Производство в суде надзорной инстанции в гражданском процессе

Производство в суде надзорной инстанции в гражданском судопроизводстве

Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом ВС РФ по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

В Президиум ВС РФ обжалуются:1) вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;2) вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;3) вступившие в законную силу решения и определения ВС РФ, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;4) определения Апелляционной коллегии ВС РФ;5) определения Судебной коллегии по административным делам ВС РФ, определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке;6) определения Судебной коллегии по административным делам ВС РФ, определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ, вынесенные ими в кассационном порядке.

Право на обращение в Президиум ВС РФ с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор РФ и его заместители.

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в ВС РФ. Судебные постановления могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

Надзорные жалоба, представление должны содержать: 1) наименование суда, в который они подаются; 2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле; 3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения; 4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений; 5) указание на судебные постановления, которые обжалуются; 6) указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований; 7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем.

К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу. Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если: 1) надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям ГПК; 2) надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции; 3) пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к надзорным жалобе, представлению не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока; 4) поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления; 5) надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности.

Надзорные жалоба, представление без рассмотрения по существу должны быть возвращены в течение десяти дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции.

Надзорные жалоба, представление изучаются судьей ВС РФ.

Судья ВС РФ изучает надзорные жалобу, представление по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного дела.

В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение: 1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора.

При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции; 2) о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Председатель ВС РФ, заместитель Председателя ВС РФ вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в ВС РФ не более чем два месяца, если дело не было истребовано, и не более чем три месяца, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в ВС РФ.

Судья ВС РФ вместе с вынесенным им определением передает надзорные жалобу, представление и дело в Президиум ВС РФ.

Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает: 1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ; 2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы; 3) единообразие в толковании и применении судами норм права.

Президиум ВС РФ принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи ВС РФ о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом ВС РФ. Неявка не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.

Надзорные жалоба, представление с делом рассматриваются Президиумом ВС РФ в судебном заседании не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом Президиум ВС РФ принимает постановление.

Председатель ВС РФ или заместитель Председателя ВС РФ по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум ВС РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права. Жалоба или представление прокурора могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления обжалуемых судебных постановлений в законную силу.

Президиум ВС РФ, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения; 2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум ВС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей; 3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу; 4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений; 5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права; 6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления.

В интересах законности Президиум ВС РФ вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления.

При этом Президиум ВС РФ не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

Постановление Президиума ВС РФ подписывается председательствующим в заседании Президиума ВС РФ. Указания Президиума ВС РФ о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело. Постановление Президиума ВС РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s26756t9.html

1. Надзорное производство как самостоятельная стадия гражданского процесса

Производство в суде надзорной инстанции является самостоятельной стадией гражданского процесса.

В научной литературе вопрос о задачах и целях данной стадии всегда решался, в общем, единообразно, не вызывая серьезных разногласий.

Так, задачей данной стадии является правильная и своевременная проверка вступивших в законную силу судебных постановлений, а целью — исправление судебных ошибок и направление судебной практики судов нижестоящих инстанций.

Можно выделить две основные цели надзорного производства -исправление допущенных нижестоящими судами нарушений и обеспечение единства судебной практики. Данные цели тесно связаны между собой, обеспечение единства судебной практики невозможно без исправления содержащихся в судебных решениях ошибок.

Между тем первая цель служит в большей степени публичным интересам, поскольку именно государство тт заинтересовано в правильном и единообразном толковании и применении принятых его законодательным органом норм права.

Читайте также:  Конституционный суд опубликовал новый обзор практики

В реализации второй цели данной стадии заинтересовано лицо, подавшее надзорную жалобу (заявление) в суд, поскольку при исправлении ошибки, допущенной при рассмотрении его конкретного дела, будут защищены или восстановлены его субъективные материальные или процессуальные права.

Проверка судебных постановлений в порядке надзора по ГПК РСФСР 1964 г. носила ревизионный характер. Здесь необходимо определить суть ревизионной проверки вступивших в законную судебных актов и отграничить этот способ проверки от другого способа — кассации.

В дореволюционной России способы проверки вступивших в законную силу судебные постановления подразделялись на кассацию и ревизию. Такое разделение существует и в современном зарубежном гражданском процессе.

Ревизионный способ проверки судебных решений характерен для судопроизводства Германии и Австрии, где, «…смотря по характеру нарушения закона, в окончательном решении допускается или исправление его по началам апелляции, или отмена решения.

Основная мысль, на которой зиждется ревизия, та, что не только производство дела в первых инстанциях, но и исправление незаконностей в окончательных решениях должно быть основано на процессуальных началах, и при этом достигается сокращение делопроизводства, так как во многих случаях решение постановляется ревизионным судом без нового производства дела в низшей инстанции».

Кассационный же суд «…не в вправе входить в рассмотрение существа дела, но может лишь отменить судебное решение, постановленное в явное нарушение закона или содержащее в себе неправильное применение последнего; по отмене незаконного решения возвращает дело суду низшей инстанции для постановления нового решения на законном основании». Такой способ проверки зародился во Франции.

Таким образом, основное различие кассации и ревизии заключается в правах суда по отмене неправильного судебного постановления и направлению дела в нижестоящий суд на новое рассмотрение.

Анализ соответствующих норм ГПК РФ показывает, что полномочия суда надзорной инстанции почти не изменились по сравнению с таковыми в период действия ГПК РСФСР и проверка судебных постановлений в порядке надзора также носит ревизионный характер.

Рассматриваемый институт проверки вступивших в законную силу судебных постановлений характеризовался дореволюционными авторами как чрезвычайный способ обжалования.

Предусмотренные в зарубежных государствах процедуры проверки вступивших в законную силу судебных актов также именуются чрезвычайными.

В науке гражданского процессуального права производство в суде надзорной инстанции традиционно относилось к исключительной стадии судопроизводства.

Критерии этого были различными: 1) из-за указания процессуального закона на существенность нарушений норм права, служащих основаниями к отмене или изменению проверяемых актов нижестоящих судов; 2) потому, что данная стадия, в отличие от кассационной, не являлась обязательной, т.е.

жалоба не влекла обязательную проверку вступившего в законную силу судебного постановления в порядке надзора; 3) поскольку лишь определенные законом должностные лица были наделены правом принесения протеста в порядке надзора и т.д.

Существуют мнения и о том, что стадии гражданского процесса по проверке судебных постановлений нельзя подразделять на обычную и исключительную; утвердившееся в правовом сознании юристов определение надзорной инстанции как исключительной мало что объясняет в доктрине гражданского процессуального права.

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/47202

Надзорное производство в гражданском процессе

Надзорное производство — это стадия гражданского процесса, в которой осуществляется пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда РФ.

Надзорное производство – исключительная стадия гражданского процесса, на которой компетентный суд по жалобе или представлению уполномоченных на то лиц проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, определений и постановлений судов первой инстанции, а также определений и постановлений, вынесенных судами в кассационном, апелляционном порядке.

в РФ порядок пересмотра решений, приговоров, определений и постановлений судов первой инстанции, вступивших в законную силу. а также кассационных определений, которыми эти судебные постановления оставлены без изменения, отменены или изменены.

Система стадий судопроизводства построена таким образом, чтобы любые ошибки и нарушения закона, допущенные при разрешении гражданского или уголовного дела судом первой инстанции, были исправлены своевременно, в кассационном порядке (см.

Кассация )

С 2012 года надзорное производство в РФ приобрело всœе черты исключительной стадии гражданского процесса.

Это значит, что как и любая проверочная стадия надзорное производство возникает лишь в случае соответствующего волеизъявления участника процесса и во-вторых рассмотрение деля в надзорном порядке скорее исключение, чем правило.

На сегодняшний день надзорная инстанция представлена в виде единственного надзорного органа – Президиума Верховного суда Российской Федерации, который рассматривает дела в порядке надзора в составе основного большинства всœех членов президиума.

Надзорное производство в гражданском и арбитражном процессе

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации могут быть пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по заявлениям лиц, участвующих в деле, и иных лиц чьи права были затронуты, а также, по представлению прокурора, если они полагают, что этим актом существенно нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального права или норм процессуального права.

Стадия надзорного производства в гражданском процессе

Предметом судебной деятельности являются сложные общественные отношения.

Поэтому при самой совершенной процессуально-правовой регламентации судопроизводства полностью исключить ошибки в разрешении конкретных дел судом первой инстанции практически невозможно.

Судебный надзор как самостоятельный процессуально-правовой институт появился в советское время и формировался, постепенно совершенствуясь, в результате взаимообусловленности следующих трех основных моментов.

Наличие возможности произвести рассмотрение дел в надзорном производстве является очень важной составляющей судебной системы, так как иногда происходят ситуации, в которых в решениях и постановлениях судебных органов имеются ошибки и нарушения действующего законодательства и не всегда имеется возможность исправить данные недочеты в судах, не относящихся к надзорным инстанциям. надзорное производство в гражданском процессе представляет собой дополнительную защищенность интересов и прав людей и предприятий, ввиду того, что проверяется законность принятых судебных решений; обеспечивается формирование судебной практики, которая единообразна и должна неуклонно исполняться на территории нашей страны.

Надзорное производство – исключительная стадия гражданского процесса, на которой компетентный суд по жалобе или представлению уполномоченных на то лиц проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, определений и постановлений судов первой инстанции, а также определений и постановлений, вынесенных судами в кассационном, апелляционном порядке.

Решения или определения, вступившие в законную силу, по разным причинам могут оказаться неправильными и после пересмотра в кассационном порядке.

Производство в суде надзорной инстанции в гражданском процессе

Данный этап для производства гражданских дел является особенным. Так как именно на этой стадии возможно исследование постановлений, которые вынесены на любой из существующих ступеней производства и уже вступили в силу полностью.

Для запуска процесса на уровне надзора других условий, кроме подачи надзорной жалобы от тех, кто заинтересован, и наличия постановлений, которые на момент обращения уже вступили в свою законную силу, не требуется.

Источник: http://juridicheskii.ru/nadzornoe-proizvodstvo-v-grazhdanskom-processe-38415/

Производство в суде надзорной инстанции в гражданском процессе

Институт судебного надзора является специфическим средством правовой защиты, он возник в советское время и затем периодически подвергался реформированию.

Объектом проверки в системе судебного надзора являются вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ.

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд РФ в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Надзорная жалоба может быть возвращена без рассмотрения по существу по основаниям ст. 391^ ГПК РФ.

Надзорная жалоба изучается судьей Верховного Суда РФ по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного дела.

В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда РФ выносит определение:

1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;

2) о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Председатель Верховного Суда РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда РФ об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде РФ не более чем два месяца, если дело не было истребовано, и не более чем три месяца, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд РФ.

Председатель Верховного Суда РФ, его заместитель в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.

Рассмотрение дела судом надзорной инстанции

Президиум Верховного Суда РФ принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи Верховного Суда РФ о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ. Президиум направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ и копии надзорных жалобы, представления.

Читайте также:  Обвиняемый в попытке рейдерского захвата адвокат признал вину

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела. Их неявка не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.

Однако Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель, вынесший определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ, не может участвовать в их рассмотрении.

Надзорные жалоба, представление с делом рассматриваются Президиумом Верховного Суда РФ в судебном заседании не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.

В судебном заседании могут принимать участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.

В случае если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ принимает участие Генеральный прокурор РФ или его заместитель.

Надзорные жалоба, представление с делом, рассматриваемые в порядке надзора в Президиуме Верховного Суда РФ, докладываются судьей Верховного Суда РФ.

Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы надзорных жалобы, представления, послужившие основаниями для передачи их для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Лица, участвующие в деле, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснения лицо, подавшее жалобу, представление.

Источник: http://amvtrade.ru/info/proizvodstvo-v-sude-nadzornoj-instancii-v/

Гражданский процесс — Суд надзорной инстанции

В порядке надзора пересматриваютсярешения суда как апелляционной, так и кассационной инстанции, вступившие в законную силу.

После вступления апелляционного решения или кассационного определения в законную силу оно может быть обжаловано в порядке надзора в течение 1 года.

Правом на принесение жалобы или представления обладают лица, участвующие в деле, а также лица, не участвовавшие в деле, но считающие, что их права и законные интересы нарушены судебным постановлением.

Надзорная жалобы или представление прокурора должны содержать (ст. 378 ГПК РФ):

1) наименование суда, в который они адресуются;

2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его местожительство или местонахождение и процессуальное положение в деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их местожительство или местонахождение;

4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, и содержание принятых ими решений;

5) указание на решение, определение суда и постановление президиума суда надзорной инстанции, которые обжалуются;

6) указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона;

7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. Представление прокурора должно быть подписано прокурором.

При подаче надзорной жалобы или представления суд должен принять жалобу к производству. Суд не имеет права оставить жалобу или представление без движения, отказать в принятии жалобы или представления. Суд имеет право только возвратить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения по существу, если имеются основания, предусмотренные ст. 380 ГПК РФ.

В суде надзорной инстанции дело рассматривается и разрешается по существу в течение 1 месяца, за исключением Верховного Суда РФ. Верховным Судом РФ дело должно быть рассмотрено в течение 2 месяцев. Основанием для пересмотра судебных постановлений в надзорной инстанции является наличие существенных нарушений норм материального или процессуального права.

После принятия надзорной жалобы или представления прокурора суд выносит определение о назначении судебного разбирательства с извещением лиц о месте и времени его проведения.

При проведении судебного разбирательства судья—докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения о возбуждении надзорного производства.

Источник: https://cribs.me/grazhdanskii-protsess/sud-nadzornoi-instantsii

Производство в суде надзорной инстанции

Гражданские дела в судах надзорной инстанции рассматриваются коллегиально в составе судьи-председательствующего и не менее двух судей (статьи 7, 14 ГПК РФ (Приложение N 6)).

В суде надзорной инстанции обжалуются вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации (пункт 1 статьи 376 ГПК РФ (Приложение N 6)).

Правом на обращение в суд надзорной инстанции обладают:

1) лица, участвующие в деле;

2) другие лица, права и законные интересы которых нарушены судебными постановлениями.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу (пункт 2 статьи 376 ГПК РФ (Приложение N 6)).

Как отмечалось ранее, в соответствии со статьями 393 ТК РФ (Приложение N 7) и 89 ГПК РФ (Приложение N 6) работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе и при пересмотре дела в надзорном порядке.

Работодатели на основании статьи 333.19 НК РФ (Приложение N 2) при подаче надзорной жалобы уплачивают 50 процентов размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера.

В соответствии со статьей 377 ГПК РФ надзорная жалоба или представление прокурора подаются непосредственно в суд надзорной инстанции:

1) на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации; на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные решения и определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

2) на кассационные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов — в президиум окружного (флотского) военного суда;

3) на постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации; на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, — в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

4) на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации; на кассационные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда, — в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации;

5) на вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции; на определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации; на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ею в кассационном порядке; на определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ею в кассационном порядке, — в Президиум Верховного Суда Российской Федерации».

Согласно статье 378 ГПК РФ (Приложение N 6) надзорная жалоба должна содержать:

1) наименование суда, в который она адресуется;

2) наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, и содержание принятых ими решений;

5) указание на решение, определение суда и постановление президиума суда надзорной инстанции, которые обжалуются;

6) указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона;

7) просьбу лица, подающего жалобу.

Если жалоба подана лицом, не участвовавшим в деле, то в жалобе указывается, какие права и законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Если надзорная жалоба или представление прокурора ранее подавались в надзорную инстанцию, в них должно быть указано на принятое решение суда.

Надзорная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющий полномочия представителя, а также заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

Надзорная жалоба или представление прокурора подаются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.

Далее надзорная жалоба по поручению председателя или заместителя председателя соответствующего суда передается на рассмотрение судьи данного суда (статья 379 ГПК РФ (Приложение N 6)).

Согласно статье 380 ГПК РФ (Приложение N 6) надзорная жалоба возвращается судьей без рассмотрения по существу в течение десяти дней со дня поступления в суд надзорной инстанции в случае, если:

Читайте также:  Сша расширили антироссийские санкции

1) жалоба не отвечает требованиям, предусмотренным статьей 378 ГПК РФ (Приложение N 6) (требования к содержанию надзорной жалобы);

2) жалоба подана лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

3) пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к жалобе не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;

4) до принятия жалобы к рассмотрению по существу поступила просьба об ее возвращении или отзыве;

5) жалоба подана с нарушением правил подсудности, установленных статьей 377 ГПК РФ (Приложение N 6).

Статья 381 ГПК РФ (Приложение N 6) устанавливает порядок рассмотрения надзорной жалобы.

Надзорная жалоба в суде надзорной инстанции рассматривается не более чем месяц, а в Верховном Суде Российской Федерации — не более чем два месяца.

По результатам ее рассмотрения выносится определение об истребовании дела либо об отказе в истребовании дела.

В случае отказа в истребовании дела в определении суда излагаются мотивы такого отказа, и определение направляется лицу, подавшему жалобу.

В соответствии с пунктом 3 статьи 381 ГПК РФ (Приложение N 6) в определении суда должны быть указаны:

1) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение;

2) время и место вынесения определения;

3) дело, по которому вынесено определение;

4) наименование лица, подавшего жалобу;

5) основание для отказа в истребовании дела.

В случае истребования дела судья вправе приостановить исполнение решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии об этом просьбы, содержащейся в жалобе, представлении или ином ходатайстве (пункт 4 статьи 381 ГПК РФ (Приложение N 6)).

Истребованное дело рассматривается не более чем два месяца, а судьей Верховного Суда Российской Федерации — не более чем четыре месяца. Срок может быть продлен до четырех и шести месяцев соответственно.

По результатам рассмотрения дела выносится определение:

1) об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции;

2) о передаче дела для рассмотрения надзорной жалобы по существу в суд надзорной инстанции.

Согласно пункту 3 статьи 382 ГПК РФ дело, переданное для рассмотрения в суд надзорной инстанции, рассматривается в:

«президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда не более чем два месяца;

Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не более чем три месяца;

Президиуме Верховного Суда Российской Федерации не более чем четыре месяца».

По результатам рассмотрения выносится определение о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции либо об отказе. О передаче дела для рассмотрения в суд надзорной инстанции лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещаются.

В судебном заседании дела рассматриваются судом надзорной инстанции не более чем месяц, а в Верховном Суде Российской Федерации — не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.

В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, а также иные лица, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.

Источник: http://hr-portal.ru/article/proizvodstvo-v-sude-nadzornoy-instancii

Производство в суде надзорной инстанции

Производство в суде надзорной инстанции является заключительной стадией обжалования судебных актов нижестоящих судов. Надзор – компетенция Президиума Верховного суда РФ, а основания для отмены или изменения судебных решений предельно ограничены и носят исключительный характер.

Надзорная инстанция есть в любом виде процесса – арбитражном, гражданском, уголовном. Процедура рассмотрения дел в порядке надзора примерно одинаковая, за исключением некоторых процессуальных нюансов. В надзор поступает небольшое количество дел, и решения по большинству из них, особенно если жалоба удовлетворена, формируют важнейшие судебные прецеденты.

Основания для обращения в надзорную инстанцию

Ключевая причина обращения в надзор по гражданским и арбитражным делам – несогласие с решениями нижестоящих судов. Не все судебные акты могут быть рассмотрены надзорной инстанцией. Основные – апелляционные и кассационные определения.

Нельзя обжаловать в порядке надзора решения районных судов и мировых судей, принятые в качестве суда первой инстанции.

Такие дела могут дойти до надзорной инстанции только после того, как пройдут апелляцию и (или) кассацию, и именно решения этих инстанций должны будут стать предметом надзорной жалобы.

Перечень оснований, установленных ГПК, для обращения в надзор предельно краток:

  1. Нарушены гарантированные международным правом или конституционные права и свободы человека и гражданина.
  2. Нарушены публичные интересы либо права и интересы неограниченного круга лиц.
  3. Нарушено единообразие в толковании и применении судами правовых норм (на практике – позиция суда, принявшего оспариваемый судебный акт, расходится с позицией Верховного суда, изложенной в постановлениях Пленума или Президиума). 

Таким образом, при обращении в надзор основания серьезно отличаются от тех, что допускаются при обращении в апелляционную или кассационную инстанцию. При этом мало указать на наличие какого-то основания – нужно пояснить, в чем конкретно оно выражается, как повлияло на принятие обжалуемого судебного акта. И, разумеется, важно подтвердить свою позицию, свои доводы весомыми доказательствами.

В уголовном процессе деятельность надзорной инстанции носит несколько иную роль, нежели по гражданским и арбитражным делам. Во-первых, здесь можно обжаловать непосредственно приговоры и другие итоговые решения районных судов и мировых судей.

Во-вторых, совершенно иначе выглядит перечень оснований для обращения с надзорной жалобой.

По уголовным делам в надзорной инстанции в большинстве случаев обжалуются либо слишком суровые приговоры (стороной защиты), либо слишком мягкие и оправдательные (стороной обвинения).  

Основания для надзорной жалобы по уголовным делам:

  1. Существенные нарушения УК РФ (норм материального права) или УПК РФ (процессуальных норм), которые повлияли на исход дела.
  2. Выявление данных о несоблюдении условий и обязательств досудебного соглашения о сотрудничестве.

Серьезное ограничение на надзорное обжалование – недопустимость ухудшения положения осужденного, оправданного или лица, в отношении которого прекращено преследование.

Жалобы, влекущие такие последствия, могут быть направлены и приняты к рассмотрению. Однако пересмотр судебных решений возможен лишь при условии, что не прошел 1 год с момента вступления обжалуемого решения в силу.

При этом допускается применение только двух оснований:

  • допущенные нарушения не просто повлияли на исход дела, но и исказили суть правосудия и смысл обжалуемого решения;
  • выявлены данные о несоблюдении условий и обязательств досудебного соглашения о сотрудничестве.

Доскональное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. У нас на сайте вы можете бесплатно получить максимально подробную консультацию по вашему вопросу от наших юристов через онлайн форму или по телефонам в Москве (+7-499-350-97-04) и Санкт-Петербурге (+7-812-309-87-91).

Подготовка и рассмотрение жалобы

По гражданским делам надзорная жалоба должна быть подготовлена не позднее 3 месяцев с момента вступления обжалуемого акта в силу. Она должна быть подана непосредственно в Верховный суд.

Содержание жалобы должно отвечать требованиям ст. 391.3 ГПК РФ. Их нарушение (любого плана) влечет возврат жалобы. Содержание примерно идентично по структуре апелляционным и кассационным жалобам. Но очень важно сделать акцент на обоснованности жалобы: четко привести основания и подтвердить их наличие доказательствами.

Рассмотрение жалобы – процесс двухэтапный. Первично поступившие материалы изучает один судья Верховного суда. Он решает, передать жалобу на рассмотрение Президиума или вернуть заявителю.

Если жалобе дан ход, она будет рассмотрена на заседании вместе с позицией судьи, который принял решение о таком рассмотрении. Срок пересмотра решений в порядке надзора – 2-3 месяца.

По итогам работы надзорной инстанции обжалуемый акт (акты) может быть отменен или изменен.

В уголовном процессе нет временных рамок для подачи надзорной жалобы. Учитывать нужно только срок, который установлен для допустимости пересмотра, ухудшающего положение осужденного.

Требования к жалобе – ст. 412.1 УПК РФ. Их обязательно нужно соблюсти, иначе жалобу вернут без рассмотрения. Как и по гражданским делам, очень важно сконцентрироваться на обосновании жалобы – четко изложить основания и доказательства их наличия.

Порядок рассмотрения жалобы по уголовному делу очень схож с работой надзорной инстанции по гражданским делам. Он так же предусматривает 2-этапный процесс.

Сначала жалобу и материалы дела изучает один судья, который принимает решение о дальнейшем движении обращения.

Если жалоба представлена на рассмотрение Президиума ВС РФ, по ней должно быть принято решение в течение 1-2 месяцев со дня поступления в надзор.

В любом процессе (гражданском, уголовном) решение судьи о возврате жалобы без рассмотрения может быть отменено Председателем ВС РФ или его заместителем, а дело, соответственно, передано на рассмотрение надзорной инстанции. Исходя из практики, можно сказать, что происходит такое редко, но все-таки возможно. Зачастую инициативу в этом проявляет лицо, направившее жалобу.

Надзор пересматривает решения путем их отмены или внесения изменений. Ориентиром служит изложенное в жалобе требование. Дополнительно могут приниматься решения о направлении дела на новое разбирательство в первой инстанции, апелляционной или кассационной.

Источник: http://law03.ru/society/article/proizvodstvo-v-sude-nadzornoj-instancii

Ссылка на основную публикацию