«победа» проиграла: суд не позволил перевозчику сократить бесплатную ручную кладь

Ура, победа! «Победа» вынуждена отказаться от незаконных ограничений ручной клади!

Так называемая бюджетная авиакомпания «Победа» вынуждена была отказаться от имевшихся долгое время в ее правилах незаконных ограничений на провоз бесплатных предметов ручной клади.

Перевозчик убрал со своего сайта описания портфеля и дамской сумочки, а также снял ограничения на размер этих предметов.

Аналогичные указания были разосланы представителям «Победы» в различных аэропортах, сообщает Travel.ru.

Однако прежние объявления с недействительными описаниями и ограничениями все еще имеются на стойках регистрации по крайней мере части аэропортов, в том числе в московском Внуково. Шаблоны для измерения портфелей и сумочек также все еще не демонтированы. В случае конфликтных ситуаций пассажирам следует ссылаться на информацию сайта «Победы».

Напомним, что «Победа» более года пыталась в нарушение федеральных авиационных правил (ФАП) требовать от пассажиров, чтобы бесплатно провозимые портфель, компьютерная или дамская сумочка были не более 75 сантиметров по сумме трех измерений.

Она также отказывала в бесплатной перевозке тех портфелей и сумок, которые были более 75 сантиметров (а это большинство портфелей и значительная часть компьютерных сумок), либо не подходили под сочиненные самой компанией определения этих предметов (это затрудняло провоз необычных дамских сумок и тому подобного).

При этом заявления и письма регуляторов в лице Ространснадзора и Минтранса о незаконности такой практики не останавливали «Победу».

В феврале 2016 года Ространснадзор после жалобы пассажира выдал «Победе» инспекторское предписание о прекращении нарушений, однако авиакомпания обжаловала его в арбитражном суде.

Суд первой инстанции (дело №А40-123705/2016) подтвердил правоту регулятора в июле 2016 года, апелляционная инстанция — в октябре, кассационная инстанция — в феврале 2017 года.

Тем не менее «Победа» обратилась в Верховный суд, который в конце мая отказал компании в рассмотрении жалобы на решения нижестоящих судов, не найдя нарушений в решениях последних. Исчерпав тем самым возможности обжалования, «Победа» вынуждена была изъять из своих правил перевозки незаконные требования.

К сожалению, на решение этого не самого сложного вопроса потребовались почти полтора года судебных разбирательств, дошедших до Верховного суда. Фактически многомесячные обжалования позволили «Победе» использовать их как повод для того, чтобы почти полтора года не исполнять предписание регулятора и ФАП.

Не исключено, что именно такое оттягивание исполнения решения (а не отмена его) и было реальной целью авиакомпании, поскольку позволяло все эти 16 месяцев продолжать взимать с пассажиров лишние сборы за ручную кладь, основываясь на незаконных положениях правил перевозки «Победы».

При этом не вполне ясно, почему судебное решение, вступившее в законную силу в октябре 2016 года после решения апелляционного суда, было исполнено перевозчиком только в мае 2017 года.

В решении суда первой инстанции, подтвержденном затем вышестоящими судами, в частности, говорится: «Установив в Правилах провоза личных вещей и багажа в пассажирском салоне самолета на рейсах ООО «Авиакомпания «Победа» такой вид багажа как «дамская сумочка»(бесплатно), общество оставило за собой право решать, какой вид сумочки подходит или не подходит под данное определение, что является недопустимым и противоречит пункту 135 ФАП-82.» Суды также указали, что правила авиакомпании не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров по сравнению с установленными ФАП гарантиями.

В настоящее время текст правил «Победы» исправлен, из него изъяты указанные судами положения, не соответствующие ФАП.

Новый текст, размещенный на странице выбора багажных опций системы бронирования, фактически повторяет формулировку ФАП и гласит: «в салоне самолёта бесплатно перевозятся следующие вещи, если они находятся при пассажире и не вложены в багаж: дамская сумочка или портфель (один из этих предметов), папка для бумаг, зонтик, трость, букет цветов, верхняя одежда, печатные издания для чтения в полете, детское питание для ребенка во время полета, телефон сотовой связи, фотоаппарат, видеокамера, портативный компьютер, костюм в портпледе, детская люлька при перевозке ребенка.»

Хотите получать информацию об акциях первым? 

Источник: https://vandrouki.ru/2017/ura-pobeda-pobeda-vyinuzhdena-otkazatsya-ot-nezakonnyih-ogranicheniy-ruchnoy-kladi/

«Победа» проиграла иск о бесплатной ручной клади

Верховный суд рассмотрел во вторник иск лоукостера «Победа» к Минтрансу: авиакомпания требовала отменить пункт федеральных авиационных правил о бесплатной перевозке помимо ручной клади (минимум 5 кг на пассажира) дамских сумок, портфелей, портпледов с костюмом, букетов цветов, верхней одежды и рюкзаков.

Этот пункт накладывает на авиакомпании неограниченные обязательства, считает «Победа».

Правила лоукостера иные: в салон можно взять бесплатно все, что помещается в калибратор 36х30х27 см, такой багаж, по заключению компании Boeing, помещается на багажные полки самолета Boeing 737-800 (у «Победы» их 20) в комплектации на 189 пассажиров, сообщил в суде гендиректор «Победы» Андрей Калмыков. Остальное надо сдавать в багаж и платить за это.

Прокуратура требует от «Победы» соблюдать федеральные правила и возить бесплатно в салоне все вещи из списка.

Калмыков и юрист «Победы» Алексей Танкевич принесли в суд калибратор и образцы вещей из обязательного списка, чтобы показать, что правила невыполнимы: разместить их в салоне самолета лоукостера невозможно, не нарушив требований безопасности. Компоновка кресел максимально плотная, кресла тонкие, под ними для вещей нет места, заверил Калмыков. А Танкевич предупредил, что цветы – сильный аллерген, а в самолете ограниченный объем воздуха.

«Победа» наняла на процесс адвоката Генриха Падву, его гонорар – до 40 000 руб. за час работы.

Оспариваемый пункт не ограничивает размеры и вес дополнительных вещей, а потому противоречит другому пункту правил, который дает право провозить бесплатно ручную кладь, умещающуюся в калибратор, заявил Падва.

Часто бывает, что вошедшие первыми пассажиры заполняют багажные полки, аргументировал Падва, а следующим просто некуда положить вещи, они вынуждены держать их на руках, при любой турбулентности вещи будут летать по салону. Непонятно, почему Минтранс с этим не согласен, заключил юрист.

Если выполнять правила, то «Победе» придется во время посадки направлять вещи в багаж, что минимум на 30% увеличит время оборота самолетов, писал в июле Калмыков министру транспорта Евгению Дитриху: это рушит бизнес-модель лоукостера и вынудит «Победу» развиваться как классическую авиакомпанию с соответствующими тарифами.

Вещи из оспариваемого списка тяжело взвесить, а они нужны для комфортного перелета, поэтому и назначены сверх нормы, заявила в суде представительница Минтранса Светлана Тонких.

Воздушный кодекс требует учитывать эксплуатационные характеристики самолетов при составлении правил перевозки вещей в салоне, заявил Калмыков, – и поинтересовался, учитывал ли Минтранс характеристики конкретно Boeing 737-800? Тот же вопрос задавал и судья Юрий Иванников.

Представительницы Минтранса Тонких и Екатерина Сухарникова несколько раз уходили от ответа на этот вопрос, но в конце концов Сухарникова сообщила, что учитывали, но не конкретных типов, а всех самолетов. «От Ан-2 до Boeing 747», – съязвил Калмыков. Чиновницы заявили, что требование Воздушного кодекса учитывать характеристики самолета – техническая ошибка.

«Это ваше мнение, – возразил Калмыков, – но Воздушный кодекс имеет абсолютный приоритет над федеральными авиационными правилами».

Судья Юрий Иванников долго допытывался у представительниц Минтранса, где в салоне перевозить вещи, если они не помещаются на полках? Как избежать того, чтобы пассажиры не злоупотребляли этой нормой и не нарушали прав других пассажиров на места на полках? Размещать можно на полках, твердила Сухарникова, а спорные бытовые вопросы как-то решать на месте. Но как перевозчику размещать вещи, если нет места, не отставал судья. На багажных полках всегда есть место, не сдавалась чиновница.

Ход процесса вроде бы складывался в пользу лоукостера, но судья Иванников, вернувшись из совещательной комнаты, объявил, что отказал «Победе» в иске.

Решение вступит в силу после изготовления мотивировочной части. Калмыков заявил, что оно будет обжаловано в апелляционной коллегии Верховного суда.

Источник: https://compromat.ws/pobeda-proigrala-isk-o-besplatnoj-ruchnoj-kladi/

Правила и нормы провоза багажа и ручной клади авиакомпании «Победа»

В связи с тем, что авиакомпания «Победа» на сегодняшний день является единственным лоукостером в России, правила провоза багажа и ручной клади на самолетах этого авиаперевозчика значительно отличаются от правил других авиакомпаний (не работающих по модели low-cost).

В частности, как и у любого другого лоукостера, нормы бесплатного провоза багажа и ручной клади сильно ограничены. Если вкратце, то на самолетах «Победы» бесплатно можно провезти только одно место в багаже весом не более 10 кг и какую-либо личную вещь вроде зонтика и/или букета цветов в ручной клади.

За всё остальное придется заплатить деньги, сопоставимые со стоимостью самого билета на самолет, а иногда даже и большие, чем стоимость самого билета.

30 сентября 2017 года авиакомпания «Победа» ввела новые правила провоза багажа и ручной клади. Теперь в стоимость билетов «Победы» не включаются 10 кг багажа, которые ранее авиаперевозчик обязан был включать по закону. Сейчас же, согласно новому закону, авиакомпании сами вправе решать, сколько багажа и ручной клади включать в невозвратные тарифы, поэтому теперь во всех невозвратных тарифах «Победы» включен только сам перелёт и ручная кладь размером до 36x30x27 см (в салон). При этом, теперь не важно, что это — рюкзак, спортивная сумка, портфель, дамская сумочка или обычный пакет, главное чтобы он соответствовал габаритам. С 15 ноября 2017 года ограничение по весу ручной клади 5 кг не актуально! Т.е. теперь вы можете взять с собой в салон хоть гирю весом 16 кг, главное чтобы она была размером не более 36x30x27 см! При этом, с 10 декабря 2017 года докупить дополнительное место ручной клади в салон нельзя ни при каких условиях, т.к. по словам представителей лоукостера, в салонах самолётов практически не остается свободных мест в багажных полках, особенно зимой!
Если же вам нужен багаж, то с 4 сентября 2018 года его стоимость составляет 777 рублей за каждое место весом до 10 кг (при условии оплаты багажа на сайте лоукостера). Багаж по 499 руб. больше купить нельзя!

Какой багаж включен в стоимость авиабилета «Победа»?

Стандартная бронь билета предусматривает бесплатный провоз одного места багажа в багажном отсеке весом не более 10  кг, сумма измерений которого (длина + ширина + высота) не превышает 158 см. Провоз дополнительного багажа оплачивается по отдельным тарифам.

Что я могу бесплатно взять с собой в салон самолета?

к содержанию ↑

Бесплатно в салон самолета можно взять только личные вещи. Но, т.к. понятие «личные вещи» у каждого свое, во избежание двояких трактовок авиакомпания «Победа» определила этот список вещей самостоятельно. В частности, покупая билет на самолет «Победы», Вы можете быть уверены, что в салон самолета Вас без проблем пустят со следующими личными вещами:

Вы удивитесь, но на этом всё! За остальные вещи лоукостер заставит Вас платить отнюдь не маленькие деньги! На официальном сайте авиакомпании «Победа» так и написано: «Если вы хотите взять в салон самолета багаж (то есть любой предмет не из списка выше), то его надо оплатить».

В целом, в приведенном выше списке все достаточно понятно, кроме первых двух пунктов — дамской сумочки и портфеля. Поэтому, опять же, во избежание недоразумений, сотрудники «Победы» не поленились и предоставили общественности свое понимание «дамской сумочки» и «портфеля».

Чтобы исключить двоякое толкование, приведем прямые цитаты с оф.сайта перевозчика:

к содержанию ↑

Что можно провозить бесплатно на самолетах «Победы»

к содержанию ↑

Включенов стоимость билетаЧто разрешено правилами авиакомпанииЗа что заставят платить
дамская сумочкапортфельзонт или тростьбукет цветовверхняя одеждакостюм в портпледепечатные издания для чтения в полётепортативный компьютерфотоаппарат или видеокамера без чехладетская люлькадетское питание на время полёта рюкзакпляжная сумкаспортивная сумкапакеткоробкаупакованные в отдельную тару продукты питанияпокупки из «Duty Free»
Одно место багажа до 10 кг.Размеры не должны превышать 158 см в трёх измерениях За каждый килограмм перевеса!

Могу ли я бесплатно взять с собой в салон вместо портфеля рюкзак или спортивную сумку?

к содержанию ↑

Бесплатно взять рюкзак или спортивную сумку в салон Вы не сможете, даже не пытайтесь! По этому поводу регулярно возникают конфликты в аэропортах между сотрудниками «Победы» и пассажирами. Некоторые недовольные этим правилом пассажиры даже подавали в суд на авиакомпанию «Победа», но это ни к чему не привело.

Поэтому, если Ваш рюкзак или спортивная сумка весят менее 10 кг, то не портите себе нервы и сразу сдавайте его в багаж бесплатно, иначе при посадке в самолет сотрудники авиакомпании все равно заставят Вас заплатить за него как за провоз багажа в салоне, а это немаленькие деньги — 2000 рублей! Не верите? Вот цитата с официального сайта авиакомпании «Победа»:

Если я сделаю покупки в магазинах Duty Free, их провоз в салоне самолета будет бесплатным?

к содержанию ↑

Читайте также:  Верховный суд обязал судей учитывать международную практику

Продавая дешевые билеты на самолет, лоукостер «Победа» компенсирует их дешевизну всяческими дополнительными сборами и платами, к ним относится и оплата покупок, сделанных в магазинах Tax/Duty Free.

Поэтому, после того, как Вы пойдете на посадку, сотрудники авиакомпании Победа попросят Вас оплатить покупки из Duty Free.

В частности, при вылетах из аэропортов России за покупки из «дьютика» с Вас возьмут 2 000 рублей, а при вылетах из аэропортов иностранных государств — 35 евро! Признаемся, это немаленькие деньги, поэтому перед тем как покупать что-либо в Дьюти Фри, несколько раз подумайте, экономите ли Вы на этом или наоборот.

Сколько стоит дополнительный багаж на «Победе»

к содержанию ↑

Вес багажа и количество местОграниченияПри оплате на сайте / через колл-центрПри оплате в аэропорту вылетаПри оплате в аэропортах за границей
Можно в салон! Одно место не более 10 кг, максимум 115 см в трёх измерениях 999 руб 1 500 руб — при регистрации* * *2 000 руб — если заставят оплачивать уже при посадке в самолет 25 евро — при регистрации* * *35 евро — если заставят оплачивать уже при посадке в самолет
Можно в салон! Два места не более 10 кг каждое, максимум 115 см в трёх измерениях 1 799 руб 3 000 руб — при регистрации* * *4 000 руб — если заставят оплачивать уже при посадке в самолет 35 евро — при регистрации* * *70 евро — если заставят оплачивать уже при посадке в самолет
Только в багаж! Одно место не более 20 кг, максимум 158 см в трёх измерениях 1 499 руб 3 000 руб 45 евро
Только в багаж! Два места не более 20 кг каждое, максимум 158 см в трёх измерениях 2 499 руб 5 000 руб 75 евро
Только в багаж! Три и более мест не более 20 кг каждое, максимум 158 см в трёх измерениях оплата только в аэропорту 3 000 руб 45 евро
За каждый 1 кг перевеса, если багаж весит более 20 кг оплата только в аэропорту 500 рубза 1 кг 10 евро
Провоз покупокиз Duty Free за все 2 000 рубоплачивается при выходе на посадку 35 еврооплачивается при выходе на посадку

Сколько стоит провоз негабаритного багажа на рейсах «Победы»

к содержанию ↑

Негабаритный багажОграниченияПри оплате на сайте / через колл-центрПри оплате в аэропорту вылетаПри оплате в аэропортах за границей
за 1 штуку, не более 20 кг 1 999 руб 4 000 руб 55 евро
за 1 комплект, не более 20 кг 1 999 руб 4 000 руб 55 евро
за 1 комплект, не более 20 кг 1 999 руб 4 000 руб 55 евро
за 1 место, не более 20 кг 1 999 руб 4 000 руб 55 евро
С 1 января 2018 г услуга провоза огнестрельного оружия не предосталяется

Новые правила провоза ручной клади на «Победе» (с июня 2017 г)

к содержанию ↑

В июне 2017 года на различных тревел-сайтах стали появляться сообщения о том, что «Победа» вынуждена была отказаться от незаконных ограничений на провоз бесплатных предметов ручной клади. В частности, лоукостер убрал со своего официального сайта описания портфеля и дамской сумочки. Кроме того, перевозчик снял ограничения на максимально возможный размер этих предметов.

Однако, как нам сообщают наши клиенты, прежние объявления с недействительными ограничениями все еще стоят на стойках регистрации в некоторых аэропортах.

В частности, старые правила были обнаружены в аэропортах городов Тиват, Волгоград, Махачкала, а также в основном аэропорту лоукостера — Внуково (Москва). Шаблоны для измерения размера ручной клади также еще не демонтированы.

Поэтому, советуем вам в случае возникновения конфликтных ситуаций с сотрудниками «Победы» ссылаться на информацию, размещенную на официальном сайте лоукостера — pobeda.aero.

2017-02-02Pobeda

Источник: http://pobeda-aviabileti.ru/info/bagazh-ruchnaya-klad.html

«Победа» проиграла спор с Минтрансом в ВС о бесплатных нормах провоза ручной клади

МОСКВА, 7 авг — ПРАЙМ. Судебная коллегия по административным делам Верховного суда России отклонила иск низкобюджетной авиакомпании «Победа» к Минтрансу и не стала изымать из Федеральных авиационных правил перечень вещей, которые пассажир может бесплатно брать с собой в самолет сверх установленной нормы ручной клади, передает корреспондент РИА Новости из зала суда.

Новые правила провоза ручной клади в самолете вступили в силу в ноябре прошлого года. Так, норма бесплатного провоза ручной клади, установленная авиакомпанией, не может быть меньше пяти килограммов. Помимо этого, пассажир имеет право взять с собой ряд вещей, в том числе дамскую сумку, рюкзак, мужской портфель, портплед, букет цветов, детскую люльку, костыли, роллаторы, верхнюю одежду.

«Победа» решила оспорить правила перевозки ручной клади, так как, по мнению перевозчика, они не учитывают вместимость багажных полок самолета.

Как отмечал гендиректор лоукостера Андрей Калмыков, из-за того, что на рейсах «Победы» практически всегда 100-процентная загрузка, пассажиры могут брать с собой на борт только рассчитанную норму багажа (36*30*27 см).

Сверх этих размеров ничего больше разместить в салоне невозможно, говорил Калмыков.

Как полагает адвокат «Победы» Генрих Падва, Минтранс неправомерно вторгается в сферу правового регулирования авиаперевозок.

«Министерство транспорта неправомерно вторгается в сферу правового регулирования Воздушного кодекса и самовольно устанавливает… дополнительные, то есть не предусмотренные федеральным законом обязанности перевозчика принимать к перевозке вещи сверх нормы», — заявил Падва.

Адвокат также напомнил, что часто при большом количестве ручной клади для пассажиров, заходящих в салон последними, на полках уже не остается свободного места.

Однако Минтранс отметил, что ведомство подготовило проект изменений в ФАП в части провоза ручной клади.

«Истец говорит, что министерство транспорта выходит за пределы своих полномочий, устанавливая понятие «сверх нормы». Мы (проектом изменений правил — ред.

) во избежание всех недопониманий уходим от понятия «сверх нормы», включая (перечень из пункта 135 — ред.) в пункт 133″, — сказала представитель Минтранса.

В свою очередь Калмыков заметил, что авиакомпания намерена обжаловать решение Верховного суда. «Мы будем это решение обжаловать, — сказал он, добавив, что в случае, если «Победе» не удастся добиться пересмотра правил провоза ручной клади, лоукостеру придется пересмотреть свои правила.

Источник: https://1prime.ru/transport/20180807/829103505.html

Лоукостер «Победа» проиграл суд по вопросу провоза ручной клади

Верховный суд России, где рассматривался иск авиакомпании «Победа» по поводу изменения правил провоза ручной клади, встал на сторону потребителей, а не перевозчика.

В результате за пассажирами сохранили право проносить в салон самолета сумки, рюкзаки, портфели свыше установленной нормы ручной клади в 5 кг.

«Победа», впрочем, не сдается и обещает обжаловать вынесенное Верховный судом решение.

Дело началось с приказа Министерства транспорта, который вступил в силу в ноябре 2017 года: ведомство посчитало, что при регистрации на авиарейс нет необходимости взвешивать дамские сумочки или портфели, вынеся их за рамки термина «ручная кладь».

В «Победе» с этим мнением не согласились.

Представители компании указывали, в частности, на то, что наличие сумок и рюкзаков может сказаться на безопасности, а также – что Минтранс, вынося свое решение, не принял во внимание пассажировместимость самолетов.

Генеральный директор авиакомпании Андрей Калмыков, обосновывая в суде возражения «Победы», сообщил, что перевозчик заказал экспертное исследование у компании Boeing, и получил следующее заключение: для того, чтобы безопасно перевезти 189 пассажиров (это максимальная загрузка самолетов, которые использует «Победа»), каждый пассажир может взять с собой одну единицу ручной клади размером 36х30х27 см в трех измерениях. Причем находиться эта ручная кладь должна только на верхней полке. Убрать ее под впереди стоящее кресло невозможно.

«Конструкция конкретно наших воздушных судов такова, – пояснил господин Калмыков, – что компоновка воздушных судов сделана с учетом максимальной плотности. Мы используем так называемые тонкие кресла, чтобы перевезти как можно большее количество пассажиров. Место под расстояние – 29 дюймов. Очень мало, поэтому какого-либо места для размещения ручной клади внизу нет».

На данный момент, напомним, действуют следующие правила перевозки вещей в салоне самолета.

• Пассажир, не зависимо от типа билета, с которым он путешествует (возвратный, невозвратный, с багажом, без багажа) имеет право взять с собой в салон самолета ручную кладь весом до 5 килограммов. Некоторые авиакомпании допускают и больший вес.

• Сверх этой установленной нормы пассажир может пронести с собой дамскую сумку, мужской портфель или рюкзак (вес и габариты рюкзака устанавливает перевозчик), портплед, верхнюю одежду, детское питание и коляску, букет цветов, а также лекарства.

• Телефоны, книги, фотоаппараты, ноутбуки в салон можно проносить только при условии, что они спрятаны в ручной клади.

• Кроме того, пассажир может бесплатно пронести в салон покупки из дьюти-фри – но в соответствии с габаритами и ограничениями по весу, которые каждая авиакомпания устанавливает самостоятельно.

Источник: https://versia.ru/loukoster-pobeda-proigral-sud-po-voprosu-provoza-ruchnoj-kladi

Авиакомпания «Победа» проиграла в суде спор о бесплатной ручной клади

Авиакомпании обязаны принимать к перевозке в салонах самолетов ряд личных вещей сверх нормы бесплатной ручной клади, в частности, дамские сумки, портфели, букеты цветов и верхнюю одежду.

К такому выводу во вторник пришла апелляционная коллегия Верховного суда (ВС) РФ, рассматривая спор между авиакомпанией «Победа» (входит в группу «Аэрофлот» (MOEX: AFLT)) и госведомствами — Минтрансом и Минюстом.

Авиаперевозчик оспаривал правила перевозки ручной клади, которые Минтранс утвердил в конце 2017 года. По ним авиакомпании вправе установить бесплатную норму ручной клади, но не менее 5 кг, а сверх нее обязаны принимать ряд личных вещей пассажиров.

К ним относятся дамские сумки и портфели, букеты цветов, верхняя одежда и костюмы в портпледах, детское питание, лекарства без ограничений по габаритам и весу, а с определенными ограничениями по размеру и весу — рюкзаки, детские коляски и люльки, костыли, запечатанные товары из duty free.

Этот перечень оговорен в пункте 135 «Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей».

Разрешение проносить на борт вещи сверх нормы ручной клади угрожает безопасности пассажиров, доказывал в ВС РФ лоукостер. А нормы федеральных авиационных правил, по мнению юристов «Победы», противоречат сами себе.

С одной стороны они обязывают авиакомпанию перевозить лишь ручную кладь, вес и габариты которой обеспечивают ее безопасное размещение в салоне, а с другой — принимать сверх нормы ряд вещей без учета этого требования.

Но в августе текущего года ВС РФ с этим не согласился. Исключение для сверхнормативной перевозки сделано для вещей, которые могут потребоваться человеку в поездке. Это, например, верхняя одежда, гигиенические принадлежности, книги, деловые бумаги. Нигде нет запрета и на провоз букета цветов, отметил суд.

Аргументы лоукостера о возможных злоупотреблениях со стороны пассажиров ВС РФ отверг ссылкой на презумпцию добросовестности.

Так, отсутствие в оспариваемых правилах указания на габариты и вес дамской сумки, портфеля, букета цветов нельзя толковать как возможность провоза вещей, очевидно не относящихся к малогабаритным, говорилось в судебном решении первой инстанции.

Также правила не предполагают, что пассажир без согласия авиакомпании бесплатно может провезти сразу несколько комплектов верхней одежды, костюмов в портпледе или одновременно рюкзак, дамскую сумку и портфель.

С этим «Победа» не согласилась и подала апелляционную жалобу на решение ВС РФ.

Презумпция добросовестности пассажира не может подменять собой конкретные меры, которые перевозчик в силу закона обязан предпринять для обеспечения безопасной перевозки пассажиров, говорилось в апелляционной жалобе компании.

По ее мнению, на практике оспариваемый пункт может интерпретироваться так, что безопасность полетов будет играть второстепенную роль по сравнению с уровнем обслуживания пассажиров.

Необходимостью обеспечить безопасность пассажиров во время полета представители авиакомпании объясняли свои требования и в ходе заседания апелляционной коллегии ВС РФ во вторник. Юрист «Победы» Алексей Танкевич отмечал, что первая инстанция, как и Минтранс, не приняла во внимание эксплуатационные особенности воздушных судов лоукостера — с увеличенным числом посадочных мест.

В неисполнимости действующих правил пытался убедить судей ВС РФ и гендиректор авиакомпании Андрей Калмыков. Он ссылался на данные производителя самолетов — компании Boeing, по которым габариты ручной клади не должны превышать 36×30х27 см, а оспариваемые нормы не учитывают этой особенности.

 На практике, судя по его словам, это приводит к тому, что пассажиры могут попытаться провезти ручную кладь внушительных размеров. В подтверждение А.Калмыков предъявил объемную дамскую сумку, портфель и букет цветов. «У нас были случаи, когда люди летят из Милана с пятью шубами», — добавил он.

Представители Минтранса и прокуратуры просили суд не удовлетворять жалобу «Победы».

«Мы не можем прописывать в правилах все действия, которые должны осуществлять пассажиры», — сказала представитель министерства Светлана Тонких.

По мнению Минтранса, отмена оспариваемого пункта приведет к невозможности взять с собой в качестве ручной клади верхнюю одежду, если у пассажира с собой есть даже не очень большая сумка.

Представитель Минтранса Екатерина Сухарникова отмечала, что ручная кладь может размещаться не только на багажных полках, но и под креслом. Это недопустимо, спорили представители авиакомпании.

Размещать ручную кладь под креслами в самолетах «Победы» нельзя — самолеты имеют максимально плотную компоновку, говорил Калмыков, поэтому размещение чего-либо в ногах создает угрозу при возможной эвакуации пассажиров. По его словам, любой предмет, размещенный на коленях пассажира, в случае турбулентности «кого-нибудь прибьет».

Читайте также:  Осаго подорожает на 20%

«Это просто небезопасно», — сказал он. Калмыков также говорил, что граждан правила «Победы» устраивают — загрузка самолетов составляет 95%.

Апелляционная коллегия ВС РФ жалобу лоукостера отклонила.

После заседания А.Калмыков сообщил журналистам о намерении компании опротестовать апелляционное определение ВС РФ в порядке надзора.

Если же и в этой инстанции жалоба будет отклонена, то компания, по его словам, будет вынуждена поменять правила перевозки ручной клади.

«Мы с большой долей вероятности установим смешные габариты ручной клади, например, 10x10x10 см, а все остальное сверх ручной клади, как Минтранс хочет, будем провозить — портфели, сумки», — сказал он.

Источник: http://rtp.expert/news/6087-aviakompaniia_pobeda_proigrala_v_sude_spor_o_besplatnoi_ruchnoi_kladi

Блоги / Антон Носик: «Победа» проиграла очередной суд, но исполнять законы не собирается

Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ruНедавно писал здесь о волшебных порядках авиакомпании «Победа», наказывающей пассажиров за желание сэкономить на цене билета. Как выясняется, эти причуды перевозчика вступили в неразрешимое противоречие с Федеральными авиационными правилами от 10.10.

2007, и Ространснадзор ещё в феврале предписал дочке «Аэрофлота» устранить нарушения. Авиакомпания обратилась в Московский арбитражный суд, где вчера случилось рассмотрение дела по существу.

Хотите верьте, а хотите проверьте, но этот суд, как и все предшествующие, «Победа» проиграла вчистую.

Арбитражная судья Екатерина Аксёнова оставила в силе все пункты предписания надзорного ведомства. Это значит, что «Победе» вменяется в обязанность начать кормить пассажиров на борту своих рейсов и перестать требовать с них доплату за рюкзаки и женские сумки как за отдельные места багажа.

К сожалению, вопрос о хамстве обслуживающего персонала авиакомпании пассажирам не рассматривался (хотя и на это в Ространснадзор поступают жалобы).

Значит ли вчерашнее судебное решение, что «Победа» впредь изменит свои хамские порядки? Прежний опыт не даёт нам ни малейших оснований для такого оптимистического прогноза. Как я уже писал, политика дочки «Аэрофлота» в этом вопросе является принципиальной и совершенно сознательной.

И хотя «Победа» не жалеет денег на адвокатов, оспаривая каждое предписание надзорных органов в арбитражных судах трёх инстанций, исполнять судебные решения по собственным искам она не торопится. Первый протокол об административном нарушении в связи с незаконным взиманием платы с пассажиров за ручную кладь был составлен в отношении «Победы» ещё 7 мая 2015 года.

Постановление о виновности «Победы» в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ, вынесено 2 июня 2015 (со ссылкой на всё тот же п. 135 Федеральных авиационных правил о нормах бесплатного провоза ручной клади). Арбитражный суд г.

Москвы, где «Победа» это постановление обжаловала, 2 ноября 2015 года в иске авиакомпании отказал, подтвердив решение о её виновности.

Не добившись успеха в первой инстанции, авиакомпания тут же подала апелляцию, снова проиграла, направила кассационную жалобу в Арбитраж Московского округа — и проиграла дело в третий раз, исчерпав все возможности судебного оспаривания. С тех пор прошло 5 месяцев, но «Победа» так и не почесалась привести свои нормы по перевозке багажа в соответствие с действующим федеральным законодательством.

Логика тут — ровно та самая, которую доходчиво объяснил в своём посте Илья Варламов: во время выполнения воздушной перевозки у пассажира не существуют никаких прав. Ни тех, что прописаны в федеральных законах, ни тех, которые он будто бы получил, приобретя билет.

С него могут в любой момент потребовать дополнительной платы, его могут не пустить в самолёт или снять с рейса, если он откажется платить незаконный сбор (как случилось с членом Общественной палаты Дмитрием Чугуновым, по жалобе которого вынес своё февральское предписание Ространснадзор).

Лекарств от этой болезни существует ровно два: юридическое и рыночное. Например, в США пассажир может обратиться в суд с иском против авиакомпании, взыскав с неё не только моральный ущерб, но и штрафную компенсацию (punitive damages) за неправомерные действия экипажа.

Например, гражданка США Саманта Каррингтон, которую бортпроводники сняли с рейса и передали ФБР по надуманному подозрению в «терроризме», в 2006 году отсудила у авиакомпании Southwest Airlines 2,5 миллиона долларов морального ущерба и 25 миллионов штрафа, вся цель которого — отучить авиакомпанию злоупотреблять бесправием пассажиров на борту. О подобных вердиктах в России мне ничего не известно.

Рыночное лекарство заключается в банальной конкуренции между воздушными перевозчиками. Если погуглить отзывы пассажиров об авиакомпании «Победа», то первой же ссылкой, не заходя ни на какой сайт, увидим её красноречивый потребительский рейтинг: 2,25 по пятибалльной шкале, на основании отзывов 10.

240 пассажиров (чисто для сравнения: у «Аэрофлота» — 4,3 балла на основании 31.743 откликов).

Положительные отзывы о «Победе» поступают в основном от таких платонов каратаевых, которые накануне начитались ужасов об этом перевозчике, переложили вещи из рюкзака в портфель, предоплатили все дополнительные услуги, и в итоге полёт у них прошёл нормально, чем они остались приятно удивлены.

Понятно, что при такой репутации у перевозчика любой пассажир, который имеет возможность выбирать, откажется от медвежьих услуг «Победы». Но это, как я уже объяснял, входит в задумку материнской компании. Пассажиров лоукостера сознательно приучают, что дешёвый сервис качественным не бывает. И ни Ространснадзор, ни Московский арбитражный суд ничего с этим поделать не может.

Оригинал

Источник: https://echo.msk.ru/blog/nossik/1805134-echo/

«Победа» проиграла: пассажиры продолжат брать в самолет шубы и букеты

Контекст

Авиакомпания «Победа» обжаловала в ВС РФ нормы перевозки ручной кладиПетербургское УФАС оштрафовало авиакомпанию «Победа» на 450 тыс руб

МОСКВА, 7 авг — РАПСИ. Верховный суд РФ отказал в иске авиакомпании «Победа», признав законной обязанность перевозчиков провозить сверх нормы ряд предметов ручной клади в салоне самолета, передает корреспондент РАПСИ из зала суда.

Министерство транспорта РФ в октябре 2017 года утвердило изменения в правила перевозки ручной клади в самолетах: авиакомпании смогли установить бесплатную норму провоза багажа (не менее 5 кг — прим. ред.

), но стали обязаны разрешить пассажиру без взвешивания взять на борт дамскую сумку или портфель, букет цветов, верхнюю одежду, детское питание, костюмы в портпледе, детские кресла, лекарства, костыли и трости, а также товары из duty free.

Представители авиакомпании просили суд признать частично недействующим пункт 135 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». В исковых требованиях «Победа» просила суд не ограничивать пронос «социальной» клади: лекарств, детских люлек, костылей и тростей для ходьбы.

Лоукостер хочет использовать другие правила: авиакомпания разрешает взять на борт только кладь, которая помещается в специальный калибратор размером 36х30х27 см, а все остальные вещи она предлагает сдавать в багаж за дополнительную плату.

Перевозчик обращает внимание только на размеры вещей, а не на вес.

Юристы «Победы» просят суд частично отменить данный пункт правил, а административных ответчиков — Минтранс и Минюст — разработать другой порядок проноса ручной клади, определить и структурировать «безразмерные» личные вещи.

Первым делом — безопасность

В судебном заседании участвовал генеральный директор лоукостера Андрей Калмыков.

По его словам, «Победа» обратилась к производителю самолетов Boeing для консультации по установлению размера безопасно провозимой ручной клади.

Производитель воздушного судна рассчитал размеры калибратора исходя из возможности перевозки 189 пассажиров, поскольку перевозчик использует только один тип самолетов: Boeing 737-800.

Позицию авиакомпании выразил адвокат Генрих Падва: «Эти пункты вроде бы не очень звучат серьезно. Речь идёт о том, что они не обеспечивают безопасность полёта пассажиров. В законе неоднократно установлена формулировка «в пределах нормы».

А в пункте 135 у нас есть целый перечень вещей без ограничения их предела нормы. Пассажиры, заходящие первыми в салон, заполняют полностью все багажные отсеки.

Ради нашей безопасности авиакомпания хочет ограничить размер ручной клади, чтобы вещи не летали по салону во время турбулентности».

Представители авиакомпании неоднократно отмечали, что цель лоукостера не нажиться на пассажирах, а обеспечить безопасность в салоне самолета.

«Все места для багажа в самолете бесплатно отданы клиентам, мы не пытаемся заработать, а хотим навести порядок», — добавил Калмыков.

Юристы авиакомпании считают, что ряд предметов ручной клади четко не определены и в качестве женской сумки суд может признать даже портфель с лямками.

Цветы и шубы

Представители истцов в подтверждение своих требований принесли в зал суда калибратор — металлический ящик синего цвета с высокой «спинкой» и продемонстрировали суду «абсурдное» количество вещей, которое может взять пассажир на борт без ограничения по весу. Глава авиакомпании положил рядом с измерителем несколько деловых сумок, портпледы с костюмами и букеты цветов, чтобы продемонстрировать суду возможное злоупотребление пассажиров правилами.

Также истцы выразили своё негативное отношение к возможности пассажиров брать на борт букеты цветов из-за устройства циркуляции воздуха и небезопасности полёта пассажиров аллергиков, а также отметили хитрость пассажиров, летающих на шопинг.

«Наша компания летает в пригород Милана, и люди берут с собой в салон по три шубы и на регистрации говорят, что это ручная кладь. Нам приходится её перевозить в салоне», — заявил глава авиакомпании.

Административный ответчик утверждал, что ограничивать возможность провоза в салоне верхней одежды нельзя, поскольку «Победа» не использует проход через «рукав» из зданий аэропорта, и люди часто находятся на улице при отрицательных температурах.

Позиция ответчика

В ходе судебного заседания представители Минтранса заявили, что обжалуемые правила будут изменяться для установления правовой определённости, но в удовлетворении требований авиакомпании просили суд отказать.

По мнению ведомства, авиакомпания хочет увеличить сборы с пассажиров, а не заботится о безопасности перевозки.

Ведомство разрабатывает проект изменений в оспариваемые правила, в соответствии с которым нормы 135 пункта будут перенесены в другой пункт документа и впоследствии отредактированы.

Представитель Минюста также просил суд отказать в иске, подтвердив, что законность правил и перечня ручной клади не раз проверялись ведомством.

Прокуратура выступила на стороне ответчиков, заявив, что оспариваемые нормы не противоречат другим законам, а направлены исключительно на защиту пассажиров.

«В удовлетворении административного заявления компании «Победа» отказать», — огласил решение судья.

Источник: http://rapsinews.ru/judicial_news/20180807/286012548.html

Верховный суд признал законным провоз в самолетах личных вещей сверх нормы ручной клади

МОСКВА, 7 августа. /ТАСС/. Верховный суд (ВС) России отклонил иск авиакомпании «Победа», требующей частично отменить правила перевозки ручной клади, которые позволяют пассажиру брать в салон сверх нормы в 5 кг цветы, рюкзак, дамскую сумочку и некоторые другие вещи, передает корреспондент ТАСС.

«В удовлетворении иска авиакомпании отказать», — гласит решение суда. Ответчиками по иску выступали Минюст и Минтранс.

Как заявили гендиректор «Победы» Андрей Калмыков и адвокат Генрих Падва, авиакомпания обжалует решение.

«Мы, конечно, будем это решение обжаловать, поскольку видим неисполнимость таких правил, — сказал Калмыков. — Но если решение вступит в силу, то после обжалования мы будем вынуждены пересмотреть наши правила».

По его словам, «график оборота воздушных судов изменится», что приведет к повышению стоимости билетов.

По словам адвоката, компания будет обжаловать решение суда в апелляционной инстанции.

Предыстория

Судебные тяжбы по делу начались весной. Авиакомпания после изменения законодательства о провозе ручной клади и введения обязательного бесплатного провоза минимум 5 кг багажа ввела свои правила: они не привязаны к весу клади, однако ограничивают габариты до 36х30х27 сантиметров в трех измерениях.

В апреле «Победа» проиграла суд с прокуратурой по вопросу соблюдения пункта 135 Федеральных авиационных правил.

Согласно этому пункту, пассажиры, помимо установленной нормы бесплатного провоза багажа, в ручную кладь могут взять с собой на борт дамскую сумку, рюкзак, букет цветов, детское питание, верхнюю одежду, костюм в портпледе, лекарства, устройство для переноса ребенка, трости, костыли, ходунки, кресло-коляску, роллаторы и купленные в магазинах duty free товары. В мае «Победа» подала в Верховный суд РФ иск с требованием признать частично недействительными новые правила провоза ручной клади в самолетах, которые были приняты осенью 2017 года.

«Победа» просила убрать из перечня бесплатных для провоза вещей дамскую сумку, рюкзак, букет цветов, костюм в портпледе, оставив в перечне все остальные пункты.

При этом сумка, рюкзак и другие вещи допущены к бесплатной перевозке, если они соответствуют указанным компанией габаритам. Минтранс же настаивал на том, чтобы отложить рассмотрение дела.

По словам его представителей, ведомство сейчас разрабатывает другой законопроект, который перенесет весь перечень из ФАП-135 в ФАП-133.

Позиции сторон

В суде на стороне «Победы» помимо Калмыкова и Падвы, выступал руководитель юридического отдела Алексей Танкевич. Авиакомпания мотивировала свой иск тем, что разрешение на пронос сверх нормы ручной клади угрожает безопасности пассажиров.

В ходе заседания суда представители «Победы» для наглядности во время объяснений своих требований по отмене бесплатного провоза части предметов, продемонстрировали калибратор для определения габаритов багажа.

Калмыков, доказывая позицию компании, объяснил, что лоукостер заказал специальное исследование у Boeing (его копия есть у ТАСС), в котором производитель пришел к выводу, что для безопасной перевозки 189 пассажиров на борту (максимальная загрузка самолета «Победы»), каждый пассажир может положить на верхнюю полку одну единицу ручной клади размером 36х30х27 см в трех измерениях.

При этом, отметил Калмыков, «Победа» не может просить пассажира убрать ручную кладь под стоящее впереди кресло: компоновка самолета максимально плотная и под сиденьем есть место только для ног пассажира.

 «Конструкция конкретно наших воздушных судов такова, что компоновка воздушных судов сделана с учетом максимальной плотности. Мы используем так называемые тонкие кресла, чтобы перевезти как можно большее количество пассажиров. Место под расстояние [для ног] — 29 дюймов.

Очень мало, поэтому какого-либо места для размещения ручной клади внизу нет»,- сказал он.

Калмыков также добавил, что при сущесвующих правилах не может обеспечить безопасность пассажиров. Более того, Калмыков в ходе заседания заявил, что нынешние требования к ручной клади разработаны без учета пассажировместимости самолетов и их типов. По его словам, сейчас требования одинаковые и к узкофюзеляжным самолетам и к широкофюзеляжным дальнемагистральным самолетам.

В свою очередь юристы Минтранса сообщили суду, что правила выработаны в согласовании с авиакомпанией и с учетом жалоб пассажиров. «При разрешении на провоз перечня вещей сверх нормы учитывалось, что некоторые вещи нельзя взвесить, а другие — это предметы предметами первой необходимости в ходе полета», — отметила юрист.

Генпрокуратура в суде поддержала Минтранс, сочтя, что оспариваемый пункт правил соответствует закону. Решение суда еще не вступило в силу и может быть обжаловано.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/5436723

«Победа» не смогла оспорить право пассажира проносить рюкзак в салон :: Бизнес :: РБК

Верховный суд разрешил бесплатно провозить в ручной клади дамские сумочки, рюкзаки, костюм в портпледе и другие вещи. За ограничения их бесплатного провоза в самолете выступал лоукостер «Победа». Но суд встал на сторону Минтранса

Гендиректор «Победы» Андрей Калмыков (в центре) (Фото: Андрей Любимов / РБК)

Помимо ручной клади авиапассажиры могут бесплатно брать с собой на борт еще и рюкзаки, дамские сумочки, зонты, костыли и другие вещи, которые указываются в Федеральных авиационных правилах. Такое решение принял Верховный суд во вторник, 7 августа.

В мае лоукостер «Победа» (входит в группу «Аэрофлот») обратился в Верховный суд с требованием признать незаконными правила перевозки ручной клади для невозвратных так называемых безбагажных авиабилетов, утвержденные приказом Минтранса в ноябре 2017 года.

Ответчиками по делу выступали Минтранс и Минюст.

По новым правилам авиакомпании могут продавать билеты по безбагажным тарифам (ранее была обязательная бесплатная норма 10 кг), но пассажир может взять с собой бесплатную ручную кладь, вес которой составляет 5 кг. Однако плюс к этому, согласно п. 135 Федеральных авиационных правил, авиакомпании обязаны бесплатно брать набор вещей из утвержденного перечня.

В него входят: рюкзак, вес и габариты которого установлены правилами перевозчика, дамская сумка, букет цветов, верхняя одежда, костюм в портпледе, детское питание для ребенка на время полета.

Кроме того, в перечень включены лекарственные препараты, костыли, трости, ходунки, товары из duty-free, упакованные в запечатанный пластиковый пакет, вес и габариты которых установлены правилами перевозчика, и т. д.

Однако «Победа» выступила против такого подхода.

Перевозчик считает, что своим приказом Минтранс возложил на авиакомпании взаимоисключающие обязанности: принимать к перевозке ручную кладь, вес и габариты которой обеспечивают ее безопасное размещение в салоне воздушного судна (п.

133 ФАП-82), и обязанность принимать к перевозке в качестве ручной клади вещи без учета их веса, габаритов и возможности безопасного размещения в салоне воздушного судна, за исключением рюкзака (п. 135 ФАП-82).

Гендиректор «Победы» Андрей Калмыков в зале суда продемонстрировал вещи, которые согласно установленному п. 135 ФАП обязательны к перевозке авиакомпанией: портплед, женская сумка, рюкзак, букет цветов, верхняя одежда. В итоге получилась целая куча разрешенных бесплатно к провозу вещей.

При этом Калмыков подчеркнул, что обязанность перевозить эти вещи угрожает безопасности полета. «Мы не возражаем против детского питания, а также социальных предметов, таких как костыли и тому подобное, на это мы место в салоне найдем», — сказал он. Калмыков добавил, что в законе нет понятия «женская сумка».

«Для кого-то женская сумка это огромный клетчатый челночный баул», — уточнил он.

Представитель Минтранса предложил «не доводить до абсурда» тему с вещами из перечня ФАП 135. Он добавил, что этот перечень будет скорректирован, чтобы устранить противоречия.

Минюст встал на сторону Минтранса насчет провоза ручной клади. Представитель Министерства юстиций также добавил, что норма провоза «сверх нормы» может быть в будущем скорректирована.

На вопрос прокурора о том, на основании чего авиакомпания сделала вывод, что показанные вещи угрожают безопасности, Калмыков пояснил, что там обратились для консультации к производителю самолетов Boeing, которыми пользуется «Победа». «Мы обратились к производителю, и нам пришел ответ, что на 189 человек (количество пассажиров у лайнеров «Победы». — РБК) возможно разместить ручную кладь только ту, которая соответствует калибратору», — отметил он.

В декабре перевозчик уже жаловался на новые правила провоза багажа в Минтранс. По словам гендиректора авиакомпании Андрея Калмыкова, министерство не должно предъявлять к авиакомпаниям сервисные требования, в правилах должны быть прописаны только требования по безопасности.

При этом «Победа» с 10 декабря ввела собственные правила, запретив пассажирам брать с собой в салон самолета вещи, превышающие по размерам установленную авиакомпанией норму для бесплатной ручной клади 36x30x27 см, даже за дополнительную плату.

Изменение правил в авиакомпании объяснили отсутствием места для дополнительного багажа в салонах самолетов.

Источник: https://www.rbc.ru/business/07/08/2018/5b683ca49a7947662adc95f5

«Победа» проиграла: суд не позволил перевозчику сократить бесплатную ручную кладь

Ответчиками в споре выступали Минтранс и Минюст. Компания требовала признать незаконным п. 135 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, утвержденный приказом Минтранса в октябре 2017 года.

Оспариваемый пункт содержит список предметов, которые можно взять на борт сверх нормы бесплатной ручной клади, которая сегодня составляет 5 кг.

В список включили рюкзак, дамскую сумку, букет цветов, верхнюю одежду, детское питание для ребенка во время полета, костюм в портпледе, устройство для переноса ребенка, лекарственные препараты в количестве, необходимом для полета, специальные костыли, трости, ходунки, роллаторы и другие техсредства реабилитации, складную кресло-коляску и товары, купленные в duty free. Все, за исключением «социально значимых предметов» — лекарств, детского питания, переноски и медоборудования — не должно перевозиться бесплатно, считают в «Победе».

составляет минимальный вес ручной клади пассажира авиарейса. Остальное обозначено как ручная кладь «сверх нормы».

Позиция заявителей, которых, кроме представителей самого авиаперевозчика, представлял в суде адвокат Генрих Падва,  сводилась к тому, что Минтранс неправомерно вторгся в сферу правового регулирования Воздушного кодекса и самовольно установил обязанность перевозчика принимать вещи сверх бесплатной нормы ручной клади, установленной пп. 2.1 п. 2 ст. 106 ВК и п. 133 ФАП-82. Такая обязанность федеральным законом не предусмотрена, настаивали представители»Победы». 

Кроме того, они обратили внимание суда на то, что оспариваемый пункт противоречит п. 133 тех же правил.

У перевозчика возникают взаимоисключающие обязанности: с одной стороны, он должен провозить ручную кладь, вес и габариты которой позволяют безопасно разместить ее в салоне (п.

133 ФАП-82), с другой — принимать дополнительные к ручной клади вещи без учета их веса, габаритов и возможности разместить их безопасно — за исключением рюкзака (п. 135 ФАП-82), при том, что с учетом габаритов самолета сделать это невозможно.

Минтранс расширил норму

Тем временем, за неделю до рассмотрения дела Минтранс решил окончательно разрешить вопрос о ручной клади и представил законопроект, предлагающий изменить п. 133 ФАП.

Согласно законопроекту, текст которого опубликован на официальном портале нормативно-правовых актов, предлагается полностью исключить взвешивание предметов, которые можно брать на борт сверх ручной клади (сверх предусмотренных законом 5 килограммов ), в числе которых женские сумочки, портфели, букеты цветов и т.д. 

Другими словами, предлагается исключить бесплатный провоз сумок, портфелей и других вещей из п. 135 ФАП как провоз «сверх нормы» и сделать перевозку указанных предметов частью этой бесплатной нормы для перевозчика.

В норму бесплатного провоза ручной клади предлагается также не включать вес рюкзака, запакованных товаров из duty free и устройств для переноса ребенка (детской люльки, автокресла для детей до 2 лет, коляски и т.д.).

При этом перевозчик может  ограничить вес и габариты этих вещей, чтобы была возможность безопасно разместить их в салоне. Так что их придется взвешивать.

Согласно действующей редакции правил при норме ручной клади не менее 5 кг исключения при взвешивании не предусмотрены.

предложил Минтранс. Штрафовать предлагается в пользу пассажиров. От легализации овербукинга министерство отказалось.

Представители Минтранса ходатайствовали об отложении рассмотрения дела, ссылаясь на то, что законопроект, непосредственно касающийся оспариваемых положений, на стадии рассмотрения. Но председательствующий судья Юрий Иваненко отклонил ходатайство, согласившись с прокурором и заявителем, что оспариваемые обстоятельства это никак не меняет.

Три шубы и безразмерная сумочка

В ходе заседания заявители снова изложили свою позицию. Они подчеркнули: в ст. 106 ВК указано, что пассажиры имеют право на бесплатный провоз ручной клади в пределах нормы, которая устанавливается перевозчиком в соответствии с ФАП, утвержденными на основании требований эксплуатационной документации самолета. Больше всего вопросов вызвало именно утверждение требований. 

Представитель авиакомпании, гендиректор Андрей Калмыков, подчеркнул, что характеристики их самолетов никто не учитывал — хотя предлагаемые «Победой» нормы по объемам ручной клади основаны на рекомендации, представленной компанией Boeing, вещи можно размещать только на полках, а под креслами — нельзя, и превышение норм по объемам багажа скажется и на безопасности, и на комфорте пассажиров.  Минтранс заявил, что согласование требований было проведено рабочей группой, включающей в том числе перевозчиков и пассажиров, и исходили из «усредненных параметров» воздушного судна. При этом составлялись нормы по ручной клади с учетом того, что вещи можно класть на багажные полки и под впередистоящее кресло. В самолетах «Победы» такой возможности нет. Вопрос судьи о том, как ФАП должны применяться к «Победе» с учетом баланса интересов сторон так и остался без ответа.

— Только у вас проблемы, у других перевозчиков претензий нет, — указали представители «Минтранса». 

— Только у нас такая плотная компоновка самолета, — возразил Андрей Калмыков.

«Мы исходили из того, что часть вещей нельзя взвесить, но они могут понадобиться в полете, до или после, букет  — для романтиков, верхняя одежда — добежать до трапа в холодную погоду…» — объясняла представитель Минтранса и подчеркивала, что решение по списку обязательных предметов — коллегиальное.

Но в «Победе» так не считали. От букета представители «Победы» предложили отказаться, сославшись на возможную аллергию пассажиров. «Пассажиры должны заранее предупреждать о проблемах со здоровьем», — возразила представитель Минтранса.

Одним из главнейших критериев законодательного акта является определенность. Он должен был сформулирован так, чтобы его трактовали однозначно. П. 135 ФПА можно трактовать как угодно. […] Если говорить о балансе удобства пассажиров и безопасности движения, приоритет — безопасность, и она при этих нормах не соблюдена. Эта норма вредна и перевозчику, и гражданам.»

Генрих Падва, адвокат

Также в «Победе» пожаловались на то, что размеры «дамской сумки» или портфеля нигде не регламентированы, в портпледе, размеры которого не уступают багажной сумке, можно провозить много одежды, и проконтролировать это нет возможности, а пункт, касающийся бесплатного провоза верхней одежды, приводит к злоупотреблениям, например, на итальянских рейсах. «Пассажиры везут по три шубы, ссылаясь на то, что это верхняя одежда», — негодовал Калмыков. Вопрос о верхней одежде вызвал бурную дискуссию: представителю авиакомпании пришлось отдельно пояснять: одежду, которая на пассажире, учитывать никто не будет — ее и так никто не взвешивает. «Если это одежда пассажира — никто не против, но сегодняшние нормы позволяют провозить дополнительные вещи. Мы за то, чтобы установить четкие и понятные правила. А для социально значимых вещей у нас есть отдельная полка, и если место закончилось — мы бесплатно перевезем всё в грузовом отсеке, пассажир должен предупредить об этом за сутки», — убеждал суд Андрей Калмыков.

В Минтрансе заявили, что с проблемой дополнительной верхней одежды столкнулись впервые и «готовы к диалогу».

— Свести на нет злоупотребления со всех сторон — неисполнимая задача, все возникающие на практике вопросы надо решать участникам ситуации, — заметила представитель Минтранса. 

— Почему не указать в ФАП, что надо исходить из норм перевозчика? Перевозчику нужны хотя бы минимальные инструменты для контроля за ручной кладью, — возражали в «Победе».

Представитель Минюста поддержала позицию Минтранса, признав при этом, что требования ФАП должны быть разработаны в соответствии со ст. 106 ВК.

Тем не менее, Верховный суд, выслушав аргументы сторон, отказал «Победе» в удовлетворении требований. Генрих Падва заявил, что «Победа», вероятно, оспорит вынесенное ВС решение.

Гендиректор авиакомпании Андрей Калмыков заявил, что если решение все же ступит в законную силу, авиакомпании придется искать выход — например, размещать ручную кладь «сверх нормы» в багаже, поскольку разместить ее на полках нет физической возможности — это небезопасно. В итоге это может сказаться и на стоимости авиабилетов.

Источник: https://xn—-7sbicg5bnoai7a.xn--p1ai/273404/

Ссылка на основную публикацию