Производство по делу об административном правонарушении

Производство по делам об административных правонарушениях, его задачи и стадии

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Всесторонность и полнота исследования обстоятельств дела означает, что должны быть выяснены все факторы, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

В частности, необходимо установить, имело ли место административное правонарушение, виновно ли лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, причинен ли имущественный ущерб, есть ли основания для прекращения дела.

Подлежат также выяснению обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, данные о правонарушителе, другие сведения, имеющие значение для дела.

Однако сущность задач производства по делам об административных правонарушениях выражается не только во всестороннем, полном, но и объективном выяснении обстоятельств каждого дела. Принцип объективности является важнейшим принципом по делам этой категории.

Этот принцип выражается в обязанности государственных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, выяснить все необходимые обстоятельства без пристрастности и предвзятости к рассмотрению дела.

Объективность несовместима с обвинительным уклоном, пренебрежением обстоятельствами, свидетельствующими в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, неравным отношением к участникам производства по делу.

Необходимость объективного рассмотрения обстоятельств дела обусловливает внимательное, уважительное отношение как к самим участникам производства, так и к их ходатайствам и обращениям.

Своевременность выяснения обстоятельств означает соблюдение предусмотренных КоАП РФ процессуальных сроков, что не только способствует неотвратимости привлечения виновных к ответственности, но и является серьезной превентивной мерой.

Сущность принципа законности, закрепленного в ст. 15 Конституции РФ, применительно к производству по делам об административных правонарушениях состоит в том, что никто не может быть привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В этой связи важной задачей производства по делам об административных правонарушениях, сформулированной в ст. 24.1 КоАП РФ, является обеспечение исполнения вынесенного по делу постановления.

Неисполнение постановления о привлечении к административной ответственности или исполнение его не полностью снижает эффективность борьбы с административными правонарушениями, обусловливает неисполнение принципа законности.

Важной задачей производства по делам об административных правонарушениях является также превентивно-предупредительная задача, направленная на выявление причин и условий, способствующих совершению административных проступков.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях – относительно самостоятельная часть производства, которой присущи конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

• возбуждение дела об административном правонарушении и административное расследование;

• рассмотрение дела об административном правонарушении;

• пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;

• исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Общими поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются (статья 28.1):

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 КоАП РФ);

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Так как законодательство об административных правонарушениях в рамках имеющихся полномочий формируется на двух управленческих уровнях — федеральном и субъектов Российской Федерации, соответственно и дела об административных правонарушениях уполномочены рассматривать должностные лица и структуры федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ (статья 22.

1), рассматриваются в пределах установленной компетенции: судьями (мировыми судьями); комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав; федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать (пункт 1 статьи 22.

2): руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители; руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители; иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.

В соответствии со статьей 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Рассмотрение дела об административном правонарушении. Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении обязан выяснить следующие вопросы (статья 29.

1): относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление или определение (статья 29.9 КоАП РФ).

Постановление выносится в следующих случаях: о назначении административного наказания; о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае: наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу (статья 24.

5 КоАП РФ); объявления устного замечания в соответствии с возможностью освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ); прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

Определение по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится в следующих случаях: передачи дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации; передачи дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, уполномочены вносить в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий (статья 29.13 КоАП РФ), на которое в течение месяца со дня его получения и должно быть направлено сообщение о принятых мерах.

Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

Существует следующий порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении: вынесенного судьей – в вышестоящий суд; вынесенного коллегиальным органом – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; вынесенного должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; вынесенного иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, – в районный суд по месту рассмотрения дела.

При подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо:

• выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;

• разрешают ходатайство, при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы;

• направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующего судьи, должностного лица.

Порядок рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:

• объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;

• устанавливается явка физического лица или законного представителя физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;

• проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

• выясняются причины неявки участников производства по делу и принимаются решения о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;

• разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;

• разрешаются заявленные отводы и ходатайства;

• оглашается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении;

• проверяется законность вынесенного по делу постановления (заслушиваются участники производства по делу, иные субъекты, исследуются иные доказательства);

• в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

Виды решений по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении:

• об оставлении постановления без изменения, ажалобы – без удовлетворения;

• об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

• об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП, атакже при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

Читайте также:  Особенности раздела имущества супругов

• об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения меры закона об административном правонарушении, влекущей назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

• об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочным судьей, органом, должностным лицом.

Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Постановления по делу об административном правонарушении, исполнение которых судьей, органом, должностным лицом, вынесшими их, могут быть отсрочены на срок до одного месяца: в виде административного ареста, лишения специального права, административного штрафа (за исключением взыскания административного штрафа на месте совершения административного правонарушения).

Обстоятельства, влекущие прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания: издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена или признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное; смерть лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим; истечение сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных ст. 31.9 КоАП; отмена постановления.

Виды производств по исполнению постановления по делам об административных правонарушениях:

1) производство по исполнению постановлений о наложении предупреждения;

2) производство по исполнению постановления о наложении административного штрафа;

3) производство по исполнению постановления о наложении административного штрафа, взыскиваемого на месте совершения административного правонарушения;

4) производство по исполнению постановления о лишении специального права, предоставленного физическому лицу;

5) производство по исполнению постановления об административном аресте;

6) производство по исполнению постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

7) производство по исполнению постановления о дисквалификации.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/25882.html

Стадии производства по делам об административных правонарушениях | Учеба-Легко.РФ — крупнейший портал по учебе

     Производство по делу считается начатым с момента составления протокола об административном правонарушении. Условно производство по делу можно разделить на несколько стадий.

 Стадия производства по делу об административном правонарушении это относительно самостоятельная часть процесса производства, которая наряду с общими задачами производства имеет присущие только ему задачи, иные особенности (круг участников производства, особую форму осуществления действий уполномоченного лица, оформление решений специальными процессуальными документами и др.).

    a) Возбуждение дела: составление протокола об административном правонарушении, первичное закрепление обстоятельств нарушения и фиксация имеющихся доказательств.     Производство по делам об административных правонарушениях со­стоит из следующих стадий:

    b) Административное расследование: установление личности правонарушителя; сбор доказательств по делу; опрос свидетелей и потерпевших, проведение экспертиз и исследований доказательств; установление причин правонарушения; процессуальное оформление результатов расследования и документов по делу; направление его на рассмотрение по подведомственности.

    c) Рассмотрение дела: проверка «подсудности» дела, полноты собранных материалов по делу и соблюдения требований предъявляемых к их оформлению; рассмотрение имеющихся ходатайств сторон; подготовка дела для рассмотрения и приглашение заинтересованных сторон; анализ собранных по делу материалов и доказательств; заслушивание сторон правонарушения по обстоятельствам правонарушения и их ходатайств; принятие решения; вынесение постановления по делу и доведение его до сведения; направление постановления для его исполнения.

    d) Обжалование постановления по делу: лицо, привлекаемое к ответственности может обжаловать вынесенное постановление или оно может быть опротестовано прокурором, а также потерпевшим или иными заинтересованными лицами; проверка законности вынесенного постановления и принятого по делу решения; рассмотрение жалобы (протеста) и принятие по ней решения, которое доводится до сведения заинтересованных лиц; направление дела для исполнения или на новое рассмотрение или дополнительное производство.

    e) Исполнение постановления: обращение постановления к исполнению (направление его уполномоченным лицам для исполнения); принятие мер по фактическому исполнению определенного постановлением административного наказания, окончание производства по исполнению постанов­ления о назначении административного наказания.

     КоАП РФ особо выделяет три стадии: возбуждение дела, его рассмотрение, пересмотр постановления по делу.

     Возбуждение дела об административном правонарушении — начальная стадия производства. Применительно к производству по делам об административных правонарушениях данная стадия имеет специфическое процессуальное оформление. Суть его состо­ит в составлении особого процессуального документа — протокола об административном правонарушении.

     Протокол об административном правонарушении — процес­суальный документ, свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния (конечно, предположительно). Дело об административном правонарушении считается возбуж­денным с момента составления о его совершении или вынесении прокурором постановления о возбуждении админи­стративного производства.

     Возбуждение дела по своему юридическому значению можно квалифицировать в качестве процессуального действия, являю­щегося юридическим фактом; оно влечет за собой возникновение конкретного административно-процессуального отношения.

     Поводами к возбуждению дела являются: непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта со­вершения административного правонарушения; материалы, по­ступающие из правоохранительных органов, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления, об­щественных объединений; сообщения и заявления физических и юридических лиц; сообщения в средствах массовой инфор­мации.

     Основанием для возбуждения дела является наличие достаточ­ных данных, указывающих на признаки административного пра­вонарушения (наличие события правонарушения).

     Протокол об административном правонарушении составляется не во всех случаях.

     В случаях когда после выявления административного правона­рушения возникает потребность в осуществлении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных вре­менных затрат, проводится административное расследование (например, правонарушения в области антимонопольного законо­дательства, налогов и сборов, таможенного дела, дорожного дви­жения и т.п.). Оно проводится по месту совершения или выяв­ления административного правонарушения. По окончании расследования составляется протокол об адми­нистративном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела.

     В целях пресечения административных правонарушений, ус­тановления личности нарушителя, составления протокола об ад­министративном правонарушении при невозможности его со­ставления на месте выявления правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по нему постановления уполномоченные лица вправе применять предусмотренные КоАП меры, процессуального обеспе­чения производства: доставление, административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей; досмотр транспортных средств, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юри­дическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов и др. По своему юри­дическому характеру они представляют собой разновидность ад­министративно-предупредительных и административно-пресекательных мер.

     Рассмотрение дела и вынесение постановления — центральная стадия, в рамках которой проявляются важнейшие черты, свойственные юрисдикционной администра­тивно-процессуальной деятельности.

     Судья, орган (должностное лицо), уполномочен­ный рассматривать дело осуществляет подготовку к рассмотрению, в рамках которого решаются вопросы: относится ли данное дело к их компетенции; правильно ли составлены протокол и другие мате­риалы, если таковые имеются; извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о месте и времени рассмотрения; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотре­ния по существу; имеются ли ходатайства и отводы.

     При этом учитывается, что данное дело не может рассматри­ваться в случаях родственных связей между участниками произ­водства либо наличия личной, прямой или косвенной заинтересо­ванности в решении дела судьи или должностного лица, рассмат­ривающего дело. При наличии этих обстоятельств они обязаны заявить самоотвод, а другие участники производства вправе за­явить отвод этим официальным лицам.

     Рассмотрение дела об административном правонарушении осу­ществляется по месту его совершения или по месту жительстванарушителя, а также по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

     Установлен определенный порядок рассмотрения дел.

 Главное в содержании данной стадии административного про­изводства состоит в том, что судья, орган (должностное лицо) при рассмотрении дела обязан выяснить: было ли совершено админи­стративное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совер­шении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответствен­ность, причинен ли имущественный ущерб. Аналогичные вопросы выясняются и в отношении юридических лиц.

     Разрешение дела об административном правонарушении выра­жается в вынесении судьей, органом (должностным лицом) поста­новления по делу. Оно может быть либо о прекращении дела производством, либо о назначении ад­министративного наказания.

Судья, рассматривающий дело об админи­стративном правонарушении, вправе при отсутствии спора од­новременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба.

 Возмещение иму­щественного ущерба по делам, рассматриваемым иными уполно­моченными органами (должностными лицами), разрешается в ис­ковом порядке.

     В постановлении по делу помимо определения меры админи­стративного наказания должны быть решены вопросы о вещест­венных доказательствах, изъятых предметах, документах и цен­ностях.

Предметы, явившиеся орудием совершения администра­тивного правонарушения или непосредственным его объектом, принадлежащие физическому или юридическом улицу, конфис­куются либо передаются в соответствующие учреждения или уничтожаются.

В остальных случаях они возвращаются по при­надлежности.

     Постановление объявляется немедленно по окончании рас­смотрения дела.

     По результатам рассмотрения дела при установлении причин и условий, способствующих совершению административных пра­вонарушений, судья, орган (должностное лицо), вынесший поста­новление по делу, вносит в соответствующие организации и учреждения представление о принятии мер по их устранению. Уста­новлена обязанность сообщения о принятых мерах в течение ме­сяца со дня поступления такого представления.

     Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшим, законным представителем физичес­кого лица, законным представителем юридического лица, защит­ником и представителем.

     В случае если рассмотрение жалобы не относится к компетен­ции судьи, органа (должностного лица), к которым она поступила, последние в течение трех суток направляют ее по подведомствен­ности.

     Жалобы рассматриваются судьями, должностными лицами единолично. При их рассмотрении проверяется законность и обо­снованность вынесенного постановления. По результатам рассмот­рения жалобы выносится одно из следующих решений:

     1) жалоба остается без удовлетворения и постановление оста­ется без изменений;

Читайте также:  Административное выдворение за пределы российской федерации иностранного гражданина

     2) постановление отменяется и дело направляется на новое рассмотрение;

     3) постановление отменяется и дело прекращается;

     4) изменяется мера административного наказания при усло­вии, что оно не будет усилено.

     Не вступившее в законную силу постановление по делу об ад­министративном правонарушении и последующие решения выше­стоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованыпрокурором. Протест прокурора рассматривается в том же порядке, что и рассмотрение жалоб.

     Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования, если оно не было обжаловано или опротес­товано; немедленно после вынесения решения по жалобе, протес­ту, если оно не отменяет постановление.

     Вступившее в законную силу постановление по делу, а также решение по жалобе, могут быть опротестованы прокурором. Право принесения протестов принадлежит прокурорам субъектов РФ и их заместителям, Генеральному прокурору РФ и его заместите­лям.

Они могут быть такжепересмотрены председателями вер­ховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автоном­ных округов и их заместителями, Председателем Верховного Суда и его заместителями.

В порядке надзора они могут быть пересмот­рены Высшим Арбитражным Судом РФ.

     Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.

     Обращение постановление к исполнению — функция судьи, органа, должностного лица, вынесшиго постановление. Исполне­ние постановления — функция уполномоченных на то органов, должностных лиц в порядке, установленном КоАП.

     Для обращения постановления к исполнению установлен срок — трое суток со дня его вступления в законную силу. При при­несении протеста на вступившие в законную силу постановления его исполнение приостанавливается до рассмотрения протеста.

     К компетенции судьи, органа (должностного лица), вынесших постановление, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления об административном аресте, лишении специального права или административного штрафа (кроме слу­чаев взыскания штрафа на месте) невозможно в установленные сроки, введена отсрочка исполнения на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к адми­нистративной ответственности, уплата штрафа может быть рассро­чена на период до трех месяцев.

     Давность исполнения постановлений определяется следую­щим образом: постановление не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня вступления его в законную силу.

    Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае его опротестования до рас­смотрения протеста.

    Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполне­ние постановления в случае издания акта амнистии, отмены или признания утратившим силу закона, устанавливающего админи­стративную ответственность, смерти лица, подвергнутого взыска­нию, истечения сроков давности исполнения, отмены постанов­ления.

    Установлен определенный порядок исполнения постановлений о наложении различных видов административных взысканий.

    Окончание производства по исполнению постановлений о на­значении административных наказаний оформляется отметкой должностного лица, производившего исполнение, на постановле­нии, возвращаемом судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление.

Источник: http://uclg.ru/education/pravovedenie/administrativnoe_pravo/lecture_stadii_proizvodstva_po_delam_ob_administrativnyih_pravonarusheniyah.html

Глава 18. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Страница 1 из 7

§ 1. Общие положения

К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

а) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе мер по обеспечению производства по такого рода делам;

б) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Следовательно, административно-процессуальная деятельность в своих основах регламентируется в общефедеральном масштабе. При этом соответствующие нормы распространяются на деятельность такого рода, осуществляемую как во внесудебном (т.е. административном), так и в судебном порядке.

В Кодексе об административных правонарушениях законодательно закреплены правовые основы, т.е. те исходные позиции, которыми призваны руководствоваться соответствующие органы и должностные лица при рассмотрении конкретных дел. Выражаются они в следующем.

Прежде всего в этом смысле акцент сделан на задачах производства, каковыми являются: а) своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела; б) разрешение его в точном соответствии с законодательством; в) обеспечение исполнения вынесенного постановления; г) выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Четко определены обстоятельства, которые исключают производство по делам об административных правонарушениях.

Установлено, что производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события и состава административного правонарушения; издание акта амнистии, если он устраняет применение административного наказания; отмена закона, устанавливающего административную ответственность; истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении установленного законодательством срока давности привлечения к административной ответственности. Названные обстоятельства относятся как к физическим, так и к юридическим лицам. Кроме того, установлены обстоятельства, исключающие производство в отношении физических лиц, не достигших на момент совершения противоправных действий (бездействия) 16 лет или совершивших их в состоянии невменяемости или крайней необходимости. К таким обстоятельствам отнесена также смерть физического лица, в отношении которого ведется производство.

Производство ведется на русском языке — государственном языке Российской Федерации.

Оно может вестись также на государственном языке республики, на территории которой находятся уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях органы и должностные лица.

Лицу, не владеющему языком, на котором ведется производство, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном (или другом) языке, а также пользоваться услугами переводчика.

Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению.

Исключение составляют случаи, когда это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а также если того требуют интересы обеспечения безопасности участников производства, членов их семей, их близких, наконец — защиты чести и достоинства этих лиц. Решение о закрытом рассмотрении выносится органом (должностным лицом), рассматривающим дело.

Лица, участвующие в производстве, вправе заявить ходатайства, подлежащие обязательному и немедленному рассмотрению. Форма ходатайства письменная. Судья, орган (должностное лицо), в производстве которого находится дело, может отказать в удовлетворении ходатайства.

Надзор за точным и единообразным исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях осуществляется органами прокуратуры (за исключением дел, находящихся в производстве суда).


Последняя >>

Источник: http://uristinfo.net/adminpravo/65-ll-popov-administrativnoe-pravo/1237-glava-18-proizvodstvo-po-delam-ob-administrativnyh-pravonarushenijah.html

4.6. Производство по делам об административных правонарушениях

Агенты финансового мониторинга, нарушившие законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По фактам таких нарушений в соответствии с КоАП России Росфинмониторинг и его территориальные органы осуществляют производство по делам об административных правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в порядке, установленном разделом IV “Производство по делам об административных правонарушениях” КоАП России.

Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 – 3 статьи 15.27 КоАП России “Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, осуществляют должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях и составлять протоколы.

Перечень должностных лиц Росфинмониторинга и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы, установлен Приказом Росфинмониторинга от 24 июня 2009 г. N 141 “О должностных лицах Федеральной службы по финансовому мониторингу, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях” . К ним относятся:

——————————–

РГ. 2009. N 152.

– руководитель Росфинмониторинга, его заместители;

– начальник Управления организации надзорной деятельности Росфинмониторинга, его заместители;

– начальники отделов Управления организации надзорной деятельности Росфинмониторинга, их заместители, иные должностные лица Управления организации надзорной деятельности Росфинмониторинга, уполномоченные осуществлять контроль и надзор за соблюдением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

– руководители межрегиональных управлений Росфинмониторинга, их заместители;

– начальники отделов межрегиональных управлений Росфинмониторинга, их заместители, иные должностные лица межрегиональных управлений Росфинмониторинга, уполномоченные осуществлять контроль и надзор за соблюдением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Банк России также вправе рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере финансового мониторинга в отношении поднадзорных ему агентов финансового мониторинга (за исключением административного правонарушения, связанного с неисполнением агентом финансового мониторинга или его должностным лицом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повлекшим установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния).

В Банке России дела об административных правонарушениях вправе рассматривать: 1) председатель Банка России, его заместители, руководитель территориального учреждения Банка России, его заместители; 2) руководители структурных подразделений Банка России, их заместители, в компетенцию которых входят вопросы в области надзора и контроля в сфере финансовых рынков; 3) руководители территориальных подразделений Банка России, в компетенцию которых входят вопросы в области надзора и контроля в сфере финансовых рынков (ст. 23.74 КоАП РФ).

Возбуждение дела об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы, только при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы, выясняет наличие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента, который установлен в части 4 статьи 28.

1 КоАП России “Возбуждение дела об административном правонарушении”, в том числе с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении или вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования.

Протокол об административном правонарушении составляется должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы, немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

Должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом, а также представить объяснения и замечания по содержанию протокола.

Копия протокола вручается должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы, под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя агента финансового мониторинга, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение 3 дней со дня составления указанного протокола.

Читайте также:  Президент ужесточил ответственность за злоупотребления на госзакупках

В случае отказа лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, от подписания протокола (или их отсутствии) должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы, делается соответствующая запись в протоколе.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в виде определения немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю агента финансового мониторинга, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении должны разъясняться их права и обязанности.

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается с сопроводительным письмом заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено.

Срок проведения должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы, административного расследования не может превышать 1 месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

В исключительных случаях срок проведения административного расследования может быть продлен по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, на срок не более 1 месяца.

По окончании административного расследования должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы, составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится должностным лицом, осуществлявшим производство по делу об административном правонарушении, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.

5 КоАП России “Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении”, в том числе истечения сроков давности привлечения к административной ответственности; наличия по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

Постановление по делу об административном правонарушении подписывается должностным лицом, вынесшим его.

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю агента финансового мониторинга, в отношении которых оно вынесено, либо высылается указанным лицам в течение 3 дней со дня вынесения указанного постановления.

Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении. Должностное лицо, уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должно выяснить обстоятельства, изложенные в статье 29.

1 КоАП России “Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении”, и не может рассматривать данное дело в случае, если имеют место обстоятельства, изложенные в статье 29.

2 КоАП России “Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом”.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносятся определения, предусмотренные частью 1 статьи 29.4 КоАП России “Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении”. Определения по делам об административных правонарушениях подписываются должностным лицом, их вынесшим.

Рассмотрение дела об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении рассматривается должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, в течение 15 дней со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен должностным лицом, рассматривающим дело, но не более чем на 1 месяц, о чем должностным лицом, рассматривающим дело, выносится мотивированное определение.

Должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, обязано всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснить обстоятельства дела, разрешить его в соответствии с законом, обеспечить исполнение вынесенного постановления, а также выявить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении подписывается должностным лицом, вынесшим постановление, и объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

В исключительных случаях по решению должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем 3 дня со дня окончания разбирательства дела, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю агента финансового мониторинга, в отношении которых оно вынесено, либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в течение 3 дней со дня вынесения указанного постановления.

Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносит в соответствующие агенты финансового мониторинга и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Представление выносится одновременно с постановлением по делу об административном правонарушении и подписывается должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении.

Агенты финансового мониторинга и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение 30 дней со дня его получения и сообщить о принятых мерах в орган, должностному лицу, которые вынесли представление.

В случае принятия должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного по частям 2 или 3 статьи 15.

27 КоАП России “Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, решения о передаче дела судье, уполномоченному назначать административное наказание на юридических лиц в виде административного приостановления деятельности на срок до 60 суток или на должностных лиц в виде дисквалификации на срок от 1 года до 2 лет, а на юридических лиц – в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток, оформляется определение о передаче дела об административном правонарушении.

Копия определения о передаче дела об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении и материалы дела направляются судье незамедлительно после вынесения определения о передаче дела об административном правонарушении.

Содержание

No votes yet.

Please wait…

Источник: http://narodirossii.ru/?p=10431

Что такое производство по делам об административных правонарушениях? | Народный вопрос.РФ

0 [ ] [ ]

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАп;

2) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП;

3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления;

4) освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 6.8, 6.9, 14.32, частью 3 статьи 20.20 КоАП, в соответствии с примечаниями к указанным статьям.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Источник: http://xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai/Home/Article/884

Ссылка на основную публикацию