Pwc оценило налоговую эффективность российских регионов

Какие регионы показали самую высокую налоговую эффективность :: Экономика :: РБК

Москва, ХМАО и Башкирия стали регионами с самой эффективной налоговой политикой, следует из рейтинга PwC. Последние места заняли Северная Осетия и Смоленская область

Фото: Максим Змеев / Reuters

Самыми эффективными российскими регионами с точки зрения налоговой политики по итогам 2017 года стали Москва, Ханты-Мансийский автономный округ и Башкирия, следует из рейтинга PricewaterhouseCoopers, с которым ознакомился РБК. Худшие показатели — в Северной Осетии, Смоленской и Астраханской областях.

PwC оценивает налоговый потенциал российских регионов по семи показателям. В рейтинге анализируется, ввели ли в регионе расчет налога на имущество организаций и налога на имущество физлиц от кадастровой стоимости, насколько развита патентная система налогообложения. Кроме того, эксперты учитывали стоимость патента для мигрантов, ставку по транспортному налогу, налоговую задолженность.

Больший балл присуждается регионам, которые живут по средствам и учитывают обеспеченность бюджета при предоставлении налоговых льгот. «Налоговые льготы должны предоставляться за счет собственных средств, а не за счет дотаций или госдолга», — отмечают эксперты PwC.

Москва и ХМАО лидируют в рейтинге третий год подряд, однако Башкирия вышла в тройку самых эффективных субъектов впервые. Это единственный дотационный регион в числе лидеров.

Доля дотаций в бюджете республики, по оценкам местных властей, составляет 8,3% его собственных доходов. «Башкирия крайне аккуратно относится к раздаче налоговых льгот и преференций», — пояснил РБК партнер PwC Кирилл Никитин.

Лидеры рейтинга, по его словам, первыми и в максимально полном объеме воспользовались возможностями для роста налоговых поступлений.

Пять лидирующих регионов — Москва, ХМАО, Башкирия, Сахалинская и Новосибирская области — с 2015 года, как только стало возможным, начали рассчитывать налог на имущество организаций и физлиц по кадастровой стоимости недвижимости и установили высокий транспортный налог для мощных легковых автомобилей, обеспечив рост налоговой базы, объясняют в PwC.

«Те регионы, которые, по мнению некоторых экспертов, излишне хорошо себя чувствуют в плане бюджетной обеспеченности, не благодаря собственным заслугам, а потому, что им «повезло», на самом деле проводят активную налоговую политику и давно пользуются ее инструментами, которые другие предпочли не замечать, фокусируясь на получении дотаций», — указал Никитин.

Как отмечают авторы исследования, Москва, ХМАО и Сахалинская область предоставляют налоговые льготы за счет собственных средств, а не дотаций.

Во всех регионах-лидерах, кроме ХМАО, снизилась налоговая задолженность.

Серьезно снизили налоговую задолженность, до уровня не более 5% от налоговых доходов, Вологодская область, Республика Коми, Архангельская область, Ульяновская область и Татарстан.

Эксперты анализировали данные на конец 2017 года, поэтому последние успехи отдельных субъектов будут отражены в рейтинге следующего года.

В частности, как пояснил Кирилл Никитин, по оценкам PwC, «Пермский край в следующем году может оказаться значительно выше в рейтинге, так как теперь точечно подходит к льготам по налогу на прибыль, работает по ряду других направлений, задолженности, имущественным налогам».

Вологодская область выбилась в десятку лидеров, поднявшись с 28-й строчки на 6-е место в рейтинге. Как следует из доклада, успех Вологодской области принесли пересмотр налоговых льгот, развитие патентной системы налогообложения и работа с налоговой задолженностью. Негативную динамику показал Крым — за год он упал с 63-го на 78-е место.

Слабо используют налоговые полномочия власти Северной Осетии, Смоленской и Астраханской областей, Красноярского края и Дагестана, указывается в докладе. В Дагестане, Северной Осетии и Смоленской области налоговая задолженность выросла, превысив 20% налоговых доходов.

У регионов, которые получают дотации, нет стимулов для работы с налоговой базой, полагают эксперты PwС.

Минфин предъявляет намного более жесткие требования к налоговой политике высокодотационных регионов, возразил в беседе с РБК ведущий научный сотрудник Центра развития ВШЭ Андрей Чернявский.

С 2017 года регионы, получающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, должны заключать соглашения с Минфином и пересматривать или отменять неэффективные налоговые льготы. Регионам, не выполнившим условия, дают меньше дотаций.

«Федеральный центр подталкивает регионы в направлении отказа от налоговых льгот. Они должны доказывать их эффективность, что достаточно сложно. Поэтому многие предпочитают от этих льгот отказываться.

Речь идет прежде всего о налоге на прибыль, по которому налоговым кодексом предусмотрены существенные льготы, но их могут позволить себе только регионы-доноры», — отметил Чернявский. По мнению эксперта, рейтинг PwC не учитывает проблемы, с которыми сталкиваются регионы.

«Если в одних происходит пересмотр налоговой политики, а в других нет, нужно смотреть, почему власти субъектов не хотят увеличивать налоги», — пояснил Чернявский.

С 2018 года Минфин запустил программу реструктуризации бюджетных кредитов регионам (выдаются из федерального бюджета под символические 0,1% годовых), которая позволила сократить уровень госдолга в российских субъектах, увеличившийся на фоне санкций, падения цен на нефть и выполнения майских указов по росту зарплат бюджетников. Программа, на которую из бюджета выделяли 55 млрд руб., рассчитана на семь лет. В 2018–2019 годах регионам нужно будет выплачивать только 5% общей суммы задолженности перед федеральным бюджетом, но на них налагаются ограничения по дефициту и расходам бюджета.

По данным Минфина, число регионов с профицитом бюджета выросло на 40% в 2017 году и достигло 45. Число регионов с дефицитом бюджета уменьшилось до 40 против 58 годом ранее и 76 в 2015 году. Сводный дефицит региональных бюджетов по итогам 2017 года составил 15,5 млрд руб., а дефицит консолидированных бюджетов регионов (с учетом бюджетов муниципалитетов) — 51,9 млрд руб.

Источник: https://www.rbc.ru/economics/06/09/2018/5b8fe6639a79472f6f7e98a7

PwC: Эффективность налоговой политики зависит от дотаций

Самой неэффективной налоговой политикой среди российских регионов обладают те, которые в наибольшей степени зависят от дотаций из федерального бюджета.

К такому выводу пришли аналитики международной сети компаний PwC («PricewaterhouseCoopers») в докладе «Рейтинг эффективности региональной налоговой политики по итогам 2016 года».

Эффективная же налоговая политика характерна в большинстве случаев для регионов, которые сами выступают в отношении бюджета России донорами.

© Круглов Олег / Фотобанк Лори

В качестве основы для оценки агентство проанализировало практику взимания на региональном уровне шести различных налогов, что в итоге и позволило оценить эффективность налоговой политики в каждой из территорий страны. Эффективность налоговой политики решили оценить в баллах – оценка использования каждой из шести налоговых мер могла принести в рамках рейтинга региону-участнику от 0 до 30 баллов.

Чемпионы налогов

По результатам анализа наиболее эффективной налоговая политика была признана в таких регионах, как г. Москва, Ханты-Мансийский автономный округ, а также Подмосковье, республика Башкортостан и г. Санкт-Петербург. Худший показатель эффективности по итогам анализа получила Мурманская область.

Самый высокий показатель налоговой эффективности у российской столицы – налоговую политику Москвы оценили в 180 баллов. В случае Ханты-Мансийского АО оценки оказались более сдержанными – регион получил второе место в рейтинге и оценку в 159 баллов. Подмосковье оказалось уже лишь третьим (151 балл).

Как отмечают авторы исследования, уровень эффективности налоговой политики у регионов-лидеров рейтинга за год не изменился: по итогам 2015 года первые позиции занимали те же самые территории.

Вместе с тем по сравнению с предыдущим годом налоговая политика сразу пяти регионов претерпела кардинальные изменения.

В результате «скачок» показали такие регионы, как Камчатский край, улучшивший положение сразу на 46 пунктов, Кировская область, поднявшаяся на 38 позиций, а также Ставропольский край, Республика Хакасия и Алтайский край, изменившие позиции в рейтинге на 29, 27 и 26 пунктов в лучшую сторону соответственно.

Смену позиций аналитики PwC объясняют новациями в налоговой политике на региональном уровне. К примеру, рост рейтинга Кировской области и Алтайского края связан с переходом данных регионов к практике расчета налога на имущество организаций от кадастровой стоимости объектов.

Во всех из пяти упомянутых выше регионов – кроме Алтая – произошел и переход к расчету налога на имущество физических лиц от кадастра.

Что касается показателей в рейтинге у Камчатского края, то региону удалось сократить размер госдолга, а также уменьшить объем дотаций из федерального бюджета.

Как считали

Фактически в рамках рейтинга аналитики PwC попытались оценить эффективность работы властей российских регионов в плане формирования налоговой политики на местном уровне с учетом полномочий, которое им предоставляет федеральное законодательство.

Читайте также:  Выезд на встречную полосу движения ответственность водителя за нарушение пдд

В качестве основы выбрали налоги, поступления от которых направляются в региональный бюджет; в случае с каждым аналитики попытались оценить: насколько эффективна действующая в регионах система налогообложения.

 В рамках исследования были рассмотрены в том числе налог на имущество организаций, налог на имущество физлиц, патентный сбор для мигрантов, ставка транспортного налога, а также предоставление налоговых льгот и развитие патентной системы налогообложения.

Важно заметить, что все из шести выбранных налогов оказывают существенное влияние на доходы территорий.

Прежде всего в рамках исследования учитывалось, насколько в случае каждого из налогов регионы воспользовались имеющими возможностями по увеличению поступлений в бюджет.

Так, в случае с налогом на имущество организаций и частных лиц речь шла о переходе на расчет налога от кадастровой стоимости вместо балансовой. В случае с транспортным налогом на легковые автомобили с мощностью более 250 л.с.

лучшие показатели получали регионы с самыми высокими ставками налогов. Аналогичный подход применялся в случае с оценкой стоимости патента для мигрантов.

https://www.youtube.com/watch?v=oNATQd-w8Fk

Поскольку лишь три региона в России имели возможность ввести за рассматриваемый период торговый сбор (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), данная мера налоговой политики в рамках исследования попросту не учитывалась.

Что интересно: реже всего регионами используются такие меры налоговой политики, как переход к расчету налога на имущество (в случае и организаций, и физлиц) не от балансовой стоимости, а от кадастровой.

К новому принципу расчета, доступному с 2015 года, не перешли в случае с объектами недвижимости, предназначенными для размещения торговых и офисных объектов, объектов общепита и бытового обслуживания, 40 регионов из 85, в случае с налогом на имущество физических лиц – 36 регионов из 85 соответственно.

На дотации вся надежда

Средняя оценка, которую получили в рамках рейтинга недотационные регионы, составила 128 баллов, дотационные же территории получили в среднем лишь 91 балл. Как показало исследование PwC, самыми эффективными в плане налоговой политики регионами оказались не дотационные регионы страны, а территории-доноры.

Власти регионов-лидеров рейтинга при этом смогли воспользоваться практически всеми возможностями для увеличения налоговой базы. Так, в первый возможный год был совершен переход к расчету налога на имущество организаций от кадастровой стоимости объектов, от кадастровой стоимости объектов стал вестись расчет налога и на имущество физлиц.

Также регионы-лидеры оперативно установили высокую стоимость патента для мигрантов (размер авансового платежа по НДФЛ) и ввели высокую ставку по транспортному налогу для мощных легковых автомобилей.

В том числе, отмечается в докладе, в регионах с более эффективной налоговой политикой налоговые льготы предоставляются не за счет дотаций или госдолга.

Замыкают же рейтинг пять регионов, которые в принципе не сумели воспользоваться большинством из имеющихся в плане проведения налоговой политики полномочий. Речь идет о таких территориях, как Ульяновская, Астраханская и Мурманская области, а также республиках Марий Эл и Северная Осетия. Все указанные субъекты получают существенный уровень дотаций.

По итогам 2016 года все пять регионов так и не перешли к расчету налога на имущество физических лиц от кадастра, кроме того, они продолжают предоставляют налоговые льготы за счет дотаций или госдолга.

Как уточняют авторы доклада, такие субъекты предпочитают решать проблемы за счет дотаций из федерального бюджета вместо того, чтобы заниматься поиском баланса между наполнением бюджета, необходимостью поддерживать экономический рост и при этом еще и обеспечивать социальную стабильность и конкуренцию в регионе.

Источник: https://www.if24.ru/pwc-effektivnost-nalogov/

Крым объяснил падение своей налоговой эффективности некорректностью PwC

Рейтинг налоговой эффективности регионов PricewaterhouseCoopers, согласно которому позиции Крыма резко упали, составлен некорректно, заявили в Минфине республики.

«Выбранные консалтинговой компанией PwС критерии, по которым оценивалась налоговая политика регионов, считаем не совсем корректными.

С нашей точки зрения налоговая политика региона является эффективной, если в регионе растет количество налогоплательщиков, им комфортно работать в регионе, большинство налогоплательщиков платят налоги, то есть в регионе высокий уровень собираемости налогов», — говорится в ответе Минфина Крыма на запрос РБК.

В рейтинге налоговой эффективности российских субъектов, который PwC составляет ежегодно, Крым в этом году резко ухудшил позиции, опустившись с 63-го на 78-е место. Лидерами рейтинга стали Москва, Ханты-Мансийский автономный округ и Башкирия, а самые низкие результаты показали Северная Осетия, Смоленская и Астраханская области.

PwC при составлении рейтинга оценивал налоговый потенциал по семи показателям.

В том числе эксперты учитывали, ввели ли в регионе расчет налога на имущество организаций и налога на имущество физлиц от кадастровой стоимости, а также насколько развита патентная система налогообложения.

Кроме того, в расчет брались стоимость патента для мигрантов, ставка транспортного налога и налоговая задолженность. Больший балл присуждается регионам, которые живут по средствам и учитывают обеспеченность бюджета при предоставлении налоговых льгот.

​Стабильность налоговых поступлений обеспечивает не только применение патентной системы, на которое обращает внимание в своем рейтинге PwC, но и единый налог на вмененный доход, поступления от которого в Крыму превышают доходы от патентов, отмечает Минфин Крыма. Для крымских налогоплательщиков наиболее привлекательна упрощенная система налогообложения, поступления от которой за прошлый год составили 2,5 млрд руб., добавили в министерстве.

«На протяжении 2014-2017 годов в Республике Крым проводилась гибкая налоговая политика по специальным налоговым режимам, что позволило развивать на территории республики малый и средний бизнес и значительно увеличить количество налогоплательщиков. Таким образом, считаем целесообразным оценивать и такую меру налоговой политики, как развитие специальных налоговых режимов», — подчеркнули в Минфине республики.

«То, что Крым переместился с 63-го места на 78-е, не говорит о слабой налоговой политике региона, считаем этот вывод неправильным», — резюмировал крымский Минфин.

На ухудшение позиций негативно повлияло отсутствие кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, но это «объективный фактор, поскольку законодательство Российской Федерации на территории Республики Крым действует с 2015 года», отметили в министерстве.

Источник: https://finovosti.ru/news/politika/krym-obyasnil-padenie-svoey-nalogovoy-effektivnosti-nekorrektnostyu-pwc

Регионы по кадастру считают

Пять российских регионов за год совершили прорыв в налоговой политике. Это Камчатский край, Кировская область, Ставропольский край, Республика Хакасия и Алтайский край, указано в подготовленном PwC «Рейтинге эффективности региональной налоговой политики-2016». «Известия» ознакомились с его выводами.

По оценке PwC, успеха этим субъектам удалось достичь прежде всего за счет перехода на расчет имущественного налога по кадастру, а также установления стоимости патента для мигрантов. Грамотное управление налогами позволяет субъектам значительно сократить объем дотаций из федерального бюджета.

Стабильность бюджетов регионов в будущем будет зависеть от их способности тонко управлять налоговыми инструментами. 

Лидерами рейтинга остаются Москва, Подмосковье, ХМАО, Санкт-Петербург и Башкортостан. При этом несколько субъектов продемонстрировали в 2016 году значительный скачок по сравнению с 2015 годом, отметили в PwC. Камчатский край поднялся на 46 позиций, Кировская область — на 38, Ставропольский край — на 29, республика Хакасия — на 27, Алтайский край — на 26.

«Повышение позиции указанных субъектов связано с переходом к расчету налога на имущество организаций от кадастровой стоимости объектов (Кировская область и Алтайский край), переходом к расчету налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости объектов (кроме Алтайского края), а также установлением стоимости патента для мигрантов», — уточняется в материалах к рейтингу.

Впрочем, несмотря на улучшение налоговой эффективности, этим субъектам еще есть над чем работать, уверен старший директор, руководитель группы суверенных и региональных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Андрей Пискунов.

— У многих из них еще достаточно большой долг, высокая просроченная кредиторская задолженность, — отметил он.

https://www.youtube.com/watch?v=lNNO2-uppyk

Профессор кафедры экономической и социальной географии России МГУ Наталья Зубаревич разделяет эту позицию.

— Смотрим, каков уровень дотационности этих субъектов. В Камчатском крае — 64% по 2016 году. В Кировской области не такой большой — 33%, хотя тоже немало. Трансферт из Федерального бюджета в прошлом году вырос здесь на 39%. Ставропольский край — аграрный регион, агросектор налогов особо не платит.

Уровень дотационности по 2016 году — 28%. У Хакасии две проблемы: работающий здесь РУСАЛ платит мало налогов, а местные власти бесконечно наращивают дефициты и долги.

Алтайский край очень аккуратный, у него нет большого дефицита бюджета, но здесь низкая налоговая база, потому что агросектор платит мало, а остальные сферы там не процветают, — рассказала Наталья Зубаревич.

Согласно исследованию PwC, пять регионов с наименьшим количеством баллов — это Ульяновская и Астраханская области, Республика Марий Эл, Северная Осетия, Мурманская область.

По оценке PwC, эти субъекты Федерации не перешли к расчету налога на имущество от кадастра, а также «предоставляют налоговые льготы за счет дотаций или госдолга».

Читайте также:  Повышение ндс неизбежно, но другие налоги не вырастут

Все пять регионов получают существенные дотации из федерального бюджета.

Как рассказали «Известиям» представители четырех регионов из пяти (на запрос не ответили только в Северной Осетии), субъекты находятся в процессе перехода на расчет налога от кадастра и согласовали с Минфином работу по сокращению неэффективных льгот.

Вместе с тем, сообщили в пресс-службе Мурманской области, окончательное решение о переходе на кадастр в этом регионе было принято после того, как инвентаризационная стоимость после установки повышающих коэффициентов стала даже превышать кадастровую.

Поэтому переход на кадастр стал неизбежен, хотя и означал для бюджета выпадающие доходы в 2018 году. Однако в субъекте сделали выбор в пользу неповышения налогов на граждан и бизнес.

Повышать доходы бюджета можно не только за счет кадастра, уверены в Астраханской области.

По словам замруководителя администрации губернатора Алексея Глухова, регион обсуждает применение ставки 17% по прибыли компаний от новых месторождений на Каспии и получение НДПИ на нефть.

Это позволит региону увеличить доходы на 1,5 млрд рублей. В  Ульяновской области хотят повысить ставку транспортного налога на автомобили мощностью свыше 200 л.с., а также на яхты, катера и моторные лодки.

Регионы не спешат менять налоговую политику, ведь увеличение налоговой нагрузки — вопрос очень сложный, отметила руководитель правового департамента Heads Consulting Диана Маклозян.

Субъекты фактически оказались между двух огней: с одной стороны, Минфин жестко следит за состоянием их бюджетов и требует консолидации, с другой — необходимость исполнения майских указов повышает нагрузку.

Способность регионов решить обе задачи во многом будет зависеть от их финансового менеджмента и умения грамотно использовать налоговые инструменты. 

Источник: https://iz.ru/642784/regiony-po-kadastru-schitaiut

Какие регионы показали самую высокую налоговую эффективность

Фото: Максим Змеев / Reuters

Самыми эффективными российскими регионами с точки зрения налоговой политики по итогам 2017 года стали Москва, Ханты-Мансийский автономный округ и Башкирия, следует из рейтинга PricewaterhouseCoopers, с которым ознакомился РБК. Худшие показатели — в Северной Осетии, Смоленской и Астраханской областях.

Как оценивают регионы

PwC оценивает налоговый потенциал российских регионов по семи показателям. В рейтинге анализируется, ввели ли в регионе расчет налога на имущество организаций и налога на имущество физлиц от кадастровой стоимости, насколько развита патентная система налогообложения. Кроме того, эксперты учитывали стоимость патента для мигрантов, ставку по транспортному налогу, налоговую задолженность.

Больший балл присуждается регионам, которые живут по средствам и учитывают обеспеченность бюджета при предоставлении налоговых льгот. «Налоговые льготы должны предоставляться за счет собственных средств, а не за счет дотаций или госдолга», — отмечают эксперты PwC.

Москва и ХМАО лидируют в рейтинге третий год подряд, однако Башкирия вышла в тройку самых эффективных субъектов впервые. Это единственный дотационный регион в числе лидеров.

Доля дотаций в бюджете республики, по оценкам местных властей, составляет 8,3% его собственных доходов. «Башкирия крайне аккуратно относится к раздаче налоговых льгот и преференций», — пояснил РБК партнер PwC Кирилл Никитин.

Лидеры рейтинга, по его словам, первыми и в максимально полном объеме воспользовались возможностями для роста налоговых поступлений.

Пять лидирующих регионов — Москва, ХМАО, Башкирия, Сахалинская и Новосибирская области — с 2015 года, как только стало возможным, начали рассчитывать налог на имущество организаций и физлиц по кадастровой стоимости недвижимости и установили высокий транспортный налог для мощных легковых автомобилей, обеспечив рост налоговой базы, объясняют в PwC.

«Те регионы, которые, по мнению некоторых экспертов, излишне хорошо себя чувствуют в плане бюджетной обеспеченности, не благодаря собственным заслугам, а потому, что им «повезло», на самом деле проводят активную налоговую политику и давно пользуются ее инструментами, которые другие предпочли не замечать, фокусируясь на получении дотаций», — указал Никитин.

Как отмечают авторы исследования, Москва, ХМАО и Сахалинская область предоставляют налоговые льготы за счет собственных средств, а не дотаций.

Во всех регионах-лидерах, кроме ХМАО, снизилась налоговая задолженность.

Серьезно снизили налоговую задолженность, до уровня не более 5% от налоговых доходов, Вологодская область, Республика Коми, Архангельская область, Ульяновская область и Татарстан.

Эксперты анализировали данные на конец 2017 года, поэтому последние успехи отдельных субъектов будут отражены в рейтинге следующего года.

В частности, как пояснил Кирилл Никитин, по оценкам PwC, «Пермский край в следующем году может оказаться значительно выше в рейтинге, так как теперь точечно подходит к льготам по налогу на прибыль, работает по ряду других направлений, задолженности, имущественным налогам».

Вологодская область выбилась в десятку лидеров, поднявшись с 28-й строчки на 6-е место в рейтинге. Как следует из доклада, успех Вологодской области принесли пересмотр налоговых льгот, развитие патентной системы налогообложения и работа с налоговой задолженностью. Негативную динамику показал Крым — за год он упал с 63-го на 78-е место.

Слабо используют налоговые полномочия власти Северной Осетии, Смоленской и Астраханской областей, Красноярского края и Дагестана, указывается в докладе. В Дагестане, Северной Осетии и Смоленской области налоговая задолженность выросла, превысив 20% налоговых доходов.

Нет стимулов

У регионов, которые получают дотации, нет стимулов для работы с налоговой базой, полагают эксперты PwС.

Минфин предъявляет намного более жесткие требования к налоговой политике высокодотационных регионов, возразил в беседе с РБК ведущий научный сотрудник Центра развития ВШЭ Андрей Чернявский.

С 2017 года регионы, получающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, должны заключать соглашения с Минфином и пересматривать или отменять неэффективные налоговые льготы. Регионам, не выполнившим условия, дают меньше дотаций.

«Федеральный центр подталкивает регионы в направлении отказа от налоговых льгот. Они должны доказывать их эффективность, что достаточно сложно. Поэтому многие предпочитают от этих льгот отказываться.

Речь идет прежде всего о налоге на прибыль, по которому налоговым кодексом предусмотрены существенные льготы, но их могут позволить себе только регионы-доноры», — отметил Чернявский. По мнению эксперта, рейтинг PwC не учитывает проблемы, с которыми сталкиваются регионы.

«Если в одних происходит пересмотр налоговой политики, а в других нет, нужно смотреть, почему власти субъектов не хотят увеличивать налоги», — пояснил Чернявский.

Помогли с кредитами

С 2018 года Минфин запустил программу реструктуризации бюджетных кредитов регионам (выдаются из федерального бюджета под символические 0,1% годовых), которая позволила сократить уровень госдолга в российских субъектах, увеличившийся на фоне санкций, падения цен на нефть и выполнения майских указов по росту зарплат бюджетников. Программа, на которую из бюджета выделяли 55 млрд руб., рассчитана на семь лет. В 2018–2019 годах регионам нужно будет выплачивать только 5% общей суммы задолженности перед федеральным бюджетом, но на них налагаются ограничения по дефициту и расходам бюджета.

По данным Минфина, число регионов с профицитом бюджета выросло на 40% в 2017 году и достигло 45. Число регионов с дефицитом бюджета уменьшилось до 40 против 58 годом ранее и 76 в 2015 году. Сводный дефицит региональных бюджетов по итогам 2017 года составил 15,5 млрд руб., а дефицит консолидированных бюджетов регионов (с учетом бюджетов муниципалитетов) — 51,9 млрд руб.

Источник: http://trynews.ru/ekonomika/kakie-regiony-pokazali-samyu-vysokyu-nalogovyu-effektivnost/

Лучший мытарь. Кто из регионов-доноров победил в умении выжимать налоги

В рейтинге PwC 18-е место: Татарстан «прессует» владельцев моллов, но жалеет офисный планктон

Pricewater­houseCoopers (PwC) представила рейтинг эффективности региональных систем налогообложения по итогам 2017 года.

Татарстан занял в нем 18-е место из 85 субъектов РФ, тогда как год назад находился на 12-й строчке и входил в число жестких регионов, установивших максимальные ставки по налогу на имущество и транспортному налогу для граждан.

По версии аудиторской компании, в этом году республика так и не перешла на кадастровую оценку офисной недвижимости, из-за чего «потеряла» решающие 15 баллов и отстала от Башкортостана и Удмуртии. Подробности — в материале «Реального времени».

Международная консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers (PwC) выпустила очередной обзор результативности налоговой политики в регионах, который был представлен на Московском финансовом форуме-2018.

Читайте также:  Генпрокуратура выявила больше 245 000 коррупционных нарушений в 2017 году

Интересно, что рейтинг построен по принципу поощрения максимального налогообложения бизнеса и граждан, а не наоборот. То есть чем выше регион устанавливает ставку по «своим» налогам, тем больше баллов присваивается ему аудиторами PwC.

Для этого были взяты критерии, оценивающие: как регион переходит к расчету налога на имущество организаций от кадастровой стоимости по торговой и офисной недвижимости; на каком уровне установлены ставки по транспортному налогу на легковые автомобили мощностью более 250 л. с.

; как широко предоставляются налоговые льготы; как работает патентная система налогообложения. В рейтинг включены 85 регионов РФ.

На верхних строчках расположись те субъекты РФ, кто научился «стричь купоны» с собственных доходов по максимуму — это Москва, Ханты-Мансийск, Башкортостан (первая тройка лидеров), а на нижних — те, кто обнуляет ставки по некоторым местным налогам или до сих пор не перешел на кадастровую оценку недвижимости при расчете налога на имущество.

Кстати, среди таких аутсайдеров есть немало регионов из ПФО: это Ульяновская область, которая за 3 года так и не решилась перейти на кадастр для физических и юридических лиц, а еще Чувашия, Оренбургская область и Марий Эл, которые согласились ввести кадастровую оценку только для граждан, а для юридических лиц расчет ведется по «старой схеме».

Авторы методологии исходили из того, что предельная ставка по региональным налогам автоматически приводит к повышению доходов региона.

Поэтому максимальные 30 баллов присуждались региону с самой высокой налоговой ставкой и 0 баллов получали те, кто «обнулял» ставки, фактически сокращая доходы по региональным налогам.

Тем самым аудиторы хотели лишь показать насколько регионы пользуются своими полномочиями в сфере налоговой политики.

На верхних строчках расположись те субъекты РФ, кто научился «стричь купоны» с собственных доходов по максимуму — это Москва, Ханты-Мансийск, Башкортостан. Фото gkbashkortostan.ru

Налоги у доноров выше, чем у реципиентов

Исследователи PwC пришли к выводу, что регионы–доноры собирают больше налогов не только потому что у них есть завидные нефтегазовые барыши, но и сами они стараются зарабатывать по «полной программе». Так, средний балл по коэффициентам регионального налогообложения у доноров составил 148, а у дотационных регионов — 121 балл.

Иначе говоря, налоговые ставки в богатых регионах выше, чем в дотационных.

«Результаты рейтинга третий год подряд подтверждают тезис, что недотационные регионы и регионы с незначительным уровнем дотаций (менее 1% от налоговых и неналоговых доходов региона) используют больше полномочий в сфере налоговой политики, чем дотационные», — говорится в заключении (PwC).

«Пять лидирующих в рейтинге регионов, среди которых Москва, ХМАО, Республика Башкортостан набрали высокие баллы, так как в первый возможный год (2015-й) перешли к расчету налога на имущество организаций от кадастровой стоимости объектов хотя бы по одному виду недвижимости и в первый возможный год (2015-й) перешли к расчету налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости объектов, и установили высокую ставку по транспортному налогу для мощных легковых автомобилей», — говорится в итоговом заключении.

Между Удмуртией и Самарой

Татарстан занял в нем 18-е место, получив 147,5 балла из максимально возможных 200 баллов. По сравнению с поволжскими регионами республика немного уступила Самарской области, оказавшейся на 16-м месте с 149,1 балла.

Но сильно отстала от Башкортостана, попавшего в первую тройку лидеров (172 балла) и Удмуртии, закрепившейся на 12-м месте со 151,9 балла.

В первую половину рейтинга среди поволжских регионов вошла Нижегородская область, оказавшаяся на 25-м месте со 141,2 балла.

По версии аудиторов, власти Ульяновской области, с одной стороны, тормозят переход на кадастровую оценку имущества, а с другой — вообще не предоставляют налоговых льгот по региональным налогам. Фото booking-sbo.ru

Меньше всех среди регионов ПФО заработала Ульяновская область (76-е место, 91,8 балла). Эксперты PwC присудили сразу несколько нулей как за умение пользоваться налоговыми инструментами, так и за предоставление льгот.

По версии аудиторов, власти региона с одной стороны тормозят переход на кадастровую оценку имущества, а с другой вообще не предоставляет налоговых льгот по региональным налогам. Вообще, регионы ПФО не любят освобождать бизнес от уплаты местных налогов.

Так, без местных льгот обходятся в Нижегородской и Кировской области, облагая налогоплательщиков по средним ставкам, не задирая их до потока. Зато власти Башкортостана, судя по рейтингу, готовы их раздавать всем желающим. Республика получила больше рейтинговых баллов, чем остальные регионы ПФО, — 21 из 30.

Забавно, что на этом фоне Татарстан, где плюнуть некуда, обязательно попадешь либо в ТОСЭР и ОЭЗ, ухудшил показатели по этому критерию. Если в прошлом году аудиторы PWC присудили ему за распространение льгот 15 баллов, то в этом году — 12,5 балла. Запрос «Реального времени» о том, почему произошла переоценка и как ее интерпретировать, остался без комментария команды PwC.

Директор по налоговому и правовому консалтингу казанской компании «Аудэкс» Ильдар Хуснутдинов предположил, что недополученные баллы можно объяснить тем, что республика отказалась вводить двухлетние налоговые каникулы для начинающих предпринимателей. «По всей стране он может 2 года не платить вообще никаких налогов, но не у нас», — пояснил он.

Максимальные 30 баллов Татарстан получил за переход к расчету налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости и за установление потолка по транспортному налогу. Фото prokazan.ru

Татарстан без нулей

Налоговые меры Татарстана эксперты PwC оценили как более-менее эффективные: ни одного нуля в его рейтинговой табели не оказалось. Это значит, налоговых поблажек регион не дает, а основная нагрузка по региональным налогам равномерно легла как на бизнес, так и на граждан.

Максимальные 30 баллов регион получил за переход к расчету налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости и за установление потолка по транспортному налогу. За налогообложение недвижимости Татарстан получил — 15 баллов.

Оставшиеся 15 баллов «срезали» за то, что в республике не перевели на кадастр владельцев офисной недвижимости. Для них налог на имущество рассчитывается по старой схеме и, как сообщили «Реальному времени» в парламенте, вводить новую в будущем году пока не собираются.

«Обсуждений на эту тему не ведется, как и подготовка соответствующих законопроектов», — пояснили в бюджетном комитете.

В этом году авторы рейтинга добавили новый критерий: работа с налоговой задолженностью.

После двух лет рейтингования эксперты PwC обнаружили, что «заведомо высокие налоговые ставки, установленные без учета фактических возможностей налогоплательщиков, ожидаемо приводят к росту налоговой задолженности».

Они подсчитали, что серьезное снижение недоимки (более 8%) происходит во многих регионах ПФО, а высокие баллы по показателю получили как «мягкая» Ульяновская область, так и «жесткий» Татарстан.

Татарстанские эксперты оценили результаты рейтинга PwC как неоднозначные и противоречивые.

Директор по налоговому и правовому консалтингу казанской компании «Аудэкс» Ильдар Хуснутдинов считает, что сохранение преференций для владельцев офисной недвижимости оправданно. «Офисные центры — это сосредоточение малого и среднего бизнеса, где они берут в аренду небольшие площади. Поэтому увеличивать для них нагрузку нецелесообразно», — полагает он.

«Если брать торговые комплексы, где работают крупные ретейлеры, то здесь кадастр им по силам. И год назад власти расширили охват недвижимости, подпадающий под кадастр: с 2016 года ввели норматив 2 тысячи кв. метров вместо 3 тысяч кв. метров в 2015 году», — уточнил он.

Он полагает, что офисную недвижимость оставят в прежнем режиме налогообложения, так как малый и средний бизнес находятся в сложном экономическом положении.

Нужно ли совершенствовать региональную систему налогообложения? «Сейчас налогоплательщики жалуются на высокую налоговую нагрузку в связи с выплатой страховых взносов с фонда оплаты труда, но это уже в компетенции федеральных властей, — отмечает он.

— Были времена, когда льготы предоставлялись на капитальные вложения бизнеса. Может в этом ключе нужно подумать», — полагает он. — Но сейчас, когда республиканский бюджет испытывает трудности с его наполнением, рассчитывать не республиканские преференции не приходится. Система уже устоялась».

НедвижимостьЭкономикаБюджетИнвестиции БашкортостанУдмуртияТатарстан

Источник: https://RealnoeVremya.ru/articles/112138-sostavlen-reyting-nalogovyh-rezhimov-v-regionah-rossii

Ссылка на основную публикацию