Социальное представление о государстве

История идеи о правовом и социальном государстве

Понятие «социальное государство» является плодом XX века, тогда как понятие «правовое государство» возникло раньше — в XIX веке, хотя истоки того и другого следует искать в древности. Уже известные мыслители античности (Платон, Аристотель и др.) обращались к поискам принципов, форм и конструкций согласованного взаимодействия власти и права.

Античными авторами был выработан ряд положений о правовом государстве:

  • о власти закона как сочетании силы и права (Аристотель, Солон);
  • о различии правильных и неправильных форм правления (Сократ, Платон);
  • о различии естественного и позитивного права и их соотношении (Аристотель, Демокрит);
  • о равенстве людей по естественному праву (римские юристы, стоики);
  • о праве как мериле справедливости, регулирующем нормы общения (софисты, Цицерон и др.);
  • о государстве как правовом объединении людей (Цицерон);
  • о сферах частного и публичного права, о юридическом лице, субъекте права (римские юристы).

Государство, по Цицерону, не «любое объединение людей, собранных любым способом», а «объединение многих людей, связанных согласием в отношении вопросов права и общими интересами». С точки зрения соотношения с правом государство не что, иное, как «совместное (коллективное, общее) правовое устройство».

Символическим выражением представлений о государственной власти, признающей право, т.е. о справедливой государственной власти, стал образ богини правосудия с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия.

Он олицетворяет единение силы и права: охраняемый богиней правопорядок в равной мере обязателен для всех.

Образ правосудия выражает смысл и идею не только справедливого суда как специального органа, но и идею справедливой, правовой, государственной власти.

На протяжении истории смысл и содержание идеи о правовом государстве у разных мыслителей, политических и общественных деятелей значительно различались.

В то время как у одних идея такого государства связывалась с частной собственностью, эксплуатацией чужого труда и привилегированным положением в обществе определенных классов и слоев, другие понимали ее совершенно по-иному. Например, Т. Мор еще в XVI в.

констатировал, что в условиях частной собственности невозможно говорить ни о справедливости, ни об общественном благосостоянии, ни о «совершенном государственном управлении».

В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение в работах исследователей приобретают проблемы разделения функций власти, правовой организации властных отношений, соотношение политических сил, исключающее монополизацию власти в руках одного органа, лица или союза.

Утверждаются идеи свободы личности, господства права в частных и публичных отношениях. Дж. Локк в Англии (XVII в.) выступил с обоснованием доктрины «законности сопротивления всяким незаконным проявлениям власти». Ш. Монтескье во Франции (XVIII в.

) заявлял, что для предотвращения злоупотребления властью необходим такой порядок, где власти могли бы взаимно себя сдерживать.

Философскую основу современной теории правового государства заложил немецкий философ Иммануил Кант, в учении которого центральное место занимает человек как член общества и как личность.

Хотя словосочетание «правовое государство» в его трудах не употреблялось (оно звучит у него как «правовое государственное устройство»).

Кант настаивал на согласовании действий государства с правом, подчинении его правовым законам.

Впервые термин «правовое государство» был употреблён немецкими учеными K.T.Велькером (1813), И. Х.Фрайхер фон Аретином (1824). Создание юридически завершенного понятия «правовое государство» связывают с именем Р.

Моля, который ввел его в общий государственно-правовой и политический обиход.

В 1829 году он дал определение правового государства как конституционного государства, которое должно основываться на закреплении в конституции прав и свобод граждан, на обеспечении судебной защиты личности.

Итак, исторически правовое государство — это конституционное государство. Оно возникает как реакция на абсолютную монархию, как требование ограничения деятельности центральных государственных органов соответствующими общими правовыми актами, сформулированными представительными органами.

Теория правового государства охватила страны Западной Европы, Северной Америки, развиваясь и обогащаясь на протяжении десятилетий. Доминирующей становится идея о том, что в правовом государстве отношения между людьми и государством регулируются нормами, устанавливающими порядок и исключающими безвластие и применение насилия.

Это означает, что подданные, которые раньше имели только обязанности, превращаются в граждан, наделенных, помимо обязанностей, определенными, установленными законом правами.

Основной целью правового государства считается обеспечение свободы граждан, свободы инициативы, предпринимательства и развития личности соответственно принципу «разрешено все, что не запрещено законом».

В XX веке, особенно после второй мировой войны, теория правового государства приобрела новые черты.

Она прошла через период господства нацистского варианта теории «правового государства» в фашистской Германии, через этап непринятия в СССР идеи правового государства с ее (идеи) наработанными в дореволюционное время ценностными элементами-признаками: верховенство права, разделение властей, неприкосновенность личности, гарантии прав и свобод человека и др.

Показательно, что в конституциях ряда стран (США, Франции, Швейцарии и др.) отсутствуют статьи, указывающие, что данная страна является правовой. Однако правовая сущность государства раскрывается через закрепленные в статьях Основного закона признаки правового государства: охрана и защита прав человека, подчиненность власти закону, разделение властей и другие.

В 80-х гг. н. ст. идея создания правового государства актуализировалась в странах бывшего «социалистического лагеря» как реакция на тоталитарный режим, административно-командные методы властвования, нарушение прав человека.

Отечественная наука приняла формулу «правовое государство» в результате «перестройки», провозглашенной в 1985 году.

Украина, став самостоятельным независимым государством, определила ориентацию своего развития — построение демократического социального правового государства.

Социальное государство (государство социальной демократии) — это современная политико-правовая теория, где слово «социальная» несет большую смысловую нагрузку: оно связано с социальной жизнью людей, подчеркивает, что государство берет на себя заботу о материальном благосостоянии граждан, осуществляет функцию регулирования экономики с обязательным учетом экологических требований, обеспечивает защиту экономических и социальных прав человека.

Казалось бы, «правовое государство» и «социальное государство» несовместимы. Первое предусматривает определенную свободу личности от государства, от его опеки. Второе, наоборот, опирается на активность государства в социальной защите личности, особенно социально ранимой (пенсионер, инвалид, безработный не по своей вине).

Между тем, вторая половина XX в. соединила эти понятия, обогатив каждое из них. Когда говорят о построении социального правового государства, имеют в виду, прежде всего, воплощение в нём:

  • принципа верховенства права (господство правового закона) как ведущего в правовом государстве;
  • принципа социальной справедливости (обеспечение государством социальной безопасности личности) как ведущего в социальном государстве.

Понятие «социального государства» выдвинуто в 1929 году немецким государствоведом X. Хеллером, после чего распространилось в Европе. В США идея социального государства была воспринята позднее, чем в странах Европы, поскольку тип сознания американского общества был ориентирован на принцип индивидуализма.

После второй мировой войны концепция социального государства получила закрепление в конституциях ряда стран Западной Европы (ФРГ, Испания и др.). Ст.1 Конституции Испании 1978 г.

указывает, что Испания — социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм. Ст.20 Конституции ФРГ 1949 г.

гласит о том, что ФРГ является демократическим и социальным федеративным государством. В Конституции Франции записано, что она является демократической и социальной республикой.

В наши дни социальное государство означает, прежде всего, обязанность законодателя быть социально активным во имя сглаживания противоречивых интересов членов общества и обеспечения достойных условий жизни для всех при наличии равенства форм собственности на средства производства.

Государство становится органом преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов разных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы положительно воспринимались разными общественными слоями.

Его цель — при помощи социальной политики, обеспечения равенства и условий политического соучастия объединить население, стабилизировать социальную (в том числе правовую) и экономическую системы, обеспечить их прогрессивную эволюцию.

Понятие правового государства все более совмещается с концепцией так называемого «государства всеобщего благоденствия» («максимального» государства)', или, говоря иначе, «социального государства». Это совмещение происходит, прежде всего, на основе гарантий системы экономических, социальных и культурных прав.

Ученые (Г.А. Риттер, Роулз и др.) выделяют три модели современного социального государства:

1. «Позитивное государство» (США), в котором имеется наименьшая степень вмешательства государства в экономику и социальное обеспечение, ориентированное на соблюдение индивидуализма и защиту корпоративных интересов (социальная политика государства выступает как средство контроля);

2. Собственно социальное государство (Великобритания), в котором обеспечивается гарантированный минимальный уровень жизни и равенство стартовых возможностей (социальная политика государства как средство обеспечения полной занятости);

3. «Государство благосостояния» (Нидерланды), в котором обеспечивается минимальный уровень жизни и устанавливается максимальный уровень доходов, уменьшается различие в зарплате, гарантируется полная занятость (социальная политика государства как средство обеспечения «равенства, кооперации и солидарности»).

Эти модели имеют тенденцию перехода от одной к другой. Они нигде полностью не были реализованы, что свидетельствует об изменчивости социальной политики государств в ходе развития.

Идея об ориентации Украины на социальное государство содержится в Конституционном договоре между Верховной Радой и Президентом Украины (от 8 июля 1995 г.

) «Об основных началах организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления на период до принятия Конституции Украины». Здесь, в частности, подчеркивается, что договор гарантирует социальную направленность рыночной экономики.

Четкое текстуальное выражение идея социального правового государства нашла в ст. 1 Конституции Украины.

Было бы ошибочным полагать, что правовое государство и социальное государство хорошо сочетаются и в состоянии полностью слиться в один тип государства.

Принцип социальной безопасности населения и требование не только юридического, но и материального равенства (свойства социального государства) находятся в противоречии с идеей свободы личности, взаимной ответственности государства и гражданина (свойства правового государства).

Однако было бы неправильным противопоставлять правовое государство и социальное государство. Их сближение — наиболее благоприятный результат для гражданского общества, оптимальный вариант его развития без классово враждебных конфликтов и социальных потрясений.

Социальное и правовое государства совместимы между собой до тех пор, пока функционирование государственной власти будет ограничиваться, уравновешиваться, контролироваться и распространяться в границах соблюдения основных прав человека.

И, наоборот, социальное государство будет в противоречии с правовым государством всегда, когда «человеческое благосостояние», «социальная безопасность», «социальная справедливость» станут считаться более высокими ценностями.

Развитие государства как социального должно базироваться на таком, фундаменте как «правовое» государство.

Разумеется, до фактического воплощения в жизнь идеи социального правового государства украинскому обществу надо еще многое сделать.

Прогнозировать перспективу успешного развития Украины можно только на путях оптимального сочетания принципов правовой государственности, демократизма, социальной государственности. Идея социального правового государства является достоянием всего человечества. Эта рациональная идея в случае успешной реализации способна вывести Украину в число цивилизованных государств мира. 

{module 109}

Источник: http://studentu.info/gosudarstvo-i-pravo/teoriya-gosudarstva-i-prava/istoriya-idei-o-pravovom-i-sotsialnom-gosudarstve

Сравнительный анализ представлений о социальном государстве в различные исторические эпохи



ВВЕДЕНИЕ:

Признаками государства являются территория, население, публичная власть, суверенитет, легальное применение административно-политического принуждения, налоговая и нормативно-правовая система.

Среди многих внутренних и внешних функций государства в политологической литературе выделяют международную, оборонительную, экономическую, экологическую, правовую, административную, культурно-воспитательную и социальную. При этом увеличение удельного веса институтов (учреждений и органов власти, правовых норм и др.

), связанных с осуществлением социальной функции, рост их управленческой эффективности при усилении приоритета социальной проблематики в обществе представляют собой процесс постепенной социализации государства с перспективой его трансформации в полнокровное социальное государство.

Читайте также:  Корпоративные споры

Как показывает зарубежный опыт, стартовым пунктом последнего выступает конституционное закрепление ценностей социального государства.

Вместе с тем мировая практика позволяет увидеть, что социальное государство прежде всего успешно формировалось и эффективно действовало во всех основных формах правления: в монархиях (конституционных) и республиках (парламентских, президентских и парламентско-президентских).

Например, в Шведском Королевстве, президентской республике США и в парламентско-президентской Франции. Также продуктивно функционирует социальное государство во всех основных формах территориально-административного устройства: унитарной, федеративной (конфедеративной).

При этом характер федерации — территориальная, национальная, национально-территориальная — не имеет существенного значения. Поэтому социальное государство достигло расцвета как в унитарном Датском Королевстве, так и в Федеративной Германии. Вместе с тем существует исторически сложившаяся связь между политическим режимом и социальным государством.

Последнее не могло возникнуть в условиях авторитарного и тоталитарного режимов, которые исключают признание демократических свобод, приоритетного характера социальных прав и интересов индивидов, подчинение производственного процесса и экономики социальным целям, становление развитой системы социального права и формирование многочисленных социальных институтов и служб. Лишь в условиях демократического режима власти на основе правовой государственной системы способно возникнуть настоящее социальное государство. Появление последнего стало логическим итогом сложной эволюции теории и практики социального государства. В мировой теории и практике государственного строительства в последние десятилетия в качестве его комплексной сущностной характеристики все больше утверждается понятие «социальное государство».

Теоретическая часть:

1.Представление социального государства в эпоху Древних мифо-династических государств.

      В эпоху Древних мифо-династических государств первые идеи развивались в сфере философии, которая, как правило, выступала альтернативой господствовавшему в эту эпоху мифо-ритуальному мировоззрению.

Философы Древней Греции и Рима (5 в.до н.э. – 4 в.н.э.), воспринимали мир с позиций космологического объективизма, согласно которым каждый предмет и человек — это часть космоса, внешняя по отношению к другим частям, но способная вступать с другими во взаимосвязи и взаимодействия.

Источник: http://student.zoomru.ru/soc/sravnitelnyj-analiz-predstavlenij-o-socialnom/114761.911159.s1.html

О подходах к понятию социального государства

Со второй половины XX века в юриспруденции вообще и в конституционном праве в частности появилось представление о современном государстве, как о государстве социальном. Понятие «социальное государство» на данный момент закреплено во многих конституциях зарубежных государств, закреплено оно и в статье 7 Конституции России.

На данный момент сложился определенный подход к понимаю термина «социальное государство» в отечественной науке конституционного права.

Так, по мнению профессора С. А. Авакьяна, с учетом ст. 7 Конституции РФ социальным считается государство, которое:

во-первых, создает необходимые условия для того, чтобы каждый человек своим трудом мог обеспечить себе необходимый экономический уровень жизни;

во-вторых, заботится о здоровье людей;

в-третьих, создает предпосылки для свободного развития личности;

в-четвертых, берет на себя либо полную заботу, либо оказание помощи, в том числе материальной и организационной, в отношении тех категорий граждан, которые не в состоянии достойно жить на свои доходы.

Российский социолог и политолог В. Дзодзиев утверждает, что «социальное государство — это государство, осуществляющее в обществе социальную справедливость».

Говоря о социальной справедливости, представляется необходимым обратиться к правовой позиции Конституционного Суда РФ, согласно которой любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан, должна отвечать установленным Конституцией РФ критериям, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (ст. 19), в силу которых такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели (ч. 3 ст. 55), а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

При характеристике социального государства как государства социальной справедливости, необходимо привести также позицию Конституционного Суда РФ в Постановлении от 24.05.

2001 N 8-П, в котором он, в частности, при описании такого важного элемента социального государства как социальное обеспечение, указал на недопустимость отказа государства от выполнения в отношении отдельных категорий граждан ранее взятых на себя социальных обязательств.

Впоследствии эта правовая позиция многократно воспроизводилась Судом и стала одним из важнейших конституционных принципов, ограничивающим свободу усмотрения законодателя при изменении им объема и содержания социальных льгот.

 В частности, данный принцип означает запрет умаления или ограничения права на социальное обеспечение лиц, которые приобрели данное право на основании ранее действовавших положений закона. Подобная позиция Конституционного Суда представляется более чем оправданной, ведь иное означало бы возможность государства отказаться от выполнения ранее принятых на себя социальных обязательств, что подрывало бы авторитет государства в глазах его граждан. 

Говоря о теоретическом понимании «социального государства» необходимо также обратить внимание на такой важный принцип как субсидиарность.

Под этим признаком подразумевается, что реализация социальной политики является обязанностью не только государства в лице его государственных органов, но также и ответственностью всего общества, целью которой является реализация концепции социальной солидарности. 

Таким образом, как констатируют приверженцы данной концепции, существует тенденция на современном этапе переноса законодателем центра тяжести социальной деятельности государства с акций всепомоществования на формирование системы условий для возможно более полного использования трудового, интеллектуального, предпринимательского (в общем — «производительного») потенциала работоспособных граждан и стимулирования их личной ответственности за самообеспечение. 

На наш взгляд, очень важно учитывать позиции Конституционного Суда Российской Федерации, а также мнение представителей научного сообщества в столь значимой теме, особенно, если речь идет о выработке социальной политики государства, в том числе путем законодательного регулирования.

Источник: https://www.pnp.ru/column/detail/122491

Современные представления о сущности социального государства

Сущность — главное, основное в понятии или явлении.

Раскрыть сущность государства — значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства.

Сущность государства — то главное в этом явлении, что определяет его содержание, цели, функции. И таким основным является власть, ее принадлежность.

Различают два основных подхода к сущности государства:

классовый;

общесоциальный.

При классовом подходе государство можно рассматривать как организацию политической власти господствующего класса, при котором возникают классовые противоречия, разрешаемые с помощью насилия. Классовая сущность государства ярко выражена в недемократических, диктаторских государствах.

При общесоциальном подходе государство рассматривается как организация политической власти. В развитых демократических странах государство является эффективным механизмом устранения общественных противоречий путем достижения общественного компромисса. В них классовая сущность отступает на второй план.

При рассмотрении государства в развитии прослеживается закономерность постепенного перехода от классовой сущности государства к социальной.

Наряду с этими двумя подходами к сущности государства можно еще выделить национальный, религиозный, расовый и др. В зависимости от различных условий доминировать могут те или иные интересы.

Сущность государства многие ученые толковали по разному. Одни считали, что государство — это политический феномен, присущий любому классовому обществу.

Отдельные ученые сводили сущность государства к разновидности органов управления обществом.

В современный период распространена точка зрения, что государство — это социальный организм, политический способ существования гражданского общества.

Одной из важных причин появления государства явилась необходимость закрепления и охраны форм собственности, прежде всего тех средств производства и богатств, которые появились у незначительной, но весьма влиятельной части общества.

В современных цивилизованных обществах происходит сужение принудительных функций государства, расширение и обогащение социальных функций, что приближает перерастание государства в организацию всего общества, в полностью правовое государство (например, в некоторых передовых странах Запада).

Исходя из сказанного, при определении понятия государства необходимо учитывать как классовые элементы и соответствующие признаки, так и общечеловеческие, внеклассовые черты и признаки.

Принципиальное значение сущности государства заключается в том, что:

~ это территориальная организация людей;

~ им преодолеваются родоплеменные («кровные») взаимосвязи и заменяются на общественные отношения;

~ создается структура нейтральная к национальным, религиозным и социальным признакам людей.

Социальное назначение государства

Важным для понимания сущности государства является уяснение его целей, задач и социального назначения. Платон и Аристотель считали, что государство существует ради утверждения нравственных норм, достижения общего блага людей и справедливости.

Платон считал, что государство создает потребности людей и оно полезно. По Аристотелю государство — это политическое общение граждан. В нем обеспечивается жизнь в соответствии с добродетелью.

Современные западные политологи считают, что государство существует ради создания разнообразных социальных благ для всех членов общества, справедливого распределения этих благ (Ростоу и др.). Все это фиксирует лишь отдельные стороны социальной сущности государства.

Главное в социальной сущности государства, — оно является организационной формой общества, его сплочения и функционирования на общепризнанных принципах и нормах.

Источник: https://studopedya.ru/2-77944.html

Тема 6. социальное и светское государство: концепция и реальность

Социальное государство— это политико-нравственный, духовный союз граждан, обладающих зрелым правосознанием и осуществляющих солидарные интересы.

Иначе говоря, социальное государство – это новый этап развития правового го­сударства, когда его социально ориентированная политика фактически становится основным направлением его деятельности и распространяется на широкий круг объектов.

Идеи социального назначения государства получили конкретизацию и развитие в концепции (теории) «социального государства».

Принципы (высшие ценности) социального государства:

— свобода;

— справедливость;

— равенство;

— социально-политический (экономический, духовный) плюрализм;

— народовластие (демократия);

— принципы правового государства.

Социально-политические условия формирования социального государства:

стабильность (прочность) демократии и верховенства Закона (Права);

— высокоразвитая экономика;

— эффективный государственный аппарат;

— «средний» класс общества, т.е. высокий уровень жизни чле­нов общества, граждан данного государства;

— «народный капитализм»;

— широкое участие граждан в политической, экономической и соци­альной организации общества;

— развитая культура общества.

Понятие (теория) «социального государства» («государства все­общего благосостояния», «общества потребления», «государства соци­альной справедливости», «конституционного государства» и т.п.) возникло:

— в государствах Древнего мира (Так, Аристотель определял госу­дарство как «союз свободных для достижения счастливой жизни». Один из принципов Древнего Рима гласил: «Благо народа — высший закон»).

— правовое государство и конституционное — это не синонимы. Конституционное «государство есть наилучшее …». (Г.Ф. Шершеневич);

— принцип сочетания законов естественных и социальных (Н.М. Коркунов);

— независимость личности (в пределах нравственной и правовой свободы) от общества и государства (Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий и др.);

— благо граждан, достойная жизнь и свободное развитие человека — главная задача (цель) социального государства (Л.И. Петражицкий: «Под …

социальными властями мы разумеем такие власти, с которыми сочета­ются (правовые) обязанности заботиться о благе подвластных или об об­щем благе известного общественного союза (семьи, рода, племени и т.д.

) и которые подлежат осуществлению в пределах этой обязанности и как средство ее исполнения»);

— суверенитет права («… когда суверенитет фактического господ­ства заменяется суверенитетом права, тогда для господства …» не Права «утрачивает смысл» существования …», — Б.А. Кистяковский);

— равенство между гражданами и государством (П.И. Новгородцев);

— «не закон дает силу праву, а право дает силу закону» (А.С. Алек­сеев);

— свобода (суверенитет) отдельной личности как условие свободы (суверенитета) общества в целом (М.А. Рейснер);

— социальное государство выражает само социальное, политиче­ское, и правовое экономическое его настроение (Б.А. Кистяковский, С.А. Котляревский и др.)

История становления концепции социального государства:

— в основе идеи социальной государственности лежало противобор­ство двух важнейших философских принципов:

а) индивидуальной свободы человека (Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Джон Локк и др.): главная обязанность государства охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от самого государства; свобода — высшая ценность.

б) социального равенства (Ж.Ж. Руссо): все должно быть подчинено принципу равенства; обеспечение социального равенства — задача государ­ства;

Читайте также:  Вс разъяснил, кто и сколько заплатит за упавший на машину снег

— в период становления буржуазного общества, экономической мо­щи государства, приоритет отдавался первому принципу;

— в конце XIX — начале XX вв., по мере расслоения буржуазного общества, его поляризации и угрозы социального взрыва, на первый план выходит принцип социального равенства;

— в дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощается в практике и конституциях совре­менных государств. (Впервые в Конституции ФРГ 1949 г., затем Франции, Португалии, Греции, Дании, Швеции, Японии и др. государств).

Современное представление о социальном государстве:

— подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демо­кратии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этого слова;

— правовое государство должно быть соци­альным, а социальное государство не может быть не правовым.

Теория и практика правового государствапредшествовала идее и практическому воплощению социального государства,и их можно рас­сматривать как определенные этапы в развитии общества.

Социальное государство пришло вслед за правовым потому, что последнее, в его классическом либеральном (формальном) варианте, опиралось прежде всего на принципы индивидуальной свободы, формального юридического равенст­ва и невмешательства государства в дела гражданского общества.

А это привело к существенному фактическому неравенству, кризисным состоя­ниям в экономике иклассовой борьбе. Все это потребовало от государства его перехода в новое качественное состояние, выполнение им новых функ­ций. П.И.

Новгородцев обоснованно рассматривал социальное реформиро­вание (формирование социального государства) как «новую стадию разви­тия правового государства». В наши дни демократические государства стремятся найти оптимальную меру сочетания правового и социального принципов.

О социальном государстве, как об особой политико-правовой реаль­ности, можно говорить лишь тогда:

когда оно имеет высокий уровень эко­номического развития и социально-ориентированная политика, которого фактически становится основным направлением его деятельности.

Реально социальные государства:

— возникли к 60-м годам XX в.и было связано с обязанностью государства обеспечить каждому гражданину достойный уровень жизни;

— их становление сложный процесс, связанный спостоянным налаживанием трудно достижимого баланса ме­жду свободной рыночной экономикой и необходимостью воздействия на распределительные процессы с целью достижения социальной справедли­вости, сглаживания социального неравенства;

— «Отказываясь от ограни­ченной роли «ночного сторожа» и стремясь обеспечить всем гражданам достойный уровень жизни, государство не должно переступить черту, за которой начинается грубое вмешательство в экономику, подавление ини­циативы и свободы предпринимательства». — Е.А. Лукашева.

Итак, становление социального государства — это процесс не только экономический и политический, но и глубоко нравственный, требую­щий «человеческого подхода».

Признаки социального государства:

— демократическая организация государственной власти;

— высокий нравственный уровень граждан и — прежде всего — долж­ностных лиц государства;

— мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников;

— социально ориентированная структура экономики, что проявляет­ся в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства;

— правовая государственность;

— существование гражданского общества, в руках которого государ­ство выступает инструментом проведения социально ориентированной по­литики;

— ярко выраженная социальная направленность политики государ­ства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации;

— наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности;

г) наличие развитого социального законодательства;

д) закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

Специфические функции социального государства:

—поддержка социально незащищенных категорий населения;

—охрана труда и здоровья людей;

—поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

—сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специфические социальные программы;

— поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем представления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуще­ствляющим благотворительную деятельность).

— финансирование и поддержка фундаментальных научных исследо­ваний и культурных программ;

— борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;

— поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;

— участие в реализации межгосударственных экологических, культур­ных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

— забота о сохранении мира в обществе.

Конституция РФ в ст. 7 закрепляет принцип социального государства: » Российская Федерация — социальное государст­во, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Однако, пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше поло­жение Основного Закона— расценивать как программную установку.

Проблемы формирования социального государства в России:

наша страна еще не приобрела опоры в праве, в правах человека и со­циальное государство в России не может опереться на фундамент правово­го государства: создание правового государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);

— в России не создан «средний слой» собственников: подавляюще­му большинству населения страны ничего не досталось от стихийно при­ватизированной партийно-государственной собственности;

— отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя сущест­венно свободы и автономии собственников;

— не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;

— отсутствует зрелое, развитое гражданское общество;

— снижен уровень нравственности в обществе, практически потеря­ны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства.

— в общественном сознании утверждается (не без помощи «профес­сиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представле­ние о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой сто­роны — политики и экономики («политика — дело грязное»);

— существующие политические партии России не имеют четких со­циальных программ и представлении о путях реформирования общества;

— в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, на­учно выверенные модели жизнеустройства;

— в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государ­ственности, то есть российское государство впало в другую крайность, ос­тавив гражданина один на один со стихией рынка.

Несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной госу­дарственности — единственно возможный путь для формирования свободного общества, каковым хочет стать Россия.

Светское государство— это демократическое государство, где общепризнанная религия (религии) не является официальной идеологией и соответствующие религиозные объединения отделены от государства.

Принципы светского государства:

— равноправие граждан независимо от их вероисповедания;

— запрет на дискриминацию граждан по признакам религиозной принадлежности;

— свобода совести граждан;

— невмешательство государства во внутреннюю организацию и дея­тельность религиозных объединений.

В Российской Федерации:

— к основным концессиям относятся: православие, ислам, буддизм, иудаизм;

— активно действуют такие религиозные объединения как «Свидете­ли Иеговы», баптисты, евангелисты и др.;

— государственные органы не занимаются пропогандой как атеизма, так и любой религии;

— в государственных школах на факультативных началах в ряде мест осуществляется преподавание основ религиозных верований.

В ряде современных стран:

— определенная религия признается государственной (например, в государствах Ближнего и Дальнего Востока государственной религией признается мусульманство.

) Иран, как записано в его Конституции, явля­ется исламским государством. Иудаизм признан в Израиле государствен­ной идеологией.

Официальное положение англиканской церкви закреплено в законодательстве Великобритании, лютеранской церкви — в Скандинав­ских государствах);

— в тоже время в европейских государствах существуют и другие конфессии, гарантирована свобода вероисповедания.

Современное правовое понимание «светского государства»:

— «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед зако­ном» (ст. 14 Конституции РФ);

— «Франция является неделимой светской, демократической и соци­альной Республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всех гра­ждан, независимо от происхождения, расы или религии. Она уважает все вероисповедания» (Конституция Французской Республики);

— В Итальянской Республике все религиозные исповедания равно свободны перед законом. Деятельность религиозных организаций, отлич­ных от католической церкви, не должна противоречить итальянскому пра­вовому порядку (Конституция итальянской Республики).

Условия формирования социального государства
правовая государственность гражданское общество
  «народный капитализм» стабильность демократии
социально ориентированная политика социальная защищенность

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем сущность теории «социального государства»?

2. Почему концепции «правового», «социального» и «светского» го­сударства отвергает любой антидемократический политический режим?

3. Перечислите специальные функции социального государства.



Источник: https://infopedia.su/3×9598.html

Современные представления о сущности социального государства

Социальное государство: условия возникновения и этапы развития.

Социальное государство — это более высокая ступень государственности. Если исходить из термина, то его можно определить как государство, служащее интересам общества.

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО — особый тип современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности.

«социальное государство» это социальная защита таких категорий граждан, как пенсионеры, инвалиды, малоимущие. Мощная социальная защита возможна лишь тогда, когда имеется для этого необходимый материальный потенциал.

Вот почему в ряду признаков социального государства на первое место следует поставить те из них, которые касаются граждан, создающих богатства общества, а именно трудоспособных. Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX — начале XX вв.

результат объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни буржуазного общества, когда в противоречие вошли два его важнейших принципа — принцип свободы и принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к соотношению этих принципов. Адам Смит, Джон Локк и др.

отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства. При этом они понимали, что в конечном счете такая свобода приведет к неравенству, однако считали свободу высшей ценностью.

Другой подход олицетворяет Жан-Жак Руссо, который, не отрицая значения индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено принципу равенства, обеспечивать который — задача государства.

Принцип индивидуальной свободы, который раскрепощал инициативу и самодеятельность людей, способствовал развитию частного предпринимательства и рыночного хозяйства, имел, таким образом, экономическое основание в период упрочения экономической мощи буржуазных государств.

Однако к концу XIX в. по мере развития и накопления богатства стало происходить имущественное расслоение буржуазного общества, его поляризация, чреватая социальным взрывом.

И в этой ситуации принцип индивидуальной свободы потерял свою актуальность и уступил место принципу социального равенства, требующего от государства перейти от роли «ночного сторожа» к активному вмешательству в социально-экономическую сферу.

Именно в такой историко-политической обстановке и начинает формироваться понятие социального государства, понимание его особых качеств и функций.

В дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощаться в практике и конституциях современных государств. Впервые государство было названо социальным в Конституции ФРГ 1949 г.

Читайте также:  Бывшее руководство банка "монолит" попало под уголовное преследование

Большое значение для теории и практики социального государства имело учение английского экономиста Дж.

Кейнса, под влиянием взглядов которого сформировалась концепция государства всеобщего благоденствия, исходящая из возрастания социальной функции государства.

Этапы развития:

первый этап (с 70-х гг. Х1Х в. до 30-х гг. ХХ в.) – социалистический;

второй этап (с 30-х гг. до конца 40-х гг. ХХ в.) – правовое социальное государство;

третий этап (с конца 40-х гг. по 60-е гг. ХХ в.) – государство социальных услуг;

третий этап (с конца 50-х гг. до середины 80-х гг. ХХ в.) – государство всеобщего благоденствия;

пятый этап (с начала 80-х гг. до середине 90-х гг. ХХ в.) – деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия;

шестой этап (с середины 90-х гг. ХХ в. по настоящее время) – либеральное социальное государство.

Современные представления о сущности социального государства.

Сущность — главное, основное в понятии или явлении. Раскрыть сущность государства — значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, понять, почему общество не может существовать и развиваться без государства.

Различают два основных подхода к сущности государства: Классовый и общесоциальный.

При классовом подходе государство можно рассматривать как организацию политической власти господствующего класса, при котором возникают классовые противоречия, разрешаемые с помощью насилия. Классовая сущность государства ярко выражена в недемократических, диктаторских государствах.

При общесоциальном подходе государство рассматривается как организация политической власти. В развитых демократических странах государство является эффективным механизмом устранения общественных противоречий путем достижения общественного компромисса. В них классовая сущность отступает на второй план.

При рассмотрении государства в развитии прослеживается закономерность постепенного перехода от классовой сущности государства к социальной.

Наряду с этими двумя подходами к сущности государства можно еще выделить национальный, религиозный, расовый и др. В зависимости от различных условий доминировать могут те или иные интересы.

Сущность государства многие ученые толковали по-разному. Одни считали, что государство — это политический феномен, присущий любому классовому обществу.

Отдельные ученые сводили сущность государства к разновидности органов управления обществом.

В современный период распространена точка зрения, что государство — это социальный организм, политический способ существования гражданского общества.

Одной из важных причин появления государства явилась необходимость закрепления и охраны форм собственности, прежде всего тех средств производства и богатств, которые появились у незначительной, но весьма влиятельной части общества.

В современных цивилизованных обществах происходит сужение принудительных функций государства, расширение и обогащение социальных функций, что приближает перерастание государства в организацию всего общества, в полностью правовое государство (например, в некоторых передовых странах Запада).

Исходя из сказанного, при определении понятия государства необходимо учитывать как классовые элементы и соответствующие признаки, так и общечеловеческие, внеклассовые черты и признаки.

Принципиальное значение сущности государства заключается в том, что:

~ это территориальная организация людей;

~ им преодолеваются родоплеменные («кровные») взаимосвязи и заменяются на общественные отношения;

~ создается структура нейтральная к национальным, религиозным и социальным признакам людей.

Социальное назначение государства

Важным для понимания сущности государства является уяснение его целей, задач и социального назначения. Платон и Аристотель считали, что государство существует ради утверждения нравственных норм, достижения общего блага людей и справедливости.

Платон считал, что государство создает потребности людей и оно полезно. По Аристотелю государство — это политическое общение граждан. В нем обеспечивается жизнь в соответствии с добродетелью.

Современные западные политологи считают, что государство существует ради создания разнообразных социальных благ для всех членов общества, справедливого распределения этих благ (Ростоу и др.). Все это фиксирует лишь отдельные стороны социальной сущности государства.

Главное в социальной сущности государства, — оно является организационной формой общества, его сплочения и функционирования на общепризнанных принципах и нормах.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s17762t8.html

Материалы

5.2. Развитие представлений о понятии государства в связи с объяснением его социального назначения

Наряду с подходом к понятию государства с позиций его происхождения, необходимо учитывать и социальное его назначение. Отсюда к понятию государства необходимо подойти и с учетом его социального назначения, исходя из служебной роли государства в обществе.

О социальном назначении государства, то есть о том, зачем оно нужно людям, в историческом прошлом также было много представлений.

Так, например, Платон, Аристотель, Гегель исходили из того, что государство необходимо для утверждения нравственности, Гоббс же предполагал, что государство служит целям достижения общей безопасности. Руссо, Лассаль полагали, что государство служит целям утверждения на земле общей свободы.

Для Маркса, Энгельса, Ленина характерным было то, что в государстве они видели орудие классового господства, а в лице же социалистического государства — орудие строительства бесклассового общества.

Если попытаться обобщить все представления о социальном назначении государства, накопленные в историческом прошлом, то нетрудно выделить в основном два противоположных представления о государстве.

Первое — Платон, Аристотель, Фихте, Гегель и некоторые другие в государстве видят воплощение справедливой идеи, земного бога. Второе — Гоббс, Ницше, Л.Толстой и некоторые другие в государстве видят олицетворение силы и насилия.

Так, Гоббс говорил, что государство — это то чудовище, тот зверь Левиафан, который поглощает людей целиком, без остатка. Л.Толстой говорил, что государство — это организованное и монополизированное насилие.

Эти два вида представлений о государстве в силе и сегодня и они в основном соответствуют двум, исторически сложившимся государственным режимам: антинародному, антидемократическому и демократическому. И сегодня встречаются последователи идеи Гоббса, Ницше, Л.

Толстого, которые в государстве обобщают те ужасные явления насилия и жестокости, в которых может проявляться звериная часть природы человека. В то же время большинство людей вслед за Платоном, Аристотелем, Фихте, Гегелем желает видеть в государстве инструмент гармонизации общественных отношений, средство установления на земле справедливости и порядка.

Думается, что именно последнее представление все больше и больше занимает умы современных людей.

Для современной Российской Федерации, по нашему мнению, необходимо научно преодолеть те представления о государстве, которые сложились в двадцатом веке в период господства в нашей стране марксистско-ленинского учения о государстве и его социальном назначении.

В частности, нам сегодня: во-первых, необходимо существенно пересмотреть представления о государстве как машине, инструменте классового господства. Государство — это не машина, не инструмент, а институт общества. Каково общество — таково и государство.

Государство есть исторически сложившаяся форма организации политической власти определенного общества;

во-вторых, необходимо освободиться от представления о том, что первопричиной возникновения государства явилась частная собственность, а отсюда и антагонистические противоречия между классами.

При таком подходе государство представлялось только как кабинет по управлению буржуазными, капиталистическими делами, и главное его назначение определялось как защита капиталистической частной собственности от посягательств со стороны трудящихся.

Отсюда и неприкосновенность частной собственности понималась как защита материальных благ, принадлежащих капиталистам (эксплуататорам трудящихся) от посягательства со стороны эксплуатируемых.

В результате гипертрофирования такого подхода к понятию частной собственности, последняя ассоциировалась исключительно как источник эксплуатации трудящихся.

Усилиями апологетов такой теории, уже в советское время, понятие частной собственности применялось только по отношению к буржуазному обществу и лишь для обозначения средств производства, неподдающихся эксплуатации без применения наемного труда. Для обозначения же бытовых предметов, принадлежащих отдельным гражданам, использовалось понятие «личная собственность».

Между тем и тогда, то есть во времена К.Маркса, Ф.Энгельса и В.Ленина, и сегодня понятие частной собственности в цивилизованном мире используется в противовес государству, а не капиталисту. Считается, что государство преследует (и должно преследовать) публичный, то есть общественный интерес.

В то же время государство уважает, и не вмешивается в частную жизнь граждан, охраняет и защищает частную собственность.

При этом под понятием «частная собственность» подразумевается не столько индивидуальная принадлежность материальных благ, сколько права частных, то есть негосударственных лиц (граждан, акционерных и иных коммерческих обществ, кооперативов и других юридических лиц) преследовать в товарно-денежных отношениях именно частный, а не публичный интерес. Право частной собственности является основанием, материальной базой для инициативной деятельности физических и юридических лиц в целях получения прибыли.

Исходя из такого нормального, деидеологизированного подхода получается, что право частной собственности следует противопоставлять не к трудящимся, которые, кстати сказать, сами сплошь и рядом являются субъектами права частной собственности, а с государством, с его деятельностью в сфере экономики.

Отсюда следует важнейший теоретический вывод о том, что не частная собственность является причиной возникновения государства, а, напротив, в связи с возникновением государства, а, следовательно, государственного, то есть общественного интереса появляется и актуализируется проблема частной собственности.

Таким образом, право частной собственности как понятие функционирует в паре с понятием государства. Нет государства, а, следовательно, и государственного, публичного интереса, нет и частной собственности, то есть частного интереса.

Понятие права частной собственности в цивилизованном мире используется для определения границ вмешательства государства в дела гражданского общества, так как материальной основой успешного функционирования гражданского общества является частная собственность.

Нам сегодня и в Российской Федерации следует иметь в виду, что в цивилизованных странах уже давно получило распространение представление о государстве как институте гражданского общества.

Наука «Теория государства и права (юриспруденции)», обобщая все имеющиеся представления и подходы к пониманию государства, все ближе приближается к раскрытию понятия государства, исходя из его социального предназначения.

Сегодня становится ясным, что сущность и природу государства можно правильно понять, лишь сопоставив его с понятием общества, с интересами личности и задавшись довольно простым вопросом: государство для людей или люди для государства? Правильно ответив на этот вопрос, нужно задуматься и над другим вопросом: а зачем людям нужно государство? С помощью таких рассуждений, а, также используя такие понятия, как «общество», «гражданское общество», «личность», «демократия», наука теории юриспруденции сегодня должна выходить на истинно научный подход к пониманию государства. Поэтому, опираясь на теоретическую науку сегодня нужно сформулировать и научную теорию социального назначения государства.

Социальное назначение государства в современном мире определяется исходя из интересов гражданского общества, защиты прав и интересов человека и гражданина. Поэтому государство рассматривается как институт управления делами общества, обслуживания интересов его членов.

Отсюда и деятельность государства должна быть направлена на: охрану прав и свобод человека; преодоление социальных противоречий, мешающих нормальному развитию общества; сохранение мира и предотвращение вооруженных конфликтов; охрану правопорядка.

Задача гражданского общества и его институтов заключается в том, чтобы государство всегда оставалось институтом общества, учреждаемым им.

Ведь если законы государства предписаны гражданским обществом (через выборные органы), то государство является одной из структур общества, частью общества, его институтом.

Если же государство само определяет законы, то оно оказывается властью, предписывающей обществу определенный характер жизни, поглощает функции гражданского общества. Этого как раз нельзя допускать, и гражданское общество всегда должно быть в состоянии контролировать деятельность государства, рассматривать его в качестве института управления делами общества в интересах его членов.

Источник: http://www.pravgos.ru/knigi/teoriya-gosudarstva-i-prava-uchebnik-dlya-vuzov/5.2.-razvitie-predstavleniy-o-ponyatii-gosudarstva-v-svyazi-s-ob-yasneniem-ego-sotsialnogo-naznacheniya

Ссылка на основную публикацию