Почаев… Во время таких поездок ты уже видишь людей в их повседневной жизни: сутки туда, сутки обратно, там сколько-то дней.

Смотришь, кто как себя ведет у костра, кто посуду моет, кто делится, кто нарезает, кто первый кидается угостить. И даже из короткой поездки мы возвращаемся с чувством, что долго друг друга знаем.

Никакое другое время в храме, и даже исповедь, такого знакомства не даст! Все это и помогает людям, входящим в приход, в общину, полюбить храм, полюбить богослужение — ведь уезжаем мы из храма и возвращаемся в храм. Как домой!»

Сегодня православные общины собираются в основном вокруг опытного пастыря. На фото: община храма Трех святителей на Кулишках со своим духовником прот. Владиславом Свешниковым

А я не хочу!

Многие прихожане московских храмов рассказывают, как хорошо, как уютно им у себя на приходе, где всех знаешь, где все родные и близкие.

Но есть также немалое количество людей, православных, церковных, вполне благочестивых, у которых либо не появляется желания влиться в жизнь прихода, либо возникает прямое нежелание какой-либо общей жизни.

«Зачем обязательно чем-то после службы заниматься, куда-то вместе идти, что-то делать? Мне и так хорошо в храме, я хочу прийти, помолиться и уйти домой. Друзей мне и так хватает, а церковь все-таки не клуб!» — говорят они. «Это, конечно, индивидуально, — считает отец Александр Ильяшенко.

— Есть люди нелюдимые, необщительные, и по каким-то причинам им так лучше. Но чаще все же бывает, что в корне такой позиции лежит какой-нибудь грех: тщеславие, гордость, обидчивость, неспособность прощать обиды. Ведь когда мы общаемся, то какие-то конфликты, конечно, неизбежны.

Все мы грешны и вольно или невольно друг друга там задеваем. И вот если человеку трудно мириться с подобными тяготами, то он и старается избегать общения». Конечно, время от времени встречаются люди настолько самоуглубленные, погруженные в свою духовную работу, что им трудно принимать активное участие в жизни прихода. Но будем честны: таких людей в современных храмах встретишь нечасто.

Община должна быть открытой

Мой друг рассказывал, как он начинал ходить в один из московских храмов в центре: «Прихожу, помню, в первый раз. Вижу, все между собой знакомы, здороваются, целуются. А на меня смотрят как на явного чужака. Одного спросил о чем-то, тот еле цедит сквозь зубы, мол, что спрашиваешь, сам что ли не знаешь? А я и правда не знал. В общем, принимали как-то негостеприимно».

Потом, правда, этот человек остался в том храме, познакомился с кем-то, но все равно до сих пор вспоминает о том первом дне. «Да, так, к сожалению, часто бывает на наших приходах. Это говорит о такой самодостаточности, о нежелании или неспособности делиться с другими, — считает отец Александр Ильяшенко.

— Мы внутри общины друг от друга что-то получаем, но вот приходит новый человек, которому нужно что-то отдать, пусть немного, просто секунду внимания, улыбку. Ему надо просто помочь войти в общину, помочь найти свое место. И вот тут люди оказываются зачастую недостаточно щедрыми, духовно скупыми, не желают делиться тем, что они накопили».

Но справедливости ради надо заметить, что во многих храмах бывает и совсем по-другому: новичка встречают приветливо, сами заводят разговор после службы, знакомятся. Активный прихожанин одной из московских церквей рассказывал мне, что на их немноголюдном приходе видно каждого нового человека: «Вот он один раз пришел — это может быть и “захожанин”. Вот второй раз, третий.

Видимо, ему чем-то понравилось у нас или работает близко, удобно. На третий-четвертый раз мы сами подходим знакомиться». «Прежде всего, сам пастырь, настоятель храма должен заботиться о том, чтобы община не замыкалась на самой себе, а была открытой, способной принять новых членов», — уверен протоиерей Александр Ильяшенко.

Нужно всеми силами стараться не отпугнуть человека, приходящего в храм, добавляет игумен Мельхиседек (Артюхин), важно остерегаться скоропалительных выводов о «захожанах». «Дело было летом, — рассказывает отец Мелхиседек. — Выхожу из алтаря, смотрю, в центральной части храма стоит женщина. Вид — просто непотребный: лосины, юбки вообще нет, сверху майка с вырезом.

Ужас! Я, как монах, думаю: “Как быть? Мне ведь мимо нее пройти как-то надо!” Ну и выхожу из алтаря , стараясь не смотреть, и так бочком-бочком пытаюсь пробежать. А она меня останавливает: “Батюшка, я к вам” . — “У вас какой-то вопрос?” А у нее слезы на глазах, плачет: “Батюшка, у меня вчера дочь из окна выбросилась, что мне делать?” Думаю, ничего себе! В общем, побеседовали мы с ней.

А когда разговор закончился, я ей говорю: “Вы знаете, когда в следующий раз пойдете в храм, вы не забудьте одеться”.

Она остолбенела! Потом столько извинений было! Оказалось, что, убитая горем, она в чем ходила по квартире, в том и в храм пришла, а увидела, в каком она виде, после моих слов! Я на приходе потом несколько раз этот случай рассказывал: “Вы представляете, если бы кто-то из вас подошел и сказал: в чем ты пришла?! А человек пришел, убитый горем! Поэтому не лезьте!”». Отец Мельхиседек уверен, что дежурные в храме должны быть очень деликатными людьми: «И за ящиком тоже должны быть воспитанные, образованнейшие и добрейшие люди. Человек за ящиком — это лицо прихода, они огромную роль играют!»

Приход = община

Читатель без труда заметит, что во всем нашем рассуждении слова «приход» и «община» употребляются одинаково часто, могут заменить друг друга. Вывод напрашивается такой: любой современный приход, ну разве что кроме совсем молодых, недавно сформировавшихся, может быть назван общиной. Действительно: куда ни пойдешь, везде прихожане заняты каким-то общим делом.

Везде костяк прихода объединен вокруг священника — чаще всего настоятеля. Везде, хотя, конечно, и в разной степени, помогают друг другу и заботятся о слабых. Что касается любви, то ее, конечно, измерить нельзя. Но зато можно быть твердо уверенными в словах Христа: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20).

А если Христос посреди, то, значит, и любовь есть, а если любовь есть, то есть и община.

Однако утверждение «каждый приход — община» не означает, что каждый прихожанин — член этой самой общины.

В любом храме есть люди, которые регулярно и в течение многих лет бывают здесь за богослужением, но не знают, как зовут свечницу или просто людей, что молятся рядом. Бывает, что активных прихожан в буквальном смысле «двое или трое».

Но это вовсе не говорит о том, что в таких храмах нет общины. Она есть, но пока маленькая. И дело настоятеля — с помощью членов общины сделать так, чтобы как можно больше прихожан стали общиной.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/36334.html

Ссылка на основную публикацию