Епам пролоббирует поправки в регулирование банковских гарантий

Втб заказал юристам полезные для банка поправки к законодательству

ВТБ впервые в российской практике публично раскрыл подробности закупки юридических услуг, направленных на правку законов, в которой заинтересован банк.

Как указывает «Коммерсант», сведения о закупке банком «юридических услуг по сопровождению обсуждения и принятия… поправок в целях совершенствования законодательства» опубликованы в единой информационной системе закупок.

Сделка стоимостью 46,5 млн рублей осуществлена по закону о закупках госкомпаний у «единственного контрагента» — адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» (ЕПАМ), один из соучредителей и партнеров которого — однокурсник Владимира Путина Николай Егоров.

Изменить законодательство ВТБ хотел бы в части, связанной с банковскими гарантиями как раз при госзакупках, а также с заключением, исполнением и расторжением строительных контрактов. Сам текст поправок готовило то же ЕПАМ — по договору с банком 2017 года за 3,6 млн рублей.

Теперь же ВТБ рассчитывает, что ЕПАМ к концу июля 2019 года обеспечит «правовое сопровождение обсуждения и принятия» нужных банку поправок.

В соглашение входит «консультирование банка» и на предварительной стадии (после получения отзывов «профильных органов госвласти, в том числе правительства, главного правового управления президента, администрации президента, а также предпринимательского сообщества и иных лиц»), и «в связи с рассмотрением поправок Госдумой».

Оплата услуг будет производиться в два этапа. 15 млн рублей адвокаты получат после первого чтения поправок в Госдуме, а «гонорар успеха» — до 31,5 млн рублей — лишь после подписания закона президентом.

По проекту договора вознаграждение за второй этап зависит «от результатов оказания юридических услуг» и рассчитывается в зависимости «от количества и содержания поправок, внесенных в законодательство».

Оплачены по приложенной к договору смете будут лишь законодательные изменения, принятые «в редакции, не изменяющей цель».

ЕПАМ не несет ответственности за результат изменения законодательства, если он зависит от неподконтрольных адвокатам причин, а стороны «обязуются не выплачивать, не предлагать и не разрешать выплату денежных средств или ценностей прямо или косвенно» с неправомерными целями и не будут использовать взятки, подкуп и другие преступные действия.

Поправки сгруппированы в соответствии с 11 целями банка, достижение каждой предусматривает конкретное вознаграждение. Дороже всего (6,2 млн рублей) ВТБ заплатит за «создание специализированного института банковских (независимых) гарантий для целей закупок по закону 44-ФЗ»: банк хочет вывести их регулирование из-под действия общих норм Гражданского кодекса о независимости гарантии.

Четыре другие цели потянули на 3,1 млн рублей каждая: ВТБ предлагает полностью публиковать заключения Главгосэкспертизы и документацию для строек, выдавать банковские гарантии под отдельные этапы госконтрактов, привлекать банки и экспертов к приемке работ по ним, обязать заказчиков обосновывать нарушение поставщиком обязательств и автоматически уменьшать объем гарантий пропорционально выполненным работам. По 1,55 млн рублей ВТБ готов заплатить за судебный порядок взыскания неустоек и ужесточение требований к заказчикам (обязать их продлевать контракт в случае срыва срока по их вине) и принципалам (при ненадлежащем соблюдении ими обязательств ВТБ хочет получить право привлечения альтернативного поставщика и гарантию уступки принципалом прав по контракту гаранту).

Предложенные поправки выгодны банкам и крупным электронным торговым площадкам, работающим в этой сфере, и в том числе «Росэлторгу» — оператору закупок по 44-ФЗ, совладельцем которого является ВТБ, говорят специалисты по закупкам.

«Коммерсант» напоминает, что Минфин планирует до 1 октября отобрать восемь таких ЭТП и сосредоточить на них как госзакупки, так и закупки госкомпаний у малого бизнеса, а изменения законодательства заметно расширят возможности кредитных организаций вмешиваться в процесс исполнения контрактов. В Минфине предложения банка накануне не комментировали.

В пресс-службе финучреждения сообщили, что «ВТБ активно участвует в совершенствовании законодательства в сфере госзакупок с применением банковских гарантий, привлекая к данной работе экспертов, имеющих опыт в этом вопросе», а «совместные усилия» направлены на устранение правоприменительных проблем и внедрение гибких механизмов обеспечения обязательств поставщиков и исполнителей по госконтрактам. На вопрос, чем обусловлен выбор ЕПАМ как единственного поставщика услуг, в ВТБ не ответили; в ЕПАМ от комментариев отказались.

«Заключение официального договора на осуществление, по сути, лоббистской деятельности силами одной из крупнейших адвокатских структур не вызывает ни удивления, ни протеста — это первый пример белого транспарентного лоббизма», — комментирует управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай.

Смущает эксперта закупка таких услуг у единственного поставщика, но специалисты по закупкам констатируют, что обычно лоббистскую работу крупные госбанки ведут и вовсе собственными силами.

Так, в Сбербанке соответствующее GR-направление возглавляет вице-президент банка Анна Попова — в прошлом заместитель главы Минэкономразвития и заместитель главы аппарата правительства.

Источник: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=10625978

Втб первым в россии официально нанял юристов для лоббирования своего законопроекта | москва | федералпресс

МОСКВА, 24 августа, ФедералПресс. В случае принятия всех предложенных банком поправок юристы могут заработать 46 миллионов.

ВТБ публично заявил о намерениях заплатить юристам за лоббирование выгодных для себя поправок в законодательство.

Еще по теме

Банк «Открытие» собирается выкупить свой бренд за 4,5 миллиарда

Банк разместил в системе госзакупок извещение о закупке у единственного поставщика, которым выступает адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» (ЕПАМ).

ВТБ интересует изменение законодательства о госзакупках в части, связанной с представлением банковских гарантий, а также с заключением, исполнением и расторжением контрактов, связанных со строительством и реконструкцией.

За юридические услуги он готов заплатить 46,5 млн рублей. Ранее ЕПАМ уже получало заказ ВТБ на разработку этих поправок стоимостью 3,6 млн.

Предоставление услуг будет разделено на два этапа, оплата по которым будет производиться отдельно после представления юристами отчета. Первый этап будет включать предварительное обсуждение, получение отзывов от госструктур и предпринимательского сообщества, а также проведение законопроекта через первое чтение в Госдуме. По итогам этих процедур юристы могут получить 15,5 млн.

Остальные 31 млн они заработают за второй этап, который заканчивается подписанием закона президентом. Крайним сроком принятия закона назначается 31 июля 2019 года. Вознаграждение ЕПАМ зависит от того, как сильно будет изменен законопроект по ходу согласования. Оплачены будут лишь поправки, «не изменяющие цель» законопроекта.

Наиболее важным изменением (стоимостью 6,2 млн) должно стать создание специализированного института банковских гарантий для закупок по 44-ФЗ. ВТБ хочет вывести регулирование этого инструмента из-под действия Гражданского кодекса.

Кроме того, инициатор предлагает полностью публиковать проектную документацию и заключение госэкспертизы при строительстве по госзаказу, разбивать работы по этапам и выдавать на каждый отдельную гарантию, привлекать банки и независимых экспертов к приемке работ, уменьшать объем гарантий по мере выполнения работ и т.д.

«Коммерсантъ» утверждает, что публичное раскрытие планов банка по изменению законов с помощью специально нанятых юристов в российской практике происходит впервые.

Адвокат Коллегии адвокатов города Москвы «Барщевский и партнеры» Шамиль Шихшаидов подтвердил «ФедералПресс», что для России подобная практика является нововведением, в отличие от США и некоторых других западных стран, где профессия лоббиста существует официально.

«Безусловно, это связано с изменением действующего законодательства и обусловлено, в том числе тем, что банк ВТБ намерен открыто и прозрачно принимать участие в развитии различны секторов экономики. Таким образом, с помощью лоббизма банк сможет решать свои проблемы.

На мой взгляд, привлечение юридической компании или коллегии адвокатов для достижения банком своих целей и обеспечения собственных интересов посредством опубликования в ЕИС подобной закупки является первым и правильным шагом для ясного, доступного и прозрачного лоббизма со стороны банков в сфере госзаказа», – сказал юрист, добавив, что другие финансовые учреждения могут последовать этому примеру.

Источник: http://fedpress.ru/news/77/economy/2118965

Костин дал Егорову 46,5 млн на тендерный лоббизм

Адвокатская контора однокурсника Путина подкорректирует законодательство о госзакупках в пользу «Росэлторга»

Внешторгбанк  (ВТБ) впервые в российской практике публично раскрыл подробности закупки юридических услуг, направленных на продвижение поправок к законам.

Как сообщает «Ъ», сведения о закупке банком «юридических услуг по сопровождению обсуждения и принятия… поправок в целях совершенствования законодательства» опубликованы в Единой информационной системе закупок.

Сделка стоимостью 46,5 млн рублей осуществлена по закону о закупках госкомпаний у «единственного контрагента» — адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» (ЕПАМ), один из его соучредителей и партнеров — однокурсник Владимира Путина Николай Егоров.

Изменить законодательство ВТБ хотел бы в части, связанной с банковскими гарантиями как раз при госзакупках, а также с заключением, исполнением и расторжением строительных контрактов. Сам текст поправок готовило то же ЕПАМ — по договору с банком 2017 года за 3,6 млн рублей.

Теперь же ВТБ рассчитывает, что ЕПАМ к концу июля 2019 года обеспечит «правовое сопровождение обсуждения и принятия» нужных банку поправок. В соглашение входит «консультирование банка» и на предварительной стадии — после получения отзывов «профильных органов госвласти, в том числе правительства, главного правового управления президента, администрации президента, а также предпринимательского сообщества и иных лиц», и «в связи с рассмотрением поправок Госдумой».

Оплата услуг будет производиться в два этапа. 15 млн рублей адвокаты получат после первого чтения поправок в Госдуме, а «гонорар успеха» — до 31,5 млн рублей— лишь после подписания закона президентом.

По проекту договора вознаграждение за второй этап зависит «от результатов оказания юридических услуг» и рассчитывается в зависимости «от количества и содержания поправок, внесенных в законодательство».

Оплачены по приложенной к договору смете будут лишь изменения законов, принятые «в редакции, не изменяющей цель».

ЕПАМ не несет ответственности за результат изменения законодательства, если он зависит от неподконтрольных адвокатам причин, а стороны «обязуются не выплачивать, не предлагать и не разрешать выплату денежных средств или ценностей прямо или косвенно» с неправомерными целями и не будут использовать взятки, подкуп и другие преступные действия.

Поправки сгруппированы в соответствии с одиннадцатью целями банка — достижение каждой предусматривает конкретное вознаграждение. Дороже всего (6,2 млн рублей) ВТБ заплатит за «создание специализированного института банковских (независимых) гарантий для целей закупок по закону 44-ФЗ»: банк хочет вывести их регулирование из-под действия общих норм Гражданского кодекса о независимости гарантии.

Четыре другие цели потянули на 3,1 млн рублей каждая: ВТБ предлагает полностью публиковать заключения Главгосэкспертизы и документацию для строек, выдавать банковские гарантии под отдельные этапы госконтрактов, привлекать банки и экспертов к приемке работ по ним, обязать заказчиков обосновывать нарушение поставщиком обязательств и автоматически уменьшать объем гарантий пропорционально выполненным работам. По 1,55 млн рублей ВТБ готов заплатить за судебный порядок взыскания неустоек и ужесточение требований к заказчикам (обязать их продлевать контракт в случае срыва срока по их вине) и принципалам (при ненадлежащем соблюдении ими обязательств ВТБ хочет получить право привлечения альтернативного поставщика и гарантию уступки принципалом прав по контракту гаранту).

Предложенные поправки выгодны банкам и крупным электронным торговым площадкам, работающим в этой сфере, и в том числе оператору закупок по 44-ФЗ «Росэлторгу», совладельцем которого является ВТБ, говорят специалисты по закупкам.

Напомним, Минфин планирует до 1 октября отобрать восемь таких ЭТП и сосредоточить на них как госзакупки, так и закупки госкомпаний у малого бизнеса, а изменения законодательства заметно расширят возможности кредитных организаций вмешиваться в процесс исполнения контрактов. В Минфине предложения банка вчера не комментировали.

Читайте также:  Параллельный импорт и пиратство: как защитить интеллектуальные права

В пресс-службе ВТБ сообщили что «ВТБ активно участвует в совершенствовании законодательства в сфере госзакупок с применением банковских гарантий, привлекая к данной работе экспертов, имеющих опыт в этом вопросе», а «совместные усилия» направлены на устранение правоприменительных проблем и внедрение гибких механизмов обеспечения обязательств поставщиков и исполнителей по госконтрактам. На вопрос, чем обусловлен выбор ЕПАМ как единственного поставщика услуг, в ВТБ не ответили, в ЕПАМ от комментариев отказались.

«Заключение официального договора на осуществление, по сути, лоббистской деятельности силами одной из крупнейших адвокатских структур не вызывает ни удивления, ни протеста — это первый пример белого транспарентного лоббизма»,— считает управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай. Обеспокоенность банка регулированием использования независимых гарантий, по его словам, понятна — судебная практика ВС демонстрирует, что «в этом секторе много проблем и тонких мест». Понятно и то, что поправки направлены на улучшение положения банков: любой лоббист отстаивает свои интересы, говорит эксперт, отмечая, что только клиент и адвокат вправе определять цену услуги, «особенно такой уникальной и нетривиальной». Смущает эксперта закупка таких услуг у единственного поставщика, но специалисты по закупкам констатируют, что обычно лоббистскую работу крупные госбанки ведут и вовсе собственными силами. Так, в Сбербанке соответствующее GR-направление возглавляет вице-президент банка Анна Попова — в прошлом заместитель главы Минэкономики и заместитель главы аппарата правительства. Идею ВТБ об автоматическом уменьшении объема гарантий уже обсуждал президентский Совет по кодификации гражданского законодательства, отметив риски злоупотреблений при ее реализации. Риски есть и в других предложениях – так, вместо регрессного требования к подрядчику банк предлагает условия, кабальные для последнего, если гарантия исполнена: банк заберет оплату по контракту, даже если подрядчик выполнил все работы, и это дополнительный механизм вхождения госбанков в госконтракты, отмечают участники рынка. Негативную реакцию, по словам экспертов, может вызвать раскрытие «гонорара успеха» за принятие поправок — формально они не должны быть результатом лоббистских усилий. Узаконивание лоббизма власти активно обсуждают с начала прошлого десятилетия. Еще в 2003 году Госдума отклонила проект закона «О лоббистской деятельности», внесенный Ириной Хакамадой, Борисом Немцовым и Борисом Надеждиным. О том, что «дикий» лоббизм пора выводить из тени, узаконить и определить границы его действия, заявлял в 2012 году министр юстиции Александр Коновалов, чье ведомство, в частности, занимается нормативным регулированием борьбы с коррупцией. В 2013 году в Госдуму был внесен шестой по счету проект закона о лоббизме — «О порядке продвижения интересов коммерческих организаций в органах госвласти», но также был отклонен.

Практический же смысл нынешней сделки остается до конца неясным — лоббистские возможности Андрея Костина  позволяют ему решать подобного рода проблемы и самостоятельно.

Разговоры о лоббизме больше напоминают формальный повод, которым можно объяснить передачу денег банком адвокатской конторе.

Таким образом недавно структуры зятя министра иностранных дел Сергея Лаврова Александра Винокурова недавно получили от ВТБ кредит на покупку доли Внешторгбанка в торговой сети «Магнит».

Источник: https://www.rospres.org/finance/25191/

Костин дал Егорову 46,5 млн на тендерный лоббизм

Внешторгбанк (ВТБ) впервые в российской практике публично раскрыл подробности закупки юридических услуг, направленных на продвижение поправок к законам.

Как сообщает «Ъ», сведения о закупке банком «юридических услуг по сопровождению обсуждения и принятия… поправок в целях совершенствования законодательства» опубликованы в Единой информационной системе закупок.

Сделка стоимостью 46,5 млн рублей осуществлена по закону о закупках госкомпаний у «единственного контрагента» — адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» (ЕПАМ), один из его соучредителей и партнеров — однокурсник Владимира Путина Николай Егоров.

Изменить законодательство ВТБ хотел бы в части, связанной с банковскими гарантиями как раз при госзакупках, а также с заключением, исполнением и расторжением строительных контрактов. Сам текст поправок готовило то же ЕПАМ — по договору с банком 2017 года за 3,6 млн рублей.

Теперь же ВТБ рассчитывает, что ЕПАМ к концу июля 2019 года обеспечит «правовое сопровождение обсуждения и принятия» нужных банку поправок.

В соглашение входит «консультирование банка» и на предварительной стадии — после получения отзывов «профильных органов госвласти, в том числе правительства, главного правового управления президента, администрации президента, а также предпринимательского сообщества и иных лиц», и «в связи с рассмотрением поправок Госдумой». Оплата услуг будет производиться в два этапа.

15 млн рублей адвокаты получат после первого чтения поправок в Госдуме, а «гонорар успеха» — до 31,5 млн рублей— лишь после подписания закона президентом. По проекту договора вознаграждение за второй этап зависит «от результатов оказания юридических услуг» и рассчитывается в зависимости «от количества и содержания поправок, внесенных в законодательство». Оплачены по приложенной к договору смете будут лишь изменения законов, принятые «в редакции, не изменяющей цель». ЕПАМ не несет ответственности за результат изменения законодательства, если он зависит от неподконтрольных адвокатам причин, а стороны «обязуются не выплачивать, не предлагать и не разрешать выплату денежных средств или ценностей прямо или косвенно» с неправомерными целями и не будут использовать взятки, подкуп и другие преступные действия.

Поправки сгруппированы в соответствии с одиннадцатью целями банка — достижение каждой предусматривает конкретное вознаграждение. Дороже всего (6,2 млн рублей) ВТБ заплатит за «создание специализированного института банковских (независимых) гарантий для целей закупок по закону 44-ФЗ»: банк хочет вывести их регулирование из-под действия общих норм Гражданского кодекса о независимости гарантии.

Четыре другие цели потянули на 3,1 млн рублей каждая: ВТБ предлагает полностью публиковать заключения Главгосэкспертизы и документацию для строек, выдавать банковские гарантии под отдельные этапы госконтрактов, привлекать банки и экспертов к приемке работ по ним, обязать заказчиков обосновывать нарушение поставщиком обязательств и автоматически уменьшать объем гарантий пропорционально выполненным работам. По 1,55 млн рублей ВТБ готов заплатить за судебный порядок взыскания неустоек и ужесточение требований к заказчикам (обязать их продлевать контракт в случае срыва срока по их вине) и принципалам (при ненадлежащем соблюдении ими обязательств ВТБ хочет получить право привлечения альтернативного поставщика и гарантию уступки принципалом прав по контракту гаранту).

Предложенные поправки выгодны банкам и крупным электронным торговым площадкам, работающим в этой сфере, и в том числе оператору закупок по 44-ФЗ «Росэлторгу», совладельцем которого является ВТБ, говорят специалисты по закупкам.

Напомним, Минфин планирует до 1 октября отобрать восемь таких ЭТП и сосредоточить на них как госзакупки, так и закупки госкомпаний у малого бизнеса, а изменения законодательства заметно расширят возможности кредитных организаций вмешиваться в процесс исполнения контрактов. В Минфине предложения банка вчера не комментировали.

В пресс-службе ВТБ сообщили что «ВТБ активно участвует в совершенствовании законодательства в сфере госзакупок с применением банковских гарантий, привлекая к данной работе экспертов, имеющих опыт в этом вопросе», а «совместные усилия» направлены на устранение правоприменительных проблем и внедрение гибких механизмов обеспечения обязательств поставщиков и исполнителей по госконтрактам. На вопрос, чем обусловлен выбор ЕПАМ как единственного поставщика услуг, в ВТБ не ответили, в ЕПАМ от комментариев отказались.

«Заключение официального договора на осуществление, по сути, лоббистской деятельности силами одной из крупнейших адвокатских структур не вызывает ни удивления, ни протеста — это первый пример белого транспарентного лоббизма»,— считает управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай. Обеспокоенность банка регулированием использования независимых гарантий, по его словам, понятна — судебная практика ВС демонстрирует, что «в этом секторе много проблем и тонких мест». Понятно и то, что поправки направлены на улучшение положения банков: любой лоббист отстаивает свои интересы, говорит эксперт, отмечая, что только клиент и адвокат вправе определять цену услуги, «особенно такой уникальной и нетривиальной». Смущает эксперта закупка таких услуг у единственного поставщика, но специалисты по закупкам констатируют, что обычно лоббистскую работу крупные госбанки ведут и вовсе собственными силами. Так, в Сбербанке соответствующее GR-направление возглавляет вице-президент банка Анна Попова — в прошлом заместитель главы Минэкономики и заместитель главы аппарата правительства. Идею ВТБ об автоматическом уменьшении объема гарантий уже обсуждал президентский Совет по кодификации гражданского законодательства, отметив риски злоупотреблений при ее реализации. Риски есть и в других предложениях – так, вместо регрессного требования к подрядчику банк предлагает условия, кабальные для последнего, если гарантия исполнена: банк заберет оплату по контракту, даже если подрядчик выполнил все работы, и это дополнительный механизм вхождения госбанков в госконтракты, отмечают участники рынка. Негативную реакцию, по словам экспертов, может вызвать раскрытие «гонорара успеха» за принятие поправок — формально они не должны быть результатом лоббистских усилий. Узаконивание лоббизма власти активно обсуждают с начала прошлого десятилетия. Еще в 2003 году Госдума отклонила проект закона «О лоббистской деятельности», внесенный Ириной Хакамадой, Борисом Немцовым и Борисом Надеждиным. О том, что «дикий» лоббизм пора выводить из тени, узаконить и определить границы его действия, заявлял в 2012 году министр юстиции Александр Коновалов, чье ведомство, в частности, занимается нормативным регулированием борьбы с коррупцией. В 2013 году в Госдуму был внесен шестой по счету проект закона о лоббизме — «О порядке продвижения интересов коммерческих организаций в органах госвласти», но также был отклонен.

Практический же смысл нынешней сделки остается до конца неясным — лоббистские возможности Андрея Костина позволяют ему решать подобного рода проблемы и самостоятельно.

Разговоры о лоббизме больше напоминают формальный повод, которым можно объяснить передачу денег банком адвокатской конторе.

Таким образом недавно структуры зятя министра иностранных дел Сергея Лаврова Александра Винокурова недавно получили от ВТБ кредит на покупку доли Внешторгбанка в торговой сети «Магнит».

Источник: “http://www.rospres.com/finance/25191/”

Источник: http://www.borotba.org/item/43297-kostin-dal-egorovu-46-5-mln-na-tendernyy-lobbizm

Порядок применения банковской гарантии: требования регуляторов

В последнее время при заключении крупных государственных контрактов все чаще применяется банковская гарантия.

Этот документ удобен не только для заказчиков, которые с его помощью отсекают недобросовестные компании и минимизируют риски при сделках, но и для исполнителей.

Последним закон не запрещает обеспечить свои обязательства путем внесения денег. Однако заморозка денежных сумм на счету не всегда удобна и рациональна.

Понятие банковской гарантии

Согласно статье 368 Гражданского кодекса РФ, по независимой банковской гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства. Ранее в российском законодательстве независимая банковская гарантия квалифицировалась как разновидность договора поручительства, что не совсем верно, так как документ обладает специфическими чертами и своеобразным содержанием правовых связей, что выигрышно выделяет его среди других способов исполнения обязательств.

Читайте также:  Штраф за перегруз грузового автомобиля

Независимая банковская гарантия выдается в письменной форме банками или другими кредитными организациями, в том числе коммерческими, и обязательно содержит следующие данные:

  • дата выдачи;
  • информация о гаранте;
  • информация о принципале;
  • информация о бенефициаре;
  • основное обязательство;
  • денежная сумма, подлежащая выплате, а также порядок ее определения;
  • обстоятельства, при наступлении которых выплачивается денежная сумма;
  • срок действия.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — 44-ФЗ), определивший нюансы применения банковской гарантии в сфере госзакупок.

Согласно данному закону государственный заказчик обязан при проведении тендера установить требования к обеспечению заявок, которое может предоставляться в виде банковской гарантии.

Таким образом, банковская гарантия — это обязательство банка или иной кредитной организации выплатить денежную сумму заказчику при невыполнении договоренностей исполнителем.

По 44-ФЗ не любая кредитная организация обладает правом выдачи банковских гарантий. Реестр таких организаций ведется Министерством финансов на основании сведений Центрального банка РФ и публикуется на официальном сайте Министерства в сети Интернет.

Кроме того, согласно пункту 8 статьи 45 44-ФЗ банковские гарантии, предоставляемые участниками закупки в качестве обеспечения заявки на участие в тендере или в качестве обеспечения исполнения контракта, должны быть включены в публичный реестр банковских гарантий.

Исключение составляют гарантии, предоставляемые в качестве обеспечения исполнения контрактов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Такие документы включаются в закрытый реестр банковских гарантий.

Цели и сферы использования банковских гарантий

Как уже упоминалось ранее, цель любой банковской гарантии — обеспечение обязательств. То есть в случае, если исполнитель не выполнит договоренностей по контракту, банк возместит за него определенную сумму заказчику, после чего поставщик будет должен уже банку. В зависимости от сферы применения банковские гарантии делятся на несколько типов:

  1. Банковская гарантия на исполнение обязательств. Регулируется 44-ФЗ и предоставляется победителем тендера на получение государственного контракта. Условиями гарантии предусмотрена выплата гарантийной суммы бенефициару в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств принципалом.
  2. Тендерная гарантия на обеспечение заявки. Также регулируется 44-ФЗ и обеспечивает исполнение обязательств участником торгов по подписанию договора с заказчиком. Такая гарантия помогает отсеять ненадежные компании и минимизировать риск отзыва заявки на участие после истечения срока ее предоставления или отказа победителя от подписания договора.
  3. Гарантия возврата авансового платежа. Согласно 44-ФЗ условиями заключаемого контракта может предусматриваться выплата исполнителю аванса. Для получения денежной суммы принципал должен предоставить заказчику гарантию возврата данного платежа в случае нецелевого расходования средств.
  4. Таможенная гарантия. Документ выдается таможенным органам и представляет собой обязательство банка, гарантирующее оплату таможенных платежей. Таможенная гарантия предоставляет отсрочку по оплате таможенных платежей, ее применение регулируется Таможенным кодексом РФ.
  5. Гарантия в пользу налоговых органов. Регулируется Налоговым кодексом РФ и представляет собой обязательство кредитной организации, выданное налоговым органам для обеспечения уплаты налоговых платежей. При наличии такой гарантии налогоплательщик может получить возврат НДС, заявленный в декларации, до окончания камеральной налоговой проверки.

Применение банковской гарантии: нормы ГК РФ и отраслевого законодательства

Общий порядок применения банковской гарантии определен в Гражданском кодексе РФ (глава 23, параграф 6), тогда как нюансы использования документа прописаны в отраслевом законодательстве. Так, согласно ГК РФ гарантами могут быть как кредитные, так и страховые компании.

Однако по 44-ФЗ выдача банковской гарантии является финансовой операцией, которую могут осуществлять только кредитные организации, имеющие разрешение от Центрального банка и внесенные в специальный реестр, что не относится к страховым компаниям.

Есть и другие нюансы, которые стоит рассмотреть подробнее.

Отзыв и внесение изменений в банковскую гарантию. По статье 371 ГК РФ независимая гарантия не может быть отозвана или изменена гарантом, если это не предусмотрено ее условиями.

Иногда в условиях обозначается возможность отзыва или изменения гарантом в одностороннем порядке, однако в этом случае в документе должны быть прописаны обстоятельства, при которых возможны данные действия. В противном случае такая гарантия будет попросту никому не нужна.

Если же мы обратимся к статье 45 44-ФЗ, то увидим, что банковская гарантия должна быть безотзывной.

Вступление гарантии в силу. По закону моментом вступления гарантии в силу считается дата ее выдачи. Но тут есть одно исключение — это банковская гарантия возврата авансового платежа. В данном документе нужно указывать, что он вступает в силу с момента зачисление аванса заказчиком на счет исполнителя.

Передача прав по гарантии. Гражданский кодекс РФ не предусматривает передачу прав по банковской гарантии, если в тексте гарантии не предусмотрено иное.

К примеру, условиями гарантии может быть предусмотрена передача прав другому бенефициару с предварительного согласия гаранта, но такой пункт должен быть четко прописан в договоре между банком и принципалом.

По 44-ФЗ исполнитель и гарант не могут передавать свои права и обязанности по банковской гарантии третьим лицам, даже если такая возможность прописана в договоре.

Предоставление требования по независимой гарантии.

Требование заказчика об уплате денежной суммы должно быть представлено гаранту в письменной форме с приложением указанных в банковской гарантии документов и с указанием обстоятельств, повлекших за собой наступление гарантийного случая.

С перечнем документов, которые необходимо приложить к требованию по гарантии, можно ознакомиться в Постановлении № 1005 во исполнение пункта 7 части 2 статьи 45 44-ФЗ. Всего их три:

  • документ, подтверждающий полномочия подписавшего требование единоличного исполнительного органа (иного уполномоченного лица);
  • платежное поручение, подтверждающее перечисление аванса, с отметкой Федерального казначейства об исполнении (при ненадлежащем исполнении обязательств по возврату аванса);
  • документ, свидетельствующий о наступлении гарантийного случая в соответствии с контрактом (при ненадлежащем исполнении заказчиком своих обязательств).

Обязанности принципала (получателя гарантии). Согласно 44-ФЗ исполнитель должен предоставить банковскую гарантию в обеспечение исполнения контракта. По нормам ГК РФ принципал обязан возместить гаранту сумму, которую последний выплатил бенефициару при наступлении гарантийного случая, если условиями гарантии не предусмотрено иное.

Таким образом, у банка есть право потребовать от исполнителя возмещения сумм, выплаченных заказчику. Условия гарантии могут предусматривать иное, то есть, например, возмещение гаранту должником денежных сумм, которые были выплачены в виде санкций за нарушение обязательства перед кредитором.

Такое соглашение таит в себе злоупотребление финансово-кредитной организацией правом.

Обязанности гаранта. Федеральный закон 44-ФЗ гласит, что банк обязан внести выданную банковскую гарантию в специальный реестр в течение одного рабочего дня, следующего за датой ее выдачи.

В обязанности гаранта входит незамедлительное уведомление принципала о полученных от бенефициара требований об уплате сумм по гарантии, а также передача должнику копии требования с приложенными к ней документами (статья 375 ГК РФ).

Кредитное учреждение проверяет требования заказчика на соответствие условиям гарантии в 5-дневный срок (по ГК РФ условия гарантии могут предусматривать иной срок, не превышающий тридцати дней) и при признании их надлежащими производит платеж.

В случае просрочки гарант выплачивает бенефициару неустойку в размере 0,1% от суммы выплаты за каждый день просрочки. Обязанности банка считаются выполненными при поступлении денежной суммы на счет заказчика.

Обязанности бенефициара (заказчика). Бенефициар обязан рассмотреть поступившие банковские гарантии в течение трех рабочих дней. Основанием для отказа в принятии банковской гарантии может быть следующее:

  • Отсутствие информации о гарантии в специальном реестре банковских гарантий.
  • Несоответствие банковской гарантии требованиям 44-ФЗ.
  • Несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта.

В случае отказа заказчик информирует об этом лицо, предоставившее гарантию, в трехдневный срок в письменной форме или в форме электронного документа с указанием причины.

ГК РФ, в свою очередь, упоминает об обязанности бенефициара возместить гаранту или исполнителю убытки, причиненные им вследствие необоснованного требования выплаты гарантийной суммы или предоставления недостоверных документов.

Прекращение независимой гарантии. Обязательства гаранта перед бенефициаром считаются выполненными при следующих условиях:

  • Уплата заказчику суммы по гарантии.
  • Окончание срока действия гарантии.
  • Отказ бенефициара от прав по гарантии.
  • Соглашение гаранта с заказчиком о прекращении обязательства.

44-ФЗ конкретизирует срок действия банковской гарантии. Он должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.

Такой срок защищает прежде всего интересы заказчика, который успеет предъявить требования гаранту в случае ненадлежащего исполнения обязательств заказчиком в конце срока.

Банковская гарантия прекращает свое действие после выплаты денежной суммы гарантом бенефициару, а также в случаях совпадения бенефициара и гаранта в одном лице, путем зачета встречных требований или при невозможности исполнить обязательства.

Возмещение гаранту сумм, выплаченных по независимой гарантии. В случае, когда гарант выплачивает денежную сумму по гарантии бенефициару, принципал должен возместить данную сумму банку. По ГК РФ гарант не может требовать выплаты средств, непредусмотренных условиями банковской гарантии.

Получение и применение банковской гарантии — процессы непростые, требующие детальной проработки гражданского и налогового кодексов, отраслевого законодательства. Зачастую времени на изучение этих тонкостей у компаний просто нет.

Как результат — отказ финансово-кредитной организации в выдаче документа или несоответствие последнего требованиям заказчика или нормативной базы.

Решить проблему можно двумя способами: путем создания в организации специализированного отдела или за счет передачи полномочий независимой брокерской компании.

Источник: https://www.pravda.ru/navigator/primenenie-i-ispol-zovanie-bankovskikh-garantii.html

Замена по банковскому гарантированию

Банковская гарантия существует для того, чтобы финансовые дела поставщика были проверены специализированными структурами. Для ускоренного процесса свои услуги предоставляют брокерские конторы. Однако обращаясь к брокеру, стоит удостовериться, что он не использует схему предоставления так называемой «серой» гарантии.

Замена документов

Причины замены гарантии

Замена банковской гарантии происходит в том случае, если возникают изменения в условиях госзаказа или проблемы с выполнением обязательств. В этом случае прибегают к замене гарантии или изменении вида гарантирования. Причины изменения в условиях гарантирования:

  • недостоверность предоставленной гарантии, ведь банки или брокерские конторы могут выдавать «серые» гарантии, которые не прибывают на балансе, такие гарантии не могут становиться средством финансовой устойчивости для поставщиков и ведения работ; в такой ситуации банковская гарантия может быть заменена в том же или другом банке, однако стоит узнать, какую репутацию имеет новый банк-гарант;
  • замена может производиться в связи с продлением сроков по госконтракту, ведь документ действует в течение месяца, то есть если сделка продляется, то гарантия необходима на дополнительный срок выполнения обязательств, а заказчик и исполнитель дополнительно договариваются о способе обеспечения;
  • потребность в изменении появляется тогда, когда появляются факты о недействительности предоставленных документов.
Читайте также:  Еврокомиссия закрыла антимонопольное дело против "газпрома"

Недействительные банковские гарантии

Не все финансовые учреждения могут добросовестно относиться к выдаче документов по гарантированию. Гарантия по госконтракту признается недействительной, если она официально не зарегистрирована, поэтому банк не несет за нее ответственность.

Недействительность документа также признается, если организация, которая выдает гарантию, не зарегистрирована в списке учреждений, имеющих на это право. Это становится средство для мошенничества в финансовой сфере.

Чтобы обезопасить себя, нужно заранее ознакомиться со списком Минфина касательно учреждений-гарантов.

Если гарантия признается недействительной, то заказчик имеет право попросить ее замены.

Процесс замены банковского гарантирования

Замена «серой» гарантии производится в течение 10 дней. Для этого обращаются или в тот же банк, или в другую кредитующую организацию. Также замена гарантии  может быть произведена в более сжатые сроки, в этом случае производится замена гарантии на залог. На счету компании не всегда может быть необходимая сумма денег. Чтобы не извлекать деньги из оборота, компания берет займ или кредит.

Стоит учитывать, что кредит оформляется только в банке, а займ получается даже в микрофинансовой организации. Для оформления кредита необходимо 5-10 рабочих дней, а для займа – всего один день. Для займа потребуется меньший пакет документов.

Замена гарантии на залог может быть предусмотрена условиями тендера. Особенно если речь идет об увеличениях сроков выполнения условий полученного контракта.

Ведь банковская гарантия является документом, имеющим определенный срок действия.

Если между заказчиком и исполнителем подписывается бесконфликтное соглашение, то срок гарантирования может истечь раньше, чем выполняются все обязательства. При этом замененная гарантия должна иметь более корректный срок.

Видео по теме банковских гарантий:

Требование новой гарантии является лучшим вариантом развития событий, ведь заказчик даже имеет право на возбуждение уголовного дела по предоставлению нелегальной гарантии. При этом контракт может быть расторгнут.

Если банковская гарантия не может быть получена в сроки договора, то можно просто заменить его залогом по тендеру.

В том случае, если пакет документов рассматривается 5-10 дней, то существует вариант получения отказа. Тогда оформляют тендерный займ, который получается в течение нескольких часов. Это выгодно, если подобрана добросовестная микрофинансовая или микрокредитная организация.

По разным видам обеспечения контракта могут быть плюсы и минусы гарантирования. Право поставщика товаров и услуг на требование замены гарантии закреплено законодательно. При проведении тендера заказчик сам может регулировать условия предоставления гарантирования.

Хотя банковская гарантия является инструментом обеспечения, однако схемы ее нелегального предоставления могут быть опасными для ведения добросовестных дел, особенно если речь идет о выполнении государственных заказов и госконтрактов крупного и небольшого масштабов.

Источник: https://GarantiiBanka.ru/bankovskie-garantii/zamena-bankovskoj-garantii.html

Изменения банковских гарантиях — внесение изменений, с 2015 года, 44 ФЗ

В современном обществе принято покупать банковские продукты. Особенно, если это касается страхования риска и денежных средств конкретной компании.

Именно поэтому в финансовой структуре появился такой вид продукта, как банковская гарантия. Она позволяет минимизировать риски и получить компенсацию в случае невыполнения обязательств второй стороной.

Сущность

Банковская гарантия считается одним из способов обеспечения исполнения обязательств, при котором производится компенсация кредитным учреждением потерпевшему лицу.

Основными сторонами правоотношений становится:

  1. гарант — кредитная или страховая организация, взявшая на себя обязательства по уплате компенсации потерпевшей стороне. Выдача гарантии осуществляется только на основании платежного требования;
  2. бенефициар — компания, получающая компенсацию от гаранта в случае неисполнения обязательств принципалом;
  3. принципал — лицо, которое проявляет инициативу по оформлению банковской гарантии.

Виды

На экономическом рынке эксперты разделяют понятие банковской гарантии на несколько видов:

  1. тендерная позволяет получить компенсацию за отказ принципала от принятого решения об участии. Целевым назначением такого действия становится компенсация убытков, понесенных бенефициаром за внедрение нового конкурса.
  2. исполнение государственного контракта. Позволяет получить компенсацию в случае несвоевременной сдачи работы или иных ситуаций, которые несут вред бенефициару и денежные убытки. Целевое назначение такого действия- возмещение потерь потерпевшей стороне;
  3. возвратность аванса позволяет выплатить компенсацию в случае нецелевого использования выданных денежных средств. Но такой факт придется подтвердить документально. Выплата производится в стопроцентном эквиваленте;
  4. таможенная позволяет получить компенсацию в случае невыполнения обязательств по временному ввозу или импорту товара. На определенный промежуток времени данная гарантия позволяет ввозить товар на конкретную территорию без уплаты государственной пошлины. При невыполнении обязательств кредитное учреждение выплачивает потерпевшей стороне необходимую сумму;
  5. судебная позволяет обеспечить исковые требования. Как правило, залогом является арестованное имущество или банковские счета.

Изменения банковских гарантиях

Изменения банковских гарантиях — внесение некоторых поправок в законопроект о предоставлении финансового инструмента.  Внесение изменений пришлось на начало лета 2015 года.  Коснулись они учета сделок, а также некоторой деятельности финансовых учреждений.

Изменения в законопроекте  начали действовать с 2015 года. И коснулись они многих уровней контрактов. Они коснулись таких  вопросов, как:

  1. во время проведенного аукциона, в случае единственного поставщика или подрядчика, согласованности проекта;
  2. автономные компании и государственные органы теперь подчиняются строгим требованиям, прописанным в данном правовом акте;
  3. заключать договорные отношения заказчик вправе у одного поставщика по охране и ремонту недвижимости.

Порядок внесения банковской гарантии несколько изменится. Теперь же она считается независимой. Теперь получить ее можно не только в банке государственного типа, но и в других коммерческих организациях, занесенных в единый реестр Министерства Финансов.

Независимая банковская гарантия теперь должна иметь:

  1. дату и время- во сколько и когда была выдана;
  2. точные сведения про каждую сторону договора (наименование, организационно правовая форма);
  3. определенная сумма, которая должна быть выплачена в случаях, установленных в правовом документе;
  4. срок исполнения обязательств и выплаты компенсации.

Изменения коснулись и суммы компенсации, которая подлежит выплате в связи с изменением продолжительности каждого периода.

Для получения банковской гарантии теперь необходимо предоставлять не только копии документов, но и оригиналы.

Для оформления банковского продукта необходимо предоставить:

  1. заявление по форме конкретного финансового учреждения;
  2. информация о компании заявителе;
  3. все учредительные документы и уставные обеих сторон;
  4. ИНН;
  5. ОГРН;
  6. выписка из налоговой службы;
  7. документы, подтверждающие полномочия руководителей компании;
  8. бухгалтерские документы, обеспечивающие сохранность и перечисление денежных средств на внутренних счетах организаций;
  9. реестровые номера закупок и иные документы для предоставления кредитному учреждению.

Видео: Общие положения

Условия гарантии

Для получения такого финансового инструмента нужно знать все основные условия банковской гарантии, а точнее срок выдачи и ее размер. Это дает полное понимание о том, сколько времени потребуется для ее оформления, а также какие расходы она повлечет за собой.

Обеспечение используется для выполнения обязательств по выполнению государственного заказа. В связи с чем, сумма не может доходить 30% от стоимости общего контракта. А за предоставление такого финансового инструмента снимается комиссия в 3%. Срок выпуска 3-21 день.

Помимо этих особенностей, необходимо учитывать следующие условия гарантии:

  1. название гаранта;
  2. название принципала;
  3. название бенефициара;
  4. ссылка на договорные отношения;
  5. максимальная гарантированная сумма;
  6. срок выдачи обязательств;
  7. правила выплаты компенсации;
  8. условия для сокращения выплат.

Где получить

Основные положения по выдаче такого финансового инструмента отражены в параграфе 6 главы 23 Гражданского кодекса. Именно здесь оговариваются условия выдачи и наименования учреждений, где можно приобрести товар.

Если финансовый инструмент приобретался в кредитном учреждении, то она является кредитным продуктов.

По сути, это кредит для заемщика. Рассмотрение происходит в течение трех недель. Если это существующий клиент, то срок может сокращаться до минимума.

Стоимость

Стоимость банковской гарантии варьируется в пределах 1-30% от стоимости сделки. рассчитывается цена в индивидуальном порядке и зависит от множества факторов, таких как стоимость сделки, срок исполнения обязательств, платежеспособность принципала.

Как получить банковскую гарантию

Для получения необходимо выполнить несколько шагов:

  1. выбираете кредитное учреждение;
  2. узнаете условия предоставления банковского продукта;
  3. знакомитесь с тарифной сеткой;
  4. заполняете анкету;
  5. предоставляете документы;
  6. согласовываете;
  7. оплачиваете услуги;
  8. получаете правовой документ.

Проверяете выданный банковский продукт на соответствие требованиям, указанным в статье 45 и 44 Федерального законодательства.

Гарантом сделки выступает финансовое или страховое учреждение, указанное в едином реестре на официальном сайте Министерства Финансов. Стоимость продукта определяется в индивидуальном порядке.

Источник: http://biznes-delo.ru/bankovskie-garantii/izmeneniya-bankovskix-garantiyax.html

Предоставление новой банковской гарантии при изменении существенных условий контракта

Закон «О контрактной системе» устанавливает, что изменение существенных условий по заключенному государственному или муниципальному контракту неправомерно. Однако в части сроков исполнения госконтракта существуют некоторые исключения:

  1. Срок исполнения госконтракта может быть изменён при изменении объёма бюджетного финансирования;
  2. По соглашению сторон (в случае, если такое условие предусмотрено условиями заключенного госконтракта).

Если сроки продлеваются по соглашению сторон, то заказчик и исполнитель должны заключить дополнительное соглашение в досудебном порядке, соблюдая при этом требования постановления Правительства № 191 от 14.03.2016 года. Согласно данному документу, заключить допсоглашение о продлении сроков исполнения контракта возможно в случаях:

  1. Срок исполнения госконтракта более шести месяцев;
  2. Заказчиком выступает федеральный орган власти, «Росатом» или другое «наиболее важное» госучреждение, субъект федерации или муниципалитет;
  3. Стоимость госконтракта превышает один миллион рублей;
  4. Если исполнителем является СМП, цена контракта не должна быть больше пяти миллионов рублей;
  5. Предметом закупки является строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капстроительства;
  6. Расчёты между сторонами ведутся в российских рублях.

Если хоть одно из перечисленных требований не соблюдено, суд откажет в утверждении мирового соглашение заключенного между госзаказчиком и поставщиком.

Банковская гарантия.

После того, как все законодательные требования соблюдены, и срок исполнения контракта продлён, перед сторонами встаёт вопрос об обеспечении исполнения поставщиком своих контрактных обязательств. Имеет ли заказчик право требовать от исполнителя предоставления новой банковской гарантии по госконтракту, в которой будут учтены все внесённые изменения?

Если изменению был подвержен только срок исполнения контракта, то поставщик обязан предоставить заказчику новый гарантийный документ, который имеет продлённый срок действия, иначе заключение допсоглашения по 44-ФЗ будет невозможно.

Если же была изменена цена контракта, то прямого регулирования Законом № 44-ФЗ данной ситуации нет. Ст. 96 ч. 4 ФЗ-44 говорит о том, поставщик предоставляет обеспечение исполнения госконтракта при его заключении. При этом согласно ч.7 ст.

96 ФЗ-44 исполнитель имеет право уменьшить размер обеспечения в соответствии с объёмом уже исполненных обязательств, изменив при этом и способ обеспечения. Исходя из этого, можно сделать вывод, что Закон «О контрактной системе» не предусматривает увеличение гарантийной суммы.

Таким образом, требование об увеличении размера банковской гарантии на исполнение госконтракта правомерно лишь в том случае, если имеется соответствующее решение суда.

Не можете разобраться в тонкостях контрактной системы? Обратитесь в «РосТендер»! Опытные специалисты не только окажут консультационную поддержку, но и помогут получить Вашей компании банковскую гарантию и тендерный кредит для участия как в коммерческих, так и в государственных закупках. Также Вы сможете более подробно узнать о плюсах прохождения сертификации, а затем получения аттестационного документа (сертификат ISO) международного образца и удобстве тендерного сопровождения.

Источник: https://bankovskayagarantiya.ru/info/predostavlenie_novoj_bankovskoj_garantii_pri_izmenenii_suwestvennyh_uslovij_kontrakta/

Ссылка на основную публикацию