Правовой статус муниципального служащего

Правовой статус муниципального служащего в Российской Федерации

(Киреева Е. Ю.) («Административное и муниципальное право», 2009, N 2) Текст документа

ПРАВОВОЙ СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е. Ю. КИРЕЕВА

Киреева Елена Юрьевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Российской академии государственной службы при Президенте России.

В современной истории России институт муниципальной службы и его составляющая — правовой статус муниципального служащего — появились сравнительно недавно. С закреплением в Конституции РФ 1993 г.

принципа самостоятельности местного самоуправления оно выделилось из системы органов государственной власти, вышло на новый демократический этап развития. Федеральный закон от 28 августа 1995 г.

«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» способствовал формированию понятия муниципального служащего в РФ. В ч. 1 ст.

1 данного акта было установлено понятие муниципальной службы как профессиональной деятельности на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. Законом было установлено, что лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. ——————————— Собрание законодательства РФ. 1995. N 35. Ст. 3506.

В Федеральном законе от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ (ред. 25 июля 2002 г.) «Об основах муниципальной службы в РФ» был уточнен термин «муниципальный служащий».

Кроме того, в указанном Законе были установлены основы правового статуса муниципального служащего, включая права, обязанности, ограничения, связанные с муниципальной службой, гарантии муниципального служащего.

——————————— Собрание законодательства РФ. 1998. N 2. Ст. 224.

Муниципальная реформа, осуществляемая на основе положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 3 декабря 2008 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», послужила новым импульсом для развития института муниципальной службы и совершенствования правового статуса муниципальных служащих. В рамках ст.

42 указанного Закона была сформирована новая система правового регулирования отношений на муниципальной службе. Следствием этих изменений стало принятие 2 марта 2007 г. Федерального закона N 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ». Одним из основных терминов, рассматриваемых в настоящей статье, является понятие «муниципальный служащий».

Для его истолкования обратимся к современным научным изданиям и законодательным актам РФ. Прежде всего необходимо отметить, что в соответствии с законодательно установленным принципом взаимосвязи государственной гражданской и муниципальной служб существует много общего в определении понятий «государственный гражданский служащий» и «муниципальный служащий».

В зарубежных государствах статус служащих органов и учреждений местного самоуправления (муниципальных служащих) во многом аналогичен статусу государственных служащих. В некоторых странах употребляется обобщающий термин «публичные служащие» . ——————————— Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 1 — 2. Часть общая / Отв. ред.

проф. Б. А. Страшун. М.: Бек, 2000. С. 255.

С учетом того, что в России законодательно сначала было установлено понятие «государственный служащий», а затем «муниципальный служащий», проанализируем сначала первое понятие, а затем рассмотрим специфику второго.

В административно-правовой доктрине существуют различные толкования термина «государственный служащий», причем его изучение осуществлялось и в дореволюционный, и в советский период. Видный русский правовед А. Д.

Градовский во второй части книги «Начала русского государственного права» к существенным признакам понятия «служащий» относил следующие: ——————————— См.: Градовский А. Д. Начала русского государственного права. Т. 2: Органы управления. М.: Зерцало, 2006. С. 49 — 53.

а) назначение или утверждение в должности главой правительства или тем лицом, кому верховная власть делегировала это право. Служащие по необходимости входят в состав правительственного организма. Отсюда — особенно крепкая, преимущественная связь их с главою государства.

В известных отношениях служащий, как орган государства, противопоставляется прочим элементам общества.

Служащие составляют особый класс со своими специальными правами и обязанностями; б) понятие служащего по общему правилу соединяется с понятием лица, занимающего определенную государственную должность; с понятием же должности соединяется осуществление одного из прав государственного верховенства по делегации главы государства.

Отсюда следует, что чиновником в узком смысле слова может быть названо только лицо, получившее в свое самостоятельное (под условием ответственности) заведование определенную часть управления; в) служащие лица, входя в состав правительственного организма, действуют в принципе по поручению главы государства, во имя которого отправляется правосудие, действует администрация. Поэтому они отличаются от других лиц, также являющихся органами государства (депутаты нижней палаты, пэры). Исследователи советского периода В. А. Власов и С. С. Студеникин отмечали, что государственный служащий — это лицо, выполняющее непосредственно или в качестве вспомогательного работника, постоянно или временно за вознаграждение служебные обязанности (государственные функции) в аппарате государственной администрации (в государственном аппарате) . Другой подход, в котором отправным моментом является не функциональный критерий (исполнение функций государства), а понятие должности, был предложен А. Е. Луневым, который определял понятие «государственный служащий» как лицо, которое занимает постоянную или временную должность в государственном аппарате и получает вознаграждение за свой труд . ——————————— См.: Власов В. А., Студеникин С. С. Советское административное право. М., 1959. С. 107. См.: Советское административное право / Отв. ред. А. Е. Лунев. М., 1960. С. 90.

В настоящее время подходы к исследованию понятия «государственный служащий» существенно не изменились. Ряд авторов трактует понятие «служащий» через выявление специфики деятельности данных лиц и ее отличий от труда наемных работников. Так, А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий и Ю. М.

Козлов отмечают, что к пониманию сущности служащего приближает определение, согласно которому служащими признаются «работники нефизического и умственного труда, получающие заработную плату…».

По мнению авторов, несмотря на то что результатом труда служащего не является создание материальных ценностей в виде вещественных продуктов, выполнение работ или оказание услуг материального характера, ошибочным является мнение, что служащий в отличие от производственного персонала не участвует в создании материальных ценностей и его труд не является производительным. Во-первых, труд служащего связан с организацией работы различных органов, предприятий, учреждений, во-вторых, многие категории служащих стоят у истоков научно-технического прогресса в различных сферах экономики и оказывают непосредственное влияние на ее функционирование и развитие. Отграничение служащего от других категорий работников только по характеру труда утрачивает свое значение, считают А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов, поскольку труд многих категорий рабочих и служащих сближает общностью его характера, хотя несомненно то, что физический труд остается уделом основной массы рабочих и крестьян. ——————————— См.: Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право РФ: Учебник. М.: Зерцало, 1996. С. 173, 174.

По мнению Д. Н. Бахраха, «служащий — это гражданин, занимающий должность в какой-либо организации и за вознаграждение осуществляющий управленческую деятельность либо социально-культурное обслуживание (врач, учитель, библиотекарь, технический секретарь, телефонистка, инспектор, начальник цеха и т. д.)».

Он выделяет следующие специфические характеристики их труда: — непосредственно не создают материальных ценностей, но обеспечивают условия для их производства; — обладают особым предметом труда — информацией, которая выступает средством их воздействия на управляемых (обслуживаемых); — воздействуют на людей, обслуживают их; — обычно заняты умственным трудом; — работают возмездно, получают заработную плату; — занимают должности в государственных, общественных, частных или иных организациях. Особое значение придается последней характеристике — замещение должности, без которой невозможно представить службу как таковую . ——————————— См.: Бахрах Д. Н. Административное право. М., 1993. С. 97, 99 — 100.

Б. М. Лазарев также отмечает, что государственным служащим называется лицо, занимающее в установленном порядке должность в государственной организации и за вознаграждение выполняющее определенную работу по осуществлению задач и функций государства. Профессор В. М.

Манохин полагает, что отличительные особенности государственного служащего состоят в следующем: он действует по поручению государства и от его имени; каждый из государственных служащих занимает государственную должность, учрежденную государством. В литературе также дается толкование термина «государственный служащий» в широком и узком смыслах.

В широком — это индивидуальный субъект права, осуществляющий государственные функции не только в государственных органах, но и в других государственных организациях, учреждениях, предприятиях (в этом случае государственные функции имеют, например, социально-культурный характер; их осуществляют служащие медицинских, воспитательных, образовательных и прочих учреждений). В узком понимании государственный служащий — это лицо, занимающее государственную должность государственной службы, т. е. должность в системе структурных подразделений государственной администрации, и выполняющее на возмездных началах (за вознаграждение, заработную плату, денежное содержание) функции этого государственного органа (властные, управленческие, правоохранительные, судебные) . ——————————— См.: Старилов Ю. Н. Служебное право. М.: Бек, 1996. С. 312 — 313.

Ю. Н. Старилов предлагает анализировать термин «государственный служащий» в трех аспектах: с государственно-, административно-, уголовно-правовой точек зрения.

В первом случае государственный служащий — «слуга» государства (его органов), наделенный полномочиями различного характера и значения, призванный осуществлять государственные функции. Во втором — это лицо, обладающее особыми властными, организационно-распорядительными полномочиями.

Он является представителем власти, реализующим юрисдикционные (правоохранительные) меры и полномочия и применяющий административно-правовые санкции.

В-третьих, государственные служащие — особый субъект уголовной и административной ответственности (государственные служащие — должностные лица — несут ответственность за должностные преступления) . ——————————— См.: Старилов Ю. Н. Служебное право. М.: Бек, 1996. С. 314 — 315.

В законодательстве советского периода определено понятия государственного служащего. Только с принятием Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ «Об основах государственной службы РФ» было дано нормативное толкование данного термина. Согласно ст.

3 государственным служащим являлся гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Причем в ч. 2 этой статьи было установлено интересное положение о том, что государственные служащие органов государственной власти субъектов РФ, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, признаются настоящим Федеральным законом государственными служащими РФ.

——————————— Собрание законодательства РФ. 1995. N 31. Ст. 2990.

В Федеральном законе N 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» трактовка данного понятия изменилась не столь существенно. Согласно ч. 1 ст.

10 федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта РФ — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта РФ может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета (ч. 2 ст. 10).

Выявив основные особенности и признаки государственного служащего, рассмотрим понятие «муниципальный служащий». В одном из справочных изданий муниципальный служащий в РФ определяется как гражданин РФ, осуществляющий службу на должности в органе местного самоуправления . ——————————— http://www. finam. ru/dictionary/wordf01C2E/default. asp? n=19

В диссертационном исследовании С. А.

Казакова приводится следующее определение: муниципальный служащий — это гражданин РФ, в возрасте не моложе 18 лет, владеющий государственным языком, имеющий соответствующее профессиональное образование, обеспечивающий службой интересы местного самоуправления, т. е.

его населения, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы, не являющейся выборной, за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств местного бюджета . ——————————— Казаков С. А. Организационно-правовые аспекты муниципальной службы в субъектах РФ: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 2004.

И. И.

Овчинников, определяя понятие муниципальной службы, указывает, что это особый вид публичной профессиональной служебной деятельности, осуществляемой гражданами РФ, а также гражданами иностранных государств-участников международных договоров РФ, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, на невыборной муниципальной должности в органах местного самоуправления, замещаемой путем заключения трудового договора (контракта) и на платной основе, за счет средств местного бюджета, в соответствии с федеральным законодательством субъекта Федерации, уставом муниципального образования, с целью обеспечения решения вопросов местного значения, а в случаях, установленных законом, — реализации отдельных государственных полномочий . Таким образом, к муниципальным служащим он относит не только граждан России, но и граждан иностранных государств-участников международных договоров РФ, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе. ——————————— См.: Овчинников И. И., Писарев А. Н. Муниципальное право России. М., 2007. С. 338.

В Федеральном законе N 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» было установлено: «Муниципальным служащим является гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета» (ст. 7). В действующем законодательстве муниципальный служащий — гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. (ред. от 25 ноября) N 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ»). На наш взгляд, в существующем определении имеется некая неопределенность, речь идет о том, к какому гражданству должно принадлежать лицо, замещающее муниципальную должность: исключительно РФ или допустима принадлежность к гражданству иностранного государства? Российский законодатель весьма не последователен в решении вопроса о круге субъектов, которые реализуют данное право. Установив, что муниципальная служба осуществляется на основе трудового договора (контракта), а Конституция России провозглашает свободу труда для всех, а не только для граждан РФ (ст. 37), законодатель одновременно установил запрет на замещение должностей муниципальной службы для иностранных граждан . ——————————— Статья 13 Федерального закона N 115-ФЗ определяет условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях и устанавливает, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. Однако последующие статьи данного Закона устанавливают совершенно иной подход в регулировании вопроса о доступе иностранных граждан к государственной и муниципальной службе. В соответствии со ст. 14 Федерального закона N 115-ФЗ иностранный гражданин не имеет права находиться на муниципальной службе. Отношение иностранных граждан к государственной службе определяется федеральным законом.

Читайте также:  Корпоративные споры

Источник: http://center-bereg.ru/n2023.html

Правовой статус муниципального служащего

Правовое положение муниципального служащего определяется в федеральном законодательстве (Конституция РФ, Законы и др.), в законах и нормативно-правовых актах субъектов Федерации, а также в уставах и иных правовых актах муниципальных образований.

Возможность физического лица вступать в качестве муниципального служащего в административно-правовые отношения, быть носителями конкретных юридических прав и обязанностей по муниципальной службе связана с наличием у него правового качества, которое называется правосубъектность.

Правосубъектность муниципального служащего возникает с момента замещения (назначения на должность) им определенной муниципальной должности и составляет основу правового статуса муниципального служащего, который включает в себя три основных элемента: права, обязанности и ответственность и дополнительных — ограничения и гарантии.

Основной правового статуса муниципального служащего являются его права и обязанности. Согласно разграничению полномочий в сфере регулирования муниципальной службы федеральные законы не содержат их конкретного перечня, он устанавливается законодательством субъектов Федерации.

При этом надо иметь в виду, что он не является исчерпывающим, а определяет только основные из них.

Дополнительно к ним муниципальные образования в своих уставах могут отражать и другие права и обязанности исходя из местных условий и традиций, специфики муниципального образования (экономическое развитие, специализация экономики) и других факторов.

Административно-правовой статус муниципального служащего имеет свои особенности:

a) права и обязанности муниципального служащего устанавливаются в пределах компетенции органа местного самоуправления;

b) носит производный характер — деятельность муниципального служащего подчинена осуществлению задач и функций органа местного самоуправления, в котором он проходит службу;

c) права и обязанности обладают единством – права являются и обязанностью и должны осуществляться в интересах населения муниципального образования и государства;

d) предписания муниципальных служащих обязательны для исполнения на территории данного муниципального образования всеми физическими и юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы и их форм собственности;

e) реализация прав и обязанностей гарантируется государством;

f) ограничения общегражданских прав и особая дополнительная ответственность направлена на повышение эффективности муниципальной службы.

Содержание правового положения муниципального служащего характеризуется общегражданскими (муниципальные служащие пользуются всеми правами и свободами и несут обязанности наравне со всеми гражданами) и служебными правами и обязанностями.

Должностные обязанности муниципального служащего являются производными от задач, функций и полномочий органа местного самоуправления, обеспечить исполнение которых и должна муниципальная служба.

Служебные права и обязанности подразделяются на:

? общие для всех муниципальных служащих:

= относящиеся к существу служебной деятельности по осуществлению местного самоуправления (обеспечивать соблюдение и защиту Конституции РФ, законом государства, прав и законных интересов граждан на территории данного муниципального образования и др.);

= сопутствующие статусу муниципального служащего (не совершать действий, подрывающих авторитет муниципального служащего, хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и др.).

? специальные, связанные с конкретными должностями и сферами деятельности органа местного самоуправления.

Среди прав, предоставленных Законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 08.01.1998 г. и Законом Московской области муниципальному служащему предоставлены следующие права:

› Знакомиться с документами, относящимися к деятельности, и получать информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей;

› Посещать в установленном порядке предприятия и учреждения независимо от форм собственности для исполнения обязанностей по службе;

› Принимать решения в пределах своей компетенции;

› продвигаться по службе и на повышение денежного содержания с учетом квалификации и профессиональных качеств;

› Повышать квалификацию и проходить переподготовку за счет средств местного бюджета;

› выходить в отставку, получать пенсионное обеспечение и др.

Указанными выше законодательными актами установлены следующие обязанности муниципального служащего:

? Обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, федеральных законов и субъектов Федерации, нормативно-правовых актов муниципального образования;

? Добросовестно исполнять должностные обязанности и распоряжения вышестоящих руководителей (в пределах их компетенции);

? Обеспечивать, соблюдать и защищать права и законные интересы граждан;

? Соблюдать установленные правила внутреннего трудового распорядка;

? Поддерживать свой уровень квалификации, достаточный для исполнения должностных обязанностей;

? Хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и др.

Предоставляя определенные права и возлагая обязанности необходимые для выполнения задач по государственному управлению, ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 08.01.1998 (ст.11) устанавливает социально-экономические, политические и моральные ограничения, связанные с муниципальной службой. Для муниципального служащего не допускается:

~ Занятие другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

~ Быть депутатом (законодательного) представительного органа, а также членом иных выборных органов местного самоуправления;

~ Состоять членом органа управления коммерческой организации;

~ Быть представителем или поверенным по делам третьих лиц в муниципальном органе;

~ Получать от физических и юридических лиц вознаграждение (подарки, деньги, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и др.) за исполнение служебных обязанностей в их интересах;

~ Получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;

~ Принимать участие в забастовках;

~ Использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения и др. муниципальное имущество и служебную информацию;

~ Использовать свое положение в интересах политических партий и общественных объединений, в т.ч. религиозных, для пропаганды отношения к ним и с целью образования их структур в органе местного самоуправления и др.

К правовым нормам, закрепляющим правовой статус муниципального служащего, относятся также нормы устанавливающие основания, виды и порядок применения поощрений муниципального служащего.

За неисполнение или не надлежащее исполнение должностных обязанностей муниципальный служащий подлежит ответственности в соответствии с действующим законодательством и уставом муниципального образования.

Под ответственностью муниципального служащего понимается обязанность муниципального служащего претерпеть определенные лишения личного, имущественного и организационного характера за совершенное им правонарушение.

В отношении муниципальных служащих предусмотрены следующие виды ответственности:

a) Дисциплинарная – за совершение дисциплинарного проступка (замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение от должности);

b) Административная – за совершение административных правонарушений;

c) Уголовная – за совершение уголовно наказуемых деяний;

d) Материальная – за причинение материального вреда при исполнении служебных обязанностей.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/31878.html

Правовой статус муниципального служащего

ФЗ-25. Глава 3. Правовое положение (статус) муниципального служащего

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Статус муниципальных служащих включает их права, обязанности, ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой

Правовое положение муниципального служащего характеризуется следующими признаками:

1) муниципальные служащие замещают должности муниципальной службы путем заключения трудового договора (контракта). Это отличает муниципальных служащих от выборных должностных лиц МСУ, депутатов представительных органов муниципальных образований, которые приобретают свои полномочия в результате выборов;

2) главы муниципальных образований, депутаты представительных органов местного самоуправления не являются муниципальными служащими. Их статус не определяется Законом о муниципальной службе;

3) для муниципальных служащих муниципальная служба выступает профессиональной деятельностью, выполняемой на постоянной и возмездной основе;

4) муниципальные должности устанавливаются НПА органов МСУ в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы;

5) к муниципальным служащим предъявляются квалификационные требования относительно уровня профессионального образования, стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, профессиональных знаний и навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей

6) муниципальные служащие, замещающие муниципальные должности, призваны обеспечивать исполнение органами МСУ своих полномочий. Лица, находящиеся на выборных муниципальных должностях, сами решают вопросы местного значения. Функциональная дифференциация служит важным критерием классификации муниципальных должностей;

Муниципальный служащий имеет право на:

1) ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе;

2) обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

3) оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом);

4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования;

6) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы;

7) получение дополнительного профессионального образования в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета;

8) защиту своих персональных данных;

9) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений;

10) объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

11) рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений;

12) пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов

Обязанности:

1) соблюдать Конституцию, ФКЗ, ФЗ, НПА, конституции (уставы), законы и иные НПА субъектов РФ, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией;

3) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, а также права и законные интересы организаций;

4) соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией;

5) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

Читайте также:  Путин предложил трампу помощь генпрокуратуры

6) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

7) беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

8) представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи;

9) сообщать представителю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства Российской Федерации в день выхода из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства иностранного государства в день приобретения гражданства иностранного государства;

10) соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

11) уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

Муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение.

Ограничения и запреты аналогичны государственным гражданским служащим.

43. Должность государственной гражданской службы: критерии, структура и квалификационные требования.

ФЗ-79. Глава 2.

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, должности государственной гражданской службы субъектов РФ — законами или иными НПА субъектов РФ с учетом положений ФЗ-79 в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Категории:

1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей

2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия руководителям;

3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

«руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

«специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

«обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации. Реестра должностей государственной гражданской службы субъекта утверждается законом или иным НПА субъекта Российской Федерации.

Классные чины:

1) Высшая группа – действительный государственный советник РФ или субъекта 1, 2 или 3-го класса

2) Главная группа — государственный советник РФ или субъекта 1, 2 или 3-го класса

3) Ведущая группа — советник государственной гражданской службы РФ или субъекта 1, 2 или 3-го класса

4) Старшая группа – референт государственной гражданской службы РФ или субъекта 1, 2 или 3-го класса

5) Младшая группа — секретарь государственной гражданской службы РФ или субъекта 1, 2 или 3-го класса

Квалификационные требования к должностям гражданской службы

1. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят

• требования к уровню профессионального образования,

• стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности,

• направлению подготовки,

• профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

2. Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

3. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего образования.

4. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

5. Квалификационные требования к стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента РФ, для гражданских служащих субъекта РФ — законом субъекта РФ.

6. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего

Источник: https://cyberpedia.su/5×8573.html

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

В соответствии с принятым 8 января 1998 г. федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (РГ. 1996. 31 июля), правовое положение муниципальных служащих как субъектов административного права стало более обособленным. В законе определены основные понятия муниципальной службы.

Муниципальная должность — должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Муниципальные должности подразделяются на: • выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов; • иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.

Муниципальная служба — профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

Граждане РФ имеют равный доступ к муниципальной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Муниципальная служба в РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов РФ.

Законодательное регулирование вопросов муниципальной службы осуществляется субъектами РФ в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральным законом о муниципальной службе и другими федеральными законами.

На муниципальных служащих распространяется действие законодательства РФ о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Муниципальная служба основана на принципах:

1) верховенства Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих;

2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия;

3) самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий;

4) профессионализма и компетентности муниципальных служащих;

5) ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

6) равного доступа граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;

7) единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в РФ, а также учета исторических и иных местных традиций;

8) правовой и социальной защищенности муниципальных служащих;

9) внепартийности муниципальной службы.

Муниципальным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.

Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта РФ.

Законами субъекта РФ устанавливается соотношение муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы РФ с учетом квалификационных требований, предъявляемых к соответствующим должностям муниципальной и государственной службы.

Квалификационные разряды присваиваются муниципальным служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации и указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям муниципальной службы в соответствии с классификацией муниципальных должностей муниципальной службы.

Квалификационные разряды, порядок их присвоения и сохранения при переводе или поступлении муниципальных служащих на иные муниципальные должности муниципальной службы либо государственные должности государственной службы субъектов РФ, а также при увольнении муниципальных служащих с муниципальной службы устанавливаются законами субъекта РФ в соответствии с федеральными законами.

Права и обязанности муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами субъекта РФ. Муниципальный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного органа субъекта РФ, депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или если в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на муниципальной службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением им должностных обязанностей;

9) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органов местного самоуправления муниципального образования с органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;

10) принимать участие в забастовках;

11) использовать свое служебное положение в интересах политических партий религиозных и других общественных объединений.

Муниципальные служащие не вправе образовывать в органах местного самоуправления структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений, за исключением профессиональных союзов;

Муниципальный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ.

Муниципальный служащий ежегодно в соответствии с федеральным законом, а также гражданин при поступлении на муниципальную службу обязаны представлять в органы государственной налоговой службы сведения (декларацию) о полученных ими доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, которые являются объектами налогообложения.

Виды поощрений муниципального служащего и порядок их применения устанавливаются Уставом и другими нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ.

Муниципальному служащему гарантируются:

1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;

2) денежное содержание и иные выплаты;

3) ежегодный оплачиваемый отпуск;

4) медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию;

5) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;

6) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

7) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;

Читайте также:  Борьба за репутацию: как удалить из интернета негативные отзывы о юрфирме

8) защита его и членов его семьи в порядке, установленном законами, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.

В случае ликвидации органа местного самоуправления, сокращения штата работников данного органа муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные законодательством РФ о труде для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, сокращения штата работников.

Законами субъекта РФ и уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для муниципального служащего.

Большое значение имеет принятый 15.10.1999 г. указ Президента РФ № 1370 «Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ».

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=100123

Особенности правового статуса муниципальных служащих в Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

Бураменская Марина Николаевна

Магистрант Нижегородского института управления — филиала РАНХиГС

Marina N. Buramenskaya

Graduate student of the Nizhny Novgorod Institute of Management branch of the RANEPA

e-mail: metodkab.bmk@yandex.ru

УДК 331:31/331.101.39

Особенности правового статуса муниципальных служащих в Российской Федерации

Characteristics of the legal status of municipal civil servants in the Russian Federation

В статье рассматриваются сущность и элементы административно-правового статуса муниципальных служащих в Российской Федерации, а также особенности его правового регулирования. Особое внимание уделяется классификации и анализу ограничений и запретов на муниципальной службе.

Ключевые слова: муниципальная служба, должность муниципальной службы, ограничения, запреты.

The author of the paper reveals essence and the elements of the legal status of the municipal civil service in the Russian Federation and its regulation. The author pays special attention to the analysis and classification of the restrictions and bans requirements to the municipal civil service.

Keywords: municipal civil service, position of the municipal civil service, restrictions, bans.

Одним из этапов реализации административной реформы в Российской Федерации стало реформирование института государственной и муниципальной службы. Государственные и муниципальные служащие занимают особое место в социальной структуре общества — место организаторов его жизнедеятельности.

Государственная и муниципальная служба выступает центральным звеном всей системы государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.

Эффективность публичного управления определяется эффективностью функционирования института государственной и муниципальной службы, поэтому вопросам его развития и реформирования уделяется большое внимание [1, с. 6].

Правовое регулирование муниципальной службы в Российской Федерации осуществляется как на федеральном уровне, где основополагающим является Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 25-ФЗ), так и на региональном уровне субъектов Российской Федерации и муниципальном уровне власти [2, с. 12].

В соответствии с Федеральным законом №25-ФЗ муниципальная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан, осуществляемую на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) [3]. Нередко к муниципальным служащим также относят депутатов представительных органов муниципальных образований,

членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. Однако в Федеральном законе № 25-ФЗ установлено, что эти лица не являются муниципальными служащими и относятся к лицам, замещающим муниципальные должности, и действие указанного закона на них не распространяется.

К основным признакам муниципальной службы относят: 1) профессиональный характер деятельности муниципальных служащих, зависящий от квалификационных требований, предъявляемых к муниципальной должности, и соответствующий ей уровень профессионального образования, стажа и квалификации муниципального служащего; 2) профессиональную деятельность муниципальных служащих на муниципальных должностях, не являющихся выборными (на постоянной основе), с установленными полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по обеспечению исполнения полномочий органами местного самоуправления; 3) совокупность людей, находящихся на службе муниципального образования, исполняющих свои профессиональные обязанности на контрактной основе за соответствующее вознаграждение за счет средств местного бюджета [4, с. 38].

Должность муниципальной службы представляет собой должность в органе местного самоуправления с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий данных органов или аппарате избирательной комиссии муниципального образования. Таким образом, следует отметить, что к муниципальным служащим нецелесообразно относить работников муниципальных учреждений, а также муниципальных предприятий, т.к. подобные организации не относятся к органами местного самоуправления.

Правовое положение (статус) муниципальных служащих определяется системой прав, которые корреспондируются с обязанностям, а также с ограничениями и запретами на муниципальной службе.

Особое внимание в Федеральном законе № 25-ФЗ уделено регламентации ограничений и запретов на муниципальной службе.

По своей природе ограничения, связанные с муниципальной службой, представляют собой совокупность мер сдерживающего воздействия от противозаконного деяния и нарушения законодательства о муниципальной службе, обеспечивающих качественное и эффективное исполнение муниципальными служащими своих профессиональных обязанностей, создавая условия для недопущения возникновения конфликта интересов и личной заинтересованности на муниципальной службе.

В качестве одного из ограничений на муниципальной службе, когда гражданин не может поступить на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе, следует отметить недопустимость «близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому» [3].

Федеральный закон №25-ФЗ содержит закрытый перечень таких лиц. При этом предусматриваются два случая, когда нельзя принять гражданина на муниципальную службу, а муниципальному служащему находиться на муниципальной службе:

1. Наличие указанных отношений с главой муниципального образования, но только если он осуществляет полномочия руководителя местной администрации. Например, глава местной администрации замещает должность по контракту, т. е.

является муниципальным служащим, так же, как и его заместитель, который является его родственником, не может замещать должность его заместителя.

Вместе с тем он может замещать иную должность муниципальной службы в местной администрации при условии, что отсутствует непосредственная подчиненность.

2. Наличие близкого родства или свойства между двумя муниципальными служащими. При этом ограничение действует только тогда, когда между указанными лицами имеет место непосредственная подчиненность или подконтрольность.

Однако необходимо различать непосредственное подчинение и подконтрольность как ситуацию, когда муниципальный служащий в пределах своих полномочий может принимать управленческие решения в отношении своих родственников, от линейного подчинения, не предполагающего непосредственное, т.е. опосредованное подчинение, которое вписывается в логику норм федерального законодательства и не позволяет судить о его нарушении.

В отличие от ограничений, запреты, связанные с муниципальной службой, представляют собой совокупность

— 4 —

ACTUAL ISSUES OF MODERN SCIENCE AND SOCIETY — 2/2016

Государственное и региональное управление

прав, которых лишается муниципальный служащий на определенные виды деятельности, в связи с предупреждением нежелательного социально-вредного поведения, которое может привести к снижению эффективности и качества, осуществляемых профессиональных функций муниципальными служащими.

Статьей 14 Федерального закона №25-ФЗ устанавливаются запреты для муниципального служащего на некоторые виды деятельности, связанные с извлечением экономической материальной выгоды в личных интересах, которые несовместимы с муниципальной службой. Вторая группа запретов установлена для обеспечения дисциплинарного режима на муниципальной службе.

Таким образом, запреты, связанные с деятельностью муниципальных служащих, могут носить материально-экономический и дисциплинарно-поведенческий характер.

Материально-экономические запреты представляют собой систему норм, препятствующих и не допускающих получение и приобретение дополнительных источников доходов муниципальными служащими с целью минимизации злоупотребления должностным положением и возникновения личной заинтересованности в выполнении своих профессиональных функций. Данная система запретов преследует цель — повышение эффективности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих через их отстранение от осуществления иных видов оплачиваемых работ.

Муниципальному служащему запрещено замещение должности муниципальной службы в случае избрания на государственную должность как федеральную, так и субъекта РФ.

Вопросы возникают на региональном уровне и касаются, как правило, ситуации, когда муниципальный служащий избран депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (областной думы, областного совета депутатов и т. д.) и осуществляет свои полномочия без отрыва от основной деятельности. Указом Президента Российской Федерации от 04.

12.2009 № 1381 «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации» депутат указанных региональных органов государственной власти отнесен к лицам, замещающим государственные должности субъектов РФ. Как и в отношении муниципального уровня, в данном случае запрет действует независимо от того, что полномочия депутата исполняются на непостоянной основе.

Муниципальный служащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, входить в состав органа управления коммерческой организации (за исключением случаев, когда ему это поручено в соответствии с законодательством), в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, а также заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством.

Закон №25-ФЗ разрешает муниципальному служащему заниматься иной оплачиваемой деятельностью, но при этом должны соблюдаться два условия.

Первое условие заключается в том, что конкретный вид деятельности не указан в качестве запрещенного для муниципального служащего, второе — в том, что деятельность не должна приводить к конфликту интересов, т. е. не должна влиять на объективность исполнения муниципальным служащим своих обязанностей.

Законом № 25-ФЗ установлено, что представитель нанимателя (работодатель) должен быть только уведомлен муниципальным служащим, разрешения не требуется. Естественно, что занятие иной оплачиваемой деятельностью возможно только за пределами рабочего времени.

Дисциплинарно-поведенческие запреты представляют собой систему обязательных к исполнению путем не нарушения этических правил и норм служебного поведения муниципальных служащих.

Так, например, муниципальному служащему запрещено разглашение или использование в целях, не связанных с муниципальной службой, сведений, отнесенных к сведениям конфиденциального характера или служебной информации, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей; запрещается использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего.

Представитель нанимателя (работодатель) вправе отстранить муниципального служащего от замещаемой должности до того момента, пока он не представит документальное подтверждение того, что им прекращена указанная деятельность. Если же муниципальный служащий этого не сделает, представитель нанимателя (работодатель) обязан его уволить за нарушение требований закона. Следует иметь в виду, что

на период отстранения от должности за муниципальным служащим сохраняется денежное содержание[5, с. 329].

В заключение следует отметить, что местное самоуправление выступает одним из институтов гражданского общества, который позволяет населению в соответствии с законодательством принимать участие в управлении делами муниципального образования, самостоятельно решая вопросы местного значения.

Механизмом и инструментом реализации функций и задач органов местного самоуправления является муниципальная служба, а важнейшая роль муниципальной службы, помимо исполнения задач и функций органов местного самоуправления, заключается также в реализации вопросов местного значения.

Центральным элементом в структуре правового статуса муниципального служащего выступают его обязанности, содержание которых определяет необходимый объем правомочий [6].

Библиографический список

1. Крахмалов А.Н. Проблемы механизма прохождения государственной гражданской и муниципальной службы в Российской Федерации // Актуальные проблемы современности: наука и общество. — № 2(7). -2015.

2. Крахмалов А.Н. Децентрализованная модель правового регулирования муниципальной службы в Российской Федерации // Актуальные проблемы современности: наука и общество. — № 1(10). — 2016.

3. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федер. закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ в ред. от 29 дек. 2015 г. // СЗ РФ. 2007, № 10, ст. 1152; Рос. газ. 2012. 24 окт.

4. Гончарова Л.И., Крахмалов А.Н. Концептуальные аспекты труда муниципальных служащих // Вестник Поволжской академии государственной службы. — № 2 (31). — 2012.

5. Орешин В.П. Система государственного и муниципального управления. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2014.

6. Шамарова Г.М. Правовой статус муниципального служащего // Муниципальная служба: правовые вопросы. — №3. — 2014.

— б —

ACTUAL ISSUES OF MODERN SCIENCE AND SOCIETY — 2/2016

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pravovogo-statusa-munitsipalnyh-sluzhaschih-v-rossiyskoy-federatsii

Ссылка на основную публикацию