Госконтракты пересчитают из-за повышения ндс

Переходные положения в связи с повышением НДС

16.10.2018Автор: Орлова О. Е., эксперт журнала

Определяемся со ставкой НДС

Согласно п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) обязан предъявить к уплате покупателю соответствующую сумму налога. При этом в силу п. 3 ст.

 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты (частичной оплаты).

При отгрузке товаров независимо от поступления их оплаты счета-фактуры выставляются покупателям с указанием соответствующей налоговой ставки, действующей на дату отгрузки. Это означает, что по отгрузке до 01.01.

2019, подлежащей обложению НДС по налоговой ставке 18 %, НДС исчисляется по ставке, действующей до вступления в силу Закона № 303‑ФЗ, – 18 %, независимо от момента поступления оплаты отгрузки. Эта же ставка указывается в «отгрузочном» счете-фактуре. При получении оплаты за отгруженные до 01.01.2019 товары перерасчет налога в 2019 году не производится.

Такова суть разъяснений, которые даны в письмах Минфина России от 06.08.2018 № 03‑07‑05/55290, от 07.09.2018 № 03‑07‑11/64178 и № 03‑07‑11/64045 касательно текущего переходного периода.

Авансы

Суммы авансовых платежей, полученные налогоплательщиками до 01.01.2019 в счет предстоящих поставок, подлежащих обложению по базовой ставке НДС (даже если заранее известно, что эти поставки будут произведены в 2019 году), облагаются НДС по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

При поставке товаров (работ, услуг), в счет которых получены авансы, после 01.01.2019 «отгрузочные» счета-фактуры оформляются поставщиком исходя из ставки НДС 20 % (Письмо Минфина России № 03‑07‑05/55290).

Соответственно, покупатель в 2018 году на основании «авансового» счета-фактуры заявит вычет по ставке НДС 18/118, в 2019 году восстановит этот налог и заявит вычет по «отгрузочному» счету-фактуре по ставке НДС 20 %.

Изменение ставки НДС как основание для пересмотра цены

Увеличение ставки НДС приводит к адекватному росту цены товара и по смыслу п. 1 ст. 168 НК РФ ложится бременем на покупателя. В прошлое изменение налоговой ставки продавец и покупатель делили прибыль, так как ставка налога уменьшалась с 20 до 18 %.

В текущее изменение возникает задача разделить между сторонами убыток, что может привести к разногласиям между продавцами и покупателями.

Поэтому по всем сделкам, заключающимся в 2018 году и переходящим на 2019 год, можно порекомендовать продавцам (так как именно они могут пострадать) сделать оговорку, что кроме цены товара покупатель уплачивает НДС по ставке, действующей на дату отгрузки.

О правомерности изменения цен по договорам, заключенным в рамках законодательства о контрактной системе, уже высказался Минфин в Информационном письме от 28.08.2018 № 24‑03‑07/61247.

Как указали чиновники, цена заключенного контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения, что прямо следует из ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе. Изменение условий контракта не допускается, за исключением случаев, предусмотренных названным законом.

Повышение ставки НДС не может служить основанием для изменения цены контракта и является риском поставщика, который должен учитывать это при установлении цены.

Далее Минфин, развивая свою мысль, уточняет, что риски, связанные с исполнением контрактов, в том числе инфляционные, относятся к коммерческим рискам поставщика, которые предусматриваются в цене заявки на участие в закупке.

Вместе с тем ст. 95 Закона о контрактной системе допускает, что существенные условия контракта могут быть изменены в установленном порядке в случае, если цена заключенного контракта составляет либо превышает размер цены, определенной Постановлением Правительства РФ от 19.12.

2013 № 1186, и исполнение указанного контракта по не зависящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно. Таким образом, цена контракта может быть изменена в установленном законодательством о контрактной системе порядке, в том числе при изменении ставки НДС.

Постановлением Правительства РФ № 1186 определены следующие размеры цены контракта, заключенного на срок не менее чем три года для обеспе­чения федеральных нужд, нужд субъекта РФ и на срок не менее чем один год для обеспечения муниципальных нужд, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены в установленном порядке, в случае если выполнение контракта по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно:

  • 10 млрд руб. – для контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд. При этом цена может быть изменена на основании решения Правительства РФ;
  • 1 млрд руб. – для контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта РФ. При этом цена может быть изменена на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
  • 500 млн руб. – для контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд. При этом цена может быть изменена на основании решения местной администрации.

Что касается других контрактов – заключенных до 01.01.

2019, в том числе в соответствии с Законом о закупках, – исключений в отношении реализуемых в их рамках товаров (работ, услуг) законом не предусмотрено (Письмо Минфина России от 07.09.2018 № 03‑07‑11/64049).

Иными словами, НДС в отношении товаров (работ, услуг), отгружаемых (выполняемых, оказываемых) продавцом после 01.01.2019, исчисляется по базовой ставке 20 %.

Особый порядок налогового режима прописан для такого вида договора, как соглашение о разделе продукции. Отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, регулируются Федеральным законом от 30.12.

1995 № 225‑ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», а налоговый режим, устанавливаемый для таких соглашений, определяется гл. 26.4 НК РФ. Исходя из п. 13 ст. 346.

35 НК РФ по соглашениям о разделе продукции в случае изменения в течение срока действия соглашения налоговой ставки налог исчисляется и уплачивается по ставке НДС, установленной в соответствии с гл. 21 НК РФ.

Реализация товаров по посредническому договору (на примере договора комиссии)

В силу п. 1 ст. 996 ГК РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. Следовательно, отгрузка товаров комитентом комиссионеру не является объектом обложения НДС (п. 1 ст. 39 и пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

При реализации комиссионером товаров комитента плательщиком НДС выступает комитент, на нем же лежит обязанность по исчислению и уплате налога в бюджет.

Таким образом, при передаче в 2018 году товаров комитентом комиссионеру в накладных стоимость товаров, облагаемых по базовой ставке, указывается со ставкой НДС 18 % (впрочем, это никаких налоговых последствий не влечет).

При отгрузке комиссионером покупателю товаров в 2019 году налоговая ставка составит 20 %. Вознаграждение комиссионера, с учетом того что исполнение поручения состоялось в 2019 году, также будет облагаться НДС по ставке 20 %.

Ранее заключенные сделки.

Как уже говорилось, при отгрузке товаров, независимо от поступления оплаты, счета-фактуры выставляются покупателями с указанием соответствующей налоговой ставки, действующей на дату отгрузки.

Поэтому в отношении свершившихся сделок, по которым товар отгружен продавцом и принят покупателем, все последующие платежи за этот товар производятся исходя из ставки НДС, действующей на момент отгрузки и отраженной поставщиком в счете-фактуре.

Например, в 2016 году на условиях рассрочки платежа на пять лет было поставлено оборудование, реализация которого облагается по общей ставке НДС. В 2016 году согласно налоговому законодательству НДС был исчислен, уплачен продавцом и возмещен покупателем исходя из ставки 18 %.

Поступающие поставщику в 2019 году по данной сделке платежи пройдут с указанием в платежном поручении ставкой НДС 18 % и ссылки на счет-фактуру, выставленный в 2016 году.

Лизинг.

Лизинг является финансовой услугой, отдельным видом аренды, и относится к категории длящихся договоров. Этими особенностями лизинга и следует руководствоваться для определения ставки НДС. При взимании лизинговых платежей за периоды после 01.01.2019, в том числе по договорам, заключенным до 01.01.

2019, счета-фактуры должны выставляться лизингополучателям с указанием ставки НДС 20 %. При этом перерасчеты по сумме разницы между суммой налога, указанной в договоре, заключенном до 01.01.

2019, и суммой налога, указанной в счетах-фактурах, необходимо выполнять по договоренности между лизингодателем и лизингополучателем.

Если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю, то кроме лизинговых платежей могут быть предусмотрены также выкупные платежи. Оценку природы данных платежей Минфин сделал в Письме от 07.12.2016 № 03‑03‑06/1/72853.

Согласно его разъяснениям суммы, вносимые в счет уплаты выкупной цены предмета лизинга до перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю (реализации лизингового имущества), следует рассматривать для целей налогового учета у лизингодателя и лизингополучателя как авансовые платежи.

Значит, авансы, полученные (уплаченные) в 2018 году, облагаются по расчетной ставке НДС 18/118, в 2019 году и далее – по ставке 20/120, а передача предмета лизинга в собственность лизингополучателю, которая состоится в 2019 году или позднее, – по ставке НДС 20 %.

Также стороны по аналогии с лизинговыми платежами вправе внести изменение в договор и произвести перерасчет.

Аренда.

При аренде помещений встречаются случаи, при которых фактическая аренда предшествует заключению договора (например, существуют какие‑то технические проблемы, препятствующие государственной регистрации договора). Для разрешения подобных ситуаций п. 2 ст.

 425 ГК РФ дает сторонам право установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.

Достижение сторонами такого соглашения означает согласие арендатора оплатить фактическое использование им здания в этот период на условиях, предусмотренных договором аренды, и не означает, что непосредственная обязанность по их исполнению возникла у арендатора ранее заключения самого договора (п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.

2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой»). Каким же образом будет оформлена, например, в 2019 году арендная плата за пользование помещением в 2017 году? Как следует из позиции ВАС, обязанность арендатора уплатить арендные платежи, включая сумму НДС за оказанные услуги, возникает только в 2019 году.

Однако сами услуги оказаны арендодателем и потреблены арендатором в 2017 году. При выставлении счета-фактуры в 2019 году арендодателю нужно учитывать, что фактическое пользование услугой произошло в 2017 году, когда ставка НДС составляла 18 %. Поэтому выставленные в 2019 году счета-фактуры должны содержать ставку НДС 18 % и ссылку на период фактического использования имущества – 2017 год.

По услугам, которые будут оказаны в 2019 году, Минфин (Письмо от 10.09.2018 № 03‑07‑11/64576) разъяснил: ставка НДС в размере 20 % применяется в отношении услуг по предоставлению в аренду имущества, оказываемых после 01.01.

2019, в том числе на основании договоров, заключенных до указанной даты. Касательно определения цены договора, в соответствии с которым осуществляется оказание услуг по предоставлению в аренду имущества, чиновники отметили, что данный вопрос регулируется нормами ч.

 I ГК РФ и к компетенции Минфина не относится.

Мена.

По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен (п. 1 ст. 567 ГК РФ).

По договору мены может возникнуть ситуация, когда одна сторона отгрузила товар в 2018 году, а другая – в 2019 году. В этом случае стороны также обязаны руководствоваться датой отгрузки. Это означает, что первая сторона, отгрузившая товар в 2018 году, укажет в счете-фактуре НДС по ставке 18 %, а вторая, отгрузившая товар в 2019 году, – 20 %.

Если при заключении договоров мены накануне 2019 года стороны не исключают подобной ситуации, то они вправе прописать, что налоговые расходы, если таковые возникнут в связи с разностью в ставках НДС, возлагаются на сторону, обязанную исчислить налог по повышенной ставке.

Определение ставки НДС при удержании налога налоговыми агентами

Пунктом 4 ст. 173 НК РФ установлена обязанность по исчислению и перечислению налоговыми агентами суммы налога, подлежащей уплате в бюджет при реализации товаров (работ, услуг), указанных в ст. 161 НК РФ. В пунктах 1 – 3 ст. 161 НК РФ, в свою очередь, описаны особенности удержания налога налоговыми агентами.

Читайте также:  Бизнесмены из "кремлевского списка" обратились к американским лоббистам

Одна из этих особенностей заключается в моменте определения налоговой базы. Исчисление налога, его удержание из средств лица, в отношении которого исполняется обязанность налогового агента, и перечисление в бюджет по смыслу ст. 161 НК РФ происходит в тот момент, когда такая возможность возникает, то есть в момент перечисления дохода.

Таким образом, исчисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет налоговым агентом за товары, реализуемые налогоплательщиком в его адрес, производится на дату перечисления денежных средств налогоплательщику. Расчетная ставка согласно п. 4 ст.

 164 НК РФ (18/118 или 20/120), применяемая налоговым агентом, должна соответствовать налоговой ставке, действующей на дату перечисления денежных средств налогоплательщику.

Следовательно, при перечислении до 01.01.2019 налоговым агентом денежных средств за реализованные (отгруженные с 01.01.

2019) товары налогоплательщику или другому лицу, указанному налогоплательщиком, применяется налоговая ставка 18/118, вне зависимости от даты принятия к учету этих товаров, без последующего перерасчета налога в 2019 году. Соответственно, при перечислении с 01.01.

2019 налоговым агентом денежных средств за реализованные (отгруженные до 01.01.2019) товары налогоплательщику или другому лицу, указанному налогоплательщиком, применяется налоговая ставка 20/120, вне зависимости от даты принятия к учету этих товаров.

С 01.01.2019 российские организации и индивидуальные предприниматели перестают выступать налоговыми агентами при оказании им иностранными организациями услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ (утрачивает силу п. 9 ст. 174.2 НК РФ).

Отсюда следует, что по услугам, оказанным иностранным контрагентом в 2018 году, оплата которых произведена в 2019 году, НДС по старой ставке рассчитывает и уплачивает иностранный контрагент.

Если услуги будут оказаны иностранным контрагентом в 2019 году, а оплачены в 2018 году, перечислить налог за иностранца должен российский покупатель.

* * *

Итак, с 01.01.2019 ставка НДС повышается с 18 до 20 %. Начиная с этой даты все договоры, в том числе заключенные до 01.01.2019, независимо от прописанных в них условий подлежат исполнению исходя из ставки НДС 20 %.

Это правило в равной степени распространяется на товары (работы, услуги), реализуемые по государственным регулируемым ценам, на что поспешил обратить внимание Минфин в Письме от 01.08.2018 № 03‑07‑11/53970.

Определяющим условием для выбора ставки НДС в переходный период является дата отгрузки товара (оказания услуг, выполнения работ).

Законодательство далеко не всегда защищает стороны от риска изменения ставки НДС. Поэтому при повышении ставки налога может потерпеть убыток поставщик, а при снижении ставки – недополучить выгоду покупатель.

Поскольку при текущем изменении ставки НДС в зоне риска оказываются поставщики, им полезно предусмотреть соответствующие договорные условия, обязывающие покупателей уплатить товар исходя из цен, учитывающих ту ставку НДС, по которой производится отгрузка в адрес покупателей.

В противном случае у поставщика возникнет убыток, который ему придется покрывать за свой счет (а такие случаи вполне вероятны, например если покупатель не согласен на пересмотр условий соглашения или договор заключен в рамках контрактной системы).

НДС: проблемы и решения, №10, 2018 год

Источник: http://taxpravo.ru/analitika/statya-411073-perehodnyie_polojeniya_v_svyazi_s_povyisheniem_nds

Рост НДС вызовет пересмотр стоимости госконтрактов

Стоимость некоторых уже заключенных госконтрактов может быть пересмотрена из-за повышения НДС с января. Об этом говорится в разъяснительном письме Минфина. В тексте уточняется, что пересмотр цены разрешен, только если без этого контракт вовсе не будет исполнен.

Из-за роста налога на добавленную стоимость, который с января 2019 года будет составлять 20% вместо нынешних 18%, стоимость части ранее подписанных государственных контрактов будет откорректирована в сторону увеличения.

В первую очередь, возрастет смета муниципальных подрядов, распределенных по результатам тендеров, срок реализации которых составляет более 1 года, а цена – превышает 500 млн рублей, региональных соглашений с трехлетним периодом реализации и сметой от 1 млрд рублей, а также федеральных контрактов, стоимость которых составляет от 10 млрд рублей, а срок выполнения – 3 года, пишут «Известия».

Основанием для увеличения сметы станет рост вынужденных затрат исполнителя, вызванный независящими от него факторами, что оговаривается в постановлении Кабмина. Увеличение НДС попадает под данную формулировку, подтвердил замглавы финансового ведомства Алексей Лавров. Что касается инфляционных рисков, то их подрядчик обязан заложить при выставлении заявки на участие в госзакупке.

Президент общественной организации «Опора России» Александр Калинин в беседе с изданием отметил, сложнее всего пережить НДС будет компаниям, специализирующимся на изготовлении сложного оборудования, где величина добавленной стоимости готовой продукции достаточно высока. Себестоимость отдельных узлов, приобретаемых компаниями, увеличится приблизительно на 1,5%, соответственно, рост затрат на изготовление продукции спровоцирует падение прибыли производителя.

Вице-президент Центра стратегических разработок Владимир Княгинин убежден, очевидно, что заказчики всеми силами будут добиваться сохранения изначальной цены контракта, поэтому бизнесу придется преодолевать многочисленные административные барьеры для увеличения сметы. Скорее всего, многие спорные ситуации будут решаться в арбитражных судах, продолжает Княгинин.

Наличие же у компаний резервов на случай повышения НДС крайне сомнительно, признают оба эксперта. Отметим, в нынешнем году в муниципалитетах проводится 123 тендера со сметой от 500 млн рублей, а в субъектах – 122 конкурса с предметом закупок на сумму от 1 млрд рублей. На федеральном уровне объявлено лишь 3 тендера, которые могут быть пересмотрены из-за роста НДС.

Источник: https://wek.ru/rost-nds-vyzovet-peresmotr-stoimosti-goskontraktov

Минфин объяснил, как пересмотреть цены госконтрактов из-за повышения НДС

Минфин объяснил, как пересмотреть цены госконтрактов из-за повышения НДС

Евгений Разумный / Ведомости

Компании, работающие с госзаказом, смогут пересмотреть цены контрактов из-за повышения НДС с 18 до 20% с 2019 г. Но им предстоит доказать, что выполнить договор по старым ценам невозможно, объясняет Минфин в письме от 28 августа.

Определяя начальную цену контракта, компания должна учитывать все факторы, которые влияют на цены: условия и сроки поставки, риски возможного повышения цен, в том числе инфляционные и налоговые, пишет Минфин, по договору цена контракта определяется на весь срок и изменить ее невозможно. Поэтому цены контрактов не могут вырасти из-за повышения НДС, уверен Минфин.

Но иногда закон позволяет изменить цену – если по новым, не зависящим от сторон обстоятельствам заказ невозможно исполнить.

Исключение касается контрактов, которые заключены более чем на три года (поставки для федеральных или региональных нужд) или более чем на год (для муниципальных нужд), а стоимость контракта выше 10 млрд, 1 млрд и 500 млн руб.

соответственно, считает Минфин, в том числе если она достигла этих пределов из-за повышения ставки НДС.

Общая норма закона – условия контракта изменяться не могут, объясняет руководитель Центра размещения госзаказа Александр Строганов. Иначе это нарушает конкурентные условия торгов, соглашается с ним руководитель антимонопольной практики Goltsblat BLP Николай Вознесенский.

Исключения, записанные в законе, – следствие действий самого госзаказчика: уменьшение лимита бюджетного финансирования или увеличение работ, перечисляет Строганов: «Макроэкономические условия для изменения не предусмотрены – негласно считается, что поставщики сами должны выкручиваться, как хотят».

Разрешить корректировать цену из-за поправок в закон – правильный и разумный шаг, считает партнер Taxology Алексей Артюх, но Минфин не предлагает менять стоимость контрактов, а описывает редкие исключения.

Пересмотреть контракт можно только по соглашению сторон, уверен руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов, доказать невозможность исполнения контракта трудно.

Разве что компания докажет, что не может закупить нужные материалы или работать с контрагентами, рассуждает Вознесенский: «Смысл письма в том, что НДС автоматически заплатит бизнес из своей прибыли». Компания остается слабой стороной контракта, сетует он, и будет обязана исполнить заказ в любом случае: «Иначе бизнес попадет в реестр недобросовестных поставщиков».

Непонятно, почему Минфин устанавливает какие-то критерии, – увеличение НДС касается стоимости любого контракта, удивляется Строганов.

А на деле увеличить стоимость не получится ни у кого – даже если удастся убедить госзаказчика, увеличение не оплатит казначейство, уверен он: «У казначейства электронный бюджет на несколько лет, запланированы деньги, которые должны до копейки биться с деньгами, которые выплачиваются.

Без законодательной инициативы, обязывающей увеличить стоимость всех контрактов на 2% роста НДС, исполнители ничего не получат». Логично было бы дать пояснения в самом законе, солидарен старший юрист Taxadvisor Виктор Андреев.-

Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/09/02/779663-minfin-obyasnil-povisheniya-nds

Ндс в контракте по 44-фз, как заключить госконтракт на усно

Один из самых актуальных вопросов при заключении государственного контракта – учет НДС в стоимости договора на выполнение работ, поставку товара или оказание услуг.

Согласно п. 4 ст. 3 44-ФЗ участником государственных торгов может стать любое юридическое или физическое лицо, в т.ч. в форме индивидуального предпринимателя. Законом также не установлены ограничения для формы налогообложения, которую использует поставщик. Участниками госзаказа могут стать организации, находящиеся на специальных режимах налогообложения, т.е. УСНО, ЕНВД и т.д.

НДС – налог на добавленную стоимость, который включается в стоимость реализуемого товара, работы или услуги и уплачивается в пользу государства в федеральный бюджет.

Стандартная ставка налога равна 18%, но также существуют отдельные виды товаров для которых применяется ставка налога в 10% и 0%.

► Видео: что делать если в контракте указан НДС?

44-ФЗ – НДС в стоимости контракта

Государственный заказчик, формируя начальную максимальную цену госконтракта, закладывает в нее также сумму НДС и в тендерной документации указывает НМЦК с учетом этого налога.

Некоторые заказчики учитывают, что в торгах могут принимать участие компании и индивидуальные предприниматели, находящиеся на специальных режимах налогообложения, и прописывают в условие, что налог на добавленную стоимость  учитывается, только если подрядчик является его плательщиком, т.е. дают возможность победителю заключить контракт без НДС.

Примечание: даже если заказчик отметил такое условие не специально и при заключении контракта с победителем на УСН требует заплатить налог, можно подать жалобу в ФАС.

Читайте также:  Вккс назначит первых судей и зампредов в новые суды

В практике антимонопольного органа уже рассматривали такие дела, и решение выносилось в пользу Поставщика.

Например, жалоба № 197/КС, несмотря на то, что Заказчик обращался в Арбитражный суд, судьи так же признали решение ФАС обоснованным.

Естественно, в такой ситуации участники на УСН имеют преимущество перед участниками на ОСНО, т.к. согласно ч. 1 и ч. 2 ст 34 44-ФЗ договор должен быть заключен на условиях, предусмотренных извещением о закупке, а цена является твердой и определяется на весь срок исполнения.

Это означает, что сумма НДС в контракте по 44-ФЗ, которая обязательна к уплате участником на ОСНО, для участника на специальном режиме будет дополнительным доходом.

Но намного чаще встречаются ситуации, когда заказчик в документации просто указывает, что цена рассчитана с учетом налога на добавленную стоимость . Нормативной базой для выбора метода определения НМЦК и проведения расчетов служит Приказ МЭР РФ от 2 октября 2013 г.

N 567, но в этом документе не регламентировано включение НДС в стоимость контракта.

Однако заказчик формируя НМЦК должен учитывать условия планируемой закупки и, если предмет договора содержит товары, работы или услуги, облагаемые налогом на добавленную стоимость, сумму НДС необходимо включить в начальную (максимальную) цену.

В этом случае ситуация складывается иначе. Если заказчик в контракте установит условие выставить ему счет-фактуру, то опираясь на ту же статью 34 44-ФЗ, подрядчик будет обязан это сделать, т.к.

это условие изначально было предусмотрено аукционной документацией.

Как и в вышеописанном случае, победитель должен будет заключить госконтракт по цене, которую он предложил в ходе закупочной процедуры.

Примечание: пример рассмотрения подобной жалобы и решение в пользу Заказчика можно найти здесь.

Ндс в контракте для усн

Если участник работает на УСНО и не является плательщиком НДС, то выполнять такие условия окажется довольно накладно. Т.к. согласно п. 5 ст.

173 Налогового кодекса РФ в случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками, покупателю товаров (в данном случае госзаказчику) счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость – вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.

Во-первых, участников, которые не обратят внимание на то, что цена контракта указана с НДС, может ждать неприятный сюрприз при его заключении. Т.к. предложенная ими цена не будет предусматривать еще и уплату налога в 18%. В этом случае подрядчик может подписать договор и исполнить его себе в убыток.

Во-вторых, если победитель откажется от заключения договора на таких условиях, то он может попасть в Реестр недобросовестных поставщиков.

Практика ФАС и АС по контрактам с НДС

Поставщики, работающие на упрощенной системе налогообложения, сталкиваясь с контрактами 44-ФЗ с НДС, зачастую подают жалобы в ФАС: как максимум – с целью подписать договор без учета налога, и как минимум – отказаться от заключения без внесения в РНП.

Практика Федеральной антимонопольной службы, а также Арбитражных судов в этом вопросе неоднозначна. Многое зависит от позиции конкретного управления.

В своей рабочей практике мы присутствовали на заседаниях, где представители контролирующих органов признавали право заказчика требовать с победителя госзаказа выставления счета-фактуры. Таким образом, даже если поставщик находится на специальном режиме налогообложения, ему придется подать налоговую декларацию и заплатить НДС с цены госконтракта.

И в этом случае, организации-“упрощенцы” находятся в наименее выгодной ситуации, чем компании на ОСНО, т.к. компании с УСН не смогут принять сумму к данного налога к вычету, в отличие от компаний на общей системе налогообложения.

Если Вы работаете на специальном режиме налогообложения, то важно просматривать условия заключаемого госконтракта также в плане включения НДС в НМЦК. Ведь даже, если Вы выиграете тендер, исполнение которого предусматривает выставление счета-фактуры и уплаты налога в бюджет, и обратитесь в ФАС для защиты своих интересов, велика вероятность, что решение будет принято в пользу заказчика.

Из-за отсутствия единства в практике УФАС и Арбитражных судов, нельзя заранее предсказать итог заседания по вопросам НДС в контрактах по 44-ФЗ. Рациональнее всего будет изучить подобные дела в интересующем регионе и опираться уже на практику конкретного УФАС.

Ндс в 2019 году

Правительство РФ приняло решение с 2019 года повысить ставку налога на добавленную стоимость до 20%. В связи с этим произойдет рост цен на товары.

Поэтому мы советуем поставщикам на специальных режимах налогообложения очень внимательно читать тендерную документацию и проект контракта, чтобы не попасть в ситуацию, когда 1/5 часть стоимости контракта придется уплатить в виде налога.

©ООО МКК «РусТендер» 

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Источник: https://tender-rus.ru/vopros-otvet/44-fz/nds-v-kontrakte

Повышение НДС: Минфин рассказал, как рассчитать НМЦК для новых госконтрактов и как быть со старыми

С нового года ставка НДС увеличится с 18 до 20%. Минфин решил, что новую ставку нужно учитывать уже при расчете НМЦК для закупок 2019 года. По старым долгосрочным контрактам повышение оплатят исполнители. Чиновники также назвали контракты, цену которых можно изменить.

Как скорректировать НМЦК для закупок на 2019 год

Минфин указал, что при расчете НМЦК нужно учитывать все факторы, в том числе налоги. Полагаем, заказчикам необходимо принять во внимание повышение ставки НДС, ведь это наверняка скажется на рыночных ценах. Однако ведомство не рассказало, как это сделать. 

Если применяете метод анализа рынка, советуем скорректировать НМЦК, которую рассчитали по сложившимся до повышения ставки ценам, применив формулу:

НМЦК х 120/118 = НМЦКскор.

Почему исполнители оплатят разницу в 2%

Ведомство считает, что увеличение ставки — это коммерческий риск исполнителя контракта. По Закону N 44-ФЗ цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения. Участники закупки знают, что цену контракта изменить невозможно, и соглашаются с условиями заказчика, подавая заявки.

Ведомство напомнило: если исполнитель нарушит свои обязательства, например передаст меньше товаров, заказчик может взыскать неустойку или удержать ее из обеспечения исполнения контракта.

Можно ли изменить цену контракта

Минфин отметил, что закон о повышении НДС не предусматривает исключений для государственных и муниципальных контрактов. Следовательно, по общему правилу изменять цену из-за увеличения ставки нельзя. Однако ведомство перечислило контракты, цены которых можно пересмотреть по решению уполномоченного органа:

Как еще можно поступить со старыми контрактами

Ведомство не упомянуло об этом, но стороны госконтракта могут решить проблему долгосрочных контрактов, не завершенных до 1 января, другими способами:

— отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке, если это разрешено госконтрактом и нормами ГК РФ о конкретном виде договора. Например, исполнитель может отказаться от договора возмездного оказания услуг, возместив заказчику убытки;

— расторгнуть контракт через суд. Для этого нужно обосновать, что из-за повышения ставки НДС существенно изменились обстоятельства заключения контракта.

Источник: http://zakupki-portal.ru/novosti/novosti-dlya-zakazchikov/povyshenie-nds-minfin-rasskazal-kak-rasschitat-nmck-dlya-novyh-goskontraktov-i-kak-byt-so-starymi/

Изменение ставки НДС – необходимо ли что-то менять в договорах

Увеличение ставки НДС с 18% до 20% практически состоялось. Как водится, за депутатами не заржавело, и поэтому они быстро отработали соответствующий законопроект.

Закон, который вскоре вступит в силу, достаточно лаконичен и, по существу, просто констатирует факт увеличения ставки налога.

Давайте попробуем разобраться, как это будет работать, какие вопросы могут возникнуть и какие действия нужно предпринять уже сейчас.

Как это работает сейчас

В целом, процедура исчисления НДС выглядит достаточно просто: НДС исчисляется по факту отгрузки, соответственно применяется ставка, которая действует в дату отгрузки.

Ситуация несколько усложняется, если в отношениях сторон появляется аванс.

В этом случае по факту получения аванса продавец уплачивает НДС в бюджет, затем – по факту отгрузки начисляет НДС с реализации и предъявляет к вычету ранее уплаченный НДС с аванса.

В обычной жизни это приводит к тому, что при отгрузке НДС фактически платится только с разницы между авансом и финальным расчетом. Если же аванс был 100%-ным, то дополнительный НДС фактически не уплачивается.

Аналогично – покупатель предъявляет к вычету НДС, уплаченный в составе аванса, а затем при принятии к вычету НДС с приобретенного товара восстанавливает входящий НДС с аванса.

Аванс получен в 2018 году, а отгрузка произошла в 2019 году

В этом случае формируется ситуация, при которой НДС с полученного аванса исчислялся по ставке 18%, а НДС с отгрузки будет исчисляться уже по ставке 20%.

Таким образом, даже если покупатель уплатил предоплату в размере 100%, а продавец исчислит с этой предоплаты НДС, то по факту отгрузки у продавца возникает обязанность доплатить НДС в части разницы, обусловленной изменением ставок.

Покупатель – предъявит к вычет входящий НДС по ставке 18%, а затем восстановит его и предъявит к вычету НДС, начисленный при отгрузке по ставке 20%.

Как изменение ставки соотносится с договорными положениями о стоимости товара

В современной договорной практике не сформировалось единого подхода к согласованию условия об уплате НДС. Можно выделить, как минимум, два подхода:

Во-первых, стоимость может быть определена с включением НДС по формуле «стоимость составляет 118 рублей, в том числе НДС», при этом может уточняться, что это не просто НДС, а «НДС по ставке 18%» и(или) «в размере 18 рублей».

Во-вторых, стоимость может быть зафиксирована без учета НДС, в т.ч. без учета НДС по ставке 18% и(или) в размере 18 рублей.

Читайте также:  «дочка» ржд ищет юристов для антимонопольного дела

С практической точки зрения использование любой из указанных формулировок порождает вопросы относительно того, как они будут работать по длящимся договорам, переходящим с 2018 года на 2019 год.

При этом, наиболее активные баталии наблюдаются в отношении формулировки, производной от «стоимость составляет 118 рублей, в том числе НДС».

Достаточно часто можно слышать позицию, что сторонами согласована стоимость, и, хотя ставка НДС изменилась, общая стоимость меняться не должна, раз уж стороны прописали ее в договоре. Проще говоря, раньше это формулировка означала «100 + 18 НДС», теперь: «98,33 + 19,67 НДС».

Тем не менее, данный подход мне представляется ошибочным, причем независимости от конструкции, используемой в том или ином договоре. Попробую объяснить:

Во-первых, в данном случае страдает экономическая логика происходящего. По существу, у покупателя необоснованно сокращаются затраты на приобретение товара и увеличивается сумма входящего НДС, доступного для налогового вычета.

Непонятно, почему покупатель должен получать дополнительные «неожиданные» преференции как коммерческого (сокращение затрат на приобретение товара), так и налогового характера (общее увеличение налоговой эффективности сделки).

Логика, конечно, начинает «сбоить», если покупателем товаров (работ, услуг) становится лицо, применяющее УСН, ЕНВД или иные подобные режимы. Ведь в этом случае увеличенный НДС становится входящим НДС и превращается в чистые дополнительные затраты. Здесь, к сожалению, нет какой-либо четкой рекомендации – по-видимому, продавец и покупатель должны решить этот вопрос в ходе переговоров.

Во-вторых, в данном случае нарушаются и правила НК РФ.  Так, логика исчисления НДС (как и любого другого налога) предполагает, что сначала налогоплательщик определяет налоговую базу (цену товара), затем применяет к ней ставку налога и получает сумму НДС к уплате.

Это правило также закреплено и применительно к НДС. Так, в п.1 ст.

168 НК РФ сказано, что при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), соответствующую сумму налога.

А в п.2 ст.168 НК РФ говорится, что сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цен (тарифов).

Иной подход (определение суммы НДС посредством ее извлечения из общей стоимости реализованных товаров) предполагает обратную последовательность действий, когда налоговая база (выручка от реализации) вычисляется в конце, что является прямым нарушением п.1 и 2 ст.168 НК РФ.

В-третьих, такой подход фактически означает использование не ставки 20%, а расчетной ставки 20/120. Между тем, ее применением предусмотрено только для случаев,  установленных в НК РФ (п.4 ст.164 НК РФ). Как можно догадаться, рассматриваемая ситуация там не предусмотрена.

Судебная практика

Высшие судебные инстанции неоднократно высказывались по не совсем схожей, но близкой тематике.

Так, например, в п.15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» суд высказался, что если НДС про формировании сметы не учитывался, то он выставляется заказчику сверху, даже если цена работ указана в договоре в качестве твердой и не подлежащей изменению.

Источник: https://zakon.ru/Blogs/izmenenie_stavki_nds__neobhodimo_li_chto-to_menyat_v_dogovorah/74769

Повышение НДС до 20% с 1 января 2019 года: как подготовиться к грядущим изменениям

Президент подписал закон о повышении ставки НДС до 20% с 1 января 2019 года. В связи с этим в конце 2018 года потребуется уточнить условия договоров на 2019 год и обновить настройки программ. Бухгалтеры также столкнутся со сложностями по НДС в переходный период, поскольку часть счетов-фактур будет со «старым» НДС, а часть – с новым.

Немного истории

Для россиян прошедший этим летом Чемпионат мира по футболу – 2018 неминуемо будет ассоциироваться с двумя неприятными новостями – повышением пенсионного возраста и повышением ставки НДС до 20%.

Ведь именно в день открытия ЧМ-2018 14 июня на заседании Правительства премьер Дмитрий Медведев «обрадовал» всех этими сообщениями.

Законопроект о повышении налога был написан в считанные дни, к концу июля Госдума уже приняла закон о повышении ставки НДС с 18 до 20%, а президент также оперативно его подписал ( Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ).

Чем грозит повышение НДС?

Крупный бизнес, работающий на общей системе налогообложения (т.е.

с НДС), и заключающий сделки с такими же крупными компаниями, скорее всего, ничего не почувствует – компании будут закупать и продавать товары с одинаковым размером НДС 20%, и с возможностью уменьшить его на сумму входящего налога.

В плюсе могут оказаться экспортеры – для них сохраняется льготная ставка 0%, и если раньше они могли возместить 18% НДС, то после 1 января эти суммы вырастут на 2%

Больше всего последствия повышения НДС почувствуют на себе небольшие компании и рядовые покупатели в магазинах. Увеличение НДС отразится на стоимости товаров, работ, услуг.

Новый НДС вступает в силу с 1 января 2019 года. Ставка 20% распространяется на товары, отгруженные после этой даты, независимо от даты заключения договора.

То есть, если заключение договора на реализацию и перечисление аванса произошло в 2018 году, а отгрузка – после 1 января 2019 года, то ставка НДС по этому товару будет уже 20%.

НДС по «старой» ставке 18% смогут применять только те, кто успеет реализовать свои товары до 31 декабря включительно.

Важно!

Льготная ставка НДС в размере 10% в 2019 году сохранится. Поэтому компании, которые занимаются поставкой данных товаров, со сложностями переходного периода по НДС не столкнутся.

Как переходить на НДС 20%?

Чтобы не потерять деньги из-за претензий со стороны контрагентов и споров с инспекцией уже сейчас стоит задуматься, как подготовиться к нововведению и что поменять в своей работе.

Первое и самое важное, что можно сделать, – провести ревизию договоров и внести соответствующие корректировки.

Вновых договорах целесообразно сразу учесть увеличение ставки НДС, а к старым создать дополнительные соглашения, чтобы переделать их в договоры с НДС 20%.

Какие договоры нужно исправлять?

  1. Когда в договоре прописано, что ставка НДС 18%

    Как исправить: В дополнительном соглашении прописать стоимость без учета НДС, а также сумму и ставку НДС сверху.

  2. Когда в договоре прописано, что стоимость указана без учета НДС, значит, НДС начисляется сверх стоимости товара или услуги

    Как исправить: В принципе договор в этом случае изменять не обязательно. Но лишним дополнительное соглашение не будет. Тогда вы точно избежите споров с покупателем.

  3. Когда в договоре о НДС не сказано

    Как исправить: В дополнительном соглашении четко зафиксируйте, что цена не включает НДС, а НДС начисляется сверху.

Какие договоры не нужно исправлять?

  1. Если стоимость устанавливается в спецификациях, приложениях или других дополнительных документах к договору.
  2. Если компания продает товары или оказывает услуги, облагаемые НДС по ставке по ставке 10 или 0%.

    Ставка 10% используется при продаже социально значимых товаров: продукты, лекарства, детские товары, услуги по внутренним воздушным перевозкам граждан.Нулевая ставка используется в основном при экспорте товаров, при оказании услуг по международным перевозкам.

  3. Если по договору предусмотрено право продавца в одностороннем порядке увеличить стоимость в случае увеличения НДС. К слову, такая ситуация встречается очень редко.

Не исключена ситуация, когда покупатель будет отказывается от подписания дополнительного соглашения о повышении стоимости в связи с увеличением НДС до 20%.
В таком случае, по сути, нагрузка в дополнительные 2% НДС ляжет на компанию-поставщика.

Рассмотрим на примере.

Ставка НДС Цена, в том числе НДС (руб.) Сумма НДС (руб.) Цена без НДС (руб.) –выручка продавца
Стоимость до повышения цены 18% 118 18 (118*18/118) 100
Если покупатель согласится на повышение цены 20% 120 20 (120*20/120) 100
Если покупатель откажется от повышения цены 20% 118 19,67 (118*20/120) 98,33

То есть выручка компании будет на 1,67руб. меньше, чем раньше.

Согласны вы на это или нет – решать вам.

Если вы решите повлиять на такого покупателя через суд, то, хотим вас предупредить, что судебная практика по таким делам только будет формироваться, а следовательно, получится это у вас или нет – спорный вопрос.

Самый правильный вариант, чтобы избежать таких сложностей в будущем, – указывать, что стоимость указана без учета НДС. В этом случае будет четко зафиксирована сумма вашей выручки, на которую сверху должен будет начисляться НДС.

Какую формулировку написать в допсоглашении или новом договоре

При составлении договора/допсоглашения необходимо учесть 2 важных момента:

  1. Стоимость указывать без НДС –в таком случае поставщик будет защищен от споров с покупателямииз-за повышения цены, так как она зафиксирована, и к ней НДС прибавляется сверху (сколько бы он ни был).
  2. Лучше прописать, что до конца 2018 года отгружаем с НДС 18%, а с начала 2019 года – 20%.

Пример формулировки для дополнительного соглашения либо нового договора:

Стоимость составляет 100 руб. без учета НДС.

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/povyshenie-nds-do-20-procentov/

Ссылка на основную публикацию