Полиции упростят получение данных о недоступных абонентах

Депутаты предложили упростить доступ к телефонам пропавших детей

Важный депутатский запрос поступил директору ФСБ. В нем депутат Госдумы от «Единой России» Антон Горелкин поднял острую тему — как ускорить розыск пропавших детей.

В официальном запросе депутата содержатся предложения облегчить доступ полиции и волонтеров к информации сотовых операторов о местонахождении телефонов пропавших детей. Для этого глава спецслужбы, по мнению законодателя, должен дать поручение соответствующим подразделениям о проработке возможных изменений в законы.

Разговоры о том, что правоохранителям надо моментально, по первому запросу давать координаты, где находится или находился телефон пропавшего ребенка, идут давно. Ведь по статистике примерно три тысячи детей в нашей стране ежегодно пропадают, и многих из них так и не нашли.

Чаще всего об этих страшных цифрах вспоминают к грустной дате — 25 мая признан Международным днем памяти пропавших детей. Для нашей страны это тоже серьезная проблема.

Должников по алиментам разрешили признавать пропавшими без вести

В России не существует специальной — детской — службы поиска. Зато есть закон «О связи», по которому сотовым операторам категорически запрещается без разрешения суда раскрывать местоположение абонента.

На получение разрешения суда и последующего ответа оператора связи уходят месяцы, тогда как важен каждый час после исчезновения ребенка.

За примером далеко ходить не надо — у всех на слуху трагедия в Подмосковье, когда в лесу потерялись женщина с ребенком. Их искали, нашли, но спасатели опоздали — девочка замерзла.

По данным поискового отряда «Лиза Алерт», только к ним в год поступает больше тысячи заявок по пропавшим детям. А по данным МВД, статистика еще печальнее. Ежегодно в одной только Москве пропадают 1,4 тысячи детей. По России цифра страшнее — от 15 000 до 20 000.

Девяносто процентов детей найдут живыми. Десять процентов так и останутся без вести пропавшими.

Как считает депутат, автор запроса, операторы сотовой связи могут отследить местоположение телефона, который был у ребенка, даже если устройство выключено и его аккумулятор разряжен.

По данным МВД, ежегодно в стране пропадают от 15 000 до 20 000 детей. Большинство найдут. Но три тысячи — нет

«Розыск пропавших несовершеннолетних не относится к компетенции органов государственной безопасности, однако к таковой относятся вопросы обеспечения информационной безопасности, в связи с чем мнение ФСБ при разрешении вопросов об упрощенном порядке предоставления данных о местоположении абонентов подвижной радиотелефонной связи является ключевым», — рассказал ТАСС депутат.

В Самаре открылся центр поиска пропавших людей

В Госдуме об этой проблеме уже говорили. И не раз. При комитете по безопасности рабочая группа занималась в том числе правовыми аспектами поиска пропавших детей.

Там говорили, что полиция, Следственный комитет не могут по каждому факту пропажи детей возбуждать дело по статье «Убийство».

А без этого невозможно получить санкцию суда на то, чтобы оператор раскрыл всю информацию о телефоне абонента.

В Думе и Совете Федерации в прошлые годы проходили «круглые столы» с обсуждением той же проблемы.

В 2016 году в Комитете Госдумы по вопросам семьи предложили считать исчезновение детей обстоятельствами, не терпящими отлагательств.

А в прошлом году Генпрокуратура России выступила за то, чтобы разрешить прослушивать телефонные разговоры и изымать информацию при розыске пропавших детей у взрослых, которые могут что-то знать.

Справка «РГ»

По данным Международного центра поиска пропавших и эксплуатируемых детей (ICMEC), каждый год даже в развитых странах пропадают тысячи детей. В Австралии пропавшими числятся 20 тысяч детей, в Канаде — 45 тысяч. В Германии — 100 тысяч, в Великобритании — 112 тысяч.

Источник: https://rg.ru/2018/03/14/deputaty-predlozhili-uprostit-dostup-k-telefonam-propavshih-detej.html

Полиции могут разрешить получать геоданные о пропавших людях без решения суда

Контекст

В ГД внесены поправки, направленные на оперативный поиск пропавших детей

МОСКВА, 12 сен — РАПСИ. Сенаторы внесли в Государственную Думу проект закона, согласно которому полицейские смогут получить без судебного решения от сотовых операторов сведения о местонахождении мобильных телефонов для поиска пропавших людей, говорится в сообщении верхней палаты парламента.

Текст документа размещен в электронной базе данных Госдумы.

Так, первый зампредседателя комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова сообщила, что изменения предлагается внесли в отдельные законодательные акты РФ в части упрощения поиска пропавших людей с помощью данных о месте нахождения абонента в сети сотовой связи.

Кроме этого в федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» будет установлено, что получение правоохранительными органами таких данных без судебного решения допускается только для поиска пропавших людей. Это исключит возможные злоупотребления при использовании указанной информации не для этих целей.

Получение указанных сведений будет осуществляться на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, только при наличии информации о без вести пропавших лицах, которая обрабатывается в установленном порядке. 

Сенатор обратила внимание, что по данным МВД России, ежегодно в стране пропадает около 120 тысяч человек, из которых порядка 45 тысяч – дети. В розыск объявляется около 60 тысяч человек. В удаленных и труднодоступных местах ежегодно пропадает около 20 тысяч человек. Однако до тысячи человек ежегодно погибает в лесу или иных труднодоступных местах.

При этом порядка 90% пропавших на момент исчезновения имеют при себе мобильный телефон, который остается включенным в первые 2–3 дня с момента начала поиска, однако совершить вызов на номер 112 в удаленных местах пропавшие лица не могут из‑за отсутствия покрытия сети связи.

Читайте также:  Путин подписал закон в помощь мировым судьям

Несовершеннолетние, лица старшего возраста представляют собой наиболее уязвимые группы среди разыскиваемых лиц, так как, зачастую, не могут должным образом обратиться за помощью.

В таких ситуациях счет идет на часы, поскольку является существенным риск переохлаждения или наступления иных неблагоприятных последствий, подчеркнула сенатор.

Бокова пояснила, что федеральными законами «О связи» и «Об оперативно-розыскной деятельности» не урегулирован порядок получения таких сведений правоохранительными органами, что не позволяет им использовать указанную информацию при организации поиска.

Также согласно документу предлагается в федеральном законе «О связи» геолокационные данные отнести к сведениям об оказанных абоненту услугах связи, закрепив право правоохранительных органов на получение указанной информации, а также предусмотреть право абонента на передачу указанной информации третьим лицам, например, родственникам и поисковым отрядам.

В целях комплексного решения проблемы предлагается разделить сведения об абонентах и оказываемых услугах связи, что позволит более четко структурировать сведения баз данных операторов связи.

В частности, к сведениям об абонентах предлагается отнести фамилию, имя, отчество абонента физического лица либо индивидуального предпринимателя, наименование (фирменное наименование) абонента — юридического лица, фамилию, имя, отчество пользователя услугами связи абонента-юридического лица либо индивидуального предпринимателя, а также адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование.

К сведениям об оказываемых абонентам услугах связи будут относиться сведения баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонента, а также сведения о месте нахождения радиоэлектронных средств оператора связи, с помощью которых осуществляется подключение пользовательского оборудования абонента к сети подвижной радиотелефонной связи (координаты базовой станции), и положении пользовательского оборудования абонента относительно радиоэлектронных средств (сектор базовой станции, направление движения абонента и его удаленность от базовой станции).

Авторами законопроекта  выступают члены Совета Федерации Валентина Матвиенко, Людмила Бокова, Ирина Гехт, Андрей Клишас, Андрей Турчаки  и депутат Государственной Думы Татьяна Касаева.

Источник: http://rapsinews.ru/legislation_news/20180912/287512805.html

В совфеде предложили обязать операторов раскрывать геолокацию пропавших :: общество :: рбк

Совет Федерации намерен ускорить процедуру передачи полиции данных геолокации с мобильных устройств пропавших людей после многочисленных просьб добровольцев-спасателей. Об этом стало известно в ходе круглого стола 1 декабря, трансляция велась на сайте Совета Федерации.

«Время для поиска идет на часы, и риск переохлаждения или наступления других неблагоприятных последствий очевиден», — сообщила замглавы комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Людмила Бокова (цитата по агентству «Интерфакс»).

Позже сенатор пояснила РБК, что из-за того, что этот вопрос не урегулирован в законе «О связи», полиция вынуждена получать разрешение в суде, теряя время.

«Информацию о местоположении предлагается вывести из-под тайны связи», — объяснила сенатор, заверив, что в закон заложат механизмы защиты от слежки: данные будут предоставлять полиции только после официального подтверждения о розыске.​ По ее словам, МВД и Минкомсвязи поддержали инициативу.

Сейчас процедуру осложняет бюрократия, пояснила РБК представитель поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» Катерина Демидова.

«Чтобы получить данные геолокации, кто-то из родственников человека должен написать заявление в полицию о предоставлении данных биллинга, а это происходит только по решению суда.

Суд может быть назначен и через неделю, и через десять дней. Мы добиваемся, чтобы это происходило не по решению суда, а моментально», — отметила Демидова.

Вероятность того, что полиция будет использовать право быстрее узнавать данные местонахождения людей для слежки, не вызывает опасений, считает ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения Элла Панеях.

«Получить в суде разрешение на передачу данных геолокации просто ничего не стоит. Они практически штампуются, и судьи даже не задумываются, что это может быть нарушением прав человека. Так что если полиции упростят доступ к геоданным, новых лазеек для нарушения прав человека это не даст, а вот для поисков пропавших людей это действительно полезно», — рассказала РБК эксперт.

Опрошенные РБК сотовые операторы не возражают против инициативы. «Билайн» «в полном объеме выполняет требования законодательства» и «вся необходимая информация передается правоохранительным органам», сообщили РБК в компании.

МТС «уже давно» наладила рабочее взаимодействие с правоохранительными органами, в том числе в рамках оперативно-разыскных мероприятий, заявил РБК пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников.

«Мы уже по запросам органов внутренних дел предоставляем информацию о местоположении абонентов и другие данные, эффективно взаимодействуем с правоохранительными органами», — сказал Солодовников.

«Возможно, будут какие-то новые нюансы, но нововведения я пока комментировать не буду», — добавил он. «Мы поддерживаем инициативу, но при этом выступаем за сохранение разумного баланса для защиты прав наших абонентов», — сообщили РБК в пресс-службе «Мегафона».

Источник: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5a215edf9a79476daeeda1da

Адвокат Кожемякин А. Ю

Андрей Юрьевич Кожемякин – практикующий адвокат с опытом работы в сфере правоприменительной практики более двадцати лет, специализирующийся в области юридического анализа, представления интересов физических и юридических лиц, защиты интересов граждан по наиболее сложным делам на всех стадиях гражданского и уголовного процесса. Является членом Палаты адвокатов Самарской области, зарегистрирован в региональном реестре под N.63/1784.

Имеет два базовых высших образования (историческое и юридическое).

Свободно владеет английским языком,имеет опыт работы с иностранцами.

Читайте также:  Понятие и сущность экологических прав граждан

Научная специализация — 12.00.09 – уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, оперативно-розыскная деятельность. Аспирант доктора юридических наук профессора Шейфера С.А.

, кафедра уголовного процесса и криминалистики Самарского Государственного Университета. Научная деятельность Кожемякина А.Ю.

представлена рядом публикаций в специализированных научных изданиях, участием в юридических семинарах и конференциях.

В соответствии с действующим законодательством РФ и Федеральным законом «Об адвокатской деятельности», адвокат Кожемякин оказывает услуги по следующим направлениям:

  • защита граждан по уголовным делам;
  • представление интересов в арбитраже;
  • правовое урегулирование корпоративных конфликтов;
  • разработка мер по защите от враждебного поглощения;
  • представление граждан в гражданских спорах;
  • представление интересов граждан по административным делам и производствам;
  • представление граждан в органах власти;
  • юридическая помощь иностранным гражданам по различным вопросам права и особенностям российского законодательства в сфере экономики, семейных, трудовых, административных и иных правоотношений;
  • представительство иностранных граждан в судах РФ.

Обширный опыт работы в правоохранительных органах РФ а затем в адвокатуре, высокий уровень юридических знаний позволяют А.Ю. Кожемякину обеспечить надежную защиту законных прав,интересов и свобод доверителя.

Вам гарантирован индивидуальный подход к решению Вашей юридической проблемы, конфиденциальность любой информации, сжатые сроки и высокое качество оказываемых правовых услуг.

Профессиональная и качественная работа адвоката по уголовным делам и гражданским делам, бережное отношение к пожеланиям доверителя, а также строгое исполнение достигнутых соглашений и договоренностей — надежная основа для эффективного сотрудничества адвоката и клиента.

Заинтересовались? Вы можете позвонить по тел. (846) 922-82-47, +7-937-072-22-29 или +7-927-712-82-47, либо БЕСПЛАТНО задать свой вопрос.

Адвокат Кожемякин Андрей Юрьевич всегда готов оказать Вам юридическую помощь и предложить выход из самых, казалось бы неразрешимых ситуаций. Юридические услуги оказанные специалистом — решение Вашего трудного вопроса.

Консультации адвоката, а также его работа по уголовным и гражданским делам оплачивается доверителем в соответствии с заключенным соглашением и рекомендациями.

Адрес: 443020, г. Самара, ул. Льва Толстого, 97 «а», офис 1.

Источник: http://kozhemjakin.ru/index.php/read/?p=4287

В каком порядке осуществляется реализации норм федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-фз «о полиции» в части предоставления персональных данных по запросам органов внутренних дел?

Порядок обработки персональных данных, в том числе их передачи, регламентирован Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (Далее — «Федеральный закон № 152-ФЗ»).

В положениях статьи 6 Федерального закона № 152-ФЗ предусмотрено, что согласия субъекта персональных данных на передачу (распространение) этих данных не требуется в ряде случаев.

Одним из них является обработка персональных данных на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора (пункт 1 части 2 статьи 6 Федерального закона  № 152-ФЗ).

При предоставлении персональных данных по запросам органов внутренних дел следует руководствоваться Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее — Федеральный закон о полиции).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 13  Федерального закона о полиции полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе, персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации.

В силу части 4 статьи 13 Федерального закона о полиции запрос должностных лиц полиции, предусмотренный указанным пунктом, обязателен для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами.

С учетом изложенного, запрос органами внутренних дел персональных данных должен осуществляться в соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 13 Федерального закона о полиции.

ПУ ГУ МВД России по Свердловской области 

Источник: https://66.xn--b1aew.xn--p1ai/document/1358440

Операторы связи проверят документы абонентов по запросу полиции

Получив запрос от МВД, ФСБ или другого органа, ведущего оперативно-разыскную деятельность, оператор связи должен будет проверить документы клиента.

Если персональные данные проверить не удастся, через 15 дней договор с пользователем должен быть расторгнут. Такие требования коснутся всех российских операторов телефонной связи и интернет-провайдеров.

Минкомсвязи уже подготовило документ, регламентирующий эту процедуру.

Минкомсвязи России обнародовало проект постановления правительства, меняющего правила оказания услуг телефонной связи и передачи данных.

При получении запроса от органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, оператор должен в течение 15 суток проверить, соответствуют ли персональные данные фактического пользователя заявленным в договоре.

Если данные не удастся подтвердить в срок, предоставление услуг прекратят.

— Направить сообщение клиенту можно будет любым доступным оператору способом: по телефону, по электронной почте, в виде SMS, в личном кабинете пользователя и так далее, — уточнили в пресс-службе Минкомсвязи.

Пользователь, получив запрос оператора, должен подтвердить свои персональные данные. Текущая версия документа предусматривает четыре способа сделать это. Гражданин сможет лично явиться с паспортом в офис оператора.

Он сможет удостоверить свою личность через портал госуслуг или в личном кабинете на сайте оператора связи.

Наконец, можно будет прислать оператору электронное письмо с усиленной электронной подписью — она  позволяет удостоверить личность подписавшего.

— Предложенные способы подтверждения соответствия персональных данных сведениям, заявленным в договоре, обсуждаются, в том числе с общественностью, для дальнейшего уточнения их эффективности, — отметили в пресс-службе министерства.

В Минкомсвязи напомнили, что в июле 2016 года закон «О связи» дополнили новым положением.

Операторов обязали «прекратить при поступлении соответствующего запроса от органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, оказание услуг связи в случае неподтверждения в течение 15 суток соответствия персональных данных фактических пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах». Цель проекта постановления — обеспечить выполнение этой нормы.

Читайте также:  Сша вводят санкции против 12 российских компаний

В «Ростелекоме» сообщили, что специалисты компании изучают проект постановления. МТС, «ВымпелКом», «МегаФон» и Tele2 не ответили на запрос, касающийся документа.

По статье 13 закона «Об оперативно-разыскной деятельности» такую деятельность в России осуществляют оперативные подразделения органов МВД и ФСБ, Федеральной службы охраны, таможенных органов, внешней разведки, Федеральной службы исполнения наказаний.

МВД и ФСБ не прокомментировали, в каких ситуациях они будут присылать запросы операторам телефонной связи и передачи данных.

Напомним, уже сегодня в России услуги связи можно предоставлять лишь после идентификации абонента. Оператор или его представитель должен внести в договор паспортные данные клиента.

Корпоративные абоненты обязаны предоставлять операторам полный список физлиц — фактических пользователей.

Владельцы публичных сетей Wi-Fi также должны идентифицировать пользователей — например, высылая SMS с проверочным кодом на номера их мобильных телефонов.

Статья 13.30 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает ответственность за несоблюдение оператором связи установленного порядка идентификации абонентов. За такое нарушение юрлицу грозит штраф от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.

Источник: https://iz.ru/news/711605

Верховный суд разъяснил, как давать разрешение на прослушку, обыски и получение личных тайн

Фото: Аркадий Колыбалов/РГ

Документ упрощает следователям получение информации о банковских счетах граждан и некоторой медицинской информации.

Но судьям предписано тщательно проверять все обстоятельства: есть ли веские основания вторгнуться в жизнь человека. Так что свой интерес следователям необходимо обосновать.

Когда правоохранителям необходимо нарушить неприкосновенность жилища граждан, получить доступ к личным тайнам человека — переписке, телефонным разговорам и т.п., есть строгая процедура, чтобы получить санкции на это. Иногда дать добро на такие следственные действия может только суд. Но в некоторых ситуациях следователь вправе действовать сам.

Как сказано в постановлении, медицинские организации вправе предоставить правоохранителям отдельные сведения, представляющие врачебную тайну, без решения суда. Только по запросу следователя. Например, без суда правоохранители могут запросить, обращался ли гражданин за медицинской помощью, в том числе психиатрической.

Состоит ли на медицинском учете. Такие данные следователи вправе получить при проведении проверки сообщения о преступлении либо в ходе расследования уголовного дела. Для получения справок по счетам фигурантов уголовных дел также не потребуется санкция суда.

Но следователь обязан согласовать такой запрос со своим руководством.

Эксперты особо подчеркивают, что в разъяснениях речь идет только о справках по счетам и вкладам. Если же следователю потребуется копнуть глубже, получить в банке еще какие-то документы, изъять оригиналы, то уже потребуется санкция суда.

«Обратить внимание судов на то, что выемка предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, производится на основании судебного решения», сказано в документе.

Чтобы получить доступ к личным тайнам человека — переписке, разговорам — требуется строгая процедура

Как объясняется в постановлении, судьи должны тщательно проверять в таком ходатайстве даже вещи, которые на первый взгляд кажутся формальными.

Подсудно ли ходатайство данному суду? Или следователь пришел не по адресу? Находится ли в производстве следователя данное дело? Поставил ли визу начальник следователя или прокурор? И это вовсе не крючкотворство, а процедура, защищающая от произвола.

Так что судьям предписано быть внимательней. Если поступившее ходатайство не соответствует требованиям, его надо вернуть назад.

Другие разъяснения связаны с осмотром жилища. Верховный суд России напоминает, что разрешение на производство осмотра жилища требуется в том случае, если хотя бы одно из проживающих в нем лиц возражает против осмотра.

«При этом отсутствие согласия собственника жилого помещения, не проживающего в нем, не является основанием для обращения за судебным решением», говорится в проекте. Так что если хозяин помещения в доме не живет, следователям необязательно получать от него согласие.

В суд надо идти тогда, когда кто-то из жильцов говорит «нет».

«Разрешая ходатайство о производстве следственного действия, судья обязан в каждом случае наряду с проверкой соблюдения требований уголовно-процессуального закона, предъявляемых к порядку возбуждения ходатайства, проверить наличие фактических обстоятельств, служащих основанием для производства указанного в ходатайстве следственного действия, — поясняет пленум. — Например, при рассмотрении ходатайства о производстве обыска в жилище убедиться в том, что в материалах уголовного дела имеются достаточные данные полагать, что в указанном жилище могут находиться орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела».

Если кто-то из жильцов возражает против обыска, то следователи должны будут получить санкцию суда

Также согласие суда требуется на получение данных об абонентах сотовых сетей. Это касается информации о номерах и месте расположения передающих станций, соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, сведений о дате, времени и продолжительности телефонных разговоров, номерах абонентов, а также других данных, позволяющих их идентифицировать.

В последнем случае речь идет о IMEI-коде телефона или о его местоположении относительно базовой станции.

источник https://rg.ru/2017/06/01/vs-raziasnil-kak-davat-razreshenie-na-proslushku-i-poluchenie-lichnyh-tajn.html

Источник: http://antipytki.ru/2017/06/05/verhovnyj-sud-razyasnil-kak-davat-razreshenie-na-proslushku-obyski-i-poluchenie-lichnyh-tajn/

Ссылка на основную публикацию