Современное буржуазное государственное право

Буржуазное право, его сущность и функции

Буржуазное право, его сущность и функции

Буржуазное право– совокупность юридических норм, правил поведения, выражающих волю буржуазии – господствующего класса капиталистического общества, обусловленную материальными условиями существования этого класса.

Посредством права буржуазия навязывает свою волю трудящимся, подчиняет и угнетает их. Применение норм буржуазного права основано на принудительной силе буржуазного государства, как особого аппарата насилия над эксплуатируемым большинством народа.

Служебная роль буржуазного права, как важной части надстройки, состоит в активной защите капиталистического базиса, в закреплении и охране общественных отношений и порядков, выгодных и угодных буржуазии.

Все институты буржуазного права, обусловленные, в конечном счёте, капиталистическим базисом, строятся в соответствии с правовыми, политическими и иными взглядами буржуазии. Буржуазное право – последний исторический тип эксплуататорского права, устанавливаемый с приходом буржуазии к власти.

Исторически буржуазное право и буржуазная законность пришли на смену феодальному праву.

Капитализм был шагом вперёд в развитии общества по сравнению с феодализмом, буржуазное право сыграло объективно прогрессивную роль, особенно в те периоды после буржуазной революции, когда закрепляемые и обслуживаемые этим правом производственные отношения полностью соответствовали характеру производительных сил. Основным институтом, определяющим природу, содержание и назначение буржуазного права, является институт частной собственности на орудия и средства производства.

Виды гипотез норм права, их краткая характеристика и примеры

Гипотеза — это часть нормы права, раскрывающая условия, при наличии или отсутствии которых возможно действие данной нормы.

В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:

Простая гипотеза предполагает одно условие, через которое реализуется юридическая норма.

Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.

В зависимости от формы выражения выделяют гипотезы абстрактные и казуистические:

Абстрактная гипотеза указывает на условия действия нормы, ставит акцент на их общих, родовых признаках.

Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы с отдельными, строго определёнными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.

По наличию или отсутствию юридических фактов:

Положительные — указывают на необходимость опредёленных условий для действия нормы.

Отрицательные — предполагают, что применение нормы права осуществляется в случае отсутствия обозначенных в гипотезе условий.

Виды диспозиций норм права, их краткая характеристика и примеры

Диспозиция— элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности.

По характеру предписания диспозиции подразделяются на:

управомочивающие— предоставляющие участникам общественных отношений право на совершение не противоречащих закону действий;

обязывающие — устанавливающие обязанность совершать определённые действия;

запрещающие — содержащие запрет на совершение определённых противоправных действий (бездействия) под угрозой наказания.

Диспозиции в зависимости от своей структуры могут быть: 1) простые (один вариант поведения);

2) сложные (несколько вариантов поведения).

По степени определённости они различаются: — на абсолютно определённые;- относительно определённые; — неопределённые;

Виды санкций норм права, их краткая характеристика и примеры

Санкция— элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

Санкции в зависимости от своего состава могут быть: 1) простые (одна мера наказания); 2) сложные (несколько мер наказаний).

По отраслевому признаку они делятся: 1) на уголовные; 2) административные; 3) дисциплинарные;

4) гражданские и др. По характеру последствий: 1) на право восстанавливающие; 2) штрафные.

По степени определённости санкции делят:- абсолютно определённые — категорическое значение санкции,

относительно определённые — орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы); — альтернативные — правоприменительные органы имеют право сами определить наиболее целесообразный вид ответственности ( штраф, либо лишение свободы)

Внутренние и внешние функции современного государства, их соотношение

Внутренние функции государства– это направления деятельности государства, которые связаны с решением задач внутреннего развития общества.

К числу внутренних относятся функции:
1) экономическая– Объекты данной деятельности — производственные отношения в разных секторах экономики;
2) финансовая– осуществление управленческой деятельности по сбору и распределению денежных средств,

3) социальная —деятельность государства в сфере оказания различных социальных услуг членам общества;
4) политическая —деятельность по формированию и организации работы всех органов гос.

власти;
5) экологическая– деятельность по охране природы и рациональному пользованию природными ресурсами;
6) культурная– направление деятельности государства по духовному, культурному развитию общества;
7) охраны правопорядка, прав и свобод граждан– деятельность в области борьбы с правонарушениями для создания условий по реализации всех прав и свобод граждан, их объединений, органов государства;
8) обеспечения общественной безопасности —деятельность государства по предупреждению и ликвидации последствий различных неблагоприятных явлений: стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков.

Внешние функции государства – функции, которые реализует государство за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач.

Можно выделить две основные внешние функции Российского государства.
1.

Военную —ведение войн, оборона страны в военное время, обеспечение готовности к обороне в мирное время, охрана государственных границ.

2.

Функцию сотрудничества с другими государствами — Среди главных направлений межгосударственного сотрудничества- это сотрудничество: 1) в экономике; 2) поддержании мира и мирового правопорядка; 3) природоохранной деятельности; 4) борьбе с международной преступностью; 5) сфере науки, культуры, образования; 6) решении демографической, сырьевой, энергетической проблем, освоении космического пространства.

Нормы права: классификация и виды

Норма права — это установленное или санкционированное государством, обеспеченное государственной защитой, общеобязательное, формально-определённое правило общего характера, выступающее всеобщим регулятором социальных взаимодействий.

Классификации норм права.

По юридической силе: нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов;

По предмету правового регулирования нормы международного, конституционного, административного, уголовного, гражданского и других отраслей права.

По форме предписания: императивные и диспозитивные. Императивныевыражаются в категорических предписаниях, действующих независимо от воли, желания, усмотрения субъектов права. Диспозитивные нормы действуют когда субъекты самостоятельно не установили иные условия своих взаимоотношений.

По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы — действовать определённым образом или воздержаться от таких действий. Обязывающие нормы — совершить активные действия независимо от воли, не предоставляя свободы выбора.

Запрещающие нормы -воздержание от действий под угрозой применения санкций негативного характера.

Специализированные нормы, направлены на помощь в регулировании отношений между субъектами.

По кругу лиц: общие и специальные. Общие распространяются на всех лиц, проживающих стране, регионе, специальные— на отдельные категории лиц (госслужащие, студенты, военные)

По времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения срока, временные— в пределах определённого промежутка времени.

По сфере действия: общие и местные. По структуре: полные и логические нормы права. Полная норма права – это норма, содержащая все три структурных элемента — гипотезу, диспозицию и санкцию. По характеру правового воздействия: регулятивные и охранительные нормы права.

Виды норм права:Общие, конкретные, специальные нормы права. Общие нормы устанавливают исходные начала, принципы, основные категории для целой группы общественных отношений. Конкретные нормы детализируют общие нормы для непосредственного применения.

Специальные нормы предусматривают исключения из общего правила для особых случаев.

Публичное и частное право

Частное право — совокупность отраслей права, распространяющих своё действие на частных лиц и регулирующих: имущественные и связанные с ними неимущественные личные отношения граждан, а также семейные отношения; отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и инициативу частных собственников и объединений частных лиц в их имущественной деятельности и в личных отношениях. Характер поведения сторон в частноправовых отношениях определяется самими сторонами. К отраслям частного права относятся: гражданское право, семейное право, трудовое право, земельное право и международное частное право.

Публичное право — совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса. В публично-правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные.

Одной из таких сторон всегда выступает государство либо его орган (должностное лицо), наделённое властными полномочиями; в сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть.

Отраслями публичного права являются: международное публичное право; конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное и уголовно-процессуальное право и др.

Буржуазное право, его сущность и функции

Буржуазное право– совокупность юридических норм, правил поведения, выражающих волю буржуазии – господствующего класса капиталистического общества, обусловленную материальными условиями существования этого класса.

Посредством права буржуазия навязывает свою волю трудящимся, подчиняет и угнетает их. Применение норм буржуазного права основано на принудительной силе буржуазного государства, как особого аппарата насилия над эксплуатируемым большинством народа.

Служебная роль буржуазного права, как важной части надстройки, состоит в активной защите капиталистического базиса, в закреплении и охране общественных отношений и порядков, выгодных и угодных буржуазии.

Все институты буржуазного права, обусловленные, в конечном счёте, капиталистическим базисом, строятся в соответствии с правовыми, политическими и иными взглядами буржуазии. Буржуазное право – последний исторический тип эксплуататорского права, устанавливаемый с приходом буржуазии к власти.

Исторически буржуазное право и буржуазная законность пришли на смену феодальному праву.

Капитализм был шагом вперёд в развитии общества по сравнению с феодализмом, буржуазное право сыграло объективно прогрессивную роль, особенно в те периоды после буржуазной революции, когда закрепляемые и обслуживаемые этим правом производственные отношения полностью соответствовали характеру производительных сил. Основным институтом, определяющим природу, содержание и назначение буржуазного права, является институт частной собственности на орудия и средства производства.

Виды гипотез норм права, их краткая характеристика и примеры

Гипотеза — это часть нормы права, раскрывающая условия, при наличии или отсутствии которых возможно действие данной нормы.

В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:

Простая гипотеза предполагает одно условие, через которое реализуется юридическая норма.

Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.

Читайте также:  Можно ли подать на алименты в браке, советы + список документов и исковое заявление на взыскание алиментов без расторжения брака

В зависимости от формы выражения выделяют гипотезы абстрактные и казуистические:

Абстрактная гипотеза указывает на условия действия нормы, ставит акцент на их общих, родовых признаках.

Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы с отдельными, строго определёнными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.

По наличию или отсутствию юридических фактов:

Положительные — указывают на необходимость опредёленных условий для действия нормы.

Отрицательные — предполагают, что применение нормы права осуществляется в случае отсутствия обозначенных в гипотезе условий.

Виды диспозиций норм права, их краткая характеристика и примеры

Диспозиция— элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности.

По характеру предписания диспозиции подразделяются на:

управомочивающие— предоставляющие участникам общественных отношений право на совершение не противоречащих закону действий;

обязывающие — устанавливающие обязанность совершать определённые действия;

запрещающие — содержащие запрет на совершение определённых противоправных действий (бездействия) под угрозой наказания.

Диспозиции в зависимости от своей структуры могут быть: 1) простые (один вариант поведения);

2) сложные (несколько вариантов поведения).

По степени определённости они различаются: — на абсолютно определённые;- относительно определённые; — неопределённые;

Виды санкций норм права, их краткая характеристика и примеры

Санкция— элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

Санкции в зависимости от своего состава могут быть: 1) простые (одна мера наказания); 2) сложные (несколько мер наказаний).

По отраслевому признаку они делятся: 1) на уголовные; 2) административные; 3) дисциплинарные;

4) гражданские и др. По характеру последствий: 1) на право восстанавливающие; 2) штрафные.

По степени определённости санкции делят:- абсолютно определённые — категорическое значение санкции,

относительно определённые — орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы); — альтернативные — правоприменительные органы имеют право сами определить наиболее целесообразный вид ответственности ( штраф, либо лишение свободы)

Источник: http://lektsia.info/1x2b11.html

Буржуазное государство и право

В корне этого государства лежит капиталистическая частная собственность на орудия и средства производства, но не работника.

На первый план выходит экономическое принуждение, отношения эксплуатации сохраняются.

Появляется наемный труд в национальном масштабе, поэтому капиталистический способ производства возможен только там, где работник лично свободен, независим как личность от капиталиста.

За капитализмом и ᴇᴦο государственными формами следует иная фаза развития, получившая название постиндустриального общества, в котором буржуазное государство способствует трансформации капитализма в смешанную экономику; государство изображается как одинаково заботящееся об интересах всех слоев общества.

социальные классы˸ буржуазия, пролетариат, с середины XX века средний класс.

Отмена сословного деления. Механизмы государства˸ конституционализм,

парламентаризм, разделение властей, развитие органов хозяйственного

управления. Форма правления – ограниченная монархия, республика.

Государственное устройство – унитарные государства, империи распадаются,

конфедерации, федерации. Режим – демократический и антидемократический

Буржуазное государство и право появились в результате буржуазных революций, покончивших с феодальным экономическим и социально-политическим строем. Объективные и субъективные предпосылки буржуазных революций создавались в недрах феодального общества.

На стадии зрелости и заката феодальной общественно-экономической формации весьма быстро складывались буржуазные производственные отношения и вместе с тем усиливались социально-экономические и политические противоречия между исторически восходящим классом буржуазии и продолжавшим удерживать политическую власть классом феодалов.

После победы буржуазной революции, захватом политической власти буржуазией и широким использованием ею государственного механизма, установилось соответствие политической структуры нарождающегося буржуазного общества ᴇᴦο экономической структуре.

Это было доказано буржуазно-демократическими революциями в Англии, Франции и других странах, в результате которых буржуазия стала не только экономически, но и политически господствующим классом. Экономической основой буржуазного государства с момента ᴇᴦο появления стали система хозяйствования и частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства производства.

Частная собственность объявлялась священной и неприкосновенной. На её охрану и защиту было направлено в конечном счете все конституционное и текущее законодательство.

Признаками капитализма называются такие, как наличие конкуренции, «осуществляемой прежде всего ради получения прибылей собственниками»; содействие техническому и технологическому процессам; развитие узкой специализации, особенно в сфере финансовых операций; рост мощных национальных и транснациональных корпораций; периодическое возникновение экономических спадов; осуществление правительством лишь частичного контроля над частным сектором; возникновение и развитие сильных рабочих организаций, «обеспечивающих повышение статуса и влияния рабочего классаʼʼ. Социальная структура буржуазного общества, на базе которой строится и функционирует капиталистическое государство независимо от этапов ᴇᴦο развития, представляется как совокупность двух основных, по природе не совместимых друг с другом, классов — буржуазии и пролетариата. В более детальном виде она выступает и как система входящих в него промежуточных слоев населения, обладающих своими особенностями (интеллигенция, различные внутриклассовые группы).

  • — Буржуазное государство и право.

    Сегодняшняя Россия совершает переход к буржуазной государственности, поэтому исторический опыт, накопленный буржуазными государствами, очень важен для понимания путей развития российского государства и права. История свидетельствует, что буржуазное государство… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/pravo/view/190856_burzhuaznoe_gosudarstvo_i_pravo

    Буржуазный тип государства и права

    

    Обратная связь

    ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

    Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

    Как определить диапазон голоса — ваш вокал

    Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

    Целительная привычка

    Как самому избавиться от обидчивости

    Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

    Тренинг уверенности в себе

    Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

    Натюрморт и его изобразительные возможности

    Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

    Как научиться брать на себя ответственность

    Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

    Световозвращающие элементы на детской одежде

    Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

    Как слышать голос Бога

    Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

    Глава 3. Завет мужчины с женщиной

    Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

    Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

    Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

    На исторической арене буржуазное государство и право появились в результате буржуазных революций, покончивших с феодальным экономическим и социально-политическим строем.

    На стадии зрелости и заката феодальной общественно-экономической формации весьма быстро складывались буржуазные производственные отношения и вместе с тем усиливались социально-экономические и политические противоречия между исторически восходящим классом буржуазии и продолжавшим удерживать политическую власть классом феодалов.

    После победы буржуазной революции, завершившейся коренной ломкой феодальных производственных отношений, захватом политической власти буржуазией и широким использованием ею модернизированного государственного механизма, установилось соответствие политической структуры нарождающегося буржуазного общества его экономической структуре. Это убедительно было доказано буржуазно-демократическими революциями в Англии, Франции и других странах, в результате которых буржуазия стала не только экономически, но и политически господствующим классом.

    Экономической основой буржуазного государства с момента его появления стали система хозяйствования и частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства производства.

    Частная собственность объявлялась священной и неприкосновенной. На ее охрану и защиту было направлено в конечном счете все конституционное и текущее законодательство.

    Кроме права собственности важнейшими «материальными» признаками капитализма, составляющими экономическую основу этого строя, в западной политической и социологической литературе называются такие, как наличие конкуренции, «осуществляемой прежде всего ради получения прибылей собственниками»; содействие техническому и технологическому процессам; развитие узкой специализации, особенно в сфере финансовых операций; рост мощных национальных и транснациональных корпораций; периодическое возникновение экономических спадов (депрессий); осуществление правительством лишь частичного контроля над частным сектором; возникновение и развитие сильных рабочих организаций, «обеспечивающих повышение статуса и влияния рабочего класса», и др.

    Частная собственность, обладание ею является основой, мерилом экономической свободы при капитализме. В свою очередь экономическая свобода служит фундаментом политической, социальной и личной свободы человека. Чем больше собственности в руках того или иного лица или группы лиц, тем больше гарантируется осуществление провозглашаемых в конституциях и обычных законах их прав, и наоборот.

    Примечательны в этом отношении выводы известного западногерманского ученого, знатока буржуазного конституционного права Конрада Хессе. Гарантии права собственности имеют реальное значение лишь для собственников, неприкосновенность жилища — лишь для тех, кто им обладает.

    Основным источником появления и последующего накопления собственности являются трудовая деятельность, а также жесткая эксплуатация человека человеком, угнетение широких слоев трудящихся масс со стороны господствующих кругов, хищническое присвоение ими результатов чужого труда.

    Важным источником частной и государственной капиталистической собственности является национализация, а затем денационализация нерентабельных предприятий и даже отдельных отраслей промышленности, требующих для своего развития весьма значительных и долгосрочных капиталовложений. По мере того, как национализированные предприятия и отрасли набирают силу за счет государственных средств и начинают приносить доход, власть имущими нередко ставится вопрос о возвращении их в частные руки, о денационализации.

    Наметившаяся после Второй мировой войны тенденция роста масштабов огосударствления производства в развитых капиталистических странах ведет, как правило, к усилению процесса концентрации собственности и власти в руках финансово-промышленного капитала, к поляризации отношений собственности, к обострению противоречий между широкими слоями трудящихся масс и обладателями огромных капиталов.

    Социальная структура буржуазного общества, на основе которой строится и функционирует капиталистическое государство независимо от этапов его развития, в укрупненном плане представляется обычно как совокупность двух основных, по природе не совместимых друг с другом, классов — буржуазии и пролетариата.

    Однако в более детализированном виде она выступает одновременно и как система входящих в него промежуточных слоев населения, обладающих своими особенностями. К таковым относятся социальная прослойка — интеллигенция, а также множественность различных внутриклассовых групп.

    Довольно значительную часть населения составляют так называемые полупролетарии, т.е. лица, являющиеся, с одной стороны, объектом эксплуатации наемного труда, а с другой — сами использующие чужой труд на принадлежащих им на праве частной собственности мелких предприятиях.

    Читайте также:  Бывшего замдиректора фсин обвинили в многомиллионном хищении

    Высший класс, или «класс досуга» (leisure class), как его нередко называют, состоит из тех представителей общества, которые сосредоточивают в своих руках огромные богатства страны, имеют самый высокий доход, не занимаясь при этом непосредственно каким бы то ни было производительным трудом. Материальной основой такого «привилегированного положения могут быть полученное наследство, дивиденды от земельной или иной собственности, специальные привилегии.

    Средний класс включает в себя лиц со средним доходом. В их числе: мелкие и средние собственники (буржуа), мелкие бизнесмены, ученые «с недостойным доходом», высокооплачиваемые чиновники, преуспевающие фермеры и др.

    Наконец, низший, или «рабочий, класс» состоит из таких групп населения, которые обладают весьма низким социальным статусом, низкими доходами, соответствующими им жизненными условиями.

    В социальной структуре общества, так же, как и в государственном механизме, доминирующее положение неизменно занимает высший класс. Именно он определяет характер и природу своего государства, его внутреннюю и внешнюю политику, основные направления его деятельности.

    Для осуществления своей власти высший класс создает целую систему различных социально- политических институтов в виде политических партий, государства, общественных организаций. Главное место среди них занимает, естественно, государство.

    Среди всех других институтов капиталистическое государство выделяется, во-первых, наличием у него таких важнейших средств властвования, как армия, полиция, тюрьмы, жандармерия, разведка и контрразведка.

    Они придают реальную силу господствующей элите.

    Без них практически было бы невозможным осуществление экономической и политической власти этого класса, составляющего меньшинство общества над подавляющим большинством.

    Во-вторых, к числу специфических черт и особенностей, свойственных капиталистическому государству, следует отнести обладание им такими мощными экономическими, политическими, идеологическими и правовыми рычагами воздействия на систему общественных отношений и институтов, которые позволяют ему занимать в структуре политической системы западного общества одно из главнейших, ведущих мест.

    По мере того, как возрастают экономические, политические, идеологические и иные потенции этого государства, во всех сферах жизни общества, в частности, в сфере производства, распределения и потребления материальных и духовных благ, оно все больше превращается в важнейший экономический фактор, выступает в роли крупной экономической и социально-политической силы.

    В настоящее время государство выступает в политической и экономической системе общества одновременно в качестве крупного производителя, покупателя и потребителя, в качестве собственника материальных и духовных средств, крупного банкира и кредитора, в качестве монополиста производимых им товаров и оказываемых его соответствующими органами различных социальных услуг.

    В-третьих, специфической чертой и особенностью капиталистического государства является его способность выступать по отношению к различным фракциям господствующего класса и их организациям в качестве так называемого «совокупного капиталиста», исходящего в своей повседневной деятельности не из интересов и непосредственных целей отдельных капиталистов или монополий, а руководствующегося их «суммарными» целями и интересами.

    На государство как на «идеального совокупного капиталиста» возлагаются такие разнообразные по своему характеру, но одинаковые по своей социально-классовой сути и содержанию задачи, как: а) сглаживание внутриклассовых противоречий, существующих между различными частями господствующего класса — буржуазии; б) приведение разрозненных, а зачастую — противоречащих друг другу интересов различных фракций буржуазии к некоему общему знаменателю; в) определение общих, стратегических целей и перспектив дальнейшего развития господствующего класса и его ближайших союзников; г) обеспечение с помощью всех находящихся в распоряжении государства средств непрерывного развития капиталистической экономики, укрепления и дальнейшего совершенствования политической системы общества, повышения эффективности официальной идеологии и др.

    В неразрывной связи с капиталистическим государством находится право. Оно представляет собой систему норм или правил поведения, выражающих прежде всего волю и интересы господствующих кругов.

    Выступая в качестве важнейшего рычага или средства воздействия государства на общественные отношения и институты, право служит укреплению базиса капиталистического общества, закреплению системы использования наемного труда, утверждению капиталистического общественного и государственного строя.

    С помощью права господствующий класс закрепляет частнокапиталистическую систему хозяйства, защищает свою власть от посягательств со стороны других классов, обеспечивает свое экономическое и социально-политическое господство.

    Буржуазное право охраняет капиталистическую собственность на землю, недра, водные ресурсы, основные орудия труда и средства производства. Об этом свидетельствуют многочисленные нормативно-правовые акты, принятые в разных странах на разных этапах развития капитализма.

    Буржуазное право в отличие от феодального отвергает деление на сословия и все связанные с ним привилегии. На месте ленного, церковного и иного подразделения феодального права в условиях капитализма появляется частное и публичное право. Частное право, вбирающее в себя такие отрасли права, как гражданское, семейное, торговое и др.

    , направлено на регулирование общественных отношений, отражающих и обеспечивающих частные интересы индивидуальных собственников или отдельных объединений.

    Публичное право, складывающееся из конституционного, административного, уголовного, бюджетно-налогового и других отраслей права, регулирует отношения, обеспечивающие общеклассовые (публичные) интересы буржуазии, трактуемые нередко как общегосударственные, общенациональные и им подобные интересы.

    Основными формами и источниками буржуазного права являются законы, нормативные акты (правительственные декреты, ведомственные приказы, решения, постановления, инструкции и т.п.), издаваемые исполнительными государственными органами, правовые договоры, правовые обычаи и прецеденты.

    Законы представляют собой нормативно-правовые акты, принятые высшими органами государственной власти (Конгрессом — в США, парламентом — в Великобритании, Национальным собранием — во Франции, бундестагом — в Германии и т.п.

    ) или путем проведения референдумов и направленные на регулирование важных общественных отношений. Среди законов, подразделяющихся на конституционные и обыкновенные, особо выделяются первые.

    Основные причины такого выделения заключаются в следующем.

    Во-первых, конституционные акты выступают не только как сугубо юридические, но и как политические и идеологические документы. Конституции капиталистических государств отражают и закрепляют сложившееся в обществе соотношение сил, а также характер взаимоотношений, выражающих интересы их общественно-политических институтов.

    Во-вторых, конституции закрепляют, создают политико-правовые гарантии и охраняют экономическую, социально-политическую и духовную власть господствующих кругов, привилегированное положение общественно-политических институтов капитала.

    В-третьих, буржуазные конституции и развивающее основные конституционные положения текущее законодательство фиксируют структуру политической системы капиталистического общества, ее экономические, социально-политические и идеологические основы, наиболее важные принципы организации и деятельности политической системы.

    В-четвертых, конституции капиталистических государств призваны способствовать последовательному упорядочению и развитию системы организаций буржуазии, повышению их роли и эффективности.

    Закрепляя систему сложившихся в обществе экономических, социально-политических и иных отношений, государственный и общественный строй, конституции буржуазных государств тем самым должны создавать определенные предпосылки не только для стабилизации внутриклассовых (между различными фракциями господствующего класса), но и в известной мере межклассовых взаимосвязей, для последующего развития опосредуемых ими общественно-политических институтов. Значительное место в системе источников буржуазного права занимают в настоящее время нормативные акты, издаваемые или санкционируемые разными органами исполнительной власти.

    Данное явление, наблюдающееся во всех без исключения капиталистических странах, отражает процесс значительного усиления в последние десятилетия исполнительной власти и относительного ослабления, утраты законодательной властью своего первоначального конституционного назначения.

    Высшие органы государственной власти, обладающие исключительным правом на издание законов, нередко передают в порядке уступки часть своих законодательных полномочий правительству, благословляя тем самым его на принятие актов, фактически имеющих силу закона.

    Передача законодательных полномочий центральному органу в лице правительства или другим исполнительным органам получила название делегирования.

    А совокупность актов, издаваемых в порядке реализации исполнительными органами новых, законодательных функций, получила название делегированного законодательства.

    Делегирование законодательства может осуществляться формально-юридическим или фактическим путем.

    В первом случае издается специальный закон о передаче определенных законодательных полномочий от парламента к правительству, а во втором – законодательные полномочия к исполнительным органам переходят без принятия каких бы то ни было уполномочивающих актов.

    В конституциях некоторых капиталистических государств, принятых в послевоенный период, содержатся специальные статьи, предусматривающие возможность делегирования законодательства. Наряду с названными формами или источниками буржуазного права важное значение имеет прецедент.

    Будучи известен еще рабовладельческому праву, прецедент представляет собой определенное действие или решение вопроса, которое в последующем при аналогичных обстоятельствах рассматривается как некий эталон, образец.

    Прецеденты подразделяются на административные и судебные. Последние выступают в виде судебных решений, рассматриваемых как обязательные образцы при вынесении решений последующими инстанциями. Наибольшее распространение судебный прецедент как источник права получил в правовых системах Англии, Австралии, Канады, США и ряда других стран.

    Источник: https://megapredmet.ru/1-6591.html

    Буржуазное государство и право

    История и теория развития буржуазного государства и права заключает исторический опыт, который представляет интерес для современной России.

    Сегодняшняя Россия совершает переход к буржуазной государственности, поэтому исторический опыт, накопленный буржуазными государствами, очень важен для понимания путей развития российского государства и права. История свидетельствует, что буржуазное государство возникает в результате буржуазно-демократических революций XVI-XVIII вв.

    в странах Западной Европы. Возникновение буржуазного государства в различных страхах происходило по-разному. В Англии и Германии молодая буржуазия шла на определенный компромисс с дворянством. Следствием этого компромисса явилось возникновение буржуазного государства в форме конституционной монархии.

    В тех же странах, где буржуазные революции заканчивались решительной победой буржуазии, возникали буржуазные республики. Несмотря на многообразие политических форм буржуазное государство по сущности характеризовалось принадлежностью власти буржуазному классу.

    Буржуазия, приходя к власти, усовершенствовала машину государства и приспособило государство к осуществлению своих нужд. Экономической основой буржуазного государства являлся капиталистический способ производства (частная собственность и эксплуатация наемного труда).

    Появление самого буржуазного государства по сравнению с государством феодальным явилось историческим шагом вперед. Но с момента своего возникновения буржуазное государство не стоит на месте, оно находится в постоянном развитии, и история его развития сложна и дискуссионна. Развитие буржуазного государства рассматривается по трем основным этапам:

    1) период утверждения капитализма XVIв.-1871 г. Этот период характеризуется относительной прогрессивностью буржуазного общества и самой буржуазии как выразителя интересов большинства населения.

    2) период превращения капитализма в империализм 1871-1917 гг. В этот период происходило обострение социальных противоречий буржуазного общества, возникали экономические и политические кризисы, обострилась борьба между буржуазией и пролетариатом.

    3) период общего кризиса капитализма 1917 г. — настоящее время. Капитализм не выдержал критики. Именно в этот период буржуазное государство претерпело изменения. Оно приобрело опыт сглаживания социальных противоречий, стабилизировался институт буржуазной демократии, сложилось буржуазное гражданское общество на основе принципов свободы и правовой связанности государства в своей деятельности.

    Читайте также:  Фпа поддержала поправки в упк о дополнительном защитнике для подозреваемых

    Сущность буржуазного государства выражается в его основных функциях. Во внутренней функции буржуазное государство осуществляет:

    1) функцию регулирования межклассовых отношений (в советский период — подавление революционного движения);

    2) функцию охраны частной собственности;

    3) функцию идеологического воздействия, пропагандируемую через СМИ;

    4) фискальную (налоговую) функцию;

    5) функцию социально-бытовой работы, которая проявляется в заботе о различных слоях буржуазного общества путем установления пенсий, пособий;

    6) особую функцию — экономическую. История ее становления довольно поучительна. А. Смит писал, что «государство должно уподобляться ночному сторожу».

    Буржуазия на первых этапах боялась государственного вмешательства, однако кризисы, которые стали потрясать буржуазный строй, вынудили буржуазных экономистов и политиков пересмотреть свое отношение к государству. Возникла концепция Кейнса: разработка «рецептов» на предотвращение экономических кризисов.

    Он утверждал, что время, когда государство было «ночным сторожем» прошло, и государство должно осуществлять активную экономическую политику. Согласно этой концепции, эталоном осуществления государством экономической функции является:

    1) создание государственного сектора в экономике;

    2) выкуп убыточных частных предприятий и их переход под защиту государства, превращение их в элементы государственного сектора, не превышая 30% объема. Практическое развитие буржуазного строя выявило, что если к государству попадет более 30%, это ведет к застою в промышленности, а менее 30% не позволяют государству активно влиять на экономику;

    3) политика предоставления кредита для поощрения развития отдельных отраслей промышленности;

    4) осуществление системы заказов на производство определенной продукции;

    5) политика налогообложения, государство устанавливает цены, что способствует стабильности;

    6) попытки планирования и прогнозирования отдельных отраслей хозяйства.

    https://www.youtube.com/watch?v=5O34wEq9vqo

    Во внешней деятельности буржуазное государство осуществляет функции:

    1) защиты своей территории;

    2) поддержания мира, сотрудничества с другими странам;

    3) охраны мирового порядка.

    Формы правления буржуазного государства достаточно разнообразны. Чаще всего это республики и монархии. Республика характеризуется тем, что во главе государства стоит выборный коллегиальный орган. Республики делятся на президентские и парламентские. В президентских республиках президент формирует правительство и руководит им в повседневной жизни.

    Парламентские республики характеризуются тем, что правительство ответственно перед парламентом, глава правительства избирается парламентом и подотчетен ему. В мире наблюдается тенденция к президентской форме правления. Буржуазные монархии характеризуются наследственным характером власти. Основные формы буржуазной монархии — дуалистическая и конституционная.

    При дуалистической монархии монарх назначает высших министров и чиновников и руководит ими. При конституционной монархии власть ограничена, но монарх обладает правом отлагательного вето, хотя выступает скорее как символ, олицетворяющий нацию. По формам государственного устройства буржуазные государства бывают федеральными и унитарными.

    Особенность буржуазной федерации состоит в том, что отдельные субъекты не могут выйти из нее. С точки зрения политического режима, как правило, в буржуазном мире режимы бывают демократическими и авторитарными. При демократическо-либеральном режиме: правовой характер деятельности, значительный объем прав и свобод.

    Авторитарные режимы возникают в результате прихода к власти военных или в результате исторического становления личной власти какого-либо политика.

    Буржуазное право выглядит как возведенная в закон воля класса капиталистов. Буржуазное право, как и государство, прошло достаточно сложный исторический путь развития. В нем наблюдались как периоды демократические, так и периоды кризиса. Буржуазия постаралась закрепить демократические права и свободы в конституциях и других законодательных актах.

    Буржуазная свобода трактуется как разрешение делать все, что не запрещено законом. Понимание буржуазной свободы воплотилось в принцип договоров. Важнейшей идеей буржуазного права является принцип законности. Он сложился в эпоху прихода к власти буржуазии.

    Развитие государства и общества привело не только к возникновению экономики и политики, но и кризисов законности — сложных и емких явлений. Их основные черты:

    1) издание законов, противоречащих конституции (чрезвычайные законы);

    2) запрет на деятельность прогрессивных партий, которые защищают права и интересы рабочих;

    3) судебный и административный произвол: рассмотрение юридических дел не на основе закона, а на основе политической целесообразности;

    4) использование армии для разгона собраний, митингов и т.п.

    Эти признаки можно проследить и в сегодняшней российской действительности.

    В истории России прослеживаются все основные черты кризиса законности, выражающегося в параде суверенитетов субъектов РФ, а также в «войне законов». Кризис законности — это не постоянное явление.

    Как свидетельствует развитие стран Западной Европы, вместе с экономической и политической стабильностью стабилизируется и правовая законность.

    Буржуазное право проходит в своем развитии деление всех правовых систем на англосаксонское право и континентальное право. Континентальное право базируется на кодификации, англосаксонское — это обычное право, базируется на судебном прецеденте.

    Англосаксонское право, в отличие от континентального, не знает деления на частное и публичное право.

    Особенностью континентальной системы является то, что оно организует свои институты на основе римского права, важнейшей чертой которого является защита частной собственности.

    Понятие формы государства.

    Форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание государства, такова в конечном счете будет и его форма.

    Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности. Научное исследование различных аспектов формы государства имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно способствует установлению закономерного и случайного в развитии государства, обобщению и использованию лучшего опыта государственного строительства.

    Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составляющих: формы правления, формы государственного устройства, политического режима.

    Форма правления — организация верховной государственной власти, источник ее образования и принципы взаимоотношений органов власти между собой и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские.

    Форма государственного устройства — территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. По форме государственного устройства все государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные).

    Политический режим — система средств осуществления государственной власти. В зависимости от набора средств и способов государственного властвования различают демократические, авторитарные и тоталитарные режимы.

    

    Источник: https://infopedia.su/8xea2b.html

    Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

    Министерство образования Российской Федерации

    Костромской Государственный Технологический Университет

    Кафедра теории и истории государства и права

    Уголовное право буржуазных государств новейшего времени

    КУРСОВАя РАБОТА

    Выполнил: Яцух И. В., гр. 02-Ю-49

    Научный руководитель: к. и. н., проф. Евстратов А. М.

    Кострома

    2002

    план

    Введение 3

    Уголовное право Англии 6

    Общая часть 8

    Преступление 8

    Субъект преступления 11

    Система наказаний в Англии 15

    Особенная часть 17

    Государственные преступления и преступления против порядка управления

    18 преступления против внешней безопасности государства 18

    Посягательства на главу государства и внутреннюю безопасность государства 20

    Преступления против избирательного права 21

    Противодействие отправлению правосудия 22

    Должностные преступления 23

    Преступления в области хозяйственных отношений 26

    Причинение общественного вреда 27 преступления против личности 28

    Посягательства на жизнь 28

    Половые преступления 31

    Преступления против чести 32

    Имущественные преступления. воровство 33

    ПРОступки, преследуемые в порядке суммарной юрисдикции 34

    Уголовное право Франции 35

    Общая часть 36 преступление 36

    Субъект преступления 37

    Система наказаний 40

    Особенная часть 43

    Государственные преступления 43

    Преступления против человека и человечества 48

    Преступления против чести 52

    Преступления против собственности 53 преступления против общественного порядка, 55

    Должностные преступления 57

    Заключение 58

    Список использованной литературы 60

    Введение

    Для новейшего периода истории характерны не только существенные изменения в политических системах, конституциях буржуазного общества, но и заметная эволюция всей его правовой системы. Обновление, которое произошло в праве капиталистических стран в XX в., затронуло как его форму, так и содержание.

    Это обновление связано, прежде всего, с глубинными процессами развития самого капитализма, вступившего в постиндустриальную фазу, когда право используется для решения новых общественных задач, обусловленных ускоряющейся информационной и научно-технической революцией, усложнившейся и модернизирующейся экономикой, обострившимися старыми и вновь появляющимися социально-классовыми противоречиями. Право стран Запада на современном этапе его развития отражает также изменившееся соотношение сил на мировой арене, усугубляющиеся хозяйственные международные связи и набирающие силу интеграционные процессы в сфере экономики и политики. Таким образом, основное назначение права в современных условиях состоит в защите той социально-политической структуры, которая сложилась на предшествующих ступенях развития капиталистического общества, в сохранении этого общества и сложившихся в нем демократических традиций, трансформировав и приспособив его к новым общественным потребностям. В целом всем правовым системам современного капитализма присущи резкий рост правотворческой деятельности государственных органов, увеличение роли юридической формы общественных отношений, ориентация на право как на общепризнанную и самостоятельную ценность. Право в капиталистических странах в XX в. отличается большой приспособляемостью, способностью регулировать общественные отношения при разных политических режимах.

    Углубление социальных противоречий капитализма привело к невиданному росту преступности в буржуазных странах. Эта тенденция находит свое выражение в увеличении общеуголовной преступности и в широком распространении организованной преступности, росте преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

    Наблюдается связь преступности с кризисными явлениями в социальной и духовной жизни общества, с особенностями психобиологических характеристик правонарушителей. В этих условиях власти стараются изыскать более эффективные методы борьбы с преступностью.

    С этой целью все большее внимание уделяется выработке новой и всеобъемлющей государственной уголовной политики.

    Она формулируется и осуществляется в конкретных странах по-разному в зависимости от структуры и динамики самой преступности, от разработанности криминологических и пенитенциарных подходов, от степени активности демократических сил общества и их способности отстаивать гуманистическую линию в уголовном праве.
    Уголовная политика все в меньшей степени сводится лишь к уголовно-правовому принуждению. Она предусматривает также осуществление целого комплекса социально-экономических и воспитательных программ, преследующих криминолого- профилактические цели.

    В нашей работе мы рассмотрим уголовное право современных буржуазных государств – Англии и Франции. Эта тема интересна для нас тем, что, во- первых, она является актуальной в вопросе заимствования зарубежного опыта уголовного закона и, во-вторых, позволяет проследить эволюцию капиталистического права в ее уголовно-правовом аспекте.

    Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=99522

    Ссылка на основную публикацию