Составляющие конституции и конкретизация законодательства

Реализация конституции

Статья посвящена проблемам реализации Конституции в современном российском обществе, основываясь на опыте прежних Конституций РСФСР.

Реализация конституции — в широком смысле — все формы действия Конституции, включая конкретизацию норм, положений Конституции в текущем законодательстве, ее толкование судами, воздействие конституционных норм на сознание ее адресатов и др. В этом значении понятие «Р.К.» тождественно понятию «действие Конституции»

В узком смысле — правомерные действия граждан и иных субъектов конституционного права по осуществлению требований Конституции. В этом значении нормы, положения Конституции могут быть реализованы в следующих формах: а) как использование, т. е.

реализация, субъектами конституционного права (органами государственной власти, гражданами, партиями, общественными объединениями граждан, органами местного самоуправления) тех прав, которые предоставлены им Конституцией. Например, реализация гражданами права на объединение, проведение демонстраций, митингов, шествий; б) как исполнение, т.е.

реализация, обязанности должностных лиц выполнять предписанные Конституцией требования. Например, федеральный закон, одобренный Советом Федерации, в течение 5 дней должен быть направлен на подписание Президенту; в) как воздержание субъектов конституционного права от действий, запрещенных Конституцией.

Например, Президенту РФ запрещается распускать Государственную Думу в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения [1].

Актуальность темы состоит в том, что реализация Конституции представляется главнейшим правовым институтом, на котором основывается вся система общеобязательных норм. От реализации Основного закона напрямую зависит реализация основных принципов права на всех его уровнях (от федерального до местного), а также понимание самой науки конституционного права, методов ее изучения.

В России, в принципе, принятые Конституции очень часто сменяли друг друга в течение одного века, чего не сказать о Конституции США, принятой 17 сентября 1787 года и действующей там по настоящее время в которую, к настоящему времени, с момента принятия Конституции было принято только лишь 27 поправок.

Обратимся к истории России за 20 век:

Первая конституция Российской Федерации (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года как Конституция (Основной Закон) РСФСР и была опубликована в «Собрании Узаконений РСФСР».

Основные принципы, которые легли в основу Конституции РСФСР 1918 года (как и Конституции СССР 1924 года), были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата.

Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав. Данная Конституция была самой идеологизированной из всех советских конституций.

Она утратила силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) РСФСР, утверждённой Постановлением XII Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 11 мая 1925 года [2].

Конституция РСФСР 1925 года утверждена Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР».

Её принятие обуславливалось вхождением РСФСР в состав новообразованного Союза ССР и приведением российского законодательства в соответствие союзному (главным образом, Конституции СССР 1924 года).

В данную Конституцию вносилось несколько изменений, связанных с изменениями административно-территориального деления и реорганизации органов советского управления.

Конституция РСФСР 1937 года принята Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР» из-за смены конституционного законодательства СССР в 1936 году (для приведения в соответствие Конституции СССР 1936 года).

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года изменила название страны с Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.

Конституция РСФСР 1978 года введена в действие с Декларацией Верховного Совета РСФСР от 12 апреля 1978 года в порядке, установленном Законом РСФСР от 12 апреля 1978 года. Принята из-за смены общесоюзной «сталинской» конституции на «брежневскую» Конституцию СССР 1977 года на внеочередной VII сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года.

В период с 27 октября 1989 года по 10 декабря 1992 года в текст Конституции вносился ряд значительных изменений.

Например, 15 декабря 1990 года в Конституцию была включена преамбула и статья 1 Декларации о Государственном суверенитете РСФСР.

16 мая 1992 года согласно закону N 2708-I она стала называться Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации — России согласно новой редакции. Уже летом 1992 года Конституция под новым названием была издана большим тиражом.

Таким образом, Конституция СССР 1977 года де-юре продолжала действовать на территории России до декабря 1993 года, несмотря на то, что де-факто распад СССР завершился двумя годами ранее.

В конституции СССР Россия называлась «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР)».

До декабря 1993 года (до принятия нынешней конституции) действовали нормативные акты, законы, регулировавшие деятельность органов государственной власти, Конституционного суда, Президента и описание государственной символики, где употреблялось наименование «РСФСР».

Источник: https://novainfo.ru/article/2163

§ 3. Структура Конституции Российской Федерации

Это ее внутреннее строение, подразделение (рубрикация) на части, разделы, главы, статьи, пункты, внутренняя согласованность составных частей, последовательность их расположения.

Структура конституции включает преамбулу, основную часть, представленную разделами и главами, и заключительные и переходные положения. Иногда структурой конституции охватываются и приложения. Так, в ранее действовавшей Конституции РФ от 12 апреля 1978 г.

в качестве приложения был представлен Федеративный договор от 31 марта 1992 г.

Действующая Конституция РФ по своей структуре приближена к европейским конституциям, состоит из Преамбулы, Основной части, представленной 137 статьями, объединенными в первом разделе, состоящем из 9 глав, а также в «Заключительных и переходных положениях», являющихся вторым разделом.

Структура Конституции, логическая взаимосвязь ее основных частей обусловлены пределами конституционного регулирования, господствующей в стране конституционной доктриной.

В Преамбуле российской Конституции определяются цели и задачи государства, к которым отнесены: утверждение прав и свобод человека, утверждение гражданского мира и согласия в РФ, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, обеспечение благополучия и процветания России. Положения Преамбулы носят торжественно-декларативный характер, так или иначе пронизывают все статьи Основного Закона страны, в конечном счете определяют его смысл и значение. Несмотря на своеобразие юридических конструкций (в юридическом понимании положения Преамбулы не представляют собой конституционных норм и принципов), Преамбула имеет важное юридическое значение. Положения Преамбулы служат ориентиром для законодательной и исполнительной властей, отправления правосудия; закрепляют общие обязательства государства перед гражданами; имеют отправное значение для судебного толкования Конституции, в частности толкования Конституционным Судом РФ ряда принципов федерального устройства; Преамбула важна для отыскания права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции, а также при необходимости изменить или дополнить Конституцию, т.е. внести в нее поправки, при реализации конституционных споров и др.

Читайте также:  Фас нашла консервы с незаконным использованием знака fifa russia 2018

Первая глава Конституции РФ «Основы конституционного строя» состоит из 16 статей, которые закрепляют исходные принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни российского общества, определяют сущность государства, правовое положение человека и гражданина, принципы социальных и экономических отношений, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии.

Основы конституционного строя составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции РФ, всей системы действующего законодательства. Нормы, закрепляющие основы конституционного строя РФ, обладают наивысшей юридической силой по отношению к иным ее положениям. Согласно Конституции (ч. 3 ст. 15) этим нормам, т.е. ст. 1-15, должны соответствовать все иные положения Конституции.

Закрепление в Конституции (ст. 2) положения о том, что человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью общества, определило конкретизацию основных прав и свобод человека и гражданина, их гарантий в главе 2 Конституции.

Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержит 48 статей, в которых закрепляются: принципы правового положения человека и гражданина в России; принципы гражданства в России; система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные (конституционные) обязанности человека и гражданина.

Помещение вслед за главой о правах и свободах человека и гражданина главы о федеративном устройстве — свидетельство особой значимости для России конституционного урегулирования федеративных отношений, определение взаимоотношения Федерации и ее субъектов, разграничения предметов и сфер их ведения и полномочий, закрепление конституционных механизмов разрешения споров о компетенции.

Глава 3 «Федеративное устройство» содержит 15 статей, развивающих важнейшие положения, закрепленные в главе 1 «Основы конституционного строя», в частности в ст. 1, 4, 5 Конституции РФ.

Нормы данной главы характеризируют: полный исчерпывающий перечень наименований субъектов Российской Федерации, конституционный статус Российской Федерации и ее субъектов, взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации.

Главы 4-8 закрепляют организацию государственной власти и местного самоуправления в РФ.

Глава 4 «Президент Российской Федерации» состоит из 14 статей, которые закрепляют: статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность Президента РФ; полномочия Президента РФ, основания их досрочного прекращения; порядок отрешения Президента РФ от должности.

Глава 5 «Федеральное Собрание» отражает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации и включает в себя 11 статей, которые закрепляют: статус Федерального Собрания — парламента как представительного и законодательного органа Российской Федерации; порядок формирования Федерального Собрания и его структуру; компетенцию Совета Федерации — верхней палаты парламента и Государственной Думы — нижней палаты парламента; нормы о законодательном процессе в Российской Федерации.

Глава 6 «Правительство Российской Федерации» состоит из 8 статей, регулирующих деятельность Правительства, возглавляющего исполнительную власть в Российской Федерации. В частности, в главе 6 закреплены: порядок формирования, структура Правительства; компетенция Правительства; порядок отставки, выражения недоверия Правительству.

В главе 7 «Судебная власть» содержится 12 статей, характеризующих понятие судебной власти в РФ. В главе определены: судебная система в России; статус судей, принципы судопроизводства; порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, Прокуратуры РФ.

Глава 8 «Местное самоуправление» конкретизирует положение ст. 12 Конституции РФ и закрепляет: систему местного самоуправления в Российской Федерации; функции местного самоуправления в Российской Федерации; гарантии местного самоуправления.

Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» содержит нормы, определяющие порядок изменения и дополнения действующей Конституции и ее пересмотра, т.е. принятия новой Конституции РФ.

Заключительные и переходные положения Конституции предусматривают порядок изменения и пересмотра ее положений, а также содержат нормы, указывающие на некоторые временные изъятия из действий отдельных положений первого раздела Конституции.

Заключительные и переходные положения Конституции РФ представляют ее второй раздел, который состоит из 9 пунктов (частей).

В них определяется дата принятия и вступления Конституции РФ в силу, содержится указание на приоритетность положений Конституции перед Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

, устанавливается порядок действия законов и других правовых актов, действовавших на территории РФ до вступления в силу Конституции, а также порядок осуществления полномочий Президентом, Правительством, судами РФ в связи с изменением их статуса действующей Конституцией и др.

Источник: http://www.adhdportal.com/book_3299_chapter_40__3._Struktura_Konstituii_Rossijjskojj_Federaii.html

3. Юридические свойства конституций и уставов субъектов Российской Федерации как системная целостность

Основные черты и юридические свойства конституций и уставов субъектов Федерации — это такие качественные характеристики, которые отличают данные нормативно-правовые акты от других актов правовой системы России.

Всем региональным основным законам, как и федеральной Конституции, присущи однотипные черты и юридические свойства. Это:

Читайте также:  Как можно платить алименты самостоятельно

1) учредительный характер;

2) нормативность;

3) легитимность;

4) реальность;

5) прямое действие;

6) встроенность в единую правовую систему России;

7) программность;

8) преемственность;

9) стабильность;

10) юридическая база текущего регионального законодательства;

11) наивысшая степень правовой защиты.

1 Любая конституция (устав) является учредительным юридическим документом. Учредительный характер региональных основных законов проявляется в том, что они закрепляют:

— наименование и конституционно-правовой статус субъекта Федерации как форму политического самоопределения жителей региона;

— членство субъекта в составе Российской Федерации в качестве несуверенного государства (республики) или государственного образования (края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа);

— право субъекта Федерации изменить свой юридический статус по согласованию с федеральным центром;

— незыблемость принципов российского федерализма (в частности, государственный суверенитет и территориальная целостность России);

— универсальные принципы конституционного строя, закрепленные федеральной Конституцией (приоритет, незыблемость и гарантированность прав и свобод личности; многообразие форм собственности; взаимная ответственность государства и личности за реализацию законов и др.);

— единые принципы формирования и деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, разграничение между ними полномочий.

Учредительный характер региональных основных законов предопределен особым субъектом правотворчества, от имени которого принимается конституция или устав. Это граждане России, составляющие население республики, края, области, города федерального значения, автономного образования.

Учредительный характер основного закона проявляется по-разному в актах федерального и регионального уровней.

Если нормы федеральной Конституции первичны и устанавливают основы государственного и общественного устройства России, принципы взаимоотношений личности, общества и государства, разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами, то нормы региональных основных законов вторичны.

Учредительный характер регионального основного закона предопределен статусом самого субъекта как полноправного члена Российской Федерации, установленным федеральной Конституцией.

2 Нормативность конституций и уставов субъектов Федерации проявляется в том, что это формализованные, т.е. писаные, целостные нормативные правовые акты регионального уровня.

3 Легитимность региональных основных законов проявляется в том, что они принимаются либо: а) законно избранным парламентом; б) путем референдума населения региона; в) специально создаваемым органом публичной власти (конституционным собранием)[10].

Референдум как единственный легитимный способ принятия и изменения конституции (устава) предусмотрен редко (Ингушетия, Тыва). Чаще он используется для принятия нового основного закона.

Третья нетрадиционная процедура принятия и пересмотра регионального основного закона связана с созданием для этих целей особого учредительного органа.

Конституционные изменения, как правило, проходят общественную апробацию и научную экспертизу. Усложненная процедура принятия, изменения и дополнения региональных основных законов служит гарантией их стабильности.

Легитимность конституции (устава) связана с учредительным характером государственной власти субъектов Федерации. В основном законе получает выражение государственная воля народа России, органической частью которого является население региона, провозглашаются конституционные основы государственной и общественной жизни.

4 Важной чертой региональных конституций и уставов является их реальность. Главным критерием оценки реальности конституции (устава) субъекта Федерации служит соответствие этих актов действительности.

Если региональный основной закон адекватно отражает политико-правовую и социально-экономическую действительность, сложившиеся общественные отношения (т.е.

фактическую конституцию), можно говорить о его реальности.

В научной литературе высказывается мнение, что в процессе реализации конституции (устава) происходит ее преобразование при сохранении текстового оригинала[6].

Исполнимость конституционных предписаний, высокая степень их эффективности во многом зависит от повседневной деятельности людей, органов законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры, милиции, институтов гражданского общества.

Реальность конституции (устава) предполагает систему правовых и организационных гарантий народовластия, действенность механизмов обеспечения их реализации, высокую политическую сознательность, социальную активность и правовую культуру граждан, профессионализм и неподкупность государственных гражданских служащих[22].

Государство (государственное образование) гарантирует основной закон.

Важнейшими условиями его реальности являются стабильный конституционный строй, развивающаяся инновационная, социально ориентированная экономика, авторитет институтов публичной власти, гласность, режим законности и правопорядка, активность неправительственных правозащитных организаций, правовая культура и креативность граждан.

Реальным конституциям (уставам) противостоят фиктивные, которые наполнены социальной демагогией и декларациями. Они порождают сначала конституционные иллюзии, т.е. обманчивую веру в закон, а затем — социальное разочарование. Конституционные иллюзии проявляются, когда основной закон есть, но фактически он игнорируется.

Реальность региональных основных законов предопределена реальностью федеральной Конституции.

5 Как и Конституция России, все конституции и уставы субъектов Федерации являются нормативными правовыми актами прямого действия. Это означает, что положения региональных основных законов действуют непосредственно.

Прямое действие региональных основных законов пересекается с прямым действием федеральной Конституции. Приоритет федеральной Конституции неоспорим.

Федеральные нормативные правовые акты принимаются по предметам исключительного ведения Федерации и совместного ведения Федерации и субъектов. Их действие не может быть приостановлено субъектами Федерации.

Что же касается предметов исключительного ведения субъектов, акты, принятые по этим вопросам, имеют в регионах высшую юридическую силу.

6 Встроенность конституций и уставов субъектов Федерации в единую правовую систему России проявляется в признании верховенства федеральной Конституции, единообразии содержания федерального и региональных основных законов, единстве принципов правового регулирования и общем функциональном предназначении этих актов. В них воплощены единые основы конституционного строя, единые принципы правового статуса личности, организации и деятельности органов государственной и муниципальной власти. Наличие конституций и уставов субъектов Федерации свидетельствует, с одной стороны, о целостности конституционно-правовой системы России, сохранении общеевропейского стандарта конституционных ценностей, а с другой — о многовариантности, многообразии конституционных (уставных) моделей организации общественно-политической и социально-экономической жизни субъектов Федерации [21].

Целью конституционного соответствия является функционирование Российской Федерации как единого целостного суверенного государства, выражающего интересы исторически объединившихся в нем народов.

Единство конституционно-правовой системы федеративного государства обеспечивает стабильность его политической системы, реализацию демократических прав и свобод граждан, независимо от места их проживания, общность принципов организации институтов государственной и муниципальной власти.

Читайте также:  Юрист по разделу имущества

Если нормы федеральной Конституции и регионального основного закона приходят в противоречие, приоритет остается за федеральным законодательным уровнем вплоть до разрешения спора Конституционным Судом Российской Федерации. Таким образом, коллизии между федеральной Конституцией, конституциями и уставами субъектов являются предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации [5].

7 Программность конституций (уставов) субъектов Федерации проявляется в том, что сформулированные в них принципы и цели определяют основные направления общественного развития регионов.

Естественно, эти принципы и цели полностью воспроизводят положения федеральной Конституции (в частности, признание человека высшей ценностью; правовая и социальная направленность государственности; многообразие форм собственности; политический плюрализм и др.).

8 Важной чертой конституций (уставов) субъектов Федерации является преемственность. Она обусловлена непрерывностью исторического развития государственности. Каждая новая конституция, устав субъекта Федерации связаны с предшествующими.

В обществе складываются определенные традиции, которые получают правовое закрепление.

Конституционная преемственность требует сохранять все ценное, что создано опытом предшествующего развития: национальную историко-культурную окраску государственности, идею самоопределения наций и равноправия народов; демократическую форму правления; федеративное государственное устройство.

Преемственность конституционного развития регионов наиболее ярко отражена в преамбулах основных законов.

Преемственность предполагает воспитание уважения к конституционным ценностям, преодоление правового нигилизма, постоянное совершенствование конституционного законодательства, практики его применения.

В то же время каждая новая конституция (устав) отражает качественные сдвиги в экономической сфере, политической системе, социальной структуре, культурной жизни общества, государственном устройстве, правосознании народа и одновременно состояние развития науки конституционного права, законодательной техники.

Учет исторического опыта и научных достижений позволяет с позиций сегодняшнего дня оценить эффективность конституционных норм и создать наиболее совершенные региональные модели конституционно-правового регулирования.

9 Важным юридическим свойством конституции (устава) является стабильность, т.е. незыблемость конституционных предписаний.

Конституция (устав) субъекта Федерации — это акт долговременного действия. Стабильность проявляется в сохранении высокой степени устойчивости конституционных норм, постоянном целенаправленном воздействии на общественные отношения, составляющие объект конституционного регулирования, на правосознание граждан.

Стабильность конституции (устава) обусловлена ее сущностью как главного связующего звена системы права, демократической природой конституционного строя, устойчивостью институтов гражданского общества.

Стабильность региональной конституции (устава) предопределена стабильностью федеральной Конституции.

Она является важным условием правопорядка и законности, устойчивости системы права, укрепления федеративных связей, эффективности осуществления властных государственных функций, гармонизации отношений между личностью, обществом и государством.

Стабильность не означает неизменности конституции (устава) и сочетается с подвижностью, динамизмом. Именно поэтому региональные конституции и уставы периодически корректируются, приводятся в соответствие с новыми условиями социальной действительности. Благодаря диалектическому единству стабильности и динамизма основные законы сохраняют реальность.

Кардинальные изменения в социально-экономической и политической сферах служат побудительным мотивом для внесения поправок в действующую конституцию (устав) или принятия нового акта. Чаще всего изменение региональных основных законов связано с обновлением федеральной Конституции. Конституционный вакуум чреват тем, что в общественной жизни могут возникнуть очаги напряженности, конфронтации.

Гарантией стабильности региональных основных законов служит особый, усложненный порядок их принятия, изменения и дополнения.

Стабильность региональных конституций и уставов опирается на достижения правовой науки, высокий уровень развития правовой системы и законодательной техники, обобщение отечественной и зарубежной практики государственного строительства, эффективный механизм конституционной юстиции, правосознание народа.

10 Конституции и уставы субъектов Российской Федерации выполняют роль юридической базы текущего регионального законодательства.

Региональные основные законы действуют не изолированно, а в рамках федеральной и региональной правовых систем.

Конституция (устав) — органическая составная часть и центральное звено, главный структурообразующий элемент региональной системы права, ее основной юридический источник.

Значение конституций (уставов) субъектов Федерации проявляется в том, что они, обладая высшей юридической силой в системе регионального законодательства, устанавливают исходные начала этой системы.

Региональные основные законы наряду с федеральным законодательством выступают базовым источником всех принимаемых в субъектах Федерации нормативно-правовых актов. Они одновременно определяют пределы самостоятельности регионального законодателя[17].

Принципиальные положения конституций и уставов субъектов Российской Федерации получают конкретизацию в нормах текущего законодательства, и прежде всего конституционного. Среди конституционно-правовых актов, принимаемых в субъектах Федерации, можно назвать законы, регламентирующие процедуру проведения референдума и выборов.

На базе конституций и уставов принимаются акты, конкретизирующие и детализирующие права и свободы личности, их гарантии.

В развитие конституционных (уставных) положений принимаются нормативные акты, регламентирующие правовой статус региональных органов государственной и муниципальной власти.

Региональные основные законы содержат нормы, согласно которым органы государственной власти субъекта Федерации не вправе принимать решения, противоречащие конституции (уставу).

Неконституционные, незаконные, а также противоречащие существу и назначению государственной власти в регионе акты или их отдельные положения, решения и действия, принятые органами государственной власти субъекта Федерации, противоправны.

11 Основные законы субъектов Российской Федерации обеспечены наивысшей степенью юридической защиты.

Вывод:

1 Юридическая природа региональных конституций (уставов), как и федеральной Конституции, проявляется в основных чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику их нормативно-правового содержания. Каждая черта, юридическое свойство основного закона отображает определенный аспект его содержания как сложного правового феномена.

2 Основные черты и юридические свойства региональных основных законов взаимосвязаны и взаимозависимы. Они проявляются не изолированно, а в органическом единстве, оказывая друг на друга воздействие. Так, основной закон не мог бы служить базой текущего законодательства, не обладая высшей юридической силой, стабильностью.

3 Социальную ориентацию, прогноз общественного развития может определять лишь легитимный юридической акт, реально отражающий действительность. Эти характеристики региональных основных законов не простая совокупность, а системная целостность. Они выражают качественную определенность содержания конституции (устава) конкретного субъекта Федерации.

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/39050

Ссылка на основную публикацию