Правовой статус конкурсного управляющего

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

В институте банкротства арбитражный управляющий играет существенную роль. По мнению В.В. Витрянского, это одна из ключевых фигур всего дела о банкротстве. На управляющего возложено непосредственное проведение процедуры банкротства должника*(1).

При всей значимости арбитражного управляющего его правовой статус на сегодняшний день неясен в теоретическом плане. В ходе непрерывного реформирования законодательства о банкротстве (Закон РФ от 19 ноября 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», Федеральный закон от 1 марта 1998 г.

«О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)») правовое положение арбитражного управляющего подверглось изменению. Иначе это положение прописано в ныне действующем Федеральном законе от 26 октября 2002 г.

«О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве).

В аспекте поставленной задачи для нас представляет интерес не объем и содержание полномочий арбитражного управляющего, а его исходный статус.

Что представляет собой арбитражный управляющий: представителя органа юридического лица — должника, доверительного управляющего или иного лица? Целесообразно, на наш взгляд, этот институт выяснить в системной взаимосвязи тех полномочий, которые он осуществляет.

При этом привлекаются лишь те права и обязанности, с помощью которых можно объяснить его правовой статус. Функции и полномочия арбитражного управляющего меняются по мере введения той или иной процедуры банкротства. Они одни при временном управлении и другие — при административном.

А при внешнем управлении они имеют свои особенности в сравнении с конкурсным производством и указанными процедурами. В то же время их можно объединить исходной целью и интересами. В пункте 6 ст.

24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» записано: «при проведении процедур банкротства арбитражный управляющий, утвержденный судом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества». Приведенная формула закона является фундаментальной и ключевой для понимания правовой природы арбитражного управляющего.

Арбитражный управляющий имеет статус индивидуального предпринимателя, профессионально подготовленного для выполнения своих функций (ст. 23 Закона о банкротстве).

Основными его обязанностями являются: принятие мер по защите имущества должника; анализ его финансового состояния; его положение на товарных рынках; ведение реестра требований кредиторов, за исключением отдельных случаев; возмещение убытков должнику, кредиторам, третьим лицам в случае возложения на него этих обязанностей и др. (п. 4 ст. 24 Закона о банкротстве).

Приведенный перечень общих обязанностей арбитражного управляющего свидетельствует о том, что управляющий стремится выявить и защитить права должника, кредиторов и государства (общества).

Назначение внешнего управляющего на должность арбитражным судом является подтверждением наличия интересов и прав государства по нейтрализации негативных последствий для гражданского оборота, вызванных неудовлетворительным финансовым положением должника — банкрота.

Эти права и интересы государства нетождественны тем, которые у него могут возникнуть непосредственно как у кредитора. Их может и не быть, в то время как общие права и интересы всегда имеют место.

Реализуя права и интересы должника, кредиторов и государства, арбитражный управляющий выступает в качестве их представителя на договорной основе, т.е. речь идет о добровольном представительстве.

В нашем случае представительство носит нетрадиционный характер, так как представитель реализует полномочия лиц, диаметрально противоположных по интересам (должник — кредитор).

И только полномочия управляющего, полученные от государства, сглаживают («интегрируют») указанные противоречивые интересы, так как для государства важно восстановить финансовое положение должника или исключить его из гражданского оборота, которому он мешает.

Применительно к отношениям «кредитор — должник-банкрот» можно, на первый взгляд, применить институт коммерческого представительства (ст. 184 Гражданского кодекса РФ). Однако ближайшее рассмотрение показывает, что это невозможно.

Во-первых, коммерческое представительство предназначено регулировать встречные договорные правоотношения двух контрагентов, во-вторых, и это главное, отношение с участием арбитражного управляющего объединяет и гармонизирует права и интересы не только должника-банкрота и кредиторов, но и само государства (общество).

Можно, конечно, раздробить это правоотношение на отдельные элементы, но это будут элементы единого целого правоотношения с участием, конечно, арбитражного управляющего.

В-третьих, должник-банкрот и кредиторы в отношениях с участием арбитражного управляющего присутствуют явно, в то время как государство «реализует себя», главным образом посредством арбитражного управляющего. Более того, в отношении должника-банкрота арбитражный управляющий вторгается и в его правосубъектность.

Учитывая то, что правовой статус арбитражного управляющего как представителя государства, должника-банкрота и кредиторов носит целостный характер, нельзя в какой-либо из банкротных процедур или же по одному тому же или иному действию определить его правовое положение, подводя его под соответствующие сходные правовые институты.

Правовую оценку того или иного юридического действия арбитражного управляющего необходимо всегда соизмерять с его общей правосубъектностью. Наглядно это будет продемонстрировано в ходе анализа статуса арбитражного управляющего в той или иной процедуре банкротства, но в качестве общего вывода можно сказать следующее.

  • Арбитражный управляющий является представителем должника-банкрота, кредиторов и государства. Элемент представительства от имени государства является ведущим по отношению к двум другим элементам (должник-банкрот, кредиторы).
  • Ведущий элемент не позволяет отдельные действия, совершенные арбитражным управляющим от имени должника-банкрота как от своего имени, рассматривать в целом как действие от себя или от должника в качестве органа юридического лица.
  • Институт представительства арбитражного управляющего — это представительство его от имени государства и в то же время — от имени должника и кредиторов. И, наоборот, представительство от имени кредитора есть одновременно представительство от имени должника и государства. Именно поэтому оно является целостным правовым явлением.
  • Действия указанных элементов в полномочии арбитражного управляющего неодинаковы в той или иной банкротной процедуре, но одновременно они всегда имеют место в его целостном правовом статусе.

Рассмотрим подробнее этот динамический процесс в ходе реализации полномочий арбитражного управляющего. Процедура банкротства — (наблюдение) — по ныне действующему законодательству вводится по общему правилу, — до возбуждения производства по делу о банкротстве должника (ст. 62 Закона о банкротстве).

Временный управляющий, назначенный определением арбитражного суда, анализирует финансово-хозяйственную деятельность должника-банкрота и ограничивает деятельность должника-банкрота таким образом, чтобы можно было потом или восстановить платежеспособность должника, или ликвидировать его. При этом управленческая структура должника полностью сохраняется.

Отстранение руководителя должника от должности сопровождается заменой его другим лицом (ст. 68-69 Закона о банкротстве). В плане ограничения прав органов управления должника установлено, что они могут исключительно с согласия временного управляющего совершать сделки с определенным процентом от балансовой стоимости, получением и выдачей займов и т.п.

В то же время органы управления должника не вправе принимать решения о реорганизации, создании юридических лиц, выходе из состава учредителей (участников должника), заключении договора простого товарищества (ст. 62 Закона о банкротстве).

По определенным исковым требованиям, касающимся защиты и сохранения имущества должника, временный управляющий выступает в суде от своего имени (ст. 66 Закона о банкротстве).

Таким образом, статус арбитражного управляющего в процедуре наблюдения выглядит следующим образом. Одна часть компетенционных прав касается контроля над деятельностью должника, т.е. включает в себя и запрет на совершение его определенных действий.

Другая часть затрагивает активные действия временного управляющего по оценке финансового состояния должника, возврату его имущества, оказавшегося у третьих лиц. И в ряде случаев он выступает от своего имени. Но было бы заблуждением полагать, что, выступая от своего имени, временный управляющий реализует свою волю и свой интерес.

Отнюдь нет. Он реализует своей дееспособностью полномочие, которое состоит из прав и интересов должника, кредиторов и государства на основе отношений представительства.

Для процедуры наблюдения характерно то, что функции и полномочия временного управляющего (представительство) не влекут за собой «слома» управленческих структур должника; они осуществляются наряду с деятельностью этих органов, но, так или иначе, касаются последних.

Финансовое оздоровление должника — одна из процедур банкротства, главная цель которой состоит в его реабилитации, т.е., в восстановлении финансового состояния. Административный управляющий реализует здесь функции и полномочия во многом сходные с полномочиями внешнего управляющего.

Его контроль над деятельностью должника направлен на погашение задолженности перед кредиторами с одновременным оздоровлением его финансового состояния (ст. 82-83 Закона о банкротстве).

В процедуре финансового оздоровления административный управляющий является, как и в процедуре наблюдения, представителем должника, кредиторов и государства.

В банкротной процедуре внешнего управления компетенционные права внешнего управляющего в части ограничения прав должника-банкрота расширяются.

Его полномочиями существенно сужается деятельность органов должника, а полномочия руководства должника и вовсе прекращаются, их исполняет внешний управляющий (ст. 94 Закона о банкротстве).

Однако сохраняются высшие (руководящие) органы должника, которым предоставлены достаточно широкие полномочия. Реализация этих полномочий направлена на восстановление платежеспособности должника (п. 2 ст. 99 Закона о банкротстве).

Внешний управляющий приобретает права, которые в целях восстановления финансового состояния должника позволяют ему распоряжаться его имуществом, заключать от имени должника мировое соглашение, предъявлять от своего имени исковые требования о признании недействительными сделок и решений, применения последствий недействительности ничтожных сделок и других действий (п. 1 ст. 99 Закона о банкротстве).

В то же время внешний управляющий обязан принять в управление имущество должника, разработать план внешнего управления и представить его на утверждение собранию кредиторов, вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность, вести реестр требований кредиторов, осуществлять иные, предусмотренные Законом о банкротстве полномочия (п. 2 ст. 99 Закона о банкротстве).

Круг приведенных и иных полномочий внешнего управляющего свидетельствует о том, что исполнительная деятельность должника осуществляется внешним управляющим. Причем по одним юридическим действиям он выступает от своего имени, а по другим — от имени должника.

Но и в том и в другом случае он остается представителем должника, кредиторов и государства.

И если, например, он реализует функции и полномочия исполнительного органа должника-банкрота, то не перестает выполнять в этом же конкретном действии и полномочия государства и кредиторов.

Особая роль отводится арбитражному управляющему в конкурсном производстве, где он именуется конкурсным управляющим. Со дня принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных его органов управления за отдельными, предусмотренными законом исключениями.

Все существующие до этого исполнительные органы должника (руководитель, временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий) обязаны обеспечить передачу конкурсному управляющему бухгалтерской и иной документации должника-банкрота, печатей, штампов, материальных и иных ценностей (п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве).

Конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника — унитарного предприятия в порядке, пределах и условиях, установленных Законом о банкротстве (п. 1 ст. 129). Совершая юридические действия, конкурсный управляющий выступает и от своего имени, и от имени должника (п.

4 ст. 129 Закона о банкротстве).

Таким образом, несмотря на то, что конкурсный управляющий осуществляет практически все функции и полномочия бывших органов должника, он не становится «чисто» органом юридического лица, так как все эти действия он совершает не только от имени и в интересах должника, но и в интересах кредиторов и государства. И то, что он в отдельных случаях действует от своего имени, подтверждает сказанное. «От своего имени» означает, что он действует от указанных трех субъектов. Он наделяется полномочиями по осуществлению компетенции должника-банкрота, однако они (полномочия) только к этому не сводятся. Поэтому нельзя согласиться с суждениями, что управляющего следует рассматривать в качестве представителя должника*(2). Мы не видим оснований для определения правового статуса конкурсного управляющего и с помощью применения норм о доверительном управлении*(3).

В связи с тем, что конкурсный управляющий одновременно представительствует от имени кредиторов, должника и государства, на передний план выходят полномочия того субъекта, чьи права он реализует непосредственно. Например, конкурсный управляющий предъявляет иск от имени должника.

Именно полномочие «от имени должника-банкрота» и выдвигается на передний план, но одновременно реализуются интересы и права кредиторов.

Читайте также:  Консультация по жилищным спорам

Государство же, от имени которого он действует, присутствует в полномочиях представителя — конкурсного управляющего всегда, в том числе и тогда, когда управляющий выступает от своего имени.

И попытки подвести какие-то отдельные полномочия и юридические действия конкурсного управляющего, да и вообще любого арбитражного управляющего под классический институт (доверительное управление, представительство от имени должника и т.п.

) не дает возможности охватить полностью правовой статус арбитражного управляющего, который содержит на самом деле три группы органически взаимосвязанных полномочий, посредством которых в рамках правоотношения добровольного представительства и реализуются взаимосогласованные и, по мере возможности, сбалансированные права и интересы должника, кредиторов и государства (общества). 

С.А. Зинченко,

зав. кафедрой гражданского

и предпринимательского права

Ростовского юридического института

Северо-Кавказской академии государственной службы,

профессор, доктор юрид. наук, заслуженный юрист

Российской Федерации 

В.В. Галов,

доцент кафедры гражданского и предпринимательского права

Ростовского юридического института Северо-Кавказской академии

государственной службы, кандидат юрид. наук. 

«Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа», N 6, ноябрь-декабрь 2004 г. 

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) См.: Витрянский В.В. Новое в правовом регулировании несостоятельности (банкротства)//Хозяйство и право. 2003. N 1. С. 5

*(2) См.: Авдеев С.С. Банкротство как способ ликвидации юридического лица//Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Краснодар, 2003. С.11.

*(3) См.: Щербович И.А. Проблемы конкурсного производства как процедуры банкротства в законодательстве Российской Федерации.//Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону. 2001. С.19.

Страницы: 1 | 2 | 3

К основному документу >>

Источник: http://www.fassko.arbitr.ru/novosti/vestnik/archive/8343.html

Правовой статус конкурсного управляющего

На разных стадиях процедуры банкротства фигурируют разные управляющие, в Законе о банкротстве объединяемые единым названием – арбитражный управляющий.

Легальная дефиниция понятия арбитражный управляющий приводится в статье 20 Закона, где он определяется как субъект, осуществляющий профессиональную деятельность в рамках процедуры банкротства.

Такой субъект обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и осуществлять свои функции компетентно, добросовестно и независимо.

Обязательные условия членства в саморегулируемой организации приведены в части 2 указанной статьи, среди которых можно выделить: высшее образование, стаж работы на руководящих должностях, а также в качестве помощника арбитражного управляющего, сдача специального теоретического экзамена, отсутствие судимости, отсутствие факта об исключении из числа членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих в связи с нарушением Закона или иных актов, если такие нарушения не устранены либо носят неустранимый характер.

Статья 20 регламентирует, что в качестве арбитражного управляющего может быть представлен гражданин Российской Федерации. Однако для случаев, когда несостоятельным должником является кредитная организация арбитражным управляющим является юридическое лицо – государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».

В юридической литературе имеется множество подходов к определению правовой природы статуса арбитражного управляющего.

Самой популярной является теория представительства. Рассмотрение арбитражного управляющего как представителя должника обусловлено тем, что, во-первых, последний фактически правомочен действовать от имени должника в отношениях с третьими лицами, а во-вторых, осуществляет распоряжение его имуществом.

Кроме того, в постановлении Европейского суда по правам человека от 14 января 2010 года представлена позиция, в соответствии с которой арбитражный управляющий, а, если говорить конкретно о том деле, то конкурсный рассматривался как представитель государства.

Предметом рассмотрения по делу были незаконные действия конкурсного управляющего по распоряжению имуществом должника[14]. ЕСПЧ высказался следующим образом.

Учитывая особые функции конкурсного управляющего при банкротстве и тот факт, что он осуществляет свою деятельность не только в интересах должника или кредиторов, но и в публичных интересах, можно утверждать, что государство в определенной степени делегирует свои полномочия указанному субъекту, а значит, не вправе уклоняться от ответственности за его неправомерные действия или бездействие. Позиция ЕСПЧ полностью соответствует позиции приверженцев публичной теории статуса арбитражного управляющего, рассматривающих его как представителя государства, назначаемого судом и контролируемого государственными органами.

Ряд авторов, в том числе Попондопуло В.Ф.[15], подвергает теорию представительства серьезной критике. Имеются позиции, призывающие рассматривать правовой статус арбитражного управляющего не как представителя, а как субъекта, действующего в качестве лица, участвующего в установлении и реализации гражданских прав и обязанностей в отношении третьих лиц.

Менее распространена теория рассмотрения арбитражного управляющего в качестве доверительного управляющего. Основным тезисом данной теории является то, что арбитражное управление рассматривается в качестве доверительного управления, возникающего в силу закона в связи с несостоятельностью учредителя доверительного управления.

Также существует теория статуса арбитражного управляющего как работника несостоятельного должника. По логике приверженцев данной теории, к спорам, между должником и управляющим должны быть применимы нормы трудового законодательства. Однако данная позиция была исчерпывающим образом опровергнута в Постановлении Президиума ВАС РФ от 12 февраля 2013 г. N 7140/12 по делу N А79-7832/2008[16].

Так, арбитражный управляющий имеет право по своей инициативе созывать собрание кредиторов для решения вопросов, относящихся к компетенции собрания; вправе в определенных Законом случаях обращаться в суд с заявлениями и ходатайствами; имеет право на ежемесячное вознаграждение, а также на полную компенсацию расходов, произведенных в рамках осуществления им своих полномочий по делу о банкротстве; в случае необходимости на договорной основе привлекать третьих лиц, услуги которых оплачиваются непосредственно должником; запрашивать все необходимые для осуществления своих полномочий сведения, включая сведения, составляющие коммерческую или профессиональную тайну; право подачи в суд заявления об освобождении от возложенных на него по делу о банкротстве обязанностей.

На практике предусмотренные Законом права управляющего, в сущности являются также и его обязанностями[17], за неисполнение которых следуют соответствующие санкции.

Арбитражный управляющий, действуя в интересах должника и кредиторов, обязан предпринимать все необходимые меры для сохранения имущества должника; разумно и добросовестно расходовать средства должника в интересах должника и для целей, предусмотренных Законом; проводить анализ финансового состояния, а также результатов его деятельности; вести реестр требований кредиторов; при наличии соответствующих оснований предоставлять сведения из реестра заинтересованным лицам; обязан обратиться в соответствующие органы в случае обнаружения в ходе осуществления своей деятельности признаков совершенного преступления или правонарушения; в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проверять должника на наличие признаков преднамеренного или фиктивного банкротства; предоставлять кредиторам информацию, о сделках и действиях третьих лиц, которые влекут или могут повлечь их ответственность, при наличии таковой.

После открытия конкурсного производства арбитражный суд своим определением утверждает кандидатуру конкурсного управляющего. Такое определение может быть обжаловано заинтересованными лицами в десятидневный срок со дня его вынесения.

Полномочия конкурсного управляющего в отношении несостоятельного должника распространяются на период с момента его утверждения и до момента окончания стадии конкурсного производства.

Как уже было отмечено ранее, в рамках данной стадии банкротства конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя организации-банкрота, в связи с чем действует от имени должника в отношениях с третьими лицами в пределах, установленных Законом о банкротстве.

Представление должника в отношениях с третьими лицами предполагает также обязанность управляющего по заявлению законных возражений на предъявляемые к должнику требования[18].

Статья 129 Закона устанавливает специальные обязанности конкурсного управляющего, за неисполнение которых последний может быть подвергнут санкциям. Между тем, как установлено в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 22.05.

2012 № 150 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с отстранением конкурсных управляющих» применение санкций к конкурсному управляющему за невыполнение им, предусмотренных Законом обязанностей, в том числе его полное отстранение, происходит лишь при наличии существенных нарушений Закона, то есть тогда, когда «конкурсный управляющий показал свою неспособность к надлежащему ведению конкурсного производства».

На начальных этапах стадии конкурсного производства конкурсный управляющий проводит инвентаризацию имущества должника и его финансовых обязательств, причем инвентаризации подлежит все имущество вне зависимости от его местонахождения, а также все виды финансовых обязательств.

Основной целью проведения указанной процедуры является установление имущества несостоятельного должника, а также проверка сведений, представленных в бухгалтерской отчетности организации, на соответствия действительности.

Данные, полученные в результате проведения инвентаризации, согласно Закону о банкротстве, подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение 3 рабочих дней.

Согласно абзацу 4 части 2 статьи 129 Закона в определенных случаях конкурсный управляющий обязан привлечь оценщика для проведения оценки имущества банкрота.

Сроки проведения оценки также отдельно не обговариваются, однако по связи положений Закона можно заключить, что оценка должна быть произведена в наикратчайшие сроки.

Отчет об оценке после ее окончания также подлежит включению в ЕФРСБ, но уже в течение 2 дней с момента получения копии отчета в электронном виде.

Законодатель наделяет арбитражного управляющего широкими полномочиями по запросу и поиску информации об имуществе должника, которым располагают третьи лица, в связи с чем, Закон предусматривает обязанность управляющего предпринимать все необходимые меры для скорейшего возврата такого имущества.

Так, например, в Определении ВАС РФ от 06.06.

2012 № ВАС-7243/12 по делу N А14-3797/2011[19] суд указал, что конкурсный управляющий не ограничивается в объеме запрашиваемой информации, в связи с чем был признан незаконным отказ ГИБДД в предоставлении сведений о транспортных средствах должника, находящихся во владении третьих лиц.

Также, конкурсный управляющий обязан предпринимать все меры к сохранности имущества должника.

Все имущество, принадлежавшее должнику на дату открытия конкурсного производства, подлежит включению в конкурсную массу, в связи с чем любые действия управляющего по отчуждению имущества должника или отказа от имущественных прав являются незаконными, что подтверждается соответствующей судебной практикой. Например, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 19.09.

2006 № Ф08-3916/2006, суд пришел к выводу, что управляющий, действуя от имени должника, не вправе отказаться от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, так как такой отказ приведет к уменьшению конкурсной массы, а, соответственно, и к нарушению законных прав кредиторов[20].

В случае наличия у несостоятельного должника дебиторской задолженности, управляющий при наличии для этого достаточных правовых оснований обязан предъявлять требования о взыскании задолженности.

Исходя из того, что окончание стадии конкурсного производства влечет прекращение деятельности несостоятельного должника, конкурсный управляющий, как фактический руководитель, обязан в месячный срок с момента открытия конкурса уведомить всех лиц, работающих в организации-банкроте, о предстоящем увольнении. Кроме того, конкурсный управляющий обязан вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, когда такая обязанность возлагается на иное лицо – реестродержателя.

Рассматривая права арбитражного управляющего, следует обратить внимание, что главным является правомочие конкурсного управляющего по распоряжению имуществом банкрота в пределах, установленных Законом. Пределы указанного правомочия хорошо показаны в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 N 3640/14 по делу N А31-2337/2013[21].

Читайте также:  Ас московского округа отменил решение по спору фнс и "уралкалия" о доначислении налогов

Реализуя свои полномочий по распоряжению имуществом должника, конкурсный управляющий принял решение по увольнению генерального директора общества, который также являлся его единственным учредителем, с целью сохранения данного имущества. Отстраненный генеральный директор обжаловал действия управляющего в суд.

Суды разных инстанций высказывали разные позиции по данному делу.

Так, например, в апелляционной инстанции суд указал, что своими действиями конкурсный управляющий фактически осуществил распоряжение долей в уставном капитале общества, а доля содержит в себе целый комплекс прав, частью которых управляющий не имеет права распоряжаться.

Противоположную позицию высказал Высший Арбитражный суд, указавший, что доля в уставном капитале общества является одним из объектов гражданских прав, полномочие на распоряжение которыми имеет управляющий после открытия конкурсного производства. Ограничения права управляющего на распоряжение долей и оставление такого права за руководителем банкрота создает предпосылки для возможного нарушения прав кредиторов.

Кроме того, выступая от имени должника, неспособного удовлетворить требования кредиторов, конкурсный управляющий наделен правомочием отказываться от исполнения договоров и иных сделок в установленном Законом порядке. Тем не менее, такой отказ не допускается, если может воспрепятствовать восстановлению платежеспособности банкрота и если речь идет о договоре залога[22].

В интересах должника и кредиторов управляющий наделяется правом оспаривания в суде сделок банкрота, предъявления исков к дебиторам должника, а также заявления иных требований и осуществления всех полномочий, связанных с данным правом.

Источник: https://cyberpedia.su/6x159a.html

Особенности правового статуса арбитражного управляющего

Чтобы вести деятельность арбитражного управляющего в Российской Федерации, нужно в обязательном порядке иметь российское гражданство, а также состоять в организации управляющих.

Понятие и виды

Трудовая деятельность арбитражного управляющего проходит в формате частной практики.

Управляющему не запрещено вести дополнительную деятельность, включая предпринимательскую. Однако деятельность не должна мешать выполнению обязанностей. Решения, принятые в ходе работы, не должны носить характер личной выгоды.

Виды арбитражных управляющих:

  1. Временный управляющий проявляет себя на стадии наблюдения. Его работа заключается в финансовом анализе дел должника, анализе его платежеспособности по кредитам. На основании собранной информации управляющий формирует отчет и рекомендации.
  2. Внешний управляющий выполняет все функции постоянного управляющего, который к этому моменту уже отстранен от дел. Цель внешнего управляющего – это восстановление платежеспособности клиента. По итогам деятельности внешнего управляющего определяется дальнейшая судьба предприятия. Если платежеспособность восстановлена, то на предприятии назначается новый постоянный руководитель, а внешний арбитражный управляющий получает вознаграждение и сдает дело. Работа управляющего продолжается до достижения мирового договора или расчета с долгами предприятия. Если платежеспособность не восстановлена, то в ход пускается конкурсное производство, начинает работу конкурсный управляющий.
  3. Конкурсный управляющий заботится о соблюдении имущественных интересов клиента.

Требования к кандидатуре

Арбитражный руководитель – это главная фигура в процессе банкротства. В обязательном порядке на занимаемой должности от него ждут правовых знаний в области несостоятельности предприятий, а также хорошей судебной практики.

Управление предприятием в условиях кризиса и ликвидации требует от руководителя специфических знаний и умений, которыми не наделен среднестатистический руководитель, занимающий свою должность в стабильных условиях.

Необходимость назначения арбитражного управляющего обусловлена возможным выявлением нарушений на предприятии, к которым постоянный руководитель имеет непосредственное отношение. Среди требований есть необходимость обязательного гражданства РФ, утверждение и наделение полномочиями от лица арбитражного суда, членство в организации арбитражных управляющих.

Неоспоримыми требованиями к руководителю должны быть:

  1. Регистрация как частный предприниматель.
  2. Высшее образование в правовой сфере, сфере управления и сопряженных сферах.
  3. Трудовой опыт на руководящей должности.
  4. Сдача экзамена на квалификацию.
  5. Отсутствие факта сотрудничества с клиентом во избежание конфликтов интересов.
  6. Отсутствие судимостей.

Права и обязанности

Антикризисный руководитель наделен правами:

  • созыва всех кредиторов на собрание;
  • созыва комитета кредиторов;
  • сотрудничество с арбитражным судом в виде подачи заявлений и ходатайства;
  • получение доход в виде вознаграждения за свою деятельность.
  • привлечение при необходимости к сотрудничеству третьих лиц с последующей оплатой их услуг за счет предприятия-должника;
  • сбор необходимых сведений об имуществе должника;
  • подача заявления о прекращении своей деятельности по конкретному делу.

Обязанности арбитражного управляющего включают следующее:

  1. Защищать имущественные интересы должника всеми законными способами.
  2. Анализировать финансовую сторону работы должника.
  3. Следить за выполнением обязательств перед кредиторами.
  4. Сообщать о выявленных административных правонарушениях на предприятии.
  5. Обоснованно и разумно вести расходы, связанные с нормализацией деятельности предприятия-должника.
  6. Выявлять возможность преднамеренного доведения до банкротства.
  7. Хранить конфиденциальность относительно своей работы с предприятиями-должниками.
  8. Действовать в интересах клиента.

Правовой статус на разных стадиях процедуры банкротства

Арбитражный управляющий обладает особым правовым статусом антикризисного руководителя. Его деятельность подконтрольна арбитражному суду и кредиторам предприятия-должника. Это главное действующее лицо на предприятии, от которого зависит оздоровление организации, легитимность банкротства и выполнение обязательств перед кредиторами.

Арбитражный управляющий сочетает в себе несколько должностей, наделенных различными функциями.

Порядок отстранения

Управляющий может быть отстранен от дела только при соответствующем утвержденном решении суда. Предпосылкой могут стать нанесение материального ущерба, несоответствие действий с административным законодательством, уклонение от исполнения своих полномочий.

Внести жалобу на нарушение управляющим процесса имеет право любой участник дела, зафиксировавший нарушение.

Если судом вынесено решение о дисквалификации, то управляющий будет отстранен от дел уже на следующий день. Подробности решения суда вносятся в Единый реестр, включая информацию о дисквалификации, а также о причиненном неправомерными действиями нарушителя ущербе.

Если действия управляющего привели к материальному ущербу, то его полный размер должен быть компенсирован. Имущественная ответственность будет компенсирована саморегулируемым учреждением, членом которого являлся нарушитель.

Саморегулируемая организация компенсирует ущерб за счет средств фонда. Материальная основа данного фонда формируется за счет обязательных для участников организации взносов.

Страхование ответственности является обязательным условием правомерной деятельности арбитражного управляющего. Страховка необходима для урегулирования вопросов материальной ответственности и возмещения нанесенного ущерба.

Проходя подготовку, будущие управляющие в обязательном порядке знакомятся с основными моментами и особенностями страхования ответственности. Данный договор страхования предусматривает необходимость материальной ответственности как страховой случай, при наступлении которого страховая сумма идёт на погашение убытков.

Если страховой суммы недостаточно для возмещения материального ущерба, то арбитражный управляющий обязан произвести погашение из личных средств. Если он отказывается или вносит неполную сумму, то потерпевший имеет право обратиться с требованием компенсации в организацию, к которой относится управляющий.

Отчет и вознаграждение

Работа арбитражного управляющего оплачивается в форме вознаграждения. Данная процедура проводится в соответствии со статьей 20.6 №127-ФЗ.

Размер вознаграждения может быть различным. Его сумма состоит из фиксированной части и процентной ставки, поэтому может изменяться. К вознаграждению может быть дополнена компенсация текущих расходов, связанных с трудовой деятельностью по конкретному делу.

Сумма вознаграждения зависит от балансовой стоимости организации. Также сумма вознаграждения зависит от статуса арбитражного управляющего на данном этапе несостоятельности. Он может иметь статус финансового, административного, временного. Соответственно, со статусом меняются полномочия, права и обязанности должностного лица.

Фиксированная ставка для финансового управляющего составляет 10000 рублей, для владельца статуса административного руководителя – 15000, временный руководитель получит за свои труды 30000 рублей единовременно.

Дополнительно управляющий получает процент от оценки балансовой стоимости должника-предприятия. Но в совокупности доход не должен превышать 60000 рублей.

Банкротство должников различных категорий

Законодательно большая часть всех категорий банкротов не имеет дополнительных требований к арбитражному управляющему.

Выделяют три сферы предприятий отдельных категорий:

  1. Участники рынка торговли акциями и облигациями.
  2. Сельскохозяйственные предприятия.
  3. Предприятия стратегической важности.

Другие категории должников не предусматривают наличия у антикризисного руководителя особого статуса.

Арбитражный руководитель помимо своих основных качеств при работе с особыми категориями предприятий должен соответствовать таким критериям:

  1. Трудовой стаж не менее 5 лет, трудовую деятельность лучше вести на предприятии особой категории и не менее 2 года на руководящей должности.
  2. Управляющий должен успешно справиться с не менее чем двумя делами о банкротстве.
  3. Ни разу управляющий за свою практику не должен быть отстранен от дел.

Эти качества в совокупности со стандартными требованиями должен сочетать в себе управляющий, наделенный особым статусом в связи с работой на предприятии особой категории.

Подробное разъяснение о том, кем является арбитражный управляющий, можно найти в данной передаче.

Источник: http://ZnayDelo.ru/likvidaciya/pravovoj-status-arbitrazhnogo-upravlyayushhego.html

Правовой статус арбитражного управляющего (3)

Сохрани ссылку в одной из сетей:

2. Общие права и обязанности арбитражного управляющего

2.1 Содержание полномочий арбитражного управляющего

Арбитражный управляющий – субъект конкурсного права, имеющий особый статус, определяемый необходимостью осуществлять мероприятия конкурса. Исходя из этого, арбитражный управляющий может действовать и самостоятельно, и наряду с руководителем, как от собственного имени, так и от имени должника.

Кроме того, управляющий действует в интересах как должника, так и кредиторов, и третьих лиц. Этим определяется комплекс прав и обязанностей арбитражного управляющего, указанных в статье 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции 30 декабря 2008 года.

Данная статья называет только наиболее общие права и обязанности управляющих; применительно к каждой процедуре статус, права и обязанности управляющих определяют соответствующие статьи Закона. 1

Арбитражный управляющий в конкурсных отношениях имеет следующие права.

  1. Созывать собрание и комитет кредиторов и, соответственно, выносить на их обсуждение решение тех вопросов, которые считает необходимыми.

  2. Обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами (так, ст. 60 Закона предусматривает, что арбитражный управляющий может подавать заявления и ходатайства о разногласиях с кредиторами, должником, представителем работников — не более чем через месяц после подачи указанные заявления и жалобы должны быть рассмотрены).

  3. Получать вознаграждение, размер и порядок выплаты которого установлены Законом.

  4. В любое время досрочно прекратить свои обязанности путем подачи в суд соответствующего заявления.

  5. Привлекать на договорной основе для осуществления своих полномочий специалистов с оплатой их услуг за счет средств должника, если иное не установлено Законом, собранием кредиторов, соглашением кредиторов.

Управляющий заключает договоры от собственного имени, однако обязанности по этим договорам возникают и у должника, т.е. оплачивать оказанные услуги будет руководитель должника.

В практике применения Закона 1998 года на стадии наблюдения возникали ситуации, когда управляющий заключал договоры, предусматривающие необоснованно высокую оплату, руководитель платить отказывался, а специалист на оплате настаивал. Высший Арбитражный Суд РФ в п.

12 Информационного письма N 43 от 6 августа 1999 года пришел к выводу, что в таких ситуациях вопрос о размере оплаты должен решаться судом.1

Кроме указанных выше прав, арбитражный управляющий имеет целый ряд серьезных обязанностей:

  1. Соблюдать законодательство РФ.

  2. Действовать добросовестно и разумно в интересах кредиторов, должника, общества.

  3. Соблюдать правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утвержденные саморегулируемой организацией, членом которой он является.

  4. Быть членом только одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих

  5. Принимать меры по защите имущества должника (это могут быть как юридические, так и фактические меры).

  6. Анализировать финансовое состояние должника (цель такого анализа — ответ на вопрос о возможности восстановления платежеспособности).

  7. Анализировать финансовую, хозяйственную, инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных и иных рынках (это необходимо для ответа на вопрос о применении определенной процедуры и конкретных мероприятий в рамках этой процедуры).

  8. Вести реестр требований кредиторов в тех случаях, когда кредиторы в соответствии со ст.163 Закона не приняли решение о привлечении реестродержателя.

  9. Возмещать убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам в процессе исполнения обязанностей управляющего.

  10. Выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства, а также обстоятельств, названных в пп.3, 4 ст.10 Закона.

  11. Сохранять конфиденциальность информации (в частности, служебной и коммерческой тайны), которая стала известна арбитражному управляющему в связи с исполнением его обязанностей.

Читайте также:  Зарождение права в первобытных сообществах

В пп. 7 статьи 20.3 указано, что полномочия, возложенные в соответствии с законом на арбитражного управляющего, не могут быть переданы иным лицам. То есть арбитражный управляющий должен действовать лично.

Таким образом, перечень общих прав и обязанностей арбитражного управляющего является достаточно длинным, что дает нам основу говорить о сложности профессии арбитражного управления.

Необходимо отметить, что обязанностей у арбитражного управляющего гораздо больше, чем прав.

Именно поэтому на кандидатуру управляющего возлагается большая ответственность по соблюдению своих обязанностей, направленных на реализацию конкурсного процесса.

2.2 Правовой статус арбитражного управляющего на разных стадиях процедуры банкротства

Правовое положение временного управляющего.Основной задачей первой стадии банкротства предприятия является обеспечение сохранности имущества должника с целью максимально полного удовлетворения требований конкурсного кредитора.

Основную роль в процедуре наблюдения занимает специально назначаемое арбитражным судом лицо — временный управляющий. При осуществлении процедуры наблюдения временный управляющий обладает целым комплексом прав и обязанностей (ст. 66, 67 Закона), позволяющих ему достаточно эффективно достигать вышеуказанных целей данной процедуры банкротства.

Выделяют следующие, характерные именно для этой стадии банкротства предприятия права арбитражного управляющего:

— предъявлять от своего имени требования о признании недействительными оспоримых сделок и решений;

— заявлять возражения относительно требований кредиторов в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;

— принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника, касающихся требований кредиторов;

— обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные п.2 ст.64 Закона, — речь может идти об ограничениях по размеру (сумме) либо по категории сделок;

— обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя от должности.

Среди обязанностей, возникаемых у временного управляющего, можно выделить следующие:

— принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника — это могут быть меры как юридические, так и фактические;

— проводить анализ финансового состояния должника;

— выявлять кредиторов должника;

— вести реестр требований кредиторов;

— уведомить кредиторов о введении наблюдения;

— созвать и провести первое собрание;

— представить отчет о результатах наблюдения.

При этом статья 67 Закона не упоминает о возможности установления иных обязанностей временного управляющего; тем не менее представляется очевидным, что Закон может содержать указания и на другие обязанности, в частности в рамках процедур, применяемых к отдельным категориям должников.

Правовое положение административного управляющего. Следующей последовательной стадией банкротства после процедуры наблюдения является финансовое оздоровление.

Эта процедура возникает только при наличии у предприятия возможностей для восстановления своей платежеспособности, если этого условия нет, то данная процедура не применяется.

Функция восстановления платежеспособности должника путем проведения ряда антикризисных мероприятий возложена на административного управляющего.

Его обязанности определены в п.3 статьи 83 Закона. Назову наиболее интересные из них. Важной является обязанность по осуществлению контроля за своевременным исполнением должником требований кредиторов.

Для осуществления этой функции разрабатывается график погашения задолженности и план финансового оздоровления должника.

Одна из обязанностей административного управляющего — предъявление лицам, предоставившим обеспечение исполнения должником обязательств, требований, вытекающих из предоставленного обеспечения, если должник не исполняет график погашения задолженности.

Права административного управляющего перечислены в п.4 статьи 83. Очень важны его права по обращению в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, а также по отмене таких мер.

Закон не дает даже примерного их перечня, следовательно, управляющий при наличии соответствующей аргументации может настаивать практически на любых ограничениях для руководителя должника.

В частности, речь может идти о расширении числа сделок, на которые требуется согласие управляющего, собрания либо комитета кредиторов. Кроме того, обращает на себя внимание право управляющего в соответствии с ч.7 п.

4 предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных должником с нарушением требований Закона.

Правовое положение внешнего управляющего. Одним из возможных итогов процедуры финансового оздоровления, в соответствии с ныне действующим законодательством о банкротстве юридических лиц, является введение арбитражным судом процедуры внешнего управления.

Введение внешнего управления является весьма значимым событием для организации-должника, так как закон связывает с этим фактом существенные юридические последствия (статья 94 Закона).

Среди всех этих последствий наиболее интересными является радикальное изменение порядка управления должником — руководитель должника отстраняется от должности, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего.

В отличие от временного и административного управляющих внешний управляющий наделен значительно более широким кругом полномочий по управлению неплатежеспособным должником.

Фактически после отстранения руководителя должника от должности внешний управляющий до окончания периода внешнего управления приобретает полномочия, которые даже несколько шире, чем те, которыми обладало прежнее руководство должника.

Так, например, собственник имущества должника или органы управления должником не вправе принимать решения либо иным образом ограничивать полномочия внешнего управляющего по распоряжению имуществом организации-должника. Это, однако, не означает, что действия внешнего управляющего ничем не ограничены: п.

1 статьи 101 Закона обусловливают возможность заключения крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность, получением предварительного согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов.

Конкретное содержание правомочий внешнего управляющего определяется в статье 99 Закона, содержащей перечень основных прав и обязанностей внешнего управляющего:

1. Права:

— распоряжение имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления;

— заключение от имени должника мирового соглашения;

— отказ от исполнения договоров должника в соответствии со ст.102 Закона;

— заявление в суд требований, связанных с недействительностью сделок и решений должника.

2. Обязанности:

— принятие имущества и осуществление инвентаризации;

— осуществление управления имуществом должника;

— разработка и представление собранию кредиторов плана внешнего управления;

Источник: https://works.doklad.ru/view/js-UM66KKJE/2.html

Правовой статус конкурсного управляющего

При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего и размер вознаграждения конкурсного управляющего, о чем выносит определение. Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства.

Конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней

С даты своего утверждения направляет  сведения для

Опубликования.

Опубликованию подлежат следующие сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

· наименование и иные реквизиты должника, признанного банкротом;

· наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве, и номер дела;

· дата принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

· дата закрытия реестра требований кредиторов;

· адрес должника для заявления кредиторами своих требований к должнику;

· сведения о конкурсном управляющем и соответствующей саморегулируемой организации.

 С даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника — унитарного предприятия.

Конкурсный управляющий обязан:

1. принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию;

2. привлечь независимого оценщика для оценки имущества должника;

3. уведомить работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства;

4. принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

5. анализировать финансовое состояние должника;

6. предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании;

7. заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;

8. вести реестр требований кредиторов;

9. принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;

10. исполнять иные обязанности.

 Конкурсный управляющий вправе:

· распоряжаться имуществом должника;

· увольнять работников должника, в том числе руководителя должника;

· заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок. Конкурсный управляющий не вправе заявлять отказ от исполнения договоров должника при наличии обстоятельств, препятствующих восстановлению платежеспособности должника;

· передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению;

· предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершать иные действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на возврат имущества должника;

· осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей.

При наличии оснований, установленных Законом о банкротстве, конкурсный управляющий предъявляет требования к третьим лицам, которые несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства.

Размер ответственности лиц, привлекаемых к субсидиарной ответственности в соответствии с настоящим пунктом, определяется, исходя из разницы между размером требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и денежными средствами, вырученными от продажи имущества должника или замещения активов организации — должника.

Конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в месяц, если собранием кредиторов не установлены более продолжительный период или сроки представления отчета. Конкурсный управляющий обязан по требованию арбитражного суда предоставлять арбитражному суду все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности.

Конкурсный управляющий по заявлению об освобождении его от исполнения обязанностей конкурсного управляющего и в иных предусмотренных федеральным законом случаях может быть освобожден арбитражным судом от исполнения обязанностей. В случае освобождения конкурсного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей арбитражный суд утверждает нового конкурсного управляющего.

Конкурсный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей конкурсного управляющего:

· на основании ходатайства собрания кредиторов (комитета кредиторов) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на конкурсного управляющего обязанностей;

· в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника либо его кредиторов;

· в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица конкурсным управляющим, а также в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица конкурсным управляющим.

Одновременно с отстранением конкурсного управляющего суд утверждает нового конкурсного управляющего.

Определение арбитражного суда об освобождении и отстранении конкурсного управляющего от исполнения обязанностей конкурсного управляющего подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

Источник: https://studopedia.net/5_66314_pravovoy-status-konkursnogo-upravlyayushchego.html

Ссылка на основную публикацию