Понятие и признаки административного правонарушения

2. Понятие, признаки и состав административного правонарушения

Административным правонарушением признается противоправ_

ное, виновное действие ( бездействие) физического или юридического

лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Федерации об

административных правонарушениях предусмотрена администра_

тивная ответственность.154

Это понятие охватывает основные признаки административного

правонарушения:

а) антиобщественность (общественная опасность);

б) противоправность;

в) виновность;

г) ответственность (наказуемость).

Сущность административного правонарушения определяется его

общественной опасностью. Административный проступок, посягая

на установленный правопорядок, причиняет ему тот или иной вред,

нарушает упорядоченность, согласованность управленческих отноше_

ний. При этом нежелательный результат может проявляться в ре_

альном вреде или в создании условий для наступления вреда.

Степень общественной опасности определяется на основе учета

многочисленных конкретных обстоятельств, которыми являются:

особенности объекта правонарушения: повторность противоправно_

го посягательства; наличие определенных последствий; характер

вины; личность правонарушителя.

Административный проступок обладает меньшей степенью обще_

ственной опасности по сравнению с преступлением. Разграничение

этих видов правонарушений проводится именно по степени их обще_

ственной опасности. «Степень общественный опасности — вот тот

критерий, — подчеркивает А. Е. Лунев.155

Противоправность заключается в совершении деяния, наруша_

ющего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к ад_

министративному, но и к ряду других отраслей права. Принципи_

ально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами

административной ответственности. Это, кроме административно_

го, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданско_

го, трудового и других отраслей права. Так, гл. 5 КоАП РФ начина_

ется с видов административных правонарушений.

Виновность деяния означает, что оно совершено умышленно или

по неосторожности.

Административная ответственность за деяния также относит_

ся к безусловным признакам административного правонарушения.

Им признается только то деяние, за которое законодательством пре_

дусмотрена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения следует отличать

от его юридического состава. В литературе отмечается, что элемента_

ми состава административного правонарушения являются: объект,

объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

О б ъ е к т о м являются общественные отношения, урегулиро_

ванные нормами права и охраняемые мерами административной от_

ветственности. Практически в качестве объекта выступают конкрет_

ные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означа_

ет, что формы выражения конкретных объектов могут быть различ_

ные. Например, переход пешехода на запрещающий сигнал светофора

является посягательством на безопасность дорожного движения;

мелкое хулиганство посягает на общественный порядок и выражает_

ся в совершении действий, примерный перечень которых дан в фор_

мулировке понятия «мелкое хулиганство».

О б ъ е к т и в н а я с т о р о н а заключается в действии или без_

действии, запрещенном административным правом, которое может

посягать на конкретные общественные отношения, урегулирован_

ные многими отраслями права (гражданского, земельного, трудового,

финансового и др.). Наличие объективной стороны административно_

го правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависи_

мость от времени, места, способа, характера совершения деяния, на_

ступивших его вредных последствий, совершения противоправного

деяния в прошлом, его систематичности. Содержание объективной

стороны может включать характер действия или бездействия — по_

вторность, длящееся нарушение.

Длящимся является действие или бездействие, сопряженное

с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложен_

ных на виновного законом под угрозой административной ответствен_

ности. Длящееся правонарушение является единым независимо от

продолжительности действия или бездействия (ст. 19.15 КоАП РФ —

проживание гражданина РФ без удостоверения личности или без ре_

гистрации).

С у б ъ е к т а м и административного правонарушения призна_

ются физические и юридические лица.

Среди физических лиц различают следующие категории: а) граж_

дане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства; б) должнос_

тные и другие лица, признаваемые субъектами административного пра_

вонарушения с учетом особенностей их правового положения, выпол_

нения профессиональных функций, состояния здоровья, возраста.

Для отдельных категорий лиц эти факторы обусловливают до_

полнительные основания для административной ответственности,

для других — ограничение применения ее мер.

Так, должностные лица признаются субъектами административ_

ных правонарушений, связанных с неисполнением или ненадлежа_

щим исполнением своих служебных обязанностей (грубое наруше_

ние правил бухгалтерского учета и представления бухгалтерской от_

четности, прием на работу без паспорта или без регистрации по месту

жительства руководителем предприятия).

Заметим, что КоАП РФ в Примечании к ст. 2.4 дает понятие дол_

жностного лица как постоянно, временно или в соответствии со спе_

циальными полномочиями осуществляющее функции представите_

ля власти либо организационно_распорядительные или администра_

тивно_хозяйственные функции в государственных органах, органах

местного самоуправления, государственных и муниципальных орга_

низациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках

и воинских формированиях РФ. К должностным лицам приравнены

также индивидуальные предприниматели без образования юридиче_

ского лица.

Существует особый порядок привлечения к ответственности не_

совершеннолетних. Привлечению к административной ответствен_

ности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонару_

шения 16_летнего возраста. К лицам в возрасте от 16 до 18 лет за

совершение правонарушений применяются меры, предусмотренные

не только КоАП РФ, но и Положением о комиссиях по делам несо_

вершеннолетних и защите их прав.

Определенные ограничения установлены для военнослужащих, бе_

ременных женщин, женщин, имеющих детей до 14_летнего возраста,

инвалидов 1_й и 2_й групп. Так, к военнослужащим, проходящим во_

енную службу по призыву, не может применяться за административ_

ное правонарушение штраф, к беременным женщинам — админист_

ративный арест и т. п. Ст. 2.6 КоАП РФ регулирует административ_

ную ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства,

а ст. 2.10 КоАП РФ — административную ответственность юриди_

ческих лиц.

С у б ъ е к т и в н а я с т о р о н а административного правона_

рушения — это психическое отношение субъекта к противоправному

действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть вы_

ражено в форме умысла или неосторожности.

Административное правонарушение признается совершенным умыш_

ленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный харак_

тер своего действия или бездействия, предвидело его вредные послед_

ствия и желало их или сознательно допускало наступление этих по_

следствий либо относилось к ним безразлично (ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ).

Неосторожное административное правонарушение имеет место

в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возможность на_

ступления вредных последствий своего действия или бездействия,

но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на

их предотвращение либо не предвидело возможности наступления

таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ч. 2

ст. 2.2 КоАП РФ).

В особенной части КоАП РФ форма вины чаще всего не обознача_

ется. Обычно большинство из них могут быть совершены в любой

форме. Однако формулировка ряда правонарушений предполагает,

что оно может быть совершено только в форме умысла (мелкое хули_

ганство, торговля без документов и т. д.); в редких случаях форма

вины указывается в текстах статей КоАП РФ или иных законах, устанавливающих ответственность за административные правона_

рушения.

Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, ка_

ковыми являются умысел и неосторожность, могут быть факульта_

тивные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних со_

ставах указаны, а в других нет. В первом случае они являются ква_

лифицирующими признаками правонарушения, т. е. действие или

бездействие признается административным правонарушением, если

оно совершено по мотивам и в целях, прямо указанных в законе.

Так, ст. 7.19 КоАП РФ предусматривает административную ответ_

ственность за самовольное подключение и использование электри_

ческой, тепловой энергии, нефти или газа. Отсутствие самовольнос_

ти исключает возможность признания соответствующего действия

административным правонарушением.

Освобождение от административной ответственности, т. е.

основания, условия и последствия освобождения от административ_

ной ответственности за совершение административного правонару_

шения, предусмотрены ст. 2.9 КоАП РФ. Согласно этой статье осво_

бождение от административной ответственности возможно при ма_

лозначительности совершенного административного правонаруше_

ния.

О с н о в а н и я освобождения от административной ответствен_

ности необходимо отличать от обстоятельств, исключающих непра_

вомерность действия (бездействия). Речь идет о крайней необходи_

мости и невменяемости нарушителя.

Не подлежит административной ответственности лицо, действую_

щее в состоянии крайней необходимости и причинившее вред охраня_

емым законом интересам для устранения опасности, непосредственно

угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а так_

же интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть

устранена иными средствами и если причиненный вред является менее

значительным, чем предотвращенный вред (ст. 2.7 КоАП РФ).

Не подлежит административной ответственности и лицо, которое

во время совершения противоправного действия либо бездействия

находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать

фактический характер и противоправность своих действий либо ру_

ководить ими вследствие хронического психического расстройства,

временного психического расстройства душевной деятельности, сла_

боумия или иного болезненного состояния психики (ст. 2.8 КоАП РФ).

Иначе говоря, такое лицо не может быть субъектом административ_

ной ответственности.

У с л о в и я м и освобождения являются: малозначительность

правонарушения, которая определяется в результате его объектив_

ной оценки; наличие состава административного правонарушения;

принятие решения органом (должностным лицом), уполномоченным

решать дела. Им же определяется и характер правонарушения.

П о с л е д с т в и я — устное замечание, которое не влечет за со_

бой никаких правовых последствий.

Источник: http://www.ahmerov.com/book_360_chapter_48_2._Ponjatie,_priznaki_i_sostav_administrativnogo_pravonarushenija.html

Понятие и признаки административного правонарушения | Учеба-Легко.РФ — крупнейший портал по учебе

     На раннем этапе становления административного права вопрос о наказании за правонарушения в обществе решался довольно просто: секли головы, руки, заливали горло свинцом, замуровывали в подземелье, резали уши и носы, рвали ноздри, сажали в бочку с нечистотами и ставили рядом палача с мечом, который периодически взмахивал им, заставляя преступника опускаться на дно бочки в нечистоты и др. Приемов наказания, как на Руси, так и в других странах было много и весьма изощренных. С развитием общества появляются разновидности нарушений правопорядка, за которые подобные наказания воспринимались как неприемлемые. Для таких, не столь тяжелых, но и не совсем безобидных для общества правонарушений необходимы были соответствующие тяжести проступка и наказания. Решение этих вопросов лежало на управляющих городами и иными поселениями, т.е. на администрации. В первую очередь необходимость новых наказаний вызывалась характером правонарушений, поскольку они были связаны с появление администрации (руководящих единоличных органов управления) и устанавливаемых ею правопорядка в обществе.

     Постепенно с понятием «преступление» стало устойчивым и понятие административного правонарушения и ответственности за него.

     В настоящее время ответственность за правонарушения, связанные с государственным управлением, предусматривается административным  правом, сформировавшемся за многовековую историю государственности в отдельную отрасль права.

     Суть понятия административного правонарушения заключается в том, что оно посягает на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления. Общественная вредность и опасность – основной объективный признак правонарушения отграничивающее его от правомерного поведения.

     Для правонарушения характерны следующие признаки:

     ♦ всегда сопряжено с посягательством на приоритеты и ценности общества и государства, ущемляет частные и общественные права и интересы.

     ♦ является вызовом обществу, пренебрежение тем, что ценно для общества, посягает на условия существования, как общества в целом, так и отдельно взятого гражданина.

Читайте также:  Важнейшие правовые темы в прессе – обзор сми

     ♦ как противоправное деяние по своей природе общественно вредно типичностью и  распространенностью, имеет массовое проявление.

     ♦ дезорганизует нормальный ритм жизнедеятельности общества и государства, нарушает порядок государственного управления в обществе.

     ♦ причиняет вред обществу независимо от осознания данного обстоятельства законодателем. Одновременно с этим противоправное деяние находится в зависимости от законодателя и от него зависит придание правонарушению официальной огласки или его замалчиванию (нецензурная брань).

     Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. (КоАП) в ст. 2.1.

определяет: Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

     Из определения следует, что административным правонарушением является противоправное, т. е. не соответствующее требованиям (или запретам) Закона поведение лица в форме действия или бездействия.

Поведение лица носит волевой характер, т.е.

проявляется определенная осознанность деяния и его направленность, а также стремление достичь определенной противоправной цели или законной цели противоправным способом.

     Действующие в России различные юридически обязательные правилаимеют своей целью обеспечение правопорядка и государ­ственной дисциплины в определенных сферах деятельности.

К ним относятся правила поведения в общественных мес­тах, правила дорожного движения, правила охраны труда и техники безопасности, правила торговли, санитарные, ветеринарные и противопожарные правила, правила охоты, рыбной ловли, правила воинского учета, пограничного режима, налоговые, таможенные правила, правила, действующие в сфере охраны здоровья населения, окру­жающей среды, природопользования, охраны памятников истории и культуры и т.д.

     Обязательные правила адресованы широкому кругу субъектов. Одни — всем гражданам и юридическим лицам, другие — работ­никам тех или иных отраслей хозяйства, социально-культурной и административно-политической деятельности, третьи — долж­ностным лицам, занимающим определенные должности в государственных, муниципальных, общественных, коммерческих организациях.

     Все названные и многие другие правила устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также органами исполнительной власти, действующими в пределах своей компетенции. В   качестве   примера   можно   назвать   федеральные   законы   «О животном мире» от 24 апреля 1995 г.; «О безопасности дорожного движения»  от  10 декабря  1995 г.

; Закон г. Москвы «О пожарной  безопасности»   от  18 декабря  1996  г.,   а   также   Правила дорожного движения,   утвержденные  постановлением   Правительства РФ от 23 октября 1993 г. (с изменениями и допол­нениями, внесенными постановлениями Правительства РФ); Пра­вила оказания услуг почтовой связи, утвержденные постановле­нием Правительства РФ от 26 сентября 2000 г.

     Одна из существенных особенностей обязательных правил со­стоит в том, что они защищаются административными санкция­ми, а их нарушение квалифицируется в качестве административ­ного правонарушения, являющегося основанием административ­ной ответственности.

     В характеристике признаков административного правонарушения исходными являются понятия «действие» и «бездействие», которые об­разуют такое правовое понятие как «деяние».

     Действие — актив­ная форма поведения правонарушителя, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований, нарушением запрета (например, нарушение водителями транспортных средств пра­вил дорожного движения).

     Бездействие — пас­сивная форма поведения правонарушителя, непосредственно связан­ная с невыполнением обязанностей и законных требований (напри­мер, руководитель торгового предприятия не обеспечил наличие сертификатов на реализуемые товары, в результате чего покупатели не были информированы о происхождении товара).

     Определяющими являются следующие признаки:

    a) Волевой и осознанный характер поведения в форме действие или бездействие;

    b) Антиобщественность – посягает на интересы общества и государства, зафиксированных в правовых нормах;

    c) Противоправность – запрещенность деяния нормой административного права и заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного и иных отраслей права (трудового, земель­ного, финансового и т. д.), охраняемые мерами административной от­ветственности;

    d) Виновность – деяние совершено лицом умышленно или понеосторожности, т.е. имеет место вина правонарушителя;

    e) Наказуемость – деяние признается административным правонарушением, если за его совершение предусмотрена ответственности нормами административного права.

Источник: http://uclg.ru/education/pravovedenie/administrativnoe_pravo/lecture_ponyatie_i_priznaki_administrativnogo_pravonarusheniya.html

Понятие и признаки административного правонарушения

Поведение людей в обществе может быть правомерным и неправомерным (противоправным). Противоправное поведение выражается в совершении гражданско-правовых деликтов, дис­циплинарных проступков, преступлений и административных правонарушений (проступков).

Понятие административного правонарушения сформулиро­вано в ст. 2.1 КоАП Республики Беларусь. Административным правонарушениемпризнается противоправное, виновное, а так­же характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое уста­новлена административная ответственность.

Анализ этой нормы позволяет выявить общие признаки, при­сущие всем административным правонарушениям, отличающие последние от правомерного поведения, а также от иных правона­рушений (преступлений, дисциплинарных проступков и др.).

К числу таких признаков следует отнести: 1) общественную опасность; 2) административную противоправность; 3) админи­стративную наказуемость и виновность.

Сущностным признаком, присущим административному пра­вонарушению, является его общественная опасность. Как ад­министративное правонарушение поведение человека может быть оценено тогда, когда оно представляло угрозу охраняемым об­щественным отношениям. Термин «общественная опасность» не включен в определение административного проступка, содер­жащееся в ст. 2.1 КоАП.

Однако в этой норме говорится о том, что деяние, признаваемое административным правонарушени­ем, посягает на государственный или общественный порядок. Сам термин «посягательство» свидетельствует о наличии угро­зы нарушения общественных отношений, охраняемых законом.

Правомерность вывода о признании общественной опасности в качестве признака административного правонарушения подтвер­ждается и анализом нормы, содержащейся в ст. 1 УК, в которой говорится, что Уголовный кодекс Республики Беларусь опреде­лят, какие общественно опасные деяния являются преступными.

Степень общественной опасности административного про­ступка не является абстрактной категорией. Она определяется на основании учета многочисленных конкретных обстоятельств, в частности:

• особенность объекта правонарушения;

• личность правонарушителя;

• повторность;

• злостность противоправного посягательства;

• наличие тяжких последствий;

• характер вины.

Признание общественной опасности в качестве сущностно­го (материального) признака административного правонаруше­ния означает, что деяние, лишенное его, не может квалифициро­ваться как административный проступок.

Так, гражданин Л. перешел улицу в неустановленном мес­те, нарушив тем самым правила дорожного движения. Однако на проезжей части этой улицы проводились ремонтные работы, в связи с чем проезд транспортных средств по ней был запре­щен.

При таких обстоятельствах поступок Л. не может рас­сматриваться как административное правонарушение, предус­мотренное КоАП, так как он не создавал (и не мог создать) угрозу безопасности дорожного движения.

Указанные действия лишены признака общественной опасности.

Юридическим выражением признака общественной опас­ности административного правонарушения является его адми­нистративная противоправность. Административным проступ­ком может быть признано только такое поведение, которое зап­рещено нормами административного права (противоречит содер­жащимся в них предписаниям).

Неотъемлемый признак административного правонаруше­ния — административная наказуемость. Общественно опасное деяние, запрещенное законом, признается административным проступком лишь в том случае, когда за его совершение предус­мотрена административная ответственность.

Далеко не все общественные отношения, регулируемые ад­министративно-правовыми нормами, охраняются административ­ными взысканиями (санкциями).

Например, правила пользова­ния метрополитеном запрещают бежать по эскалатору, облока­чиваться на поручни, ставить вещи на ступеньки и т.д.

Эти действия являются противоправными, при определенных обсто­ятельствах могут быть общественно опасными, но не оценива­ются как административные правонарушения, так как за их совершение не предусмотрено применение административного взыскания.

Обязательный признак административного правонарушения —виновность совершенного деяния. Вина выражает психическое отношение лица к содеянному и его последствиям.

Для призна­ния деяния (действия или бездействия) правонарушением надо установить, что оно явилось проявлением воли и разума, т.е. продуктом психической деятельности здравомыслящего лица.

Не может оцениваться как административное правонарушение общественно опасное, противоправное и административно нака­зуемое деяние, совершенное помимо воли человека, т.е. лицом, не способным руководить своими действиями, отдавать в них отчет.

Так, не может рассматриваться как административное правонарушение дорожно-транспортное правонарушение, случив­шееся в результате того, что водитель автомобиля внезапно по­терял сознание и не мог управлять транспортным средством.

Любое административное правонарушение характеризуется наличием совокупности названных признаков. Отсутствие лю­бого из них означает, что рассматриваемое деяние не является административным проступком, оно может быть признано либо правомерным поведением, либо иным правонарушением.

По основному, материальному признаку — степени обществен­ной опасности — все правонарушения делятся на преступления и проступки (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые). Преступление в отличие от административного про­ступка обладает более высокой степенью общественной опасности,

которая определяется объектом посягательства, характе­ром деяния, способом его совершения, наступившими последстви­ями (размером ущерба), мотивом, целью, формой вины, юридичес­кими признаками лица, совершившего правонарушение, и др.

Формальным признаком, положенным в основу разграниче­ния преступления от административного проступка, является характер их противоправности и наказуемости.

Преступление -это деяние, запрещенное уголовным законом, за совершение ко­торого предусмотрено уголовное наказание.

Административное правонарушение — деяние, предусмотренное нормами админист­ративного права, содержащимися как в законе, так и в подза­конных нормативных актах, за которые установлена админист­ративная ответственность.

Названные признаки разграничения преступления и адми­нистративного проступка не являются неизменными. На раз­ных этапах развития общества одни и те же деяния могут оце­ниваться законодательством как более или менее общественно опасные, а следовательно, признаваться либо преступлениями, либо административными проступками.

Административные проступки следует отличать от дисцип­линарных проступков. Различия между ними обнаруживаются при анализе характера общественных отношений, которым при­чиняется вред в результате их совершения.

Дисциплинарные проступки посягают на внутренний трудовой распорядок, уста­новленный в конкретных организациях (учреждениях, предпри­ятиях), на отношения трудовой (служебной, воинской) дисцип­лины. Указанные отношения объектами административных пра­вонарушений не являются.

Административные проступки — деяния, предусмотренные административно-правовыми нормами, содержащими описание их важнейших юридических признаков. Дисциплинарные про­ступки лишь в самом общем виде определены нормами трудо­вого, административного права.

Если административное правонарушение заключается в на­рушении общеобязательных правил, норм, регулирующих пове­дение всех граждан, независимо от их принадлежности к той или иной организации, трудовому коллективу, то дисциплинарный проступок — это неисполнение лицом обязанностей, кото­рые на него возложены как на работника определенного пред­приятия (учреждения, организации).

Одно и то же деяние одновременно признается администра­тивным правонарушением и дисциплинарным проступком.

При этом лицо, его совершившее, привлекается и к административ­ной, и к дисциплинарной ответственности. Так, нарушение пра­вил техники безопасности, предусмотренное ст. 9.

17 КоАП, од­новременно является нарушением трудовой дисциплины и вле­чет применение к работнику дисциплинарного взыскания.

Административные правонарушения по ряду признаков от­личаются от гражданско-правовых деликтов.

Круг обществен­ных отношений, на которые посягают последние, значительно уже (это имущественные и связанные с ними личные неимуще­ственные отношения).

Гражданско-правовой деликт — это нару­шение субъективных прав лица (физического или юридическо­го), а административный проступок, как правило, представляет собой нарушение объективного права.

Совершение гражданско-правового нарушения влечет ответ­ственность, предусмотренную нормами гражданского права. Эта ответственность носит обычно имущественный характер.

Адми­нистративный проступок — деяние, за которое предусмотрена административная ответственность (административное взыска­ние), состоящая как в имущественных (штраф, конфискация), так и в неимущественных ограничениях правонарушителя (пре­дупреждение, арест, лишение специального права).

Администра­тивный проступок, причинивший имущественный ущерб граж­данину, предприятию, учреждению или организации, одновремен­но является и гражданско-правовым деликтом. Наряду с при­влечением к административной ответственности лицо, совер­шившее такой проступок, подлежит и гражданско-правовой от­ветственности.



Источник: https://infopedia.su/12x15c2.html

Понятие административного правонарушения и его признаки

Понятие, признаки административного правонарушения
Административное правонарушение – это посягающее на общественный или государственный порядок, государственную или личную собственность, права и свободы граждан виновное, противоправное, общественно опасное деяние (действие или бездействие), за которое законом предусмотрена административная ответственность. Основными характерными признаками административного проступка являются: а) общественное деяние, посягающее на общественные отношения; б) противоправность деяния, то есть нарушение норм различных отраслей права, охраняемых административными мерами; в) виновность лица, совершившего деяние; г) возможность применения административных взысканий. Перечень закрепленных признаков – необходимое и достаточное основание для квалификации деяния как административного проступка. Определенная совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением, установлена правом и называется составом данного проступка. Реальное деяние только тогда считается проступком, когда оно содержит все названные законом признаки, отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом. В состав административного проступка включаются четыре элемента: субъект, объект, субъективная сторона и объективная сторона. Субъектом административного правонарушения является вменяемое лицо, достигшее определенного возраста. По общему правилу ответственность за административные проступки наступает с 16 лет. Административное законодательство подразделяет субъекты на общие и специальные (должностные лица, особые категории служащих). Объектом административного правонарушения является то, на что правонарушение направлено (здоровье граждан, их права, свободы, государственная или личная собственность, общественный порядок и др.). Субъективная сторона включает три компонента: вина, цель и мотив. Вина – психическое отношение субъекта к совершенному им правонарушению. Формы вины, учитываемые в административном законодательстве при определении меры наказания, – умысел и неосторожность. Объективную сторону составляют: противоправное деяние; причиненный вред (с учетом места, времени, способа, средства совершения проступка), и причинная связь между противоправным деянием и наступившим результатом.
Читайте также:  Как самому рассчитать платеж по кредиту

Административные правонарушения — достаточно разнообразный и распространенный вид юридических проступков, общим объектом которых выступают отношения в сфере государственного управления.

Конкретнее, это правонарушения, посягающие на права граждан (избирательные, трудовые и др.), на здоровье населения и общественную нравственность, собственность.

Это нарушения правил, действующих в области дорожного движения, пожарной безопасности, в сфере охраны окружающей природной среды, санитарных норм. В самостоятельные группы выделены правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела.

Особые группы составляют правонарушения в области защиты Государственной границы РФ, против порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности и др.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Анализ статей Кодекса РФ об административных правонарушениях позволяет выделить следующие признаки административного правонарушения:

противоправность. Она состоит в том, что определенное лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом;

виновность. Это означает, что правонарушение должно быть совершено виновно (умышленно или неосторожно). Деяние физического лица должно совершаться сознательно, с присутствием воли.

Если лицо не отдает отчета в своих действиях или не руководит ими в момент совершения правонарушения, то оно не виновно, так как находится в состоянии невменяемости.

Вина юридического лица в совершении административного правонарушения признается, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению;

наказуемость. Только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность, может быть признано административным правонарушением. Ее реализация осуществляется через административные наказания. Санкция административно-правовой нормы предусматривает вид административного наказания, его размер или срок.

Административные правонарушения наносят вред или создают опасность нанесения вреда охраняемым общественным отношениям, т. е. являются антиобщественными.

Многие ученые называют указанный признак общественной опасностью. Так, по мнению проф. Л.Л. Попова, единственным критерием отграничения административного правонарушения от преступления может быть лишь степень общественной опасности, которая, конечно, различна у этих видов правонарушений. Административное правонарушение характеризуется меньшей степенью общественной опасности.

Кроме того, различия сходных административных проступков и преступлений проводят по следующим критериям: наличие или отсутствие тяжких последствий; размер реально причиненного материального ущерба; способ и место совершения правонарушения; конкретные исторические и социально-экономические условия.

В совокупности указанные признаки характеризуют совершенное деяние как административное правонарушение.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/4966.html

2.1. Понятие и признаки административного правонарушения

Современная правовая наука признает два основания юридической ответственности вообще и административной ответственности в частности:

закон, как правовое основание, а второе основание составляет правонарушение — административный проступок как основание фактическое, которое приводит в движение всю структуру административной ответственности.

Следует подчеркнуть, что юридическое основание административной ответственности составляют именно закон и декреты Президента, и никакая другая правовая норма (указ, правительственное постановление и т.д.).

участие местных представительных и исполнительных органов в установлении административной ответственности, описанное выше, не колеблет этого положения.

Юридические основания административной ответственности в упорядоченном систематизированном виде впервые были установлены, начиная только с 80-х годов, т.е. с принятия на союзном уровне «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях» в 1980 году [2, с.910].

Понятие административного правонарушения дано в Кодексе об административных правонарушениях (статья 9 КоАП).

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Анализ этого определения позволяет выявить общие признаки присущие всем административным правонарушениям, т.е. такие признаки, которые отличают административное правонарушение от правомерного поведения, от иных правонарушений.

К числу таких признаков относятся:

1) общественная опасность;

2) противоправность;

3) виновность;

4) наказуемость.

Исходным в характеристике указанных признаков является понятие «деяние». Это акт волевого поведения. Понятие «деяния» широко применяется в нашем законодательстве. Оно заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие.

Действие есть активное невыполнение обязанности законного требования, а также нарушения запрета. Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности.

Многие административные правонарушения могут совершаться только посредством действия, например, мелкое хулиганство (статья 158 КоАП);

нарушение правил дорожного движения пешеходами и иными участниками дорожного движения (статья 120 КоАП) и т.д., но немало административных проступков имеет и форму бездействия, например, не подготовленность к работе резервного топливного хозяйства (статья 96 КоАП), непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками (статья 100 КоАП) и др.

Административное правонарушение выражается в нарушении норм, охраняющих определенные общественные отношения, составляющие то, что принято называть объектом посягательства. В определении административного правонарушения таких объектов названо пять: права и свободы граждан, государственный порядок, общественный порядок, порядок управления, собственность.

Возьмем примеры о посягательстве на названные объекты из Кодекса.

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/812

Понятие и признаки административного правонарушения

Понятие административного правонарушения сформулировано законодателем в ч.1 ст. 2.1. КоАП РФ. Им признается противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица, за которые Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Данная норма называет общие признаки, присущие всем административным правонарушениям, отличающие последние от правомерного поведения. Это: противоправность, виновность и административная наказуемость деяния, признаваемого законодателем административным правонарушением.

Названные признаки являются необходимыми, но не достаточными для определения административного правонарушения. В них содержится лишь формально-юридическая характеристика последнего.

Если при определении сущности административного правонарушения ограничиться только этими признаками, то мы не сможем получить ответа на вопрос: «Почему именно то или иное деяние признается законодателем административным правонарушением»? «Любое ли деяние он может признать правонарушением и запретить его под страхом наказания?», «Чем должен руководствоваться законодатель, определяя деликтность того или иного деяния, устанавливая за него менее или более строго наказание?», «Какое свойство содеянного предопределяет назначение правоприменителем по конкретному делу более или менее строгого наказания (из числа предусмотренных санкцией соответствующей статьи КоАП), а иногда и освобождение лица, совершившего противоправное, виновное, административно наказуемое деяние от административной ответственность (ст. 2.3. КоАП РФ)»?

Ответы на эти вопросы предполагают признание за административным правонарушением помимо формальных, юридических признаков такого материального (сущностного) признака как общественная опасность (вредоносность).

Представляется, что отсутствие в ч. 1ст. 2.1. КОАП РФ прямого указания на этот признак, с одной стороны обусловлено, а с другой – обусловливает существующие многие десятилетия в административно-правовой науке различия во взглядах на сущность административного правонарушения.

Так, по мнению одних авторов, административные правонарушения лишены признака общественной опасности и это отличает их от преступлений.[1]Сторонники такой точки зрения ограничиваются признанием за административным правонарушением лишь формально-юридических признаков(противоправность, виновность, наказуемость).[2]

Другие авторы полагают, что признак общественной опасности присущ лишь некоторым видам административных правонарушений (например, правонарушения, посягающие на безопасность дорожного движения). Большинство административных правонарушений, по их мнению, нельзя признать общественно опасными.

[3] Вместе с тем, они признают, что “… каждое административное правонарушение причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда”.

[4] Таким образом, они фактически разделяют точку зрения ученых, включающих в определение административного правонарушения такой его признак как вредоносность (считая, что общественная опасность свойственна только преступлениям).[5]

Исследуя общие признаки всех видов правонарушений, специалисты в области теории права в качестве важнейшего из них признают общественную опасность или вредоносность деяния. Именно это свойство приводит к запрещению такого деяния под угрозой наказания.[6]

Общественную опасность как неотъемлемое свойство всех видов правонарушений (в том числе административных) признают и многие представители уголовно-правовой науки, указывая лишь на различия характера и степени этой опасности (вреда сложившимся общественным отношениям)[7].

Не чуждо признание свойства общественной опасности как сущностного (материального) признака административного правонарушения и представителям административно-правовой науки.[8]

Таким образом, обзор существующих в юридической науке мнений по рассматриваемому вопросу свидетельствует о признании значительной частью ученых-правоведов общественной опасности деяния в качестве признака административного правонарушения.

Попытки сторонников приведенных выше точек зрения признать общественную опасность лишь за некоторыми видами административных правонарушений или ограничиться признанием этих правонарушений “вредоносными”, но не общественно опасными представляются неконструктивными по следующим соображениям.

Что касается наделения признаком общественной опасности лишь некоторых правонарушений и отрицания его наличия у других, то следует заметить, что сторонники такого подхода не называют какого-либо объективного критерия их разграничения. Вопрос о том, какие же административные правонарушения следует считать общественно опасными , а какие не являются таковыми (и почему) остается без убедительного ответа.

Относительно концепции признания за административными правонарушениями признака «вредоносности» и отрицания их общественной опасности следует заметить, что она не имеет самостоятельного предметного содержания, отличающего её от позиции авторов, признающих административное правонарушение общественно опасным деянием.

Различия между ними носят не сущностный, а лишь терминологический характер. Так, Словарь русского языка определяет «вредоносный» как «крайне вредный, наносящий вред». «Вред-ущерб, порча», а вредный – «причиняющий вред, опасный».[9] Термин «опасный» определяется как «способный вызвать, причинить какой-нибудь вред».[10] Т. е.

«опасность» и «вредоносность» — синонимы.

Исходя из определений этих терминов, легко заметить, что вредоносное деяние не может не быть опасным, т.к. вред – это, по сути, и есть реализованная опасность.

Позиция авторов, считающих, что общественная опасность свойственна не только преступлениям, но и иным (в том числе административным) правонарушениям нашла отражение и в законодательстве. Так, в ч.2 ст.

2 УК РФ указывается, что Уголовный кодекс определяет какие опасные деяния признаются преступлениями. Т.е.

УК РФ включает в себя не все опасные деяния, а лишь какую-то их часть, требующую, по мнению законодателя, уголовного наказания.

Административное законодательство, не включая признак общественной опасности в содержащееся в ч. 1 ст. 2.1. КОАП РФ определение административного правонарушения, в других нормах Кодекса указывает на его наличие посредством признания вреда, причиненного правонарушением.

Так, ст. 2.2. КоАП РФ, определяя формы вины, говорит о предвидении (непредвидении) вредных последствий деяния и о желании (нежелании) их наступления. Ст. 4.2. КОАП РФ в числе обстоятельств, смягчающих административную ответственность, называет предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения.

Читайте также:  Россия введет санкции против украины

На причинение административным правонарушением вреда охраняемым законом интересам (следовательно, о его общественной опасности) указывают и другие нормы КОАП РФ.[11] Устанавливая возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, ст. 2.9.

КОАП РФ так же ориентирует правоприменителя на оценку совершенного деяния с точки зрения его общественной опасности.

Общественная опасность как сущностный (материальный) признак административного правонарушения служит и законодателю и правоприменителю ориентиром для отнесения деяния к числу правонарушений, для установления более или менее строгих наказаний за его совершение, для избрания правоприменителем того или иного вида и размера наказания из установленных санкцией соответствующей нормы.

Признание общественной опасности в качестве признака административного правонарушения означает, что деяние, лишенное его (если даже оно обладает всей совокупностью других признаков: противоправно, виновно, наказуемо), не может квалифицироваться как административное правонарушение.

Так, гр. Н. перешел улицу в неустановленном месте, нарушив тем самым правила дорожного движения. Однако на проезжей части улицы проводились ремонтные работы, в связи с чем проезд транспортных средств по ней был запрещен (закрыт).

При таких обстоятельствах деяние Н. не может рассматриваться как административное правонарушение, предусмотренное ст. 12.29 КоАП РФ, т.к. он не создавал (и не мог создавать) угрозу безопасности дорожного движения. Указанные действия Н.

лишены признака общественной опасности.

Если общественная опасность является качеством объективно присущим определенным деяниям, то их противоправность устанавливается законодателем в нормах, запрещающих совершение таких деяний.

Административным правонарушением может быть признано только такое деяние, которое запрещено КоАП РФ или законодательством субъектов РФ об административных правонарушениях. Противоправность является юридическим выражением общественной опасности.

Признавая общественную опасность деяния, законодатель юридически запрещает его совершение под страхом административного наказания.

Административная наказуемость является неотъемлемым признаком административного правонарушения. Запрещённое законом общественно опасное деяние признаётся административным правонарушением лишь в том случае, когда за его совершение предусматривается административное наказание.

Следует иметь в виду, что нарушение не каждого административно-правового запрета влечёт привлечение нарушителя к административной ответственности.

Например, правилами пользования метрополитеном запрещается подходить к краю платформы за ограничительную линию; при нахождении на эскалаторе заходить за ограничительную линию ступени, касаться его неподвижных частей. Однако за совершение этих действий ст.10.9.КоАП г.

Москвы «Нарушение правил пользования метрополитеном и ММТС» не предусмотрено административного наказания. Следовательно, эти действия не являются административным правонарушением.

Обязательным признаком административного правонарушения является виновность совершённого деяния. Вина выражает психическое отношение лица к содеянному и его последствиям.

Для признания деяния правонарушением надо установить, что оно являлось проявлением разумной воли, то есть продуктом психической деятельности здравомыслящего лица.

Не может оцениваться как административное правонарушение общественно опасное, противоправное и административно наказуемое деяние, совершённое помимо воли, лицом не способным руководить своими действиями, отдавать в них отчёт.

Так, не может быть признано административным правонарушением нарушение правил дорожного движения, произошедшее в результате того, что водитель автомобиля, внезапно потерял сознание, не мог управлять им и автомобиль выехал на полосу встречного движения.

Не являются административными правонарушениями и общественно опасные, административно противоправные и административно наказуемые деяния малолетних и лиц, совершивших эти деяния в состоянии невменяемости.

Любое административное правонарушение характеризуется совокупностью рассмотренных признаков (общественная опасность, противоправность, виновность, административная наказуемость). Отсутствие любого из них означает, что рассматриваемое деяние не является административным правонарушением. Оно может быть признано либо правомерным поведением, либо правонарушением другого вида.

Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 3325;

Источник: https://poznayka.org/s13553t1.html

Понятие и признаки административного правонарушения (стр. 1 из 6)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие и признаки административного правонарушения

1.1 Понятие административного правонарушения

1.2 Признаки административного правонарушения

2. Состав административного правонарушения

2.1 Проблема закрепления в законодательстве понятия состава административного правонарушения

2.2 Юридический состав административного правонарушения

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Пройдя многовековой путь становления, отечественное административное право в качестве самостоятельной отрасли продолжает свое совершенствование и реформирование, своевременно реагируя на вновь возникающие общественные отношения путем внесения изменений в сам механизм деятельности его правовых институтов.

Действующие в России различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также организаций независимо от их организационной подчиненности и формы собственности. К ним относятся правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения и пользования различными видами транспорта, правила охраны труда и техники безопасности, правила торговли, санитарные, ветеринарные и противопожарные правила, правила охоты, рыбной ловли, правила приобретения, учета, хранения и использования охотничьего огнестрельного оружия, взрывчатых и радиоактивных веществ, правила воинского учета, пограничного режима, налоговые, таможенные правила, правила, действующие в сфере охраны здоровья населения, окружающей среды, природопользования, охраны памятников истории и культуры и т.д.

Соблюдение таких правил соответствует интересам граждан, общества и государства, а их нарушение противоречит им и нередко приводит к вредным и даже общественно опасным последствиям.

Например, нарушение правил поведения в общественных местах мешает нормальной жизнедеятельности людей, безбилетный проезд пассажиров наносит имущественный ущерб транспортным предприятиям, нарушение правил дорожного движения ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, приводит к повреждению транспортных средств, снижает пропускную способность дорог, нарушение правил охоты и рыбной ловли наносит вред живой природе, а тем самым и обществу.

Обязательные правила адресованы широкому кругу субъектов. Одни — всем гражданам и юридическим лицам, другие — работникам тех или иных отраслей хозяйства, социально-культурной и административно-политической деятельности, третьи — должностным лицам, занимающим определенные должности в государственных, муниципальных, общественных, коммерческих организациях.

Все названные и многие другие правила устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также органами исполнительной власти, действующими в пределах своей компетенции.

Одна из существенных особенностей обязательных правил состоит в том, что они защищаются административными санкциями, а их нарушение квалифицируется в качестве административного правонарушения, являющегося основанием административной ответственности.

Главные признаки и юридическая характеристика такого рода правонарушений содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях[1] .

В Кодексе (ст. 2.1) сформулировано официальное определение такого правонарушения: административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом административная ответственность за правонарушения, предусмотренные Кодексом и другими нормативными актами, наступает при условии, что эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Понятие административного правонарушения охватывает ряд признаков. Во-первых, это деяние, т.е. действие или бездействие, во-вторых, общественно опасное, в-третьих, противоправное, в-четвертых, виновное, в-пятых, наказуемое деяние.

Сущность административного правонарушения определяется его общественной опасностью.

Государство, закрепляя в нормах права обязательные правила поведения, предусматривает возможность применения за их нарушение государственного принуждения.

Именно общественная опасность правонарушения обусловливает ответственность за его совершение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения.

Законодатель при определении в ст. 2.1 КоАП административного правонарушения в числе его признаков не называет общественную опасность, в отличие от понятия преступления.

Однако его вредность констатирована большинством диспозиций норм, составляющих содержание названного Кодекса.

Тем не менее дискуссия об общественной опасности административных правонарушений в теории административного права продолжается.

Так, в юридической литературе высказывается мнение, согласно которому общественная опасность деяния присуща только преступлениям, а административный проступок характеризуется лишь вредоносностью.

С нашей точки зрения, административным правонарушениям присуща не просто вредность или вредоносность, а именно общественная опасность, как материальный признак любого правонарушения.

В самом деле, трудно, просто невозможно отказать в общественной опасности административным правонарушениям, которые посягают на безопасность дорожного движения, пожарную безопасность (в результате этих нарушений ежегодно гибнут десятки тысяч людей), нарушают правила, связанные с приобретением, хранением и использованием огнестрельного охотничьего или служебного оружия, взрывчатых веществ, радиоактивных изотопов, сильнодействующих ядов и многого другого. В качестве примера приведем и многие административные правонарушения, совершаемые в особых условиях: стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, техногенные катастрофы, массовые беспорядки, а также обстановка чрезвычайного положения. В последние годы возросла общественная опасность экономических административных правонарушений в налоговой, таможенной и других сферах. Объектом данной курсовой работы являются административное правонарушение, посягающее на общественные отношения, возникающие в области исполнительно-распорядительной деятельности и регулируемые нормами административного права.

Предметом данной курсовой работы выступает административное правонарушение.

Цель данной курсовой работы состоит как в рассмотрении понятие административного правонарушения, его признаки и состав

Указанные цели определяют задачи исследования:

1) раскрытие понятия административного правонарушения;

2) изучение признаков административного правонарушения;

3) анализ юридического состава административного правонарушения.

Как показывает анализ современной юридической литературы, тема «административного правонарушения» была предметом внимания известных российских ученых, среди которых следует назвать имена: Липатова Э.Г., Чаннова С.Е, Честнова И.Л. Петрова М.П.

При написании курсовой работы использовались как общенаучные (методы синтеза и анализа), так и частнонаучные методы (сравнительно-правовой метод).

Сравнительно-правовой метод позволил выявить особенности соотношения общих и специальных норм регулирующих отношения касающиеся договора аренды и отдельных его видов.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

1.1 Понятие административного правонарушения

Исторически в правовой науке и в законодательстве сложилось два подхода к пониманию административных правонарушений.

В конце XIX века значительно возросло количество административных актов, нарушающих права индивидов. Поэтому наиболее развитые государства вынуждены были признать себя ответственными за действия своей администрации, даже если эти действия совершались в соответствии с предоставленной ей компетенцией.

Возникла необходимость законного и обоснованного разрешения споров между представителями власти и гражданами. Поэтому в развитых государствах мира был образован институт административной юстиции — важнейшее средство общественного контроля над деятельностью администраций.

Такое представление о сущности административных деликтов и ответственности за их совершение легло в основу построения административного законодательства Франции, ФРГ, Англии, США.

Второй подход, который условно называют карательным, первоначально, до возникновения понятия административных правонарушений в собственном смысле, доминировал в Германии в XVIII — XIX вв. Проступки, за которые наступала ответственность, назывались exekutivstrafen, позднее — полицейскими, или фискальными, деликтами. Они представляли собой уголовные проступки.

Лица, их совершившие, несли уголовную ответственность. В целом законодательством Пруссии, а затем Германии закреплялось административное усмотрение на уголовное принуждение.

Таким образом, сложилось иное понимание административных правонарушений — как неисполнение населением административных предписаний государственной власти либо совершение таких действий, наказания за которые назначались в административном порядке. Целью подобных наказаний было не восстановление нарушенного права, а наказание за ослушание.

В настоящее время в Германии взыскания, устанавливаемые в административном порядке, предназначаются для обеспечения выполнения административных постановлений, а не для кары и применяются достаточно редко, поскольку карательные нормы содержатся в основном в уголовном законодательстве[2] .

Источник: http://MirZnanii.com/a/36689/ponyatie-i-priznaki-administrativnogo-pravonarusheniya

Ссылка на основную публикацию