Контрольно-надзорные органы освоят big data

Big data поступит на службу ревизоров

Крупные ведомства смогут не устанавливать специальный новый софт и вместо этого модернизируют существующие системы

Е. Разумный / Ведомости

Технологии больших данных под рабочим названием «цифровой инспектор» помогут надзорным органам проводить проверки: собирать и анализировать данные об объектах надзора и по ним давать указания обычным инспекторам.

Это предложение есть в плане мероприятий по цифровому госуправлению – новому направлению цифровой экономики («Ведомости» ознакомились с планом, подлинность подтвердили два человека, знакомых с ходом его обсуждения).

Для каждого вида государственного надзора профильное ведомство определит набор данных, нужных для оценки рисков, знает собеседник «Ведомостей», знакомый с ходом обсуждения плана цифрового госуправления.

Это могут быть данные государственных информационных систем (ГИС) и ведомств, отчетность компаний в машиночитаемой форме, данные с датчиков интернета вещей, даже результаты общественного контроля, объясняет он.

Алгоритмы и методику обработки данных, по его словам, предложит Минкомсвязи.

Крупные ведомства смогут не устанавливать специальный новый софт и вместо этого модернизируют существующие системы, рассказывают два собеседника «Ведомостей», знакомых с ходом обсуждения проекта. А региональные контрольно-надзорные органы смогут использовать доработанное «типовое облачное решение» для надзорных органов, знают они.

В апреле правительство утвердило положение о типовом облаке для контрольно-надзорных органов. Его оператор – Минкомсвязи.

Решение должно автоматически формировать реестры проверяемых объектов и планы мероприятий по ним, присваивать категории риска, взаимодействовать с другими ГИС, говорится в материалах министерства. К августу 2018 г.

к системе подключилось около 550 региональных контрольно-надзорных органов, есть запросы на подключение и от нескольких федеральных органов власти, рассказывает представитель Минкомсвязи. Ведомства, которые будут пользоваться типовым облаком, смогут с 2017 по 2022 г.

сэкономить на разработке собственных систем в совокупности 2,5 млрд руб., рассчитывает представитель Минкомсвязи. По расчетам экс-министра по вопросам открытого правительства Михаила Абызова (курировал реформу контрольно-надзорной деятельности), ежегодная экономия может достигать 6 млрд руб.

Типовое облачное решение разрабатывал IT-интегратор «Систематика», уточнили представители Минкомсвязи и компании. Но, по словам последнего, конкурс на разработку«цифрового инспектора» еще не проводился.

1,7 млн

Столько плановых и внеплановых проверок проведено в 2017 г., по данным Минэкономразвития. Но, по опросам предпринимателей, которые представил в мае бизнес-омбудсмен Борис Титов, было около 10 млн проверок

А подрядчик нужен. Самостоятельно такой проект не реализовать – ни у одного ведомства нет ни экспертизы, ни ресурсов, уверен эксперт по большим данным IT-интегратора «Крок» Егор Осипов. Нужный софт придется разрабатывать на базе известных платформ, добавляет он.

Создание такого решения с нуля для крупного надзорного органа займет около двух лет и обойдется в сотни миллионов рублей, подсчитывает гендиректор «SAP СНГ» Наталия Парменова.

Пока у «цифрового инспектора» не появится крупный интересант, например коммерческий подрядчик, сбор данных вряд ли будет быстрым, считает директор АНО «Инфокультура» Иван Бегтин.

Некоторые ведомства уже тестируют «цифрового инспектора». Росприроднадзору технология позволяет дистанционно следить за объектами чрезвычайно высокого риска, автоматически фиксирует нарушения на них, рассчитывает нанесенный ущерб, рассказывает его представитель.

Для этого датчики собирают показатели выбросов загрязняющих веществ. В будущем Росприроднадзор намерен доверить «цифровому инспектору» объекты всех категорий риска и обмен данными с другими ведомствами.

У Росрыболовства готово техническое задание на создание схожей системы анализа данных.

Федеральная таможенная служба автоматически подбирает проверяемых по результатам анализа таможенного декларирования товаров и данных, рассказывает представитель ведомства. А у Федеральной налоговой службы есть система, которая с помощью уровней налоговых рисков помогает подбирать объекты проверок.

Проблема в обилии формальных требований к бизнесу, уверен первый вице-президент общественной организации «Опора России» Владислав Корочкин. Если инспектора понимают абсурдность некоторых из них, то машинный контроль создаст огромные проблемы, беспокоится Корочкин.

Источник: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2018/08/27/779130-big-data-na-revizorov

Контрольно-надзорные органы освоят Big Data

Надзорные органы в России возьмут на вооружение Big Data Система поможет собирать и анализировать данные об объектах надзора и по ним давать указания обычным инспекторам.

ФСБ создала национальный центр кибербезопасности Положение о НКЦКИ было размещено на портале официального опубликования правовых актов.В положении поясняется, что НКЦКИ войдет в состав сил, которые занимаются обнаружением, предупреждения и ликвидацией последствий компьютерных атак, а также реагированием на компьютерные и…

Регионам объяснили правила перехода на российский офисный софт CNews напоминает, что в июле 2016 г. вышло распоряжения Правительства России «Об утверждении плана перехода органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного программного обеспечения». Распоряжение содержало план-гр…

Госорганы могут обязать три года хранить сведения о пользователях услугами связи Статья 51.1 закона («Особенности оказания услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка») дополняется новым пунктом, в соответствии с ко…

Сбербанк перешел на электронное взаимодействие с госорганами Сбербанк продолжает переводить все процессы взаимодействия с государственными органами в электронный вид. С помощью системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) Сбербанк уже взаимодействует с Федеральной налоговой службой (выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, проверка И…

Чиновников переведут на Sailfish Об этом сообщает «КоммерсантЪ» со ссылкой на федерального чиновника, знакомого с планами. Такие смартфоны также будут рекомендованы органам местного самоуправления. Предполагается, что тариф за «оказание комплексной услуги» с использованием смартфонов на …

Инструменты для цифровой экономики Среди средств разработки, созданных в Институте системного программирования РАН и включающих статические и динамические анализаторы программного кода, системы верификации, генератор тестовых программ, систему поддержки проектирования ответственных решений и др., нужно выдели…

Количество зарегистрированных в Реестре операторов персональных данных превысило 397 тысяч. Реестр создан на основании Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных». Закон предусматривает, что все организации, которые обрабатывают персональные данные граждан, в обязательном порядке должны направить соответствующее уведомление в Уполномоченный орган …

В России закрыли «Открытое правительство» В мае президент России Владимир Путин подписал указ о новой структуре правительства, который упразднил комиссию по «Открытому правительству». Правительственная комиссия по координации деятельности «Открытого правительства» координировала сотрудничество го…

Эксперты Кудрина представили план цифровой реформы госуправления Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина представил план цифровой реформы госуправления.  Как пишет РБК со ссылкой на доклад «Государство как платформа», в ключевые цели преобразований входит развитие у чиновников «цифрового менталитета», переход к культ…

Власти объявили, когда в России будет создан альтернативный интернет Такоек заявление директора Департамента по вопросам новых вызовов и угроз (ДНВ) МИД России Ильи Рогачева приводит CNews со ссылкой на ТАСС.В то же время, в своем заявлении Рогачев отметил, что политика России не направлена на обособление интернета.»К этому может прежде …

В 25 атомных городах России внедрят систему «умный город» — газета В населенных пунктах России, где размещены крупные предприятия атомной отрасли, будет внедрена система «умный город». Как пишут «Известия» со ссылкой на дочернее предприятие «Росатома» АО «ОТЭК», на первом этапе модернизацию планируется провести в 25 городах, где проживает в…

Бухгалтерскую отчетность можно будет подавать по принципу «одного окна» На рассмотрение ГД внесены два документа: «О внесении изменений в статьи 23 и 102 Налогового кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменений в статьи 13 и 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете».Предлагаемые изменения направлены на упрощ…

Минэкономики пересчитало расходы интернет-компаний Такие данные приводит «КоммерсантЪ» со ссылкой на документ, подготовленный Минэкономики в ответ на проект приказа Минкомсвязи. Как сообщалось ранее, такой приказ необходим, чтобы «закон Яровой», обязывающий хранить сообщения пользователей и другой трафик…

ГИС ЖКХ обрела новые функции Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Михаил Евраев провел семинар с региональными органами Государственного жилищного надзора, на котором представил новые возможности контроля за размещением информации в Государственной информационной систе…

Началось создание единого реестра населения России Победителем тендера стал «Главный научный инновационный внедренческий центр», предложивший выполнить условия контракта за 68 млн руб. Начальная цена закупки составляла 71 млн руб.Создаваемая система направлена на совершенствование контроля за начислением и поступле…

Сбербанк и ФТС России запустили оплату таможенных штрафов Для запуска оплаты через онлайн-сервисы и устройства самообслуживания Сбербанка был настроен автоматический обмен данными о начисленных штрафах посредством Государственной информационной системы государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).Найти и оплатить штраф можно …

В России создадут единый агрегатор торговли Реализация пилотного проекта предполагается на добровольной основе в отношении закупок для государственных и муниципальных нужд малого объёма с 1 июля 2018 года, на обязательной основе в отношении госзакупок федеральных органов исполнительной власти — с 1 ноября 2018 года. Ц…

Правительство будет определять формат электронных запросов на получение госуслуг Речь идёт об подаче документов и заявлений через Сеть в многофункциональные центры «Мои Документы» без необходимости их личного посещения.В Москве, например, через такие центры граждане могут получать услуги от 780 государственных организаций и запрашивать более 40…

ФСБ определила перечень сведений для обязательной отправки в ГосСОПКА Приказ датирован 24 июля 2018 года, но опубликован был только в первой декаде сентября.Согласно первому приложению к приказу ФСБ, в ГосСОПКА должна направляться информация, прямо или косвенно связанная с функционированием объектов критической информационной инфраструктуры РФ…

В 25 атомных городах России внедрят систему «умный город» В населенных пунктах России, где размещены крупные предприятия атомной отрасли, будет внедрена система «умный город». Как пишут «Известия» со ссылкой на дочернее предприятие «Росатома» АО «ОТЭК», на первом этапе модернизацию планируется провести в 25 городах, где проживает в…

Разработчики просят проверять обоснования госзакупок зарубежного ПО «Мы считаем, что Минкомсвязь должна проверять, действительно ли при составлении госзакупки нужен какой-то конкретный производитель и почему»,- пояснил Комиссаров в беседе с корреспондентом газеты «КоммерсантЪ».С 2016 года в России действует реестр отечест…

Аэрофлот внедрил инновационную цифровую систему для налогового мониторинга На базе решений SAP в компании создана гибкая система, с помощью которой Федеральная налоговая служба (ФНС) России получила онлайн-доступ к детальным расшифровкам налоговой и бухгалтерской отчетности, а также соответствующим данным системы внутреннего контроля авиакомпании. …

Минфин рассчитывает объединить информацию о россиянах на сайтах госорганов в течение двух лет Об этом сообщила RNS директор департамента информационных технологий ведомства Елена Чернякова.»На данный момент соответствующий законопроект направлен на межведомственное согласование. Мы надеемся, что он будет принят в этом году, так как он синхронизирован с движениям…

Запущен пилотный проект Единого агрегатора торговли Запуск проекта позволит проводить госзакупки малого объема (100-400 тыс. рублей) для государственных и муниципальных нужд в упрощенном виде онлайн. Его использование позволит сэкономить госсредства и время на оформление по стандартным процедурам закупок серийных товаров, к п…

Читайте также:  Скр проверяет смерть заключенного в сизо

Курс на интеграцию: Администрация Норильска внедрила модуль взаимодействия с порталом ССТУ.РФ Весной текущего года в мэрии столицы серверного региона завершились все работы по внедрению модуля интеграции системы электронного документооборота «ДЕЛО» с федеральным порталом ССТУ.РФ – сайтом, содержащим всю информацию о государственных органах и учреждениях, уп…

Курс на интеграцию: Администрация Норильска внедрила модуль взаимодействия с порталом ССТУ.РФ Весной текущего года в мэрии столицы серверного региона завершились все работы по внедрению модуля интеграции системы электронного документооборота «ДЕЛО» с федеральным порталом ССТУ.РФ – сайтом, содержащим всю информацию о государственных органах и учреждениях, уп…

Источник: http://www.urank.ru/news/n1kontrol-no-nadzornye-organy-osvoyat-big-data/

«Часть работы чиновников возьмет на себя искусственный интеллект»

В интервью «Известиям» замминистра экономического развития Савва Шипов рассказал, как в России будет строиться так называемое цифровое государство — когда появятся соответствующие законы, в каких областях госаппарата начнут применять искусственный интеллект и что нужно сделать для внедрения в госуправление  технологии блокчейн.

— Когда на госслужбе могут заработать блокчейн и искусственный интеллект? Что-нибудь для этого сейчас делается?

— Некоторые механизмы начинают внедряться уже сегодня. Например, формированием больших массивов данных на основе интернета вещей занимается Федеральная налоговая служба в отношении контрольно-кассовой техники.

Насколько мне известно, коллеги начали тестирование обработки этих данных с использованием искусственного интеллекта. Некоторыми ведомствами обсуждается вопрос о внедрении для ведения своих реестров технологии блокчейн.

Но это имеет смысл, когда необходимо фиксировать значимые для третьих лиц транзакции, и нецелесообразно для простого обеспечения функции хранения информации.

Для того, чтобы эти технологии могли более интенсивно внедряться в работу органов власти, нам необходимо описать новые схемы работы в правовых документах.

Мы приступаем сейчас к работе над конкретным планом изменения законодательства, которое поможет нам устранить препятствия для внедрения новых технологий на госслужбе.

Мы рассчитываем, что предложения о снятии этих ограничений будут разработаны до конца года.

— Как цифровизация повлияет на реальные процессы в госслужбах?

— Цифровизация поможет устранить ряд барьеров. Например, сейчас обсуждаются предложения о переводе  трудовых договоров в электронный вид и замене бумажных трудовых книжек реестром информации. Эта мера будет способствовать дистанционной занятости.

Также использование технологий обработки больших данных — Big Data — позволит оптимизировать контрольно-надзорную деятельность. Контрольные органы смогут отслеживать риски и в зависимости от них снижать административную нагрузку.

Регулярность проведения проверок и их глубина должны основываться на реальных рисках.

Таким образом, вся контрольно-надзорная деятельность будет переориентирована на профилактическую работу, что намного эффективнее репрессивного подхода с показателями эффективности в виде количества привлеченных к ответственности лиц.

Важнейшей задачей является использование новых технологий в целях повышения качества оказания госуслуг. Большинство действий, связанных с их оказанием, могут быть алгоритмизированы. Это дает широкие возможности для использования технологий искусственного интеллекта.

Также необходимо менять нашу работу с правовыми актами. Сейчас принятие подзаконного акта занимает более 300 дней. Исходя из этого, мы считаем, что необходимо создать единую цифровую платформу по разработке и согласованию нормативно-правовых актов, которая позволит сделать эту работу на одной площадке. Предложения по такой работе будут внесены в правительство в ближайшие полтора–два месяца.

Мы считаем, что надо ставить вопрос создания единого центра компетенций по работе с большими данными и реализации ими конкретных проектов для органов власти.

Нам также необходим центр компетенций по изменению законодательства, потому что поправки в законодательство — это лишь первый шаг. Потом начнутся изменения в судебном производстве, в гражданском и арбитражном процессах, в договорных отношениях.

Нам потребуются новые компетенции юристов, которые знают, как работать в новых условиях.

Также сейчас идет речь о создании центра компетенций по цифровой экономике на уровне ЕАЭС, который будет в масштабе пяти стран координировать и интегрировать эту работу.

— Как новые механизмы можно будет использовать при оказании госуслуг населению?

— В будущем нам надо перейти к алгоритмизации большинства процедур. Это позволит переложить существенную часть работы с чиновников на искусственный интеллект. Но это невозможно сделать сразу. До перехода к этой модели нам необходимо решить ряд задач сегодняшнего дня.

Во-первых, предусмотреть возможность оказания услуг «по жизненным ситуациям». Когда, к примеру, рождается ребенок, люди должны иметь возможность, подав одно заявление, решить разом все необходимые вопросы.

Во-вторых, отказаться от юридически значимых результатов госуслуг на бумаге. По факту оказания госуслуги должна формироваться юридически значимая запись в реестре, которая становится доступной в единой системе обмена информацией и используется другими органами власти при оказании других госуслуг.

В-третьих, нам нужно перевести административные регламенты в техносхемы, которые будут фиксировать алгоритм оказания каждой услуги, и доработать федеральный реестр государственных услуг для работы с этими техносхемами.

— Вы сказали, что использование технологий обработки больших данных в перспективе позволит оптимизировать контрольно-надзорную деятельность. В начале июня вы внесли в правительство законопроект «О контрольно-надзорной деятельности». Когда ожидаете его вступления в силу?

— Да, сейчас мы сняли практически все разногласия по законопроекту и внесли его в правительство. Его дальнейшая судьба будет определяться в аппарате правительства. Сложно рассчитывать, что законопроект удастся внести в Госдуму и принять в первом чтении в эту весеннюю сессию.

Полагаю, что при благоприятном прохождении законопроекта можно ожидать его принятия в первом чтении осенью, затем — несколько месяцев на возможную работу с поправками. Таким образом, принятия законопроекта можно ожидать либо в конце 2017 года, либо в начале 2018-го. Законопроектом предусмотрено, что он вступает в силу через год после его принятия.

То есть возможная дата вступления законопроекта в силу — конец 2018 — начало 2019 года.

— Законопроектом предполагается переход на риск-ориентированный подход при проверках бизнеса. Когда контрольно-надзорные органы полностью перейдут на этот принцип?

— Переход на риск-ориентированный подход начался в пилотном режиме в этом году. Так, например, планы проверок на 2017 год по части контрольных полномочий Роспотребнадзора и МЧС России сформированы на его основании.

Сейчас по массовым видам контроля проходят согласование критерии разбиения на категории риска объектов, подконтрольных Росздравнадзору, Росприроднадзору, Ространснадзору, МВД России.

На основании принятых документов риск-ориентированный подход должен быть внедрен более чем по 40 федеральным и семи региональным видам контрольно-надзорной деятельности.

При этом по некоторым направлениям работы, где количество подконтрольных объектов невелико и осуществление контрольных функций имеет особую специфику, риск-ориентированный подход может применяться в отношении внеплановых проверок, а от плановых проверок следует отказаться.

Источник: https://iz.ru/606596/savva-shipov-pravitelstvo-vnedrit-na-gossluzhbe-iskusstvennyi-intellekt-idshchslsrfsht-i-big-data

Big data поступит на службу ревизоров

Технологии больших данных под рабочим названием «цифровой инспектор» помогут надзорным органам проводить проверки: собирать и анализировать данные об объектах надзора и по ним давать указания обычным инспекторам. Это предложение есть в плане мероприятий по цифровому госуправлению – новому направлению цифровой экономики («Ведомости» ознакомились с планом, подлинность подтвердили два человека, знакомых с ходом его обсуждения).

Для каждого вида государственного надзора профильное ведомство определит набор данных, нужных для оценки рисков, знает собеседник «Ведомостей», знакомый с ходом обсуждения плана цифрового госуправления.

Это могут быть данные государственных информационных систем (ГИС) и ведомств, отчетность компаний в машиночитаемой форме, данные с датчиков интернета вещей, даже результаты общественного контроля, объясняет он.

Алгоритмы и методику обработки данных, по его словам, предложит Минкомсвязи.

Крупные ведомства смогут не устанавливать специальный новый софт и вместо этого модернизируют существующие системы, рассказывают два собеседника «Ведомостей», знакомых с ходом обсуждения проекта. А региональные контрольно-надзорные органы смогут использовать доработанное «типовое облачное решение» для надзорных органов, знают они.

В апреле правительство утвердило положение о типовом облаке для контрольно-надзорных органов. Его оператор – Минкомсвязи.

Решение должно автоматически формировать реестры проверяемых объектов и планы мероприятий по ним, присваивать категории риска, взаимодействовать с другими ГИС, говорится в материалах министерства. К августу 2018 г.

к системе подключилось около 550 региональных контрольно-надзорных органов, есть запросы на подключение и от нескольких федеральных органов власти, рассказывает представитель Минкомсвязи. Ведомства, которые будут пользоваться типовым облаком, смогут с 2017 по 2022 г.

сэкономить на разработке собственных систем в совокупности 2,5 млрд руб., рассчитывает представитель Минкомсвязи. По расчетам экс-министра по вопросам открытого правительства Михаила Абызова (курировал реформу контрольно-надзорной деятельности), ежегодная экономия может достигать 6 млрд руб.

Типовое облачное решение разрабатывал IT-интегратор «Систематика», уточнили представители Минкомсвязи и компании. Но, по словам последнего, конкурс на разработку«цифрового инспектора» еще не проводился.

А подрядчик нужен. Самостоятельно такой проект не реализовать – ни у одного ведомства нет ни экспертизы, ни ресурсов, уверен эксперт по большим данным IT-интегратора «Крок» Егор Осипов. Нужный софт придется разрабатывать на базе известных платформ, добавляет он.

Создание такого решения с нуля для крупного надзорного органа займет около двух лет и обойдется в сотни миллионов рублей, подсчитывает гендиректор «SAP СНГ» Наталия Парменова.

Пока у «цифрового инспектора» не появится крупный интересант, например коммерческий подрядчик, сбор данных вряд ли будет быстрым, считает директор АНО «Инфокультура» Иван Бегтин.

Некоторые ведомства уже тестируют «цифрового инспектора». Росприроднадзору технология позволяет дистанционно следить за объектами чрезвычайно высокого риска, автоматически фиксирует нарушения на них, рассчитывает нанесенный ущерб, рассказывает его представитель.

Для этого датчики собирают показатели выбросов загрязняющих веществ. В будущем Росприроднадзор намерен доверить «цифровому инспектору» объекты всех категорий риска и обмен данными с другими ведомствами.

У Росрыболовства готово техническое задание на создание схожей системы анализа данных.

Федеральная таможенная служба автоматически подбирает проверяемых по результатам анализа таможенного декларирования товаров и данных, рассказывает представитель ведомства. А у Федеральной налоговой службы есть система, которая с помощью уровней налоговых рисков помогает подбирать объекты проверок.

Читайте также:  Курс на гуманизацию: пленум вс разъяснил, как смягчать наказание через переквалификацию

Проблема в обилии формальных требований к бизнесу, уверен первый вице-президент общественной организации «Опора России» Владислав Корочкин. Если инспектора понимают абсурдность некоторых из них, то машинный контроль создаст огромные проблемы, беспокоится Корочкин.

Источник: Ведомости

Источник: https://kontrol.khabkrai.ru/events/Novosti/384

В сочи эксперты аналитического центра обсудили большие данные и реформу контрольно-надзорной деятельности

4 октября 2016

О ценности big data, их роли в государственном управлении, активности органов власти и регионов речь шла на мозговом штурме «Трансформация госуправления: как Big data может улучшить качество», в котором принял участие заместитель руководителя Аналитического центра Василий Пушкин.

Участники сессии «Между Сциллой и Харибдой: реформа государственного контроля и надзора-между свободой бизнеса и благополучием», и среди них заместитель руководителя Аналитического центра Михаил Прядильников, искали пути эффективной реализации проекта по реформе контроля и надзора.

Оба мероприятия прошли в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2016».

Количество данных постоянно растёт. Их ценность для экономики при правильном использовании очевидна. Но как работать с данными, большинство из которых относятся к категории «открытых», пока до конца не ясно, и работа над концепцией развития больших данных для использования в государственном секторе еще ведется.

Участники сессии «Трансформация госуправления: как Big data может улучшить качество» говорили о различных аспектах работы с большими данными. Заместитель руководителя Аналитического центра Василий Пушкин полагает, что новые идеи использования госданных формируются благодаря проведению хакатонов.

«У органов власти много данных, но есть проблема: разработчики зачастую не знают об их наличии, а госорганы не представляют, как их можно использовать», — отметил он. Модель хакатона – конкурса для разработчиков – позволяет объединить обе потенциально заинтересованные стороны, использовать и продвигать данные в режиме реального времени.

В течение 2 лет Аналитический центр провел и поддержал уже несколько хакатонов. «Недавно прошел хакатон по спорту. Коллеги из Минспорта не представляли себе, что с использованием их данных можно создать столько полезных сервисов. Разработчики в режиме живого общения с ходу предложили несколько потенциально интересных идей», — рассказал Пушкин.

Еще больше возможностей открывается, если строить сервисы с использованием данных сразу нескольких ведомств.

Например, объединив данные Роструда, Рособрнадзора и Минобрнауки, можно получить сервис, агрегирующий данные о потребностях рынка труда, вакансиях, вузах, где ведется подготовка нужных специалистов, или компетенциях, которыми должен обладать соискатель.

Однако пока такое совместное использование данных представляет технически сложную проблему, и хакатоны – только первый шаг на этом пути. «Мы научились в рамках хакатонов генерить новые идеи, строить прототипы, — продолжил Пушкин. – И объединение в рамках хакатона органов власти, которые обладают данными, разработчиков, которые умеют с ними работать, и методологов, которые понимают, как структурировать и монетизировать процесс, — это большой плюс».

За счёт больших данных можно оптимизировать и государственные контрольно-надзорные функции, считают эксперты. Координацией реформы контроля и надзора занимается Открытое правительство, а что нужно сделать для ее эффективной реализации, говорили на сессии «Между Сциллой и Харибдой: реформа государственного контроля и надзора-между свободой бизнеса и благополучием».

Заместитель руководителя Аналитического центра Михаил Прядильников считает, что проект по реформе контроля и надзора – один из самых сложных из всех, которые в этом году будут представлены на президиум. «Задействованы более 200 видов контроля и 44 контрольно-надзорных ведомства, – напомнил он.

– Для эффективного запуска и реализации проекта необходимо четко обозначить первоочередные шаги и упростить для участников проекта полноценное участие в реформе».

Успех проекта в большей мере состоит в выстраивании системы управления изменениями внутри ведомств и Аппарата Правительства, и изменения должны идти не сверху вниз, как это обычно бывает, а выстраиваться на реальном диалоге контрольно-надзорных федеральных органов исполнительной власти, бизнес-сообщества и федерального проектного центра, уверен эксперт.

Немаловажно и четко расписать ответственных, причем сделать это в самом начале: определить должностное лицо и назначить его ответственным за качество реализации контрольных точек. Со стороны проектного офиса должны быть обозначены исполнители в лице профильных заместителей министров или даже руководителей ведомств, уточнил Прядильников.

«Не менее важно обеспечить прозрачный и понятный инструментарий для единообразной оценки реализации контрольно-надзорной реформы в федеральных органах исполнительной власти и в регионах», — уточнил Прядильников, отметив что Аналитический центр занимается подготовкой такого инструментария и порядка взаимодействия всех участников процесса.

Фото с сайта Открытого правительства

20.06.2016 — Открытые данные – это не только массив информации, но и пространство для творчества

Источник: http://ac.gov.ru/events/010285.html

Как Big Data изменят банки

Новые интернет-технологии и социальные сети меняют природу банковского бизнеса.

Сегодня банки скорее должны задумываться о конкуренции с Facebook и другими соцсетями, чем друг с другом.

Представьте, что произойдет с банковским бизнесом, если Facebook предоставит подписчикам платежный сервис с карты на карту? Что могут банки предложить взамен, чтобы удержать своих клиентов?

Некоторые соцсети по количеству клиентов уже превосходят банки. Они владеют таким массивом данных о предпочтениях и вкусах клиентов, о которых банки могут только мечтать. Вопрос лишь в том, кто первый научится эффективно использовать и анализировать эту информацию.

Сколько информации накоплено в мире

Технологии Big Data, Cloud Computing вошли в нашу жизнь и активно осваиваются лидирующими IT-компаниями на западных рынках. Необходимость в обработке и хранении больших массивов информации заставляет поставщиков IT-услуг постоянно улучшать серверное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение и уровень поддержки клиентов.

По информации International Data Corporation (IDC), объем хранимых данных в мире с 2010 года увеличился в 50 раз. К 2020 году он вырастет еще в 15 раз и достигнет отметки в 40 ZB (зеттабайт). Рост в основном будет происходить за счет развивающихся рынков, то есть нас с вами.

С чем можно сравнит 40 ZB? Например, все песчинки на всех пляжах Земли надо умножить на 57. По другим оценкам, общий вес дисков blue-ray, на которые будут записаны эти данные, будет равен весу 424 авианосцев. При этом, по данным IDC, в мире проанализировано менее 1% информации, а эффективно защищено менее 20%.

Почему растет зависимость банков от IT-партнеров

Эта тенденция неизбежно подтолкнет руководство банков к инвестициям в IT-инфраструктуру: системы хранения, управления и защиты информации, а также оборудование, коммуникации, персонал.

Без выработки собственной IT-стратегии и стратегии управления данными, без выхода на рынок онлайн-услуг, без создания доверительных и долгосрочных отношений с клиентами, банки будут терять свой бизнес, постепенно превращаясь в бек-офисы социальных сетей и сервисных IT-компаний.

Первые будут эффективнее сегментировать клиентов, определять их предпочтения, предоставлять более удобный сервис, отбирая часть маржинального дохода у банков.

Вторые будут эффективнее автоматизировать фронт- и бек-офисные процессы, предоставлять более удобные электронные каналы обслуживания и обработки транзакций клиентов. Это неизбежно снизит доходность банковского бизнеса.

Большую часть своей маржи банки будут отдавать своим IT-подрядчикам. При этом зависимость от IT-партнеров будет только возрастать.

На мой взгляд, выбор надежного IT-партнера и обеспечение эффективного корпоративного контроля над ним станет ключевым элементом IT-стратегии для большинства банков в ближайшие годы.

Руководству банков неизбежно придется решать вопросы IT-стратегии: от модели бизнеса до модели данных банка, от модели данных до архитектуры приложений, от архитектуры приложений до управления и защиты информации, а также до оборудования, коммуникаций и удержания квалифицированного IT-персонала.

В противном случае у банков останутся только надзорные функции риск-менеджмента, финансового мониторинга, финансовой, управленческой и регулятивной отчетности. Хотя для этого также нужна хорошая IT-поддержка.

Регулятивные требования: еще один фактор давления

Банкам приходится не только конкурировать и делиться маржей с IT-компаниями, чтобы сегментировать и анализировать потребности своих розничных клиентов, им необходимо соответствовать жестким регулятивным требованиям. Регуляторы существенно осложняют банкам жизнь, требуя большей прозрачности и управляемости. Ужесточаются требования к раскрытию данных до уровня сделок клиентов.

В январе 2013 года Базельский комитет представил новое регулирование в области надзора №239 (Basel Committee on Banking Supervision, BCBS №239). Уроки финансового кризиса 2008 привели к неутешительным выводам о том, что банковская IT-архитектура и модели данных неадекватны и неспособны поддерживать процессы принятия решений на уровне членов правления.

Многие банки неспособны быстро идентифицировать риски концентраций на групповом уровне, в разрезе бизнесов, в разрезе дочерних подразделений и рынков. Несколько крупных банков неспособны были управлять этими рисками, поскольку не смогли их адекватно агрегировать. Все это привело к тяжелым последствиям, как для самих банков, так и для глобальных финансовых рынков.

Именно поэтому Базельский комитет, в состав которого входят представители крупнейших мировых банков и регуляторов, на уровне отраслевого стандарта принял 14 принципов «Эффективного агрегирования данных и подготовки отчетности для управления рисками» (Effective Risk Data Aggregation and Risk Reporting).

Начиная с 2013 года в рамках ежегодного аудита европейские банковские надзорные органы, помимо финансового аудита, оценивают и проверяют процессы управления данными, архитектуру данных и IT-инфраструктуру банков.

Сколько это будет стоить банкам?

По оценкам Accenture, европейские банки малого размера вынуждены будут инвестировать до 2 млн евро в год. Бюджеты больших банков из-за сложности унаследованной IT-инфраструктуры будут стартовать с 50 млн евро в год.

На наших рынках стоимость IT-услуг на порядок ниже, но при этом есть квалифицированные разработчики. IT-разработка ведется на высоком уровне, быстро и качественно.

Однако процессы тестирования и документирования кода оставляют желать лучшего.

Кроме того, локальные IT-компании не обладают бизнес-экспертизой и знаниями для построения банковской аналитики, хранилищ и систем отчетности и полагаются на заказчиков.

При этом у банков мало своих методологов и нет навыков подготовки хороших бизнес-требований, поэтому они часто обращаются к внешним бизнес-консультантам.

Консалтинговые услуги на Западе стоят на порядок дороже, чем у нас, и локальные офисы таких компаний страдают из-за оттока квалифицированных специалистов за рубеж. Наши рынки менее приоритетны для глобальных консультантов и IT-компаний.

Читайте также:  Досрочное погашение кредитов и ипотеки станет выгоднее

Это приводит к тому, что банки СНГ вынужденно довольствуются низким сервисом, как в области создания бизнес-требований, так и в области внешнего управления IT-проектами.

Кроме того, некоторые крупные аудиторские и консалтинговые компании также пытаются выйти на IT-рынок банковской аналитики и предлагают собственные приложения. Например, компания Deloitte предлагает банкам аналитический модуль Finevare для расчета резервов по IFRS 9, систему расчета эффективной ставки, систему раннего реагирования.

Однако проблема аудиторских компаний состоит в том, что, владея методологией и бизнес-экспертизой, они плохо организуют адекватное внедрение, поддержку и кастомизацию своих приложений, так как это не их основной бизнес.

Если же банк отдает таким компаниям методологию, разработку и управление IT-проектом внедрения, то это порождает дополнительный конфликт интересов и увеличивает риски проекта.

Эффективное управление IT-проектами – ключевой фактор успеха

Еще один тонкий момент, который ставит под угрозу реализацию подобных IT-проектов – это низкий уровень проектного менеджмента локальных консультантов и отсутствие опыта управления IT-проектами внутри банков.

Хороший проектный менеджер на Западе на вес золота, поскольку на карту поставлены огромные бюджеты и затронуты интересы ключевых менеджеров.

Знания банков и IT, умение понимать людей, доносить информацию, находить баланс интересов, добиваясь при этом поставленных целей – ключ к успешному управлению проектом.

Здесь на сайте опубликована моя статья «Как внедрить хранилище данных», посвященная причинам успехов и провалов IT-проектов в области обработки Big Data и банковской аналитики.

Однако еще раз хочу отметить три основные причины успешных IT-внедрений: квалификация команды и проектного менеджера, желание ключевых топ-менеджеров реструктурировать банк, осознание стратегических задач и смысла проекта на всех уровнях организации.

Что же делать нашим банкам в этих условиях?

На мой взгляд, у банков остается только один разумный выход в этой ситуации – создавать собственный людской капитал бизнес-аналитиков и экспертов, нанимать эффективных проектных менеджеров и брать на себя внутреннее управление IT-разработкой.

При этом необходимо нанимать в подрядчики аутсорсинговые IT-компании, которые за счет западных заказов способны удержать квалифицированных специалистов, выстроить адекватные внутренние процессы IT-разработки, тестирования и документирования софта. Кроме того, банкам придется решать вопрос корпоративного контроля деятельности партнерской IT-компании. Именно так, поступает большинство западных банков, с которыми мне приходилось работать, как проектному менеджеру и консультанту.

Выбор надежного провайдера ПО и партнера в IT-разработке плюс собственный людской капитал проектных менеджеров, бизнес-аналитиков и методологов – ключ к успеху на пути к построению системы управления данными и ключевое конкурентное преимущество банка в условиях бурного роста IT.

Источник: https://www.e-xecutive.ru/management/itforbusiness/1988007-kak-big-data-izmenyat-banki

Контрольно-надзорные органы РФ: список, права, полномочия и особенности

Государство есть не что иное, как целостная система, функционирующая на основе человеческой деятельности. Другими словами, каждую в отдельности державу необходимо рассматривать комплексно, чтобы понять её функционал и, что самое важное, цель существования.

При этом все без исключения люди являются маленькими элементами этой громоздкой структуры. Их деятельность регулируется правом, что в современном мире есть нормой. Однако наличие одних лишь официальных правил поведения не всегда удачно сказывается на человеческой работе.

Суть в том, что право было изобретено для координации общества с целью выполнения им определенных функций. Сегодня эта догма известна практически всем и каждому, однако данный факт не мешает некоторым индивидам нарушать установленный порядок вещей.

Поэтому государство, если рассматривать его как целостный механизм, осуществляет контроль в тех или иных отраслях современной жизнедеятельности общества. Хорошо это или плохо — ответить довольно сложно. Но в любом случае отношение к такому положению вещей не исключит существования специальных контрольных органов.

В Российской Федерации подобные ведомства сегодня эффективно функционируют и выполняют все ставящиеся перед ними задачи. Но тут возникает вопрос: «Какие вообще государственные контролирующие и надзорные органы в нашей стране существуют?»

Система органов государственной власти разделена на три ветви. Элементами подобной структуры есть ведомства законодательного, судебного и исполнительного типа управления. Органы последнего вида являются реализаторами государственной политики и, что самое важное, функций державы.

Иными словами, через исполнительную власть Россия выдвигает и обеспечивает свои интересы. Наряду с этим, данные органы осуществляют надзор во вверенных секторах.

Надзор в данном случае представляет собой вид официальной деятельности, которая направлена на обеспечение режима законности в определенных сферах. Довольно часто представленный вид работы отождествляют с контролем, хотя эти понятия характеризуют абсолютно разные типы деятельности.

И все же контролирующие органы РФ, список которых будет представлен далее, часто путают с надзорными, что является теоретической проблемой.

Наличие контрольно-надзорных органов в современной России не дает возможности полностью уравнять термины «надзор» и «контроль». В обоих случаях осуществляется разная по своей сути деятельность, направленная на достижение определенных целей.

Контроль, в свою очередь, есть частью системы управления в целом. Его осуществляют путем наблюдения для оптимизации деятельности конкретного объекта. В противовес надзору, контроль не есть формой обеспечения законности.

Он существует для повышения эффективности определенных структур.

Как оба типа деятельности соотносятся между собой?

Контрольно-надзорные органы РФ, список которых будет представлен далее, в процессе своей деятельности реализуют разные задачи.

С одной стороны, их работа направлена на обеспечение законности деятельности определенных субъектов, с другой – они контролируют данных субъектов для повышения эффективности их существования и выполнения ими определённых функций. Но тут необходимо провести важную черту.

Надзор является деятельностью по отношению к иным, не входящим в структуру определенного органа субъектам. В свою очередь, контролироваться могут лишь внутренние подразделения определенных ведомств. Этот факт есть ключевым моментом, которые характеризует взаимосвязь двух представленных типов деятельности.

Контрольно-надзорные органы государственной власти

На сегодняшний день в России существует целая система органов представленного в статье типа. Их деятельность осуществляется в строгих законодательных рамках, которые устанавливаются Конституцией и другими нормативными актами нашего государства. Ключевыми принципами, на которых основана деятельность контрольно-надзорных органов, являются:

  • законность;
  • гласность и профессионализм;
  • справедливость;
  • самостоятельность и независимость.

Довольно значимым есть также принцип социальной ориентированности. Его наличие говорит о том, что надзорные органы РФ, список которых представлен в статье, осуществляют свою деятельность для общества и с учетом его непосредственных интересов.

Эффективность выполнения задач представленными ведомствами обусловлена наличием специального законодательства. То есть работа надзорных органов осуществляется как на основе общеправовых, так и специальных юридических норм.

Это также говорит о наличии уникальных полномочий у представленных в статье ведомств.

Надзорные органы РФ: права, полномочия

Деятельность упомянутых в статье ведомств строится на «трех китах», а именно: своевременности реагирования, приоритета корректирующего вмешательства и беспрепятственности выполнения задач. Эти моменты вполне можно охарактеризовать как специальные принципы деятельности контрольно-надзорных органов.

Но реализация данных положений возможна лишь в особых условиях, которые обеспечивают специальные полномочия. Правовой статус контрольно-надзорных органов закреплен в актах отраслевого законодательства, то есть положениях и законах, непосредственно регулирующих деятельность той или иной структуры.

К числу общих полномочий можно причислить:

  • разработку и реализацию политики в определенной сфере;
  • осуществление контроля и надзора в пределах компетенции;
  • принятие соответствующих административных мер влияния по отношению к субъектам, нарушающим установленный законодательством режим;
  • предоставление отчетности о проведённой работе вышестоящим органам.

Безусловно, представленные полномочия не являются исчерпывающими. Они лишь показывают широту деятельности контрольно-надзорных органов России. Иные особенности правового статуса каждого в отдельности ведомства закрепляются в отраслевом законодательстве.

Перечень контрольно-надзорных органов

Жизнедеятельность государства зависит от эффективности работы в той или иной отрасли. Поэтому список контролирующих органов довольно велик, потому что страна осуществляет координацию большинства известных на сегодняшний день сфер работы. Главными отраслями, в которых реализуется государственный контроль, являются:

  • здравоохранение, культура, образование;
  • государственное управление;
  • социальная защита, промышленность, экономика и торговля;
  • связь, информация.

При этом большинство органов на сегодняшний день расширяют свою компетенцию и структуру, что обусловлено появлением новых, ранее не существовавших общественных отношений в тех или иных сферах человеческой деятельности. Таким образом, в статье мы рассмотрим наиболее важные контрольно-надзорные органы РФ. Список данных ведомств включает следующие структуры:

Как уже указывалось ранее, представленный список контрольно-надзорных органов не есть исчерпывающим. Упомянутые выше ведомства осуществляют координацию в наиболее приоритетных отраслях деятельности государства и населения России.

Энергетика и связь

Контрольно-надзорные органы РФ, список которых представлен в статье, содержат в своей структуре специальные ведомства, которые реализуют координацию деятельности в сфере энергетики и связи.

В первом случае мы говорим о Министерстве энергетики России. Данный орган осуществляет обследование эффективного использования ресурсов в РФ.

То есть производит контроль ведомств и их годового уровня потребления энергоресурсов.

В свою очередь, на Минсвязь возлагаются полномочия по надзору за соблюдением требований и нормативных правил, соответствующих государственному стандарту. Данная работа осуществляется путем координирования оборота сертифицированных работ, услуг и т. п.

Финансы и экономика

В финансовой сфере нашего государства основная деятельность ведется Министерством финансов, экономического развития, ФНС, а также Счетной палатой. Каждый представленный орган реализует пакет собственных полномочий по определенной линии работы.

К примеру, ФНС следит за соблюдением налогового законодательства, а также процессом своевременности отчислений в бюджет государства.

Министерство финансов и Министерство экономического развития осуществляют контрольно-надзорную деятельность в секторе валютных операций, использования бюджетных средств, аудиторской деятельности, ценообразования, деятельности всего хозяйственного сектора и т. д. Схожие с ФСН функции имеет Счетная палата.

Деятельность правоохранительных ведомств

В сфере обеспечения правопорядка и безопасности государства и его населения также действуют специальные контрольно-надзорные органы РФ. Полный список подобных ведомств невелик и включает в себя Министерство внутренних дел, Федеральную службу безопасности и Прокуратуру.

Функционал этих органов является наиболее широким. Весь массив их полномочий распространен на всех граждан РФ, а также предприятия и организации вне зависимости от формы собственности или структуры.

К тому же надзор представленных ведомств в некоторых случаях принимает форму расследований, приводящихся по факту наиболее грубых нарушений действующего законодательства.

Вывод

Итак, контрольно-надзорные органы РФ, список которых представлен в данной статье, выполняют важные функции, осуществление которых производится во благо нашего государства и его населения.

Источник: http://fb.ru/article/288538/kontrolno-nadzornyie-organyi-rf-spisok-prava-polnomochiya-i-osobennosti

Ссылка на основную публикацию