Спор вокруг пределов дискреционных полномочий судебного сообщества зарубежнх стран

Дискреционные полномочия суда это

«. 7.

Дискреционные полномочия — совокупность прав и обязанностей органа государственной власти, должностных лиц, предоставляющие возможность органу государственной власти или должностному лицу по своему усмотрению определить вид и содержание (полностью или частично) принимаемого управленческого решения, либо предоставляющие возможность выбора по своему усмотрению одного из нескольких предусмотренных ведомственным актом вариантов управленческих решений.

Дискреционные полномочия являются неотъемлемой частью публичной правоприменительной деятельности, поскольку при применении норм права к конкретному делу позволяют учитывать его индивидуальные особенности, реализовать принцип соразмерности мер управленческого воздействия, учесть многочисленные нюансы управленческой среды. «

Приказ ФМС РФ от 22.01.2009 N 3 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению экспертизы проектов нормативных правовых актов в Федеральной миграционной службе на коррупциогенность»

Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое «Дискреционные полномочия» в других словарях:

Дискреционные полномочия — (от франц. Discretionnaire зависящий от личного усмотрения) термин, используемый в теории налогообложения и трастовом законодательстве ряда стран, означающий полномочия, предоставляемые какому либо лицу, действовать по собственному усмотрению. В… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Дискреционные полномочия суда — властные полномочия судебных органов, позволяющие им действовать в гражданском и арбитражном процессе по собственному усмотрению в рамках закона. Дискреционные полномочия в гражданском судопроизводстве имеют как положительное, так и отрицательное … Большой юридический словарь

Администрация США — (Administration of USA) Определение администрации США, высшие руководители США Определение администрации США, высшие руководители США, административные учреждения Содержание Содержание Определение Административное право Служба высших… … Энциклопедия инвестора

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии — государство в Западной Европе, конституционная монархия. Расположено на Британских о вах и отделено от материковой Европы Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш. Обособленное положение повлияло на историческое развитие страны. В ее состав … Географическая энциклопедия

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. ОБЩЕСТВО — Соединенное Королевство многонациональное государство. Создавалось оно постепенно: в 1543 Англия присоединила Уэльс, в 1707 Шотландию, а в 1800 Ирландию. После почти столетия бурных дебатов большая часть Ирландии в 1921 отделилась от… … Энциклопедия Кольера

Административная юрисдикция — установленная правовыми нормами деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке.… … Большая советская энциклопедия

дискреционная власть — (от франц. discrétionnaire зависящий от личного усмотрения), особые полномочия, предоставленные главе государства, правительства или иному высшему должностному лицу, дающие ему право действовать по собственному усмотрению, в частности в… … Энциклопедический словарь

Сингапур — Республика Сингапур Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Островное государство в Юго Восточной Азии.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Система урегулирования споров по морскому праву — – предусматривается Конвенцией ООН по морскому праву (ст. 279 299, ч. XV; ст. 186 196, разд. 5 ч. XI и приложения V, VI, VII, VIII). Является частью общей системы регулирования споров, созданной на основе Устава ООН. Ее основой служит обязанность … Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами

Дискреционная власть — (от франц. discrétionnaire зависящий от личного усмотрения) предоставленное законом главе государства, правительства или иному высшему должностному лицу право действовать по собственному усмотрению в определённых условиях (например, при… … Большая советская энциклопедия

official.academic.ru

дискреционные полномочия

Большой англо-русский и русско-английский словарь . 2001 .

Смотреть что такое «дискреционные полномочия» в других словарях:

Дискреционные полномочия — 7. Дискреционные полномочия совокупность прав и обязанностей органа государственной власти, должностных лиц, предоставляющие возможность органу государственной власти или должностному лицу по своему усмотрению определить вид и содержание… … Официальная терминология

Дискреционные полномочия — (от франц. Discretionnaire зависящий от личного усмотрения) термин, используемый в теории налогообложения и трастовом законодательстве ряда стран, означающий полномочия, предоставляемые какому либо лицу, действовать по собственному усмотрению. В… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Дискреционные полномочия суда — властные полномочия судебных органов, позволяющие им действовать в гражданском и арбитражном процессе по собственному усмотрению в рамках закона. Дискреционные полномочия в гражданском судопроизводстве имеют как положительное, так и отрицательное … Большой юридический словарь

Администрация США — (Administration of USA) Определение администрации США, высшие руководители США Определение администрации США, высшие руководители США, административные учреждения Содержание Содержание Определение Административное право Служба высших… … Энциклопедия инвестора

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии — государство в Западной Европе, конституционная монархия. Расположено на Британских о вах и отделено от материковой Европы Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш. Обособленное положение повлияло на историческое развитие страны. В ее состав … Географическая энциклопедия

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. ОБЩЕСТВО — Соединенное Королевство многонациональное государство. Создавалось оно постепенно: в 1543 Англия присоединила Уэльс, в 1707 Шотландию, а в 1800 Ирландию. После почти столетия бурных дебатов большая часть Ирландии в 1921 отделилась от… … Энциклопедия Кольера

Административная юрисдикция — установленная правовыми нормами деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке.… … Большая советская энциклопедия

дискреционная власть — (от франц. discrétionnaire зависящий от личного усмотрения), особые полномочия, предоставленные главе государства, правительства или иному высшему должностному лицу, дающие ему право действовать по собственному усмотрению, в частности в… … Энциклопедический словарь

Сингапур — Республика Сингапур Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Островное государство в Юго Восточной Азии.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Система урегулирования споров по морскому праву — – предусматривается Конвенцией ООН по морскому праву (ст. 279 299, ч. XV; ст. 186 196, разд. 5 ч. XI и приложения V, VI, VII, VIII). Является частью общей системы регулирования споров, созданной на основе Устава ООН. Ее основой служит обязанность … Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами

Дискреционная власть — (от франц. discrétionnaire зависящий от личного усмотрения) предоставленное законом главе государства, правительства или иному высшему должностному лицу право действовать по собственному усмотрению в определённых условиях (например, при… … Большая советская энциклопедия

dic.academic.ru

Дискреционные полномочия

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Смотреть что такое «Дискреционные полномочия» в других словарях:

Дискреционные полномочия — 7. Дискреционные полномочия совокупность прав и обязанностей органа государственной власти, должностных лиц, предоставляющие возможность органу государственной власти или должностному лицу по своему усмотрению определить вид и содержание… … Официальная терминология

Дискреционные полномочия суда — властные полномочия судебных органов, позволяющие им действовать в гражданском и арбитражном процессе по собственному усмотрению в рамках закона. Дискреционные полномочия в гражданском судопроизводстве имеют как положительное, так и отрицательное … Большой юридический словарь

Администрация США — (Administration of USA) Определение администрации США, высшие руководители США Определение администрации США, высшие руководители США, административные учреждения Содержание Содержание Определение Административное право Служба высших… … Энциклопедия инвестора

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии — государство в Западной Европе, конституционная монархия. Расположено на Британских о вах и отделено от материковой Европы Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш. Обособленное положение повлияло на историческое развитие страны. В ее состав … Географическая энциклопедия

Читайте также:  Заявление о возбуждении исполнительного производства: как подать судебному приставу исполнительный лист

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. ОБЩЕСТВО — Соединенное Королевство многонациональное государство. Создавалось оно постепенно: в 1543 Англия присоединила Уэльс, в 1707 Шотландию, а в 1800 Ирландию. После почти столетия бурных дебатов большая часть Ирландии в 1921 отделилась от… … Энциклопедия Кольера

Административная юрисдикция — установленная правовыми нормами деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке.… … Большая советская энциклопедия

дискреционная власть — (от франц. discrétionnaire зависящий от личного усмотрения), особые полномочия, предоставленные главе государства, правительства или иному высшему должностному лицу, дающие ему право действовать по собственному усмотрению, в частности в… … Энциклопедический словарь

Сингапур — Республика Сингапур Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Островное государство в Юго Восточной Азии.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Система урегулирования споров по морскому праву — – предусматривается Конвенцией ООН по морскому праву (ст. 279 299, ч. XV; ст. 186 196, разд. 5 ч. XI и приложения V, VI, VII, VIII). Является частью общей системы регулирования споров, созданной на основе Устава ООН. Ее основой служит обязанность … Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами

Дискреционная власть — (от франц. discrétionnaire зависящий от личного усмотрения) предоставленное законом главе государства, правительства или иному высшему должностному лицу право действовать по собственному усмотрению в определённых условиях (например, при… … Большая советская энциклопедия

taxation.academic.ru

Дискреционные полномочия суда в уголовном судопроизводстве Пронин Константин Владимирович

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Источник: http://niitek.ru/post/diskrecionnye-polnomochija-suda-jeto/

Системы судов общей и административной юрисдикции в зарубежных странах

Виды судебных органов . Существует несколько видов судебных и квазисудебных органов.

1) Органы досудебного разбирательства (медиаторы, консилиаторы — посредники, примирители во Франции, Италии). Они обычно назначаются муниципалитетами из числа отставных государственных служащих, знакомых с основами права, и решают мелкие споры между соседями, вопросы арендной платы и др.

2) Суды общей юрисдикции («общие суды»), рассматривают уголовные дела, гражданские и трудовые споры и т.д. Система общих судов включает разные звенья от верховных до низовых судов, но способы их построения различны. Общие суды могут быть сгруппированы по четырем моделям: англо-американской (англосаксонской), романо-германской (европейской континентальной), социалистической и мусульманской.

В анолосаксонской модели:

— единая система судов во главе с верховным судом;

— историческая приверженность общему праву, признание правотворческой роли суда и широкое использование судебного прецедента;

— исключительно апелляционная форма обжалования судебных решений;

— предельная состязательность, при которой судья пассивен в судебном процессе, он лишь ведет заседание и в уголовных делах не решает вопроса о виновности, поскольку полномочия судьи и присяжных разделены;

— относительно более широкая практика избрания судей.

В романо-германской модели ;

— нет единой системы судов, она полисистемна;

— деятельность судов определяется широко развитым законодательством,

— судебный прецедент применяется крайне редко;

— наряду с апелляцией используется кассационный и ревизионный порядок обжалования, чего нет в англосаксонской модели;

— судья активен в процессе, он не только оценивает, но и сам собирает доказательства;

— относительно меньшая распространенность институтов присяжных заседателей и мировых судей;

— «судьи из народа», «непрофессиональные судьи» (ассизы, шеффены) участвуют вместе с судьей в определении наказания;

— создание судов полного или частичного судейского самоуправления с кадровыми функциями и полномочиями.

В социалистической модели :

— выборность всех судей и народных заседателей;

— равенство прав судей и народных заседателей;

— совпадение границ административно-территориальных единиц и судебных округов (специальные судебные округа не создаются).

В мусульманской модели :

— суду подлежат только единоверцы или лица, согласившиеся на такой суд;

— народных заседателей, ассизов, присяжных не существует;

— процесс осуществляется по канонам шариата со специфическими формами ответственности и в гражданском, и в уголовном праве.

— в некоторых мусульманских странах процедуры обжалования судебных решений не существует, можно лишь обращаться в имаму — высшему духовному лицу.

3 ) Специальные суды:

— военные (для военнослужащих),

— суды по делам малолетних,

— трудовые,

— по земельным и водным спорам,

— претензионные,

— коммерческие (по торговым делам) и др.

Судьи в этих судах иногда помимо юридического имеют и другое образование (например, педагогическое в судах по делам малолетних), в судах по трудовым спорам судьями нередко являются профсоюзные деятели.

Дела в таких судах рассматриваются в коллегии профессиональных судей, без заседателей, процесс ускорен, они обычно не имеют системы вышестоящих аналогичных судов, а нередко являются как бы отделениями при общих судах.

Однако в некоторых странах система специальных судов имеет иерархическую структуру (например, в Германии).

4) Административные суды (специальные суды особого рода), рассматривающие споры граждан с чиновниками и органами государства по вопросам управления в связи с нарушением прав граждан.

Эти суды иногда образуются при министерствах, других органах управления, но обычно составляют целостную систему.

В административные суды нельзя жаловаться, если чиновником не нарушен закон, поскольку при решении конкретных дел чиновник имеет свободу усмотрения и вправе действовать самостоятельно в пределах закона (дискреционные полномочия).

5) Обычного права — племенные суды, в которых участвуют вожди, старейшины. Они рассматривают споры между соседями, споры об использовании земли, лесов, пастбищ, некоторые вопросы семейного права на основе обычаев племени. Уголовные дела такие суды рассматривать не могут. Их решения не признаются, если они противоречат законам. Решения племенных судов можно обжаловать в суд общей юрисдикции.

6) Конституционные суды, а также суды, рассматривающие вопросы конституционной ответственности высших должностных лиц (например, Высокий суд правосудия во Франции, Государственный трибунал в Польше).

7) В некоторых странах действуют церковные суды, которые рассматривают дела священников, но могут налагать также наказания на прихожан (покаяние, отлучение от церкви).

Конституции запрещают создание чрезвычайных судов, т.е. таких, которые образуются в ином порядке, чем определено конституцией и законами, действуют вне правил судебной процедуры, а иногда и применяют наказания, не предусмотренные уголовным кодексом. Однако в условиях военных режимов такие суды обычно создаются.

Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 889;

Источник: https://poznayka.org/s39575t1.html

Разрешения споров в зарубежных странах

Развитие альтернативных форм

Развитие альтернативных форм разрешения правовых споров в зарубежных странах, несмотря на различия правовых систем в государствах, имеет много общего. Применяются одни и те же способы и формы досудебного урегулирования, хотя и различается их процедура.

В случае если говорить о практике разрешения споров между субъектами права различных государств, основное внимание уделяют Международному третейскому суду (МКС), который является ведущим институтом в мире по разрешению международных коммерческих споров. В его состав входят представители приблизительно 70 стран всœех континœентов. При рассмотрении дел применяется Регламент Третейского суда Международной торговой палаты.

Обязательным условием третейского суда МКС является наличие соответствующего соглашения (оговорки) между сторонами.

В оговорке рекомендуется предусмотреть применимое право контракта; число судей; место проведения третейского разбирательства; язык третейского разбирательства; возможность и крайне важно сть включения специальных положений, регулирующих участие в третейском разбирательстве более двух сторон.

Первой разновидностью негосударственного разрешения спора явилось третейское разбирательство — это негосударственный способ разрешения споров посредством привлечения к их разрешению нейтральной третьей стороны (арбитра),

Читайте также:  Пленум вс: обзор верховного суда не позволит пересматривать дела по новым обстоятельствам

Считается, что центрами возникновения третейского разбирательства стали государства Европы — Англия и Франция XVII —XVIII вв.

Именно в это время сложилась ситуация, когда устаревшее, запутанное право не соответствовало общественным реалиям, не отвечало духу капиталистических отношений, и стороны по делу охотнее обращались к третейскому разбирательству как более скорому, дешевому и компетентному и третейским судьям, хотя и не имеющим достаточной правовой подготовки, но разбирающимся в финансовой и чисто хозяйственной сути спора2. Это был своего рода прообраз будущей медиации как одной из разновидностей негосударственного урегулирования споров. При этом сам термин ʼʼальтернативное разрешение споровʼʼ или ʼʼнегосударственное разрешение споровʼʼ в то время еще не использовался.

В США особое развитие получил метод медиации.

В 2001 ᴦ. в США был принят единый закон о медиации, который согласовал множество законов, издан­ных в отдельных штатах (примерно 2500 нормативных актов, так или иначе связанных с урегулированием процедуры посредничества).

В этой стране, обращение к медиатору происходит в 75 — 85% случаев конфликтных ситуаций, при этом соглашения, достигнутые в ходе медиации, выполняются в 90 — 95% случаев. Там также широко распространены процедуры судебного посредничества (court-annexed mediation), обязательные для определœенной категории дел и предваряющие судебные слушания4.

Посредничество, являясь чрезвычайно популярной формой урегулирования споров в США, получает всœе большее распространение и в европейских странах 5.

На сегодняшний день медиация также адаптирована и распространена в таких странах, как Канада, Австралия, Великобритания, Франция, Испания, Италия, Бельгия. За рубежом медиация — развитая отрасль юридического бизнеса.

В ряде стран мира действуют самостоятельные законы о медиации.

К примеру, еще в 1995 ᴦ. Аргентина приняла закон ʼʼО медиации и соглашенииʼʼ, в соответствии с которым установлена обязательность процедуры медиации по большинству исков6, в Австрии с 1 января 2005 ᴦ. действует новый закон ʼʼО посредничестве по гражданским деламʼʼ7.

Страной, активно использующей медиацию как форму урегулирования коммерческих споров, является, к примеру, Англия, где созданы и преуспевают соответствующие центры — ʼʼАльтернативных способов урегулирования споровʼʼ (АСУС) (ADR centers — Alternative Dispute Resolution centers). Эти центры обеспечивают выделœение квалифицированного персонала 8. Действует в Великобритании и специальная Британская медиационная организация — Центр разрешения конфликтов 9.

Во Франции существует Трибунал по конфликтам, функция которого состоит в посреднической роли, которую он играет в судебной системе государства'.

Комиссия ООН по правам международной торгов­ли приняла специальные законы в направлении развития медиации. Европейская директива по медиации от ЕС гласит, что поощряет использование медиации в качестве урегулирования споров по гражданским и коммерческим делам в интересах большего доступа к правосудию.

Вместе с тем, как известно, специали­зированная международная организация системы ООН — ЮНСИТРАЛ — разработала Типовой закон о международной примирительной процедуре и предложила странам-участницам взять его за основу при разработке внутреннего законодательства о примирительных процедурах, о чем уже сказано во введении.

В Словении проведен правовой эксперимент по развитию посредничества. Около 50 посредников, среди которых судьи других судов, адвокаты, прошедшие обучение по методике осуществления посред­ничества, ежедневно работают с тяжущимися с целью мирного урегулирования спора. В итоге около 37% дел разрешаются без судебного разбирательства.

В 1991 году правительство Австралии приняло Закон о суде (посредничество и третейский суд), по которому Семейному суду и Федеральному суду Австралии дано право предлагать сторонам возможность привлекать для разрешения спора посредника и третейского судью. В большинстве университетов Австралии в программу подготовки юристов включен курс по разрешению споров.

В разделœе 51 Австралийской Конституции указывается, что парламент вправе вводить в действие законы, относящиеся к ʼʼсогласительным процедурам и третейскому суду для предотвращения и урегулирования отраслевых споров, простирающихся за пределы одного штатаʼʼ.

Существует Австралийская комиссия по согласительным процедурам и третейскому суду, созданная вместе с Промышленным судом Австралии под эгидой федерального правительства, которая занимается спорами между предприятиями в частном секторе.

Применение альтернативных способов разрешения споров имеет в Китае длительную культурную традицию. Оно применялось до Культурной революции и с начала 80-х годов вновь стало применяться при разрешении споров с использованием таких методов как посредничество, согласительные процедуры, третейский суд.

В Китае стороны могут также разрешить спор путем переговоров, имеющих определœенную культурную специфику.

Большинство контрактов с китайской стороной содержат статью о том, что конфликты в первую очередь должны решаться путем ʼʼдружеских переговоровʼʼ.

Переговоры рассматриваются как хороший деловой этикет, и лишь в последний момент сторона может решить обратиться к посредничеству или согласительной процедуре по иску.

В Германии действует более 300 третейских судов или согласительных советов, решающих разнообразные споры. Большинство согласительных советов занимаются потребительскими вопросами: банковскими, медицинскими нарушениями, страхованием, строительством и вопросами трудового права.

С 1 января 2000 года новый закон установил, что в отношении мелких денежных исков, конфликтов с сосœедями и обвинœений в клевете необходима стадия досудебного урегулирования. В остальном согласительные процедуры юридически не являются обязательными и строятся на добровольном участии.

По уголовным делам также возможно проведение медиации. При этом, в отличие от французского законодательства, в Германии институт медиации прямо не обозначен. Наиболее полное развитие уголовно-правовая медиация получила при производстве по делам в отношении несовершеннолетних.

[1] Вішнеўскі А.Ф., Юхо Я.А. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі ў дакументах і матэрыялах. 1998. С. 23.

[2] См. к примеру Куницын А. Историческое изображение Древнего судопроизводства в России. Спб. 1843. С. 25.

  • — Разрешения споров в зарубежных странах

    Развитие альтернативных форм Развитие альтернативных форм разрешения правовых споров в зарубежных странах, несмотря на различия правовых систем в государствах, имеет много общего. Применяются одни и те же способы и формы досудебного урегулирования, хотя и… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/yurispundenktsiya/view/550219_razresheniya_sporov_v_zarubezhnyh_stranah

    Раздел VI. Зарубежный арбитражный процесс Глава XXXI. Общая характеристика разрешения экономических споров за рубежом — Страница 3

    Страница 3 из 3

    § 3. Разрешение экономических споров в странах системы гражданского права

    1. Общая характеристика

    В странах системы гражданского права*(525) принято создание судов специальной юрисдикции или подразделений в структуре судов общей юрисдикции для разрешения экономических споров.

    Во Франции Кассационный суд включает шесть палат: пять по гражданским делам (в том числе палату по торговым и финансовым делам) и одну по уголовным делам. В некоторых апелляционных судах (всего их насчитывается 30 на континенте) имеются палаты по торговым делам.

    По первой инстанции гражданские, в том числе экономические, споры рассматриваются трибуналом большого процесса и трибуналом малого процесса.

    Трибунал большого процесса рассматривает дела с определенной ценой иска, а также дела, прямо отнесенные к подсудности данного суда, например споры о недвижимости, о патентах, товарных знаках, расчетах с кредиторами неплатежеспособного должника и т.д.

    *(526) Если в округе трибунала большого процесса нет торгового трибунала, то его функции выполняет трибунал большого процесса*(527). Трибуналы малого процесса соответственно рассматривают дела с меньшей ценой иска, а также дела, отнесенные к ведению данного звена судебной системы.

    К системе общих судов на уровне трибунала малого процесса относится ряд специализированных судебных органов, в том числе торговые трибуналы, паритетные трибуналы по земельной аренде, трибуналы по морской торговле и проч.

    Читайте также:  Можно ли вернуть джинсы в магазин

    Характерной чертой специализированной юрисдикции является привлечение в качестве судей не юристов, а специалистов в определенной сфере деятельности. Так, судьи торговых трибуналов, создаваемых в крупных городах страны, являются специалистами в области торговли, для них судебная деятельность не является основным занятием.

    В каждом торговом трибунале работает примерно 10-12 судей. Торговые трибуналы рассматривают споры между любыми участниками торговых сделок, между членами товариществ, споры по обязательствам коммерсантов, предпринимателей и банкиров, дела, связанные с ликвидацией предприятий, и проч.*(528) Торговых трибуналов насчитывается около 230*(529).

    Торговые трибуналы рассматривают дела по первой и второй инстанции. Число рассматриваемых ими дел растет и достигает примерно четверти миллиона в год*(530).

    Несмотря на то, что по первой инстанции дела рассматриваются либо трибуналами большого, малого процесса, либо специализированными судами, действует единая для всех этих судов система пересмотра решений.

    Особо следует сказать о паритетном трибунале, созданном во Франции в 1958 г. и возглавляемом судьей трибунала малой инстанции. Паритетный трибунал рассматривает дела, связанные с арендой сельскохозяйственных земель. В состав паритетного трибунала на пять лет избираются асессоры (два асессора от арендаторов и два — от арендодателей).

    Чтобы быть избранным в качестве асессора, необходимо пять лет пребывать в статусе арендатора или арендодателя. Паритетный трибунал рассматривает дела с ценой иска, не превышающей 13 тыс. франков, по первой инстанции. Такие решения не подлежат обжалованию. Но если было рассмотрено дело с ценой иска свыше 13 тыс.

    франков, то жалоба может быть подана в социальную палату апелляционного суда*(531).

    В Германии также действует определенная специализация судов, обусловливающая пять видов судебной юрисдикции. Согласно ст.

    95-4 Основного закона ФРГ «для отправления правосудия в области общей, административной, финансовой, трудовой и социальной юстиции Федерация утверждает в качестве верховных судебных палат федеральную общую палату, федеральный административный суд, федеральную финансовую палату, федеральный трудовой суд и федеральный социальный суд»*(532). Таким образом, существует система финансовых судов, состоящая из двух звеньев: финансового суда земли и Федерального финансового суда. Финансовые суды занимаются рассмотрением налоговых и таможенных дел.

    В системе судов общей юрисдикции выделяются специализированные структурные подразделения, например, в судах земли существует Палата по торговым делам.

    Эта Палата рассматривает споры между участниками торговых сделок, членами торговых товариществ, споры по векселям, по применению закона о чеках, по защите торговых знаков и др.

    *(533) Дела слушаются в составе профессионального судьи и двух коммерсантов, назначаемых на определенный срок по решению торгово-промышленных палат. Палата по торговым делам выполняет функции суда как первой, так и второй инстанции (рассматривает жалобы на решения нижестоящего суда).

    Самостоятельно создан и действует Федеральный патентный суд (только на уровне Федерации), состоящий из двух сенатов. Жалобы на его решения подлежат рассмотрению судом общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства*(534).

    В отдельных землях Германии создаются специализированные суды по спорам, связанным с сельским хозяйством, судоходством и проч.*(535)

    Несколько слов стоит сказать о документарном производстве в Германии. В начале XX в. было закреплено положение о возможности рассмотрения дел по письменным доказательствам. Документарное производство включает предварительные заседания и обмен документами. Если ответчик не представляет возражений, то суд выносит заочное решение.

    При представлении таких возражений у истца есть право дать объяснение. Если истец не представляет такое объяснение, то судья вправе вынести заочное решение. В случае представления истцом новых объяснений дело проходит обычное судебное разбирательство. Если документами полностью подтверждается требование, то может быть вынесено решение, которое обращается к немедленному исполнению.

    В документарном производстве заявляются требования о взыскании денежных сумм и обращении взыскания на заложенное имущество. Существует также принудительное производство, в порядке которого может быть заявлено любое денежное требование. В результате принудительного производства возможно получение исполнительного титула без судебного разбирательства.

    Гарантией соблюдения интересов ответчика является возможность рассмотрения дела в судебном порядке*(536).

    Надо отметить, что во Франции и в Германии предусмотрена упрощенная процедура взыскания бесспорной задолженности*(537).

    Помимо общих судов в Германии и во Франции действует система судов административной юстиции.

    В странах Европы существуют разные подходы к арбитражному судопроизводству. Например, в Австрии действует Патентный суд, который рассматривает дела по ходатайствам о признании патентов недействительными.

    Этот Суд расположен в Вене, состоит из юристов и специалистов в различных областях техники.

    Действует и единственный на всю Австрию Торговый суд, рассматривающий хозяйственные споры, в том числе дела о банкротстве*(538).

    В Бельгии создан коммерческий трибунал. Этот трибунал действует в качестве суда первой инстанции, рассматривая споры в основном из торговых отношений. В состав коммерческого трибунала входит профессиональный судья и два представителя деловых кругов (предприниматели, торговцы и проч.). Коммерческие трибуналы являются основным звеном бельгийской судебной системы*(539).

    В Нидерландах до принятия Конституции 1983 г. суды, рассматривавшие споры по налогообложению, считались органами административной юстиции. В настоящее время они входят в общую систему судов*(540).

    В Швейцарии для разрешения коммерческих споров созданы торговые суды, состоящие не только из юристов, но и из представителей деловых кругов, избранные кантональными советами*(541).

    Примерно 20 лет тому назад в Испании была создана система хозяйственно-административных трибуналов.

    Эта система венчается Центральным хозяйственно-административным трибуналом, который рассматривает крупные финансовые споры по первой инстанции и жалобы на постановления Министерства экономики и других центральных учреждений.

    Данный суд действует в качестве второй инстанции по отношению к решениям нижестоящих судов: хозяйственно-административных трибуналов региональных автономных объединений и трибуналов провинций*(542).

    Интересен опыт Португалии. После введения в действие в конце XIX в. Гражданского процессуального кодекса был принят Торговый процессуальный кодекс, регулировавший деятельность существовавших тогда коммерческих трибуналов. В настоящее время Гражданский процессуальный кодекс включает регулирование арбитражного судебного разбирательства*(543).

    Японское судопроизводство до сих пор испытывает на себе влияние германского гражданского процесса, хотя после Второй мировой войны был воспринят такой англо-американский процессуальный институт,     как    перекрестный    допрос.    Однако    одним     из    существенных    отличий    японского судопроизводства   от   германского   является    отсутствие   специальных   судов.    Все   суды    могут рассматривать гражданские и уголовные дела*(544).

    Если говорить о государствах — участниках СНГ, то они в плане арбитражного судоустройства и судопроизводства почти все близки к российской модели.

    В Азербайджане действует Экономический суд, в Армении — Государственный арбитраж, в Беларуси — Высший Хозяйственный Суд, в Грузии -Верховный Арбитражный Суд, в Казахстане — Верховный Суд, в Кыргызстане — Высший Арбитражный Суд, в Молдове — Экономический суд, в Таджикистане — Высший экономический суд, в Туркменистане и Узбекистане — Высшие хозяйственные суды, на Украине — Высший арбитражный суд. Создан также Экономический суд стран СНГ, расположенный в г.Минске*(545).

    2. Некоторые итоги

    Во-первых, независимо от того, какой суд (общей или специальной юрисдикции) рассматривает экономические споры, существует явная тенденция к созданию системы альтернативных органов, уполномоченных разрешать данные дела.

    Во-вторых, альтернативные формы рассмотрения экономических споров отличаются упрощенной процедурой, оперативностью, дешевизной.

    В-третьих, во многих странах стремятся ввести упрощенную процедуру для бесспорных, несложных дел, предусматриваются механизмы, способствующие мирному досудебному разрешению споров.

    В-четвертых, в той или иной форме к судопроизводству по экономическим спорам привлекаются представители деловых кругов.

    Несмотря на имеющиеся различия в судопроизводстве по экономическим спорам, бесспорно, существует много сходств, что продиктовано общностью задач, ориентацией на эффективность и оперативность процедуры разрешения дела.

    Последняя >>

    Источник: http://uristinfo.net/arbitrazhnoe-protsesualnoe-pravo/70-vv-jarkov-arbitrazhnyj-protsess/1385-razdel-vi-zarubezhnyj-arbitrazhnyj-protsess-glava-xxxi-obschaja-harakteristika-razreshenija-ekonomicheskih-sporov-za-rubezhom.html?start=2

    Ссылка на основную публикацию