Роль действий личности в формировании правил поведения

Факторы, влияющие на поведение людей

На поведение человека влияет ряд факторов. Прежде всего, можно отметить восприятие им окружающего мира, то есть организация и интерпретация представлений о нем. В результате возникает: принятие, отторжение, игнорирование, уход от действительности, «поведение страуса» и пр. Как считают специалисты, чтобы понять индивидуальное поведение человека, нужно «вычесть» из него восприятие.

Восприятие влияет на поведение личности не непосредственно, а, преломляясь через расположение, ценности, верования, принципы, уровень притязаний и проч.

Расположение, то есть положительное отношение к кому-то или к чему-то основывается на эмоциональных чувственных оценках внешнего окружения, например, коллектива, положе ния в нем, условий труда, его оплаты, содержания выполняемой работы, связанного с ней личного статуса и т.п.

Расположение к людям проявляется в уважении, готовности придти на помощь в трудную минуту; расположение к работе — в увлеченности ею вплоть до отождествления себя со своим делом и принесения ему в жертву других своих интересов.

Кто нравится, тому помогают, чтобы нравился еще больше; от чего ожидают, в то и вкладывают.

Устойчивое внутреннее расположение человека к другим субъектам или явлениям, основанное на их высокой индивидуальной оценке может быть охарактеризована как верование. Эта оценка бывает уже не только эмоциональной, но и рациональной.

Основу ценностей составляет осознанное отношение к перечисленным выше моментам, причем не только человека в отдельности, но и коллектива.

Поэтому ценности часто приобретают самостоятельное по отношению к отдельному субъекту бытие.

Для тех, кто их разделяет, они служат стандартами, критериями, с которыми сравниваются и с помощью которых оцениваются как собственные решения и поступки, так и действия других.

К таким ценностям можно отнести: гордость за свою организацию; заботу об общих результатах; целеустремленность; коллективизм; стремление к профессиональному росту, новаторству.

Устойчивая система верований и ценностей человека воплощается в принципах — определенных правилах поведения, которых он придерживается на практике, например, справедливости, добросовестности и т.п.

В поведении реализуется позиция человека, то есть постоянное и однозначное внутренне отношение к одним и тем же людям или одинаковым ситуациям, к тому, что нравится, или наоборот — не нравится. Позиция служит защитой в момент опасности; в позиции личность выражает себя, а поэтому позицию всеми силами защищают и укрепляют.

Каждая личность обладает определенным уровнем притязаний, характеризующим степень трудности целей, к достижению которых она стремится.

Понятно, что для различных людей уровень притязаний не одинаков и определяется такими факторами как стандарты успеха, принятые в определенной социальной группе, степень самооценки и самоуважения данного лица, образование, включенность в свою роль, имеющийся профес сиональный и жизненный опыт. Чем более развиты у человека перечисленные факторы, тем выше у него уровень притязаний.

Определяют уровень притязаний также пол и возраст, например у мужчин и молодежи он значительно выше, чем у женщин и лиц старших возрастов. Безусловно, речь здесь идет о неких условных «среднестатистических» личностях, поскольку в реальной жизни все значительно сложнее. В то же время связи между уровнем притязаний и психологическими особенностями личности не прослеживается.

Помимо перечисленных моментов на поведение работников влияют внешние факторы. Среди них необходимо назвать:

Круг общения субъекта. Этот круг бывает личным, включающим эмоциональные связи и служебным, предопределяемым связями должностными.

На практике выделяется круг ближайшего общения, куда входят не более пяти человек, с которыми можно обсуждать любые проблемы, не боясь утечки информации; круг периодического общения, где рассматриваются только официальные вопросы, регулярно возникающие в процессе функционирования организации; круг эпизодического общения, охватывающий в потенциале всех сослуживцев и личных знакомых. В каждом конкретном круге общения складывается своя микроэтика, во многом определяющая взаимодействие лиц в рамках организации.

При переходе в другой круг общения, когда прежние взаимосвязи частично рушатся и обесцениваются, а новые еще не складываются, человек временно попадает как бы в определенный вакуум.

В него, особенно если речь идет о руководителе, могут устремиться случайные, в том числе и корыстные люди, желающие как можно скорее утвердиться в его глазах.

Считается, что удачное овладение кругом общения предшественника является одной из важнейших предпосылок успешной адаптации руководителя в новом коллективе.

Роль характеризуется совокупностью действий, ожидаемых от человека в соответствии с индивидуальными психологическими особенностями и местом в управленческой иерархии.

Роли различаются способом получения (добровольно взятые или навязанные), направленностью, о которой мы уже говорили, степенью определенности, характеризуемой четкостью предъявляемых к ним требований, формализацией, эмоциональностью.

Роль диктует правила поведения ее носителя и делает предсказуемыми поступки.

Роль должна быть понятной и приемлемой для человека, соответствовать его возможности и желанию идти навстречу окружающим, не ограничивать и не унижать людей.

Ролевое поведение предполагает преломление ролевого ожидания, то есть того, что требуют окружающие, или, что намеревается делать сам индивид, через его характер личное истолкование роли.

Но полностью замыкаться на своей роли человек не может, ибо этим ограничивает как свои возможности, так и возможности тех, кто с ним общается.

Статус это оценка окружающими личности данного субъекта и роли, исполняемой им, определяющая его реальное или ожидаемое место в системе социальных связей, ранг индивида. Он бывает формальным и неформальным.

Первый определяется должностью его обладателя, привилегиями, заработком, значимостью решаемых им задач; второй личными свойствами, позволяющими влиять на окружающих: возрастом, знаниями, опытом, культурой, связями, нравственными качествами.

Генетически статус может быть естественным, связанным с происхождением индивида, или приобретенным, например профессионально-должностным, который в организациях считается базисным.

Статус личности связан со служебным положением, отражающим ее место в профессионально-должностной иерархии, совокупность условий, связанных с данной должностью.

Служебное положение руководителя характеризуется обеспеченностью обслуживающим персоналом, транспортом, доступом к источникам информации, другими льготами и привилегиями, а также прямыми контактами с вышестоящими руководителями, допуском в те или иные круги общения.

Руководители, формально занимающие один и тот же пост, но работающие в разных организациях, имеют различное служебное положение.

Статус бывает формальным и неформальным. Неформальный статус получил название авторитет.

Последний формируется и поддерживается не только стихийно, но и целенаправленно при помощи различного рода мероприятий, ритуалов, распространения соответствующей информации.

Сознательная фальсификация последней, неискреннее поведение людей и особенности восприятия действительности приводят к формированию у них ложного авторитета, существующего как в сознании окружающих, так и в представлении субъекта о самом себе.

На практике авторитету личности могут угрожать сложные ситуации, в которые она попадает, неблагоприятный морально-психологический климат в организации, целенаправленная деятельность соперников по его подрыву, случайные неудачи и т.п.

Действительно авторитетному человеку бояться их не приходится, ибо своими активными действиями на общее благо он без труда может восстановить доверие окружающих.

Обладатель ложного авторитета сделать этого не в состоянии. Постоянное опасение разоблачения формирует у него своеобразный психологический комплекс угрожаемого авторитета, толкающий человека не на совершенствование себя и своей деятельности, а на защиту любой ценой своих позиций.

Здесь может быть уход от ситуаций, в которых проявляется его некомпетентность, неспособность выполнять ту или иную работу; блокирование нежелательной информации; подкуп (например в виде ослабления требований) или наоборот, угрозы и шантаж по отношению к окружающим; дистанцирование от других, чванливое, высокомерное поведение; запутывание многословными рассуждениями; раздача невыполнимых обещаний и пр.

В целом выделяют три типа поведения людей в организации: независимый, ориентирующийся на руководство или лидерство, нейтральный и зависимый, предполагающий подчинение. Каждый тип характеризуется объективными и субъективными причинами пониманием его необходимости и волей к нему.

Различное соотношение этих моментов приводит к тому, что для одних людей необходимость определенного типа поведения является вынужденной, внешне навязанной, что обусловлено как непониманием его важности, необходимости, так и отсутствием соответствующих навыков и привычек. В этих условиях выполнение функций руководства или подчинения воспринимается как насилие над личностью, посягательство на ее свободу, вызывает внутренний протест, а порой и озлобление.

Для других руководство или подчинение внутренне желательны, приносят определенное удовольствие. У руководителей это обусловлено возможностью проявить себя, продемонстрировать собственную власть, получить наслаждение от этого ощущения. Подчиненные освобождаются от необходимости думать, принимать самостоятельные решения, то есть также обретают своего рода свободу.

Но в этих условиях самое активное руководство и самое добросовестное подчинение не принесут большого эффекта, а наоборот, будут иметь неблагоприятные последствия из-за ориентации не на выполнение стоящих задач, а на достижение комфортного состояния. На этом в свое время сыграл Гитлер, освободив своих солдат от «химеры, называемой совестью».

Наконец, для третьих руководство и подчинение представляют собой осознанную необходимость, в том числе вытекающую из чувства долга. В этом случае они имеют по-настоящему активный, творческий характер, эффективны, результативны, вносят большой вклад в формирование личности.

Источник: http://www.pragmatist.ru/lichnost-v-sisteme-upravleniya/faktory-vliyayushhie-na-povedenie-lyudej.html

Роль нравственного воспитания в формировании личности

РОЛЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

Составила:

Библиотекарь ГБПОУ СО «ПАЛ»

Жигачёва Елена Сергеевна

Природа дала человеку два оружия — интеллектуальное и нравственное. Просвещенный, интеллектуальный разум облагораживает, укрепляет и усиливает нравственные чувства человека. Нравственность человека проявляется только в одном — в его поступках, а поступки происходят от характера помыслов.

Нравственное воспитание, молодежи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества.

Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно.

Духовные болезни становятся неизлечимыми и более пагубными, чем болезни тела. От чьих-то болезней тела никто больше не страдает, кроме самого больного, а от духовно больного страдают многие

В чем же причины появления или развития такой опасной духовной болезни, как безнравственность?

Для ясности возьмем сравнение. Если мы поставим такой вопрос: «Почему ребенок — первоклассник не знает законы физики, химии, биологии и т.д. и не умеет ими руководствоваться в жизни?» — то мы получим верный ответ. Скажут: ребенок не может знать эти законы и правила их применения, поскольку еще не изучал их и систематических знаний не получал.

Разве использование законов и правил нравственного поведения меньше нужны человеку, чем знание физики или истории? После школы все школьные науки, как правило, забудутся, оставив в памяти лишь общие представления.

Другое дело этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности.

Безнравственный знаток физики или химии более опасен, чем нравственно не развитый работник, не владеющий этими знаниями.

Действительно, какой же земледелец или животновод, портной или столяр, сталевар или шахтер руководствуются знаниями в области философии или географии, языкознания или астрономии? Однако безнравственное отношение к своему делу в каждой сфере непременно завершится браком, порчей, вредом, убытками, лишениями, страданиями для многих.

Еще в 1701 году профессор Московского, университета Сырейщиков Е.Б. в статье «О пользе нравоучения при воспитании юношества» писал, что от всех болезней душевных предохраняет человека нравственная наука, что надо эту науку преподавать как можно раньше.

Отсюда постановка проблемы преподавания нравологии.

Важнейшая задача формирования личности — это нравственное воспитание человека.

Одной из основных задач проектирования и формирования личности наряду с интеллектуальным развитием является нравственное воспитание молодого поколения. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.

Как писал Аристотель, человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким. Наше общество уже находится на грани дикой нравственной деградации научно-грамотной молодежи.

Нет нужды приводить ужасающие факты, широко охватившие огромные просторы нашей страны.

Требуется срочная помощь молодому поколению, чтобы оно могло осмыслить ценности своего существования: свою историческую миссию, свою социальную роль?

Исследователи психологических аспектов нравственного сознания и поведения обычно занимаются изложением принципов и категорий общей психологии. Современное состояние науки требует, чтобы мы развивали нравственно-психологические категории.

Высшие формы нравственного поведения стимулируются не только требованиями общественного мнения, а также совестью и нравственными убеждениями.

Совесть — это способность ребенка осуществлять нравственные обязанности, производить самоконтроль и самооценку совершаемых поступков.

Совесть выражается во внутреннем восприятии недопустимости определенных желаний, которые не нуждаются в доказательствах.

Нравственность и общественная психика находятся в диалектическом единстве.

При этом нравственная сторона личности не терпит влияния со стороны, поэтому выполняет регуляторные функции в общественном и эмоциональном поведении личности.

Нравственная система нуждается в особых социально-психологических механизмах, которые обеспечивают индивидуальное социальное поведение. В этих условиях нравственные нормы приобретают роль мотивационных факторов поведения.

Вся нравственность человека детерминирована общественно-историческими, социально-культурными и этнопсихологическими условиями. Нравология как наука призвана раскрывать зависимость формирования нравственных свойств личности от указанных условий.

«Нравология» означает название науки об особенностях нравственной деятельности отдельной личности, она имеет многовековую историю развития. Все народы в процессе своего исторического становления вырабатывают индивидуальное и групповое нравственное сознание. Нравственные нормы формируются раньше, чем этические правила.

Читайте также:  Иск о взыскании задолженности по договору подряда

Последние есть внешние формы поведения, которые характерны для более высокого уровня развития культуры. Например, обязательные атрибуты взаимоотношений, свойственные дворянству, совершенно не характерны для рабочих и крестьян.

Однако нравственные свойства не дифференцируются по классовому или национальному признаку. Например, чувство справедливости или ответственности, доброты или трудолюбия одинаково проявляются независимо от социальной принадлежности.

Например, трудолюбие или честность не знают ни национальности, ни классовых различий. Однако нельзя сказать того же в отношении соблюдения этических норм.

Например, крестьянскому мальчику совершенно безразлично, в какой руке держать ложку, а в какой руке — вилку, хотя это важно в смысле усвоения этических норм для детей, воспитывающихся в более интеллигентных городских семьях.

Однако высокая этичность не предполагает такой же высокой нравственности, а высокая нравственность не влечет за собой такую же этичность. Например, люди факт кражи охотно свалят на плохо одетого человека, если даже безнравственный факт совершил не он, а внешне вполне приличный человек. В жизни часто случается так, что бедный скорее поможет бедному, чем богатый.

Воспитание — это, прежде всего проектирование способов отношений к людям и к самому себе, а также отношений к труду, к вещам, к природе, к обществу в целом. Личность есть совокупность собственных отношений к окружающему миру. При характеристике человека его отношение к другим является определяющим фактором.

Выполнение отдельными людьми нравственных требований контролируется всеми членами определенного сообщества.

Общепринятые нравственные нормы поведения поддерживаются как разумные и целесообразные с помощью различных форм общественного сознания — нравственных принципов, идеалов, табу, понятий добра и зла и т.п.

Эти нормы поведения составляют систему нравственных воззрений человека и превращаются в смысл его жизни и чувство долга, который осознается индивидом как мотив своего поведения, то есть становится психологическим механизмом нравственности.

Мотив – собственный, внутренний побудитель к совершению благородного поступка, это источник чувства ответственности — главного критерия степени нравственного развития.

Нравственность человека с детского возраста складывается из его добродетельных поступков, которые затем закрепляются в его сознании, что отражается в нравственной культуре личности.

Под воздействием воспитания, накопления жизненного опыта, нравологического просвещения личность в своем сознании концентрирует достижения нравственной культуры общества, в результате человек в традиционных ситуациях поступает сообразно нравственным нормам, а с другой стороны, в свои действия включает творческие элементы сознания — нравственный разум, интуицию, что способствует принятию благовоспитанного решения в проблемных ситуациях. Так происходит развитие нравственности через достижение оптимального сочетания уже известных типических, традиционных норм поведения и новых, творческих элементов.

Главная цель воспитания — это «чистота совести, победа над страстями и пороками, стремление к добродетели, правдивость, честность, святость в чувствованиях и побуждениях, мудрость и решимость, важность в предприятиях, воздержанность среди изобилия, довольство среди скудости, умеренность и кротость на высочайших степенях знаменитости и славы, непоколебимое мужество и бодрость в несчастиях и опасностях и во всем течении подвигов жизни непрестанно присутствующий пред умными очами и всю душу наполняющий светлый вид бессмертия» (Сохацкий П.А., Слово о главной цели воспитания. — Сб. речей императорского Общества истории и древностей Российских. М, 1793. С. 1-20).

Для того чтобы определить цель воспитания, сначала необходимо ясно представить его предмет. Что же такое подлинный предмет воспитания? Ответив лишь на этот вопрос, мы сможем ответить, какое же воспитание лучше и целесообразнее.

Одно является бесспорным предметом воспитания — это добросовестное и благородное выполнение своих обязанностей перед родителями и школой, перед своим народом и страной. Долг воспитания перед государством выражается в подготовке полезных граждан. Поэтому важная цель воспитания – это выращивание благополучных детей для государства.

Однако в этой формулировке есть один недостаток. Дело в том, что воспитание ребенка предполагает не только подготовку полезных граждан для общества.

Благовоспитанность человеку необходима не только для того, чтобы быть полезным обществу, он еще сам обязательно должен быть счастливым как следствие благородного и добронравного поведения.

Таким образом, главный предмет воспитания — это «образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами» (Новиков Н.И. О воспитании и наставлении детей. М., 1783).

Русский просветитель Новиков Н.И. считал, что предмет воспитания состоит из трех частей: воспитание телесное, нравственное и разумное. Мы рассмотрим здесь смысл нравственного и разумного воспитания.

Нравственное воспитание имеет своим предметом «образование сердца», то есть образование и управление чувствами и волей детей.

Если человек не может напрягать свою волю, если не может подчинить волевой регуляции свои действия, то это приведет к неуправляемости эмоций и чувств, что неприемлемо для благовоспитанного и добросердечного человека.

Образование сердца состоит в развитии духа, воспитании чувства справедливости и доброты.

Разумное воспитание имеет своим предметом просвещение, интеллектуальное развитие, вооружение основами наук. Разумное воспитание предполагает развитие у детей любопытства, внимательности, развитие способности к обобщениям, практическому применению знаний и т.п.

В понимании Бестужева А.Ф. предмет нравственного воспитания заключается в создании условий для развития ребенка в соответствии с его природными наклонностями, направленными на пользу общественного прогресса.

Каким должен быть предмет нравственного воспитания? Предмет нравоучения — это, прежде всего разрешение проблемы нравственного воспитания. При рождении душа человеческая находится в состоянии наготы, как и тело; она не имеет ни понятия, ни потребностей.

Способности чувствовать, мыслить, хотеть ребенок приобретает в виде задатков и возможностей. Однако их развитие зависит от внешних обстоятельств, от обучения и воспитания, а эти задатки у разных детей тоже разные.

При отсутствии соответствующих условий человек с гениальными задатками может остаться диким по сравнению с воспитанным и образованным. Разница между людьми не столько от природы, сколько от воспитания.

К воспитанию, ребенка надо приступить только после исследования его характера и способностей. Только узнав особенности способностей ребенка, можно организовать правильное его воспитание и развитие.

Воспитателям необходимо учитывать два важных фактора: первый — по возможности больше расширять круг нравственных понятий; второй — избавлять детей от вредных действий, которые могли бы запечатлеться как отрицательные привычки.

Жизнь подтверждает, что самые обширные и глубокие знания, превосходные таланты оказываются зловредными и пагубными, если их носитель — субъект — не достиг нравственной чистоты и благородства души.

Обычно и в семье и в школе на первое место ставится изучение основ наук, а наука о том, как стать человеком, то есть, как быть благородным и добродетельным, благоверным и добропорядочным, благоразумным и добросовестным, благовоспитанным и добросердечным, — все это считается приходящим как бы само собой, без специального обучения и формирования, Поэтому до сих пор нет ни специальной науки, ни учебного плана, ни программы по изучению и усвоению нравственных категорий и норм поведения. Хотя общество остро нуждается не только в знатоках основ различных наук, но и в том, чтобы эти же граждане одновременно были бы телесно здоровыми, душевно развитыми и духовно совершенными.

Бытует распространенное мнение, поддерживаемое некоторыми авторитетными именами, будто ребенок — чистый лист, и на нем можно нарисовать что хочешь, что из любого ребенка можно воспитать кого хочешь.

Однако наука утверждает и народная практика подтверждает, что есть такие дети, которые ни к чему не имеют стремления, есть робкие и отважные, есть ленивые и очень старательные, есть дети, разум которых невозможно разжечь никакими сильными впечатлениями, такие, которые все схватывают с полуслова или намека.

В жизни встречаются такие слабые детские души, которые никаким предметом или делом заинтересовать невозможно. Следовательно, как показывает жизненный опыт, воспитание дает высокие результаты там, где есть для этого добротная почва. Воспитание — это посев зерна: чем лучше природная почва, тем богаче урожай.

Однако можно растение выращивать и в болоте и на песках, только это потребует траты стольких сил, которые будут совершенно не равнозначны полученному результату.

Судьбы целых народов зависят иногда от характера воспитанности и от нравственных убеждений, хотя при этом уровень знаний не имеет никакого значения. Именно таким путем совершаются захватнические войны, государственные перевороты.

Сегодняшнее благосостояние или неблагосостояние (вандализм, нищета, преступность, деградация, разрушительство, ленивость, безрассудство, наркомания, алкоголизм, насилие) непосредственно зависит от вчерашнего воспитания молодых людей.

Сегодняшние дети утверждают завтрашнее благосостояние страны, что полностью зависит от доброкачественного воспитания.

Если молодое поколение отравлено развратом, отвращением к труду, неуважением к старшим и младшим, если юношам не ведомо, что такое благородство и добронравие, это неминуемо ведет к разрушению устоев государства и ввергает страну в пучину хаоса и беспорядка.

Безнравственность ведет к богатству одних за счет ограбления многих, за этим следует бессмысленная роскошь, которая влечет за собой безрассудное распутство, ведущее к распространению болезней, все это за собой ведёт жадность и корысть, вражду и злость, исключающие добросердечие и совесть. Такова логическая цепочка, если нет нравственного домашнего и школьного воспитания.

Источник: https://intolimp.org/publication/rol-nravstviennogho-vospitaniia-v-formirovanii-lichnosti.html

Роль подражания в формировании поведения

А. Бандура — наиболее известный представитель теоретиков второго поколения концепции социального научения — развил идеи Миллера и Долларда о социальном научении. Он критиковал психоанализ Фрейда и бихевиоризм

Скиннера. Восприняв идеи диадического подхода к анализу поведения человека. Бандура основное внимание уделял феномену научения через подражание. По его мнению, многое в поведении человека возникает на основе наблюдения за поведением другого.

В отличие от своих предшественников Бандура считает, что для приобретения новых реакций на основе подражания не обязательно подкрепление действий наблюдателя или действий модели; но подкрепление необходимо для того, чтобы усилить и сохранить поведение, сформированное благодаря подражанию. А. Бандура и Р.

Уолтере установили, что процедура визуального научения (то есть тренировка при отсутствии подкрепления или наличии косвенного подкрепления только одной модели) особенно эффективна для усвоения нового социального опыта.

Благодаря такой процедуре у испытуемого формируется «бихевиоральное предрасположение» к ранее маловероятным для него реакциям.

Научение посредством наблюдения важно, по мнению Банду-Д ры, потому, что с его помощью можно регулировать и направлять поведение ребенка, предоставляя ему возможность подражать авторитетным образцам.

Бандура провел немало лабораторных и полевых исследований,, посвященных детской и юношеской агрессивности.

Детям показывали фильмы, в которых были представлены разные образцы поведения взрослого (агрессивные и неагрессивные), имевши различные последствия (вознаграждение или наказание). В фильм показывали, например, как взрослый агрессивно обращается игрушками.

После просмотра фильма дети оставались одни игра с игрушками, похожими на те, которые они видели в фильме.

результате агрессивное поведение у детей, смотревших фильм, был больше и проявлялось чаще, чем у детей, не смотревших фильм Если в фильме агрессивное поведение взрослых получало вознаграждение, агрессивность в поведении детей возрастала. У другой группы детей, которые смотрели фильм, где агрессивное поведение взрослых было наказуемо, она уменьшалась.

В то время как ряд американских ученых рассматривают теорик социального научения Бандуры как концепцию, состоящую и «умных гипотез о процессе социализации», другие исследователи отмечают, что механизм подражания недостаточен для объяснения возникновения многих поведенческих актов. Только лишь наблюдая за ездой на велосипеде, трудно научиться ездить самому нужна практика.

Учитывая эти возражения, А. Бандура включает в схему «стимул-реакция» четыре промежуточных процесса для объяснения того, как подражание модели приводит к формированию у субъекта нового поведенческого акта.

Внимание ребенка к действию модели. Требования к модели — ясность, различимость, аффективная насыщенность, функциональное значение. У наблюдателя при этом должен быть соответствующий уровень сенсорных возможностей.

Память, сохраняющая информацию о воздействиях модели.

Двигательные навыки, позволяющие воспроизвести то, что наблюдатель воспринимает.

Мотивация, определяющая желание ребенка выполнить то, что он видит. Таким образом. Бандура признает роль когнитивных процессов в становлении и регуляции поведения на основе подражания. Это заметный отход от первоначальной позиции Миллера и Долларда, согласно которой подражание трактовалось как моделирование на основе восприятия действий модели и ожидаемого подкрепления.

Бандура подчеркивает роль когнитивной регуляции поведения. У ребенка в результате наблюдения поведения модели строятся «внутренние модели внешнего мира». Испытуемый наблюдает образец поведения или узнает о нем, но не воспроизводит его до тех пор, пока не возникнут соответствующие условия.

На основе этих внутренних моделей внешнего мира при определенных обстоятельствах строится реальное поведение, в котором проявляются и находят свое выражение наблюдавшиеся ранее свойства модели.

Когнитивная регуляция поведения, однако, подчинена контролю стимула и подкрепления — основным переменным бихевиористской теории научения.

Теория социального научения признает, что влияние модели определяется информацией, которую она в себе содержит. Будет ли эта информация плодотворной, зависит от когнитивного развития наблюдателя.

Благодаря введению в теорию социального научения когнитивных переменных, по мнению американских психологов, стало возможным объяснение следующих фактов:

Читайте также:  О несоизмеримости нормативных регуляторов

 замещение вербальной инструкцией зрительно воспринимаемой демонстрации (здесь, прежде всего, важна информация, а не внешние свойства модели);

 невозможность формирования большинства навыков посредством имитации (следовательно, у ребенка нет необходимых компонентов поведения);

 меньшие возможности имитации у младенцев по сравнению с дошкольниками (причина — более слабая память, меньшее число навыков, неустойчивое внимание и т.п.);

 крайняя ограниченность у животных способности подражать новым физическим действиям с помощью визуальных наблюдений.

Тем не менее, по мнению американских психологов , остаются еще нерешенные вопросы.

Означает ли появление имитации у новорожденных, что они более развиты интеллектуально, чем думали раньше? Почему попугай имитирует человеческую речь, а собака, более развитая интеллектуально, нет? Внимательное изучение имитации новорожденных показывает, что они имитируют только те движения модели, аналоги которых есть в их собственном репертуаре (открывание рта, высовывание языка).

Ясно, что это не новые для них действия. Так что же такое имитация? Это один процесс или множество процессов? Наконец, как социальное поведение формируется в жизни каждого индивида, как развиваются когнитивные компоненты социального действия? В концепции социального научения нет ясного ответа и на эти вопросы.



Источник: http://biofile.ru/psy/11712.html

Поведение личности. Социальное, девиантное, ролевое и конфликтное поведение личности

Поведение как проявление активности человека является предметом изучения в психологии, этологии, педагогике, социологии, этике, правоведении. Психология и этология во всех своих направлениях изучают то, как поведение проявляется в действиях, реакциях любой живой системы, в том числе человека.

Выявлено, что оно соотносится с жизнедеятельностью субъекта, направляется на объект и может быть миролюбивым или агрессивным, базироваться на эмоциях или интеллекте, носить осознаваемый или неосознанный характер.

Психология стремится в исследовательском плане определить безоценочно формы, направленность, интенсивность поведения.

Социология и социальная психология дают представление о формах, направленности, интенсивности поведения малых и больших групп людей и также более индифферентно, чем пристрастно фиксируют поведение этих людей с их ментальностью, политическими, экономическими пристрастиями.

Правила поведения

В этике и педагогике поведение — это прежде всего действия человека по отношению к другому (другим), которые должны быть соотнесены с принятыми в культуре правилами, нормами во взаимоотношениях людей.

Следует заметить, что есть правила поведения, которые признаются большинством людей, независимо от расы, нации. Это ряд заповедей, идущих от Ветхого Завета: не убий, не укради и т. д.

В то же время есть в каждом народе, в каждой субкультуре свои представления о добре и зле.

И если этика на основе норм, принятых в обществе, побуждает человека самого выбрать тип поведения в данном сообществе, то педагогика как наука о воспитании разрабатывает методы воздействия на человека.

Она определяет пути и систему ценностей, которые должны быть приняты личностью и которым должно следовать, живя в данной субкультуре, принимая ее ментальность в процессе социализации.

В правоведении поведение отдельного человека рассматривается с точки зрения соответствия действий человека по отношению к другим людям, животным, обществу, материальным ценностям, интересам государства. Предполагается, что реальное поведение человека должно быть регламентировано законами, где следование законам поощряется, а нарушение — наказывается.

Социальное поведение личности

C термином “поведение” в науке связывается активность, система действий, которая состоит в адаптации, в приспособлении к уже имеющейся наличной среде, притом у животных только к природной, а у человека — и к социальной.

Эта адаптация осуществляется на основе определенных биологически или социально заданных программ, исходные основания которых не подвергаются пересмотру или перестройке.

Типичным примером социального поведения является, скажем, адаптация, приспособление к окружающей социальной среде путём следования принятым в этой среде обычаям, правилам и нормам.

Адаптивное поведение представляет собой “закрытую” систему отношения к действительности, пределы которого ограничены данной социальной или природной средой и заданным набором возможных действий в этой среде, определенными жизненными стереотипами и программами. Присущей только человеку формой отношения к действительности является деятельность, которая, в отличие от поведения, не ограничивается приспособлением к существующим условиям — природным или социальным,— а перестраивает, преобразует их.

Соответственно такая деятельность предполагает способность к постоянному пересмотру и совершенствованию лежащих в ее основании программ.

Люди выступают при этом не просто исполнителями заданной программы поведения — хотя бы и активными, находящими новые оригинальные решения в рамках ее осуществления,— а создателями, творцами принципиально новых программ действий.

В случае адаптивного поведения при всей его возможной активности и оригинальности цели действий, в конечном счёте, заданы, определены; активность же связана с поиском возможных средств достижения этих целей. Иными словами, приспособительное поведение целенаправленно, целесообразно.

Для достижения жизненных целей и при реализации отдельных задач человек может использовать два типа поведения. Обычно эти типы поведения обозначаются как «естественное» и «ритуальное». Различия между ними на первый взгляд совершенно незаметны, но имеют принципиальный характер.

Естественное поведение индивидуально-значимо и эгоцентрично: оно всегда направлено на достижение индивидуальных целей и адекватно им. Поэтому для человека в ситуации осуществления такого поведения не стоит вопрос о соответствии целей и средств. Цель может и должна быть достигнута любыми средствами.

Рассогласование между целями и средствами их достижения и позволяет выделить естественное эгоцентрическое поведение в особую форму. Оно социально нерегламентируемо, принципиально аморально, точнее «бесцеремонно». Оно носит натуральный, природный характер, поскольку обращено к обеспечению органических потребностей.

В обществе «натуральное» эгоцентрическое поведение запрещено.

Несмотря на имманентный характер социальной жизни, она всегда базируется на конвенции и взаимных уступках со стороны всех индивидов. Но поведение уступок — ритуальное, «церемонное» — это индивидуально-неестественное поведение, хотя именно благодаря такому поведению общество существует и воспроизводится.

Ритуал во всем многообразии форм — от этикета до церемонии — настолько глубоко пронизывает всю социальную жизнь, что мы попросту не замечаем, что живем в сплошном поле ритуальных взаимодействий. (Наоборот, в силу того, что «натуральное» поведение запрещено, мы способны отмечать самые мельчайшие его проявления у другого).

Благодаря ритуальному поведению человек как бы пребывает в колыбели социального благополучия: поминутно он убеждается, что положение дел сохраняется, а его социальный статус незыблем. Ритуальное поведение — средство обеспечения стабильности социальной структуры.

И всякий человек, реализующий формы ритуального поведения, тем самым осуществляет деятельность по обеспечению социальной устойчивости. Общество нуждается для этого в значительных усилиях, коль скоро столь велика доля ритуала в пуле повседневного поведения.

Но общество не отменяет и естественного эгоцентрического поведения, да оно и не может его отменить.

Более того, поскольку «натуральное» поведение адекватно по целям и неразборчиво в средствах, оно оказывается всегда «энергетически» более выгодным для индивида, нежели ритуальное поведение в соответствии с внешними правилами.

Поэтому социальные механизмы — прежде всего механизмы социализации – направлены на то, чтобы преобразовать формы «натурального» поведения в различные формы ритуального поведения.

Естественно, что всегда, когда существует необходимость замещения одной формы другой, нужны специальные социальные механизмы с функциями поддержки, контроля и наказания. Такие социальные механизмы развиты в любом обществе. И основными среди них являются институты социализации. Социализация касается прежде всего индивида. Это индивидуальный процесс. Но он протекает всегда под бдительным оком общества, окружающих его людей.

Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом — семьей, группой друзей , учреждением или социальным институтом, то приобретает общественный характер и называется социальным контролем.

Основная задача социального контроля — создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений.

Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные , приносящие обществу вред и необходимые для его развития , которые следует поощрять.

Социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установление порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в той или иной жизненной ситуации.

При этом любое решение, идущее вразрез с тем, которое принимается и усваивается в ходе реализации, кажется нам неуместным, незаконным и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением.

Социальный контроль помогает сохранить живую ткань социальных отношений и представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два главных элемента -нормы и санкции.

Социальные нормы — это предписания о том, как правильно надо себя вести в обществе. Социальные санкции — средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Социальные нормы различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малых группах — компании друзей, рабочие коллективы, семьи, спортивные команды.

Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются “общими правилами“, а не “групповыми привычками“. К “общим правилам “ относятся обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения, которые присущи определенной социальной группе. Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение.

За нарушение одних норм следует очень слабое наказание — неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм следуют очень сильные санкции — изгнание из страны, смертная казнь, тюремное заключение.

Строже всего карается нарушение табу и юридических законов ( например, убийство человека, разглашение государственной тайны ), мягче всего — отдельные виды групповых привычек, в частности семейные.

В системе социального контроля ключевую роль выполняют санкции. Вместе с ценностями и нормами они составляют его механизм. Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые как ожидается, будут соблюдаться всеми.

Соблюдение общепринятых норм делает наше поведение предсказуемым. Санкции так же предсказуемы и общеприняты. Каждый из нас знает, что за выдающиеся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяжкое преступление — тюремное заключение.

Санкции также вносят в поведение элементы предсказуемости. Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка, то надеемся, что он знает, не только норму , но и следующую за ним санкцию. Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое.

Если у какой — то нормы отсутствует сопровождающая его санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. О

на становится лозунгом, призывом, воззванием , но она перестает быть элементом социального контроля. В зависимости от способа вынесения санкций — коллективного или индивидуального — социальный контроль может быть внешним и внутренним.

Внутренний контроль еще называют самоконтролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социолизации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины.

В таких случаях говорят о муках совести. Совесть — проявление внутреннего контроля.

Примерно на 70 % социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходиться прибегать к внешнему контролю.

И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в действие институтам социального контроля, в частности, армии, судам, государству.

Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль.

Девиантное поведение личности

Как ни различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение юноши в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения также и в другой.

Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья. До некоторой степени, как уже указывалось, совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девнантной субкультуры или группы).

Что же касается индивидуально-личностных факторов, то самыми важными и постоянно присутствующими бесспорно являются локус контроля и уровень самоуважения.

Наиболее серьезной попыткой установить между этими факторами не просто статистические корреляции, а причинную связь является теория девиантного поведения американского психолога Говарда Кэплана, проверенная на изучении употребления наркотиков, делинквентного поведения и ряда психических расстройств, в том числе лонгитюдным методом. Кэплан (1975, 1980, 1982) начинал с изучения взаимосвязи между девиантным поведением и пониженным самоуважением. Поскольку каждый человек стремится к положительному образу «Я», низкое самоуважение переживается как неприятное состояние, а принятие себя ассоциируется с освобождением от травмирующих переживаний.

Это побуждает людей поступать так, чтобы уменьшать субъективную вероятность самоуничижения и повышать субъективную вероятность принятия себя. Люди, сильнее других страдающие от самоуничижения, испытывают большую потребность в том, чтобы своим поведением изменить это состояние.

Читайте также:  Опрос «право.ru»: кем вы мечтали стать, когда поступили на юрфак?

Поэтому людей, в целом принимающих себя, всегда значительно больше, чем отвергающих себя, склонных к самоуничижению.

Пониженное самоуважение статистически связано у юношей практически со всеми видами девиантного поведения — нечестностью, принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, употреблением наркотиков, пьянством, агрессивным поведением, суицидальным поведением и различными психическими нарушениями (Кэплан, 1975).

Чем объясняется эта связь? В научной литературе на сей счет существуют четыре главные гипотезы.

Девиантное поведение способствует снижению самоуважения, потому что вовлеченный в него индивид невольно усваивает и разделяет отрицательное отношение общества к своим поступкам, а тем самым и к себе.

Низкое самоуважение способствует росту антинормативного поведения: участвуя в антисоциальных группах и их действиях, подросток пытается тем самым повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе.

При некоторых условиях, особенно при низком начальном самоуважении, девиантное поведение способствует повышению самоуважения. Кроме делинквентности важное влияние на самоуважение оказывают другие формы поведения, значимость которых с возрастом меняется.

Сравнивая долгосрочную динамику самоуважения подростков, начиная с 12-летнего возраста, с их участием или неучастием в девиантном поведении, Кэплан нашел убедительные свидетельства в пользу второй и третьей гипотез.

Оказалось, что у подавляющего большинства подростков положительные самооценки превалируют над отрицательными, причем с возрастом эта тенденция усиливается — самокритика, недовольство собой помогают преодолевать замеченные недостатки и тем самым повышать самоуважение.

Однако у некоторых подростков этого не происходит, и они постоянно чувствуют себя неудачниками. Их негативное самовосприятие складывается из трех различных, но взаимосвязанных видов опыта.

Во-первых, они считают, что не имеют личностно-ценных качеств или не могут совершить личностно-ценные действия и, напротив, обладают отрицательными чертами или совершают отрицательные действия.

Во-вторых, они считают, что значимые для них другие не относятся к ним положительно или относятся отрицательно.

В-третьих, они не обладают или не умеют эффективно использовать механизмы психологической защиты, позволяющие снять или смягчить последствия первых двух элементов субъективного опыта.

Потребность в самоуважении у таких подростков особенно сильна, но поскольку она не удовлетворяется социально приемлемыми способами, то они обращаются к девиантным формам поведения.

Кэплан (1980) сравнил уровень самоуважения 12-летних подростков с их последующим (в течение ближайшего года или трех лет) участием в 28 различных формах девиантного поведения. В 26 случаях корреляции оказались статистически значимыми, т. е.

низкое самоуважение положительно связано с формами девиантного пове-дения (мелкие кражи, исключение из школы, угрозы самоубийств, ломка вещей, эмоциональные взрывы и др.).

Почему же это происходит? Чувство самоуничижения, своего несоответствия предъявляемым требованиям ставит перед выбором либо в пользу требований и продолжения мучительных переживаний самоуничижения, либо в пользу повышения самоуважения в по ведении, направленном против этих требований. Выбирается, как правило, второе.

Поэтому желание соответствовать ожиданиям коллектива, общества уменьшается, а стремление уклониться от них, напротив, растет. В результате и установки, и референтные группы, и поведение подростка становятся все более антинормативными, толкая его все дальше по пути девиации.

Достигается ли при этом цель — повысить самоуважение? При определенных условиях — да.

Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=3634

Становление личности

Становление личности включает усвоение культурных ценностей, а также формирование на базе них стойкой индивидуальной системы ценностей и ориентаций, которые определяют деятельность и поведение.

Но общественные требования и нормы воспринимаются каждой личностью избирательно и персонально, потому ориентации и ценности личности не всегда совпадают с общественным сознанием.

Что такое личность

Важно понимать, что такое личность. Это понятие часто путают с понятием индивидуальности, особенно по отношению к детям. Часто родители говорят, что их 4-летний ребенок уже сформировавшаяся личность, потому что любит определенную музыку.

Но психологи отмечают, что предпочтение определенной музыки у малышей говорит не о личностных особенностях, а об индивидуальности. К ней же относится темперамент, некоторые способности и т.д.

Это немало влияет на становление личности, но не является определяющим фактором.

Осознание себя как личности у детей происходит тогда, когда определяются некоторые критерии:

ребенок полноценно использует личные местоимения;он может описать себя, даже на примитивном уровне, поведать о собственных проблемах и чувствах;у него присутствуют навыки самоконтроля. А детские истерики из-за незначительных поводов говорят о недостаточном личностном развитии;

у малыша есть основные представления о понятиях «плохо» и «хорошо». Он умеет отказываться от того, что «плохо», поступаться сиюминутным желанием для общего блага.

Факторы становления личности

Невзирая на то, что личность по большей части формируется в ходе общения с окружающими, существуют некоторые факторы становления личности, которые способны влиять на данный процесс:

изначально на становление личности влияют генетические особенности человека, которые он получил при рождении. Наследственность – это база для становления личности.

Подобные качества человека, как физические особенности, способности, влияют на формирование его характера, а также метод восприятия других людей и мира вокруг.

Наследственность немало объясняет особенности личности, ее различия с другими индивидами, поскольку не существует 2-х одинаковых индивидов;

еще один фактор, который важен при становлении личности – это влияние физического окружения. Та природа, которая окружает человека, влияет на поведение, принимает участие в создании личности. К примеру, ученые связывают климатические факторы с возникновением разных цивилизаций. Люди, которые выросли в различных климатических поясах, отличаются.

Самым ярким примером служит сравнение людей из степной местности, горной и джунглей. Природа во многом на нас влияет;
третий фактор становления личности – это культурное влияние. Любой вид культуры имеет специфический набор ценностей и норм. Он общий для членов одной группы или общества.

Потому представители каждой отдельной культуры должны с пониманием относится к подобным ценностям и нормам. Из-за этого появляется модальная личность, она воплощает в себе общекультурные особенности, они прививаются обществом своим членам в процессе культурного опыта.

Получается, что нынешний социум с применением культуры создает социабельных индивидов, которые легко идут на социальные контакты и сотрудничество;

другой фактор – это социальное окружение. Стоит признать, что подобный фактор считается главным в ходе процесса становления качеств индивида. Влияние такого окружения происходит через социализацию.

Это такой процесс, с помощью которого личность усваивает нормы группы так, чтобы через формирование «Я» проявлялась уникальность личности. Социализация принимает разные формы.

К примеру, есть социализация через подражание, обобщение различных форм поведения;
пятый элемент, который формирует личность – это собственный опыт человека. Суть его влияния в том, что личность попадает в различные ситуации, где испытывает воздействие других личностей и окружения.

Становление личности ребенка

Разберемся, к какому возрасту происходит процесс становления личности ребенка. Если брать во внимание некоторые факторы, то становится понятно, что ребенок не способен быть личностью ранее 2-летнего возраста. Обычно, это происходит после того, как малыш учится говорить, делиться мнением с другими, думать над собственными поступками.

Чаще психологи отмечают, что трехлетний возраст – это значимая точка, когда у ребенка возникает самосознание. Но к 4-5 годам он целиком себя осознает в качестве личности, у которой есть какие-то характеристики и ценности. Родителям важно понимать процесс становления личности ребенка, поскольку он связан с подходом к воспитанию.

От того, как глубоко ребенок понимает себя в качестве личности, зависят запросы, которые к нему можно предъявлять. Для правильного воспитания малыша, нужно иметь понимание о характерных признаках психологии на различных этапах развития.

Дети до года не умеют держать в узде свои эмоции, потому бессмысленно им объяснять, что плакать на улице стыдно и некрасиво. Они еще целиком сконцентрированы на сиюминутных потребностях.

На таком этапе родителям важно понимать, что это нормальное поведение ребенка, его не нужно за это наказывать.

Другая ситуация: малышу год и 3 месяца. Родители считают его взрослым, ведь он умеет ходить и говорить некоторые слова, ходить на горшок. Вообще, он уже немного приспособлен к контролю эмоций.

Ведь после серьезного разговора он перестанет кричать, умеет быть ласковым, если ему требуется внимание. Но умение контролировать себя в такой период малыш использует избирательно, когда это оказывается важным для него лично.

И вот снова мама и папа считают его избалованным.

А это поведение в данный период закономерно. Имея начальные способности к самоконтролю, малыш еще не обладает требуемой мотивацией, чтобы ограничивать себя. Он не понимает, где позитив, где негатив. Определенная моральная зрелость проявляется после 2-х лет, а иногда и к 3-м годам. Она связывается с серьезными наработками социального опыта, лучшим овладением речью.

Получается, что согласно с нынешними представлениями о становлении личности, воспитание крохи до года строят только на организации подходящих условий для разностороннего развития.

После года ребенка уже необходимо знакомить с некоторыми нормами общества, но не требуйте сразу их соблюдение. После 2-летнего возраста стоит взывать к моральным нормам настойчивее, а вот после 3-х лет вы можете требовать соблюдение правил.

Если в 3,5-4 года малыш постоянно обижает сверстников, портит игрушки, то это свидетельство пробелов в воспитании или психологических проблем.

Роль родителей в становлении личности ребенка

Роль родителей в становлении личности ребенка и системы ценностей очень высока. Существуют некоторые правила, которым стоит следовать, чтобы с течением времени малыш не сталкивался с проблемой восприятия собственной личности:

Формирование адекватной оценки себя.

Не стоит сравнивать малыша с остальными, ни в какую сторону. Это очень важно в вопросе сравнения качеств личности. Ребенку важно понять, что он хорош сам по себе, а не в сравнении с кем-то. Если желаете похвалить малыша, то не используйте сравнительную степень.

Поощрение общения.

Важно обеспечить малышу взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Так он сможет быстрее социализироваться, увидеть нормы поведения на своем опыте.

Не стоит игнорировать гендерный аспект в воспитании.

С 2,5 лет до 6 малыш переживает эдипову фазу. В процессе нее у ребенка должна сформироваться адекватная половая самоидентификация, а также первое представление об отношениях полов.

На данном этапе вам необходимо быть внимательными к малышу, дарить ему заботу и любовь. Но не обращайте внимания на провокации, покажите на своем примере, как формируются отношения супругов.

Неправильное поведение родителей станет причиной того, что у ребенка может сформироваться комплекс Электры или Эдипа и иные нарушения.

Обучение морали и этическим нормам.

Детально объясняйте малышу, какие принципы этики являются базой для общения людей. Поясните понятия честности, позитива и негатива. Неумение крохи соизмерять собственное поведение и общественные нормы приводит к конфликтам и неудачному общению с другими людьми.

Развитие личности

Процесс развития личности не отличается плавностью. Характер этого процесса скорее скачкообразный.

На смену сравнительно продолжительным (около нескольких лет) этапам довольно спокойного и равномерного развития приходят короткие (около нескольких месяцев) периоды значительных и резких изменений личности. Они важны по значимости изменений личности и последствиям для психики.

Их не зря называют критическими этапами развития, кризисами. Их довольно непросто пережить на субъективном уровне, что отражается в поведении личности и ее взаимоотношениях с другими людьми.

Возрастные кризисы создают некие психологические границы между периодами. В ходе развития личности выделяется несколько возрастных кризисов. Самые яркие из них в 1 год, в 3 года, в период с 6 до 7 лет, а также в 11-14 лет.

Становление личности человека происходит поэтапно. Каждый период закономерно выходит из предшествующего, он создает предпосылку для следующего. Каждый из этапов обязателен и необходим для нормального развития личности, т.к. являет собой благоприятные условия для становления некоторые функций психики и личности. Подобная особенность возраста носит название сензитивность.

В психологии выделяется 6 периодов развития личности:

от момента появления на свет до 1 года;промежуток от 1 года до 3 лет;с 4-5 лет и до 6-7 лет;с 7 лет до 11 лет;в подростковый период – с 11 до 14 лет;

в раннем юношеском возрасте – с 14 до 17 лет.

К этому моменту личность достигает достаточной зрелости, но это не говорит об окончании психического развития.

Другое важное свойство развития – необратимость. Это устраняет шансы повторения возрастного периода. Каждый этап неповторим и уникален.

Источник: https://sunmag.me/sovety/18-03-2014-stanovlenie-lichnosti.html

Ссылка на основную публикацию