Результативность права

Эффективность действия права и правового регулирования. Среда действия права

Эффективность действия права — это его результативность, степень соответствия целям права и его предназначению в кон­кретных исторических условиях.

На общесоциальном уровне эф­фективность действия права отражает состояние господства права в общественных отношениях.

На уровне отдельной личности, об­щественных структур эффективность действия права характери­зует степень удовлетворения гражданами, их объединениями средствами права своих разнообразных интересов и потребностей.

Составляющей эффективности действия права является эф­фективность правового регулирования, под которой понимается результативность правового инструментария (всех юридических средств, используемых в правовом регулировании — норматив­ных и правоприменительных актов), его способность производить необходимый эффект в общественной жизни.

Среда действия права. Эффективность действия права опреде­ляется многими слагаемыми — состоянием экономики, полити­ческим режимом, качеством законодательства, эффективностью работы правовых учреждений.

Если все эти факторы в своей со­вокупности благоприятно влияют на взаимодействующих в пра­вовой сфере индивидов, то складывается правовая среда, т.е.

такое окружение — правовое поле, — в котором правомерные действия выступают следствием этого.

Напротив, неправовая среда определяет противоправный ха­рактер юридических акций как населения, так и должностных лиц государства. Юридическая политика государства должна учи­тывать это обстоятельство в процессе осуществления правовой ре­формы в стране.

Среда действия права есть социально-правовая обстановка, или социально-правовая среда, в которой действует право, протекает бытие его субъектов.

Ее характеризуют разнообразные неюриди­ческие и специально-юридические явления, процессы и состояния как материального, так и идеального характера, которые оказы­вают опосредованное, но подчас определяющее влияние на дейст­вие права, его характер, силу, результативность, социальную цен­ность.

Это и объективные условия стихийного правообразования, специальная деятельность по принятию законов и их осуществле­нию, и субъективные обстоятельства правовой жизни людей — их правовые взгляды, представления, позиции, установки, харак­тер правового мышления, правовая культура населения и долж­ностных лиц, социально-правовая атмосфера общества и правовая политика государства, определяющая стратегию и тактику пра­вового развития, и т.д.

Различные по своему характеру, направленности, силе воз­действия компоненты среды, тесно переплетаясь, образуют одну равнодействующую, которая и детерминирует поведение людей в сфере действия права (рис. 8).

Рис. 8. Взаимодействие субъекта права и социально-правовой среды

Субъект права и социально-правовая среда связаны в их вза­имодействии разнообразными способами — личными и безличны­ми, непосредственными и опосредованными, длительными и однократными контактами и т.д.

Но все способы связи подчинены единой цели — восприятию социальным субъектом идей, норм и цен­ностей среды и передаче их среде.

Эта взаимосвязь оказывает су­щественное влияние на формирование и осуществление права, эф­фективность его действия в обществе.

По отношению к различным субъектам среда выступает в раз­ных аспектах. Этим можно объяснить, что один и тот же закон в различных условиях (например, региональных) может действо­вать по-разному.

Иначе говоря, среда действия права является сре­доточием разнонаправленных составляющих.

Преобладание в ней конструктивного правового «материала» создает благоприятные условия для работы механизма действия права, и напротив, на­личие деструктивного «материала» побуждает адресатов к непра­вовым действиям.

Социально-правовая среда оказывает влияние на все виды пра­вовой деятельности.

В сфере законотворчества она влияет на выбор типа, уровня правового регулирования, способы обеспечения ре­гулируемого поведения, темпы принятия нормотворческого реше­ния через разнообразные политические структуры, институт лоббизма, средства массовой информации и т.д. Существенное влияние на практику законотворчества оказывает также международ­ная среда. Недооценка фактора среды весьма неблагоприятно ска­зывается на качестве законотворчества.

Наиболее ощутимое влияние среды испытывают правореализующие субъекты — граждане и их организации. При соответст­вующих условиях среда может заблокировать действие качествен­ных и прогрессивных по своему значению законов.

Так, по боль­шей части именно под влиянием неблагоприятной управленческой среды в России возникли серьезные сбои с реализацией «экономи­ческих» законов (о земле, о собственности, о приватизации и т.д.). Без нейтрализации такого рода влияний действие закона не спо­собно достигнуть поставленных целей.

Более того, в неблагопри­ятных для действия закона условиях его адресаты не только будут бездействовать, но и стремиться к использованию неправовых (не­законных) средств для удовлетворения собственных интересов.

Воздействие среды сказывается и в правоприменительной дея­тельности. В этой ситуации очень часто не норма закона направ­ляет деятельность судей, работников прокуратуры, органов внут­ренних дел, а влияние «среды» становится регулятором при при­нятии соответствующих правоохранительных решений.

Создается юридическая атмосфера, в которой действия преступившего закон не только не порицаются, но, напротив, поощряются массовым со­знанием. В этих условиях власть права утрачивает свое значение, на смену ей приходит власть социальных структур, основываю­щихся на корпоративном интересе.

Влияние среды на правоприменение сказывается ощутимо в экстремальных условиях, в особенности там, где действуют гипертрофированные религиозные, национально-исторические факторы, оказывающие разрушительное влияние. Без учета таких факторов попытки с помощью юридических средств решать соци­альные и политические проблемы неизбежно обречены на неудачу.

Таким образом, можно констатировать, что фактор среды имеет кардинальное значение в механизме действия права. В том случае если законодатель оставляет закон «наедине» с адресатами без учета особенностей среды, то возможно, что результаты его действия будут противоположны тем, которые предполагались.

Это указывает на необходимость специального мониторинга за сре­дой, позволяющего прогнозировать все те позитивные и негатив­ные изменения, которые связаны с правовым воздействием, и на этой основе иметь достаточно точное представление о возможном противодействии среды закону, его адресатам и путях преодоле­ния такого противодействия.

Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 1201;

Источник: https://poznayka.org/s6676t1.html

Эффективность права: критерии и пути ее повышения

В целом под эффективностью права понимается результативность правового воздействия. Она характеризуется прежде всего отношением между фактическим результатом действия юридических норм и той социальной целью, для достижения которой эти нормы были изданы.

Так, вопрос об эффективности права может быть рассмотрен с точки зрения его социальной эффективности. Общим показателем социальной эффективности права выступает здесь его социальная результативность, его ценностный эффект в организации социальной жизни и под этим углом зрения состояние законности, уровень правопорядка.

Возможна ли количественная оценка социальной эффективности права?

В этом случае речь идет о фактической эффективности, которая выражается соотношением между фактически достигнутым, действительным результатом и той непосредственной, ближайшей целью, для достижения которой были приняты соответствующие нормы. Здесь непосредственная, ближайшая цель правовых норм является эталоном оценки их эффективности.

Сопоставляя непосредственные цели правовых норм с фактическим результатом их действиям, можно количественно, математически измерить их эффективность. Причем полученный количественный математический результат может быть как положительным, так и отрицательным. Последний свидетельствует об отсутствии социальной эффективности права.

Для характеристики социальной эффективности права используют, наряду с фактической эффективностью, и некоторые другие критерии, в частности, обоснованность и целесообразность, полезность и экономичность.

Обоснованность и целесообразность — это условия и требования, осуществление которых необходимо для того, чтобы нормы права достигали высокого положительного результата в процессе регулирования. Чем обоснованнее и целесообразнее содержание правовых норм, тем более они эффективны.

Эта сторона оценки социальной эффективности касается прежде всего правотворчества — какова степень научной обоснованности норм, их соответствия потребностям общественного развития, своевременность их издания; степень учета общественного мнения; учтены ли законодателем все возможные последствия разрабатываемых норм и т.д.

Экономичность — это положительная эффективность (полезность) юридических норм, которая уточнена с учетом количества затраченной на всех стадиях механизма правового регулирования, материальных средств, человеческой энергии, времени, а также иных показателей.

Одним из важных общих показателей социальной эффективности права являются результативность работы юридических органов, состояние юридической практики, выявленные в ней недостатки и трудности в решении юридических вопросов, фактические возможности юридических органов в их преодолении.

Измерение социальной эффективности права должно прежде всего исходить из оценок права с качественной стороны.

Читайте также:  Важнейшие правовые темы в прессе за 31.01.2018

Данные, получаемые в результате изучения эффективности права, являются основой для его дальнейшего совершенствования. По своему значению эти данные служат важнейшим каналом обратной связи между законодательством и практикой его применения.

Задача определения эффективности той или иной правовой нормы может быть решена еще на стадии ее разработки. Для этого нередко прибегают к ее опытной проверке, к постановке правового эксперимента. Его конечная цель заключается в выработке оптимального, наиболее эффективного варианта правового регулирования.

Проведение правового эксперимента предполагает издание компетентными органами экспериментальных правовых норм. Их действие опробуется на экспериментальных объектах.

Выделяют следующие признаки экспериментальной нормы: она во всех случаях имеет ограниченную сферу применения, является временной и носит поисковый характер.Применение правового эксперимента имеет определенные границы.

Так, ни при каких условиях не могут быть допущены эксперименты, ограничивающие конституционные права и свободы граждан, попадающих в сферу опыта, отрицательно влияющие на их материальные, духовные и иные интересы.

В современных условиях можно выделить следующие пути повышения эффективности права:

1) совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Важно усилить юридическую гарантированность правовых средств;

2) совершенствование правоприменения — учет конкретной обстановки, своеобразия каждой юридической ситуации;

3) повышение уровня правовой культуры субъектов права также будет влиять на качество правового регулирования, процесс укрепления законности и правопорядка.

Источник: https://studopedya.ru/1-23422.html

Тема № 29  

«Эффективность права и законность»

Вопросы темы:

1. Понятие и условия эффективности права

2. Режим законности и правопорядка

1. Понятие и условия эффективности права

Понятие эффективности права

    Эффективность права в юридической науке обычно рас­сматривается как отношение цели, с которой принята юри­дическая норма, к результату ее действия.

    Конкретизируя, можно сказать, что эффективность права представляет собой не что иное, как количественную харак­теристику степени соответствия реальных поступков и от­ношений типовой мере, содержащейся в» правовой норме.

    Действие правовой нормы проявляется в том, что она:

» определяет субъектов правоотношений,

» устанавливает, после каких фактов они действуют,

» указывает на определенные образцы поведения,

» устанавливает средства, обеспечивающие должное поведение вплоть до санкций за его отклонение.

    Эффективность может быть положительной, отрицатель­ной или же нулевой.

    При исследовании эффективности права иногда приме­няют метод «черного ящика», когда, контролируя сигналы, подаваемые на «вход» системы, одновременно фиксируют их эффекты на «выходе» из нее. Это позволяет изучить действенность юридических норм в зависимости от социальных условий, в которых они функционируют, имея в своем распоряжении сравнительно ограниченную информацию.

    По-настоящему эффективность правовых норм нельзя установить без изучения социальных условий, в которых действуют люди, руководствующиеся правовыми нормами. Отсюда вытекает, что повышение эффективности принима­емого закона возможно не только путем совершенствования его самого, но и путем изменений в социальной среде его функционирования.

    В западной юридической литературе широко распростра­нен пессимистический взгляд на возможность повышения эффективности правовых запретов, снижения преступности.

Существование преступности объявляется нормальным яв­лением, снизить ее уровень столь же невозможно, как и сократить количество осадков в год. Отсюда делается вывод о репрессивных мерах к преступникам. «Массовое истреб­ление нежелательных, — пишет, например, французский демограф А.

Сови, — существовало во все времена», относя к группе «нежелательных» бродяг, люмпенов, нищих, душев­нобольных и т. п.

    Многие российские ученые приходят к вы­воду, что непременными предпосылками действенности правовых запретов являются:

♦ Правильность, действенность законов.

♦ Справедливость законов.

♦ Соответствие законов общественным интересам и за­кономерностям общественного развития.

♦ Учет в законах социальных факторов.

♦ Стабильность законодательства.

♦ Сочетание правового воздействия с мерами обществен­ного воздействия.

♦ Информированность населения о законах.

♦ Неотвратимость наказания за нарушение законов.

♦ Стабильность правовой системы.

    Итак, с позиций большинства представителей современ­ной науки юридические нормы наиболее эффективно дей­ствуют тогда, когда они соответствуют объективным усло­виям и закономерностям развития общества, в котором они функционируют, когда их содержание соответствует обще­ственному сознанию населения, принципам нравственности и правосознания и когда нормы данной отрасли права дей­ствуют согласованно с нормами права других его отраслей.

Условия эффективности права

    Эффективность права – это результативность правового регулирования.

    Эффективность в праве представляет собой:

≈ результативность правового регулирования (социальная результативность);

≈ результативность в достижении цели, закрепленной в правовой норме (целевая результативность);

≈ результативность затрат в достижении этой цели (затратная результативность).

Социальная результативность.

    Она предполагает положительный результат. Эффективность права – это его эффективное, положительное воздействие. Эффективность действия правовой системы (норм права) есть мера (степень) ее активного воздействия на общественные отношения, на деятельность и поведение субъектов права.

    Эффективность выражается в позитивных изменениях, которые возникают в общественных отношениях в результате перевода требований юридических норм в реальное поведение индивидов и социальных групп.

    Эффективность – своего рода «производительность труда» социальных ценностей правовых стимулов и тормозов, их продуктивность, коэффициент полезного действия. Определяя результативность правового регулирования, надо исходить из того, что правовые нормы направлены:

во-первых, на закрепление юридическими средствами общественных отношений уже сложившихся в обществе;

во-вторых, на стимулирование дальнейшего развития существующих отношений;

в-третьих, на вытеснение социально вредных и опасных связей, и отношений.

    На общесоциальном уровне эффективность действия права отражает состояние господства права в общественных отношениях.

    На уровне отдельной личности, общественных структур эффективность действия права характеризуется степенью удовлетворения гражданами, их объединениями средствами права своих разнообразных интересов и потребностей (В.И. Гойман).

Целевая результативность.

    Эффективность нормы права – это отношение между фактически достигнутым, действительным результатом ее действия и той социальной целью, для достижения которой эта норма была принята.

    Поскольку наступивший эффект, результат есть следствие юридической нормы, изданной государством с определенными намерениями, эффективность необходимо соотносить с целью.

    Цель – это критерий, который дает возможность определять социальную результативность правовой нормы (института, отрасли права, правомерного поведения).

    Социальные и юридические явления связаны между собой отношениями «средство» – «цель». Например, для повышения производительности труда (цель) необходимо в норме усилить дисциплину труда (средство), для законного и обоснованного решения (цель) необходимы процессуальные нормы (средство). Состояние в этих отношениях в конечном итоге выступают в качестве критерия эффективности.

Затратная результативность.

    Под эффективностью правовых норм следует понимать способность указанных норм с наименьшими издержками воздействовать положительно на общественные отношения и на установки их участников. Экономичность – это полезность юридического регулирования, скорректированная с учетом количества затраченных материальных средств, человеческой энергии, времени.

    С точки зрения общей теории эффективности никакой результат не может быть получен без осуществления каких-либо затрат, поэтому результат всегда представляет собой реализованные затраты, Они позволяют учесть «стоимость» полученных эффектов.

При этом затраты трактуются в самом широком смысле: и как использование определенных средств, и как расходование материального и духовного труда вообще, и как нежелательные и отрицательные эффекты издания законодательного акта, ожидаемые или непредвиденные (Л.И.

Спиридонов).

    Виды эффективности (норм) права. Эффективность права включает в себя проблемы эффективности нормы права, правотворчества, правореализации.

Социальной эффективностью характеризуются не только отдельные нормы права, но и правовые комплексы – правовые институты, отрасли права, правовая система в целом.

Поэтому указанные все виды правовых явлений (элементы механизма правового регулирования, элементы системы права и т. п.) можно рассматривать как соответствующие виды эффективности.

Читайте также:  Восстановление срока обращения в суд по трудовым спорам образец заявления

    Распространены и другие классификации эффективности права. В зависимости от объема рассматриваемого результата (уровня результативности) различают:

♦ эффективность социальную и

♦ эффективность юридическую.

    Юридическая эффективность определяется как неуклонное соблюдение нормы адресатами, режим строгой законности. Она характеризуется соответствием поведения адресатов правовой нормы с требуемым поведением, указанным в норме.

    Юридическая эффективность означает действенность самих юридических средств: норм права, правоотношений и т. п. Основное для юридической эффективности – найти оптимальный для данной области отношений, наиболее результативный метод, способ, тип регулирования: административный, гражданско-правовой, уголовно-правовой, запрет, дозволение, разрешение.

    Социальная эффективность определяется как уровень достижения социальной цели, например экономической, которая преследовалась принятием данной нормы. Социальная эффективность означает результативность юридического мероприятия в целом: экономического, политического, организационного, нравственного воздействия и т. п.

    В зависимости от результативности воздействия нормы права на социальную систему различают эффективность (Л.И. Спиридонов):

» положительную,

» нулевую,

» отрицательную .

    Эффективность юридической нормы будет иметь место во всех случаях воздействия ее на социальную систему, независимо от того, к положительным или отрицательным результатам приводит это воздействие либо оно не сказывается на развитии социальной системы вообще. В первом случае эффективность будет выражаться, измеряться положительным числом, во втором – отрицательным, а в третьем будет равняться нулю.

    Эффективность со знаком минус, с отрицательным значением (отрицательная эффективность) имеет место, по меньшей мере, в трех случаях:

♦ при неправильном по существу решении юридического дела. Здесь разрушаются две ценности: объективная истинность и законность;

♦ при выполнении целей правоприменения со значительным превышением запланированного ущерба;

♦ когда цель выполнена, но наступает нежелательный социальный эффект, причиной которого является сама правоприменительная деятельность), судебный процесс велся таким образом, что вместо чувства уважения к закону у правонарушителя и присутствующих сформировалось противоположное убеждение) (В.В. Лазарев).

    Другие подходы к пониманию эффективности. Некоторые авторы рассматривают эффективность права:

~  как соотношение между целью, поставленной законодателем при принятии нормы права, и достигнутым при ее реализации социальным результатом;

~  как соотношение между затраченными на реализацию норм права усилий и достигнутым социальным результатом;

~  как соотношение между моделью поведения, закрепленной в норме права, и реализацией этой модели в реальных общественных отношениях (формально-юридический подход) (С.А. Денисов). 

2. Режим законности и правопорядка

    Основное назначение права заключается в его активном воздействии на общественные отношения, которое проявляется в их регулировании и охране.

    Правовое регулирование представляет собой действие, «работу», воплощение юридических норм и иных правовых явлений в жизнь, которое должно завершиться определенным резуль­татом. Частным примером такого результата может служить поступление в ВУЗ, выплата стипендии, покупка билета на поезд и т.д.

    При рассмотрении правового регулирования правовые явления приобретают качество пра­вовых средств, которые в своей совокупности образуют единый юридический механизм, обеспечивающий организацию общественных отношений.

    «Деталями» (структурными элементами) этого механизма являются уже известные нам пра­вовые явления: система норм права, их реализация, правоотношения и правосознание.

►  Нормы права являются основой механизма правового регулирования (далее МПР), потому что в юридических нормах создана идеальная модель общественных от­ношений, то есть образец возможного или должного поведения людей.

►  Воплощение предписаний правовых норм в конкретные правоотношения осуществляется через различные формы реализации права (соблюдение, исполнение, использование, применение).

►  В свою очередь, правоот­ношения устанавливают персо­нальную меру возможного и долж­ного поведения его участников. Перевод заключенных в   юриди­ческой норме прав и обязанностей в правоотношения позволяет ре­ально воплотить их в фактические общественные отношения.

►  Поскольку юридические нормы, реализация права и правовые отношения являются результатом сознательно-волевой деятельности человека, особую роль в качестве элемента МПР играет правовое сознание. Оно охватывает все элементы МПР, пронизывая их своим влиянием.

    Почему это происходит? Почему правовому сознанию отводится такое важное место? Дело в том, что общественные интересы и потребности, прежде чем воплотиться в юридических нормах, проходят через волю и сознание людей, создающих правовые нормы (например, принятие закона парламентом). Реализация предписаний правовых норм в право­отношениях также осуществляется на основе сознательно-волевой деятельности граждан, должностных лиц и т.д. Кроме того, чем выше уровень правосознания людей, тем точнее ис­полняются требования правовых норм.

    Таким образом, нормальная работа всех элементов МПР создает условия, при которых соблюдение правовых предписаний становится всеобщим правилом, нормой жизни для подавляющего большинства членов общества. МПР, словно динамомашина, вырабатывающая ток, образует некое «энергетическое поле» (режим законности), при котором общественные отношения обретают стабильность и упорядоченность.

    Иными словами, в ходе работы МПР в обществе складывается правовой порядок — такое состояние правовых отношений, которое явилось результатом фактической реализации правовых норм в условиях законности. 

Источник: http://www.webarhimed.ru/index.php/pravo/lektsii-osnovy-prava/119-tema-29-effektivnost-prava-i-zakonnost

Эффективность права — это… Что такое Эффективность права?

  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — совокупность правил, характеризующих правовой статус гражданина; неотъемлемая принадлежность человека с момента рождения, основное понятие естественного и любого права в общем: права, присущие природе человека, без которых он не может… …   Юридическая энциклопедия
  • ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ — (property rights) Права владельца на собственность. К ним обычно относят права на пользование собственностью и права, исключающие пользование ею другими. Права собственности не являются абсолютными: использование активов может подлежать правовому …   Экономический словарь
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — совокупность правил, характеризующих правовой статус гражданина; неотъемлемая принадлежность человека с момента рождения, основное понятие естественного и любого права в общем: права, присущие природе человека, без которых он не может… …   Энциклопедический словарь экономики и права
  • Права человека на Украине — Демонстрация в Харькове во время …   Википедия
  • Права человека в Украине — Демонстрация в Харькове во время Оранжевой революции 2004 года Содержание 1 Международные и европейские договоры по правам человека …   Википедия
  • Среда действия права — социальные условия жизнедеятельности людей, под воздействием которых формируется и реализуется право. Эффективность действия права определяется многими слагаемыми состоянием экономики, политическим режимом, качеством законодательства,… …   Элементарные начала общей теории права
  • Челябинский институт экономики и права — Полное название: Негосударственное образовательное учреждение Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина. Сокращенное название: НОУ ЧИЭП им. М.В. Ладошина. Лицензия: А № 001467. Свидетельство о государственной аккредитации: А №… …   Википедия
  • Наука уголовного права — Особенности, характерные для уголовного права Российской Федерации, рассматриваются в статье Уголовное право России Уголовное право это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением… …   Википедия
  • Принципы уголовного права — Особенности, характерные для уголовного права Российской Федерации, рассматриваются в статье Уголовное право России Уголовное право это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением… …   Википедия
  • Российский ежегодник теории права (СПбГУ) — Разуваев Н.В., Харитонов Л.А., Черноков А.Э. Российский ежегодник теории права. № 1. 2008 / Под ред. А.В. Полякова. СПб., 2009. – 872 с. Рецензия. Представляется, что максимальную сложность для юридической науки сегодня составляет, как ни… …   Википедия

Источник: https://big_law.academic.ru/1544/%D0%AD%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0

Реализация и эффективность права (стр. 2 из 3)

Своеобразие правового регулирования заключается в том, что оно при помощи совокупности последовательно связанных правовых средств, обеспечивающих достижение необходимых целей (результатов). Такая специально-юридическая интерпретация правового воздействия выражается понятием механизм правового регулирования (в последующем — МПР ).

Механизм правового регулирования — это специфическое правовое воздействие, осуществляемое правом как нормативным, общеобязательным регулятором. Это — совокупность взаимодействующих правовых средств, при помощи которых достигается результативное правовое воздействие на общественные отношения.

Читайте также:  Компании группы "транзит-дв" судятся на 810 млн рублей

Этот механизм образуют следующие основные правовые средства (элементы):

а) правовые нормы; б) правоотношения, субъективные права и обязанности;

в) акты применения права.

В праве функционирует множество механизмов правового регулирования как относительно обособленных друг от друга, так и взаимодействующих. А характер, место отдельных правовых средств, их комбинация в конкретном механизме правового регулирования определяется той ролью, которая отведена ему в регулировании общественных отношений.

В целом понятие МПР позволяет не только собрать вместе явления правовой действительности — нормы, правоотношения, юридические акты и др., но и представить их в «работающем» виде.

Правовое регулирование является длящимся процессом, который распадается на стадии. На каждой стадии «работают» особые правовые средства, из которых и складываются основные элементы МПР.

В процессе правового регулирования выделяют следующие основные стадии:

1) стадия вступления в действие правовых норм. На этой стадии в правовую систему вводятся новые или измененные правовые нормы.

Основная задача правовой нормы (модели возможного или должного поведения) состоит в том, чтобы очертить персонально-неопределенный круг лиц, на который она распространяет свое действие, те обстоятельства, при которых следует руководствоваться данной нормой, указать на права и обязанности, определить средства правового воздействия на нарушителей правовой нормы;

2) стадия возникновения правоотношений и реализации субъективных прав и обязанностей. На этой стадии у персонально определенных субъектов возникают субъективные права и обязанности, которые осуществляются в их фактическом поведении.

Нередко возникает необходимость в третьей стадии, которая либо предшествует возникновению правоотношений, либо призвана обеспечить их реализацию.

Это — стадия применения права, издание уполномоченным государственным органом властного индивидуального акта.

Роль акта применения права в том, чтобы конкретизировать общее правило (правовую норму) применительно к персонально определенному лицу, закрепив за ним субъективное право и обязанность.

Таким образом, правовые нормы образуют нормативную основу МПР. «Движущиеся» части МПР образуют правоотношения и акты реализации прав и обязанностей. Необходимым элементом МПР целого ряда правовых норм является применение права.

К основным элементам МПР примыкают иные правовые явления: источники (формы) права, интерпретационные акты, систематизация, юридическая техника и т.д. На стадии возникновения правоотношений и реализации субъективных прав и обязанностей — юридические факты, правоспособность и дееспособность; на стадии применения права — правоприменительные акты разного вида и назначения.

Общее значение для всех элементов МПР имеют правосознание и правовая культура, которые как бы пронизывают все его элементы, присоединяются к их действию.

Эффективность правового регулирования. Механизм правового регулирования нацелен на достижение определенного социального результата, получение того эффекта, к которому законодатель сознательно стремился при введении в действие соответствующей правовой нормы.

Поэтому, рассматривая вопрос о механизме правового регулирования, нельзя не остановиться хотя бы в самых общих чертах и на проблемах его эффективности.

Следует подчеркнуть, что, говоря об эффективности механизма правового регулирования, видимо, прежде всего надо исходить из того, что речь идет о свойстве, присущем его нормативной основе, которое может либо реализоваться с помощью соответствующих правовых средств в процессе правового регулирования, либо нет.

Проблема эффективности механизма правого регулирования является частью более широкой проблемы — эффективности права. В целом под эффективностью права понимается результативность правового воздействия. Она характеризуется прежде всего отношением между фактическим результатом действия юридических норм и той социальной целью, для достижения которой эти нормы были изданы.

В этом определении отражен лишь тот общий подход, на основе которого ведутся исследования эффективности права.

В различных конкретных разработках вопрос об эффективности права раскрывается с разных сторон.

Так, вопрос об эффективности права может быть рассмотрен с точки зрения его социальной эффективности. В целом оценка социальной эффективности права исходит из характеристики права с «качественной» стороны.

С этой точки зрения эффективность права выражается в том, в какой мере достигается стратегическая цель права как регулятора — обеспечиваются организованность и порядок в общественной жизни.

Общим показателем социальной эффективности права выступает здесь его социальная результативность, его ценностный эффект в организации социальной жизни и под этим углом зрения состояние законности, уровень правопорядка.

Возможна ли количественная оценка социальной эффективности права ?

Такая оценка возможна, когда в качестве исходного момента при определении ряда основных параметров социальной эффективности права используется показатель, который с фактической стороны свидетельствует о том, достигли или нет данные нормы нужного эффекта.

В этом случае речь идет о фактической эффективности, которая выражается соотношением между фактически достигнутым, действительным результатом и той непосредственной, ближайшей целью, для достижения которой были приняты соответствующие нормы. Здесь непосредственная, ближайшая цель правовых норм является эталоном оценки их эффективности.

Сопоставляя непосредственные цели правовых норм с фактическим результатом их действиям, можно количественно, математически измерить их эффективность. Причем полученный количественный математический результат может быть как положительным, так и отрицательным. Последний свидетельствует об отсутствии социальной эффективности права.

Без определения фактической эффективности невозможно и определение социальной эффективности. Вместе с тем, социальная эффективность не исчерпывается измерением фактической эффективности.

Для характеристики эффективности права с качественной стороны используют, наряду с фактической эффективностью, и некоторые другие критерии, в частности, обоснованность и целесообразность, полезность и экономичность.

Обоснованность и целесообразность — это условия и требования, осуществление которых необходимо для того, чтобы нормы права достигали высокого положительного результата в процессе регулирования. Чем обоснованнее и целесообразнее содержание правовых норм, тем более они эффективны.

Эта сторона оценки социальной эффективности касается прежде всего правотворчества — какова степень научной обоснованности норм, их соответствия потребностям общественного развития, своевременность их издания; степень учета общественного мнения; учтены ли законодателем все возможные последствия разрабатываемых норм и т.д.

Экономичность — это положительная эффективность (полезность) юридических норм, которая уточнена с учетом количества затраченной на всех стадиях механизма правового регулирования, материальных средств, человеческой энергии, времени, а также иных показателей.

Одним из важных общих показателей социальной эффективности права являются результативность работы юридических органов, состояние юридической практики, выявленные в ней недостатки и трудности в решении юридических вопросов, фактические возможности юридических органов в их преодолении.

Проблема эффективности права рассматривается и с сугубо юридической стороны, как результативность самой юридической формы.

С этой точки зрения представляет особый интерес ответ на вопрос, какова действенность, результативность всей совокупности юридических средств, включенных в механизм правового регулирования, насколько эффективны тот или иной способ, метод, тип регулирования, используемые в данном случае.

Например, решение какого-то экономического вопроса требует предоставления тем или иным лицам субъективных прав.

В каком порядке их эффективнее предоставить — общедозволительном или разрешительном? Какой метод регулирования — административный или гражданский — в данном случае наиболее оптимален? Важно также нахождение оптимальных средств и приемов юридической техники, всемерное использование кодификаций, передовых способов обработки законодательных текстов, юридическая точность и доступность нормативных актов.

Результативность правового регулирования во многом зависит от эффективности правоприменительных актов . Включенные в механизм правового регулирования, эти акты призваны обеспечить его четкую работу.

Правоприменительные акты являются важным средством для достижения тех целей (конкретных и перспективных), которые стоят перед нормой права.

Таким образом, у правоприменителя не может быть каких-либо иных, не предусмотренных правом целей.

Отсюда измерять эффективность правоприменительных актов следует так же, как и эффективность правовых норм, сопоставляя фактически достигнутый результат их действия с целями соответствующих правовых норм.

Источник: http://MirZnanii.com/a/245923-2/realizatsiya-i-effektivnost-prava-2

Ссылка на основную публикацию