Понятие и сущность местного самоуправления

Понятие и сущность местного самоуправления

Основным понятием, предметно характеризующим муниципальное право как новую отрасль в системе российского права, является местное самоуправление.

Понятие «самоуправление» не имеет четкой и однозначной научной трактовки, так как применяется
в различных науках и используется в соответствующем контексте. Достаточно полное его толкование было дано в XVIII в.

в Англии (self-government), откуда термин был заимствован государствоведами Германии, а позднее и России.

Российская юридическая наука использует понятие «местное самоуправление» для обозначения особого публично-властного института. Причем не во всех государствах употребляется именно этот термин.

Например, во Франции он заменен понятиями «децентрализация» или «муниципальная власть» (pouvoir municipal).

В основном же термин «местное самоуправление» применяется как универсальный в целях характеристики таких учреждений власти на местном уровне, которые основаны на особых принципах автономности, определенной обособленности в структуре государственного механизма.

Институт местного самоуправления в его современном виде в развитых демократических государствах стал формироваться в основном в результатемуниципальных реформ XIX в.

[139] Основные начала муниципального управления закладывались в более ранний период в средневековых городах с их административными, финансовыми и судебными привилегиями. Политическая идеология буржуазных революций содержала традиции городских вольностей, а также лозунги представительного правления и общинной автономии.

С введением новых форм организации власти на высшем уровне, изменением взаимоотношений личности и государства возникла потребность в преобразовании местного управления по новому типу.

Идеи демократического правового государства предполагали некоторую автономию местных сообществ, устранение чрезмерной бюрократической опеки центральных органов власти. Понятие «местное самоуправление» как раз и подчеркивало определенную самостоятельность местной общины по отношению к государству.

Концепция самостоятельности местной общины, предполагающая невмешательство центральных органов государства в дела общины, полностью соответствовала идеологии индивидуализма, свободного предпринимательства, была «продуктом либерально-демократического государства ХIХ в.»[140]. В ее основе лежали взгляды сторонников «естественно-правовой школы» (Дж.

Локка и др.), согласно которым государство создано в целях гарантирования естественных прав и свобод, оно не вправе посягать на эти свободы и должно осуществлять в основном лишь охранительные функции. Либеральная концепция роли государства нашла отражение, в частности, в работах Ал. де Токвиля[141] и Дж. С. Милля в первой половине ХIХ в.

, которые считали, что первоначальным источником власти являются индивидуумы, самостоятельно управляющие своими собственными делами и добровольно объединяющиеся с другими на основе своих «неотчуждаемых» прав.

Государство при этом рассматривается как сдерживающая инстанция, к которой можно прибегать лишь в крайних случаях, когда личная инициатива бессильна.

Эти идеи легли в основу так называемых «общественных» теорий местного самоуправления, возникших в Европе в первой половине — середине XIX в. (в т. ч. и в России).

Сторонники «теории свободной общины», представители французской и бельгийской правовых школ (К. Гербер, О. Лабанд, Э. Мейер, О. Ресслер, А. Токвиль, Г. Турэ, А. Шеффле и др.

), считали право общины на заведование своими собственными делами таким же естественным и неотчуждаемым, как и права и свободы человека, так как община является первичной по отношению к государству и последнее должно уважать свободу общинного самоуправления.

По их мнению, община «имеет право на самостоятельность и независимость от центральной власти по самой своей природе, причем государство не создает общину, а лишь признает ее»[142].

В отличие от этого приверженцы «общественно-хозяйственной теории» (Р. Моль, позднее в России А. И. Васильчиков, В. Н. Лешков и др.

) видели противопоставление государства и местных сообществ в четком разделении общественных и государственных интересов и признании за государством и обществом права ведать только своими собственными делами.

Государственное управление и местное самоуправление рассматривались ими как два непересекающихся круга, имеющих принципиально разное содержание, — местные интересы, с одной стороны, и общегосударственные (политические) — с другой.

Природа деятельности местных органов власти, избираемых местными жителями, считалась негосударственной, преимущественно хозяйственной[143]. Местное самоуправление рассматривалось прежде всего как важный «идеологический элемент», как «выражение свободы в обществе, т. е. свободы местных сообществ развиваться в соответствии со своими собственными приоритетами»[144].

В главном же положения данных теорий были сходны: признавалось наличие у общин собственных дел, отличных по своей природе от государственных; местные органы власти должны были избираться членами общины и считались негосударственными органами; государство не могло вмешиваться в дела общины, а лишь следило за тем, чтобы община не выходила за рамки своей компетенции. В силу близости нередко в литературе обе теории объединяют под одним названием — общественная теория местного самоуправления.

Общественная теория лежит в основе англосаксонской системы местного самоуправления, сложившейся в Великобритании, США, Канаде, Австралии и ряде других государств. Впервые она нашла отражение в Конституции Бельгии 1831 г.

, согласно которой наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями признавалась особая четвертая власть — муниципальная. Такой подход соответствовал определенным условиям того периода.

Экономическая взаимозависимость территорий была слабой, что предопределяло относительную изолированность территориальных единиц, и, соответственно, тенденцию к управленческой автономии на местах.

Каждое местное сообщество решало исключительно собственные проблемы, практически не интересуясь положением дел в других сообществах. В рамках этого независимость местного самоуправления от государства казалась вполне естественной.

Во второй половине XIX в. общественные теории местного самоуправления подвергаются критическому переосмыслению.

Из теорий следовало, что территория государства должна состоять из территорий независимых самоуправляющихся сообществ, а это могло иметь далеко идущие отрицательные последствия, опасные для целостности и единства общества и государства.

Англосаксонская модель местного самоуправления сформировалась вследствие географического положения, особенностей исторического развития и индивидуалистической психологии жителей Великобритании и США, не переживших этапа всеобъемлющей централизации государственного управления, которая стала в течение длительного времени характерной чертой исторического развития целого ряда стран континентальной Европы и России. Простое заимствование организационно-правовых форм этой модели не могло привести

к реальным успехам в этих странах[145].

На фоне критических замечаний общественных теорий возникла государственная теория местного самоуправления. Ее главные положения были сформулированы немецкими учеными-юристами Р. Гнейстом и Л. Штейном, а в России ее поддерживали такие видные юристы, как В. П. Безобразов, А. Д. Грановский, Н. М. Коркунов, Н. И. Лазаревский, Б. Н. Чичерин.

Местное самоуправление, по мнению сторонников теории, есть часть общего государственного управления, особая организация государственной власти на местах, основанная на выборных началах. Все полномочия местного самоуправления даны государством, однако оно осуществляется органами местного сообщества. Н. И.

Лазаревский под местным самоуправлением понимал «децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и тесную связь органов местного государственного управления с данной местностью и ее населением»[146].

«Государственная теория самоуправления, — пишет Н. М.

Коркунов, — видит в самоуправлении не самостоятельное заведование местным обществом их собственными, отличными от государственного управления делами, а возложение на местное общество осуществления задач государственного управления», при этом «органы самоуправления суть не непосредственные органы государства, а органы местного общества»[147]. Местные органы получают полномочия от государства, следовательно, нет смысла категорически противопоставлять местное самоуправление и государство.

На базе этой теории возникла континентальная модель местного самоуправления, которая получила распространение в большинстве стран мира (континентальная Европа, государства франкоязычной Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока). В этих государствах местное самоуправление сочетается с прямым государственным управлением.

Местные сообщества законодательно получают статус свободных и самоуправляющихся, одновременно оставаясь административно-территориальными подразделениями государства. Их органы обеспечивают, прежде всего, интересы населения соответствующей территории и одновременно выступают как представители государства на местах.

Из этого вытекает необходимость некоторого влияния центральной власти на кадровый состав органов самоуправления. В целом они являются выборными местными сообществами, но выборность может быть неполной и наряду
с выборными структурами могут существовать и назначаемые[148].

Представители центральной власти контролируют деятельность органов местного самоуправления.

Таким образом, модели местного самоуправления различаются по способу формирования органов местного самоуправления, характеру и количеству их предметов ведения, характеру их взаимоотношений с центральными и региональными органами государственной власти.

По мере практического воплощения теоретических положений о местном самоуправлении в жизнь взгляды на сущность данного социально-юридического института менялись.

Если общественные теории возникли на фоне буржуазных революций и стали продолжением теории прав человека, то государственная теория появилась в результате необходимости создания сильной централизованной власти для более эффективного развития капиталистических отношений.

Новые представления о сущности местного самоуправления были обусловлены значительными изменениями в жизни государства и общества. Степень изолированности отдельных территорий заметно снижалась на фоне развития промышленности, роста городов, широкого развития внутренней и внешней торговли.

Это привело к большей зависимости отдельных местных сообществ и от общегосударственного политического курса, и от ситуации в других сообществах.

В значительной степени была преодолена разобщенность между ранее относительно изолированными территориальными единицами, они практически перестали являться самодостаточными.

Усложнение общественной жизни привело к пересмотру роли государства.

Идея «государства — ночного сторожа», подразумевающая участие государства лишь в охране прав и свобод граждан, уступает место идее «государства всеобщего благоденствия», согласно которой государство должно взять на себя основную заботу о благосостоянии населения, определенных жизненных стандартах. Объем функций местных органов власти постепенно стал увеличиваться. Их реализация становится невозможной без соответствующей помощи со стороны центральных властей.

Оказывая поддержку местным органам, государство усиливает и контроль в отношении реализации своих программ на местном уровне и соответствующих финансовых потоков. В силу усложнения и профессионализации управленческих отношений некоторые функции, считавшиеся ранее исключительно местными, стали приобретать характер общенациональных.

Как отмечал Г. В.

Барабашев, характеризуя положение местной власти в странах англосаксонского типа, эволюция местного самоуправления «многократно усилила государственную природу муниципальных институтов, срастив местные дела с общегосударственными интересами и поставив выборные муниципальные учреждения в сильнейшую административную и финансовую зависимость от правительства и министерств» [149].

Читайте также:  Вексельберг представил документы для прекращения спора на $2 млрд

Постепенно происходила определенная переоценка традиционных ценностей местной автономии и муниципальных свобод.

Главный акцент стал смещаться с вопросов свободы и невмешательства со стороны центральных властей в сторону иных более заземленных ценностей, таких как рациональность, эффективность, экономия.

Местное самоуправление рассматривалось уже не столько как общедемократическая цель, сколько как средство решения локальных проблем, реализации интересов местных сообществ, осуществления на местах общегосударственного политического курса[150].

Сегодня невозможно рассуждать об абстрактной идеальной или «традиционной» модели местного самоуправления, потому что в каждом государстве, где признан данный институт, реализуется собственная уникальная система организации местной (муниципальной) власти, основанная на различных (часто комбинированных) теоретических началах и приспособленная к специфике страны, к тому же постоянно изменяющаяся в процессе деятельности.
Н. И. Лазаревский отмечал, что каждая из теорий и верна и не верна одновременно, так как указывает на один из признаков самоуправления, который недопустимо возводится в абсолют применительно ко всем странам и случаям[151]. Между тем административная система каждого отдельного государства функционирует в рамках определенной политической культуры и традиций, причем особенности такого функционирования обусловливаются многочисленными, порой трудно определяемыми факторами, связанными со средой, окружающей данную систему. На основе историко-теоретических разработок и опыта зарубежных государств можно выделять лишь наиболее общие признаки, раскрывающие сущность местного самоуправления.

Основным документом, в котором наиболее полно отражается опыт осуществления местного самоуправления на сегодняшний день, является Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. В ней в ст.

3 дано следующее определение: «Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения»[152].

Источник: https://pdnr.ru/a29914.html

Понятие и сущности местного самоуправления | Курсовая работа — бесплатно

Введение………………………………………………………………………………3

1. Основные  факторы  и теории  формирования местного  самоуправления……. 5

2. Общие характеристики и основные принципы организации местного

самоуправления……………………………………………………………………….9

3. Основные системы местного самоуправления…………………………………..17

4. Предмет ведения и полномочия органов местного самоуправления……………21

Заключение…………………………………………………………………………28

Литература………………………………………………………………………….33

                                                        Введение

Актуальность темы работы обусловлена тем, что в настоящее время в различных государственных органах исполнительной и законодательной власти, а также научных учреждениях Российской Федерации активно прорабатываются вопросы совершенствования механизмов государственного управления социально-экономическим развитием территорий в части взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, администраций муниципальных образований. [1]

Исследование путей совершенствования системы государственного управления в контексте повышения результативности действий всех уровней власти (а), эффективности использования федеральных, региональных и местных ресурсов (б), «прозрачности» системы государственного и муниципального финансирования (в) имеет своей конечной целью формирование в стране системы управления, ориентированной, прежде всего, на конечные общественно значимые результаты.

Переход к результативной модели функционирования государственной власти – это безусловная приоритетность интересов потребителя бюджетных услуг, с одной стороны, а с другой – оптимизация управленческих решений по отношению к конечному результату. И первое и второе суть оценки качества управления, а следовательно, и ответственности органов власти за реализацию своих решений.

В этой связи следует особо подчеркнуть, что в общем контексте осмысления качества государственного управления и возможных путей его повышения актуализируется проблема принципов формирования эффективного механизма реализации местного самоуправления, так как в настоящий момент именно местное самоуправление представляет собой одну из самых неравновесных управленческих систем. Нестабильность, неустойчивость, противоречивость местного самоуправления в Российской Федерации определяется целым рядом факторов.

Перспективы совершенствования механизмов исполнения органами местного самоуправления своих полномочий, лежащие в плоскости оптимизации государственного управления ресурсами, есть процесс упорядочения федеративных отношений, исполнительно-распорядительных полномочий между всеми уровнями и ветвями власти.

Источник: http://lib.RosDiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=493848

Понятие, признаки и сущность местного самоуправления

Местное самоуправление занимает особое место в политической системе общества.

Это свидетельствует о том, что в стране помимо интересов личности и государства признаются и гарантируются еще и местные интересы, которые связаны с решением вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. При этом муниципальные интересы рассматриваются не как подчиненные государственным, а как равноправные.

В российском законодательстве понятие «местное самоуправление» было впервые закреплено в Законе РСФСР 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР». Затем концепция негосударственной природы местного самоуправления последовательно реализовывалась в конституционном законодательстве России.

На основе анализа норм Конституции РФ и Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» С.А.

Авакьян дал следующее понятие местного самоуправления: «Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправ-ления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций»21.

Местное самоуправление имеет ряд особенностей относительно объема, диапазона и правовой природы объектов своего влияния, значительная часть которых не характерна для других правоотношений.

Такими объектами выступает публичная власть; права, свободы и обязанности человека и гражданина; вопросы местного значения; функции субъектов местного самоуправления; объекты коммунальной собственности; местные бюджеты, доходы местных бюджетов, местные налоги и сборы, местные займы и т.п.

Правовая сущность местного самоуправления проявляется и реализуется в деятельности относительно установления, изменения и прекращения правовых отношений именно между субъектами системы местного самоуправления, то есть при взаимодействии субъектов местного самоуправления для реализации их функций и полномочий по решению вопросов местного значения.

Муниципальная власть представляет собой не государственное, а общественное явление, которое продуцируется социальной средой. По своим сущностным признакам муниципальная власть качественно отличается от государственной власти.

Следует учитывать, что на уровне местного самоуправления, в границах местного сообщества, находят проявление и реализацию преобладающая часть прав и свобод человека и гражданина.

Согласно действующему российскому законодательству местное самоуправление характеризуется следующими признаками: » это один из институтов гражданского общества и политической системы России, составляющий основу конституционного строя страны (ст. 3, 12 Конституции РФ расположены в гл.

1 «Основы конституционного строя», их нормы находятся под особым режимом правовой охраны, образуя так называемые «вечные кон-ституционные положения»); » это один из институтов публичной власти, принадлежащей многонациональному народу России (согласно ст.

3 Конституции РФ народ является единственным источником власти и осуществляет ее непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления), причем власти самостоятельной и независимой (ст. 130 Конституции РФ); » это право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения, защищенное системой государственных гарантий (ст.

12, 130 Конституции РФ). Это право закрепляет статья 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» № 131 -ФЗ; » это наиболее широкое сочетание форм непосредственной и представительной демократии (ст. 130 Конституции РФ); » местное самоуправление имеет особый объект управления: вопросы местного значения.

Перечень этих вопросов дан в главе 3 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». К ним относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования;

» собственная ответственность муниципальных образований, которая обеспечивается различными формами контроля со стороны населения и государства.

Источник: https://studopedya.ru/1-48868.html

открытая библиотека учебной информации

Понятие, принципы, задачи, функции, формы и сущность местного самоуправления.

Под местным самоуправлением принято понимать такая организация власти на местах, которая предполагает решение вопросов местного значения самим населœением или избираемыми им органами в границах административно-территориальных единиц.

Местное самоуправление – один из видов самоуправления, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ осуществляется населœением в границах административно-территориальных единиц. Его главное отличие от местного управления состоит в том, что оно осуществляется самим населœением через формы прямой демократии или через избираемые им органы, которые подконтрольны и ответственны перед населœением.

В соответствие со ст.

1 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» «Местное самоуправление — форма организации и деятельности населœения, проживающего на соответствующей территории (далее, если не указано иное, — граждане), для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, главное предназначение и сущность местного самоуправления – самостоятельное решение населœением социальных, экономических и политических вопросов местного значения.

Недостаток, в Республике Беларусь вопросы местного значения не определœены ни в Конституции, ни в другом законодательстве.

Местное самоуправление осуществляется через

1. местные Советы депутатов (далее — Советы),

2. органы территориального общественного самоуправления,

3. местные собрания,

4. местные референдумы,

5. инициативы граждан по принятию решений Советов,

6. участие граждан в финансировании и (или) возмещении расходов бюджета на определœенные ими цели

7. и иные формы участия граждан в государственных и общественных делах.

Местное самоуправление в Республике Беларусь – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Республики Беларусь и законами самостоятельное и под свою ответственность решение населœением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населœения с учетом исторических и иных местных традиций.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, местное самоуправление:

1. закреплено в разделœе V «Местное управление и самоуправление» Конституции Республики Беларусь;

2. обеспечивает самостоятельное решение населœением вопросов местного значения непосредственно или через избираемые ими органы;

3. осуществляется исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан;

4. осуществляется в границах административно-территориальных единиц;

5. осуществляется на собственной материально-финансовой базе.

Под принципами местного самоуправления в Республике Беларусь принято понимать исходные положения, юридически отражающие и закрепляющие закономерности общественного развития в сфере местного самоуправления, которые определяют место органов местного самоуправления, отдельных форм непосредственной демократии в системе народовластия, порядок их организации и деятельности.

Здесь же отметим лишь основные принципы местного управления и самоуправления, изложенные в новом от 04.01. 2010 ᴦ. Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» в ст. 3:

1. законность;

Читайте также:  «русгидро» ищет консультантов по иностранному праву на 14 миллионов рублей

2. социальная справедливость;

3. защита прав и законных интересов граждан;

4. сочетание общегосударственных и местных интересов, участие органов местного управления и самоуправления в решении вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан;

5. единство и целостность системы местного управления и самоуправления;

6. взаимодействие органов местного управления и самоуправления;

7. разграничение компетенции органов местного управления и самоуправления;

8. выборность органов местного самоуправления, их подотчетность гражданам;

9. гласность и учет общественного мнения, постоянное информирование граждан о принимаемых решениях по важнейшим вопросам местного значения;

10. ответственность органов местного управления и самоуправления за законность и обоснованность принимаемых решений;

11. обязательность исполнения на соответствующей территории решений Советов, исполнительных и распорядительных органов, принятых в пределах их компетенции;

12. самостоятельность и независимость органов местного самоуправления в пределах своей компетенции в решении вопросов местного значения, недопущение ограничения полномочий органов местного управления и самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных Законом и другими законодательными актами.

Задачи местного самоуправления:

Читайте также

  • — Понятие и сущность местного самоуправления.

    Понятие, принципы, задачи, функции, формы и сущность местного самоуправления. Под местным самоуправлением понимается такая организация власти на местах, которая предполагает решение вопросов местного значения самим населением или избираемыми им органами в границах… [читать подробенее]

  • — ТЕМА 1. Понятие и сущность местного самоуправления

    Приведем задачу к каноническому виду, причем все элементы столбца свободных членов неотрицательны , ; 2) для приведения задачи к предпочтительному виду умножим второе ограничение на «-1» , и получим базисное (но не опорное) решение – «псевдоплан»: , ; 3)… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/menedzhment/view/415340_ponyatie_i_suschnost_mestnogo_samoupravleniya

    Местное самоуправление: понятие, сущность, особенности

    Впервые термин «местное самоуправление» встречается в литературе в XIX столетии. Толкование его напрямую связано с понятием самоуправления. Русский экономист XIX века А. И.

    Васильчиков определяет самоуправление как участие народа в местном внутреннем управлении своего отечества. Автор считает, что это понятие пришло к нам из Англии и Соединенных штатов, «политическое могущество коих развивалось совместно со свободой народа».

    Оно означает особый порядок управления, именуемый на английском языке Self government, что переводится как «самоуправление».

    Сам термин «самоуправление» появился впервые в Англии в конце XVII века после английской революции и отражал, прежде всего, состояние английского общества, самоуправляющегося с помощью парламента и местных представительных органов, не знающих административной опеки со стороны правительственного аппарата и его чиновников. Из Англии этот термин был заимствован в 50-х годах прошлого века Германией и в 60-х годах Россией.

    Самоуправление, безусловно, есть «функция общественного субъекта, территориального социума. В глубокой древности это называлось муниципией, в России — общиной. Община — первичная ячейка общества, обладающая территориальной обособленностью, социальной устойчивостью и самодостаточностью в хозяйственно-экономическом отношении. Там, где нет общины, не может быть самоуправления».

    Можно сказать, что суть местного самоуправления состоит в том, что населению конкретной территории предоставляется право самостоятельно и под свою ответственность управлять своей жизнедеятельностью, решая местные проблемы. Жители могут как непосредственно, так и через создаваемые ими органы, которые на этом уровне наиболее приближены к населению, участвовать в управлении.

    Местное самоуправление у тех народов, где оно действительно существует, предполагает экономическую самостоятельность. Так, А. Васильчиков связывает его с правом на распределение местных налогов и сборов, их расходованием на местные нужды по решению собраний или сходов жителей, а также с правами местных судов.

    «Местное самоуправление представляет собой ту специфическую ветвь власти, которая на местном уровне, с одной стороны, участвует в осуществлении воли государства, с другой — наиболее полно учитывает интересы населения».

    Двойственная природа местного самоуправления является его главной сущностной чертой.

    На неоднозначность местного самоуправления, которая проявляется в том, «оно призвано защищать права и свободы населения от диктата Центра и доводить до населения упорядочивающую волю этого Центра» указывал и Г.В. Барабашев.

    В этом смысле суть местного самоуправления можно выразить следующим образом: в стране наряду с интересами личными и интересами государства признаются и гарантируются еще и местные интересы, связанные с решением вопросов непосредственно обеспечивающих жизнедеятельность населения. Именно из-за природной неоднородности этого института, включающего как общественную, так и государственную составляющие, в науке до сих пор не выработан единый общепринятый подход к идентификации понятия «местное самоуправление».

    Что касается общественной природы местного самоуправления, то она проявляется, прежде всего, в его самоуправленческих принципах.

    Большая советская энциклопедия в качестве основного признака самоуправления выделяет принадлежность публичной власти населению или избирателям соответствующей территории, членам общественной организации, коллектива; самостоятельность в решении вопросов внутренней жизни; отсутствие органов, назначаемых извне.

    Существует и двоякая трактовка понятия самоуправления. В первом случае в качестве самоуправляющейся единицы рассматривается государство, располагающее представительными органами власти, в частности парламентом.

    Другой подход заключается в том, что термин «самоуправление» употребляется в узком смысле, выступая синонимом местного самоуправления. В данном случае подразумевается, что хозяйственными и иными делами какой-либо административно-территориальной единицы заведуют ее жители, а не центральные органы власти.

    Таким образом, самоуправление возникает там, где местные дела противопоставляются общегосударственным. На этом основании предполагается не только разграничение сфер компетенции центральных и местных органов власти, не только самостоятельность последних, но и их взаимная независимость.

    При этом правительство остается носителем государственного суверенитета, институты же самоуправления действуют в порядке и в пределах, определяемых верховной властью. Однако определение, которое дает самоуправлению СИ. Ожегов, наиболее точное и именно на него мы будем опираться в дальнейшем. Он выделяет два значения самоуправления: 1.

    право на внутреннее управление своими местными делами и 2. право решать дела внутреннего управления по собственным законам в пределах национально-территориальной единицы, т.е. право на автономию. Исходя из этих значений, местное самоуправление можно сравнить с другими видами общественного управления, основанными на самоуправленческих принципах: территориальным общественным, сословным, коллективным, корпоративным, национальным, религиозно-конфессиональным самоуправлением.

    Так, территориальное общественное самоуправление (ТОС) представляет собой самоорганизацию граждан по месту их жительства для самостоятельной и под свою ответственность реализации инициатив в вопросах местного значения. ТОС осуществляется населением, объединенным локальными интересами и проживающим в пределах одного микрорайона, квартала, улицы, двора, т.е. части территории муниципального образования.

    Избираемые для оперативного решения текущих вопросов, органы ТОС аккумулируют предложения, пожелания и претензии, высказываемые жителями данной территории, и осуществляют необходимые действия для их исполнения.

    В городском муниципальном образовании органы ТОС, как правило, представлены в виде совета микрорайона, с небольшим аппаратом, работающим на постоянной основе. В сельском муниципальном образовании это могут быть уполномоченные от улиц, представляющие интересы граждан на обще-сельском сходе.

    Территориальное общественное самоуправление может осуществляться также на уровне одной улицы, дома и даже подъезда дома, где для решения текущих вопросов избирается «старший».

    Как общественный вид управления, ТОС лишено властных полномочий, вследствие чего решения принимаемые жителями не являются обязательными для исполнительной власти.

    К тому же, несмотря на заинтересованность в решении вопросов локально-территориального характера, очевиден явный дефицит гражданской активности населения, что не позволяет эволюционизировать этой форме общественного самоуправления.

    Отсутствие, зачастую, видимых результатов деятельности ТОС, Привело к тому, что этот вид самоуправления приобрел практически номинальный характер: жители формально — пассивно избирают руководящие органы, не проявляя к ним должного интереса и отдавая эти вопросы на откуп исполнительной власти на местах.

    Опираясь на определение СИ. Ожегова, ТОС можно характеризовать, как право на внутреннее управление своими местными делами и здесь у него общая с местным самоуправлением платформа.

    Однако это право не подразумевает обязательное наличие властного механизма, что принципиально отличает ТОС от местного самоуправления.

    Другой вид общественного самоуправления — коллективный — характерен для разного рода предприятий, учреждений, учебных заведений. Существование здесь выборных органов самоуправления в виде профсоюзных, попечительских, студенческих, ученических и иных комитетов и советов имеет давние традиции.

    Так, например, в России впервые Университетский совет и Правление, как формы органов университетского самоуправления, были установлены в 1804 году.

    Являясь высшей инстанцией учебного заведения, Университетский совет имел такие полномочия, как: выборы ректора университета, присваивание научного звания «профессор», назначение учителей в гимназии и уездные училища учебного округа, подготовка научных кадров, создание научных обществ и другие.

    Традиционно на основе принципов самоуправления осуществляет свою деятельность любая общественная организация: ассоциация рыболовов, общество охотников, союз предпринимателей, общество инвалидов, совет солдатских матерей, общество садоводов и огородников и так далее.

    На всеобщем собрании коллектива избираются руководящие органы, которые осуществляют управление текущей деятельностью. При этом собрание сохраняет за собой полномочия высшего органа власти, перед которым избранные органы управления регулярно отчитываются.

    Во времена СССР на основе принципов самоуправления осуществляли свою деятельность октябрятская, пионерская, комсомольская организации. Сегодня деятельность любой политической партии также основана на принципах самоуправления. Структура партийной организации включает в себя как постоянно действующий руководящий орган (совет, правление, бюро), так и исполнительный — исполком.

    Между тем, съезд, конференция или собрание членов партии остаются высшим органом власти. Решения Совета или Правления являются обязательными для всех членов партии и могут быть опротестованы только решением высшего органа власти — собранием коллектива.

    В зависимости от нормы Устава политический лидер может избираться на всеобщей конференции или из числа членов избранного руководящего органа.

    Другой вид самоуправления базируется на сословных признаках и здесь в качестве примера может быть рассмотрено казачество.

    Традиционной формой казачьего самоуправления остается казачья община, которая представляет собой территориальное объединение казаков, образуемое на месте их проживания для организации казачьего самоуправления, проявляющееся в решении вопросов внутренней жизни казачьей общины.

    На протяжении всей истории казачества высшим органом власти у казаков был и остается войсковой круг, где все совершеннолетние казаки имели право голоса и избирали на годичный срок органы управления в лице: атамана, есаула, хорунжего. Интересен факт, что станичный атаман, а организация управления станиц была сходна с войсковой, «лично не имел особенной власти, а был только блюстителем порядка» в то время как каждый казак считал себя участником общего дела.

    Читайте также:  Госбанки избегут ответственности за исполнение требований западных санкций

    Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2149

    Понятие и сущность местного самоуправления

    Местное самоуправление представляет собой одну из форм народовластия и регулируется Конституцией РФ (гл. 8) и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    В Законе местное самоуправление определяется как самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

    Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это означает, что местное самоуправление есть децентрализованная форма управления населения определенного муниципального образования — сельского, городского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения.

    Надо отметить, что границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ, но обязательно с учетом мнения населения соответствующих территорий.

    К вопросам местного значения относятся те, которые непосредственно связаны с обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования. К ним, в частности, относятся:

    формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального образования;

    установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;

    владение, пользование и распоряжение имуществом, составляющим собственность муниципального образования;

    организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения насе­ления;

    содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных сооружений;

    организация охраны общественного порядка;

    участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования;

    обеспечение жителей услугами связи, торговли, бытового обслуживания;

    организация благоустройства, освещения улиц, планирование застройки и т.д.;

    организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, обеспечение жилыми помещениями малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и другие вопросы.

    Местное самоуправление основывается на ряде принципов, которые закреплены в Конституций РФ и законодательстве о местном самоуправлении.

    Принято выделять следующие принципы:

    принцип самостоятельности решения местных вопросов. Он выражает сущность местного само­управления.

    Например, в ч. 3 ст. 17 закона о местном самоуправлении установлено, что полномочия органов местного самоуправления осуществляются самостоятельно. При этом не допускается подчиненность органов местного самоуправления и должностных лиц одного муниципального образования органу местного самоуправления и должностным лицам друго­го муниципального образования;

    принцип организационной обособленности местного самоуправления в системе органов управления обществом и государством.

    Как уже указывалось, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

    Из этого вытекает, что органы государственной власти и их должностные лица не могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от нее должностных лиц местного самоуправления.

    Есть всего два исключения из этого правила: участие законодательных органов государственной власти в конкурсной комиссии при замещении должности главы местной администрации и при расторжении контракта с главой местной администрации по некоторым основаниям;

    принцип многообразия форм организации и осуществления местного самоуправления.

    Такими формами выступают местные референдумы

    Источник: https://zdamsam.ru/a40927.html

    newinspire

    Понятие и сущность местного самоуправления

    Ключевые слова: понятие, сущность, местного, самоуправления

    В демократическом государстве организация и осуществление власти базируются на принципе разделения властей, который сочетается с принципом местного самоуправления.

    Этот принцип обеспечивает такую децентрализацию системы управления в Российской Федерации, которая делает данную систему наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

    Однако местное самоуправление — не только один из важнейших демократических принципов организации и осуществления власти. Это и право граждан различных административно-территориальных единиц управлять в рамках закона самостоятельно, а также в собственных интересах значительной частью общественных дел.

    Граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в городах, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан.

    Они имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

    Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, имеют равный доступ к муниципальной службе, имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления, знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина.

    Местное самоуправление в Российской Федерации — это такой способ организации и осуществления власти на местах, который «обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» (ст. 130 Конституции РФ).

    Местное самоуправление обеспечивает не только самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения, но и организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

    Согласно Конституции РФ (ст. 12), органы местного самоуправления «не входят в систему органов государственной власти». В этом смысле тоже можно говорить о самостоятельности местного самоуправления в рамках его полномочий.

    Органы государственной власти создают правовые рамки для деятельности местного самоуправления, однако осуществлять его не вправе.

    Они обеспечивают государственный контроль за реализацией закрепленных в законодательстве прав физических и юридических лиц, а также защиту этих прав.

    Следовательно, самостоятельность местного самоуправления имеет пределы, устанавливаемые Конституцией РФ и федеральными законами, а само местное самоуправление интегрировано в общую систему управления делами общества и государства.

    Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

    Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции РФ и Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.

    Не являясь частью системы государственных органов, органы местного самоуправления, как и все местное самоуправление в целом, — не только форма самоорганизации населения для решения своих задач. Это также форма осуществления публичной власти, власти народа.

    Вот почему деятельность органов местного самоуправления характеризуется такими свойственными органам государственной власти чертами, как наличие властных полномочий, обязательность принимаемых решений для всех физических, а также юридических лиц и организаций, находящихся на территории, в рамках которой действуют соответствующие органы местного самоуправления.

    Местное самоуправление создает условия для приближения власти к населению, для гибкой системы управления на местах, хорошо приспособленной к местным особенностям. Оно способствует развитию инициативы и самодеятельности граждан и в конечном счете развитию муниципальной демократии.

    Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации.

    Территории муниципальных образований — городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований — устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

    Городское, сельское население независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

    Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

    Вопросы об образовании, объединении, о преобразовании или об упразднении внутригородских муниципальных образований, установлении или изменении их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города.

    Установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

    Изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают законом гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.

    Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законом субъекта Российской Федерации.

    Муниципальное образование действует в соответствии с уставом, примерное содержание которого определяется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 8).

    Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Он принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.

    Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

    Основанием для отказа в государственной регистрации устава может быть только противоречие его Конституции РФ, законам Российской Федерации и законам соответствующего субъекта Федерации.

    Отказ в регистрации может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

    Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

    Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы и т.д.), отражающую исторические, культурные, социальные, экономические, национальные и иные местные традиции.

    Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.

    Важную роль в этом деле играет Совет по местному самоуправлению в Российской Федерации, являющийся координационным центром при Президенте Российской Федерации. Совет обеспечивает рассмотрение важнейших вопросов развития местного самоуправления и подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации. … читать далее …

    Источник: http://newinspire.ru/l/3/31/225-ponyatie-i-sushchnost-mestnogo-

    Ссылка на основную публикацию