Признание недействительным решения власти

Признание недействительным решения органа власти

Заявления о признании недействительным решения органа местного самоуправления и акта органа власти, являются единственным выходом для граждан и юридических лиц, защитить свои права от произвола чиновников.

Самые различные властные структуры могут своими волевыми поступками, выраженными во вне, создать неблагоприятную атмосферу или даже причинить вред конкретным лицам.

В такой ситуации главное не растеряться и твердо стоять на охране собственных прав не смотря на статус стороны, которой придется противостоять.

Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления

Воля властных структур проявляется во вне обычно в виде какого-либо акта, либо решения. Если подобный подзаконный акт нарушает гарантированные государством права, не стоит отчаиваться и смиряться, ведь можно побороться за защиту собственных интересов в суде.

Признание недействительным акта государственного органа возможно и не является чем-то недостижимым и нереальным. Признание недействительным решения органа местного самоуправления в этом смысле мало чем отличается.

Положительной судебной практики на данном направлении совсем не мало.

Первое что нужно сделать на этом нелегком пути, не задумываться о высоком статусе противника и подготовить заявление о признании недействительным решения органа местного самоуправления или признании недействительным акта государственного органа. Определение подведомственности будет зависеть от круга тех отношений, которые призван урегулировать акт или решение.

Оспаривание решения органа местного самоуправления

Оспаривание решения органа местного самоуправления осуществляется в суде. Но законодательно оговорены и другие способы.

Один из них это оспаривание решения органа местного самоуправления посредством направления жалобы, к руководству лица принявшего ненадлежащий документ или в вышестоящую инстанцию.

Использование данного метода не лишает заинтересованных лиц права на восстановление собственных прав в судебной инстанции. Инициировать работу судебных органов по данному направлению можно по заявлению о признании недействительным решения органа местного самоуправления.

К подготовке данного документа придется подойти с особой тщательностью и наибольшее внимание уделить доказательствам негативного влияния спорного решения.

Именно благодаря таким проявлениям во вне акта обжалование решения органа местного самоуправления будет возможным.

Заявление о признании недействительным решения органа местного самоуправления подлежит направлению в районный суд – непосредственно того района где и находится орган или же должностное лицо не надлежащим образом выполнившее свои должностные обязанности.

При этом, идя по пути оспаривания решения органа местного самоуправления, не нужно упускать из виду, что в тексте необходимо поименовать тот документ, который является нежелательным для заявителя.

Нужно не только наименование, но и другие реквизиты, такие как дата и кем непосредственно он был принят.

Это необходимо чтобы при обжаловании решения органа местного самоуправления можно было индивидуализировать его.

Чтобы ничего не забыть и составить качественный документ можно воспользоваться ссылкой и скачать предлагаемый образец заявления.

Сроки подачи заявлений о признании недействительным решения органа местного самоуправления (акта органа власти)

Законодательно установлены сроки подачи заявлений о признании недействительным органа местного самоуправления (акта органа власти). Продолжительность данного срока 3 месяца. Причем начало его течения связывается законодателем с моментом, когда заявитель узнал либо должен был узнать о нарушении собственных прав.

Если же имело место обращение к вышестоящему лицу, то есть попросту жалоба, то срок уже исчисляется с момента получения ответа на нее или с момента, когда этот ответ должен был быть получен. В этом случае он будет составлять ровно 1 месяц.

Источник: https://sud-isk.ru/ned-resh/priznanie-nedejstvitelnym-resheniya-organa-vlasti.html

Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Гражданское право » Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления

Правомочие гражданина, который желает защитить свои интересы.

Содержание

Оспаривание ненормативных правовых актов – это правомочие гражданина, который желает защитить свои законные интересы. Еще один вид защиты гражданских прав – признание недействительными решений и действий органов государственной власти или муниципалитета. При этом обжалование решений и действий этих органов регламентируется гражданским законодательством.

Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления как способ защиты гражданских прав

Акт ненормативного типа, который был издан органом государственной власти или же муниципалитетом (в некоторых случаях и акт нормативного типа), не соответствующий действующему законодательству, может быть признан в качестве недействительного (если он нарушает правомочия гражданина или организации).

Если такой акт был зафиксирован в качестве недействительного в судебной инстанции, нарушенное правомочие будет восстановлено.

Согласно конституционным положениям, гражданин и организация могут оспаривать решения и действия органов власти государственного характера и муниципалитета, а также решения и действия общественных объединений. Судебный контроль за этим – есть одна из гарантий защиты законных интересов лица.

Виды актов государственных органов или органов местного самоуправления, которые могут быть признаны судом недействительными

Акты, издаваемые органами государственной власти, можно разделить на акты нормативного и ненормативного характера.

Акт нормативного типа – это изданный в установленном законодательством порядке акт, который рассчитан на обязательное применение неопределенным кругом граждан и организаций. При этом он рассчитан на регулирование отношений общественного характера.

К основным отличительным чертам, которые характеризуют документ нормативного типа, можно отнести следующее:

  • издание его в порядке, который установлен действующим законодательством;
  • издание органом госвласти или местным самоуправлением, а также лицом должностного типа;
  • наличие в документе норм, которые имеют обязательное значение для круга лиц неопределенного характера;
  • нормы должны быть рассчитаны на многократное использование;
  • нормы должны быть направлены на регулирование отношений общественного характера, в том числе на изменение и прекращение таких отношений.

Законодательством установлено, что лицо может осуществлять обжалование любых актов, которые были изданы органом власти публичного характера.

Что касается акта ненормативного типа, то это документ, который устанавливает или изменяет юридическое положение конкретного лица.

Оспаривание ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия

Обращение в судебную инстанцию для обжалования актов, которые можно отнести к ненормативным, возможно в течение определенного периода. Обратите внимание, что после истечения этого периода процесс обжалования будет проблематичен.

Согласно гражданскому процессуальному законодательству, лицо может обратиться в судебную инстанцию на протяжении трех месяцев с того момента, как ему стало известно, что его правомочие нарушено. Однако, если условленный срок пропущен, судебная инстанция не может выдать отказ в принятии заявления. В этом случае начинается выяснение причин пропуска (они должны носить уважительный характер).

Заявление о признании документа, изданного органом государственной власти, недействительным должно иметь определенную форму, подается оно в письменном виде. Если заявитель отправил суду ходатайство, последний может приостановить процесс на определенный срок исполнения решения и действия, указанных в акте ненормативного характера.

Особенности разбирательства судебного типа

Разбирательство в отношении актов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется судьей в единоличном порядке.

Что касается срока такого рассмотрения, то его максимальное значение составляет два месяца с момента поступления заявления в судебную инстанцию.

В этот период включена также подготовка к разбирательству судебного типа (стоит отметить, что иной период может быть установлен законодательством федерального характера).

Дела, касающиеся решений и действий судебного пристава, рассматриваются на протяжении десяти дней с того момента, как заявление поступило в судебную инстанцию.

Во всех случаях судья должен уведомить истца, который обратился с заявлением на государственный орган или местное самоуправление, о месте и времени заседания. Кроме того, уведомляются и госорган и орган местного самоуправления, однако если их представители не явились в зал, это не повод откладывать рассмотрение данного вопроса (если их присутствие не носит обязательный характер).

Обратите внимание: неявка должным образом извещенных лиц, если у них не было на это причины уважительного характера, может повлечь за собой наложение штрафных санкций.

В ходе рассмотрения действий и решений вышеуказанных лиц судебная инстанция проверяет определенный акт на его соответствие законодательному или другому акту нормативного характера. Также судья может проверить, имеются ли у того или иного лица правомочия принимать подобные решения. Обязанность доказать свою невиновность лежит именно на том лице, которое приняло оспариваемое решение.

Если судебная инстанция приняла решение зафиксировать акт в качестве недействительного, выносится соответствующее постановление. Подобное решение подлежит моментальному исполнению (если другой срок не был установлен в судебном постановлении).

При этом решение судебной инстанции должно быть опубликовано в издании печатного типа, где и был издан акт. На орган госвласти или муниципалитет накладывается обязанность устранить все нарушения, которые были допущены при принятии акта, восстановить нарушенные правомочия заявителя.

Читайте также:  Путин призвал сделать бизнес доступнее и "безопаснее" для граждан

Резолютивный раздел судебного решения должен содержать следующие данные:

  • наименование лица, которое приняло недействительный документ, дата принятия акта;
  • наименование законодательного акта, которому должен был бы соответствовать документ;
  • указание на то, что данный документ не носит действительный характер, а также указание на обязанность устранения допущенных нарушений.

Также в этом разделе может содержаться указание на необходимость сообщить судебной инстанции о том, что ее решение было исполнено.

При этом подобная мера защиты правомочий может касаться как обычных граждан, так и организаций.

Если вы считаете, что ваши права были нарушены, не стоит терпеть несправедливость: в установленные законодательством сроки рекомендуется подать заявление искового типа в соответствующий суд по вашему месту жительства.

Если сроки будут пропущены по уважительной причине, право на подачу заявления может быть восстановлено. К причинам уважительного характера судебная практика относит в том числе и болезнь. В этом случае заболевание должно быть подтверждено документально, например, больничным листом.

После того, как акт был зафиксирован в качестве недействительного, он прекращает свое действие в отношении конкретного лица. Обратите внимание, что обжалованию подлежат документы как нормативного, так и ненормативного характера. Правомочие лица на обжалование закреплено, в частности, и в положениях конституционного права.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/grazhdanskoe-pravo/priznanie-nedejstvitelnym-akta-gosudarstvennogo-organa-ili-organa-mestnogo-samoupravleniya.html

Арбитражные споры о признании недействительными решений органов государственной власти

Нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда ненормативные или нормативные акты противоречат актам, стоящим выше по иерархии. Вследствие этого нарушаются права, а также интересы предпринимателей и юридических лиц. Такое несоответствие требует признания актов недействительными в судебном порядке. Для этого приходится обращаться с исковым заявлением в арбитражный суд.

Этот институт появился не так давно. Судебной практики не так много в решениях споров между органами государственной власти и субъектами, занимающимися экономической деятельностью. Необходимость появления арбитражных судов, занимающихся рассмотрением подобных дел, была обусловлена необходимостью защиты прав предпринимателей.

Если дело касается признания недействительными нормативных актов, то арбитражные суды руководствуются АПК РФ, а именно 22 и 23 главами. Если же иск связан с ненормативными актами, то во внимание берут все тот же АПК РФ, точнее 24 главу.

В Арбитражном суде рассматриваются различные исковые заявления. Чаще всего они связаны с:

  • арендой или изъятием земли у частного предпринимателя;
  • штрафами, наложенными за различные правонарушения;
  • стоимостью выкупа того или иного объекта недвижимости, которая находится в собственности государства или муниципалитета.

После того, как истец подает иск в арбитражный суд, информация по делу должны быть рассмотрена. Причиной признания акта недействительным может стать нарушение прав субъекта экономической деятельности. После принятия соответствующего решения право восстанавливается.

Арбитражные споры такого рода имеют очень специфические особенности. Разобраться самостоятельно с ними невозможно. Необходим опыт работы с такими делами.

Поэтому почти всегда субъектам экономической деятельности приходится обращаться за помощью в компанию, предоставляющую юридические услуги. При этом важно оценить компетентность адвоката.

Если есть возможность, стоит ознакомиться с делами, которые он вел ранее.

Подача иска осуществляется в следующей последовательности: сбор информации, подача искового заявления, рассмотрение дела в арбитражном суде, принятие решения с последующим восстановлением прав истца, если иск был удовлетворен. После рассмотрения дела и принятия решения, суд выдает истцу соответствующую бумагу. Необходимость восстановления нарушенных прав появляется автоматически.

Полезно ознакомиться:

Арбитражные споры об истребовании имущества из чужого незаконного владения;

Арбитражные споры с ФНС

Арбитражные споры о признании права собственности на недвижимое имущество

Штраф за несвоевременное предоставление отчетности в органы статистики

Статья написана специально для selen-grand.ru

Источник: http://selen-grand.ru/novosti/arbitrazhnye-spory-o-priznanii-nedejstvitelnymi-reshenij-organov-gosudarstvennoj-vlasti/

Решения о признании недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления

Первый Столичный Юридический Центр
г. Москва, Георгиевский пер., д.1, стр.1, 2 этаж
(495) 649-41-49; (495) 649-11-65

Решения о признании недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления

Решения о признании недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления принимаются в отношении ненормативных актов или актов, не соответствующих закону или иным нормативным правовым актам и нарушающих права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель.

Так, ФАС Поволжского округа признал установленную решением представительного органа муниципального образования ставку земельного налога неприменимой исходя из несоответствия указанного решения Земельному кодексу РФ. При рассмотрении данного дела арбитражный суд выявил несоответствие нормативного правового акта представительного органа муниципального образования и правильно применил законы, имеющие большую юридическую силу.

Особенностью данной категории дел является то, что заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействий) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его законных прав и интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, ч. 1 ст. 256 ГПК РФ), в то же время подача заявления о признании права собственности не ограничена временными рамками.

Помимо несоответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному акту в судебном заседании обязательно должно быть установлено, нарушает ли оспариваемый акт, решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя. Только при наличии одновременно двух этих оснований ненормативный правовой акт может быть признан недействительным.

В частности, при выборе способа защиты важно правильно определить, какие субъективные права нарушены: право собственности или право на оформление имущества в собственность. Если заявление будет подано с нарушением норм Гражданского процессуального кодекса РФ, суд оставит заявление без движения до устранения недостатков.

Что касается возмещения убытков, причиненных нарушением прав собственников земельных участков, то на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре.

Например, восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств.

Так, в споре между двумя индивидуальными предпринимателями об обязании освободить незаконно занятую территорию земельного участка истец просит ликвидировать пристройку на земельном участке и взыскать убытки, понесенные в связи с ее возведением, а также возместить расходы по составлению проектно-сметной документации Определяющим при решении вопроса о признании права собственности на земельные участки во всех случаях является правильно выбранный способ защиты данного права и его реализация.

Данные примеры судебной практики в Саратовской области являются лишь малой долей из многообразия споров о признании права собственности на земельные участки. Разрешение таких споров зачастую осложняется большим количеством нормативных актов, регулирующих земельные отношения на федеральном и региональном уровнях.

Источник: Юридический отдел по арбитражным спорам.

По всем вопросам можно записаться на прием к специалистам по телефонам:

(495) 64 — 911 — 65 или 649 — 41 — 49 или (985) 763 — 90 — 66
Внимание! Консультация платная.

Бесплатно Вы можете задать свой вопрос в разделе «Вопрос адвокату»

Источник: http://portal-law.ru/resheniya-o-priznanii-nedeystvitel-nym-akta-ispolnitel-nogo-organa-gosudarstvennoy-vlasti-ili-akta-organa-mestnogo-samoupravleniya/

Недействительность актов исполнительной власти в 2018 году: основания и порядок признания недействительными, документы, последствия, возмещение убытков | Земельный эксперт

351

Содержание статьи:

Не все акты государственных и муниципальных органов способствуют соблюдению прав и интересов обычных граждан. Нередки случаи, когда действия и распоряжения указанных субъектов способны ущемлять права собственников и владельцев земельных участков.

Данный способ также является одной из превентивных мер по предотвращению возможных нарушений. Если имеются обстоятельства, способные повлечь нарушение прав гражданина в будущем, указанный гражданин также имеет полное право подать иск в суд.

Существенным условием для таких действий является наличие оснований для признания правового акта недействительным и подтверждение имеющихся нарушений соответствующими доказательствами и показаниями свидетелей.

Особенностью такого вида дел является и то, что ответчик обязан обосновать необходимость принятия конкретного правового акта.

Основания признания недействительными актов исполнительной власти

Как уже было сказано, в суд имеет смысл обращаться только в том случае, когда на это имеются законные основания, а также при наличии допустимых доказательств.

Недействительность актов исполнительной власти в области земельного законодательства может быть признана при наличии следующих обстоятельств:

  • принятие данного акта привело к нарушению прав собственника;
  • принятие данного акта может повлечь нарушение прав собственника в будущем.

Порядок признания недействительными актов исполнительной власти в области использования и охраны земель

Недействительность актов органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в области использования и охраны земель может быть установлена в соответствии с определенным порядком:

  1. Лицо, чьи интересы были ущемлены изданием соответствующего акта, подготавливает необходимый пакет документов, составляет исковое заявление, оплачивает государственную пошлину в размере 300 рублей для физических лиц и 2 000 рублей для юридических.
  2. Обращается в суд, с требованием о признании недействительным данного акта, восстановлении своих прав и выплате компенсации в качестве возмещения причиненного ущерба.
  3. Суд рассматривает дело.
  4. На основании вынесенного решения принятый закон признается недействительным, а гражданин восстанавливает свои права.

Список документов

Чтобы подать исковое заявление могут понадобиться следующие документы:

  • паспорт заявителя или учредительные документы юридического лица;
  • правоустанавливающие бумаги на землю;
  • техническая документация;
  • иные документы, в зависимости от обстоятельств дела.

Помимо перечисленных документов требуются доказательства, подтверждающие факт нанесения вреда земле или нарушения прав добросовестного собственника земли. К таковым можно отнести:

  • справки и выписки об уплате налогов и начисленных коммунальных платежах;
  • документы о проведении с землей необходимых мероприятий – агротехнических, природоохранных;
  • заключения экспертов об уровне загрязнения и плодородия;
  • свидетельские показания;
  • иные документы, способные подтвердить доводы истца.
Читайте также:  Адвокат по семейным спорам

Последствия признания недействительным акта исполнительной власти в области земельного законодательства

После того, как законодательный акт будет признан недействительным, собственник получает возможность восстановить все свои права на земельный массив. К таким правам можно отнести:

  • использование территории по своему усмотрению с целью получения выгоды;
  • предоставление площади в качестве залога или объекта юридически значимой сделки;
  • возведение на земле построек;

Помимо прав, на гражданина вновь накладываются все основные обязанности:

  • осуществление контроля над использованием и охраной земель;
  • целевая эксплуатация надела;
  • выполнение обязательных земельных процедур;
  • уплата обязательных налогов и начислений.

Пример по недействительности актов исполнительной власти

Заключение

В итоге можно сформулировать несколько выводов:

  1. Земельное право предоставляет гражданам возможность возместить причиненный вред и восстановить нарушенные права на землю в судебном порядке.
  2. Основаниями для такого решения могут стать негативные последствия, возникшие в результате принятия акта уполномоченным органом либо возможное нарушение прав граждан в будущем.
  3. Порядок данной процедуры стандартный и оговорен в земельном и процессуальном законодательстве.
  4. После признания акта недействительным, гражданин имеет право восстановить свои полномочия.
  5. Пострадавший вправе потребовать возмещение материального и морального ущерба, а также приведения надела в первоначальное состояние для дальнейшей эксплуатации.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по недействительности актов исполнительной власти

Список законов

Вам будут полезны следующие статьи:

  • Москва МО:
  • Санкт-Петербург и ЛО:
  • Общероссийский:

Источник: http://zk-expert.ru/pravovye-otnosheniya/zashhita-prav-na-zemlyu/nedejstvitelnost-aktov-ispolnitelnoj-vlasti-v-oblasti-ispolzovaniya-i-oxrany-zemel/

Media Coverage

22 November 2018

The Convention on the Recognition and Enforcement of Foreign Arbitral Awards, 1958 (New York) celebrates its 60th anniversary in 2018 (“Convention”). Since its inception, 159 Contracting States have joined the Convention. The USSR ratified the Convention on 22 November 1960. The Russian Federation, as a successor of the USSR, continues to be a Contracting State.<\p>19 October 2018

In recent years, the criticism of the existing form of examining investment disputes with states has increased significantly. Its source is not only states that are dissatisfied with the results of consideration and awarded multi-million compensations, but also arbitrators who directly resolve such disputes within the framework of international arbitration. The article presents an analysis of proposals for reforming the system of international investment arbitration, primarily the creation of a supranational investment court, both within the framework of the UNCITRAL activities, and within the framework of the European Commission’s initiatives.<\p>3 October 2018

The eighth issue of RAA40 Newsletter was released at the ABA’s 10th Annual Moscow Conference on the Resolution of International Business Disputes and RAA40 seminar ‘A pre-appointment interview of a potential arbitrator: how far is too far?’ on the eve of the Conference.<\p>9 July 2018

The Supreme Court upheld the decisions below that the arbitration clause in a supply contract was not incapable of being performed because the claimant lacked the means for paying the SCC registration fee (its request of arbitration had been dismissed pursuant to the SCC Rules after its request for deferral of payment of the fee had been denied). In general, lack of means on the side of the claimant does not preclude arbitration.<\p>

21 June 2018

Russian lawmakers have introduced bills to zero out the country's dividend tax for certain companies in designated regions.<\p>15 May 2018

Egorov Puginsky Afanasiev & Partners has represented publicly owned joint-stock company Alviz, subsidiary to the Beluga Group, in an intellectual property rights dispute against LLC Shampanskiye Vina.<\p>11 May 2018

Associate Maria Demina reviews whether competition law may assist policymakers in remedying patent law flaws.<\p>15 March 2018

How prevalent is the use of arbitration in your jurisdiction? What are seen as the principal advantages and disadvantages of arbitration? Arbitration is the prevailing dispute resolution mechanism for disputes arising in connection with international commercial contracts, but has only limited application in domestic transactions. Reportedly less than one per cent of domestic disputes are resolved through arbitration.<\p>

1 February 2018

Tatyana Nozhkina, Partner at Egorov Puginsky Afanasiev & Partners, has become Head of the firm's Criminal Law practice in St. Petersburg.<\p>23 January 2018

The Supreme Court reversed the decisions of the lower courts, which had referred the parties to arbitration. The Court confirmed that an arbitration agreement may be concluded by reference to a separate document containing an arbitration clause. However, there was no valid agreement here: the arbitration provision in the RIPE NCC (Réseaux IP Européens Network Coordination Centre) Standard Service Agreement, which governs disputes between the RIPE and its members, did not apply to a dispute between members.<\p>

Источник: http://epam.ru/media/view/o-pravovyh-posledstviyah-priznaniya-resheniya-obshchego-sobraniya-aktsionerov-nedeistvitelnym

Последствия недействительности решений органов управления хозяйственных обществ: правовые проблемы

Вопрос о правовых последствиях недействительности решений органов управления хозяйственных обществ является одним из наиболее дискуссионных в теории и практике корпоративного права.

Недавно опубликованный проект изменений ГК РФ, предусматривая новую главу 9¹, посвященную правовому регулированию решений собраний, с одной стороны, определяет правовую природу решений собраний, основания их недействительности и порядок оспаривания, но с другой стороны, не определяет, пожалуй, самое главное – правовые последствия недействительности таких решений.

Будет ли действительной сделка, заключенная генеральным директором, решение об избрании которого было признано недействительным? Чьим интересам должен быть отдан приоритет: интересам участников общества или его контрагентов? В отсутствие законодательного регулирования, каких-либо предложений в проекте изменений ГК РФ по данному вопросу особенный интерес представляет судебная практика рассмотрения подобных споров.

Необходимо отметить, что в настоящее время в судебной практике стал преобладать следующий подход: недействительность решений органов управления хозяйственного общества не влечет автоматической недействительности сделок и иных действий, совершенных на основании недействительного решения; на контрагентов хозяйственного общества не должны перекладываться риски несоблюдения хозяйственным обществом своих корпоративных процедур, сделки и иные юридические действия, совершенные обществом с нарушением корпоративных процедур могут быть признаны недействительными только в случае доказанности факта недобросовестности контрагента общества.

Данный подход нашел выражение в трех делах, рассмотренных Президиумом ВАС РФ в 2007-2009 годах. Во всех трех делах был констатирован факт недействительности решения органа управления общества об избрании генерального директора и рассматривался вопрос о возможности признания недействительным/незаключенным договора, заключенного избранным генеральным директором.

Так, в первом деле Президиум ВАС РФ, сославшись на то, что контрагент общества не знал об обстоятельствах недействительности решения совета директоров об избрании генерального директора, указал, что «признание арбитражным судом недействительным решения совета директоров общества об избрании или назначении генерального директора не является основанием для признания договора недействительным либо незаключенным, если сделка совершена до вступления в силу решения суда» (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.07.2007 № 3259/07).

Источник: https://zakon.ru/Blogs/posledstviya_nedejstvitelnosti_reshenij_organov_upravleniya_hozyajstvennyh_obschestv_pravovye_proble/881

Статья 61. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления

СТ 61 ЗК РФ

1.

Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

2. Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту и нарушающего права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Комментарий к Статье 61 Земельного кодекса РФ

Согласно положениям глав 23, 25 ГПК РФ и глав 22, 24 АПК РФ суд, арбитражный суд могут признать незаконным решение (ненормативный правовой акт) органа, осуществляющего публичные полномочия, а также должностных лиц этих органов при наличии следующих условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим решением прав и законных интересов заявителя либо незаконное возложение на заявителя каких-либо обязанностей, создание иных препятствий в реализации прав. ———————————

Если эти права и интересы связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, то дело рассматривается арбитражным судом.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В судебной практике заявления об оспаривании ненормативных правовых актов занимают значительное место.

Так, индивидуальный предприниматель обратилась в арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения главы администрации городского округа «Сызрань» об утверждении результатов публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков, опубликованных в газете «Волжские вести» от 22 июня 2007 г., в части отказа в изменении вида разрешенного использования находящегося в ее собственности земельного участка.

Предприниматель также просила обязать главу администрации городского округа «Сызрань» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем принятия решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «земель индивидуальной жилой застройки» на «земли под объектами общественного питания (кафе)».

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что администрацией не представлены доказательства невозможности изменения разрешенного использования земельного участка, его ограничения в обороте или иные доказательства невозможности изменения разрешенного вида использования земельного участка, установленные федеральным законом.

Ни протокол публичных слушаний, ни оспариваемый акт не содержат возражений граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок, правообладателей земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателей объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с данным земельным участком, против изменения вида разрешенного использования земельного участка предпринимателя.

Юридические последствия принятия оспариваемого акта выражаются в невозможности для предпринимателя изменить назначение объекта недвижимости, расположенного на указанном земельном участке, на нежилое помещение.

Таким образом, суды пришли к правильному выводу, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности .

———————————

Постановление ФАС Поволжского округа от 12 января 2009 г. по делу N А55-15167/2007.

Если в результате издания ненормативного правового акта, не соответствующего закону, гражданину или юридическому лицу причинены убытки, они подлежат возмещению в судебном порядке в зависимости от органа, издавшего такой акт, Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием за счет соответствующей казны (ст. ст. 16, 1069 ГК РФ).

При этом согласно ст.

15 ГК РФ взысканию подлежит как реальный ущерб (расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества), так и упущенная выгода (неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено). Однако эти убытки нужно доказать.

В частности, ООО «ЭКОСЕРВИС НЕЛЬМА» обратилось в арбитражный суд Калининградской области с иском к администрации муниципального образования «Зеленоградский район» о взыскании убытков, причиненных в результате издания не соответствующего закону Постановления от 20 августа 2008 г. N 1206.

Судами установлено, что согласно п. п. 4, 5 названного Постановления обществу предоставлен земельный участок площадью 100 га в аренду сроком на 5 лет для производства сельскохозяйственной продукции.

Общество обязано было обеспечить вынос границ земельного участка в натуре и представить межевое дело; направить документы для постановки на государственный кадастровый учет, а также представить кадастровый план земельного участка и выписку о кадастровой стоимости.

Во исполнение указанных предписаний Постановления общество заключило соответствующие договоры и произвело по ним оплату. Впоследствии решением Арбитражного суда Калининградской области п. п. 4 и 5 Постановления N 1206 признаны недействительными.

После вступления в силу названного решения арбитражного суда общество неоднократно обращалось в администрацию с заявлениями о проведении торгов на право аренды земельного участка.

Администрация письмом сообщила обществу, что торги проведены быть не могут, так как земельный участок площадью 100 га, предоставленный в аренду истцу на основании отмененных п. п.

4 и 5 Постановления N 1206, переформирован с увеличением площади до 200 га.

Суд первой инстанции удовлетворил иск частично, придя к выводу о том, что в результате виновных, противоправных действий ответчика — издания Постановления N 1206, пункты 4 и 5 которого не соответствуют земельному законодательству, истцу причинены убытки в размере 379 821 рублей 22 копеек.

К убыткам суд отнес расходы, связанные с оплатой геодезических работ по вынесению границ земельного участка, геологических изысканий, выполненных по договору с индивидуальным предпринимателем, в сумме 250 тысяч рублей, а также 129 821,22 рубля по договору, заключенному с ООО «ГЕОИД», поскольку названные расходы общества находятся в причинно-следственной связи с незаконными действиями ответчика. В остальной части суд посчитал убытки недоказанными (хотя общество заявляло требование более чем на 1,5 млн рублей). Вышестоящие судебные инстанции оставили данное решение без изменения . ———————————

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10 апреля 2012 г. по делу N А21-4461/2011.

Комментируемая статья допускает обжалование не только ненормативных (индивидуальных), но и нормативных актов органов государственной власти и органов местного самоуправления. При этом следует иметь в виду, что правовое регулирование оспаривания нормативных актов имеет свои особенности. Законодательство по данному вопросу неоднократно менялось.

Так, ранее нормативный акт мог быть признан недействительным только судом общей юрисдикции. С принятием АПК РФ 2002 г.

появилась возможность оспаривания в арбитражных судах нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (п. 1 ст. 29 АПК РФ в прежней редакции).

Однако в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г.

N 317-ФЗ данное положение утратило силу и теперь в арбитражных судах могут быть оспорены нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с АПК РФ отнесено к компетенции суда по интеллектуальным правам (п. 1.1 ст. 29 в ред. Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 186-ФЗ).

Таким образом, в настоящее время нормативные правовые акты, затрагивающие права граждан и юридических лиц на землю, могут быть оспорены только в суде общей юрисдикции. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ.

Согласно ч. 4 ст. 125 Конституции РФ КС РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. Граждане достаточно широко пользуются данным конституционным правом . ———————————

См., напр.: Постановления КС РФ от 13 декабря 2001 г. N 16-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» в связи с жалобой гражданки Т.В. Близинской»; от 14 апреля 2008 г.

N 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан»; от 30 января 2009 г. N 1-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 2, 3 и 4 статьи 13 и абзаца второго пункта 1.

1 статьи 14 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в связи с жалобой гражданки Л.Г. Погодиной»; от 28 мая 2010 г.

N 12-П «По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса России в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова»; от 30 июня 2011 г.

N 13-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева»; от 22 апреля 2014 г. N 12-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 — 6 статьи 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в связи с жалобой граждан В.Л. Герасименко и Л.Н. Герасименко» и др.

Источник: http://ZemKod.ru/glava-9/st-61-zk-rf

Ссылка на основную публикацию