Правовая характеристика местной администрации

Правовая основа деятельности администрации

Поиск Лекций

Раздел 1. Характеристика администрации муниципального района «Ижемский»

Общие положения

Администрация муниципального района «Ижемский» в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального района «Ижемский» является исполнительно – распорядительным органом местного самоуправления.

Местное самоуправление, согласно Европейской Хартии местного самоуправления, составляет одну из основ любого демократического строя.

Статья 12 Конституции РФ, в соответствии с которой в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправления, относится к главе 1 Конституции РФ – основы конституционного строя.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 131-ФЗ) прямо говорит о том, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Конституция РФ гарантирует организационную обособленность органов местного самоуправления от органов государственной власти. Обособленность позволяет говорить об определенной автономии местного самоуправления в системе органов публичной власти, но не об исключении его из структуры государства.

Принцип организационной обособленности органов местного самоуправления от органов государственной власти был провозглашен и является одной из основных гарантий самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения исходя из исторических, национальных и иных местных традиций и особенностей.

Организационная обособленность органов местного самоуправления от органов государственной власти предусматривает:

— самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления;

— недопустимость назначения на должность, утверждения в должности должностных лиц местного самоуправления, формирования органов местного самоуправления органами или должностными лицами государственной власти;

— отсутствие подчиненности и подотчетности органов и должностных лиц местного самоуправления государственным органам;

— недопустимость выдачи предписаний, дачи указаний, непосредственного руководства деятельностью органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти (возможно лишь законодательное регулирование в установленных федеральным законом пределах и по указанным вопросам);

— самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения и невозможность отмены муниципальных правовых актов иначе как самими органами, их принявшими, или судом.

Таким образом, организационная обособленность подразумевает недопустимость администрирования деятельности органов местного самоуправления со стороны государственных органов. В силу этого

государственные органы не выступают, как раньше, в качестве вышестоящих инстанций для органов местного самоуправления, за исключением случаев, определенных Законом № 131-ФЗ.

Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция РФ устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Тем самым предполагается выделение особой сферы местных вопросов, в которой органы местного самоуправления действуют самостоятельно и ответственны прежде всего перед своим населением.

В соответствии со статьей 16 Конституции РФ положения главы 1 «Основы конституционного строя» Конституции (соответственно статьи 3, 12), гарантирующие местное самоуправление, не могут быть изменены (отменены) иначе как в порядке, установленном Конституцией РФ, т.е.

только изменением Конституции РФ (статья 135). Никакие другие нормы Конституции РФ не могут противоречить ее положениям (статьям 3, 12) о местном самоуправлении, закрепленным в главе 1 Конституции РФ. Это главная правовая гарантия института местного самоуправления.

Администрация является самостоятельным юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Администрация как юридическое лицо действует на основании общих для администраций муниципальных образований положений в соответствии с федеральным законодательством применительно к казенным учреждениям и участвует в гражданских правоотношениях от имени муниципального района в соответствии с полномочиями, определенными Уставом муниципального района «Ижемский».

Администрация имеет самостоятельный баланс, счета, открываемые в установленном законодательством порядке, печать, штамп и другие реквизиты.

Структура администрации формируется в соответствии с Уставом муниципального района и утверждается Советом муниципального района «Ижемский».

Юридический адрес и местонахождение администрации: 169460, Республика Коми, Ижемский район, село Ижма, улица Советская, д. 45.

Правовая основа деятельности администрации

Правовую основу деятельности администрации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О некоммерческих организациях», Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Гражданский кодекс Российской Федерации, Конституция Республики Коми, Устав муниципального района «Ижемский», настоящее Положение и другие нормативно-правовые акты.

Администрация создана без ограничения срока деятельности.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s51489t1.html

Общая характеристика правового статуса администрации муниципального образования

Государственное и муниципальное управление (Сибикеев К.) » Общая характеристика правового статуса администрации муниципального образования

Местная администрация представляет собой исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных муниципальному образованию в установленном законом порядке.

Местная администрация обладает следующими признаками:

  1. с 1991 г. (со времени появления Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР») администрации обособились от Советов, превратились в организационно и функционально автономные органы местного самоуправления.

    Таковыми они остаются и в настоящее время;

  2. администрации являются органами общей компетенции, осуществляющими организационно-распорядительные и исполнительные полномочия по предметам ведения муниципальных образований.

    Именно это обстоятельство обеспечивает местным администрациям функциональную самостоятельность и организационно-структурное своеобразие;

  3. местные администрации приобрели статус обязательных органов в системе муниципальной власти;
  4. местные администрации, которые в соответствии с уставами муниципальных образований обладают правами юридических лиц, регистрируются в форме муниципальных учреждений;
  5. администрация имеет разветвленную и неоднородную структуру, которая включает в себя руководителей исполнительного органа, аппарат, подразделения администрации.

Основными направлениями работы аппарата являются организационное, юридическое, информационное, материально-техническое обеспечение администрации. Аппарат выполняет также контрольные функции. Структурные звенья аппарата не пользуются правом издания юридических актов. Руководители соответствующих подразделений не распоряжаются кредитами.

Функциональные звенья администрации (комитеты по экономике, управлению муниципальным имуществом, финансово-бюджетные управления) выполняют функции, охватывающие все или многие отрасли местного хозяйства.

Статус специализированных отделов и управлений характеризуется несколькими признаками. Во-первых, они являются органами специальной компетенции.

Их компетенция определяется либо местной администрацией как органом общей компетенции, решающим вопросы местного значения, либо вышестоящими органами управления. Во-вторых, они функционируют на основе положений о них, утверждаемых главой администрации.

В-третьих, окончательное решение о создании того или иного подразделения до настоящего времени принадлежало в основном руководителям администраций, которые утверждали его структуру и штаты.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=27345

открытая библиотека учебной информации

Местная администрацияпредставляет собой исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделœенный полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных муниципальному образованию в установленном законом порядке.

Местная администрация обладает следующими признаками:

1) с 1991 ᴦ. (со времени появления Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР») администрации обособились от Советов, превратились в организационно и функционально автономные органы местного самоуправления. Таковыми они остаются и в настоящее время;

2) администрации являются органами общей компетенции, осуществляющими организационно-распорядительные и исполнительные полномочия по предметам ведения муниципальных образований. Именно это обстоятельство обеспечивает местным администрациям функциональную самостоятельность и организационно-структурное своеобразие;

3) местные администрации приобрели статус обязательных органов в системе муниципальной власти. Прежде даже сам термин «местная администрация» не находил отражения в Законе.

Вот почему исполнительные органы фактически получили статус обязательных органов местного самоуправления благодаря уставам муниципальных образований и без законодательной поддержки Федерации и регионов.

Этот пример демонстрирует ситуацию, когда законодательный пробел восполнен практикой, самой жизнью;

4) местные администрации, которые в соответствии с уставами муниципальных образований обладают правами юридических лиц, регистрируются в форме муниципальных учреждений.

Законодательным образом признано, что юридическими лицами бывают также структурные подразделœения администрации (не всœе, а только те, кому данный статус нужен с точки зрения целœесообразности).

Решение данного вопроса находится в ведении представительного органа местного самоуправления;

5) администрация имеет разветвленную и неоднородную структуру, которая включает в себя руководителœей исполнительного органа, аппарат, подразделœения администрации. Глава местной администрации и его заместители являются руководящими должностными лицами исполнительного органа местного самоуправления.

Заместители главы администрации осуществляют руководство отдельными отраслями местного хозяйства, деятельностью подчинœенных им в соответствии с распределœением обязанностей структурных подразделœений администрации. Глава определяет число своих заместителœей и направления их работы (жилищно-коммунальное хозяйство, организация потребительского рынка, экономика и финансы, капитальное строительство, социальные вопросы).

Практический опыт свидетельствует о целœесообразности закрепления за каждым из заместителœей однородных взаимосвязанных между собой направлений.

К примеру, заместитель главы администрации по социальным вопросам руководит деятельностью структурных подразделœений в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Он же курирует соответствующие муниципальные учреждения (школы, больницы, аптечные предприятия, детские дошкольные учреждения).

Аппарат объединяет совокупность внутренних подразделœений, основное назначение которых заключается в оказании содействия руководству администрации, координации деятельности ее структурных подразделœений.

Основными направлениями работы аппарата являютсяорганизационное, юридическое, информационное, материально-техническое обеспечение администрации. Аппарат выполняет также контрольные функции. Структурные звенья аппарата не пользуются правом издания юридических актов.

Руководители соответствующих подразделœений не распоряжаются кредитами. Служебные отношения определяют горизонтальное подчинœение аппарата руководителям местной администрации.

Традиционно аппарат админист-рации образуют организационный отдел, информационно-аналитическая служба, отдел по работе с обращениями граждан, юридический комитет, отдел кадров, отдел хозяйственно-технического обеспечения, архив. Их деятельность носит функциональный и вспомогательный характер, регулируется положениями, утвержденными главой местной администрации.

Специализированные подразделœения администрации охватывают территориальные, отраслевые и функциональные органы.

Οʜᴎ носят различные наименования (отделы, управления, комитеты) в зависимости от нескольких факторов – их значимости в обеспечении жизнедеятельности муниципального образования, количества подчинœенных им предприятий и учреждений, точки зрения руководителя администрации и представительного органа, которые формируют структуру местной исполнительной власти.

Наличие территориальных органов управления свойственно преимущественно крупным муниципальным образованиям – городским округам. В городах, имеющих районное делœение, — ϶ᴛᴏ администрации районов в городе. Крупные подразделœения городской администрации обычно имеют территориальные органы управления в администрациях районов.

Отделы, управления и комитеты, образующие группу специализированных структурных звеньев администрации, классифицируются на отраслевые и функциональные.

Отраслевые подразделœения (управления образования, здравоохранения, благоустройства, комитеты по транспорту и связи, жилищной политике, организации бытового обслуживания населœения и др.) осуществляют управление соответствующими отраслями муниципального хозяйства, широко развитой сетью муниципальных учреждений и предприятий.

Функциональные звенья администрации (комитеты по экономике, управлению муниципальным имуществом, финансово-бюджетные управления) выполняют функции, охватывающие всœе или многие отрасли местного хозяйства.

Специализированные отделы и управления подчинœены главе администрации и его заместителям. Имевшая место в советский период система двойного подчинœения (горизонтального и вертикального) в настоящее время себя почти изжила.

Главная причина этого состоит в организационном обособлении местного самоуправления от государственной власти. Тем не менее, исключения из правила остаются: отдельные проявления системы двойного подчинœения всœе еще сохраняются. Яркий пример: правовое положение финансово-бюджетных управлений муниципальных образований.

Занимаясь в основном проблемами местных бюджетов, они тем не менее являются территориальными органами региональных министерств (главных управлений) финансов, входят в единую систему финансовых органов субъектов Федерации.

Начальники местных финансово-бюджетных органов, как правило, назначаются на должность министрами (начальниками главных управлений) финансов субъектов РФ по представлению глав муниципальных образований.

В структуре местных администраций есть подразделœения, наличие которых продиктовано переданными органам местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

К примеру, государственная функция регистрации актов записи гражданского состояния находится в перечне этих полномочий. Ее осуществляют управления загса, являющиеся функциональными подразделœениями администрации муниципальных образований.

Аналогичное положение занимают государственные инспекции архитектурно-строительного надзора, инспекции государственного технического надзора.

Их руководители назначаются и освобождаются от должности главами муниципальных образований по согласованию с вышестоящими государственными органами. Действия указанных должностных лиц бывают обжалованы в вышестоящие инспекции, в органы местного самоуправления.

Статус специализированных отделов и управлений характеризуется несколькими признаками.В первую очередь, они являются органами специальной компетенции (по управлению определœенной отраслью или сферой местного хозяйства).

Их компетенция определяется либо местной администрацией как органом общей компетенции, решающим вопросы местного значения, либо вышестоящими органами управления (к примеру, инспекцией Гостехнадзора), либо специализированные звенья администрации наделœены исключительными полномочиями вследствие специального законодательства.

Во-вторых, они функционируют на основе положений о них, утверждаемых главой администрации. В-третьих, окончательное решение о создании того или иного подразделœения до настоящего времени принадлежало в основном руководителям администраций, которые утверждали его структуру и штаты.

В соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» это право перешло к местным представительным органам. В-четвертых, руководители структурных подразделœений назначаются на должности, как правило, главами администраций. Распространено также их назначение местной думой по представлению главы администрации.

В-пятых, руководители исполнительных органов при крайне важности отменяют приказы начальников отделов и управлений. Οʜᴎ объявляют им дисциплинарные взыскания, меры поощрения. В-шестых, специализированные отделы, как и подразделœения аппарата͵ находятся на бюджетном финансировании.

Структура местного исполнительного органа – явление подвижное. Она должна быть ориентирована на задачи, стоящие перед местной властью. Их усложнение, появление новых направлений деятельности неизбежно вызовет обновление администрации.

Именно так было в начале 90-х гᴦ. XX в., когда в структуре местных исполнительных органов возникли комитеты по экономике и экологии, управлению муниципальным имуществом, управлению товарного рынка, социальной политике, поддержке предпринимательства.

4. Глава муниципального образования: статус и полномочия

Глава муниципального образования — ϶ᴛᴏ высшее должностное лицо самоуправляющейся единицы, наделœенное уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения.

Кроме статуса высшего должностного лица, Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделяет глав муниципальных образований положением единоличных органов местного самоуправления.

Он является обладателœем организационно-распорядительных (если глава руководит думой) или исполнительно-распорядительных полномочий (когда глава муниципального образования возглавляет местную администрацию) по организации деятельности представительного органа или по решению вопросов местного значения.

Совершенно точно, что в структуре любой модели муниципальной власти глава самоуправляющейся территории занимает первое место. Такое высокое положение главы гарантируется ему законом, устанавливающим его полномочия, и поддерживается общественным мнением, всœегда склонным персонифицировать власть.

Термин «глава муниципального образования»был введен Законом «О Счетной палате Российской Федерации» для обозначения выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления. Тем не менее для федерального законодателя фигура главы муниципального образования не стала обязательной.

Ее учреждение связывалось только с уставом самоуправленческой территории. С одной стороны, статус высшего должностного лица, возглавляющего всю деятельность по практической реализации местного самоуправления, придавал главе необходимый вес в хозяйственных делах и влияние в политической сфере.

С другой стороны, потребность в такой должности определялась в самом муниципальном образовании, где решался вопрос о целœесообразности ее введения.

Совсœем иначе подошел к данной проблеме закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Глава муниципального образования перешел в разряд обязательных органов местного самоуправления.

По-прежнему единственным способом приобретения им своих полномочий остается избрание.

Сохранение выборного порядка формирования высшего звена муниципальной власти отвечает природе местного самоуправления, его теоретической концепции, международно-правовым стандартам в самоуправленческой сфере.

Известны два альтернативных способа выборов главы муниципального образования:

Источник: http://oplib.ru/random/view/426878

3. Общая характеристика правового статуса администрации муниципального образования

Местная администрация представляет собой исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных муниципальному образованию в установленном законом порядке.

Местная администрация обладает следующими признаками:

1) с 1991 г. (со времени появления Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР») администрации обособились от Советов, превратились в организационно и функционально автономные органы местного самоуправления. Таковыми они остаются и в настоящее время;

2) администрации являются органами общей компетенции, осуществляющими организационно-распорядительные и исполнительные полномочия по предметам ведения муниципальных образований. Именно это обстоятельство обеспечивает местным администрациям функциональную самостоятельность и организационно-структурное своеобразие;

3) местные администрации приобрели статус обязательных органов в системе муниципальной власти. Прежде даже сам термин «местная администрация» не находил отражения в Законе.

Вот почему исполнительные органы фактически получили статус обязательных органов местного самоуправления благодаря уставам муниципальных образований и без законодательной поддержки Федерации и регионов.

Этот пример демонстрирует ситуацию, когда законодательный пробел восполнен практикой, самой жизнью;

4) местные администрации, которые в соответствии с уставами муниципальных образований обладают правами юридических лиц, регистрируются в форме муниципальных учреждений.

Законодательным образом признано, что юридическими лицами могут быть также структурные подразделения администрации (не все, а только те, кому этот статус нужен с точки зрения целесообразности).

Решение данного вопроса находится в ведении представительного органа местного самоуправления;

5) администрация имеет разветвленную и неоднородную структуру, которая включает в себя руководителей исполнительного органа, аппарат, подразделения администрации. Глава местной администрации и его заместители являются руководящими должностными лицами исполнительного органа местного самоуправления.

Заместители главы администрации осуществляют руководство отдельными отраслями местного хозяйства, деятельностью подчиненных им в соответствии с распределением обязанностей структурных подразделений администрации. Глава определяет число своих заместителей и направления их работы (жилищно-коммунальное хозяйство, организация потребительского рынка, экономика и финансы, капитальное строительство, социальные вопросы).

Практический опыт свидетельствует о целесообразности закрепления за каждым из заместителей однородных взаимосвязанных между собой направлений.

Например, заместитель главы администрации по социальным вопросам руководит деятельностью структурных подразделений в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Он же курирует соответствующие муниципальные учреждения (школы, больницы, аптечные предприятия, детские дошкольные учреждения).

Аппарат объединяет совокупность внутренних подразделений, основное назначение которых заключается в оказании содействия руководству администрации, координации деятельности ее структурных подразделений.

Основными направлениями работы аппарата являются организационное, юридическое, информационное, материально-техническое обеспечение администрации. Аппарат выполняет также контрольные функции. Структурные звенья аппарата не пользуются правом издания юридических актов.

Руководители соответствующих подразделений не распоряжаются кредитами. Служебные отношения определяют горизонтальное подчинение аппарата руководителям местной администрации.

Традиционно аппарат админист-рации образуют организационный отдел, информационно-аналитическая служба, отдел по работе с обращениями граждан, юридический комитет, отдел кадров, отдел хозяйственно-технического обеспечения, архив. Их деятельность носит регулируется положениями, утвержденными главой местной администрации.

Специализированные подразделения администрации охватывают территориальные, отраслевые и функциональные органы.

Они носят различные наименования (отделы, управления, комитеты) в зависимости от нескольких факторов – их значимости в обеспечении жизнедеятельности муниципального образования, количества подчиненных им предприятий и учреждений, точки зрения руководителя администрации и представительного органа, которые формируют структуру местной исполнительной власти.

Наличие территориальных органов управления свойственно преимущественно крупным муниципальным образованиям – городским округам. В городах, имеющих районное деление, – это администрации районов в городе. Крупные подразделения городской администрации обычно имеют территориальные органы управления в администрациях районов.

Отделы, управления и комитеты, образующие группу специализированных структурных звеньев администрации, классифицируются на отраслевые и функциональные.

Отраслевые подразделения (управления образования, здравоохранения, благоустройства, комитеты по транспорту и связи, жилищной политике, организации бытового обслуживания населения и др.) осуществляют управление соответствующими отраслями муниципального хозяйства, широко развитой сетью муниципальных учреждений и предприятий.

Функциональные звенья администрации (комитеты по экономике, управлению муниципальным имуществом, финансово-бюджетные управления) выполняют функции, охватывающие все или многие отрасли местного хозяйства.

Специализированные отделы и управления подчинены главе администрации и его заместителям. Имевшая место в советский период система двойного подчинения (горизонтального и вертикального) в настоящее время себя почти изжила.

Главная причина этого состоит в организационном обособлении местного самоуправления от государственной власти. Тем не менее, исключения из правила остаются: отдельные проявления системы двойного подчинения все еще сохраняются. Яркий пример: правовое положение финансово-бюджетных управлений муниципальных образований.

Занимаясь в основном проблемами местных бюджетов, они тем не менее являются территориальными органами региональных министерств (главных управлений) финансов, входят в единую систему финансовых органов субъектов Федерации.

Начальники местных финансово-бюджетных органов, как правило, назначаются на должность министрами (начальниками главных управлений) финансов субъектов РФ по представлению глав муниципальных образований.

В структуре местных администраций есть подразделения, наличие которых продиктовано переданными органам местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Например, государственная функция регистрации актов записи гражданского состояния находится в перечне этих полномочий. Ее осуществляют управления загса, являющиеся функциональными подразделениями администрации муниципальных образований.

Аналогичное положение занимают государственные инспекции архитектурно-строительного надзора, инспекции государственного технического надзора.

Их руководители назначаются и освобождаются от должности главами муниципальных образований по согласованию с вышестоящими государственными органами. Действия указанных должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящие инспекции, в органы местного самоуправления.

Статус специализированных отделов и управлений характеризуется несколькими признаками. Во-первых, они являются органами специальной компетенции (по управлению определенной отраслью или сферой местного хозяйства).

Их компетенция определяется либо местной администрацией как органом общей компетенции, решающим вопросы местного значения, либо вышестоящими органами управления (например, инспекцией Гостехнадзора), либо специализированные звенья администрации наделены исключительными полномочиями вследствие специального законодательства.

Во-вторых, они функционируют на основе положений о них, утверждаемых главой администрации. В-третьих, окончательное решение о создании того или иного подразделения до настоящего времени принадлежало в основном руководителям администраций, которые утверждали его структуру и штаты.

В соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» это право перешло к местным представительным органам. В-четвертых, руководители структурных подразделений назначаются на должности, как правило, главами администраций. Распространено также их назначение местной думой по представлению главы администрации.

В-пятых, руководители исполнительных органов при необходимости отменяют приказы начальников отделов и управлений. Они объявляют им дисциплинарные взыскания, меры поощрения. В-шестых, специализированные отделы, как и подразделения аппарата, находятся на бюджетном финансировании.

Структура местного исполнительного органа – явление подвижное. Она должна быть ориентирована на задачи, стоящие перед местной властью. Их усложнение, появление новых направлений деятельности неизбежно вызовет обновление администрации.

Именно так было в начале 90-х гг. XX в., когда в структуре местных исполнительных органов возникли комитеты по экономике и экологии, управлению муниципальным имуществом, управлению товарного рынка, социальной политике, поддержке предпринимательства.

Источник: http://bookzie.com/book_1729_glava_56_5.8._PRAVO_INTELLEKTUALNOJJ_SO.html

Местная администрация в структуре органов местного самоуправления: проблемы правового регулирования

В условиях развития системы публичной власти местное самоуправление, являясь институтом гражданского общества, развивается в рамках концепции народовластия и составляет основу конституционного строя. Основным предназначением местного самоуправления является решение вопросов местного значения [1, с. 225].

Принятие на федеральном уровне закона об общих принципах организации местного самоуправления в 2003 году ознаменовало собой начало реформирования, в том числе, организационных основ местного самоуправления.

В Законе определено, что обязательными элементами структуры органов местного самоуправления являются исполнительно-распорядительный орган власти (местная администрация), представительный орган местного самоуправления и глава муниципального образования (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами).

Термин «структура органов местного самоуправления» был введен Конституцией Российской Федерации. В Основном законе понятие «местная администрация» отсутствует.

Но, именно, в конституции закреплен принцип организационного обособления местного самоуправления, что означает формирование муниципальных органов власти на территориях в определенных границах и их исключение из состава органов государственной власти.

Особое место в структуре органов местного самоуправления занимает местная администрация, реализующая полномочия исполнительно-распорядительного характера в муниципальном образовании. Именно исполнительная власть приобретает реальный характер в деятельности местной администрации. По мнению Л. Т.

 Чихладзе «наряду с представительными органами муниципальной власти составной частью местного самоуправления являются исполнительные органы, главные цели которых, заключаются в обеспечении повседневного управления местными делами и реализации решений представительных органов.

Исполнительно-распорядительные органы муниципальной власти… играют одну из ведущих ролей в системе управления территорией, на которой осуществляется местное самоуправление»[2, с. 4].

В Федеральном законе об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ) отсутствует развернутое определение понятия «местная администрация».

В юридической науке существуют различные подходы к раскрытию сущности указанного понятия. Так, А. В.

 Елькина считает, что местная администрация — это самостоятельный, обязательно формируемый орган муниципального образования, возглавляемый главой местной администрации на принципах единоначалия и наделенный уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для реализации отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, организующий исполнение решений представительного органа и осуществляющего исполнительно-распорядительную деятельность на территории муниципального образования в интересах населения с учетом исторических и иных местных традиций [3, с. 10].

Интересной является позиция Н. С.

 Бойко, который, используя теорию системного подхода, утверждает, что исполнительно-распорядительный орган является организацией и рассматривает «должностных лиц органов исполнительной власти одним из составных элементов организации. Благодаря этому, орган исполнительной власти муниципального образования как организация приобретает свойства системности…» [4, с. 276.].

Анализируя отдельные научные подходы к определению понятия «местная администрация» и содержание статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ можно выделить основные признаки местной администрации.

          Во-первых, местная администрация является постоянно действующим органом местного самоуправления и формируется невыборным путем.

          Во-вторых, местная администрация осуществляет исполнительно-распорядительные функции в границах муниципального образования.

          В-третьих, местная администрация наделена особой компетенцией (планирование, бюджет, учет; управление муниципальной собственностью и т. д.).

          В-четвертых, местная администрация реализует собственные полномочия по решению вопросов местного значения и наделяется правами по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации на территории конкретного муниципального образования.

          В-пятых, местную администрацию возглавляет на принципе единоначалия либо глава муниципального образования, либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

          В-шестых, местная администрация обладает правами юридического лица (ч. 7 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ) [5]. Местная администрация как юридическое лицо действует в соответствии с нормами Гражданского кодекса применительно к казенным учреждениям [6].

Следует учитывать, что «на практике с реализацией и однозначным пониманием смысла этих норм возникают серьезные проблемы, связанные с необходимостью одновременного увязывания между собой разноплановых норм о статусе юридического лица (в данном случае, казенного учреждения), не только предусмотренных Федеральным законом № 131-ФЗ, Гражданским кодексом Российской Федерации, но и Бюджетным кодексом Российской Федерации» [7, с. 12].

Несмотря на достаточно активное развитие правовой основы местного самоуправления, анализ действующего законодательства, теоретических источников позволил выявить ряд проблем, существующих в сфере правового регулирования исполнительно-распорядительной власти в муниципальных образованиях.

Во-первых, существует серьезная проблема, связанная с отсутствием легального определения понятия «местная администрация», которое позволило бы раскрыть его сущностные характеристики. Следовательно, видится необходимым внести соответствующие изменения в глоссарий Федерального закона № 131-ФЗ.

При определении указанной дефиниции следует учесть, что местная администрация — это орган местного самоуправления, возглавляемый главой местной администрации на принципах единоначалия и наделенный уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для реализации отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, организующий исполнение решений представительного органа и осуществляющего исполнительно-распорядительную деятельность на территории муниципального образования в интересах населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Во-вторых, пробелом в Федеральном законе № 131-ФЗ является отсутствие закрепления конкретных полномочий местной администрации. По этой причине в муниципальных образованиях отсутствует унифицированный подход к определению перечня полномочий указанного органа местного самоуправления.

При этом следует учитывать, что в законе закреплены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения (статья 17), исключительные полномочия представительного органа местного самоуправления (ч. 10 статьи 35), полномочия главы муниципального образования (ч. 2, 4 статьи 36).

На современном этапе объем прав и обязанностей местных исполнительно-распорядительных органов формируется не только на основе конституционных норм и положений законодательства о местном самоуправлении, но и в соответствии с нормами отраслевого законодательства.

Например, в статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации изложен перечень полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности (подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений и т. д.) [8] и т. д.

Однако нормы отраслевых законов противоречивы и могут приводить к юридическим коллизиям, что, безусловно, создает проблемы для правоприменителя.

Следовательно, в статье 37 Федерального закона о местном самоуправлении должны указываться не только полномочия, находящиеся в исключительном ведении указанного органа, но и полномочия, передаваемые исполнительно-распорядительным органам отраслевым законодательством.

В-третьих, муниципалитетам предоставлена возможность решать вопросы, не относящиеся к вопросам местного значения (статьи 14.1, 15.1, 16.1 Федерального закона № 131-ФЗ) При этом подчеркивается, что решение этих вопросов является не обязательным, т. е., нормы носят диспозитивный характер.

Закреплены следующие условия, при которых местные администрации вправе от имени муниципального образования участвовать в решении указанных вопросов: участие должно быть предусмотрено отраслевыми законами и осуществляться за счет доходов местныхбюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В условиях существующей проблемы разграничения компетенции между различными уровнями власти, это ведет к тому, что не всегда можно однозначно определить природу той или иной функции, понять, как она соотносится с вопросами местного значения и не является ли она в действительности государственным полномочием, не переданным в установленном порядке. Примером могут служить: регистрация граждан по месту пребывания и жительства, прием средств от населения в счет уплаты налогов, выдача документа, создание музеев и т. д.).

Закрепление значительного объема прав по решению вопросов, не относящихся к вопросам местного значения муниципальных образований, ведет «к размыванию» ответственности за решение соответствующих вопросов, переложению политической и социальной ответственности на нижестоящие уровни власти.

В условиях недостатка финансовых ресурсов даже для решения вопросов собственной компетенции это чревато также отвлечением бюджетных средств на решение второстепенных задач.

Кроме того, в ряде случаев такие права органов местного самоуправления вступают в конкуренцию с их обязанностями, в том числе по решению вопросов местного значения [9].

Завершая краткий анализ особенностей правового регулирования общественных отношений в сфере исполнительно-распорядительной власти, следует отметить, что на местные администрации ложится основная тяжесть реализации социально-экономической политики на муниципальном уровне.

Серьезной проблемой является вопрос разграничения вопросов ведения и полномочий между различными уровнями властных структур. Этому вопросу было уделено особое внимание в Послании Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию в 2013 году.

Президент подчеркнул, что «сегодня в системе местного самоуправления накопилось немало проблем. Объем ответственности и ресурсы муниципалитетов не сбалансированы. Отсюда часто неразбериха с полномочиями.

Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой: из района в регион, с поселения на район и обратно» [9].

Резюмируя сказанное, можно констатировать, что не все возможности совершенствования законодательства в сфере местной исполнительно-распорядительной власти исчерпаны. Они подлежат дальнейшему анализу и нуждаются в дальнейшем развитии и оптимизации.

Литература:

  1.                См.: Остапец О. Г. Муниципальное образование как правовой феномен // Инновационная наука. — 2015. — № 3.
  2.                Чихладзе Л. Т. Исполнительно-распорядительные органы муниципальной власти в государствах-участниках СНГ // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте.-2013 — № 1(2).
  3.                См.: Елькина А. В. Местная администрация в системе местного самоуправления в Российской Федерации: вопросы правового регулирования и статуса [Электронный ресурс]: Дис…. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2013. — Режим доступа: URL: http:// www.dissercat.com/content/stanovlenie-sistemy-mestnogo-samoupravleniya-v-moskve-i-moskovskoi- oblasti-v-kontse-nacha#ixzz36MfOcu4R.
  4.                Бойко Н. С. Органы исполнительной власти муниципального образования как система // Пробелы в российском законодательстве. –2009. — № 2.
  5.                См.: Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ: в ред. от 28.11.2015 г. № 357 — ФЗ. — Режим доступа: спр.-прав. система Консультант плюс.

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/180/9390/

Ответы на экзаменационные билеты

Общая характеристика правового статуса администрации муниципального образования

ПодробностиКатегория: Государственное и муниципальное управление

Местная администрация представляет собой исполнительно—распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных муниципальному образованию в установленном законом порядке.

Местная администрация обладает следующими признаками:

1) с 1991 г. (со времени появления Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР») администрации обособились от Советов, превратились в организационно и функционально автономные органы местного самоуправления. Таковыми они остаются и в настоящее время;

2) администрации являются органами общей компетенции, осуществляющими организационно—распорядительные и исполнительные полномочия по предметам ведения муниципальных образований. Именно это обстоятельство обеспечивает местным администрациям функциональную самостоятельность и организационно—структурное своеобразие;

3) местные администрации приобрели статус обязательных органов в системе муниципальной власти;

4) местные администрации, которые в соответствии с уставами муниципальных образований обладают правами юридических лиц, регистрируются в форме муниципальных учреждений;

5) администрация имеет разветвленную и неоднородную структуру, которая включает в себя руководителей исполнительного органа, аппарат, подразделения администрации.

Основными направлениями работы аппарата являются организационное, юридическое, информационное, материально—техническое обеспечение администрации. Аппарат выполняет также контрольные функции. Структурные звенья аппарата не пользуются правом издания юридических актов. Руководители соответствующих подразделений не распоряжаются кредитами.

Функциональные звенья администрации (комитеты по экономике, управлению муниципальным имуществом, финансово—бюджетные управления) выполняют функции, охватывающие все или многие отрасли местного хозяйства.

Статус специализированных отделов и управлений характеризуется несколькими признаками. Во—первых, они являются органами специальной компетенции.

Их компетенция определяется либо местной администрацией как органом общей компетенции, решающим вопросы местного значения, либо вышестоящими органами управления. Во—вторых, они функционируют на основе положений о них, утверждаемых главой администрации.

В—третьих, окончательное решение о создании того или иного подразделения до настоящего времени принадлежало в основном руководителям администраций, которые утверждали его структуру и штаты.

Источник: http://eksdan.ru/otvety-na-ekzamenatsionnye-voprosy/106-gosudarstvennoe-i-munitsipalnoe-upravlenie/5921-obshchaya-kharakteristika-pravovogo-statusa-administratsii-munitsipalnogo-obrazovaniya.html

Ссылка на основную публикацию